Пушкин во время эпидемии холеры: Пушкин во время эпидемии холеры создал свои лучшие произведения

Эпидемия холеры рассудила поэта Александра Пушкина и «тысячеискусника» Алексея Оленина

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

21.01.2021 15:00

«Родина»

Текст:

Александр Вершинин (доктор юридических наук),Галина Михеева (доктор педагогических наук, профессор)

Родина — Федеральный выпуск: №1(121)

Эпидемия холеры рассудила поэта Александра Пушкина и «тысячеискусника» Алексея Оленина

Давний автор и друг журнала «Родина» Александр Павлович Вершинин, возглавляющий Российскую национальную библиотеку, предложил редакции цикл публикаций, связанных с легендарной «публичкой». В первом номере нового года — премьера проекта.

В 1831 г. Императорская публичная библиотека закрылась на пять месяцев, так как эпидемия холеры1 — эта «азиатская гостья»2 — достигла Северной столицы. Директором библиотеки тогда был Алексей Николаевич Оленин (1763-1843), бывший еще и президентом Академии художеств3. Император Александр Первый называл его «тысячеискусником»4, а Александр фон Гумбольдт, посетив Петербург5, написал, что А.Н. Оленин — «единственный универсальный ученый в России»6.

А. Варнек. Портрет А.Н. Оленина. Не ранее 1824 г.

Среди всеобщей паники, возникшей в Санкт-Петербурге, Оленин держался мужественно. В.Ф. Одоевский так писал о нем: «…в огромной шинели на плечах, в калошах на ногах, с портвейном7 в руках, с сигарой8 в зубах, с холерою на языке и между тем со спокойствием в сердце, ибо он принадлежал к числу немногих, которые во время болезни сохранили присутствие духа и хладнокровие; он прекрасно действовал и со всеусердием помогал больным»9.

Иначе и не мог себя вести в тяжелую годину этот выдающийся человек.

Обложка Дела о закрытии публичной библиотеки.

Талантлив во всем

В молодые годы Оленин, благодаря покровительству княгини Дашковой10 и императрицы Екатерины, был определен в Пажеский корпус11, затем учился воинским и словесным наукам в Дрездене, а по возвращении стал в 23 года капитаном и. .. членом Академии наук12. Большого парадокса в этом не было: за границей науки, история, древности и искусство не только привлекали его внимание, но и развили таланты.

Письмо на имя А.Н. Оленина.

В конце XVIII — начале XIX века жизнь Оленина отличалась чрезвычайным разнообразием. Он успел принять участие в военных кампаниях, увольняясь и возвращаясь на службу; вышел в отставку в чине полковника; перед Наполеоновским вторжением стал генералом милиции (народного ополчения). На гражданской службе служил в Госбанке, стал управляющим Монетным двором13, обер-прокурором в правительствующем Сенате, статс-секретарем в Госсовете14 — одним из ближайших сотрудников графа Сперанского15.

Служебные обязанности «не стали помехой Оленину в его научных и художественных занятиях»16. Он — археолог, знаток античности, исследователь древнего оружия, отличный рисовальщик и гравер, консультант знаменитых архитекторов.

Неизвестный художник. Гостиная Олениных в петербургском доме. 1820-е гг.

Круг друзей и завистников

После прихода Оленина в Императорскую библиотеку17 вокруг него сложился круг литераторов, ученых и художников, с которыми считался весь столичный мир18. Дома на Фонтанке19 и в Приютине20 чуть ли не ежедневно посещали знаменитости: Батюшков, Блудов, Брюлловы, Венецианов, Карамзин, Крылов, Мартос, Пушкин и т. д.

Однако близость ко двору и официальное признание, насыщенная яркая жизнь вызывали и неприязнь окружающих, людей разных школ, лагерей и кланов. Даже те, кто посещал гостеприимный дом, порой распространяли или оставляли в своих дневниках нелестные характеристики его хозяину. Алексею Николаевичу доставалось даже за его «малый рост» двенадцатилетнего ребенка21, «несоразмерный его величию». Что уж говорить о тех, кто мог споткнуться на шероховатости поведения и характера военного и чиновника, ставшего художником и ученым. Даже Пушкин после того, как ему ответили отказом на сватовство к дочке сановника — красавице Анне, не удержался и оставил потомкам в черновиках к «Евгению Онегину» такую характеристику Оленина: «о двух ногах нулек горбатый»22.

Неизвестный художник. Портрет А.Н. Оленина. Шарж. 1830-е гг.

Поэт и гражданин

Как известно, после более удачного сватовства к Наталье Гончаровой Пушкин из-за холерного карантина задержался в Болдино на три месяца. Болдинская осень стала одним из самых плодотворных периодов в его творчестве. В тот период Александру Сергеевичу приписывали и вдохновляющие поэтические «рецепты» против холерной паники23. Писатель М.Н. Макаров24 вспоминал, что поэт ему говорил: «»Знаете ли, что даже и медики не скоро поймут холеру. Тут все лекарство один courage, courage (фр. смелее, смелее) и больше ничего»… Пушкинское магическое слово courage спасло многих от холеры»25.

Портрет Пушкина. Иллюстрация Г. Траугота из книги М. Борисовой «Интереснее пешком».

Слово Пушкина — магическое, а дело Оленина — практическое. После того, как «публичку» закрыли из-за эпидемии, «нулек» вступил в бой с холерой как рядовой — не призывами, а конкретной помощью больным.


1. Первая эпидемия холеры в Петербурге началась 14 июня 1831 г. и продлилась до 5 ноября того же года. Позднее эта новая для Российской империи болезнь стала постоянной гостьей столицы.

2. Холеру именуют «азиатской гостьей», так как заболевание всегда приходило из стран Индокитайского региона.

3. А.Н. Оленин стал президентом Академии художеств в 1817 г. К этому времени он был известен как талантливый рисовальщик, художник, основатель отечественной археологии (Голубева О.Д. Оленин Алексей Николаевич // Сотрудники Российской национальной библиотеки — деятели науки и культуры: биогр. слов. СПб., 1995. Т. 1. С. 393-396).

4. Tausendknstler (нем.). См.: Государственная канцелярия, 1810-1910: ист. очерк. СПб., 1910. С. 35.

5. Гумбольдт Александр фон (1769-1859) — немецкий ученый, натуралист и путешественник, один из основателей географии как самостоятельной науки; младший брат знаменитого ученого В. фон Гумбольдта. В мае-ноябре 1829 г. путешествовал по России, посетил Урал и Сибирь, в столице познакомился с А.Н. Олениным. Итогом его путешествия стал трехтомный труд «Asie Centrale» (Paris, 1843).

6. Цит. по: Голубева О.Д. А.Н. Оленин. СПб., 1997. С. 140.

7. Среди ученых бытует мнение об уникальных лечебных свойствах натурального виноградного вина, в частности портвейна, для уничтожения холерной палочки (см., например: Вино: для здоровья или против? URL: https://rskrf.ru/tips/eksperty-obyasnyayut/vino-dlya-zdorovya-ili-protiv/). Можно предположить, что портвейн был получен А.Н. Олениным от государственного и военного деятеля графа Михаила Семеновича Воронцова (1782-1856), давнего его знакомца еще по раскопкам в Крыму. М.С. Воронцов в эти годы был Новороссийским генерал-губернатором и владельцем богатейших виноградников. «Выдержанные в подвале Воронцова» крымские вина славились по всей России. В 1831 г. его адъютантом был сын А.Н. Оленина Петр Алексеевич, который и передал отцу столь необходимое «лекарство».

8. В эти годы европейские медики широко пропагандировали табак в качестве лечебного средства. Так, при эпидемии холеры в Лондоне в 1822 г. современники отмечали использование сигар в качестве профилактического средства: их курили как мужчины, так и женщины (Богданов К. Табак — лекарство от всех болезней? URL: https://ad-informandum.livejournal.com/27517.html)/.

9. Цит. по: Императорская Публичная библиотека за сто лет, 1814-1914. СПб., 1914. С. 157.

10. Княгиня Дашкова Екатерина Романовна (1743-1810) — подруга и сподвижница Екатерины II, сыграла значительную роль в государственном перевороте 1762 г., приведшем на престол Екатерину Великую. Занимала высокие государственные посты, в том числе директора Санкт-Петербургской Академии наук. Первая женщина в мире, возглавившая Академию наук, инициатор создания в 1783 г. и президент Императорской Российской академии; была организатором и участником подготовки первого толкового «Словаря русского языка» (1783-1794).

11. Пажеский Его Императорского Величества корпус — престижное придворное и военно-учебное заведение Российской империи, действовавшее в Санкт-Петербурге, учрежденное в 1759 г. именным указом Елизаветы Петровны.

12. Изучая с юношеских лет русскую историю и палеографию, А.Н. Оленин в 1786 г. представил работу «Толкование многих военных старинных речений». Работа была выполнена на таком уровне, что тогда же принесла ее автору звание академика Императорской Российской академии.

13. К этому времени Монетный двор в Петербурге стал единственным в стране местом чеканки золотых и серебряных монет и изготовления медалей и знаков отличия. Удовлетворенный реорганизацией, которую провел в нем новый управляющий, Павел I наградил А.Н. Оленина большим Мальтийским командорским крестом.

14. В Госсовете в чине тайного советника А.Н. Оленин возглавлял департамент гражданских и духовных дел.

15. Граф Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839) — русский общественный и государственный деятель, реформатор, законотворец, возглавил реформаторскую деятельность Александра I. Первый государственный секретарь в Российской империи. В связи с опалой Сперанского на должность государственного секретаря в 1812 г. был назначен А.Н. Оленин, который в 1830 г. получил чин действительного тайного советника. Подробнее о многогранной государственной службе А.Н. Оленина см.: Голубева О.Д., Михеева Г.В. 1811-1843. Алексей Николаевич Оленин // История Библиотеки в биографиях ее директоров, 1795-2005. СПб., 2006. С. 52-54.

16. Кубасов И. Оленин Алексей Николаевич // Большая биографическая энциклопедия. 2009. URL: http://biografii.niv.ru/doc/encyclopedia/biography/articles/35/olenin-aleksej-nikolaevich.htm/

17. Учрежденная 16 (27) мая 1795 г. по повелению Екатерины II первая национальная библиотека в этот период носила разные названия: Императорская библиотека, Российская Публичная библиотека, Императорская Российская библиотека. В 1810 г. А.Н. Оленин подготовил проект устава Библиотеки, отредактированный М.М. Сперанским, он 14 октября того же года получил силу закона под названием «Положение о управлении Императорскою Публичною библиотекою». Этот документ узаконил официальное название созданной библиотеки — «Императорская Публичная библиотека».

18. Литературный и художественный критик, публицист и общественный деятель, в разные годы сотрудник Императорской Публичной библиотеки Д.В. Философов метко назовет Библиотеку в оленинский период руководства ею «меценатским приютом литераторов» (Философов Д.В. Столетие Публичной библиотеки // Речь. 1914. 1 (14) янв.).

19. А.Н. Оленин жил в доме 101 на набережной реки Фонтанки. Сейчас в нем жилые помещения, административные и торговые организации.

20. «Приютом для добрых душ» называл оленинскую дачу поэт К.Н. Батюшков, посвятивший описанию дружеских встреч на ней свое стихотворение (Батюшков К.Н. Послание к А.И. Тургеневу // Батюшков К.Н. Сочинения. СПб., 1887. Т. 1. С. 281-282 (паг. 2-я)).

21. Из записок барона (впоследствии графа) М.А. Корфа // Русская старина. 1899. Т. 100, N 11. С. 269.

22. Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: в 16 т. М.; Л., 1937. Т. 6: Евгений Онегин. С. 514.

23. В начале 1830-х гг. в списках ходило анонимное стихотворение «Лекарство от холеры», приписываемое некоторыми современниками А.С. Пушкину. В отделе рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ. Ф. 281. Ед. хр. 24) хранится список этого стихотворения: РЕЦЕПТ ОТ ХОЛЕРЫ Возьми разсудка восемь гранов, Пять лотов сердца доброты, Шесть драхм сердечных минералов, И стольких мыслей простоты, Толки все это камнем веры, Прибавь терпения без меры, Сквозь сито совести просей, И в чашу мудрости глубоку Сто унций умственного соку На специи сии налей, Покрой игрой воображенья, Молитвой теплою согрей. Тогда ты в этом эликсире Найдешь все то, что нужно в мире С блаженством лестным для людей, Садись пред зеркалом природы, Сочти лета свои и годы И понемножку капли пей. А. Пушкин Однако сегодня исследователи выдвигают убедительные доводы, не подтверждающие авторство поэта (см., например: Дубровский А.В. Нуждался ли Пушкин в защите Гоголя? (к вопросу об авторстве «Лекарства от холеры». URL: http://domgogolya.ru/science/researches/1066/#25).

24. Макаров Михаил Николаевич (1785?-1847) — русский фольклорист, писатель и лексикограф.

25. Макаров М.Н. Александр Сергеевич Пушкин в детстве (Из записок о моем знакомстве) // Пушкин в воспоминаниях современников: в 2 т. СПб., 1998. Т. 1. С. 46.

ТелеграмВКонтакте

Темы дня:

Бескозырка белая, в полоску воротник

Беседа с бывшим гаишником Николаем Сайкиным, согревшим своей продукцией и сердечным теплом тысячи соотечественников

100 тысяч за историю. Сколько стоит снос памятника архитектуры в двух шагах от Кремля

В Вологодской области нашли обломки штурмовика Ил-2: он разбился в 1943-м

Когда и как дали старт курсу на коренизацию национальных регионов СССР

Süddeutsche Zeitung (Германия): самое продуктивное время Пушкина

Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

https://inosmi. ru/20200328/247123187.html

SZ: для Пушкина карантин стал лучшим временем жизни

SZ: для Пушкина карантин стал лучшим временем жизни

SZ: для Пушкина карантин стал лучшим временем жизни

Во время эпидемии холеры в 1830 году Александр Пушкин три месяца провел в карантине в имении Болдино. Там он написал несколько лучших произведений русской… | 28.03.2020, ИноСМИ

2020-03-28T01:01

2020-03-28T01:01

2022-10-07T15:07

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn1.inosmi.ru/images/sharing/article/247123187.jpg?2378443801665144442

россия

германия

ИноСМИ

[email protected]

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

2020

ИноСМИ

[email protected]

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

Новости

ru-RU

https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

ИноСМИ

info@inosmi. ru

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

ИноСМИ

[email protected]

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

ИноСМИ

[email protected]

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

общество, культура, как пройти в библиотеку?, россия, германия, александр пушкин

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ

Читать inosmi.ru в

Во время эпидемии холеры в 1830 году Александр Пушкин три месяца провел в карантине в имении Болдино. Там он написал несколько лучших произведений русской литературы. Возможно, это было самое счастливое время его жизни, рассуждает писательница в эссе для немецкой Süddeutsche. А как нынешний карантин повлияет на мир?

Ольга Мартынова, писательница и переводчица

31 августа 1830 года русский поэт Александр Пушкин, считающийся основателем современной русской литературы, отправился в провинцию, чтобы урегулировать некоторые обстоятельства, связанные с предстоящей женитьбой. Свадьба была под угрозой, потому что семье невесты Пушкин казался недостаточно богатым. Он написал невесте, что та может считать себя совершенно свободной, но он женится только на ней или вообще не женится, и что он тем не менее не собирается прекращать усилий, связанных с теперь уже менее вероятной свадьбой, и только выразил сожаление, что испорчено его любимое время для творчества — осень.

3 сентября он приехал в свое родовое имение Болдино, где его ждало нечто приятное — милое письмо от невесты с согласием на брак. Но к тому времени возникшая в Индии эпидемия холеры дошла до России, где ее жертвами суждено было стать 200 тысячам человек (а впоследствии и сотням тысячам в Западной Европе и Северной Америке). В некоторых русских городах произошли волнения из-за предписанных правительством строгих мер по ограничению передвижений, а также из-за повышения цен на продовольствие. Везде было введено оцепление населенных пунктов. Пушкин оказался отрезанным от внешнего мира, в том числе и от невесты, но все же провел, возможно, самые счастливые три месяца своей жизни, которые под названием «Болдинская осень» считаются наиболее продуктивной порой в творчестве Пушкина.

Одной из трех книг, которые были при нем, помимо российской истории и одного из переводов «Илиады», была антология современной английской лирики «Поэтические произведения Мильмана, Боулза, Вильсона и Барри Корнуолла» (The poetical works of Milman, Bowles, Wilson, and Barry Cornwall). Этой книге русская литература обязана появлением одного из самых значительных произведений по теме «эпидемия» — маленькой трагедии в стихах «Пир во время чумы», в которой Пушкин перевел сцену из «Города чумы» (The City of the Plague) Джона Вильсона, превратив ее в самостоятельное произведение.

Прямо на одной из улиц объятого чумой Лондона группа веселящихся людей устроила жутковатый праздник. В короткой пьесе показаны разные характеры людей, отчаянно пытающихся игнорировать опасность и окружающие их смерти. В динамичной последовательности в группе возникают самые разные эмоции — печаль, страх, любовь, дерзость, раскаяние, непокорность судьбе. В разгар одного из споров появляется нагруженная трупами повозка, управляемая «негром».

Как оплакивать умерших и что происходит с человечностью?

То, что прадед Пушкина был чернокожим африканцем, которого ребенком подарили Петру I и который в России дослужился до генерала, было для поэта крайне важно. К самым прекрасным произведениям в прозе, написанным на русском языке, относится пушкинский роман «Арап Петра Великого», который, к огорчению многих поколений читателей, остался незавершенным. Думаю, что Пушкин очень обрадовался, когда натолкнулся на ремарку Вильсона «Мимо проезжает повозка с трупами, управляемая негром» (The Dead-cart passes by, driven by a Negro), и поместил этого «негра» как автопортрет в свое произведение — подобно тому, как это часто делают художники. Так поступил, например, современник Пушкина Карл Брюллов, который хотел написать портрет Пушкина, но, к сожалению, так и не успел это сделать. Брюллов изобразил себя на монументальной картине «Последний день Помпеи».

Возница — персонаж без слов, наблюдатель, появление которого — переломный момент в действии, потому что сразу за этим появляется священник и тщетно пытается воззвать к совести собравшихся. Священника прогоняют, пир продолжается, только его Председатель впадает в глубокую задумчивость.

Все до последней запятой в этой изумительной пьесе подверглось бесчисленным интерпретациям и комментариям. Но все они не дают ответа на главные вопросы. Как оплакивать умерших близких, как должны общаться между собой люди, подвергающиеся одинаковой опасности, сколько человечности остается в них в пограничных ситуациях, как быстро люди отбрасывают покров цивилизации — невольно, инстинктивно, будто ящерица отбрасывает хвост?

Меня пандемия коронавируса застала в Эденкобенской долина в Пфальце, месте не менее живописном, чем пушкинское Болдино. Покоя, который был у Пушкина, из-за интернета больше нет нигде, хотя в провинции по сравнению с крупными городами все же картина менее депрессивная. Во Франкфурте некоторое время назад двум мужчинам, встретившим на улице двух молодых азиаток, ничего лучшего не пришло в голову, как крикнуть им «Корона!»

Жители Пфальца отложили свой юмор до лучших времен. Туристы, для которых в первые дни еще не было ограничений, ходили по виноградникам. Еще вчера медийные звезды и вирусологи рекомендовали: «Чаще бывайте на свежем воздухе!», а сегодня людей, гуляющих при хорошей погоде, клеймят как безответственных. Пользователи российских социальных сетей напуганы тем, как быстро на Западе ввели все эти ограничения. Они спрашивают себя, не является ли это глобальным наступлением на права человека. Но так как они привыкли критиковать российское начальство, то возмущаются и тем, что у них (до сих пор!) не введены аналогичные строгие меры.

Как перед лицом пандемии страны будут относиться друг к другу? С большей солидарностью? С большим недоверием? Когда я в новостях прочитала, что закрытие границ не только послужит сдерживанию вируса, но и помешает частным лицам, приезжающим за покупками из-за границы, я впала в глубокую задумчивость, как и Председатель в пушкинской пьесе.

Покрытые белыми и розовыми цветками миндальные деревья и проснувшиеся насекомые напомнили мне одно из самых поэтичных мест в Книге Екклезиаста: «И зацветет миндаль, и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс. Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы».

Для Александра Пушкина изоляция была освобождением

Культура | Карантинная рапсодия

Пребывание поэта в изоляции из-за холеры в 1830 г. было самым продуктивным периодом в его жизни

Послушайте эту историю. Наслаждайтесь аудио и подкастами на iOS или Android.

Ваш браузер не поддерживает элемент

Николай I, лишенный чувства юмора и безжалостный самодержец, начал свое царствование с казни пятерых аристократов, возглавивших восстание декабристов против него в 1825 году; еще 120 заговорщиков были сосланы в дальние уголки Российской империи. Многие были близкими друзьями Пушкина. Сам он годом ранее был сослан в имение матери за свои атеистические взгляды. Будь он в Петербурге, он был бы среди мятежников, честно признался он, когда его вызвали на встречу с царем.

Освобождение и помилование самого популярного поэта страны должно было смягчить российскую элиту. Николай также обязался быть покровителем и личным цензором Пушкина вместо обычного. На практике Пушкину приходилось согласовывать с царем каждое письмо и терпеть внимание графа Александра Бенкендорфа, основателя российской тайной полиции. Пушкину стало душно и неспокойно. Он просил разрешения поехать в Европу, Китай или куда-нибудь еще, но неизменно получал отказ. Короткая поездка на войну на Кавказ — в Россию, излюбленную опасную зону эпохи романтизма, — закончилась унизительным выговором Бенкендорфа.

Эта политическая напряженность поставила под угрозу его свадебные планы. В 30 лет Пушкин жаждал частной семейной жизни, огражденной как от государства, так и от поклонников (если этот порыв нарушал романтическое представление поэта как убитого горем одиночки, то нарушал и его взгляд на литературу как на профессию). Но его будущая свекровь нервничала из-за того, что выдавала свою прекрасную 17-летнюю дочь Наталью Гончарову замуж за человека, находящегося под наблюдением. По просьбе Пушкина Бенкендорф написал, что просто дает дружеский совет поэту, а не шпионит за ним. Однако было еще одно препятствие: мать Натальи настаивала на приданом, а поскольку ее финансы были в плачевном состоянии, его должен был предоставить жених. Но у Пушкина, зарабатывавшего на жизнь своим пером, не было лишних средств, чтобы потакать ее самолюбию.

Среди этих драм он был вынужден отправиться в Нижегородскую губернию, в 250 милях к востоку от Москвы, чтобы официально завладеть Болдино, небольшим имением, где жил его дед и которое теперь было свадебным подарком от его отца. Перед отъездом и после неприятной стычки с матерью Натальи он сказал своему другу и издателю Петру Плетневу, что ему грустно и мучительно: «Жизнь 30-летнего жениха хуже, чем 30 лет в жизнь игрока… Дьявол заставил меня думать о счастье, как будто я для него создан».

Une tres jolie personne

Он столкнулся с последним источником разочарования: осень была любимым и самым продуктивным временем года Пушкина. Это было, когда он писал лучше всего. Теперь, казалось, он потратит их на подготовку к свадьбе, которая может никогда не состояться. 1 сентября он уехал из Москвы, рассчитывая вернуться через пару недель. Его музы, должно быть, улыбались.

Пушкин путешествовал налегке, взяв с собой несколько рукописей и сборник английских стихов, содержащих «драматические сцены» Барри Корнуолла, английского поэта, настоящее имя которого было Брайан Проктер, и Джона Уилсона, шотландца. Через три дня он прибыл в Болдино, усадьбу XVIII века, окруженную однообразной безлесной степью, усеянной бедными крестьянскими жилищами и кладбищем, усеянным темными деревянными крестами. Он планировал остаться не дольше, чем нужно.

Пять дней спустя, 9 сентября 1830 года, он оказался взаперти. Эпидемия холеры достигла Нижегородской губернии, и район был оцеплен, чтобы остановить ее распространение. Внезапно Пушкин почувствовал удовлетворение и облегчение. Все его прежние страдания и их причины отступили. «Темные мысли мои рассеялись: я теперь в деревне и развлекаюсь», — писал он Плетневу. «Вы не представляете, какое это счастье — убежать от невесты и сидеть здесь и писать стихи… Можно сколько угодно кататься на лошадях, сколько угодно писать дома, и никто вас не побеспокоит».

В тот день он написал «Гробовщик», гротескный рассказ о гробовщике, который приглашает своих умерших клиентов на новоселье. Пушкин был игривым и озорным. Он тусовался с крестьянскими девушками и ходил в местную церковь, чтобы произнести шутливую проповедь. «На вас, братцы, наслали холеру за то, что вы не платите поборов и слишком много пьете», — сказал он крестьянам. — Если ты будешь продолжать в том же духе, тебя выпорют. Аминь.»

Застряв за несколькими карантинными кордонами, осаждаемый свирепствующей болезнью («une tres jolie personne», по выражению Пушкина), он чувствовал себя таким же свободным и счастливым, как никогда. Три месяца, проведенные им в Болдино, были самыми продуктивными в его жизни. Наконец он закончил «Евгения Онегина» — гениальный роман в стихах, над которым работал семь лет и должен был стать классиком русской литературы, — а также серию драматических очерков, основанных на британских произведениях, которые он привез с собой. , которую он назвал «Маленькие трагедии».

Странная и дикая радость

Пушкин, которому никогда не разрешат выезжать за пределы России и который сейчас застрял в деревне среди «дождя, снега и грязи по колено», перескакивал через исторические эпохи, страны и жанры — от от средневековой французской башни в «Скупом рыцаре» до Вены в «Моцарте и Сальери». «Каменный гость» пронесся от ворот Мадрида к балкону одной из любовниц дона Жуана, где (в переводе Джеймса Фалена) «ночь/Лавров и лимонных запахов; луна…/ Вся блестит в глубокой и темной синеве…/ Сторож долго зовет: Все хорошо! » По выражению Достоевского, Пушкин умел «вмещать в своей душе гениев других народов, как своих».

Этот всплеск творчества был вызван не только его бегством от назойливых забот. Угроза холеры и риск смерти воодушевляли его. Как объяснил литературовед Юрий Лотман, для поколения русских аристократов, родившихся в конце XVIII — начале XIX веков, сформированного романтизмом и вдохновленного наполеоновскими войнами и европейскими революциями, смерть ассоциировалась не со старостью, а с молодостью и отвагой. и болезни. «Раны были предметом скорее зависти, чем жалости», — писал Лотман о пушкинском времени.

В эпоху и в стране, где слежка, цензура и унижение были нормой, риск быть убитым вражеской пулей или даже стихийным бедствием предлагал извращенную перспективу достоинства и свободы — двух вещей, которые ценил Пушкин. большинство. Это чувство личной свободы и неповиновения — лейтмотив «Пира во время чумы», последней и самой короткой из «Маленьких трагедий», написанных им в Болдино.

Он представил произведение как «отрывок из трагедии Уилсона «Город чумы». Действие пьесы Уилсона, действие которой происходит в Лондоне чумным летом 1665 года, рисует болезненную картину пустого города, по которому едет «жалкая повозка, набитая человеческими телами». Пушкин, однако, сосредоточился на одной сцене, в которой группа молодых людей устраивают спонтанную уличную вечеринку и произносят тост за умершего друга. В центре — гимн собственного сочинения Пушкина, посвященный «хозяином пирушек» чуме, уже унесшей жену и мать героя:

Восторг на поле брани,
И там, где черная бездна,
И на бушующем океане,
Среди бурных волн смерти,
И в пустынном урагане,
И в губительном дыхании Чумы.
За все, что грозит погубить
Таит странную и дикую радость —
Быть может, для смертного зарево
То, что обещает вечную жизнь;
И счастлив тот, кто познает
Этот восторг обретается в бурях и раздорах…
Будем пить розовое девичье вино
И поцелуй губы там, где может быть чума!

По окончании заключения поэт наконец женился на Наталье. В 1837 году, после того как его шурин попытался соблазнить ее, Пушкин был убит на дуэли. Но у него точно не было желания умереть — скорее, близость смерти заставляла его чувствовать себя живым. Когда в 1831 году разразилась вторая волна холеры, Пушкин провел медовый месяц в идиллической императорской резиденции недалеко от Санкт-Петербурга. Оттуда он снова писал впадавшему в депрессию Плетневу:

Селезенка хуже холеры. Один убивает только тело, другой убивает душу… Жизнь по-прежнему богата… Твоя дочь вырастет и превратится в невесту, мы превратимся в старых дураков, наши жены в старых хряков, но наши дети будут хороши… Холера пройдет, и, если мы будем живы, у нас тоже будет радость.

Эта статья появилась в разделе «Культура» печатного издания под заголовком «Восторг на поле боя».

Культура 6 июня 2020 г.

  • Для Александра Пушкина изоляция была освобождением
  • Люди от природы хорошие? Рутгер Брегман так думает
  • Первая большая арт-выставка эпохи коронавируса — это видение будущего
  • Джейн Эйр, как и многие люди, лучше всего проявляет себя в одиночестве
  • Для Хаяо Миядзаки полет — это метафора свободы
  • семейная ячейка сформировала отношение людей к covid-19

Из выпуска от 6 июня 2020 г.

Узнайте истории из этого раздела и другие в списке содержания

Изучите издание

Повторно используйте этот контент

Любовь и литература во время холеры

Как и у многих молодых индийцев в 2020 году, чьи церемонии бракосочетания пришлось отложить из-за общенационального карантина, вызванного пандемией, осенью 1830 года 31-летний Александр Пушкин, основоположник современной русской литературы, был вынужден отложить уже отложенную свадьбу с Натальей Гончаровой из-за эпидемии холеры.

Российская империя впервые столкнулась с холерой в 1823 году, но с наступлением зимы болезнь пошла на убыль. Шесть лет спустя он вернулся в Астрахань на юге страны. В 1830 году он поразил Россию так, как Covid19совершается во многих частях света и проникает на окраины Москвы и в имперскую столицу Санкт-Петербург. Когда многочисленные карантины не смогли остановить распространение болезни, правительство установило контрольно-пропускные пункты для остановки торговых караванов, что вызвало смятение и народный антагонизм. Как и в случае с коронавирусом в 2020 году, холера поразила молодых и старых, бедных и богатых, но основной удар пришелся на низшие классы, число погибших, по оценкам, составило один лакх.

Пушкин критиковал то, как правительство справилось с кризисом. В письме, которое он написал через год после эпидемии, русский поэт выразил чувства, которые и знакомы, и могут служить предостережением: «Карантины остановили производство и грузовые перевозки, разорили подрядчиков и перевозчиков, прекратили доходы крестьян и помещиков. и чуть не вызвали беспорядки в 16 провинциях»9.0003

По словам Юрия Босина, отчаяние и негодование населения по поводу государственного карантина и введения контрольно-пропускных пунктов вылились в масштабный народный протест. WhatsApp, очевидно, не существовало в России 19 го века, но слухи распространялись по стране так же быстро, как и в технически подкованной Индии 21 го века. «В очередной раз слухи о том, что аристократия и высшие классы несут ответственность за чуму, вызвали восстания, поскольку самые бедные были менее всего способны предотвратить болезнь», — писал Босин в 9 г. 0041 Международная энциклопедия революции и протеста. «Слух о том, что врачи отравили колодцы, вызвал волну кровавых беспорядков по всей России, когда большие толпы грабили состоятельные домохозяйства, нарушали карантин и убивали медицинский персонал», — добавил Босин.

  Перед вспышкой холеры Пушкин уехал в свое родовое поместье в Большое Болдино, что примерно в 570 км от Москвы (где жила его невеста). Писатель переехал в имение, чтобы стать «владельцем» деревни, подаренной ему отцом на свадьбу. Тот факт, что по пути ему пришлось бы выдержать пять двухнедельных карантинов каждый, помешал Пушкину вернуться в Москву, чтобы быть с Гончаровой.

Писатель должен был остаться в своем поместье на три месяца, но сочетание осени (его любимого времени года) и изоляции помогло выявить наиболее продуктивный период жизни писателя. Осенняя листва, прекрасная погода и необъятность родового поместья помогли писателю оглянуться в свое прошлое и выразить словами те чувства и мысли, которые пробегали в его сознании по поводу далеко не обычной жизни.

Отправляясь в Большое Болдино, Пушкин не подозревал, что его пребывание будет столь продолжительным, поэтому он взял с собой всего три книги: том Николая Полевого История русского народа, русский перевод Илиады и сборника стихов английского поэта Барри Корнуолла. Критики говорят, что это заставило Пушкина заглянуть глубоко в себя, чтобы расширить рамки своего письма.

«В Болдино гений Пушкина достиг своего полного расцвета созвездием замечательных рассказов, которых было более чем достаточно, чтобы заработать ему славу превосходного лирика, драматурга и романиста, даже если они были единственным, что он когда-либо написал в своей жизни. жизнь», ныне несуществующий 9Об этом говорится в сообщении радиостанции 0041 «Голос России » за 2013 год.

Немногие писатели в охваченном Covid19 мире имеют возможность наслаждаться «бескрайней степью» без «ближнего в поле зрения». близко к домашнему заключению, с которым сталкивается средний класс в Индии. В письме к невесте Пушкин описывал прелести своей деревенской жизни: «…езди сколько хочешь, пиши дома, как хочешь, никто не помешает. Я уже приготовлю тебе вещи, и прозу, и стихи».

Идеальные условия карантина Пушкин использовал с пользой, изменив свое отношение к прозе, от которой в прошлом якобы «заболело». Его набег на прозу в Болдино начался с «Рассказы Белкина», сборника из пяти рассказов, основанных на жизни жителей деревни недалеко от его поместья.

В этот долгий карантинный период Пушкин написал также « Моцарт и Сальери», «Маленькие трагедии», «Каменный гость», «Пир во время чумы» и «Скупого рыцаря». Эти работы исследуют глубину русской души со всеми ее положительными и отрицательными качествами, подчеркивая сладострастие, зависть, гордость, любовь и скупость.

В течение этого длительного периода карантина Пушкин очень скучал по своей невесте, время от времени писал ей, что он «жалкое животное», безуспешно пытающееся вырваться на свободу и жениться на своей возлюбленной. Во время карантина Пушкин отрастил усы и бороду, и дети, заметившие его в деревне, называли его дядей.

С Натальей он познакомился тремя годами ранее в Москве. Поэту было нелегко уговорить одну из самых известных красавиц города выйти за него замуж. Его творчество не раз раздражало власти, и поэта даже сослали в Молдавию, Крым и на Кавказ (цари избавили его от более суровой ссылки в Сибирь). Стычки Пушкина с властями побудили его вкладывать в сказки скрытые политические посылы. Наталья Гончарова боялась преследований писателя. Только в апреле 1830 года она приняла предложение Пушкина, а затем последовал ряд отсрочек, в том числе проблемы с приданым и смерть в семье Пушкина, которые отложили их свадьбу. В то время на Руси было принято, чтобы семья жениха платила приданое. Вспышка холеры и последующий карантин отодвинули свадьбу еще дальше.

Самым большим достижением Пушкина во время самоизоляции стало написание двух последних глав его великого произведения «Евгений Онегин».

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *