Плисецкая майя болеро равеля: «Болеро» (1961) • Arzamas

Майя Плисецкая – биография, фото, личная жизнь, муж и дети, рост и вес, причина смерти

Биография Майи Плисецкой



Майя Плисецкая – величайшая русская балерина, более сорока лет служившая сцене Большого театра. Народная артистка СССР, Герой социалистического труда, она объездила весь мир со спектаклями «Лебединое озеро» (Одетта и Одиллия), «Дон Кихот» (Китри), «Каменный цветок» (Хозяйка медной горы), «Кармен-сюита» (Кармен) и другими.

На фото: Майя Плисецкая



Ей рукоплескали генеральные секретари и президенты, королевы и премьер-министры. Всю свою жизнь она была словно натянутая струна, звучащая на пределе собственных возможностей, и ушла из нее накануне 90-летия: гордой, царственной, необычайно яркой.

Детство, юность, семья



Майя родилась осенью 1925 года в московской семье Михаила Плисецкого и Рахиль Мессерер. Позже у нее появились братья Александр и Азарий. Рахиль Михайловна до начала тридцатых годов известна как актриса немого кино. Ее сестра Суламифь и брат Асаф были балетными драматическими артистами. Михаил Эммануилович работал в Комиссариате иностранных дел и внешней торговли дипломатом, был начальником советских угольных рудников на архипелаге Шпицберген.

Майя Плисецкая с родителями



Майе было около пяти лет, когда она впервые попала в театр. Вспоминая об этом, балерина рассказывала:

…когда я была совсем маленькая, я не знала, кем хочу стать, даже и вопрос такой не стоял. Но мне всегда нравилась сцена. И первая сцена, первый спектакль, который я увидела, был драматический спектакль. Он мне безумно понравился. Назывался «С любовью не шутят». У меня была тетка драматическая актриса. Она была сначала у Завадского, потом в театре Ермоловой. Я с ней ходила в драматические театры, потом в балет. Но все равно мне драма нравилась больше. Но отдали меня в балет, потому что все-таки танцевала, была в артистической среде.



Танцевала Майя всегда. Однажды в Баренцбурге, на архипелаге Шпицберген, где какое-то время жила семья дипломата, ей, еще совсем малышке, поручили партию Русалочки, которую она исполнила с блеском. Когда в 1934 году Михаилу Эммануиловичу дали отпуск, Майя с родителями и братом приехала в Москву и там ее определили в Московское хореографическое училище в класс Евгении Долинской.

Майя Плисецкая в детстве



Учебу пришлось прервать, когда кончился отпуск, но затем, уже в 1935 году, отца перевели на работу в Москву, и Майя снова пришла на занятия уже к бывшей солистке Мариинки Елизавете Гердт, у которой занималась в последующие годы.

В 1938, за несколько месяцев до рождения младшего сына, Михаила Эммануиловича арестовали, а затем расстреляли как врага народа. Затем арестовали маму Майи. Женщина избежала расстрела – ее с грудным Азарием отправили в лагерь в Казахстан. Майя не понимала, что происходит. Ее удочерила родная тётка, а брата принял в семью дядя Асаф.

Майя Плисецкая и ее тетя Суламифь



В четырнадцать ей наконец дали разрешение съездить к матери в Чимкент. Рахиль Михайловна организовала там танцевальный класс, тем и зарабатывала на жизнь. В одном из концертов, которые проходили в городе, участвовала и ее дочь, впервые исполнившая тогда партию умирающего лебедя.

Майя Плисецкая с мамой и братьями



В 1941 году маму Майи освободили, и вся семья воссоединилась в Москве. А через три месяца началась Великая Отечественная война, семью Мессерер эвакуировали в Свердловск.

Творческий путь



В 1942 году Плисецкая вернулась в Москву и закончила обучение. Выпускной экзамен сдавала в роли Повелительницы дриад в балете «Дон Кихот» и заработала заслуженное «отлично».

Приглашение в кордебалет Большого театра не заставило себя ждать. Майя проявила себя в балете «Шопениана» и вскоре получила свою первую сольную роль Маши в «Щелкунчике», а следом партию Джульетты и Царь-девицы в спектакле «Конек-Горбунок».

Майя Плисецкая в «Шопениане»



В 1947 году ей доверили партии Одетты и Одиллии в «Лебедином озере». В 1949 году она выступала сольно на концерте, который состоялся в Кремлевском дворце в честь дня рождения Иосифа Сталина, после чего стала выездной, несмотря на статус дочери «врага народа».

Майя Плисецкая в роли Одетты (70-е)



Правда, побывав в Индии в 1953 году, Плисецкая снова стала «невыездной»: она позволила себе вольное общение с иностранцами, беседовала с премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру. Когда ее не выпустили на гастроли во Францию и Китай, Майя стала писать «умоленные» письма новым вождям – Никите Хрущеву, Николаю Булганину, Дмитрию Шепилову. Все ее просьбы остались без ответа.

Майя Плисецкая на гастролях в Индии



Когда большая часть труппы Большого театра уехала на гастроли в Лондон, Плисецкая решила поставить с оставшимися коллегами «Лебединое озеро». Был 1958 год, на премьере – аншлаг, в ложах – все высшие чины государства, включая высшее лицо.

Майя Плисецкая в молодости



По словам Плисецкой, хореографа и балетмейстера спектакля, публика устраивала после каждого акта и последнего закрытия занавеса шквальные овации, успех был ошеломительным. Весной 1959 года с высочайшего позволения балерину выпустили на гастроли в США.

Молодость Плисецкой была связана с Большим театром



В шестидесятые Майя стала официальной примой Большого театра. Именно тогда кубинский балетмейстер Альберто Алонсо поставил не его сцене новаторскую «Кармен-сюиту» Родиона Щедрина. Исполнение роли Кармен было рассчитано именно на Плисецкую.

Майя Плисецкая в образе Кармен



Публика, привыкшая видеть любимую Майю как классическую балерину, восприняла новые сценические приемы весьма прохладно, о чем Плисецкая вспоминала позже в своей книге:

На премьере мы ах как старались! Из кожи лезли. Но зал Большого был холоднее обычного. Не только министр Фурцева и ее клевреты, а и добрейшая ко мне московская публика ждали второго «Дон Кихота», милых вариаций на привычную им тему. Бездумного развлечения. А тут все серьезно, внове, странно. Аплодировали больше из вежливости, из уважения, из любви к предыдущему. А где пируэты? Где шене? Где фуэте? Где туры по кругу? Где красавица-пачка проказливой Китри? Я чувствовала, как зал, словно тонущий флагман, погружался в недоумение.



В 1964 году в Большой пришел новый балетмейстер Юрий Григорович, с которым у Майи Михайловны сразу развернулся затяжной конфликт. Сказалась и неготовность Григоровича к экспериментам, его желание видеть в главных партиях свою возлюбленную Наталью Бессмертнову и закономерное снижение качества постановок.

Майя Плисецкая и Юрий Григорович



В 1966 году Плисецкая оказалась в числе 25 деятелей культуры, написавших «открытое письмо» против реабилитации Сталина.

В 1972 году балерина снова выступила как хореограф, поставив на сцене балет «Анна Каренина», а в 1980 – «Чайку». Оба балета создал Родион Щедрин, муж Плисецкой.

Майя Плисецкая в балете «Чайка»



Полтора года прима-балерина была худруком балета Римской оперы, за ее постановки была удостоена премии «Виа Кондотти». Затем Майя работала в Испании, где тесно сотрудничала с оперной дивой Монтсеррат Кабалье. Вместе они поставили оперу-балет «Виллиса» Джакомо Пуччини. Монтсеррат спела партию «Умирающего лебедя», а балерина впервые танцевала под звук человеческого голоса.

Камиль Сен-Санс. Лебедь. Майя Плисецкая (1974)



В 1990 году Плисецкая в последний раз вышла на сцену Большого театра как прима труппы. После спектакля «Дама с собачкой» худрук Юрий Григорович уволил балерину, разменявшую седьмой десяток, а также ее куда более молодых коллег Владимира Васильева и Екатерину Максимову.

За кулисами



С 1991 года, после распада СССР, Майя Михайловна проживала в основном в Мюнхене, выезжая на спектакли в лучших мировых театрах. Она сотрудничала с лучшими хореографами, к примеру, Роланом Пети и Морисом Бежаром, исполнила главную партию в балете «Безумная из Шайо». В 1995 году Плисецкая основала международный конкурс балета «Майя», первый из них состоялся на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге.

Bolero Морис Равель. 50-летняя Майя Плисецкая



Выдающаяся артистка создала немало образов в кино и на телевидении. С ее участием вышли десятки телеспектаклей, а на большом экране она создала образы Бетси Тверской в «Анне Карениной» 1967 года, итальянской певицы Дезире Арто в фильме «Чайковский», Марины Полозовой в «Фантазии», снятой Анатолием Эфросом по мотивам произведения Ивана Тургенева «Вешние воды». Поклонники запомнили любимую балерину и в образе Музы в фильме Ионаса Вайткуса «Зодиак».

«Анна Каренина»: Майя Плисецкая в роли Бетси



В 2000 году балерина выступала в Токио с премьерой спектакля «Крылья кимоно». В нем она исполнила главную партию Небесной Феи. В 2003 году ставила там же танец в мюзикле «Аида».

В зрелые годы балерина продолжала учить молодые дарования



Историю жизни балерина подробно рассказала в автобиографии «Я, Майя Плисецкая».

Личная жизнь Майи Плисецкой



По признанию Плисецкой, она с юности была весьма влюбчивой. Ее первой большой любовью стал партнер по «Лебединому озеру» Вячеслав Голубин, но романтика отношений вскоре сошла на нет.

Позже у нее завязался бурный роман с артистом кордебалета иранского происхождения Эсфендьяром Кашани. Майя не скрывала чувств, регулярно и открыто приезжая на шикарном лимузине в коммуналку на Шаболовку, где жил ее избранник. Отношения стали настолько серьезными, что Эсфендьяр был представлен родне балерины как жених. Но свадьба так и не состоялась, поскольку Майя охладела к возлюбленному.

Перекидной прыжок от Майи Плисецкой



В 1956 году Плисецкая приметила латвийского танцовщика Мариса Лиепу, поступившего в Большой театр. Статный красавец был на 11 лет моложе. Балерина предложила Марису стать ее партнером в «Лебедином озере», что вознесло его в ранг первых исполнителей. Затем помогла ему выехать на заграничные гастроли, а вскоре пара официально зарегистрировала отношения. Вместе они прожили всего три месяца, после чего решили расстаться. По словам балерины – «не сошлись характерами».

Майя Плисецкая и Марис Лиепа



Со знаменитым в те времена композитором Родионом Щедриным Плисецкая познакомилась в гостях у главной музы Владимира Маяковского Лилии Брик. Она была старше на семь лет, но очаровала Щедрина настолько, что вскоре он сделал ей предложение. В 1958 году пара расписалась.

Майя Плисецкая и Родион Щедрин в молодости



«Он продлил мою творческую жизнь, как минимум, на двадцать пять лет», – рассказывала Плисецкая о муже. А супруг во всем поддерживал ее и отстаивал ее интересы перед советским правительством. Именно благодаря его стараниям прима получила возможность выезжать за рубеж.

Майя Плисецкая с мужем и любовью всей жизни



По слухам, Майя и в браке позволяла себе бурные романы, так, ей приписывали отношения с братом президента США Джона Кеннеди Робертом. Несмотря на отсутствие детей, вместе со Щедриным они прожили более пятидесяти лет и создали шедевры, навсегда изменившие мировой балет.


Смерть и память



В последние годы жизни балерина не выходила на сцену. Она давала мастер-классы, жила в Мюнхене, иногда приезжая в Россию, писала мемуары. В 2010 году вышла третья автобиография Плисецкой «Читая жизнь свою…».

Майя Плисецкая в последние годы жизни



В 2015 году Большой театр готовился чествовать приму – в ноябре ей должно было исполниться 90. Но до юбилея Майя Михайловна не дожила полгода. В мае она скончалась от обширного инфаркта в Мюнхене.

По завещанию великой балерины ее прах будет соединен с прахом Родиона Щедрина после его смерти и развеян над Россией.



В ноябре 2015 года состоялся вечер памяти Майи Плисецкой в Большом театре, а скверу на Большой Дмитровке присвоено ее имя. В 2016 году там состоялось открытие памятника балерине.

Памятник Майе Плисецкой



Почта России выпустила марку в честь Плисецкой, как полного кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством». Памяти Майи Михайловны посвящаются театральные вечера и концерты в разных городах мира.

Важные события в жизни


  • 1943 год: окончила хореографическое училище и принята в труппу Большого театра.
  • 1944 год: исполнила первую главную роль Маши в постановке «Щелкунчик».
  • 1951 год: присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.
  • 1956 год: вышла замуж за коллегу Мариса Лиепу. В этом же году развелась. Присвоено звание народной артистки РСФСР.
  • 1958 год: вышла замуж за композитора Родиона Щедрина. Поставила в Большом театре балет «Лебединое озеро».
  • 1959 год: присвоено звание народной артистки СССР.
  • 1964 год: получила Ленинскую премию.
  • 1967 год: снялась в роли Бетси Тверской в фильме «Анна Каренина».
  • 1972 год: поставила на сцене балет «Анна Каренина».
  • 1980 год: поставила в Большом театре балет «Чайка».
  • 1983 год: приглашена худруком балета Римской оперы, за ее постановки удостоилась премии «Виа Кондотти».
  • 1984 год: удостоена звания командора французского ордена Искусств и литературы.
  • 1985 год: получила звание Героя социалистического труда.
  • 1990 год: уволена из Большого театра.
  • 1991 год: награждена испанским орденом Изабеллы Католической.
  • 1994 год: выпустила автобиографию «Я, Майя Плисецкая».
  • 2005 год: награждена японской международной Императорской премией.
  • 2007 год: выпустила книгу «Тринадцать лет спустя. Сердитые заметки в тринадцати главах.
  • 2010 год: выпустила книгу «Читая жизнь свою…».
  • 2011 год: награждена японским орденом Восходящего солнца.
  • 2015 год: удостоена театральной премии «Золотая маска».
  • 2 мая 2015 года: дата смерти. Скончалась от обширного инфаркта миокарда.

Лучшие фильмы

  • 1967: «Анна Каренина»

Равель. Балет «Болеро» (Boléro) | Belcanto.ru

Хореографическая поэма на музыку Мориса Равеля в одной картине. Балетмейстер Б. Нижинская, художник А. Бенуа, дирижер М. Равель.

Премьера состоялась 22 ноября 1928 года в труппе «Балет Иды Рубинштейн», Париж.

Действие происходит в одном из кабачков Барселоны в 20-е годы XX века.

Ида Рубинштейн (1983—1960) не получила полноценного хореографического образования. Природная одаренность и частные уроки у Михаила Фокина позволили ей с успехом участвовать в парижских «Русских сезонах» в ролях Клеопатры («Клеопатра», 1909) и Зобеиды («Шехеразада», 1910). Позже выступала как драматическая актриса на французской сцене. В 1928 году решила создать свою труппу «Балет Иды Рубинштейн», в которой выступала как балерина. Состав труппы был неровен, мадам была по балетным меркам немолода и малотехнична, но благодаря высоким гонорарам новые балеты сочинили для труппы Игорь Стравинский («Поцелуй феи» и мелодрама «Персефона»), Морис Равель («Болеро»), Анри Соге («Давид»), Жорж Орик («Чары феи Альцины»), Артур Онеггер («Амфион» и «Семирамида»), Жак Ибер («Диана де Пуатье»). Декорации рисовал Александр Бенуа, балеты ставили Бронислава Нижинская, Леонид Мясин, Михаил Фокин. Орден Почетного легиона был вручен Рубинштейн «за вклад в культуру Франции», но этот весомый вклад скорее относится не к хореографии, а к музыке. Все балетные постановки труппы (за одним исключением) не имели художественного успеха, в то время как партитуры пополнили не только французское, но и мировое музыкальное искусство.

Единственным исключением было «Болеро». Рубинштейн обратилась к Равелю с просьбой аранжировать для задуманной ей испанской сценки какую-либо пьесу испанского композитора (например, «Иберию» Исаака Альбениса). Равель, хорошо знакомый с самобытным искусством Испании, решил написать оригинальное сочинение. В своей автобиографии композитор писал: «В 1928 году я по просьбе Иды Рубинштейн сочинил „Болеро» для оркестра. Это танец в умеренном движении, постоянно одинаковый как в мелодии и гармонии, так и в ритме, который непрерывно отбивает барабан. Единственный элемент изменения привносится сюда лишь оркестровым нарастанием». В основу сочинения положена мелодия из двух частей: одна часть строга и сурова, другая — по-восточному прихотлива. Первая часть мелодии носит баскский колорит, вторая — мавританско-андалузский. Мелодия эта необычайно длинна (34 такта) и обладает неистощимым разнообразием оттенков. Эта мелодия проводится поочередно различными инструментами оркестра (включая саксофон), достигая в кульминации огромной выразительной силы и яркости звучания. Существует легенда, что на написание «Болеро» Равеля вдохновило посещение им литейного цеха, где он увидел медленно вытекающую раскаленную сталь. Не склонный к похвалам чужих сочинений Сергей Прокофьев назвал «Болеро» «чудом композиторского мастерства».

Сама «испанская сценка», задуманная Брониславой Нижинской и видимо самой Рубинштейн, была несложной. Действие происходило в мрачном кабачке с темными стенами и сводами. Почти всю сцену занимал огромный стол-платформа, над которым свисала яркая лампа с абажуром. Александр Бенуа одел танцоров в одежду, «подсмотренную» им на офортах Франциско Гойи. На столе танцевала Ида Рубинштейн, изображавшая экзотическую испанскую плясунью. За ее страстными движениями жадными глазами наблюдали окружившие стол мужчины. Музыка нарастала, чувственная атмосфера танца сгущалась. В финале на стол вспрыгивал молодой испанец (превосходный танцовщик еще «петербургского закала» Анатолий Вильтзак), и впечатляющий дуэт завершал этот пятнадцатиминутный спектакль.

«Болеро» имел большой успех, балет показывали в Париже и на гастролях. В 1932 году Нижинская в своей труппе «Театр танца Нижинской» показывала то же «Болеро» в декорациях Натальи Гончаровой. Здесь все действие происходило на фоне звездного неба. Среди мужчин выделялась девушка в розовом платье, поверх которого белела кружевная мантилья. В 1934 году для тех же исполнителей в труппе Рубинштейн новую постановку «Болеро» сделал Фокин. В начале XXI века в американском Окленде с помощью Нины Юшкевич, работавшей некогда с Брониславой Нижинской, реконструировали оригинальное «Болеро». В 2007 году на основе этой постановки балет был реконструирован в Москве Андрисом Лиепой в рамках проекта «Русские сезоны XXI век». Главную партию исполняла известная танцовщица Большого театра Илзе Лиепа.

Из наиболее известных хореографических трактовок «Болеро» Равеля по популярности выделяется постановка Мориса Бежара (1961, «Балет XX века»). В ней, так же как у Нижинской, в центре на столе танцевала женщина. Стол окружала нервная толпа, от которой практически были видны только руки поклонников своего идола. Премьеру танцевала Душанка Сифниос. На гастролях труппы Бежара в Москве в 1978 году с блеском солировала Майя Плисецкая. Практически без перемен в хореографии Бежара солистом-кумиром толпы мог быть и мужчина — прежде всего несравненный Хорхе Донн.

Остроумным «фокусом» на ту же тему кумира и толпы предстало «Болеро», сочиненное в 1962 году Вахтангом Чабукиани. На гастролях грузинской труппы в Ленинграде зал заполнили бывшие поклонники выдающего танцовщика, желавшие увидеть новую роль своего кумира. Открылся занавес, всю сцену занимала лестница, по которой вверх и вниз ходили разодетые дамы и кавалеры, слегка пританцовывая на ходу. Музыка нарастала, зал кипел от нетерпения. И лишь с последними аккордами музыки на верхней площадке появился Чабукиани, успевший сделать лишь пару испанских движений. Занавес упал, и зал взвыл от возмущения и восторга.

В большинстве постановок «Болеро» все-таки решающую роль играла завораживающая танцоров и зрителей музыка Равеля. Видимо, истинное место «Болеро» — на концертной эстраде, где оно исполняется часто и с неизменным успехом. Ленинградцы старшего поколения вряд ли забудут своеобразные «спектакли» Евгения Мравинского, когда именно «Болеро» Равеля заканчивало его концерты со своим знаменитым оркестром.

А. Деген, И. Ступников


История создания

Начало 1928 года Равель, уже всемирно известный композитор, провел в гастрольной поездке по США. Еще до отъезда он получил заказ от Иды Рубинштейн (1885—1960), богатой, талантливой и очень своеобразной танцовщицы-любительницы, иногда выступавшей в Русском балете Дягилева. Не обладавшая классической техникой, она отличалась артистизмом и изумительной внешностью, позволявшей ей блистать в таких ролях, как Шехеразада или Клеопатра. По словам художника В. Серова, написавшего ее портрет, «сам Египет и Ассирия каким-то чудом воскресли в этой необычайной женщине». Ида Рубинштейн захотела, чтобы композитор написал балет специально для ее уникальных данных.

Возвратившись из Америки в конце апреля, Равель принялся за работу, и довольно быстро партитура балета, названного «Болеро», была закончена. Равель представлял себе действие на открытом воздухе, у завода, где выходящие с работы рабочие и работницы присоединялись бы к танцу. Хотелось ему также, чтобы там был какой-то намек на бой быков и любовная трагедия в духе «Кармен» Бизе: героиню балета Марилену, увлекшуюся тореадором должен был заколоть кинжалом ревнивец. В этом замысле сказалось пристрастие композитора как к любимой Испании, так и к индустриальным пейзажам. Завод, который он имел в виду, существовал на самом деле. Он не раз показывал его, гуляя со знакомыми по дороге в Везине. Однако Ида Рубинштейн, а также приглашенная ею в качестве хореографа Бронислава Нижинская (1890—1972), сестра знаменитого Вацлава Нижинского, известная как танцовщица, режиссер и балетмейстер, и художник спектакля Александр Бенуа избрали другой сценарий (имя автора неизвестно). 22 ноября 1928 года в театре Grand Opera состоялась премьера, прошедшая с огромным успехом. Впоследствии балет шел со сценарием Равеля, ставился и с другими сценариями. На протяжении XX века его ставили неоднократно как в варианте Нижинской, так и М. Фокина, С. Лифаря, М. Бежара.

Сюжет

«Слабо освещенная комната в испанской таверне; вдоль стен, в темноте, за столами беседуют гуляки; посреди комнаты большой стол, на нем танцовщица начинает танец… Гуляки не обращают на нее внимания, но понемногу начинают прислушиваться, оживляются. Подымаются, приближаются к столу; потрясенные, они окружают танцовщицу, которая с триумфом заканчивает выступление» (воспоминания современника).

Музыка

«Болеро» отличается уникальным единством. Композитор писал: «Это — танец в очень умеренном темпе, совершенно неизменный как мелодически, так гармонически и ритмически, причем ритм непрерывно отбивается барабаном. Единственный элемент разнообразия вносится оркестровым крещендо». «Болеро» — оркестровые вариации, в основе которых краткая мелодия народно-танцевального характера. Четкая ритмическая фигура, отбиваемая малым барабаном со скупым сопровождением альтов и виолончелей пиццикато, открывает пьесу. Она будет звучать непрерывно на протяжении всего балета. Извилистая, упругая мелодия четко делится надвое, причем вторая ее часть приобретает страстно-страдальческий характер. Эта мелодия, переходя от инструмента к инструменту, приобретает все большую мощь. Неуклонное оркестровое крещендо приводит к грандиозной кульминации в конце. В высшей точке кульминации все резко обрывается.

Л. Михеева

Видеотека Наксоса


Композитор: Бах, Иоганн Себастьян

Прелюдия

Плисецкая, Майя

Фадеечев Николай

Композитор: Глазунов Александр Константинович

Раймонда, соч. 57

Плисецкая, Майя

Фадеечев Николай

Композитор: Щедрин Родион Константинович

Композитор: Бизе, Жорж

Кармен Сюита

Плисецкая, Майя

Барыкин Виктор

Хореограф: Алонсо, Альберто

Композитор: Прокофьев Сергей

Ромео и Джульетта, соч. 64

Плисецкая, Майя

Жданов Юрий

Хореограф: Лавровский Леонид

Композитор: Минкус, Людвиг

Дон Кихот

Плисецкая, Майя

Тихонов Владимир

Хореограф: Петипа, Мариус

Композитор: Чайковский Петр Ильич

Лебединое озеро, соч. 20

Плисецкая, Майя

Фадеечев Николай

Композитор: Сен-Санс, Камиль

Умирающий лебедь

Плисецкая, Майя

Композитор: Хачатурян Арам Ильич

Спартак

Плисецкая, Майя

Бегаг Дмитрий

Хореограф: Якобсон, Леонид

Композитор: Крейн Александр

Лауренсия

Плисецкая, Майя

Фадеечев Николай

Хореограф: Чабукиани, Вахтанг

Композитор: Гуно, Шарль-Франсуа

Фауст

Лиепа, Марис

Плисецкая, Майя

Композитор: Равель, Морис

Болеро

Хореограф: Бежар, Морис

Плисецкая, Майя

Кордебалет: Балет ХХ века

Айседора

Хореограф: Бежар, Морис

Плисецкая, Майя


Танцовщица:
Барыкин Виктор

Танцор:
Бегаг Дмитрий

Танцор:
Фадеечев Николай

Танцор:
Лиепа, Марис

Танцор:
Плисецкая, Мая

Танцовщица:
Тихонов Владимир

Танцор:
Жданов Юрий


Год выпуска: 2004

Время воспроизведения: 02:04:00

Каталожный номер: EuroArts5493

Код UPC: 880242549389


Майя Плисецкая во всех смыслах личность незаурядная. Как почти никто другой танцор, вечная прима-балерина ассолюта Большого театра умела сочетать выдающееся танцевальное мастерство с драматической выразительностью. Также очень мало танцовщиц, которые могут оглянуться на столь долгую и активную карьеру: даже на свое восьмидесятилетие в ноябре 2005 года она лично дала сценическое представление. В этом видео, посвященном ее неповторимому творчеству, представлены захватывающие кадры ее величайших успехов в качестве балерины, а также интервью, в котором Майя Плисецкая описывает свою жизнь в качестве танцовщицы, которая одновременно является целой главой российской истории, от Сталина до перестройки.

Ave Maya Gala памяти Майи Плисецкой – Лондон – DanceTabs

Мастер-изображение Ave Maya Gala памяти Майи Плисецкой.
© Ensemble Productions. (Щелкните изображение, чтобы увеличить его)

Гала-концерт Ave Maya памяти Майи Плисецкой
Лондон, Колизей
★★★✰✰
6 марта 2016
Галерея картин Фотейни Христофилопулу
ансамбльпроизводства. ко.ук


6 множество гала-концертов в честь Майи Плисецкой, празднование знаменательных дней рождения и ее смерти в возрасте 89 лет, в мае прошлого года. Андрис Лиепа поставил несколько из них: два в Лондоне – последний в Колизее и один более ранний, десять лет назад, для ее 80 th – а также гала-концерт в Большом в ноябре прошлого года. Балет Мариинского театра недавно дал гала-концерт Плисецкой в ​​Нью-Йорке в феврале, рецензию сделала Марина Харсс.

Плисецкая провозглашается русской иконой, как бы в компенсацию за жестокое обращение с ней со стороны советской системы (её не пускали за границу 16 лет в 1940-х и 1950-х) и за отчуждение от режима Юрия Григоровича в Большом театре. Она бросила вызов всем попыткам ограничить ее, продолжая выступать на международном уровне до 70 лет. Известная своим Dying Swan , она умрет дважды, выступив на бис по многочисленным просьбам. На YouTube есть ее клип Dying Swan в возрасте 61 года:

В идеале на гала-концерте в ее честь должны быть представлены только те роли, которые она танцевала, и хореографы, которыми она восхищалась или которых она заказывала. Этому последнему Лондону пришлось довольствоваться тем, что могли предоставить приглашенные участники. К чести организаторов, Лиепы и Ольги Балаклеец из Ensemble Productions, обещанные звездные имена собрались и великолепно станцевали. Однако уместность некоторых из их вкладов в память Плисецкой была трудно различима.

Нам пощадили Умирающий лебедь , но лишили ни одной из ее ролей из Раймонда, Бахчисарайский фонтан, Каменный цветок или Легенда о любви. Вместо этого у нас было па-де-де из Жизель , которое она никогда не танцевала, и Спящая красавица grand pas в извращенной хореографии Начо Дуато, безумно приписываемая Петипа. Вместо рассказа Мориса Бежара о « Болеро » Равеля (в исполнении Плисецкой на столешнице) Фарух Рузиматов провёл соло Николая Андросова. Ни один из них не был улучшением оригинала.

Единственной подборкой, непосредственно связанной с Плисецкой, был отрывок из Кармен-сюита , заказанный ею у Альберто Алонсо, на музыку ее мужа Родиона Щедрина по опере Бизе. Тамара Рохо исполнила роль соблазнительной Кармен, а Исаак Эрнандес — ее страдающего любовника Дона Хосе. Они оба завороженно танцевали перед проецируемым изображением головы быка с фризом из фигурок из палочек. Проекции были разработаны Ниной Кобиашвили: быстро подставленные по каждому пункту, они позволили программе работать без сбоев.
 

Майя Плисецкая.
© Ensemble Productions.

Как всегда на гала-концертах, эмоциональные па-де-де, вырванные из контекста, имели меньший успех, чем показательные номера. Тем не менее, Сара Лэмб и Федерико Боннелли в сцене на балконе из фильма Кеннета Макмиллана « Ромео и Джульетта » были очень трогательными — гораздо более трогательными, чем Полина Семёнова и Джейсон Рейли в финальном па-де-де из фильма Джона Крэнко « Онегин », в котором они выглядели абсурдно мелодраматична. Отрывки из Спартака не имели смысла, если не знать (в отличие от программной заметки), что злодеями балета были грозная Мария Александрова и красавец Владислав Лантратов, а не героическая, обреченная пара.

Па-де-де Жизель дало представление о романтическом стиле Мариинского театра в исполнении Кристины Шапран и Ксандера Пэриша. Он выглядел элегантно-благородным, но, как и его партнерша, обладал неподатливым торсом. Шапран физически не подходит Жизель, без сплошной линии шеи, плеч и рук. Преувеличенное удлинение и очень длинная пачка делали ее громоздкой.

Редким подарком был Гала-номер «Талисман », поставленный для Кировского балета в 1955 году Петром Гусевым на музыку обычных подозреваемых Дриго и Пуни. Ее весело и задорно станцевали Екатерина Осмолкина и Кимин Ким из балета Мариинского театра, максимально используя все советские виртуозные клише. Условности были остроумно отосланы в па-де-де из обработки Алексеем Ратманским Светлый ручей для Большого. Екатерина Крысанова и Андрей Меркурьев были очаровательны (и умелы), подбадривая друг друга: «Твоя очередь — дерзай; Я буду исполнять фуэте, а ты – манеж».

Не менее очаровательны Дарья Климентова и Вадим Мунтагиров в Вальсе Мошковского , поставленном Василием Вайноненом и демонстрирующем эффектные прыжки и подъемы. Более знакомыми любителями публики были па-де-де «Черный лебедь» (Людмила Коновалова и Мэтью Голдинг), Корсар гала-версия (Мария Кочеткова и Даниил Симкин) и финальное па-де-де Дон Кихот (Кирстина Кретова и Иван Васильев). Все они были исполнены мастерски, Васильев носился по сцене, как акробатический испанский бык, широко ухмыляясь.

Он и Кретова выступали перед публикой с апломбом, в отличие от замкнутых современных балетных пар в дуэтах, не имевших ничего общего с Плисецкой. По-своему, они были такими же банальными, как и гала-номера. Рассел Малифант отвечал за Spiral Twist , мрачный дуэт, который очень напоминал катание на коньках для высокого мужчины (Марлон Дино) и маленькой женщины (Люсия Лакарра), оба с Баварским государственным балетом. Она должна была выглядеть многозначительно, когда обвивала его или кружилась вокруг него на полу под одурманивающую музыку Макса Рихтера.

Бенджамин Мильпье написал недавний дуэт Together Alone для Орели Дюпон и Эрве Моро как пары, состоящей в сложных отношениях, на повторяющуюся фортепианную музыку Филипа Гласса. Они носили джинсы и футболки, чтобы показать, насколько они не балетные. Ее держали, дергали, кружили, тащили и, в конце концов, примирили (или не примирили) со своим партнером. Дуэт был создан, чтобы продемонстрировать зрелость Дюпона как выразительного étoile на последнем курсе балета Парижской оперы. С тех пор она сменила Мильпье на посту директора компании. Приятно снова видеть ее на сцене, но это претенциозный дуэт.

Как и па-де-де After the Rain Кристофера Уилдона под знакомую фортепианную музыку Арво Парта. Марианела Нуньес и Тиаго Соарес танцевали ее искренне, но ее воздействие приедается, как только вы слишком хорошо осознаете художественно-гимнастические позиции, которые должна принять женщина – что именно означает?

Каждому гала-концерту нужно откровение, и это было представлено Серхио Берналем, испанским танцором, который доминировал на сцене в властном соло farruca из версии фламенко Антонио The Three Cornered Hat . Плисецкая, руководившая Национальным балетом Испании с 1987 по 1990 год, страстно увлекалась танцем фламенко. Бернал восхитил бы ее своей яркой работой с накидкой, быстрой работой ног и мужским обаянием.

Наконец, похвала оркестру Английского национального балета под управлением Валерия Овсяникова. Они создали широкий спектр композиторов, от Адама до Филипа Гласса, а также выполнили требования международной плеяды ведущих танцоров.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *