Просто настоящая женщина дзен замуж поневоле: Эрих Мария Ремарк. Тени в раю

404 Not Found

  • О библиотеке
    • История библиотеки
    • Направление деятельности
    • Структура библиотеки
    • Правила пользования
    • Наши проекты
    • Документы
      • Для специалистов
      • Отчеты
      • Информация о независимой оценке качества
    • СМИ о нас
    • Фильм о библиотеке
    • Вакансии
    • Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
  • Ресурсы библиотеки
    • Новые поступления
    • Фонды
    • Периодика
    • Наши издания
    • Электронные ресурсы
  • Услуги библиотеки
    • Библиотечно-библиографические услуги
    • Коммуникативные услуги
    • Сервисные услуги
    • Государственная услуга
  • Новости
  • План мероприятий
  • Специалистам
    • Издания библиотеки
    • Обзоры литературы
    • Полезные ссылки
  • Виртуальные мероприятия
  • Подкасты «Тифлоинформационные технологии»
  • #доступныйdevice
  • Обретая равновесие
  • Читаем с психологом
  • Развиваем память, внимание, мышление
  • Электронный каталог
  • Онлайн-библиотека «Логос»
  • Контакты
  • Анкета «Удовлетворенность качеством обслуживания в библиотеке»
  • Конкурсы и фестивали
  • Творческая мастерская
  • Архив мероприятий
    • «Брайль собирает друзей 2016»
    • Конкурсы 2016
    • «Брайль собирает друзей 2014»
    • Библионочь-2020. Память нашей Победы
    • Виртуальные мероприятия
    • Наша память Наша Победа
  • Результаты независимой оценки качества оказания услуг

«Когда тебя берут на работу на год-два, о каком рождении детей идет речь?»

Демография РТ: мужчины без шансов создать семью и отчаявшиеся женщины, которые рожают для себя

В начале года центр семьи и демографии АН РТ представил правительству республики доклад «Демографическое самочувствие Республики Татарстан». Руководитель центра, доктор социологических наук Чулпан Ильдарханова в интервью «БИЗНЕС Online» рассказала, как в республике современные родители не спешат обзаводиться внуками, что мужчины, заведя новую семью, не хотят помогать детям от бывшей жены и почему в Тукаевском, Ютазинском и Бавлинском районах снижается число браков.



Чулпан Ильдарханова: «В Татарстане средний возраст матери наиболее высокий по Приволжскому федеральному округу — 28,6 года, то есть практически 29 лет. По России в целом показатель составляет 27 лет»
Фото: Марат Зинатуллин

Современные родители сейчас не желают становиться бабушками-дедушками  

— Чулпан Ильдусовна, какие главные и самые важные болевые точки вы обнаружили прямо сейчас в татарстанской демографии?  

— Начну с того, что преимущество этого анализа в том, что в нем есть и статистика, и реальные причины демографического поведения жителей нашего региона, ведь цифры и показатели складываются исходя из намерений, установок. Анализ был проделан за пять лет — с 2014 по 2019 год. Как раз за этот период мы приблизились к критическим показателям. К 100-летию республики мы шли, что называется, только с победой, численность наша росла. Но мировые демографические колебания неизбежно коснулись и нас. Правда, я ни в коем случае не соглашусь с теми, кто происходящее называет ямой. У нас есть перспективы роста, и через годы эти колебания будут преодолены, хотя придут другие демографические проблемы. Вынуждена констатировать, что это действительно непредотвратимо.

Что касается вашего вопроса. Самое острое, болевое, на что мы обратили внимание, — рождаемость. Но, опять же, это надо воспринимать не как проблему, а как новую социальную реальность и адаптироваться к новым демографическим условиям. О чем идет речь. В Татарстане средний возраст матери наиболее высокий по Приволжскому федеральному округу — 28,6 года, то есть практически 29 лет. По России в целом этот возраст 27 лет. Только не надо называть этих женщин старородящими, это просто возрастные матери. Кроме того, у этого есть, так скажем, интеллигентная интерпретация. Мы действительно сейчас живем дольше, поэтому можем откладывать важные демографические события. Правда, хорошо, если это осознанное откладывание, ведь у нас есть большая доля людей репродуктивного возраста, которые желают создать семью, но нет потенциального брачного партнера.

Так что на фоне всей страны мы выделяемся. Конечно, у некоторых женщин к этому возрасту есть второй ребенок, третий, но некоторые еще и первенца не родили.  



Динамика рождаемости в Республике Татарстан за 2014–2019 годы (тыс. чел.)

— Почему так происходит?

— В определенной мере из-за того, что Казань представляет собой академическую столицу, сюда стремится молодежь. Правда, ориентированы люди на получение высшего образования, а не на создание брачной пары. И поскольку продолжительность обучения удлинилась, то, естественно, главная цель молодого человека — образование. Его в этом поддерживает и семья, которая обеспечивает материальное содержание.

Тем не менее мы говорим о том, что как раз период обучения в вузе очень перспективен для поиска брачной пары. Поэтому было бы замечательно, если б студенты по завершении своего обучения вступали в брак. (Смеется.)

Но если девушки и настроены на то, чтобы к концу учебы выйти замуж (есть такие настроения), то ребята планируют женитьбу куда позже. Тогда девушка ищет уже более взрослого партнера, готового к семейной жизни. Например, молодые женщины в 2019 году чаще выходили замуж за мужчин старше — 83,4 процента. Обусловлено это тем, что женщины ориентированы на создание семьи в более раннем возрасте, а мужчины — в более позднем.

И еще одна важная проблема: современные родители в возрасте 43–50 лет, чьи дети сейчас находятся, скажем так, в наиболее перспективном репродуктивном возрасте, не желающие становиться бабушками-дедушками в раннем возрасте. Они хотят воспользоваться периодом «пожить для себя» после того, как их ребенок уходит из семьи и создает свою новую ячейку общества. Проще говоря, это поколение хочет передохнуть. Они не хотят по второму кругу, практически сразу после собственных детей, окунаться в воспитание теперь уже внуков. Тем более сейчас ушли вот эти ценности советского общества, когда нужно было жить во имя общественных целей, пришла психологическая перестройка. Во многом это «заслуга» тех психологов, которые популяризируют жизнь во имя себя, а не во имя каких-то более глобальных целей. Но мы к этому вернемся. Потому что это существенно определяет то, во имя чего люди хотят жить долго.



«Люди живут по схеме «работа – дом, работа – дом». Никаких социальных практик по реальному знакомству у мужчин и женщин в наши дни нет. А востребованность в этом есть. Пока замкнутый круг»
Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы очень возлагали надежды на министерство молодежи, но…»

— А много ли татарстанцев, которые ни разу не вступали в брак? Тут, наверное, больше речь не о молодых людях, а о тех, кому за 35–40.   

— В 2014 году на возраст от 45 лет и старше приходилось 1,7 процента мужчин и 0,9 процента женщин, которые к данному возрастному порогу ни разу не вступали в брак. Более того, за последние 5 лет количество мужчин и женщин этой категории увеличилось в 2 раза: на 3,4 процента у мужчин и на 2,5 процента — у женщин. И это не из-за того, что велики требования к партнеру, на что очень принято сейчас ссылаться, а в том числе в связи с тем, что в нашем регионе бо́льшая часть времени отводится работе. Люди живут по схеме «работа – дом, работа – дом». Никаких социальных практик по реальному знакомству у мужчин и женщин в наши дни нет. А востребованность в этом есть. Пока замкнутый круг.

Особого внимания требуют Тукаевский, Ютазинский и Бавлинский районы, в которых есть человеческие ресурсы для улучшения демографической ситуации, но они находятся в спящем, неактивированном состоянии. Например, в Тукаевском по сравнению с 2014-м на 4,3 процента увеличилась численность населения бракоспособного возраста — 25–34 года, но при этом количество браков снизилось в 2,5 раза. Схожая динамика и в Бавлинском и Ютазинском районах: по сравнению с 2014-м среднее число браков сократилось почти в 2 раза, хотя в Бавлинском районе на 12,3 процента увеличилось число людей бракоспособного возраста, в Ютазинском — на 8,4 процента. Необходимо выявить, какие причины останавливают молодежь наиболее перспективного репродуктивного возраста от создания семьи на данных территориях! 

— Государство, социальные институты тут как-то могут помочь?  

— Здесь государство, в общем-то, и вмешиваться не должно, это личное дело человека. Но с помощью какого ресурса мы можем этот тренд переломить? У нас есть общественные организации, даже некоторые общественные инициативы, которые не институционализированы напрямую, типа сватовства, кумовства. В сельских районах это работает, но в городе у нас такого нет.

Если говорить на перспективу, то мы частично поддерживаем введение четырехдневной рабочей недели. Тогда у человека будет больше времени для того, чтобы уделить внимание своей семье, своим детям. Потому что часто получается так, что ответственность за то, каким вырастет твой ребенок, возлагается на школу, кружки. Хотя сами родители недобровольно самоотстраняются от того, чтобы вкладывать что-то в ребенка. Просто времени в условиях напряженного трудового графика, в погоне за доходом не хватает для того, чтобы заниматься детьми.  

— А одиноким четырехдневка как поможет?

— Да вот она им не поможет, если не будут существовать и работать формы знакомства. Но кто их должен придумать? Мы очень возлагали надежды одно время на министерство молодежи, просили, чтобы они этим занялись, но…



«Отдельная категория, которая нас сильно беспокоит, — семьи с детьми, получающими алименты: таких примерно 15 процентов. По данным УФССП, в четвертом квартале 2019 года насчитывались 403 ребенка, чьи родители являются должниками по алиментным платежам»
Фото: «БИЗНЕС Online»

Более 50 процентов мужчин не хотят платить алименты, так как создали новые семьи

— Какие еще вопросы для вас, как для директора центра демографии и семьи АН РТ, стоят остро в Татарстане? 

— Отдельная категория, которая нас сильно беспокоит, — семьи с детьми, получающими алименты: таких примерно 15 процентов. По данным УФССП, в четвертом квартале 2019 года насчитывались 403 ребенка, чьи родители являются должниками по алиментным платежам. Мы провели исследование, по итогам которого в общей группе женщин с детьми, имеющих право на получение алиментов, выделили следующие категории: получающие алименты каждый месяц — 30,2 процента; получающие нерегулярно — 9,6 процента; не получающие, так как бывший партнер не выплачивает — 21,3 процента; не получающие по другим причинам — 31,6 процента. И не получающие алименты, так как дети живут не с ними — 7,3 процента. Часть женщин, в общем-то, после развода благополучно получает финансовую поддержку от бывшего мужа.

Больше остаются проблемы психологического характера, потому что развод — это всегда негативный опыт для ребенка. И у нас есть женщины, которые после разрыва полностью вычеркивают партнера из своей жизни. Мы такую группу условно назвали «Начать жизнь с чистого листа» — их 31,6 процента (от всех женщин, затронутых алиментными отношениями). Но для ребенка ведь никогда не станет пустым местом его отец, каким бы он ни был. Есть мужчины, которые хотя бы финансово хотят участвовать в жизни своего ребенка или детей, поскольку не все могут наладить контакт эмоционально. Они готовы помогать, чем смогут. Но женщина полностью исключает бывшего супруга из свой жизни и из жизни ребенка. 

Конечно, есть группа, которая хочет получить алименты, но это невозможно, поскольку бывшие мужья уклоняются по самым разным причинам — таких 52,9 процента. В том числе потому, что они создали новые семьи и вкладываться в изжившие себя отношения считают нецелесообразным.

— Вы как-то предлагаете эту проблему решать?

— Чтобы дети не страдали и чтобы мужчины тоже не терзались муками от того, что не могут помочь своим детям (даже в случае, когда по закону запрещен доступ к детям), на федеральном уровне мы предлагаем создание единого фонда алиментных платежей. Сама идея, конечно, не новая, раньше предлагалась. Каждый раз рассматривались новые  ресурсы, из которых фонд должен пополняться. Хотя, если посмотреть на правовую систему Италии, там миллион раз подумаешь, прежде чем развестись, потому что придется отдать все жене и детям. Мы тоже настаиваем на том, чтобы законодательно после развода мужчина был бы обязан выплачивать алименты.

Сами женщины у нас нечасто подают на них по разным причинам: из гордости, злости на мужчину, из-за страха, согласится он или еще физическую силу решит применить, лишь бы она к такому способу не прибегала. А мы считаем, что все дети имеют права на финансовую поддержку! Так что по закону после развода за мужчиной автоматически это обязательство должно быть закреплено. Тогда женщине не нужно будет унижаться и просить денег.  



«У нас наибольшее количество браков, заключенных в 2018 году, было у девушек 20–24 лет, а у молодых людей — 25–29 лет»
Фото: «БИЗНЕС Online»

«Есть категория женщин, которая отчаялась искать мужа, но хочет детей»

— Цитата из вашего доклада: «Демографическая реальность современного Татарстана, как и РФ, фиксирует старение возраста вступления в брак». Значит, браки тоже «стареют»?  

— Да. Распределение численности вступивших в брак в 2014 году по возрастным группам показало, что подавляющее число женились или выходили замуж в молодом возрасте: мужчины в 25–29 лет — 38,5 процента, женщины в 20–24 года — 37 процентов. В 20–24 года 25 процентов мужчин вступили в брак и 30,1 процента женщины в 25–29 лет. Далее значение удельного веса браков для обоих полов приходилось на среднюю группу 30–34 года — 15 и 12 процентов. Кстати, за период 2014–2019 годов увеличился возраст мужчин, вступающих в брак. На это повлияли представления о том, что мужчина должен жениться только тогда, когда станет экономически самостоятельным, утвердится в жизни и в карьере. 

У нас наибольшее количество браков, заключенных в 2018 году, было у девушек 20–24 лет, а у молодых людей — 25–29 лет. Что это значит? Если мы возьмем абсолютно все браки, то самая большая группа как раз среди людей этих возрастов. Но это уже старение. По России в целом есть активная группа — от 19 до 25 лет. В Татарстане она очень маленькая, хотя это самый репродуктивный возраст. У нас активный возраст 25 плюс.

Ну и рождаемость отсюда иная. Во-первых, проблемы очень ранних рождений — от 15 до 19 лет — вообще не стоит в Татарстане. Во-вторых, у нас рождения вне брака почти все сконцентрированы в городских территориях. И тут есть интересный момент: если изучить эти внебрачные рождения, посмотреть, какую долю они составляют и по возрасту на кого приходятся, то есть основания предполагать, что это женщины, которые уже отчаялись искать брачного партнера, но хотят ребенка. А откладывать на более поздний возраст они не хотят. Так что вот эти внебрачные рождения приходятся на очень активную группу от 29 до 33 лет.

Посмотреть на данное явление можно с двух сторон. Если цель — демографическая политика, это хорошо, рождаются дети. Если посмотреть с точки зрения семейной политики, то традиционный институт семьи находится под угрозой, ведь это неполные семьи.

org/ImageObject» itemprop=»image»>

Динамика браков

— Тогда получается конфликт между семейной политикой и демографической.

— Если мы хотим сохранить институт семьи в традиционном виде, оградить вариации семей с одним родителем и не хотим, чтобы это распространялось в большом количестве, то со стороны центра семьи и демографии поступали рекомендации правительству. Мы все-таки продолжаем настаивать на том, чтобы с молодыми людьми — и с девушками, и с парнями — заключали ни в коем случае не краткосрочные трудовые договоры. Когда ты приходишь устраиваться на работу, а тебя берут на год-два, о каком рождении детей идти речь? О какой ипотеке? Ее ведь даже не возьмешь, так как не на что будет выплачивать. Но и правительству тут резкие претензии высказывать сложно. 

— Это ведь и к работодателям вопрос. Случается и так, что некоторые руководители при приеме на работу прямо спрашивают у молодых девушек, собираются ли те рожать в ближайшие года два, или даже напрямую просят этого не делать в ближайшее время.

— К сожалению, такая практика распространена.  



«Взрослые не знают, как избавиться от негативных эмоций, которые они скидывают на своих детей. При этом видят увеличивающийся объем школьной нагрузки и результат того, как он влияет на детей. Потому их родители тоже хотят научиться релаксировать»
Фото: «БИЗНЕС Online»

«Родители тоже хотят научиться релаксировать» 

— А насколько стрессоустойчивы жители Татарстана?

— Понимаете, у нас нет привычных моделей снимать этот самый стресс. Культуры такой не сложилось. Например, 28,2 процента населения по-прежнему снимают стресс и расслабляются при помощи алкоголя. Хотя если мы посмотрим на китайскую модель, то от рождения до смерти там все заточено на то, чтобы в течение дня посвящать время себе, распределять таким образом свои дела в течение дня, чтобы стресс был минимизирован. Это употребление и определенных продуктов в пищу, и культура самосознания. Там так это устроено. У нас — нет. Этот тренд переломить можно, но, опять же, должна сложиться культура снятия стресса. Людей этому должны научить. Как, например, показали наши опросы родителей школьников, сами родители испытывают большую потребность в том, чтобы обучиться этим навыкам снятия стресса. То есть сами взрослые не знают, как избавиться от негативных эмоций, которые они скидывают на своих детей. При этом видят увеличивающийся объем школьной нагрузки и результат того, как он влияет на детей. Потому их родители тоже хотят научиться релаксировать. Но никто не знает, как это сделать. Потребность есть — некому ее удовлетворить.

— Сколько жителей республики испытывает стресс ежедневно?

— Практически ежедневно в стрессовую ситуацию попадают 20 процентов жителей РТ, а в России — 17 процентов. Понимаете?   

И вообще, что касается здоровья: несмотря на то, что у нас, в регионе, сделаны большие прорывы в сфере здравоохранения, есть хорошие государственные медицинские центры, существует парадокс. Если по России в целом при возникновении проблем со здоровьем 48,4 процента людей обращаются в государственные медучреждения, то в Татарстане таких практически на 10 процентов меньше — 39,1 процента. Зато чаще татарстанцы обращаются в частные медучреждения. Мы обсуждали в коллективе, почему так и, скорее всего, это связано не только с финансовыми возможностями, удобством и ориентацией на быстрый результат. Дело в том, что у в нашем регионе бо́льшая часть населения работает сразу в нескольких местах. Поэтому, чтобы выздороветь быстро, ты предпочтешь один раз после работы сходить к врачу в платную клинику, получить рекомендации — и всё. Кстати, тут очень значимо то, что в Татарстане больше, чем по всей России, доля тех, кто следует предписаниям врача, — 35 процентов. Россияне только в 25,5 процента случаев следуют указанному доктором способу лечения.

— Разве есть какая-то проблема в том, что татарстанцы чаще ходят к платным врачам? Главное же, что ходят, — значит, следят за здоровьем.

— Мы рассматриваем это в ином ключе. Здесь речь о том, что человек хочет быстрее вылечиться, чтобы быстрее вернуться к работе. Он не может себе позволить долго лечиться, ходить по врачам, брать больничные. В Татарстане темп жизни достаточно высокий. Если ты хочешь поддерживать устойчивый доход для своей семьи, у тебя нет времени болеть. У нас население активно во всем, а в других регионах есть пассивность.  

И еще один интересный момент: тех, кто предпочитает народную медицину, по России 11 процентов, а в Татарстане — 19! Но данное явление требует отдельного исследования.    



«Мы проанализировали жизненные сценарии сельской молодежи, и там выделяется три группы, которые мы условно назвали «сельчане», «городская мимикрия» и «перезагрузка»
Фото: «БИЗНЕС Online»

«Причины развода стабильны: непонимание между супругами, вмешательство родственников»

— В начале разговора вы обозначили, что для вашего исследования была очень важна тема сельской молодежи. Давайте поговорим и об этом.  

— Мы проанализировали жизненные сценарии сельской молодежи, и там выделяется три группы, которые мы условно назвали «сельчане», «городская мимикрия» и «перезагрузка».

«Сельчане» обладают устойчивой ценностной ориентацией на проживание в сельской местности. Это группа наиболее многочисленная — порядка 50 процентов. Они рано вступают в брак и рано заводят детей. Для сохранения сельских территорий данная группа — основа, опора и будущее села.

Другая группа — «городская мимикрия» — около 30 процентов. Меньшая часть из них ориентирована на получение профессионального образования в городе, бо́льшая часть — на получение там работы. И, как правило, они низкой группы квалификации. Также они откладывают брачное репродуктивное поведение. И если из этой группы женщины уезжают в город ради заработка, то там и остаются. А мужчины возвращаются, но уже одинокие и не имеющие шансов создать семью, потому что женщины мигрировали в город.

И «перезагрузка» — их около 20 процентов. Это группа молодежи после 25 лет с девиантным поведением, для них характерен алкоголизм. Они ориентированы на то, чтобы уйти от внешних социальных связей и переехать в другие места в ожидании лучшей жизни.  



Корреляция между установкой молодых сельчан остаться в сельской местности и количеством детей в семье (в  процентах)

— А вообще, какие основные семейные тенденции выявились во время исследования?

— Есть тенденция сокращения количества разводов, и имеется тенденция сокращения количества браков. Тут одно вытекает из другого, потому что каждый пятый брак у нас — повторной очередности. Это значит, что брачные партнеры развелись и создали новую семью с другими.

Кстати, причины развода стабильны: непонимание между супругами, вмешательство родственников. Это когда родители с одной или с другой стороны считают, что партнер для их дочери/сына является неподходящим. Если родители допустили такой брак, но не с полным удовлетворением, на протяжении всей семейной жизни детей данный фактор будет проходить красной нитью. 

Кстати, если опираться на международные исследования, то у разводимости есть сезонность. Американские исследователи выявили, что пик приходится на осенние месяцы, когда сдают нервы от подготовки детей в школу. Правда, по Татарстану мы этого не замеряли.



Динамика соотношения браков и разводов за 2014–2019 годы (количество разводов на 1 тыс. браков)

«Явление чайлдфри для Татарстана нетипичное, и распространяться массово оно не будет»

— После пандемии предсказывали большое количество разводов…

— Нет, пока количество расторжений браков не выросло. Вообще, нельзя забывать, что в пандемию очень многие потеряли работу, и, может, ты и хотел бы уйти из семьи, но находишься уже в других экономических обстоятельствах.

Понимаете, если мы прокрутим историю того, во имя чего люди заключали браки, то это прежде всего облегчение ведения домохозяйства. Наша жизнь в материальном плане тоже легче не становится несмотря на то, что и женщины могут достигать определенных успехов в карьере, содержать себя самостоятельно. В такие кризисные этапы, особенно непредсказуемые, как эта пандемия, человек в одиночестве не защищен. Вообще, что касается разводов, демографические расчеты, социологические исследования показывают, что разводимость не влияет на снижение количества рождения детей. То есть разошедшиеся партнеры, создавая новую семью, рожают еще детей.

А вот чем дольше брак, тем чаще происходит стагнация репродуктивных намерений. То есть первый ребенок рождается в первые 5 лет брака, а второй максимум может отложиться на 8 лет. А если пара прожила 10 лет и уже родила определенное количество детей, дальше потомства от них не ожидается.

— А сторонники чайлдфри есть в Татарстане?

—  У нас был опрос, который проводился в 23 районах нашей республики. По всем 45 муниципальным образованиям мы не можем такие опросы проводить — слишком трудозатратно и нецелесообразно. Но в эти 23 района попали наиболее типичные для каждой из трех агломераций территории. То есть близлежащие районы могут на себя посмотреть и понять, что у них примерно такая же картина. 

Так вот, мы опросили 2 830 женщин, это очень большая выборка, поэтому мы смело можем говорить о том, что доля женщин, которые не ориентированы на рождение детей, у нас менее 2 процентов. Более того, среди них очень много совсем молодых девушек, которые просто пока не рассматривают возможности материнства. Так что явление чайлдфри для Татарстана нетипичное и распространяться массово не будет. Более того, на фоне 10 субъектов России, среди которых проводилось наше исследование, на вопрос «Что для вас счастье?» один из самых популярных у нас ответов, который в других регионах не выходит на первые позиции, звучит так: «Счастье — это полная семья». Мы все-таки ориентированы на рождение детей в браке.

— В других регионах тогда какие ответы лидируют?

— Учитывая, что не все регионы, принявшие участие в опросе, конкурентоспособны на фоне Татарстана, конечно, там на первый план выходят проблемы материального дохода. 

Поэзия дзен

Поэзия дзен

Это несколько моих любимых стихов трех величайших японских дзэн.
монахи-поэты Иккю (1394–1481), Басё (1644–1694) и Рёкан (1758–1831).


Иккью

Я ненавижу благовония

Работа мастера не может быть измерена

Но жрецы все болтают языком, объясняя «Путь» и бормочут
о «Дзен».

Этот старый монах никогда не заботился о ложном благочестии

И мой нос морщится от темного запаха благовоний перед Буддой.


Рыбак

Изучение текстов и жесткая медитация могут привести к потере вашего Первоисточника
Разум.

Одинокая мелодия рыбака, однако, может быть бесценным сокровищем.

Сумеречный дождь на реке, луна выглядывает из-за облаков;

Элегантный вне слов, он распевает свои песни ночь за ночью.


Моя Лачуга

Мир перед моими глазами бледный и пустой, как и я.

Земля дряхлая, небо грозовое, вся трава засохла.

Никакого весеннего ветерка даже в столь поздний срок,

Просто зимние тучи поглотили мою тростниковую хижину.


Еда из свежего осьминога

Множество рук, как у богини Каннон;

Принесенный в жертву для меня, украшенный цитроном, я так его почитаю!

Вкус моря, просто божественный!

Извини, Будда, это еще одна заповедь, которую я просто не могу соблюдать.


Измученный веселыми удовольствиями, я обнимаю свою жену.

Не для меня узкий путь аскезы:

Мой разум движется в противоположном направлении.

Легко болтать о дзен — я просто буду держать рот на замке

И полагайся на любовную игру весь день.


Приятно увидеть купающуюся даму —

Вы вытерли свое цветочное лицо и очистили свое прекрасное тело

Пока этот старый монах сидел в горячей воде,

Чувствую себя более счастливым, чем даже император Китая!


Госпоже Мори с глубочайшей признательностью и признательностью

Дерево было без листьев, но ты принес новую весну.

Длинные зеленые побеги, зеленые цветы, свежие обещания.

Мори, если я когда-нибудь забуду свою глубокую благодарность тебе,

Пусть я буду вечно гореть в аду.

(Мори был слепым менестрелем и молодой любовницей Иккю)


Из Wild Ways: Zen Poems of Ikkyu , перевод Джона Стивенса.
Опубликовано Shambala в Бостоне, 1995 г.


Басё

Летние травы:

все что осталось от великих солдат

имперские мечты


Заживо съеден

вши и блохи — теперь лошадь

рядом с моей подушкой писает


Вдоль дороги,

цветущие дикие розы

во рту моей лошади


Даже эта старая лошадь

есть на что посмотреть

заснеженное утро


На белом маке,

оторванное крыло бабочки

на память


Вылупившаяся пчела

из глубины пиона

неохотно уходит


Пересечение длинных полей,

застыл в седле,

моя тень прокрадывается мимо


Крик горного фазана

наполняет меня нежной тоской по

отец и мать


Стройная, такая стройная

его стебель сгибается под росой —

маленький желтый цветок


Первый новогодний снег — ах —

едва хватает, чтобы наклониться

нарцисс


В этот теплый весенний дождь,

крошечных листочка прорастают

из семян баклажанов


О камышевки!

Теперь ты весь в дерьме

мой рисовый пирог на крыльце


Для тех, кто провозглашает

они устали от детей,

нет цветов


Ничего в крике

цикад предполагает, что они

вот-вот умрут


From The Essential Basho , Перевод Сэма Хэмилла.
Издано Shambala в Бостоне, 19.99.


Рёкан

Когда я был мальчишкой,

Я бродил по городу веселым клинком,

Спортивный плащ из мягчайшего пуха,

И верхом на великолепном каштановом коне.

Днём я поскакал в город;

Ночью я напился цветков персика у реки.

Я никогда не думал о возвращении домой,

Обычно заканчиваю с широкой улыбкой на лице в павильоне удовольствий!


Возвращение в родную деревню после многолетнего отсутствия:

Больной, я остановился в деревенской гостинице и слушаю дождь.

Один халат, одна миска — это все, что у меня есть.

Я зажигаю благовония и напрягаюсь, чтобы сесть в медитацию;

Всю ночь за темным окном непрекращающийся моросящий дождь —

Внутри горькие воспоминания об этих долгих годах паломничества.


Моему учителю

Старая могила, спрятанная у подножия пустынного холма,

Переполнение с неконтролируемым ростом ранговых недель год за годом;

Некому ухаживать за могилой,

И лишь изредка проходит дровосек.

Когда-то я был его учеником, юношей с косматыми волосами,

Многому научился у него у Узкой реки.

Однажды утром я отправился в одинокое путешествие

И годы прошли между нами в тишине.

Теперь я вернулся, чтобы найти его здесь в покое;

Как я могу почтить его умерший дух?

Я выливаю ковш чистой воды на его надгробие

И вознеси безмолвную молитву.

Солнце внезапно исчезает за холмом

И меня окутывает рев ветра в соснах.

Я пытаюсь вырваться, но не могу;

Слезы заливают мои рукава.


В молодости я отложил учебу

И я стремился стать святым.

Жить аскетично, как нищий монах,

Много весен я скитался туда-сюда.

Наконец я вернулся домой и поселился под скалистой вершиной.

Я мирно живу в травяной хижине,

Слушаем музыку птиц.

Облака — мои лучшие соседи.

Под чистым источником, где я освежаю тело и разум;

Выше возвышаются сосны и дубы, дающие тень и хворост.

Бесплатно, так бесплатно, день за днем ​​—

Я никогда не хочу уходить!


Да, я действительно дурак

Жизнь среди деревьев и растений.

Пожалуйста, не спрашивайте меня об иллюзии и просветлении —

Этот старикан просто любит улыбаться про себя.

Я бреду через ручьи на костлявых ногах,

И носить сумку в хорошую весеннюю погоду.

Это моя жизнь,

И мир мне ничего не должен.


Когда все мысли

Исчерпаны

Я проскальзываю в лес

И собери

Куча пастушьей сумки.


Как ручей

Пробиться

Сквозь замшелые щели

я тоже спокойно

Становится чистым и прозрачным.


В сумерках

я часто лезу

На пик Кугами.

Рев оленя,

Их голоса

Поглощенный

Стопки кленовых листьев

Лежать безмятежно в

У подножия горы.


Смешение с ветром,

Снег падает;

Слившись со снегом,

Дует ветер.

У очага

Я вытягиваю ноги,

Бездельничаю

Заключен в этой хижине.

Считая дни,

Я тоже нахожу, что февраль,

Пришел и ушел

Как сон.


Не повезло сегодня в моих нищенских обходах;

Из села в село я тащился.

На закате я обнаруживаю, что между мной и моей хижиной лежат мили гор.

Ветер терзает мое хрупкое тело,

И моя миска выглядит такой заброшенной —

Да, это мой избранный путь, который ведет меня

Через разочарование и боль, холод и голод.


Моя треснувшая деревянная миска

Этот клад был обнаружен в зарослях бамбука —

Я помыл чашу в роднике, а потом починил.

После утренней медитации я ем в нее свою кашу;

На ночь мне подают суп или рис.

Треснувший, изношенный, обветренный и деформированный

Но все-таки благородного происхождения!


Середина лета —

Я хожу со своим посохом.

Старые фермеры заметили меня

И позови меня выпить.

Мы сидим в полях

с использованием листьев для тарелок.

Приятно пьян и так счастлив

Я ухожу мирно

Растянулся на рисовом берегу.


Как я могу спать

Этот лунный вечер?

Приходите, друзья мои,

Давайте петь и танцевать

Всю ночь напролет.


Вытянутый,

Навеселе,

Под бескрайним небом:

Прекрасных снов

Под цветущей вишней.


Дикие розы,

Сорвано с полей

Полный кваканье лягушек:

Добавьте их в вино

И наслаждайтесь каждой минутой!


Для детей, погибших во время эпидемии оспы

Когда придет весна

С каждой верхушки дерева

Цветы расцветут,

Но эти дети

Кто упал с прошлой осени

Никогда не вернется.


Я смотрю людей в мире

Отбросить свою жизнь с вожделением вещей,

Никогда не в силах удовлетворить свои желания,

Впадение в более глубокое отчаяние

И мучают себя.

Даже если они получат то, что хотят

Как долго они смогут этим наслаждаться?

Ради одного райского удовольствия

Они терпят десять адских мук,

Крепче привязать себя к точильному камню.

Такие люди как обезьяны

Яростно хватаюсь за луну в воде

А потом попасть в водоворот.

Как бесконечно страдают те, кто попал в парящий мир.

Несмотря ни на что, я беспокоюсь о них всю ночь

И не могу остановить слезы.


Ветер утих, цветы опали;

Птицы поют, горы темнеют —

Это чудесная сила буддизма.


В ветхой трехкомнатной избе

Я состарился и устал;

Эта зимняя стужа

Худшее, через что я когда-либо страдал.

Я потягиваю жидкую кашу, ожидая

Морозная ночь пройдет.

Смогу ли я продержаться до прихода весны?

Невозможно просить риса,

Как мне пережить холод?

Даже медитация больше не помогает;

Ничего не остается делать, как сочинять стихи

В память о погибших друзьях.


«Когда, когда?» Я вздохнул.

Тот, кого я жаждал

Наконец-то пришел;

Теперь с ней,

У меня есть все, что мне нужно.

(Написано монахине Тейшин, его молодой любовнице.)


Мое наследие —

Что это будет?

Цветы весной,

Кукушка летом,

И малиновые клены

Осени…


Из Капли росы на листе лотоса: Дзен-стихи рёкана ,
переведено Джоном Стивенсом. Опубликовано Shambala в Бостоне, 1996 г.


Вернуться к таблице
содержания

Несколько коанов о женщинах: Everyday Zen Foundation

Коаны из грядущего сборника дзен-коанов о женщинах, составленного и отредактированного Сью Мун и Флоренс Кэплоу.

НЕСКОЛЬКО КОАНОВ О ЖЕНЩИНАХ

Рисовые лепешки для старухи

Тэ-шан путешествовал на юг в поисках Дхармы, когда он наткнулся на женщину на обочине дороги, продававшую закуски. Он спросил ее: «Кто ты?»

Она ответила: «Я пожилая женщина, продающая рисовые лепешки».

Он сказал: «Я возьму немного рисовых лепешек».

Она сказала: «Почтенный священник, зачем они вам?»

Он сказал: «Я проголодался и мне нужно освежиться

Она сказала: «Досточтимый священник, что ты несешь в своей сумке?»

Он сказал: «Разве вы не слышали, что я «Царь Алмазной Сутры ?» Я полностью проник во все уровни ее значения. Здесь у меня есть мои заметки и комментарии к Священному Писанию».

Услышав это, старуха сказала: «У меня есть один вопрос, почтенный священник. Могу я спросить?

Он сказал: «Давай, спроси».

Она сказала: «Я слышала, что, согласно Алмазной сутре , прошлый ум непостижим, настоящий ум непостижим, а будущий ум непостижим. Так где же разум, который вы хотите освежить рисовыми лепешками? Почтенный священник, если вы ответите, я продам вам рисовую лепешку. Но, почтенный священник, если вы не можете ответить, я не продам вам никаких рисовых лепешек.

Тэ-шань потерял дар речи, старуха резко встала и ушла, не продав Тэ-шань ни одной рисовой лепешки.

* * *

Помощь Линг-Чао

Мирянин Пан когда-то продавал бамбуковые корзины. Спускаясь с моста, он споткнулся и упал. Когда Лин-чао увидела это, она подбежала к отцу и бросилась вниз.

«Что ты делаешь!» — воскликнул Мирянин.

«Я видел, как папа упал на землю, поэтому помогаю», — ответил Лин-чао.

— К счастью, никто не смотрел, — заметил Мирянин.

* * *

Старуха сжигает Эрмитаж

Жила-была старуха, которая содержала отшельника. В течение двадцати лет у нее всегда была девушка лет шестнадцати или семнадцати, приносившая отшельнику его пищу и прислуживавшая ему.

Однажды она попросила девушку крепко обнять монаха и спросить: «Что ты сейчас чувствуешь?»

Она сделала так, как просила старуха, и отшельник ответил:

Старое дерево на холодном утесе

Середина зимы-без тепла

Девушка вернулась и рассказала об этом старухе. Женщина воскликнула: «Двадцать лет я поддерживала этого вульгарного бездельника!» Сказав так, она выбросила монаха вон, а скит сожгла.

* * *

Женщина из Дайшаня

На пути к горе Дай жила старая женщина. Странствующий монах спросил ее: «Где находится путь к горе Дай?»

Старуха сказала: «Иди прямо».

Монах продолжал.

Женщина крикнула ему вслед: «Мой дорогой преподобный, вы тоже уходите вот так».

Монахи приходили один за другим, задавая один и тот же вопрос, и всегда получали один и тот же ответ.

Позже один из монахов рассказал об этом Чао-чжоу. Чао-чжоу сказал: «Подожди немного здесь. Позвольте мне проверить ее.

Он подошел к женщине и спросил: «Где путь к горе Дай?»

Старуха сказала: «Иди прямо».

Итак, Чао-Чоу пошел прямо вперед.

Женщина сказала: «Мой дорогой преподобный, вы тоже так уходите».

Чао-чжоу вернулся к собранию и сказал: «Я проверил для вас эту женщину».

* * *

Сацудзё плачет

Когда Сацудзё (великая ученица Хакуина) состарилась, её внучка умерла, и она горевала и оплакивала. Пришел соседский старик и увещевал ее: «Почему ты так плачешь? Если люди услышат это, они все скажут: «Старушка была связана с Хакуином и просветлена, так почему же она так сильно оплакивает свою внучку?» Вам следует немного повеселеть.

Сацудзё посмотрела на своего соседа и отругала его: «Ты дурак, что ты знаешь? Мои слезы и плач лучше для моей внучки, чем ладан, цветы и светильники!»

Старик ушел, не сказав ни слова.

* * *

Преобразования богини

Шарипутра и некая богиня посещали домохозяина Вималакирти в его доме, где он остался инвалидом. Шарипутра спросил богиню: «Почему ты не меняешь свой женский пол?»

Богиня сказала: «Я была здесь двенадцать лет и искала врожденные характеристики женского пола, но не нашла их. Итак, как я могу изменить то, что не могу найти? Если бы магу пришлось создать иллюзию женщины, вы бы попросили ее сменить женский пол?»

Шарипутра сказал: «Нет. Такой женщины на самом деле не существовало бы, так что же можно было изменить?»

Богиня сказала: «Точно так. Все вещи на самом деле не существуют, так как же вы можете спрашивать: «Почему вы не меняете свой женский пол?»

Затем богиня использовала свою сверхъестественную силу, чтобы превратить Шарипутру в подобие самой себя, и она превратилась в подобие Шарипутры. Она спросила: «Почему ты не меняешь свой женский пол?»

Шарипутра в образе богини ответил: «Я больше не являюсь мужчиной! Я не знаю, как я превратился в женскую форму, и я не знаю, во что превратиться».

Богиня ответила: «Шарипутра, если ты можешь превратиться в женскую форму, тогда все женщины тоже могут измениться. Точно так же, как вы на самом деле не женщина, но кажетесь женщиной по форме, все женщины только кажутся женщинами по форме, но на самом деле они не женщины. Соответственно, Будда учил, что все существа на самом деле не являются ни мужчинами, ни женщинами».

Затем богиня своей сверхъестественной силой превратила Шарипутру обратно в его собственную форму. Она спросила его: «Шарипутра, что ты сейчас сделал со своим женским телом?»

* * *

Интервью Мяозун о Дхарме

До того, как Мяозун стала монахиней, она посещала мастера Дахуи и жила в покоях настоятеля. Главный монах Ванан всегда не одобрял этого. Дахуи сказал ему: «Несмотря на то, что она женщина, у нее есть сила». Ванан все еще не одобрял. Затем Дахуи настоял на том, чтобы Ванан взял у нее интервью. Ванан неохотно согласился.

Когда он прибыл в ее покои, Мяочжун спросила его: «Ты сделаешь это интервью по дхарме или мирское?»

Главный монах ответил: «Интервью по дхарме».

Мяочжун сказал: «Тогда пусть ваши слуги уходят». Она вошла первой, а затем позвала его: «Пожалуйста, входите».

Подойдя к занавеске, он увидел, что она лежит лицом вверх на кровати без одежды. Он указал на ее гениталии и сказал: «Что это за место?»

Она ответила: «Все Будды трех миров, шесть патриархов и все великие монахи повсюду — все они вышли из этого места».

Он сказал: «А вы позволите мне войти?»

Она ответила: «Лошади могут войти; ослы не могут войти».

Ванан ничего не ответила и заявила: «Интервью со старшим монахом окончено». Затем она повернулась и отвернулась от него.

Ванан смутился и ушел.

Дахуи сказал: «Это, конечно, не тот случай, когда у старого зверя нет проницательности».

Ванану было стыдно.

* * *

Рёнен шрамы на себе

Монахиня Рёнен Генсей была служанкой императрицы Японии до того, как стала монахиней. После посвящения она отправилась в паломничество в Эдо и получила аудиенцию у монаха секты Хакуо, желая практиковать в его храме.

Хакуо сказал ей, что, хотя он и видит ее искренние намерения, она не может избежать своей «женственной внешности» и что ее красота только создаст проблемы. Рёнен ушла и обожгла ей лицо раскаленным железом, оставив шрамы и изуродовав себя.

Когда она вернулась в Хакуо, он принял ее в ученики.

В память об этом событии она написала стихотворение на обратной стороне зеркальца:

На службе у моей императрицы

Я воскурила благовония, чтобы надушить свою изысканную одежду.

Теперь, как бездомный нищий

Я сжигаю свое лицо, чтобы войти в храм дзен.

* * *

Присутствие разума Пат─üc─ür─ü

За один день Пат─üc─ür─ü пережила смерть всей своей семьи: мужа, новорожденного ребенка, старшего ребенка , ее брат и ее мать и отец. Она сорвала с себя одежду и сошла с ума от горя. Она долго бродила голая по кругу, пока не наткнулась на то место, где учил Будда. Когда она подошла к Будде, он сказал ей: «Сестра, восстанови присутствие духа».

После его слов к ней вернулось здравомыслие. Она рассказала ему, почему сошла с ума, и умоляла о помощи.

Он сказал: «Я не тот человек, который может вам помочь. На протяжении бесчисленных жизней вы оплакивали детей и близких. Твои слезы могли бы наполнить четыре океана. Но ни ребенок, ни любимый человек не могут быть надежным убежищем или убежищем. Зная это, мудрый человек идет по пути пробуждения».

Она поклонилась и попросила посвящения в сангху Будды.

Она усердно тренировалась. Однажды она мыла ноги в миске с водой и вылила немного воды. Она видела, как вода ушла на небольшое расстояние, а затем впиталась в землю, полностью исчезнув. Затем она налила еще и заметила, что оно пошло еще дальше, прежде чем исчезнуть. В третий раз она вылила еще больше, и оно побежало еще дальше по земле, но потом и оно исчезло. Она подумала: «Так бывает с людьми: кто-то из нас умирает в детстве, кто-то в среднем возрасте, кто-то в старости, но в конце концов умирают все».

Будда знал ее мысли. Он явился перед ней в видении и сказал: «Пат─üc─ür─ü, все люди в конце концов умирают, поэтому лучше хотя бы одно мгновение увидеть истину непостоянства, чем прожить сто лет. глубоко не зная этого». Пат─üc─ür─ü полностью проснулась. Она стала величайшей из женщин-учителей во времена Будды.

* * *

Просветление старушки

Однажды утром старушка проснулась, когда убирала после завтрака. Она бросилась ко мне и объявила мастеру Хакуину: «Будда Амида наполнил мое тело! Вся Вселенная сияет! Как чудесно!»

«Ерунда!» Хакуин возразил: «Это светит тебе в жопу?»

Старушка толкнула Хакуина и закричала: «Что ты знаешь о просветлении?»

Они оба расхохотались.

* * *

Кинжал Какудзан Сидо

В 1304 году мастер Тикей («Долина персикового дерева») из Энкакудзи передал передачу дхармы ( инка ) монахине Сидо, основательнице Токэйдзи . Главный монах не одобрял передачу дхармы и задал ей вопрос, чтобы проверить: «В нашей линии тот, кто получает передачу, произносит проповедь. Может ли учитель-монахиня действительно размахивать посохом Дхармы на троне Дхармы?»

Она повернулась к нему, вытащила десятидюймовый нож, который носят все женщины класса воинов, и подняла его: «Конечно, учитель дзэн в линии патриарха должен подняться на высокое место и говорить по книге. Но я женщина из рода воинов, и поэтому я должна провозглашать наше учение лицом к лицу с обнаженным мечом. Какая книга мне нужна?»

Главный монах сказал: «До рождения отца или матери, как же вы будете провозглашать наше учение?»

Монахиня на некоторое время закрыла глаза. Потом она сказала: «Ты понимаешь?»

Главный монах сказал в стихах: «В Долине Персикового Дерева опрокинута винная тыква; пьяные глаза видят десять миль цветов».

* * *

Знамя Мяо-Синь

Группа из семнадцати монахов, все в поисках дзэнского просветления, отправились на гору Ян-шань. Там они разыскали прославленного мастера Ян-шань Хуэй-чи, жившего на горе.

Было решено, что они останутся на ночь в маленьком храме, пристроенном к большому. В тот вечер они обсуждали один из коанов, касающихся Шестого Патриарха: «Движется не ветер и не знамя, а твой разум».

Монахиня Мяо-синь, руководившая храмом, случайно услышала их разговор и подвергла его своим последователям резкой критике. «Обман!» она сказала. «Жаль, что семнадцать ослов изнашивают столько пар соломенных сандалий в паломничествах и до сих пор не могут даже мечтать о дхарме».

Одна из монахинь, посещавших монахов, рассказала им мнение своего учителя. Если бы они не были истинными последователями дзэн, они могли бы отклонить комментарии Мяо-синь как дерзость, но они были пылкими в своем стремлении к просветлению и смиренно просили у нее наставлений.

Они вместе вошли в комнату монахини, и Мяо-синь попросила их подойти. Когда они это сделали, она сказала: «Движется не ветер, не знамя и не ваш разум».

Сразу проснулись все семнадцать монахов.

* * *

Тиёно Ни Воды, ни Луны

Чиёно была служанкой в ​​дзенском монастыре, днем ​​и ночью работавшей на монахинь. Однажды Чиёно подошла к пожилой монахине и сказала: «У меня есть желание практиковать дзадзэн, но я скромного происхождения. Я не могу ни читать, ни писать. Возможно ли, что я тоже смогу достичь пути Будды, даже если у меня нет никаких навыков?»

Монахиня ответила ей: «Это прекрасно! В самом деле, чего там добиваться? Слушай внимательно. Учителя прошлого говорили, что люди совершенны такими, какие они есть. Даже ширина одной брови не отделяет их от этого совершенства. В буддизме нет различия между мужчиной и женщиной, между мирянином и отшельником, между благородным и скромным, между старым и молодым. Есть только одно — каждый человек должен крепко держаться своего устремления и идти по пути Бодхисаттвы. Нет более высокого пути, чем этот. Учения сутр подобны пальцу, указывающему на луну. Если смотреть прямо на луну, палец не нужен. Вступая на Путь, мы полагаемся на свое тело». Затем она объяснила способ дзадзэн.

Чиёно радостно сказала: «С этой практикой в ​​качестве моего спутника мне нужно только заниматься своей повседневной жизнью. Если я просыпаюсь, практикуя, и ложусь спать, что может быть помехой?»

В восьмом лунном месяце следующего года светила полная луна. Чиёно пошла набрать воды из колодца. Когда она это сделала, дно ее ведра внезапно поддалось, и отражение луны исчезло вместе с водой. Когда она увидела это, она мгновенно достигла великой реализации.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *