Пробужденные люди: Скачок. Психология духовного пробуждения, Стив Тейлор, Глава 3. Естественная пробужденность: пробужденные поэты

5 мифов о пробужденности

В отношении пробужденности бытует множество мнений и мифов. Кажется, что встреча с пробужденным человеком это такая же редкость, как и знакомство с инопланетянином. Стив Тейлор, автор ряда книг о психологии и духовности, в свое время тоже верил этому. Но, в ходе своего исследования, был поражен тому, насколько легко находить людей, переживших пробуждение. По итогам исследования Тейлор написал книгу «Скачок», в одной из глав которой развеивает 11 мифов и откровенно называет их чепухой. Сегодня мы кратко расскажем о пяти из них.

Миф 1. Пробужденность — явление редкостное и исключительное

Окончательное крушение этого мифа для самого Стива Тейлора произошло после выхода его статей и книги. Он начал получать множество писем о том, что люди прочли его статьи и осознали, что прошли или проходят через тот самый опыт, о котором он говорит. В большинстве случаев респонденты не были связаны с духовными традициями и вообще мало о них знали. Часто это самые «обычные» люди, желающие понять тот удивительный «сдвиг», через который они прошли.

Тейлор уверен, что вокруг нас есть тысячи и тысячи людей, которые уже пережили этот опыт пробуждения (чаще всего он спровоцирован серьезным психологическим потрясением), но пока не осознали его и, возможно, даже никому о нем не рассказали из опасения, что их неправильно поймут.

Миф 2. Ты либо просветленный, либо нет. Промежуточных состояний не бывает

Четкой грани между пробужденностью и сном не существует. Есть разные уровни «сна» и разные уровни пробужденности — диапазон очень широк. Некоторые люди «спят» глубже, чем другие. Например, у них более выраженное чувство отделенности от мира, более размытое восприятие окружающей действительности, они больше отождествляются с внутренней болтовней и у них более эгоистичное мировоззрение. А другие более ярко пробуждены — у них более сильное ощущение единства и связи с миром, более острое восприятие окружающих явлений, более устойчивая внутренняя тишина и уравновешенность, более широкий кругозор и они больше склонны отождествлять себя со всем человечеством в целом.

Представления о том, что существует совершенно четкая грань между сном и пробужденностью порождены тем, что в большинстве случаев пробуждение наступает внезапно. Но пробужденность может наступить и постепенно. Люди переходят от стадии к стадии медленно, выполняя духовные практики и следуя различным духовным путям. Также переход может произойти более спонтанно, в результате жизни, наполненной служением или глубокими размышлениями, или в результате продолжительного процесса утрат и неудач. Но даже когда пробуждение происходит внезапно, бывают разные уровни пробужденности — так же, как лифт может поднять человека на тот или иной этаж одного и того же здания.

Миф 3. Пробужденные люди постоянно живут в состоянии блаженства и непринужденности, они не ведают ни страданий, ни трудностей

Пробужденные люди не живут в непрестанном состоянии умиротворения и блаженства, хотя аспекты нового состояния, такие как чувство благодарности, прекращение внутренней болтовни присутствуют.

В начальном периоде после внезапного пробуждения может наступить период растерянности и неустроенности, который в ряде случаев длится годами. Но даже и после того, как пробужденность стабилизируется и полностью интегрируется, проблемы все еще бывают.

Пробуждение не ведет автоматически к искоренению всех негативных личностных черт, равно как и не устраняет все проблемы. Пробужденный человек может не быть полностью свободен от внутреннего разлада. Негативные личностные черты — например, неуверенность в себе, ревность или чувство вины — могут «перейти» в новое состояние, и пройдет некоторое время, прежде чем они исчезнут.

«Важно, что все эти проблемы сохраняются лишь в «некоторой степени», — пишет Стив Тейлор. — Пробужденный человек может не освободиться от негатива полностью, но станет намного свободнее. Он меньше склонен реагировать на внешние события, и менее подвержен реактивной негативности. И тут также многое зависит от уровня пробужденности. Чем глубже пробужденность, тем свободнее человек от негатива и соответственно, менее подвержен душевному разладу и эмоциональным колебаниям… а со временем, возможно, весь негатив исчезнет полностью — на наивысших уровнях пробуждения».

Миф 4. Пробужденные люди — или «мистики» — пассивны и бездеятельны. Они только и делают, что сидят и медитируют целыми днями, погрузившись во внутреннее блаженство

Источник возникновения этого мифа — христианские, буддистские и индуистские традиции аскетического монашества. При этом иудейская, суфийская и даосская духовные традиции не являются монашескими и больше сориентированы на участие в жизни общества.

Пробужденным действительно людям больше по душе бытие, чем действие, и они посвящают сравнительно много времени «ничегонеделанию». Тем не менее, согласно исследованию Тейлора, примерно треть участников после пробуждения стали вести «более активный образ жизни». Это усиление активности обычно проявляется черед творческую или благотворительную деятельность. Люди искусства после пробуждения отличаются чрезвычайной плодовитостью, что становится возможным благодаря исчезновению барьеров между сознанием творца и трансцендентным источником творчества.

Миф № 5. Невозможно пробудиться при помощи целенаправленных усилий

Согласно этой точке зрения одна из причин, почему духовные практики и пути часто не приводят к желаемым результатам, состоит в том, что они подразумевают некое усилие, направленное на пробуждение, а также работу ради достижения этой цели. Однако же любое усилие эгоистично по своей природе. Оно подразумевает желание, а, следовательно, только укрепляет наше эго, тем самым отдаляя нас от пробуждения.

Однако же духовный поиск не всегда эгоистичен. Существует и более глубоко укорененный импульс к пробуждению, идущий из глубин нашего существа. Это импульс к росту и развитию, который зарождается за пределами отдельного индивидуума. Стремление миллионов людей углубляться в духовные учения, выполнять духовные практики и следовать духовным путем в большинстве случаев является проявлением того же динамического импульса, который побуждал живые организмы делаться более сложными и сознательными с тех самых пор, когда на Земле зародилась жизнь.

Постепенное пробуждение включает в себя перестройку шаблонов, по которым выстраивается наша «система Я», постепенный переход от старой «системы Я» к новой. Цель духовных практик и духовных путей состоит в том, чтобы осуществить этот переход. Духовные практики и пути медленно демонтируют старую «систему Я», размягчая ее границы и устраняя разлад, чтобы могла постепенно развиться дремлющая внутри нас новая «система Я». Этот переход не происходит вдруг и случайно, либо посредством какого-то осознания или «прозрения». Тут требуется своего рода внутренний структурный сдвиг, который может произойти либо внезапно и радикально (как правило, в результате сильнейшего потрясения), либо же постепенно, в результате духовной практики.

По материалам книги Стива Тейлора «Скачок».

Поделиться с друзьями:

Что такое Просветление, Пробуждение?

Что такое Пробуждение? Это бытие собой, тем, кем человек является в своей истинной природе — безграничным, бесконечным, абсолютом который осознаёт своё существование. Это знание своего собственного «Я», которое свободно от сковывающего влияния пространства и времени. Это реализация конечной цели эволюции — возвращение в свою собственную сущностную природу — Бытие, Абсолют. Это завершение всего поиска, абсолютное и окончательное удовлетворение, полнота жизни.

Пробуждение называется «пробуждением», потому что Абсолют пробуждается в своём полном самоосознании благодаря нервной системе человека. Это раскрытие на субъективном уровне «я» реальности того, что «Никогда не было времени, чтобы меня не было и никогда не наступит время, чтобы меня могло не быть. Я есть Абсолют, Я есть Бытие.»

Пробуждение не даёт человеку каких-либо социальных или материальных благ или преимуществ, каких либо сверх способностей или «особого знания» — это просто знание себя, своего «Я» и бытие собой. Я – не физическое тело, я ¬– не ум, я – не чувства, Я – ЕСТЬ ТО. Это полный и окончательный ответ на вопрос «Кто есть я?». Это открытие безграничного и вечного источника радости, счастья и блаженства в самом основании своего существования. Обнаружение того, что «Я и есть вечный и неиссякаемый океан блаженства». Обнаружение целостности и завершённости самого себя.

Просветление – это раскрытие реальности Абсолюта не только на субъективном уровне «Я», но и на объективном уровне всего мироздания. Обнаружение реальности того, что всё, что есть – это один единый Абсолют, который будучи не делимым, вечным и неизменным, проявляет себя во всём многообразии процессов, форм и качеств феноменального мира через свою игру в пространство и время, оставаясь всё тем же самым вечным и неизменным Абсолютом.

Просветление – это открытие целостности и завершённости всего мироздания. Открытие реальности того, что жизнь естественно полна, красива, совершенна. Просветление – это получение полного и завершенного ответа на вопрос «Что есть мир, что есть жизнь?». Получение ответа на опыте и полном понимании этого. «Познано то, познав что, всё становиться познанным» — это и есть Просветление.

Пробуждение и Просветление — это не какой-то особый настрой ума или особый стиль мышления, это само Бытие. Быть пробуждённым— это быть Абсолютом, осознающим своё существование. Быть просветлённым это осознавать что всё, что существует – это и есть Бытие.

Есть ли разница между
Просветлением и Пробуждением?

Пробуждение – это осознание Абсолюта на субъективном уровне Я. Я ЕСТЬ ТО.
Просветление – это осознание Абсолюта и на субъективном и объективном уровне жизни. Я ЕСТЬ ТО, ТЫ ЕСТЬ ТО, ВСЁ ЧТО ЕСТЬ – ЭТО ТО И ТОЛЬКО ТО ЕДИНСТВЕННО И ЕСТЬ.

Доступно ли Пробуждение каждому?

Да! Пробуждение — это нормальное естественное «состояние» человека. Единственное зачем мы рождаемся в человеческом теле – это для осознания того, что «Я ЕСТЬ БЫТИЕ». Всё, что существует в мироздании является выражением и проявлением Бытия, но только нервная система человека, которая тоже является выражением Бытия способна познать себя как Бытие, как Абсолют.

Что необходимо для того, чтобы реализовать Пробуждение?

Для реализации Пробуждения необходимо страстное желание Пробуждения. И необходима Прямая Передача от Мастера, Гуру — от живого человека, получившего эту передачу в Живой Традиции.

7 привычек людей, которые пробуждаются

Пожалуй, самый известный
из всех историй о Будде — это разговор, который произошел вскоре после его просветления. Когда Будда шел по дороге, он встретил человека, с которым обменялся простым приветствием. Мужчина сразу заметил, что незнакомец на тропе излучал необычайное спокойствие, уверенность, безмятежность и стабильность. Это заставило его остановить Будду и спросить:

«Мой друг, ты бог?»

«Нет», — сказал Будда.

Мужчина продолжил: «Значит, вы знаток священных книг?»

Будда снова ответил нет.

«Возможно, вы жрец, который продвинут в вопросах ритуалов и пения?»

Будда снова улыбнулся и сказал нет.

«Тогда кто ты, мой друг?» — наконец спросил мужчина.

Будда ответил прямо и лаконично: «Я бодрствую!»

Смысл ответа Будды точно объяснил буддийский монах Таниссаро Бхиккху, который говорит, что Будда «пробудился к тому факту, что существует бессмертное счастье, и что его можно достичь человеческими усилиями».

Это означает, что независимо от того, богат человек или беден, здоров или болен, моложе или старше, женат или не женат или разведен, истина состоит в том, что счастье и все его качества — радость, радость, наслаждение, довольство, спокойствие и блаженство — всегда доступным и доступным для нас через наши собственные мысли и действия. Это также означает, что наша жизнь не должна быть бесконечным циклом разочарования, уныния, депрессии и отчаяния.

Вот семь высокоэффективных привычек пробуждающихся людей.

1. Они интересуются. Люди, которые эволюционируют, глубоко чувствуют, что в жизни есть нечто большее, чем просто существование. Поэтому они занимаются исследованием, спрашивая себя: кто я? Чего я хочу от жизни? Чем я могу быть полезен другим? Что я могу сделать, чтобы испытать себя более аутентично? Откуда мое счастье? Слушаю ли я свою душу? Кто и что меня вдохновляет?

    Такого рода вопросы могут привести к конкретным ответам, но в основном служат способом направить жизнь в направлении большего смысла и удовлетворения. Буддийский монах Аджан Суммано объясняет: «Искреннее исследование всегда побуждает нас двигаться к истине и состраданию. Глубокие вопросы, естественным образом возникающие в процессе разворачивания жизни, сигнализируют о проявлении той самой энергии, благодаря которой мы растем дальше. Было бы самонадеянно полагать, что мы можем далеко продвинуться, не задумываясь над важными вопросами, которые жизнь задает нам».

    2. Выражают благодарность. «Будда побуждал нас думать о хороших вещах, сделанных для нас нашими родителями, нашими учителями, друзьями, кем угодно; и делать это намеренно, культивировать, а не просто позволять этому происходить случайно», — отмечает буддийский монах Аджан Сумедхо. Будда не только поощрял благодарность, но и постоянно практиковал ее лично.

      Согласно традиции, после того, как Будда достиг просветления, он провел следующие семь дней, просто глядя на дерево, давшее ему убежище и под которым произошло его пробуждение.

      Найдите минутку, чтобы понять, что он сделал. Вместо того, чтобы спешить, чтобы начать учить и делиться с другими своими прозрениями, изменившими его жизнь, Будда целую неделю просидел в знак благодарности перед деревом, которое так много для него значило. От Будды мы получаем представление о том, как важно сделать паузу и почувствовать благодарность. Сделайте паузу, чтобы исследовать свой собственный разум, задав себе следующие вопросы:

      • Чувствую ли я благодарность за то, что просто живу?

      • Чувствую ли я благодарность за то, что открыл для себя медитацию?

      • Чувствую ли я благодарность за то, что у меня есть люди, с которыми я могу медитировать?

      • Чувствую ли я благодарность за духовных друзей, которые идут со мной по жизни?

      • Чувствую ли я благодарность за то, что у меня достаточно денег для моих нужд?

      • Чувствую ли я благодарность за то, что у меня есть духовные учителя, которые наставляют и вдохновляют меня?

      Периодическое выполнение этого упражнения гарантирует, что мы не будем воспринимать как должное множество позитивных моментов, постоянно присутствующих в нашей жизни. Благодарность является жизненно важным компонентом просветленной жизни.

      3. Они стремятся приносить пользу другим. Еврейская традиция предлагает мощное понимание этого качества пробужденного человека. Раввин Джозеф Телушкин, автор книги «Еврейский этический кодекс», , пишет: «Распознавайте, когда потребности других больше, чем ваши собственные». Он цитирует это учение из хасидского текста: «Человек, идущий по узкой дороге, встречает другого человека, несущего тяжелую ношу, идущего в противоположном направлении. Даже если он пришел первым, человек без груза должен встать на обочину дороги, даже если она грязная, чтобы другой человек мог пройти мимо».

        Применительно к современной жизни это может означать выполнение следующих типов действий:

        • Остановить машину, чтобы пешеход мог перейти перекресток.

        • Разрешение слияния транспортных средств въезжать на вашу автомобильную полосу.

        • Придерживать дверь открытой для тех, кто несет тяжелые пакеты.

        • Быть вежливым, учтивым и учтивым со всеми, с кем вы сталкиваетесь ежедневно.

        • Говорите позитивно, поощряя других. Стремясь принести пользу другим, мы делаем их жизнь проще, приятнее.

        4. Они внимательны. Тот, кто действительно пробужден, практикует внимательность не только во время медитации, обращая внимание на дыхание, но и во время повседневной деятельности. Гуо Цзюнь, буддийский монах из Сингапура, отмечает:

          «Если вы практикуете осознанность дыхания, а на кухне беспорядок, а постель не заправлена, это немного странно.

          Обратите внимание на детали: сложите полотенце; разгладьте покрывало на кровати; вымыть кухонную стойку; уберите чашки; повесьте одежду; не роняйте вещи на пол; подмети свои крохи».

          5. Они открывают для себя медитацию. Джозеф Гольдштейн — один из первых западных учителей медитации и авторов, чьи книги теперь служат ориентиром для других. Его пробуждение началось, когда он открыл для себя медитацию несколько десятилетий назад. «Я был в Корпусе мира в Таиланде, и я начал ходить в храм в Бангкоке, где западные буддийские монахи вели дискуссионные группы. В конце концов один из монахов сказал: «Почему бы тебе не попробовать медитировать?» Я ничего об этом не знал, поэтому он просто дал мне несколько очень простых инструкций, например, наблюдать за дыханием. Я попробовал, и это было просто потрясающе — не то, чтобы я был таким хорошим медитирующим, но идея о том, что есть способ заглянуть внутрь систематически, была чрезвычайно увлекательна для меня. Это было то, что я искал, сам того не зная».

            Преимущества медитации кратко, но убедительно описаны доктором Дипаком Чопрой: «Медитация пробуждает самые сокровенные желания, чтобы узнать, кто вы есть на самом деле, чтобы достичь удовлетворения, превратить хаос в упорядоченность, создать жизнь, удовлетворение которой может никогда не будет подорвана или отнята у вас».

            6. Они обычные оптимисты. В 1997 году Рам Дасс перенес изнурительный инсульт. Вскоре после этого у него взяли интервью и спросили об инсульте и его духовном влиянии на него. Его ответ отражает весьма положительное отношение:

              «Я рассматриваю инсульт как новую главу в жизни этого тела. Это очень интересно для меня, потому что это так уникально отличается от предыдущей главы. В той главе я говорил, а в этой главе по большей части молчу. Мне нужно исследовать эту новую личность, которая представляет собой человека в инвалидной коляске — человека с ограниченными физическими возможностями, или как там нас сейчас называют. Я действительно изучаю, что значит не иметь силы. Помните, я не могу встать с кровати или сходить в туалет без посторонней помощи. Раньше я водил машину, и мне нравилось водить машину, но в моей новой личности я всегда пассажир. Конечно, есть определенные преимущества: как человек с шофером, я могу оглядываться по сторонам, потому что мне не нужно думать о дороге. … Удар позволил мне погрузиться в тишину. Это оказалось подарком во многих смыслах».

              7. Они любят тишину. Пробужденных, живущих и работающих рядом с нами, тянет к тишине. Они интуитивно знают, как уменьшить окружающие шумы и звуки. Примеры тех, кто включил тишину в свою занятую жизнь:

                Адвокат, который начинает свой день с того, что тихо сидит во дворе и потягивает чай, а не просыпается и включает телевизор, чтобы посмотреть ранние утренние новости.

                Профессор, который несколько дней в неделю находит время для прогулок на природе, не слушая музыку или подкасты.

                Аспирантка, которая в одиночестве обедает на траве под деревом в своем кампусе.

                Ученый-йог и писатель Георг Фейерштейн отмечает непосредственные преимущества молчания: «В духовной жизни мы культивируем священную тишину, чтобы возродить наше внутреннее существо, чтобы мы могли вернуться к нашей повседневной деятельности и речи с новой точки зрения».

                Как видят мир духовно пробужденные люди?

                Короче говоря, духовно пробужденные люди видят мир именно таким, какой он есть, а не таким, каким он должен или не должен быть. Эта ясность в восприятии приносит душевное спокойствие в повседневную жизнь. Они не там, чтобы сделать что-то большое или достичь какой-то случайной цели. Они понимают, что жизнь сама по себе завершена или цельна, и они не часть, а сами Целостность.

                После пробуждения невозможно вернуться к прежнему образу жизни. Но как мы узнаем, произошло ли настоящее пробуждение? Или разум играет просто еще одну шутку?

                На этот вопрос нет однозначного ответа. Единственный способ узнать, что когда понимание углубляется, человек испытывает мир в повседневной жизни, испытывает гармонию в отношениях, независимо от ситуации вокруг.

                Ум успокаивается, вопросы исчезают, и пробужденные чувствуют себя комфортно с тем, кто они есть, и неудобными аспектами самих себя. Даже аспекты, которые проявляются как раздражение и дискомфорт из глубины личная тень .

                Это похоже на пробуждение ото сна, в котором субъект, переживающий множественные объекты опыта, является единым конечным разумом.

                Проснувшись после сна, разум осознает, что разделение субъекта и объекта было иллюзорным и что реальность — это единое сознание, которое является свидетелем всех трех состояний: бодрствования, сновидения и глубокого сна.

                В бодрствующем состоянии идентифицируется сознание (эго). В состоянии сна оно частично идентифицируется. А в глубоком сне сознание, не отождествленное с эго, свидетельствует об отсутствии сенсорных входов и мыслей. Свидетель является общим и образует субстрат всех трех состояний.

                После духовного пробуждения свидетельствование начинает происходить в бодрствующем состоянии. Свидетель — это безличный аспект сознания, который наблюдает все явления в двойственности без реакции или суждения.

                Это все равно что наблюдать за движением транспорта на дороге. Машины появляются и останавливаются на красный свет, некоторое время остаются на месте, а затем исчезают. Затем появляется другая машина, и то же самое повторяется.

                Свидетельствование происходит аналогично. Мысли, чувства и эмоции возникают из ниоткуда, играют какое-то время и исчезают в том же «никуда». Причина, по которой суждение не происходит при свидетельствовании, заключается в том, что никто не наблюдает за мыслями. Наблюдение происходит вовремя, но свидетельствование происходит спонтанно .

                Духовное пробуждение — это свобода от дуалистических концепций при жизни в двойственности. Это не означает, что мы становимся совершенными человеческими существами и что никогда не происходит никакой реакции или осуждения. Реакции и осуждение случаются даже с пробужденными людьми, но даже это становится свидетелем.

                У пробужденных существ омрачающее содержание ума не распространяется во времени и создает страдание .

                Духовно пробужденные люди не зацикливаются на мыслях. Они живут настоящим. Они видят события и ситуации такими, какие они есть, а не обозначают их как хорошие или плохие, приятные или неприятные и так далее. В тот момент, когда мы на что-то навешиваем ярлык, мы уже отвлекаемся от настоящего момента.

                Они не видят мировые события с ограниченной точки зрения, но наблюдают за ними с полным принятием и чувством капитуляции. Это не эгоическая капитуляция, которая претендует на капитуляцию, а глубокое осознание, которое отражается в действиях человека.

                Например, они проявляют сострадание даже к тем, кто с ними не согласен. Пробужденные люди безоговорочно признают, что добро и зло являются полярными противоположностями в дуальности.

                Пробужденные люди не обязательно «хорошие» или приятные люди. Они честны в своих недостатках и изъянах и не считают себя выше или ниже непробужденных (за неимением лучшего слова). Они знают, что это одно и то же сознание, которое проходит через всех.

                « Я лучше буду целым, чем хорошим »

                Карл Юнг.

                Они могут не любить других людей или оставаться затворниками, но они не вызывают у них чувства ненависти и злобы. Точно так же они могут проявлять сострадание, но не создают сильной привязанности в отношениях, дружбе и общении.

                Пробужденные люди не зацикливаются на концепциях, идеологиях и убеждениях и не навязывают свое мнение другим людям. Это заблуждение, что пробужденные люди все время счастливы.

                Наоборот, Они несут тяжелое бремя кармы , которая иногда причиняет им ужасную боль , но никогда не перерастает в страдание. Пробужденные люди следуют своим собственным путем, не слишком заботясь о том, что о них думают другие.

                Они не соответствуют стандартам общества или не поспевают за ожиданиями, поэтому испытывают одиночество и отчужденность от друзей и семьи.

                Пробужденные люди чувствительны, интуитивны и обладают высокой эмпатией. Даже зная, что они в матрице, они подыгрывают и продолжают передавать учения, чтобы помочь другим.

                И при этом они борются со своими собственными проблемами, что является неотъемлемой частью человеческой жизни. Однако они никогда не вмешиваются и придерживаются истории своих страданий.

                Они не привлекают к себе лишнего внимания и спокойно делают свою работу.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *