В Благовещение приметы для незамужних женщин помогут обрести взаимную любовь
В этот день, 7 апреля, православными христианами отмечается большой праздник – Благовещение. Он связан со значимым событием – Дева Мария получила благую весть от архангела Гавриила. Посланец Всевышнего сообщил, что Она путем непорочного зачатия станет Матерью Сына Божьего. С Благовещением связаны не только различные традиции и правила, но и приметы, сформированные за многие годы.
- Как православными отмечается Благовещение
- Народные приметы Благовещения на урожай
- Приметы 7 апреля в Благовещение на погоду
- Благовещение Благовещения для незамужних женщин
- Заговор в Благовещение на любовь и замужество
- Молитва в Благовещение на беременность
В Благовещение незамужние женщины обязательно загадывают желания. Во многих храмах выпускают белых голубей, символизирующих Святой Дух. Тем временем по приметам судят о будущем, молятся, чтобы судьба была счастливой, а в семье царил мир.
Как православными отмечается Благовещение
Благовещение – «самый большой праздник Бога». Говорят, в этот день «даже солнце весело играет». По традиции в храмах священники проводят службы в небесно-голубых одеяниях (цвет символизирует Богородицу), все помещения и дома украшаются лилиями, символизирующими непорочность. Ранее принято было разводить костер, прыгать через него, чтобы избавиться и защититься от недугов, порчи, сглаза.
Правила праздника Благовещение:
— идут на утреннюю церковную службу, освящают просфору;
— выпускают на свободу белых голубей;
— прокалывают в печи соль, исцеляющую от недугов;
— проводят больше времени с семьей;
— раздают милостыню;
— занимаются богоугодными делами;
— не выполняют какие-либо работы, связанные с почвой;
— не выносят что-либо из дому, не раздают;
— не приглашают в гости;
— не носят новую одежду;
— не занимаются каким-либо рукоделием;
— не уезжают из дома;
— не берут, не дают в долг.
Народные приметы Благовещения на урожай
Дождливый день сулит много ржи.
Гроза 7 апреля сулит хороший урожай орехов.
Дождь для рыбаков в этот день к обильному улову.
Ветрено, туманно, иней есть – к хорошему урожаю.
Морозный день – к большому грибному урожаю.
Приметы 7 апреля в Благовещение на погоду
На Благовещение не успели прилететь ласточки – к поздней и холодной весне.
Начались заморозки – будет богатый урожай.
Начался сильный дождь – к засушливому лету.
Погода 7 апреля такая же, как на Пасху.
Благовещение Благовещения для незамужних женщин
Чтобы скорее выйти замуж, Благовещение отмечают весело и в хорошем настроении.
Утром идут в храм, читают молитвы Деве Марии, просят о скором замужестве.
Не надевают на безымянный палец кольцо, не заплетают косы, иначе можно спутать судьбу.
Идут по воду. Есть удалось по дороге найти первоцвет, то ждать свадьбы до осени.
Заговор в Благовещение на любовь и замужество
Незамужняя женщина утром, до того как взойдет солнце, три раза умывается холодной водой, молясь:
— Хозяин воды, избавь от беды, дай счастья, дай красы, дай молодости.
Затем надевает свободную рубаху без пояса, распускает волосы, снимает все украшения. Как только начнет всходить солнце, проговаривает, смотря на него:
— Заря рассветала, роса пала, солнце встало, росу высушило. Солнце, высуши мое одиночество, дай мне пару! Буду я светла, как светлая заря. Аминь.
На Благовещение не играют свадьбы. Это торжество в великий праздник не одобряется Церковью. В этот день не проводят венчания.
Молитва в Благовещение на беременность
О, Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, скоропослушная заступнице всех, к Тебе с верою прибегающих! Призри с высоты небеснаго величия Своего на меня непотребную, припадающую к иконе Твоей! Услыши скоро смиренную молитву мене грешной и принеси ю к Сыну Своем; умоли Его, да озарит мрачную душу мою светом Божественный благодати Своея и очистит ум мой от помыслов суетных, да успокоит страждущее мое сердце и исцелит раны его, да вразумит мя на добрая дела и укрепит работати Ему со страхом, да простит вся соделанная мною злая, да избавит вечныя муки и не лишит Небеснаго Своего Царствия. О, Преблагословенная Богородице! Ты благоизволила еси нарещися во образе Своем Грузинской, повелевающи всем притекати к Тебе с верою, не презри убо мене скорбнаго и не попусти погибнути мне в бездне грехов моих. На Тя по Бозе все мое упование и надежда спасения, и Твоему покрову и предстательству поручаю себе во веки. Славлю и Благодарю Господа, что послал мне счастие супружеского состояния. Молю Тебя, Матерь Господа и Бога и Спасителя моего, да Твоими Матерними молитвами пошлет мне и супругу моему возлюбленному чадо. Да дарует Он мне плод чрева моего. Да устроится он волею Его, во славу Его. Перемени скорби души моей на радость зачатия во чреве моем. Да славлю и благодарю Тебя Матерь Господа моего во вся дни жизни моей. Аминь.
народные приметы и обычаи для девушек
Благовещение Пресвятой Богородицы входит в перечень 12 главных православных праздников. Каждый год его празднуют в один и тот же день – 7 апреля. С этим торжеством связано много различных примет и обычаев, которые формировались на протяжении многих лет.
Что такое Благовещение?
Название этого торжества образовалось из двух слов – «благая весть». Чтобы понять, что означает Благовещение Пресвятой Богородицы, стоит узнать историю возникновения этого праздника. В этот день архангел Гавриил спустился с небес к деве Марии и передал ей благую весть, что вскоре она станет матерью Иисуса Христа – спасителя человечества. Длительное время греческие христиане называли этот праздник «день приветствия» и «возвещение».
В Благовещение, приметы и обычаи соблюдали с древних времен и есть перечень, что можно и нужно делать в этот день:
- Верующий человек должен обязательно посетить утром службу в церкви. Если хозяйка испекла просфоры – специальные пресные хлебца, то можно их взять с собой, чтобы освятить. Стоит заметить, что во многих храмах их раздают людям по одному в руки.
- Согласно традициям в праздник принято выпускать на свободу птиц и лучше, если это будут белые голуби. Они улетят в небо и расскажут Богу о хороших делах человека.
- Раньше в этот день заготавливали специальную благовещенскую соль. В праздник каждый член семьи должен взять по щепотке обычной соли и кинуть ее в мешок. После этого хозяйка должна прокалить ее на огне, пересыпать в мешочек. Хранить его нужно в тайном месте и доставать при необходимости, например, если человек заболел, его кладут в изголовье кровати. Если соль не использовали, то 7 апреля следующего года ее нужно спалить.
- Праздничный день рекомендуется посвятить семье, милости и разным добрым делам.
- В народе Благовещение ассоциируется с началом сельскохозяйственных работ, поэтому некоторые традиции были связаны с плодородием. Раньше в этот день в печи жгли дрова, а затем, смешивали золу с солью и разбрасывали ее по углам огорода. Так люди защищали участок от сглаза и заговаривали урожай.
- Крошки, которые остались от съеденной просфоры, смешивали с семенами для посадки. Можно добавить к зернам немного благовещенской соли.
- На Благовещение есть приметы и обычаи, которые связаны с семьей. Утром каждый член семьи должен съесть освященную просфору и выпить святой воды. Благодаря этому человек может защититься от болезней и разного негатива, а еще привлечь удачу и материальный достаток.
Что нельзя делать на Благовещение Пресвятой Богородицы?
Этот церковный праздник имеет большое значение для верующих и известное несколько важных канонов, которых необходимо придерживаться. Есть приметы, что нельзя делать в Благовещенье:
- Запрещено работать на земле, считается, что если человек коснется семян или зерен, то они никогда не прорастут. После этого праздника все полевые работы будут результативными и дадут хороший урожай.
- Нельзя что-либо отдавать из дома, чтобы не потерять счастье и благополучие. Лучше на этот праздник гостей не приглашать.
- Запрещено на праздник надевать новые вещи, поскольку они испортятся в короткий промежуток времени и заменить их другими не будет возможности. Девушки, которые не учли это табу, не смогут в этом году выйти замуж.
- Выясняя, что нельзя делать в Благовещение, стоит сказать о том, что табу накладывается на любое рукоделие. Связано это с тем, что нить символизирует жизнь, поэтому занимаясь шитьем или вязанием, человек может спутать свою судьбу.
- Еще одно табу касается начала любых дел, поскольку они не принесут никаких результатов, а вызовут только разочарования.
В древние времена люди особенно верили в нечистую силу, поэтому многие суеверия имеют связь с ними.
- Нельзя на Благовещение подходить к воде, поскольку русалки могут зачаровать и затянуть под воду.
- Не рекомендуется в праздник находиться далеко от дома, поскольку змей-домовик приходит в дом и пересчитывает домочадцев. Считается, что если кого-то нет, то человек вскоре умрет.
- Запрещено ходить в лес, поскольку леший может завести вглубь на погибель.
Народные приметы на Благовещение
До наших дней дошло огромное количество суеверий, связанных с разными аспектами жизни. Многих интересует, какие приметы на Благовещение есть, так вот в этот день можно узнать о многих событиях будущего, предсказать погоду и привлечь удачу. Каждый вправе решать для себя верить в них или считать вымыслом, но стоит отметить, что формировались суеверия в течение многих лет, доказывая свою правдивость, поэтому как минимум к ним можно прислушиваться.
Приметы на удачу на Благовещение
Чтобы в течение года сопутствовала удача, запрещено в этот церковный праздник стричь волосы и заплетать косы. Есть старинная легенда, что кукушка на Благовещение решила нарушить существующий запрет и начала плести себе гнездо. За это Бог наказа ее и лишил собственного дома, поэтому она подкладывает яйца в гнезда другим птицам. Есть и другие приметы на Благовещение для привлечения удачи.
- Молодежь в этот день собиралась на гулянья, и обязательно люди прыгали через костер. Считается, что переходя через пламя человек, очищается от всего негатива, возвращает здоровье и привлекает удачу.
- Взрослые люди для избавления от грехов и улучшения жизни, собирали последний снег, растапливали его и умывались.
Благовещение – приметы на любовь
Люди, которые находятся в паре, в этот праздник должны провести время вместе в гармонии, чтобы сохранить такие отношения на весь год. Приметы в день Благовещения указывают, что женщины должны сорок раз назвать своего возлюбленного «любимым», что позволит сохранить в паре чувства, любовь и благополучие. Нельзя в этот праздник что-либо делать со своими волосами, чтобы не ступать судьбу.
Благовещение Пресвятой Богородицы – приметы на замужество
Многие церковные праздники считаются прекрасной возможностью для одиноких девушек привлечь к себе вторую половинку. Согласно приметам, если торжество провести весело и в хорошем настроении, то желание непременно сбудется. Утром одинокие девушки обязательно шли в церковь и молились возле иконы Богородицы, чтобы она помогла быстрее пойти под венец. Есть и другие приметы на Благовещение для незамужних девушек, например, в этот день запрещено надевать на безымянный палец кольцо и заплетать косы, чтобы не спутать судьбу и не упустить вторую половинку.
Приметы на Благовещение, чтобы забеременеть
Поскольку Богородица приходится матерью спасителю человечества, к ней обращаются женщины, которые хотят забеременеть и родить здорового ребенка. Есть специальные приметы на Благовещенье для девушек, связанные с продолжением рода. В этот день необходимо купить белую голубку и обратиться к ней с просьбой, чтобы та передала Господу просьбу о ребенке. В праздник птицу следует выпустить на свободу. Можно использовать такой метод, чтобы попросить о встрече второй половинки.
Приметы Благовещения на деньги
Церковные праздники обладают огромной энергией, которую можно использовать себе во благо. Есть приметы и суеверия на Благовещение, которые имеют связь с финансами.
- В этот день запрещено давать деньги в долг, поскольку с ними не удастся распрощаться в течение года.
- Люди, которые занимаются бизнесом, 7 апреля кропят свои рабочие места святой водой и просят достатка.
- Описывая приметы и обряды на Благовещение, стоит вспомнить одну из них: утром на праздник нужно пойти в церковь и купить там просфоры, количество которых должно совпадать с числом домочадцев. В одну из них кладется монетка и после этого каждый должен взять себе хлебец. Человек, которому достанется монетка, не будет в течение года нуждаться в деньгах.
Родиться на Благовещение – приметы
В народе существует два толкования этого суеверия.
- Считается, что в этот праздник рождаются люди, которые будут счастливыми, и в течение жизни им будет сопутствовать удача. При этом есть одно «но», они будут постоянно себя чувствовать одинокими, даже имея большую и дружную семью. Приметы про Благовещение указывают, что человек, рожденный в этот праздник, сможет многого добиться в жизни, даже постоянно чувствуя неуверенность в себе.
- На Благовещение приметы и обычаи имеют негативное толкование, так есть версия, что младенцы, родившиеся в этот праздник, будут часто болеть или же у них будут уродства.
- Есть еще одно народное суеверие, согласно которому люди и животные, появившиеся на свет 7 апреля, будут небольшими по росту.
Примета – умереть в Благовещенье
Верующие с древних времен верили, что в этот день перед всеми открывается небо, и люди могут использовать этот шанс, чтобы обратиться к Высшим силам. Есть примета – смерть в Благовещение является залогом того, что человек непременно попадет в Рай. Среди народа говорят, что в большие церковные праздники из жизни уходят хорошие люди, которые Господь забирает к себе.
Погода на Благовещение – народные приметы
Многие люди до сих пор пользуются знаниями своих предков, которые проверены веками. Известны на Благовещение и приметы, связанные с погодой:
- Если до седьмого апреля ласточек не было видно, то в течение всей весны сохранится холодная погода.
- Хорошая и ясная погода предвещает богатый урожай и красное лето.
- Если на Благовещение утром был туман, значит, вода в реках будет прибывать.
- В древности считали, что погода 7 апреля повторится на Пасху.
- Много звезд на небе в этот праздник предвещает хороший урожай конопли.
Дождь на Благовещение – приметы
В древние времена резкая смена погоды воспринималась, как знак свыше, который становился основой для суеверий:
- На Благовещение приметы и обычаи описывают, что если на праздник пошел дождь, значит, летом влаги будет мало, но при этом можно будет получить богатый урожай ржи.
- Считалось, что если идет дождь, то петух напьется, и на Юрия трава взойдет и вол напасется.
- Мужчины верили, что если начался дождь, значит, можно отправляться на рыбалку, поскольку улов будет богатым.
- Если гроза на Благовещенье, приметы указывают, что лето будет теплым и орехи в этом году уродят хорошо.
Снег на Благовещение – приметы
Перед Пасхой погода меняется часто, но снег является редким явлением и с ним связаны некоторые суеверия:
- Если на крышах домов лежит снег, значит, плохая погода сохранится еще надолго и снег останется до Юрьева дня, который припадает на 6 мая.
- Для тех, кого интересует, какие приметы и обычаи на Благовещение связаны со снегом, есть такое суеверие – если в этот день он лежит на полях, то летом не будет урожая.
- В древности люди верили, что последний талый снег обладает целебной силой и если им умыться, но можно избавиться от болезней и разных неприятностей.
Благовещение в раннехристианском искусстве
Раффаэла Фацио Смит
Письменные источники
Иконография Благовещения восходит, прежде всего, к каноническим Евангелиям от Матфея и (прежде всего) от Луки (1:26-38), но также из апокрифических евангелий, таких как Евангелие от Псевдо-Матфея и Протоевангелие от Иакова (11:1-3). Эти апокрифические евангелия были обнародованы на Западе Винсентом де Бове (ок. 1250 г.) в его Speculum Historiae 9.0010 и Джакомо да Варагине (ок. 1260 г.) в его Leggenda Aurea . Другим апокрифическим источником является Армянское Евангелие Младенчества, оказавшее значительное влияние на византийскую иконографию.
По апокрифическим евангелиям благовещений было два. Армянское Евангелие (5:2-9), например, говорит, что Богородицу сначала приветствовал невидимый ангел, когда она вышла из дома с кувшином, направляясь за водой к источнику. Опасаясь, что дьявол пытается ее обмануть, Мария стала молиться, прося Бога освободить ее от искушений дьявола. Затем, вернувшись домой, она начинает прясть пурпурную завесу для храма. Затем Гавриил входит через закрытую дверь и появляется перед ней, на этот раз как существо из плоти и крови, объявляя, что она родит Мессию. В этот момент Слово Божие проникает в нее через ухо, начиная акт зачатия.
Ранние изображения
Одним из самых ранних изображений Благовещения в христианском искусстве являются фрески в катакомбах в Риме, где погребальное искусство было «молитвой», свидетельством надежды. Особенно значимой была весть о победе Христа над смертью. Благовещение Марии — самое начало этого послания.
Древнейшее изображение Благовещения — фреска на своде кубрика в катакомбах Присциллы, датируемая второй половиной II века или первой половиной III века. Мария одета в тунику и паллиум по римской моде. Сидя на стуле с высокой спинкой, она слушает мужчину перед собой, справа, в тунике с широкими рукавами. Он поднимает руку в знаке локенди, то есть в знаке речи. На этой фреске Мария без покрывала. Введение в ее изображениях вуали происходит позднее, следуя моде на восточный омофор (фата, которую носят с темно-синей накидкой). Тем не менее, Марию также по-прежнему будут изображать без чадры и с распущенными волосами в знак ее девственности (так носили волосы незамужние женщины). Жест оратора ангела иногда заменяется в более поздних изображениях его поднятым пальцем, что указывает на происхождение его послания. Фреска в катакомбах Присциллы следует тогдашней современной иконографии, изображающей посланника в присутствии какого-то высокопоставленного лица: оставаться сидящим при приеме посетителя символизировало достоинство человека. Тот факт, что в раннехристианской иконографии божественный вестник изображен без крыльев, вероятно, является попыткой отличить христианских ангелов от «крылатых побед» языческой религии.
Откровение
Как я уже упоминал, Благовещение Марии — это своего рода начало Божьего плана искупления человечества через Христа. Однако Благовещение не изображается исключительно в этом свете. Со временем оно все чаще используется как послание, относящееся не только к спасению, но и к откровению: тайна Христа впервые открывается Марии. Мария считается первым свидетелем Божьей любви, обретающей форму в воплощении.
Таким образом, в 4-м и 5-м веках благовещение становится частью гораздо более широкого контекста. Его начинают включать в циклы богоявленских сцен, относящихся к первым явлениям Христа человечеству. Эпифанический характер благовещения часто подчеркивается наличием завесы, которая используется не только в декоративных целях, но и в качестве символической ссылки на откровение. (В этом контексте стоит вспомнить, что завесы в святилищах некоторых языческих «мистериальных религий» скрывали священный образ до момента теофании, т.е. явления божества, когда их раздергивали). Особенность завесы появилась в иконографии христианских мучеников к концу IV века. Первый пример — портрет святого перед исповедальней базилики св. Иоанн и Павел в Риме.
Царственная природа
С течением времени внимание все больше сосредотачивается на природе Христа и догматической важности Его представления как истинного Бога (Никейский собор 325 г. провозгласил, что Отец и Сын единосущны; Эфесский собор 431 г. провозгласил Марию Богоматерью) и истинный человек (Халкидонский собор 451 г. провозгласил, что во Христе сосуществуют две природы — человеческая и божественная). Тем не менее победоносная Церковь хочет подчеркнуть прежде всего божественность Христа (именно после Феодосийского эдикта 381 г. христианство становится официальной религией империи). Мария приобретает благородство и царственный характер явно имперского вдохновения. Царственная природа Марии, естественно, связана с царственной природой Христа, все чаще представляемого как Христос во Славе, Который будет судить человечество в конце времен.
Голубь и ангел
В V веке на мозаике триумфальной арки церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме в благовещении впервые появляется летящий голубь, символизирующий Святой Дух. В Библии явление Святого Духа в виде голубя встречается только один раз, а именно в рассказе о крещении Христа. Однако Никейский собор 325 г. объявил, что голубь крещения является действительным символом Святого Духа. Отныне голубь будет изображаться прежде всего в благовещениях Марии, затем в сценах Пятидесятницы и, наконец, в образах творения и Троицы. Однако следует сказать, что изображение в Санта-Мария-Маджоре долгое время оставалось уникальным образцом, возможно, из-за отвращения к существовавшему до сих пор культу Венеры, который также использовал голубя в качестве условного символа. Должно было пройти четыреста лет, прежде чем этот символ утвердился в христианстве: он стал полностью неотъемлемой частью благовещенской иконографии XI-XII веков.
В 6 веке мы наблюдаем изменение позиций Марии и ангела. Мэри начинает появляться справа от сцены. Таким образом, основная фигура была перемещена в соответствии с направлением письма и чтения на греческом и латинском языках (слева направо), так что взгляд останавливается на образе Богородицы.
Ангел Гавриил изображается обычно в одиночестве, лицом к Марии, держащим жезл или скипетр, символ жезла повеления, который Бог – небесный император – вверяет своему особому посланнику. Однако есть исключения. Иногда сцена представляет более одного ангела. Например, на упомянутой выше мозаике Санта-Мария-Маджоре Марию окружают четыре ангела. Тем не менее, именно после Тридентского собора (1545-1563) мы начинаем видеть увеличение числа ангелов и умножение маленьких путти.
Поза и жест Марии
Сиденье Богородицы, которая часто изображается стоящей на скамеечке для ног, покрыто императорской подушкой. Иногда сиденье становится настоящим троном. Мы часто видим эдикулу с фронтоном над ней, что наводит на мысль, что Богородица является «жилищем» Всевышнего и символом самой Церкви.
На этих изображениях не показаны эмоции. Жесты, напротив, имеют в высшей степени символическое значение. Рука Мэри может принимать несколько положений. Когда она подносит его к подбородку, это знак размышления. Ее ладонь, обращенная наружу, предполагает ее первоначальную сдержанность. Тыльная сторона ее рук, прижатых к груди, указывает на ее согласие. Жест оран (молящаяся фигура) также очень важен, когда ладони ее рук обращены наружу на уровне груди, как знак доверительного приема. Иконографически образ орана был заимствован из образа римской пиеты, которая олицетворяла преданность и уважение к богам, а также к своей семье и нации.
Помимо византийского предания, изображающего сидящую Марию, прядущую пурпурную завесу для храма, мы находим другую иконографию. В VI веке Богородицу начинают изображать в стоячем положении в процессе речи. В этом образе чувствуется влияние византийско-эллинистической царственной традиции, которая хочет подчеркнуть не только благородство, но и мудрость Богородицы, мгновенно распознающей истинную природу своей гостьи, встающей на ноги из почтения и способной ответьте ему после прослушивания его сообщения.
—————
Фото 1: Катакомбы Присциллы в Риме являются домом для самых ранних визуальных изображений Девы Марии и Благовещения, датируемых вторым веком. . Здесь Благовещение, самое большое и наиболее заметное из трех отдельных изображений Богородицы в катакомбах, нарисовано на потолке кубикулума Р в самой старой части катакомбы. Некоторые предполагают, что это также самое раннее христианское изображение ангела.
Фото 2: Мозаика Благовещения в Санта-Мария-Маджоре, Рим
Фото 3: Мозаика Благовещения в Санта-Мария-Маджоре, Рим.
Фото 4: Византийское изображение Благовещения XII века в монастыре Святой Екатерины на горе Синай.
Источник
Средневековый символизм Благовещения. Знакомство со средневековым христианством
Флоренс Экклстон исследует богатую символику, использованную в средневековых изображениях Благовещения Девы Марии.
Благовещение — это объявление архангелом Гавриилом Деве Марии о том, что она зачнет и родит Христа. Это важно в христианской вере, потому что с воплощением Иисуса (воплощением) приходит спасение от грехов всего человечества, с его возможной смертью на кресте. Поэтому это центральный образ в христианском искусстве, обнаруженный еще в 4 веке нашей эры, в катакомбах Присциллы в Риме. Историк искусства Донал Купер описывает его как ключевой иконографический тип, через который мы можем понять средневековый «замаскированный символизм и… саму природу и жизнеспособность иконографического значения». Это потому, что Благовещение — это тема, сильно нагруженная символической условностью.
Однако акцент в библейском повествовании делался на Слове Божьем, взятом из Евангелия от Луки (1:26-38) и сосредоточенном на словесном послании ангела Марии и ее словах согласия. Таким образом, история Благовещения, изначально являвшаяся «чистым речевым актом» (Диди-Хуберман), опирается на великую экзегетическую традицию благодаря своему символизму и образности. Многое взято из апокрифических евангелий и произведений, основанных на них, таких как «Золотая легенда » Якоба де Ворагина и «» Псевдо-Бонавентуры. 0009 Meditationes Vitae Christi , что значительно расширило повествование. Великие толкователи Благовещения в Средние века, такие как Альберт Великий, святой Фома Аквинский и святой Бонавентура, также пополнили лексикон знаков и символов. Тем не менее, перед художниками стояла огромная задача представить его в изобразительной форме, и поэтому была разработана условность символизма, чтобы сделать «тайну» Благовещения, по выражению Фомы Аквинского, понятной для в значительной степени неграмотного средневекового верующего.
Книга
Первоначально Дева Мария изображалась работающей с веретеном. Веретено происходит из Евангелия от Псевдо-Матфея, части апокрифов Нового Завета, в котором рассказывается о том, как Мария пряла нить, чтобы соткать завесу для Храма. Поэтому иногда в средневековых сценах Благовещения рядом с Марией ставится корзина с нитками, а на заднем плане может появляться завеса. Само веретено было заменено книгой 11 века и далее, иконографией, возникшей в монашеских кругах, а также заимствованной из Евангелия от Псевдо-Матфея. Евангелие комментирует чтение Богородицы: «Она всегда была занята молитвою и исследованием закона» (гл. 6). Иконография книги использовалась для ссылки, а иногда изображалась открытой на пророчество Исайи: «И Сам Господь даст вам знамение. Вот, дева зачнет и родит сына, и наречет ему имя Эммануил» (Исайя 7:14). Это интерпретировалось с раннего средневековья как предсказание рождения Иисуса.
Таким образом, изображение книги использовалось для выражения преданности Девы Марии и авторитета текста. Средневековому богослову ее центральная роль в Воплощении как избранницы Божией дала ей возможность истолковать и понять свое исполнение этой ветхозаветной типологии с Воплощением Христа (типология является библейским символизмом или прообразом от Ветхого до Новый Завет). Мария изображена молящейся перед книгой в «Благовещении» из «Черных часов», очень необычного и красивого «Часослова» 1480 года, полностью окрашенного в черный и синий цвета (изображение: Музей и библиотека Моргана).
Цветы
Лилия также часто фигурирует в средневековых Благовещениях, чтобы выразить девственность Марии, как показано в Благовещении Черных Времен. Лилия с древних времен считалась символом чистоты, а еще в VII веке белую лилию уподобляли Марии: преподобный Беда (672/3–735) предполагал, что лепестки — это ее девственная душа, а золотые пыльники — ее небесная душа. сияние. Цветы вообще ассоциировались с Благовещением, так как по традиции оно должно было произойти в Назарете 25 марта. Ворагина 13 век Golden Legend гласит, что «Назарет означает «цветок»; поэтому Бернар [из Клерво] говорит, что Цветок пожелал родиться от цветка в «Цветке», в сезон цветов». Таким образом, цветы появились в Благовещении с 13 века, обычно в вазе, затем в 14 веке, которую держал ангел Гавриил, а иногда просто росли снаружи в Hortus Conclusus Марии (подробнее об этом позже). Ангел также иногда держит оливковую ветвь, символизирующую начало нового мира, как в истории о Ноевом ковчеге, или пальмовую ветвь, символ, напоминающий средневековому поклоннику о мученической судьбе Христа, как при входе в Иерусалим за неделю до этого. его смерть была встречена пальмовыми ветвями. Роза часто встречается в Благовещении, символизируя Марию, «розу без шипов». Иногда лилии сопровождались одиночной красной гвоздикой, символом распятия Христа, ее латинское название Dianthus означает «Божий цветок».
Голубь
Голубь представляет Святой Дух в его путешествии, чтобы воплотить Бога во Христе, emissus caelitus («посланный с небес» и, следовательно, не сформированный в матке). В частности, он символизирует акт зачатия, происходящий в ухе Девы Марии ( conceptio per aurem ), так что Она остается девственной, даже когда зачинает ребенка. В этой сцене Благовещения XIV века изображен голубь, летящий к уху Богородицы, символизирующий зачатие Христа (Кембридж, Колледж Святого Иоанна, MS. K. 26, f. 11):
На иконографию оказало влияние Марианское прочтение псалма: «Слушай, дщерь, и вдумывайся, и приклони ухо твое, забудь народ твой и дом отца твоего; и Царь возжелает красоты твоей» (Псалтирь 45:10). Он также упоминается в раннехристианских текстах, таких как Афанасий Александрийский в 4 веке до нашей эры: «Придите и взгляните на этот чудесный подвиг: женщина зачинает через слух своих ушей!». Поэтому голубя часто изображали спускающимся к уху Богородицы, как правило, но не всегда, через луч света, исходящий от Бога-Отца.
Лучи Света
Свет считался в средневековье излучением Божественного и, следовательно, воротами к восприятию Бога. По Диди-Хуберману, в иконографии Воплощения Христа видимый свет прославляет и оформляет «тень плоти», чтобы явить себя человеческому миру. Поэтому лучи света изображают путь Бога с неба, как Отца, на землю, воплотившегося во Христе, Святого Духа посреди этих лучей, созидая полную Святую Троицу. Вмешательство Святой Троицы в Благовещение упоминается в средневековой литературе, особенно в IX в.0009 Медитации Псевдо-Бонавентуры. На нидерландском панно, датируемом 1380-ми годами, довольно необычно младенец Иисус занимает место голубя, следуя за лучами света, исходящими от рук Бога к своей матери, Деве Марии (изображение: Художественный музей Кливленда).
Бог
Присутствие Бога в сцене Благовещения часто символизируется просто лучами света, исходящими из неизвестного источника. Однако там, где он изображен, он часто находится в верхней левой части картины, окруженный или выходящий из облаков в виде бородатой головы, плеч и туловища, как на этой английской алебастровой панели Благовещения конца XV века (изображение : Виктория и Альберт ):
Свитки
Свитки с ключевыми библейскими стихами Благовещения, которые держал иногда только Ангел Гавриил, а иногда оба участника истории, впервые появились в раннем Средневековье. Они были написаны на латыни, языке церкви. Это должно было подчеркнуть, что зачатие произошло через Слово Божие, как сказано в Евангелии от Святого Луки. Пустые свитки, которые изначально должны были быть написаны стихами из истории Благовещения, можно увидеть на алебастровой панели выше.
Престол
Престол Богородицы иногда появляется в изображениях Благовещения и происходит от византийских изображений Марии как Царицы Небесной, которые сохранились в 11-м и 12-м веках в западном искусстве. Трон символизирует славу Богородицы и иногда образует балдахин над ней, как на нидерландском панно выше. Однако в более позднем средневековье Благовещение часто изображается в домашней обстановке, и поэтому трон переносится в это место, а Богородица величественно восседает перед своим аналоем. Ее трон иногда сделан из простого неокрашенного материала, такого как дерево, чтобы выразить скромное происхождение христианства.
Положение фигур
Фигуры Богородицы и архангела, как правило, располагались лицом друг к другу на разных сторонах изобразительной плоскости, ангел слева, а Богородица справа. Архангела иногда изображают стоящим на коленях перед Богородицей в позднем средневековье; этот тип иконографии происходит от придворного феодального обычая преклонять колени перед дамой. Он стал более популярным благодаря « Медитациям » Псевдо-Бонавентуры конца 13-го века, где Мария преклонила колени в момент своего согласия, а затем преклонил колени архангел, как это видно в «Благовещении» Фра Анджелико для монастыря Санто-Доменико в Фьезоле, завершено в 1426 году (изображение: Музей Прадо):
Оправа
В 14 веке оправа стала играть более важную роль, тогда как раньше она была относительно второстепенной. Благовещение, как правило, изображалось в домашних условиях, а примерно с 1400 года во дворе или в саду, как в «Благовещении» Фра Анджелико. Иногда изображение охватывает оба места: Архангел стоит снаружи во дворе, а Богородица в своей спальне, почти всегда с кроватью и кафедрой, даже в самой компактной иконографии. Двор должен был изображать Hortus Conclusus из брачной песни царя Соломона в библейской Песне Песней (или Песне Соломона) 4:12: «Hortus conclusus soror mea, sponsa, hortus conclusus, fons signatus» («Сад огорожена сестра моя, супруга моя; огорожен сад, опечатан источник»). В Средние века его трактовали как аллегорию союза Христа и Богородицы. Аллегория распространялась на огороженный сад как на саму Деву, так как Дева была зачата непорочно и поэтому ее тело и чрево были «закрыты».
Несколько предметов часто появляются в hortus conclusus, каждый из которых выражает аспекты истории Богородицы и Благовещения, в том числе колодец или небольшой шестиугольный фонтан (предполагаемое место Благовещения), оливковое дерево (грядущий мир) и розовый куст. (Богородица как «роза без шипов»).
Колодец
Колодец или источник Марии упоминается в апокрифическом евангелии II века, Протовангелии Иакова («И она взяла кувшин и вышла почерпнуть воды, и вот, голос сказал: «Радуйся, Мария, благодатная, в женах Ты благословенна») и Евангелие от Псевдо-Матфея как место Благовещения. Он символизирует Марию как канал для «источника» жизни. Он не всегда присутствует на изображениях Благовещения, так как не упоминается в Евангелии от Луки, но его можно увидеть на мозаиках в базилике Сан-Марко в Венеции, датируемых XII или XIII веками (изображение: wiki commons). ):
В архитектуре
Еще одним способом передачи тайны Воплощения было создание живописной дистанции, которую должен был пересечь Святой Дух. Разделение, однако, также символизировало пороги тела Богородицы, преграду для проникновения Святого Духа, в соответствии с мистическими и символическими ценностями, заложенными в средневековье historia . Он также символизирует духовное, а не физическое присутствие Христа.
Иконографическая нить началась в византийских базиликах, где сцены Благовещения располагались на двух опорах арки, например, перед апсидой в соборе Монреале на Сицилии (ок. 1180 г.), или по обе стороны от главных входных дверей в дом капитула, церковь или собор, например, у западного портала Солсберийского собора (ок. 1220 г.). Разделенное надвое, оно могло быть «постигнуто только путем направления взора через… другие пространства, другие мгновения» (Диди-Хуберман), намекая на неведомое и непознаваемое, а потому и на тайну Воплощения. В средние века обстановка и намек на пространство становились все более и более важными в объединении изображения, частично под влиянием францисканцев, и поэтому центральное разделение изображалось все меньше и меньше по мере развития средневековья.
Рекомендуемое дополнительное чтение
Диди-Хуберман, Г., «Часть 2: Пророческие места, Благовещение за пределами его истории», Фра Анджелико: Dissemblance & Figuration , пер.