Православный календарь 2021 с праздниками и постами на каждый день церковный год: Православный Церковный календарь 2023

Православный Церковный календарь 2023 г.







Православный Церковный календарь 2023



Праздники и посты
в 2023 году.
Новый стиль
Старый стиль







  • 16 апреля, воскресенье – Пасха Христова

Двунадесятые переходящие праздники

  • 9 апреля, воскресенье – Вход Господень в Иерусалим
  • 25 мая, четверг – Вознесение Господне
  • 4 июня, воскресенье – День Святой Троицы. Пятидесятница

Двунадесятые непереходящие праздники

  • 19 января, четверг – Крещение Господне. Богоявление
  • 15 февраля, среда – Сретение Господне
  • 7 апреля, пятница – Благовещение Пресвятой Богородицы
  • 19 августа, суббота – Преображение Господне
  • 28 августа, понедельник – Успение Пресвятой Богородицы
  • 21 сентября, четверг – Рождество Пресвятой Богородицы
  • 27 сентября, среда – Воздвижение Креста Господня
  • 4 декабря, понедельник – Введение во храм Пресвятой Богородицы
  • 7 января, воскресенье (2024г. н.ст.) – Рождество Христово

Великие праздники

  • 14 января, суббота– Обрезание Господне и память святителя Василия Великого
  • 7 июля, пятница – Рождество Иоанна Предтечи
  • 12 июля, среда – святых первоверховных апостолов Петра и Павла
  • 11 сентября, понедельник – Усекновение главы Иоанна Предтечи
  • 14 октября, суббота – Покров Пресвятой Богородицы

Многодневные посты

  • Великий пост – с 27 февраля, понедельник по 15 апреля, суббота
  • Петров пост – 12 июня, понедельник по 11 июля, вторник
  • Успенский пост – 14 августа, понедельник по 27 августа, воскресенье
  • Рождественский пост – 28 ноября, вторник по 6 января, суббота

Однодневные посты

  • Среда и пятница в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок
  • Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) – 18 января, среда
  • Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября, понедельник
  • Воздвижение Креста Господня – 27 сентября, среда

Сплошные седмицы

  • Святки – с 7 января, воскресенье по 17 января, вторник
  • Мытаря и фарисея – с 5 февраля, воскресенье по 11 февраля, суббота
  • Сырная (масленица) – с 20 февраля, понедельник по 26 февраля, воскресенье
  • Пасхальная (Светлая) – с 16 апреля, воскресенье по 22 апреля, суббота
  • Троицкая – с 4 июня, воскресенье по 10 июня, суббота

Дни особого поминовения усопших

  • Поминовение пострадавших в годину гонений за веру Христову – 5 февраля, воскресенье
  • Суббота мясопустная – 18 февраля, суббота
  • Суббота 2-й седмицы Великого поста – 11 марта, суббота
  • Суббота 3-й седмицы Великого поста – 18 марта, суббота
  • Суббота 4-й седмицы Великого поста – 25 марта, суббота
  • Поминовение усопших воинов – 9 мая, вторник
  • Радоница – 25 апреля, вторник
  • Суббота Троицкая – 3 июня, суббота
  • Суббота Димитриевская – 4 ноября, суббота

Церковные памятные даты

  • 1 февраля, среда – день интронизации Святейшего Патриарха Кирилла (2009 год)
  • 24 мая, среда – день тезоименитства Святейшего Патриарха Кирилла
  • 15 мая, понедельник – день кончины Святейшего Патриарха Сергия (1944 год)
  • 17 апреля, понедельник – день кончины Святейшего Патриарха Алексия I (1970 год)
  • 3 мая, среда – день кончины Святейшего Патриарха Пимена (1990 год)
  • 5 декабря, вторник – день кончины Святейшего Патриарха Алексия II (2008 год)
© ПРАВОСЛАВИЕ. RU

Календарь постов и трапез на любой год — Казачий храм иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле города Москвы

Сокращения:

Праздники выделены красным цветом.
Дни особого поминовения усопших выделены черным цветом.
Постные дни* выделены цветом фона.

Пища без мяса

Рыба, горячая пища с растительным маслом

Горячая пища с растительным маслом

Горячая пища без растительного масла

Холодная пища без растительного масла, неподогретое питьё

Воздержание от пищи

*Уважаемые Братия и Сёстры!
Помните — пост это не диета и не простое воздержание от пищи скоромной, а Благодатная помощь нам в деле спасения души!!!
Степень «строгости» поста Вам очень желательно обсудить лично, со своим Духовным Отцом, дабы не наложить на себя пост непомерный и не впасть в различные искушения в дни поста.

Поститесь постом приятным!


Подробнее о Постах и Праздниках…

Непереходящие праздники:

7 января — Рождество Христово (двунадесятый)
14 января — Обрезание Господне (великий)
19 января — Крещение Господне (двунадесятый)
15 февраля — Сретение Господне (двунадесятый)
7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
21 мая — Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
22 мая — Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
7 июля — Рождество Иоанна Предтечи (великий)
12 июля — Святых перв. апостолов Петра и Павла (великий)
19 августа — Преображение Господне (двунадесятый)
28 августа — Успение Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
11 сентября — Усекновение главы Иоанна Предтечи (великий)
21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
27 сентября — Воздвижение Креста Господня (двунадесятый)
9 октября — Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
14 октября — Покров Пресвятой Богородицы (великий)
4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
19 декабря — Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

Переходящие праздники:
*Указаны даты для 2019 года.

10 февраля — Неделя о Закхее-мытаре
10 февраля — Собор новомучеников и исповедников Российских
17 февраля — Неделя о мытаре и фарисее
24 февраля — Неделя о блудном сыне
03 марта — Неделя о Страшном Суде
10 марта — Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье
17 марта — Торжество Православия
24 марта — Неделя 2-я Великого поста, свт. Григория Паламы, архиеп. Солунского
31 марта — Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная
07 апреля — Неделя 4-я Великого поста, прп. Иоанна Лествичника
14 апреля — Неделя 5-я Великого поста, прп. Марии Египетской
20 апреля — Лазарева суббота (суббота 6-й седмицы Великого поста)
21 апреля — Вход Господень в Иерусалим (двунадесятый)
22 апреля — Великий Понедельник
23 апреля — Великий Вторник
24 апреля — Великая Среда
25 апреля — Великий Четверг. Тайная Вечеря
26 апреля — Великая Пятница. Распятие Христа
27 апреля — Великая Суббота. Сошествие Христа во ад
28 апреля — Воскресение Христово. Пасха
05 мая — Неделя 2-я по Пасхе (Антипасха). Воспоминание уверения ап. Фомы
12 мая — Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц
19 мая — Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном
26 мая — Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке
02 июня — Неделя 6-я по Пасхе, о слепом
06 июня — Вознесение Господне (40-й день по Пасхе, двунадесятый)
09 июня — Неделя 7-я по Пасхе, свв. отцев I Вселенского Собора
16 июня — Пятидесятница. День Святой Троицы (50-й день по Пасхе, двунадесятый)
17 июня — День Святого Духа (первый понедельник по Пятидесятнице)
23 июня — Неделя 1-я по Пятидесятнице, всех святых
30 июня — Неделя 2-я по Пятидесятнице, всех святых, в земле Российской просиявших

Дни особого поминовения усопших
*Указаны даты для 2019 года.

02 марта — Вселенская родительская суббота (суббота перед неделей о Страшном Суде)
23 марта — Вселенская родительская суббота 2-й недели Великого поста
30 марта — Вселенская родительская суббота 3-й недели Великого поста
06 апреля — Вселенская родительская суббота 4-й недели Великого поста
07 апреля — Радоница (вторник 2-й седмицы по Пасхе)
09 мая — Поминовение усопших воинов
15 июня — Троицкая родительская суббота (суббота перед Троицей)
02 ноября — Димитриевская родительская суббота (суббота перед 8 ноября))

Дата ПАСХИ рассчитывается по формуле Гаусса.

a = [(19 * [Y / 19] + 15) / 30], где Y — год, [] — остаток от деления;
b = [(2 * [Y / 4] + 4 * [Y / 7] + 6 * a + 6) / 7];
Если (a + b) > 10, то Пасха будет (a + b — 9) апреля старого стиля, в противном случае — (22 + a + b) марта старого стиля.

Дата Пасхи может попадать в период от 22 марта до 25 апреля по старому стилю (от 4 апреля до 8 мая по новому стилю).


Пост для православного человека — это совокупность добрых дел, искренней молитвы, воздержания во всем, в том числе и в пище. Пост телесный необходим для совершения поста духовного, тот и другой пост в своем объединении образуют пост истинный, способствующий духовному воссоединению постящихся с Богом. В дни поста (дни говения) церковным Уставом запрещается скоромная пища — мясные и молочные продукты; рыба разрешается лишь в некоторые постные дни. В дни строгого поста не позволяется не только рыба, но всякая горячая пища и пища, приготовленная на растительном масле, только холодная пища без масла и неподогретое питьё (иногда называется сухоядением). В Русской Православной Церкви четыре многодневных поста, три однодневных и, кроме того, пост в среду и пятницу (за исключением особых недель) в течение всего года.

 

Среда и пятница установлены в знак того, что в среду Христос был предан Иудой, а в пятницу распят. Святой Афанасий Великий говорил: «Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа». В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница — дни строгого поста. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого Поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу. Рыба в среду и пятницу разрешается и тогда, когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.

Сплошные седмицы (по церковнославянски седмицей называется неделя — дни с понедельника по воскресенье) означают отсутствие поста в среду и пятницу. Установлены Церковью как послабление перед многодневным постом или как отдых после него. Сплошные седмицы следующие:
1. Святки — с 7 до 18 января (11 дней), с Рождества до Крещения.
2. Мытаря и фарисея — за две недели до Великого Поста.
3. Сырная (масленица) — неделя перед Великим Постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).
4. Пасхальная (Светлая) — неделя после Пасхи.
5. Троицкая — неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом).

Однодневные посты, кроме среды и пятницы (дни строгого поста, без рыбы, но разрешается пища с растительным маслом):
1. Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) 18 января, день накануне праздника Крещения Господня. В этот день верующие приготавливают себя для принятия великой святыни — Агиасмы — крещенской святой воды, для очищения и освящения ею на предстоящем празднике.
2. Усекновение главы Иоанна Предтечи — 11 сентября. В этот день установлен пост в память воздержного жития великого пророка Иоанна и беззаконного его убиения Иродом.
3. Воздвижение Креста Господня — 27 сентября. Этот день напоминает нам о печальном событии на Голгофе, когда «нашего ради спасения» пострадал на Кресте Спаситель рода человеческого. И потому день сей нужно проводить в молитве, посте, сокрушении о грехах, в покаянном чувстве.

 

Многодневные посты:

1. Великий Пост или Святая Четыредесятница.
Он начинается за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорок дней) и Страстной седмицы (недели, предваряющей Пасху). Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Самого Спасителя, а Страстная седмица — в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Господа нашего, Иисуса Христа. Общее продолжение Великого Поста вместе со Страстной седмицей — 48 дней.

Дни от Рождества Христова до Великого Поста (до масленицы) называются рождественским или зимним мясоедом. Этот период содержит три сплошные седмицы — Святки, Мытаря и фарисея, масленицу. После Святок по средам и пятницам разрешена рыба, вплоть до сплошной седмицы (когда во все дни недели можно есть мясо), наступающей после «Недели мытаря и фарисея» («неделя» по-церковнославянски означает «воскресенье»). В следующую, после сплошной, седмицу рыба уже не разрешается в понедельник, среду и пятницу, но еще разрешено растительное масло. Понедельник — пища с маслом, среда, пятница — холодная без масла. Установление это имеет цель постепенного приготовления к Великому Посту. Последний раз перед постом мясо разрешается в «Неделю мясопустную» — воскресенье перед масленицей.

В следующую седмицу — сырную (масленицу) разрешаются всю неделю яйца, рыба, молочные продукты, но мяса уже не едят. Заговляются на Великий пост (последний раз едят скоромную, за исключением мяса, пищу) в последний день масленицы — прощеное воскресенье. Этот день еще называют «Неделей сыропустной».

Принято с особой строгостью соблюдать первую и Страстную седмицы Великого Поста. В понедельник первой седмицы поста (чистый понедельник) установлена высшая степень поста — полное воздержание от пищи (благочестивые миряне, имеющие аскетический опыт, воздерживаются от пищи и во вторник). В остальные седмицы поста: в понедельник, среду и пятницу — холодная пища без масла, вторник, четверг — горячая пища без масла (овощная, крупяная, грибная), в субботу и воскресенье разрешается растительное масло и, если это необходимо для здоровья, немного чистого виноградного вина (но ни в коем случае водки). Если случится память великому святому (со всенощным бдением или полиелейной службой накануне), тогда во вторник и четверг — пища с растительным маслом, понедельник, среда, пятница — горячая пища без масла. Справиться о праздниках можно в Типиконе или Следованной Псалтири. Рыба разрешается два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (если праздник не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье, В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра, В пятницу Страстной седмицы принято не вкушать никакой пищи до выноса плащаницы (наши предки в Страстную пятницу вообще не принимали пищи).

Светлая седмица (неделя после Пасхи) — сплошная — скоромное разрешается во все дни недели. Начиная со следующей недели после сплошной вплоть до Троицы (весенний мясоед) разрешается рыба по средам и пятницам. Неделя между Троицей и Петровым постом — сплошная.

2. Петров или Апостольский пocт.
Начинается пост через неделю после праздника Святой Троицы и заканчивается 12 июля, в день празднования памяти святым апостолам Петру и Павлу. Пост установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что святые апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись по всем странам с благой вестью, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы. Длительность этого поста в разные годы различная и зависит от дня празднования Пасхи. Самый короткий пост длится 8 дней, самый длинный — 6 недель. Рыба в данный пост дозволяется, кроме понедельника, среды и пятницы. Понедельник — горячая пища без масла, среда и пятница — строгий пост (холодная пища без масла). В остальные дни — рыбные, крупяные, грибные блюда с растительным маслом. Если случится память великому святому в понедельник, среду или пятницу — горячая пища с маслом. На праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) по Уставу разрешается рыба.

В период от окончания Петрова поста до начала Успенского (летний мясоед) среда и пятница — дни строгого поста. Но если на эти дни выпадут праздники великого святого со всенощным бдением или полиелейной службой накануне, то разрешается пища с растительным маслом. Если же в среду и пятницу случаются храмовые праздники, то разрешается и рыба.

3. Успенский пост (с 14 по 27 августа).
Установлен в честь успения Пресвятой Богородицы. Сама Божия Матерь, готовясь отойти в вечную жизнь, постоянно постилась и молилась. Нам же, духовно немощным и слабым, тем более следует как можно чаще прибегать к посту, обращаясь к Пресвятой Деве за помощью во всякой нужде и скорби. Этот пост длится всего две недели, но по строгости сообразен Великому. Рыба разрешается только в день Преображения Господня (19 августа), а если конец поста (Успение) придется на среду или пятницу, то этот день также рыбный. Понедельник, среда, пятница — холодная пища без масла, вторник и четверг — горячая пища без масла, суббота и воскресенье — пища с растительным маслом. Вино во все дни запрещается. Если случится память великого святого, тогда во вторник и четверг — горячая пища с маслом, понедельник, среда, пятница — горячая пища без масла.

Устав о пище по средам и пятницам в период от окончания Успенского поста до начала Рождественского (осенний мясоед) такой же, как и в летний мясоед, т. е. по средам и пятницам рыба разрешена лишь в дни двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники памяти великому святому со всенощным бдением или с полиелейной службой накануне.

4. Рождественский (Филиппов) пост (с 28 ноября по 6 января).
Этот пост установлен ко дню Рождества Христова, чтобы мы очистили себя в это время покаянием, молитвой и постом и с чистым сердцем встретили явившегося в мир Спасителя. Иногда пост этот называют Филипповым, в знак того, что он начинается после дня празднования памяти апостола Филиппа (27 ноября). Устав о пище в этот пост совпадает с уставом Петрова поста до дня святителя Николая (19 декабря). Если праздники Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) и святителя Николая выпадают на понедельник, среду или пятницу, то разрешается рыба. От дня памяти святителя Николая до предпразднества Рождества, которое начинается 2 января, рыба разрешается только в субботу и воскресенье. В предпразднество же Рождества Христова пост соблюдают также, как в дни Великого Поста: рыба возбраняется во все дни, пища с маслом разрешается только в субботу и воскресенье. В навечерие Рождества (сочельник), 6 января, благочестивый обычай требует не вкушать пищи до появления первой вечерней звезды, после чего принято вкушать коливо или сочиво — вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом, в некоторых местностях сочивом называют отварные сухие плоды с сахаром. От слова «сочиво» и происходит название этого дня — сочельник. Сочельник есть еще и перед праздником Крещения Господня. В этот день (18 января) также принято не вкушать пищи до принятия Агиасмы — крещенской святой воды, освящать которую начинают уже в сам день сочельника.

Данная страница подготовлена по материалам сайтов:
http://calendar.lenacom.spb.ru
http://days.pravoslavie.ru

Христианский год: введение

Что такое литургический год, церковный год или христианский год?
Как это может изменить ваши отношения с Богом?

преподобный доктор Марк Д. Робертс
Copyright © 2011, 2021 Марк Д. Робертс


С Новым годом в конце ноября?

Кто-нибудь когда-нибудь желал вам счастливого Нового года? . . в конце ноября? Это случилось со мной несколько раз в последнее время. Хоть я и знаю, что происходит, это кажется довольно странным.

Если вы являетесь членом литургической церкви, такой как католическая, епископальная или лютеранская, то, что я только что сказал, имеет смысл. (Если вы православный, вы думаете, что я отстал от времени на три месяца.) Но если вы не связаны с такой церковью, я лучше объясню, о чем я говорю.

Христианский год, иногда называемый церковным или литургическим годом, представляет собой многовековой способ, которым многие христиане упорядочивают 365-дневный год. Это зависит не от положения солнца и луны, не от начала и окончания школы, не от требований IRS, а скорее от ключевых аспектов жизни Христа, которые согласованы с солнечным календарем. Главные праздники (буквально святые дни) в церковном году — это Рождество (25 декабря), Страстная пятница и Пасха (весной, приуроченные к еврейской Пасхе) и Пятидесятница (через семь недель после Пасхи). Каждый второй особый день или сезон соответствует этим решающим дням (Адвент, Крещение, Пепельная среда, Великий пост, Вербное воскресенье, Страстная неделя, Великий четверг и т. д.).

Когда я обучал лидеров прославления со всей страны, я часто спрашивал, знают ли они о литургическом году. Раньше считалось, что подавляющее большинство почти ничего не знало об этом, за исключением больших праздников, Рождества и Пасхи. Если у них и было какое-то представление о литургическом году, то они предполагали, что это что-то для католиков и других высокопоставленных церковных людей, что не имеет большого значения для остальных из нас. Я могу понять эту точку зрения, потому что я вырос в церкви, которая признавала Рождество, Вербное воскресенье, Страстную пятницу и Пасху, но это все. Я всегда считал, что такие вещи, как Великий пост, предназначены для моих друзей-католиков. И поскольку Великий пост, казалось, включал в себя своего рода пост, я был счастлив оставить его в покое. Дайте мне пиры, рассуждал я. Оставьте посты католикам и евреям. (Тогда у меня не было никакого представления о Рамадане.)

Только когда я готовился к посвященному служению, я получил некоторое представление о христианском годе. К моему большому удивлению, я узнал, что многие пресвитериане и другие протестанты относятся к этому весьма серьезно. Впервые в жизни я услышал, как пресвитерианский пастор был в восторге от преимуществ церковного года для совместного богослужения и личных молитв. Мне было любопытно, хотя я не совсем понял его энтузиазма. Что изменит литургический год в моей жизни? Ответ, казалось, был: ни в коем случае.

Когда я стал старшим пастором пресвитерианской церкви Ирвина в 1991 году, церковь уже признавала больше литургических годов, чем я признавал раньше. За время моего шестнадцатилетнего пребывания там я научился ценить богатство, которое такая точка зрения может привнести в жизнь поклонения в церкви, а также в мою собственную молитвенную жизнь. Правда в том, шутки в сторону, что первое воскресенье Адвента (в конце ноября или начале декабря) я начал воспринимать как начало нового года.

Сегодня, хотя я больше не пастор прихода, я чувствую поток, который начинается с Адвента и ведет меня через рождение Иисуса к Его смерти и воскресению, а затем к ниспосланию Духа и празднованию Христова царственное правление. Хотите верьте, хотите нет, но в каком-то смысле в начале декабря начинается моя подготовка не только к Рождеству, но и к Пасхе. Я знаю, это может показаться вам странным, даже эзотерическим и странным. Но я обнаружил, что признание христианского года во многих отношениях обогатило мою веру. Я хотел бы поделиться некоторыми из них с вами.

Теперь поспешу добавить, что ничто в Писании не требует признания церковного года. У нас нет в Новом Завете эквивалента Левит 25, где Бог устанавливает для Израиля основные посты и праздники в течение года. Таким образом, хотя литургический год построен вокруг библейской истории Иисуса, Писание не повелевает ему, подобно еврейским праздникам для евреев. Конечно, христианам не заповедано праздновать Пасху или Рождество так, как это делаем мы. Церковный год, таким образом, не является чем-то, что все христиане должны соблюдать или должны соблюдать точно так же. (На самом деле восточно-православные верующие в течение года ведут себя иначе и даже празднуют Пасху в другой день!)

Тем не менее, я верю, что знание литургического года может обогатить наше богослужение и, следовательно, наши отношения с Богом. На самом деле, когда я преподавал на эту тему лидерам прославления, которые имеют очень слабое представление о том, о чем я говорю, они были в восторге от потенциала своих церквей.

Обзор христианского года

Рождественский венок в моем доме

Насколько мне известно, во всех версиях христианского года Рождество и Пасха признаются двумя центрами, вокруг которых вращаются самые разнообразные праздники, посты и времена года год. Но даже конкретные даты Рождества и Пасхи различаются в разных христианских традициях. Итак, христианский год, который я собираюсь описать, — это версия западной традиции, которую вы найдете во многих протестантских деноминациях, а также в Римско-католической церкви.

Я хочу сделать обзор этого года, если вы не знакомы с ним. Однако прежде чем я это сделаю, я должен сказать, что не существует единой общепризнанной версии христианского года. Фактически, вы обнаружите различия во времени и практиках, иногда даже в рамках одной деноминации или традиции. Например, многие пресвитерианские церкви используют фиолетовый в качестве основного цвета Адвента, в то время как другие пресвитерианские церкви используют королевский синий цвет, а другие пресвитерианские церкви украшают свои помещения для богослужений светскими рождественскими цветами красного и зеленого цветов, не уделяя особого внимания Адвенту. Ни один из этих вариантов не обязательно является правильным или неправильным, хотя, как вы можете догадаться, я призываю любую церковь признать Адвент и обогатиться его темами. Цветовые схемы явно второстепенны по важности.

Здесь в краткой форме представлены основные дни и сезоны церковного года, а также некоторые из основных тем:

Адвент

Когда: Начинается за четыре воскресенья до Рождества. Включает все дни до Рождества (или Сочельника). Продолжительность варьируется в зависимости от даты первого воскресенья. Начало христианского года.

Темы: Ожидание; Ожидание; Надеяться; тоска; Наша потребность в Спасителе. Второстепенная тема радости. Христиане помнят иудейское стремление к «пришествию» (от латинского «приход» или «посещение») Мессии. Мы также соприкасаемся с нашей надеждой на второе пришествие Мессии.

Рождество

Когда: с 25 декабря по 5 января, двенадцатидневный сезон. Многие христиане начинают праздновать Рождество в канун Рождества. Конечно, большинство людей думают о Рождестве как о дне, а не о времени года. Но, как поется в песне, Рождества двенадцать дней.

Темы: Празднование Воплощения Слова Божия; Спасение; Радость; Королевство; Мир; Давать.

Крещение

Когда: 6 января, на следующий день после Рождества.

Темы: Некоторые традиции подчеркивают посещение волхвов (волхвов) и универсальное значение спасения во Христе. Другие традиции сосредоточены на крещении Иисуса.

Обычное время

Когда: Время в году, когда нет особого дня или сезона. Обычное время начинается на следующий день после Богоявления и продолжается до дня перед Великим постом (Марди Гра, Жирный вторник). Обычное время начинается снова после Пятидесятницы, продолжаясь до дня перед Адвентом.

Темы: Обычное время — это не «простое, скучное время», а скорее «счетное» время. Различные традиции включают множество празднований в обычное время, таких как Троицкое воскресенье, Воскресенье Христа-Царя, День всех святых и так далее. Темы обычного времени включают в себя основные элементы христианской жизни.

Великий пост

Когда: за сорок дней до Пасхи, начиная с Пепельной среды. Точные даты варьируются в зависимости от даты Пасхи, которая может варьироваться от 22 марта до 25 апреля. Шесть воскресений во время Великого поста не учитываются в сорока днях.

Темы: Покаяние; Мораль; Человеческие ограничения; потребность в Спасителе; Самоотречение; Подготовка к Страстной пятнице и Пасхе. Некоторые христианские традиции подчеркивают пост Великого поста (от еды и других удовольствий). Другие традиции сосредоточены на добавлении духовных дисциплин.

Страстная неделя

Когда: Последние семь дней Великого поста перед Пасхой. Страстная неделя включает в себя: Вербное воскресенье (Страстное воскресенье), Великий четверг, Страстную пятницу и Страстную субботу.

Темы: Последняя неделя жизни Иисуса; Смерть Иисуса и ее значение; Любовь друг к другу (Чистый четверг). Вербное воскресенье празднует Иисуса и царя, но ведет к торжественной подготовке к воспоминанию о его смерти.

Пасха

Когда: пятидесятидневный сезон в году, начинающийся вечером перед Пасхой и продолжающийся в течение семи воскресений до Пятидесятницы. Включает День Вознесения. Пасхальное воскресенье или День Воскресения отмечается в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия (21 марта). (Восточно-православная Пасха наступает неделей позже.)

Темы: Спасение; Победа; Новая жизнь; Радость; Христос царствует.

Пятидесятница

Когда: седьмое воскресенье после Пасхи.

Темы: Излияние Святого Духа; Рождение церкви; Сила для служения в церкви и мире; Включение всех Божьих людей в служение. «Пятидесятница» происходит от греческого слова «пятьдесят», от фразы «пятидесятый день [после Пасхи]». В некоторых традициях его называют Троицын день (Белое воскресенье), возможно, из-за белых одежд крестившихся в это воскресенье.

Обычное время (снова)

Когда: со дня после Пятидесятницы до дня перед Адвентом, около пяти месяцев.

Восточно-православная альтернатива

Православный год начинается в сентябре и включает в себя несколько праздников и постов, которые не являются частью западно-христианского года. Например, то, что западные христиане называют Адвентом, для православных называется Рождественским или Рождественским постом. Он начинается 15 ноября и представляет собой 40-дневный сезон серьезного поста в рамках подготовки к 12-дневному сезону Рождества.

Цвета христианского года

Частью того, что делает соблюдение литургического года особенным, является цвет. Различные события и времена года отражаются разными цветами, включая фиолетовый, белый, зеленый, черный, красный, розовый, синий, золотой и некоторые другие цвета. Сезонный цвет, обычно по-разному отображаемый в месте поклонения, отражает и дополняет тематические элементы сезона. Так, например, поскольку фиолетовый цвет считается символом покаяния (среди прочего), он используется во время Великого поста.

Еще раз подчеркну, что не существует единой цветовой схемы, признанной или навязанной всем христианам. В двенадцатом веке Папа Иннокентий II систематизировал римско-католическую цветовую схему, но после II Ватиканского собора в 1960-х годах римско-католические церкви проявили некоторую свободу в использовании альтернативных или дополнительных цветов. В последние годы многие протестантские церкви перешли от использования фиолетового цвета в Адвенте к использованию королевского синего цвета. Этот шаг отражает множество мотивов, в зависимости от собрания. По большей части кажется, что это попытка отличить Адвент от Великого поста. Синий продолжает символизировать королевскую власть и торжественность. Некоторые церкви связывают синий цвет с цветом ночного неба или как символ творения. Компромисс, популярный в некоторых общинах, — это использование пурпурно-синего цвета в Адвенте и красновато-фиолетового во время Великого поста. Такая свобода в использовании и интерпретации цвета может способствовать инновациям и своеобразному празднованию, хотя это также может быть немного запутанным.

Если вы хотите более подробно изучить церковный год, я настоятельно рекомендую отличный веб-сайт: The Voice: CRI Institute. Их материал о церковном году первоклассный.

Приведенная ниже таблица является моей попыткой отразить то, что кажется консенсусом среди многих церквей. Я укажу день или время года, а также календарные даты, темы и общие цвета.

Литургические цвета и изобразительное искусство в богослужении

Использование цвета и изобразительного искусства в богослужении не является чем-то новым. На протяжении веков Римско-католическая церковь включала в свои святилища сложные художественные произведения. Но с протестантской Реформацией 16-го века, и особенно в реформатской ветви Реформации (моя теологическая традиция), предполагаемые излишества католического искусства в богослужении привели к фактическому отлучению изобразительного искусства от богослужения. Визуальная символика в реформатских церквях была минимальной (крест, кафедра, купель) и скромной.

Этот художественный минимализм продолжал оставаться доминирующей силой в большинстве евангелических церквей в Соединенных Штатах, хотя некоторые основные протестантские церкви развивали визуальные традиции в соответствии с привычными линиями римско-католической традиции.

Однако за последнее десятилетие многие церкви по всему западному миру «открыли» силу визуального в богослужении. Отчасти из-за всепроникающего влияния визуальных образов в нашей культуре, отчасти из-за перекрестного опыления между различными потоками христианской традиции, а отчасти из-за силы цифровой проекции церкви, которые никогда бы не подумали об использовании визуального искусства в богослужении, не стали этого делать. только начали использовать его, но даже специализироваться в нем. Многие крупные евангелические и харизматические церкви, вроде тех, которые всего двадцать лет назад включали бы в богослужение только слова и музыку, даже наняли сотрудников, основной обязанностью которых является обеспечение ошеломляющих визуальных эффектов для литургических целей (хотя они избегали бы слова «литургический» в в пользу чего-то вроде «праздничного» или «благоговейного»).

Я считаю, что повторное открытие визуального искусства в богослужении по большей части является положительным моментом. Тем не менее, некоторые церкви отправились в путь литургического искусства, как если бы они были пионерами-новаторами, а не паломниками, путешествующими по проторенной тропе. Этим церквам было бы полезно изучить использование (а иногда и неправильное использование) изобразительного искусства в христианской истории. Нам всем есть чему поучиться за столетия христианского поклонения, которые предшествовали нам. Или, если использовать другую метафору, мы, те, кто начинает использовать визуальное в богослужении, можем просто найти в христианской традиции сокровищницу с драгоценными камнями, которые только и ждут, чтобы их использовали заново.

На мой взгляд, цвета христианского года являются частью этой сокровищницы. Преднамеренное использование цветов и изменение цвета в местах поклонения может оживить и углубить наше поклонение, а также добавить красоты опыту. Цвета могут символизировать истину. Цвета могут радовать глаз. Цвета могут тронуть сердце. Цвета могут предлагать, символизировать и намекать так, как не могут слова.

Позвольте мне привести только один пример среди многих из поклонения в пресвитерианской церкви Ирвина, где я служил старшим пастором шестнадцать лет. Одним из самых поразительных аспектов пространства для поклонения в этой церкви является крест перед нашим святилищем. Его простота и сила символически и эмоционально передают истину Евангелия. Во время моего пребывания на посту пастора вместе с членами моей общины я много раз размышлял над этим крестом, вспоминая, что Иисус сделал для меня. Это повлияло как на глубину, так и на страсть моего поклонения.

Крест стоит отдельно, не как украшение, а как простое изображение спасения. Мы никогда ничего не вешали на крест, кроме одного дня в году: Страстной пятницы. Рано утром в Страстную пятницу кто-то накинул простую черную ткань на горизонтальную перекладину креста. Я заранее знал, что это будет там. Я не удивился, увидев это. Тем не менее, каждый год, когда я входил в наше святилище в Страстную пятницу и видел черную драпировку, мое сердце поражалось. По какой-то причине эта черная ткань, висящая на кресте, напомнила мне ужас и чудо смерти Иисуса. Меня часто доводил до слез этот убедительный, но простой символ.

Это всего лишь один из множества возможных вариантов из моего личного опыта. Я думаю, что это иллюстрирует потенциальную силу цвета мотивировать и формировать наше поклонение. Я знаю, что некоторые из вас сразу поймут, что я говорю, потому что у вас похожий опыт. Другие из вас поймут, что я описываю, но это не то, что вы сами знаете лично. Некоторые из моих читателей, несомненно, зададутся вопросом, соответствует ли использование цвета библейскому учению. Мой ответ на это беспокойство указывал бы на благое сотворение Богом красочного мира. Я бы также подчеркнул цвета Скинии в Ветхом Завете, не говоря уже о ярких цветах нового творения, как видно, например, в Откровении 21. Конечно, Бог, создавший такой широкий спектр цветов, приветствовал бы наше использование. его красочного творения, чтобы поклоняться ему.

Говоря о богослужении, завтра я расскажу еще немного о том, как внимание к христианскому году может обогатить наше богослужение. Следите за обновлениями . . . .

Христианский год и формы поклонения

Как христиане, мы поклоняемся в свете Евангелия. Наше поклонение — это ответ Богу, Который протянул нам руку в Иисусе Христе, спасая нас от греха, смерти, одиночества и бессмысленности. Таким образом, христианское богослужение неизменно наполнено радостью и благодарностью. Более того, поскольку мы поклоняемся Царю царей и Господу господствующих, мы приближаемся к Богу не только смело, но и смиренно. И поскольку Бог славен и величественен, наше поклонение наполнено хвалой.

В основе и во многих деталях христианское богослужение изо дня в день, из недели в неделю и из года в год, по сути, одно и то же. Если мы когда-нибудь перестанем поклоняться единому истинному Богу, если мы когда-нибудь перестанем откликаться на Божью любовь, данную в Иисусе Христе, если мы когда-нибудь перестанем предлагать себя Богу с благодарностью и любовью, тогда мы утратим суть поклонения. Но это не значит, что наше поклонение должно быть монотонным и монохромным. В данном богослужении мы можем сосредоточиться на одном конкретном аспекте природы Бога и поэтому использовать отличительные выражения. Мы могли бы, например, сосредоточиться на святости Бога, прославляя Его совершенство, благодаря Его за дар Святого Духа и прося Бога завершить в нас Свою работу освящения (сделав нас святыми). На другом служении мы могли бы подчеркивать Божью благодать, восхваляя Его за Его прощение и прося помощи, чтобы быть милостивыми друг к другу. И так далее и тому подобное. Когда наше богослужение отвечает многогранному характеру Бога, и особенно когда оно сформировано разнообразием библейских откровений, оно будет иметь разные текстуры и цвета, даже если основная ткань не меняется от недели к неделе.

Литургический год может обогатить разнообразие нашего богослужения. Поэтому это помогает нам иметь более широкие, глубокие и живые отношения с живым Богом. Это удерживает нас от возможности того, что наше поклонение станет настолько рутинным, что мы перестанем удивляться величию Бога. Грубо говоря, вариации христианского года помогают нам не скучать в богослужении. Скучно в богослужении? Является ли это возможным? Логически говоря, это кажется совершенно невозможным. Если мы вспомним, что мы поклоняемся удивительному Творцу вселенной, трудно включить скуку в уравнение поклонения. Но иногда, каким бы чудесным ни был Бог, и каким бы правдивым ни было наше поклонение, если наше поклонение практически одно и то же из недели в неделю, может возникнуть своего рода однообразие, и мы можем стать – не дай Бог ! — скучающий. Возможно, у вас был опыт разучивания нового гимна или песни прославления, и вам это очень нравилось. Когда вы поете, ваш разум и сердце действительно возвышаются перед Богом. Но после того, как вы споете одну и ту же песню в сотый раз, она потеряет свою мощь. Его мелодия по-прежнему запоминается, а его тексты по-прежнему полны правды, но его сила, способная затронуть ваше сердце и расширить ваш разум, уменьшилась.

Еженедельное богослужение в одном и том же режиме немного похоже на поездку на большое расстояние через удивительные горы. Например, когда я впервые вижу Скалистые горы, мое сердце разрывается от радости и благоговения. Эти чувства продолжаются довольно долго. Но после того, как я проехал среди Скалистых гор день или больше, я должен признаться, что моя оценка начинает немного ослабевать. Я больше не замечаю потрясающие пейзажи, но начинаю принимать их как должное. Конечно, сами горы по-прежнему величественны. Они не изменились и не уменьшились, но моя собственная чувствительность притупилась. Мне нужно освежить зрение, чтобы снова увидеть Скалистые горы во всей их удивительной красоте.

Если бы, однако, мое живописное меню немного разнообразилось, я бы вряд ли успокоился в своем восхищении пейзажем. Несколько лет назад мы с семьей совершили автомобильное путешествие из Южной Калифорнии через юго-западную пустыню, пастбища Юты и зеленые леса восточного Айдахо. Мы проехали по разнообразной местности Йеллоустонского национального парка и вдоль величественных Гранд-Титонов. Затем мы вернулись через потрясающий красный национальный парк Зайон. За более чем две недели путешествия мне ни разу не было скучно, потому что мой мир постоянно менялся. Всегда можно было увидеть новые чудеса.

То, что я только что описал, аналогично поклонению в свете литургического года. Мы начинаем с восходящей равнины Адвента, которая ведет нас к вершине праздничной вершины Рождества. Затем, после месяца путешествия по плодородным лугам «обычного времени», мы вступаем в выжженную пустыню Великого поста, в которой усиливается наша жажда Бога. Страстная неделя ведет нас через извилистую географию последней недели жизни Иисуса, кульминацией которой является темная пещера Страстной субботы. В пасхальное утро солнце излучает славный свет, и мы преисполнены благоговения, когда смотрим на возвышающуюся гору Божьей победы над смертью. На протяжении всего сезона Пасхи мир кажется ярче, живее, чем когда-либо прежде. В день Пятидесятницы мы вспоминаем наших попутчиков и заправляемся, чтобы продолжать путь по холмистой местности обычного времени, пока не вернемся к тому, с чего начали в начале Адвента.

Я знаю христиан, которым не нравятся определенные аспекты христианского года. Им не нравилось ожидание Адвента или внимание к нашей смертности в Великий пост. Они хотят прожить каждый день так, как если бы это была Пасха. Теперь, в некотором смысле, мои друзья теологически правы. Мы действительно должны ежедневно жить в свете победы Бога во Христе. Но, исходя из моего собственного опыта, менее явно праздничные времена церковного года (Пост, Адвент) на самом деле подготавливают меня к переживанию большей жизненной силы и радости в великие праздники христианского года, Рождества и Пасхи. До того, как я уделял много внимания Великому посту и Страстной неделе, Пасха промелькнула незаметно, не оставив большого следа в моем сознании. Теперь, когда я соблюдаю периоды Великого поста и Страстной недели, а Пасха растянулась на Пасху, моя радость по поводу воскресения умножилась в несколько раз.

Еще раз подчеркну, что то, что я здесь описываю, не относится к библейскому правилу. Вам не нужно признавать христианский год, чтобы быть верным последователем Иисуса. Но опыт бесчисленных верующих на протяжении столетий должен, по крайней мере, побудить вас подумать о том, чтобы формировать свою ежегодную жизнь в соответствии с темами и повествованиями Писания — и это, в конце концов, то, чем на самом деле является христианский год.

В чем разница между Пасхой и православной Пасхой?

Оба праздника отмечают воскресение Иисуса Христа, но имеют разные традиции и основаны на разных календарях.

Автор: Лесли Кеннеди

Обновлено: | Оригинал:

Наталья Колесникова/AFP/Getty Images

Религиозный праздник Пасхи празднует воскресение Иисуса Христа, как описано в Новом Завете Библии. Хотя он отмечается как самый священный день как христианами, так и православными христианами, это переходящий праздник, и каждый год обе религии признают его в разные дни. Православные христиане празднуют Пасху позже, чем большинство христиан западного мира, потому что церкви считают праздник по разным календарям.

Происхождение Пасхи

Согласно Новому Завету, Иисус Христос был распят римлянами около 30 г. н.э., умер на кресте в пятницу и был похоронен в гробнице за пределами Иерусалима. Через три дня, в воскресенье, Христос воскрес из мертвых, согласно Матфея 28:1–10.

Христиане празднуют воскресение каждый год в пасхальное воскресенье, кульминацию 40-дневного Великого поста. Великий пост начинается в Пепельную среду и заканчивается Страстной неделей, которая включает в себя Вербное воскресенье, посвященное скромному входу Иисуса в Иерусалим, Великий четверг, посвящение Тайной вечери, Страстную пятницу, день распятия Иисуса, и Страстную субботу, время перехода между распятие и воскресение.

Известная как Пасха, греческое слово, означающее «пасха», Пасха в Православной церкви празднует «вечную Пасху от смерти к жизни с небес земли». Великий пост, самое строгое время поста в церкви, длится 40 дней и заканчивается за восемь дней до Пасхи в Лазаревую субботу, когда Иисус воскресил Лазаря из мертвых, согласно восточной ортодоксии. Затем следуют Вербное воскресенье и Страстная неделя с продолжением поста до Пасхи. Православная Пасха всегда следует за еврейским праздником Песах.

Многие историки, цитируя монаха 8-го века и англосаксонского ученого Почтенного Беду в его «Исчислении времени», считают, что этимологическое имя Пасхи происходит от Эостры, англосаксонской богини весны и плодородия, которую часто изображали на рисунках. окруженный зайцами, и считалось, что ему поклонялись во время языческих праздников. Сообщается, что англосаксы также называли апрель месяц Эостре-монат.

Почему православная Пасха и Пасха приходятся на разные дни

Арменд Нимани/AFP/Getty Images

Косовский сербский священник держит расписанные вручную пасхальные яйца во время богослужения в церкви Св. Саввы в городе Митровица во время православной Пасхи, 5 апреля 2010 г.

Православные христиане, считающие, что вера неотделима от церковь, следуйте юлианскому календарю, когда дело доходит до празднования пасхального воскресенья. Юлианский календарь был установлен Юлием Цезарем в 45 г. до н.э. и основывается на солнечном цикле — оборотах Земли вокруг Солнца.

Православная Пасха отмечается с 4 апреля по 8 мая, после первого полнолуния после Песаха. Православная Пасха всегда выпадает после еврейского празднования Пасхи, потому что, согласно Новому Завету, распятие и воскресение Христа произошло после того, как он вошел в Иерусалим, чтобы отпраздновать Пасху. В 2022 году православная Пасха приходится на 24 апреля.

В 1582 году Папа Григорий XIII ввел григорианский календарь, чтобы исправить неточности в юлианском календаре. Новый календарь добавил високосные годы, чтобы исправить 11-минутный просчет, из-за которого времена года не синхронизировались с календарем, тем самым отодвинув Пасху от весеннего равноденствия. По григорианскому календарю церкви установили, что Пасха должна отмечаться в первое воскресенье после полнолуния, которое происходит в день весеннего равноденствия или после него. В 2022 году Пасха отмечается 17 апреля.

Большая часть мира официально признала григорианский календарь, но православные церкви, прежде всего в Греции, на Кипре, в России, Румынии, Болгарии и других странах, продолжают праздновать Пасху по юлианскому календарю.

Православные пасхальные традиции

Тофик Бабаев/AFP/Getty Images

Женщины зажигают свечи во время пасхальной службы в церкви в Баку, 8 апреля 2018 г.

Как и во многих христианских праздниках, некоторые пасхальные традиции восходят к языческим праздникам. Украшение яиц, символизирующих новую жизнь, восходит к 13 веку, когда церковь запретила есть яйца во время Страстной недели, и вместо этого они были украшены.

Между тем считается, что пасхальный кролик был завезен в США немецкими иммигрантами в 1700-х годах, хотя некоторые историки связывают этот персонаж с кроликами, символизирующими плодородие.

Как христиане, так и православные отмечают праздник Пасхи радостными церковными службами, часто украшенными белыми лилиями, за которыми следуют семейные трапезы и посиделки.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *