Б.Л. Пастернак. Лирика | Литература 7 класс
Б.Л. Пастернак. Лирика
План урока
- Слово о Б.Л. Пастернаке
- Стихотворение «Никого не будет в доме…»
- Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво…»
- Стихотворение «Июль»
Цели урока
- Знать: биографию Б.Л. Пастернака, способы создания поэтических образов в его стихотворениях
- Уметь анализировать лирические произведения
Разминка
- Кто из русских писателей получал Нобелевскую премию по литературе?
- Какие стихи поэтов ХХ века вы читали?
- Знакомы ли вы с творчеством Бориса Пастернака?
- Что такое пейзажная лирика?
- Какие стихотворные размеры вы знаете?
Слово о Б.Л. Пастернаке
Рис. 1. Б.Л. Пастернак в Чистополе. Фото 1943.
Борис Леонидович Пастернак (1890–1960)
Борис Леонидович Пастернак родился 29 января 1890 года в Москве, в семье академика живописи и выдающейся пианистки. Он мог стать хорошим профессиональным живописцем, но в 13 лет оставил изобразительное искусство ради музыки и в течение 6 лет брал уроки музыки у профессоров консерватории. В любой деятельности стремился к полному совершенству. Музыку оставил потому, что, по собственным словам, «не было абсолютного слуха».
На скопленные матерью деньги Б.Л. Пастернак в 1912 году уехал в Германию в Марбургский университет на летний семестр. Но охладев к философии, он бросил обучение и уехал в Италию на несколько недель. Борис Пастернак полностью отдался творчеству, которое стало делом всей его жизни. Вернувшись в Москву, поэт заканчивает обучение в университете в 1913 году.
Первые стихи Б.Л. Пастернак написал в 1909 году. Чтобы приблизиться к московским литературным кругам, поэт вступил в поэтическую группу «Лирика».
В 1913 году были опубликованы первые стихи Б.Л. Пастернака. В 1916 году вышел сборник «Поверх барьеров». В 1922 году вышла книга «Сестра моя — жизнь». Она сделала Бориса Пастернака известным поэтом.
С 30-х годов Б.Л. Пастернак живет в Переделкино и зарабатывает в основном переводами Шекспира, Гёте, Шиллера. Переводит на русский язык грузинских поэтов.
В годы Великой Отечественной войны написал цикл стихотворений, посвященных борьбе с фашизмом, был в качестве корреспондента на фронте под Орлом.
Роман «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернак писал в течение десяти лет — с 1945 по 1955 год. В 1958 году он получил за этот роман Нобелевскую премию. Книга вышла в свет сначала в Италии в 1957 году. Затем в Голландии и Великобритании.
Борис Леонидович Пастернак стал вторым русским писателем, получившим Нобелевскую премию по литературе.
Поэзия Б.Л. Пастернака метафорична и философски глубока. Писатель занял в русской поэзии место значительного и оригинального лирика, замечательного певца русской природы.
- Какого принципа придерживался Б.Л. Пастернак, когда занимался каким-либо делом?
- За какое произведение поэту вручили Нобелевскую премию?
Стихотворение «Никого не будет в доме…»
Рис. 2. Зинаида Николаевна Нейгауз-Пастернак. Фото.
Стихотворение «Никого не будет в доме» написано Пастернаком в 1931 году и посвящено будущей супруге поэта Зинаиде Нейгауз. В стихотворении переплетаются философская и любовная темы.
Стихотворение состоит из 6 строф. Его можно разделить на две части: союз НО противопоставляет одиночество в доме и ожиданию прихода кого-то. Первая часть стихотворения описывает одиночество поэта. Вероятно, он уже покинул первую жену и ожидает прихода возлюбленной. У него есть время обстоятельно подумать о случившемся. Одиночество лирического героя никем не нарушается. Он растворяется в окружающем мире. Уточнение «кроме» подчеркивает его оторванность от человеческого мира. «Кроме сумерек», «кроме крыш и снега» – присутствие неодушевленных предметов и явлений только обостряет одиночество автора.
В стихотворении противопоставлены белый цвет первой и второй части:
…Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк маховой…
…Ты появишься у двери
В чем-то белом, без причуд…
В первой части белый – цвет тоски, уныния, тоскливой зимы. Во второй – цвет надежды, природной простоты и красоты.
Произведение «Никого не будет в доме» вошло в сборник «Второе рождение», увидевший мир в 1932 году.
Каким словом назван приход лирической героини? С чем сравнивается ее появление?
Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво…»
Рис. 3. Б.Л. Пастернак. Фото 1948.
Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво…» было написано после значимого момента в жизни Б.Л. Пастернака: он получил литературное признание, стал членом Союза писателей. Поэт много занимался переводами и размышлял о сути творчества. Результатом этих размышлений и стала выстраданная истина, облеченная в поэтическую форму.
В этом стихотворении поэт выразил свое мнение об истинном призвании писателя. Главной целью литератора он считает не достижение славы и успеха, а максимальную самоотдачу и бескорыстное служение искусству.
Текст можно разделить на три части. В первой поэт рассуждает о том, что творец должен стремиться не к всеобщему признанию, а к самоотверженному труду. Во второй части выдвигается требование к человеку искусства: он должен много работать, чтобы сама жизнь стала творчеством. В последней, завершающей части Б.Л. Пастернак говорит о том, что следование этому кодексу приведет человека к литературному бессмертию.
Какие средства изобразительности использует поэт в данном стихотворении?
Стихотворение «Июль»
Рис. 4. Дом-музей Б. Л. Пастернака в Переделкине.
«Июль» (1956 год) создано поэтом под впечатлением от отдыха на даче в Переделкино. В зрелом творчестве Б.Л. Пастернака образность становится более понятной. В анализируемом стихотворении центральным образом становится месяц июль.
В доме появляется новый житель, которого никто не видел, но постоянно слышатся его «шаги над головой». В традиционном представлении это может быть только домовой. Он постоянно незримо вмешивается в жизнь людей и устраивает различные безобидные проказы. Этот загадочный незнакомец тщательно скрывается и умело маскируется под природные явления.
Лирический герой совсем не боится «гостя», только жалуется на его проделки: «мешается во все дела», «срывает скатерть со стола». Шутник не очень воспитанный, так как не вытирает у порога ноги, а вбежав в дом, начинает плясать с занавеской.
Стихотворение «Июль» раскрывает тему близкой связи человека с природой. К этой мысли Борис Пастернак пришел в позднем периоде творчества. Поэт понял, насколько прекрасен и близок человеческой душе окружающий мир.
Своеобразна композиция стихотворения, представляющая, с одной стороны — вопрос, и с другой — ответ. В первой части поэт словно запутывает, создает интригу в форме вопроса. Пока для читателей главный герой стихотворения что-то мифическое, потустороннее, окутанное дымкой тайны: привидение, домовой, баловник-невежа, призрак и двойник.
Во второй части стихотворения представлен ответ на вопрос поэта — это июль. Образ июля в стихотворении очеловечен, поэт с юмором отмечает: он и «жилец приезжий… летний дачник отпускной», он и «степной нечесаный повеса, пропахший липой и травой».
- Можно ли отнести стихотворение «Июль» к пейзажной лирике? Почему?
- Определите стихотворный размер произведения?
М.И. Цветаева так говорила о поэте: «Где человек, до конца понявший Пастернака? Пастернак – это тайность, иносказание, шифр». Действительно, поэзия Бориса Пастернака сочетает в себе простоту и сложность одновременно. В его стихотворениях и прозрачность изложения, и глубина, и символичность образов.
Контрольные вопросы
- Использует ли Б.Л. Пастернак в своих стихотворениях приёмы звукописи?
- Найдите метафоры, олицетворения и эпитеты в изученных на уроке стихотворениях Б.Л. Пастернака? Можно ли назвать его поэзию метафорической?
- Какие противопоставления в стихотворениях вы смогли найти?
Доктор Живаго. Краткое содержание романа Пастернака
Когда Юрин дядюшка Николай Николаевич переехал в Петербург, заботу о нём, в десять лет оставшемся сиротой, взяли другие родственники — Громеко, в доме которых на Сивцевом Вражке бывали интересные люди, и где атмосфера профессорской семьи вполне способствовала развитию Юриных талантов.
Дочь Александра Александровича и Анны Ивановны (урождённой Крюгер) Тоня была ему хорошим товарищем, а одноклассник по гимназии Миша Гордон — близким другом, так что он не страдал от одиночества.
Реклама
Как-то во время домашнего концерта Александру Александровичу пришлось сопровождать одного из приглашённых музыкантов по срочному вызову в номера, где только что попыталась свести счёты с жизнью его хорошая знакомая Амалия Карловна Гишар. Профессор уступил просьбе Юры и Миши и взял их с собой.
Пока мальчики стояли в прихожей и слушали жалобы пострадавшей о том, что на такой шаг её толкали ужасные подозрения, по счастью оказавшиеся только плодом её расстроенного воображения, — из-за перегородки в соседнюю комнату вышел средних лет мужчина, разбудив спавшую в кресле девушку.
На взгляды мужчины она отвечала подмигиванием сообщницы, довольной, что всё обошлось и их тайна не раскрыта. В этом безмолвном общении было что-то пугающе волшебное, будто он был кукольником, а она марионеткой. У Юры сжалось сердце от созерцания этого порабощения. На улице Миша сказал товарищу, что он встречал этого человека. Несколько лет назад они с папа ехали вместе с ним в поезде, и он спаивал в дороге Юриного отца, тогда же бросившегося с площадки на рельсы.
Реклама
Увиденная Юрой девушка оказалась дочерью мадам Гишар. Лариса была гимназисткой. В шестнадцать лет она выглядела восемнадцатилетней и несколько тяготилась положением ребёнка — такого же, как её подруги. Это чувство усилилось, когда она уступила ухаживаниям Виктора Ипполитовича Комаровского, роль которого при её маменьке не ограничивалась ролью советника в делах и друга дома. Он стал её кошмаром, он закабалил её.
Через несколько лет, уже студентом-медиком, Юрий Живаго вновь встретился с Ларой при необычных обстоятельствах.
Вместе с Тоней Громеко накануне Рождества они ехали на ёлку к Свентицким по Камергерскому переулку. Недавно тяжело и долго болевшая Анна Ивановна соединила их руки, сказав, что они созданы друг для друга. Тоня действительно была близким и понимающим его человеком. Вот и в эту минуту она уловила его настроение и не мешала любоваться заиндевелыми, светящимися изнутри окнами, в одном из которых Юрий заметил чёрную проталину, сквозь которую виден был огонь свечи, обращённый на улицу почти с сознательностью взгляда. В этот момент и родились строки ещё не оформившихся стихов: «Свеча горела на столе, свеча горела…»
Реклама
Он и не подозревал, что за окном Лара Гишар говорила в этот момент Паше Антипову, не скрывавшему с детских лет своего обожания, что, если он любит её и хочет удержать от гибели, они должны немедленно обвенчаться. После этого Лара отправилась к Свентицким, где Юра с Тоней веселились в зале, и где за картами сидел Комаровский. Около двух часов ночи в доме вдруг раздался выстрел. Лара, стреляя в Комаровского, промахнулась, но пуля задела товарища прокурора московской судебной палаты. Когда Лару провели через зал, Юра обомлел — та самая! И вновь тот же седоватый, что имел отношение к гибели его отца! В довершение всего, вернувшись домой, Тоня и Юра уже не застали Анну Ивановну в живых.
Лару стараниями Комаровского удалось спасти от суда, но она слегла, и Пашу к ней пока не пускали. Приходил, однако, Кологривов, принёс «наградные». Больше трёх лет назад Лара, чтобы избавиться от Комаровского, стала воспитательницей его младшей дочери. Все складывалось благополучно, но тут проиграл общественные деньги её пустоватый братец Родя. Он собирался стреляться, если сестра не поможет ему. Деньгами выручили Кологривовы, и Лара передала их Роде, отобрав револьвер, из которого тот хотел застрелиться. Вернуть долг Кологривову никак не удавалось. Лара тайно от Паши посылала деньги его сосланному отцу и приплачивала хозяевам комнаты в Камергерском. Девушка считала своё положение у Кологривовых ложным, не видела выхода из него, кроме как попросить деньги у Комаровского. Жизнь опротивела ей. На балу у Свентицких Виктор Ипполитович делал вид, что занят картами и не замечает Лару. К вошедшей же в зал девушке он обратился с улыбкой, значение которой Лара так хорошо понимала…
Реклама
Когда Ларе стало лучше, они с Пашей поженились и уехали в Юрятин, на Урал. После свадьбы молодые проговорили до утра. Его догадки чередовались с Лариными признаниями, после которых у него падало сердце… На новом месте Лариса преподавала в гимназии и была счастлива, хотя на ней был дом и трёхлетняя Катенька. Паша преподавал латынь и древнюю историю. Справили свадьбу и Юра с Тоней. Между тем грянула война. Юрий Андреевич оказался на фронте, не успев толком повидать родившегося сына. Иным образом попал в пекло боев Павел Павлович Антипов.
С женой отношения были непростые. Он сомневался в её любви к нему. Чтобы освободить всех от этой подделки под семейную жизнь, он закончил офицерские курсы и оказался на фронте, где в одном из боев попал в плен. Лариса Фёдоровна поступила сестрой в санитарный поезд и отправилась искать мужа. Подпоручик Галиуллин, знавший Пашу с детства, утверждал, что видел, как он погиб.
Живаго оказался свидетелем развала армии, бесчинства анархиствующих дезертиров, а вернувшись в Москву, застал ещё более страшную разруху. Увиденное и пережитое заставило доктора многое пересмотреть в своём отношении к революции.
Реклама
Чтобы выжить, семья двинулась на Урал, в бывшее имение Крюгеров Варыкино, неподалёку от города Юрятина. Путь пролегал через заснеженные пространства, на которых хозяйничали вооружённые банды, через области недавно усмирённых восстаний, с ужасом повторявших имя Стрельникова, теснившего белых под командованием полковника Галиуллина.
В Варыкине они остановились сначала у бывшего управляющего Крюгеров Микулицына, а потом в пристройке для челяди. Сажали картошку и капусту, приводили в порядок дом, доктор иногда принимал больных. Нежданно объявившийся сводный брат Евграф, энергичный, загадочный, очень влиятельный, помог упрочить их положение. Антонина Александровна, похоже, ожидала ребёнка.
С течением времени Юрий Андреевич получил возможность бывать в Юрятине в библиотеке, где увидел Ларису Федоровну Антипову. Она рассказала ему о себе, о том, что Стрельников — это её муж Павел Антипов, вернувшийся из плена, но скрывшийся под другой фамилией и не поддерживающий отношений с семьёй. Когда он брал Юрятин, забрасывал город снарядами и ни разу не осведомился, живы ли жена и дочь.
Реклама
Через два месяца Юрий Андреевич в очередной раз возвращался из города в Варыкино, Он обманывал Тоню, продолжая любить её, и мучился этим. В тот день он ехал домой с намерением признаться жене во всем и больше не встречаться с Ларой.
Вдруг трое вооружённых людей преградили ему дорогу и объявили, что доктор с этого момента мобилизован в отряд Ливерия Микулицына. Работы у доктора было по горло: зимой — сыпняк, летом — дизентерия и во все времена года — раненые. Перед Ливерием Юрий Андреевич не скрывал, что идеи Октября его не воспламеняют, что они ещё так далеки от осуществления, а за одни лишь толки об этом заплачено морями крови, так что цель не оправдывает средства. Да и сама идея переделки жизни рождена людьми, не почувствовавшими её духа. Два года неволи, разлуки с семьёй, лишений и опасности завершились все же побегом.
В Юрятине доктор появился в момент, когда из города ушли белые, сдав его красным. Выглядел он одичалым, немытым, голодным и ослабевшим. Ларисы Федоровны и Катеньки дома не было. В тайнике для ключей он обнаружил записку. Лариса с дочерью отправилась в Варыкино, надеясь застать его там. Мысли его путались, усталость клонила ко сну. Он растопил печь, немного поел и, не раздеваясь, крепко заснул. Очнувшись же, понял, что раздет, умыт и лежит в чистой постели, что долго болел, но быстро поправляется благодаря заботам Лары, хотя до полного выздоровления нечего и думать о возвращении в Москву. Живаго пошёл служить в губздрав, а Лариса Федоровна — в губоно. Однако тучи над ними сгущались. В докторе видели социально чуждого, под Стрельниковым начинала колебаться почва. В городе свирепствовала чрезвычайка.
Реклама
В это время пришло письмо от Тони: семья была в Москве, но профессора Громеко, а с ним её и детей (теперь у них, кроме сына, есть дочь Маша) высылают за границу. Горе ещё в том, что она любит его, а он её — нет. Пусть строит жизнь по своему разумению.
Неожиданно объявился Комаровский. Он приглашён правительством Дальневосточной Республики и готов взять их с собой: им обоим грозит смертельная опасность. Юрий Андреевич сразу отверг это предложение. Лара уже давно поведала ему о той роковой роли, что сыграл в её жизни этот человек, а он рассказал ей, что Виктор Ипполитович был виновником самоубийства его отца. Решено было укрыться в Варыкине. Село было давно покинуто жителями, вокруг по ночам выли волки, но страшнее было бы появление людей, а они не взяли с собой оружие. Кроме того, недавно Лара сказала, что, кажется, беременна. Надо было думать уже не о себе. Тут как раз снова прибыл Комаровский. Он привёз весть, что Стрельников приговорён к расстрелу и надо спасать Катеньку, если уж Лара не думает о себе. Доктор сказал Ларе, чтобы она ехала с Комаровским.
Реклама
В снежном, лесном одиночестве Юрий Андреевич медленно сходил с ума. Он пил и писал стихи, посвящённые Ларе. Плач по утраченной любимой вырастал в обобщённые мысли об истории и человеке, о революции как утраченном и оплакиваемом идеале.
В один из вечеров доктор услышал хруст шагов, и в дверях показался человек. Юрий Андреевич не сразу узнал Стрельникова. Выходило, что Комаровский обманул их! Они проговорили почти всю ночь.
О революции, о Ларе, о детстве на Тверской-Ямской. Улеглись под утро, но, проснувшись и выйдя за водой, доктор обнаружил своего собеседника застрелившимся.
В Москве Живаго появился уже в начале нэпа исхудавшим, обросшим и одичавшим. Большую часть пути он проделал пешком. В течение последующих восьми-девяти лет своей жизни он терял врачебные навыки и утрачивал писательские, но все же брался за перо и писал тоненькие книжечки. Любители их ценили.
По хозяйству помогала ему дочь бывшего дворника Марина, она служила на телеграфе на линии зарубежной связи. Со временем она стала женой доктора и у них родились две дочери. Но в один из летних дней Юрий Андреевич вдруг исчез. Марина получила от него письмо, что он хочет пожить некоторое время в одиночестве и чтобы его не искали. Он не сообщил, что вновь неизвестно откуда появившийся брат Евграф снял ему комнату в Камергерском, снабдил деньгами, начал хлопотать о хорошем месте работы.
Однако душным августовским днём Юрий Андреевич умер от сердечного приступа. Попрощаться с ним пришло в Камергерский неожиданно много народу. Среди прощающихся оказалась и Лариса Фёдоровна. Она зашла в эту квартиру по старой памяти. Здесь когда-то жил её первый муж Павел Антипов. Через несколько дней после похорон она неожиданно исчезла: ушла из дому и не вернулась. Видимо, её арестовали.
Реклама
Уже в сорок третьем году, на фронте, генерал-майор Евграф Андреевич Живаго, расспрашивая бельёвщицу Таньку Безочередову о её героической подруге разведчице Христине Орлецовой, поинтересовался и её, Таниной, судьбой. Он быстро понял, что это дочь Ларисы и брата Юрия. Убегая с Комаровским в Монголию, когда красные подходили к Приморью, Лара оставила девочку на железнодорожном разъезде сторожихе Марфе, кончившей дни в сумасшедшем доме. Потом беспризорщина, скитания…
Между прочим, Евграф Андреевич не только позаботился о Татьяне, но и собрал все написанное братом. Среди стихов его было и стихотворение «Зимняя ночь»: «Мело, мело по всей земле / Во все пределы. / Свеча горела на столе, / Свеча горела…»
Пересказала В. С. Кулагина-Ярцева. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.
Вот как Платон снимает самые значимые портреты в современной истории: эксклюзивное интервью Fstoppers с Платоном Что нужно для создания самых узнаваемых изображений в мире? Я поговорил с самим Платоном, чтобы узнать.
Культура — это вдохновение
Платон считает, что творческие люди должны быть губками. Всех нас привлекают разные виды вдохновения. Он всегда думает о вдохновении как о топливе в бензобаке. Если вы не поглощаете много хорошего за годы, то ваш бензобак пуст, и вы не можете никуда уехать. Для Платона вдохновение исходит от культуры. Хотя Платон известен как фотограф, он больше не смотрит на другие фотографии. Большая часть его вдохновения исходит от архитектуры: Фрэнк Ллойд Райт и Ле Корбюзье — два его абсолютных героя. Ле Корбюзье вдохновил Платона на цвет и форму. Такие скульпторы, как Роден, еще больше вдохновили Платона на его творчество. Скульптура Родена «Мыслитель» имеет большое сходство с творчеством Платона. Руки выдающиеся, как и ноги. Широкоугольное искажение, которое он использует, иногда добавляет еще больше сходства со скульптурами Родена. Монументализм в творчестве Платона — прямая страница из книги Родена. Другие скульпторы, такие как Генри Мур, Барбара Хепворт, также вдохновляли Платона. Хотя Мур и Хепворт более абстрактны, в их работах все же есть определенная степень монументализма. Применительно к людям Платон ищет в своих сюжетах монументализма. В творчестве Платона принято видеть людей горами.
©Photography by Platon
Ван Гог — еще один источник вдохновения Платона. Существует страсть к текстуре, цвету и форме. Когда Ван Гог рисует чью-то руку, вы действительно понимаете ее форму. Существуют уровни контраста, описывающие форму. Его черно-белые рисунки пером и тушью являются яркими примерами этого.
Пикассо также сильно повлиял на портреты Платона. Хотя портреты Пикассо очень абстрактны, вы все равно чувствуете их силу, их дух.
Когда я кого-то фотографирую, дело не в эстетике. Отнюдь не. Важно уловить их дух, их душу.
The Beatles также вдохновили Платона настолько, что он назвал своего сына Джудом в честь «Эй, Джуд». Что действительно удивительно в The Beatles, так это то, как они всегда менялись и заставляли себя наслаждаться чем-то другим, новым. Мы все попадаем в ловушку собственного страха перемен. Иногда вам нужно разрушить то, что вы создали в первую очередь, чтобы двигаться вперед. Майлз Дэвис вдохновляет Платона, особенно тем, как он всегда настаивал на переменах в своей работе. Он не боялся разрушать и двигаться вперед в своем деле.
Фрэнк Синатра мог рассказать историю за две минуты. Лучше всего с этим справляются песни Capitol Фрэнка Синатры. Вы действительно чувствуете, как Синатра рассказывает эпический фильм всего в короткой песне. Что касается фотографии, Платон должен рассказывать истории своими работами, особенно когда он занимается вопросами прав человека. Это далеко не красивая картина, а иногда и вовсе некрасивая. Это мощная история о человечестве: злоупотребление властью, кто-то поднимается над невзгодами. Это сильные истории. Это истории о состоянии человека.
То, как Синатра берет песню, которую вы слушаете для развлечения , и превращает ее в историю о жизненной борьбе, сердечной боли, одиночестве или ощущении радости жизни. Можешь вытащить это из песни и вставить в фотографию?
Культура приходит отовсюду. Если вы действительно хороший фотограф, вы должны быть похожи на следователя. Книги, фильмы, выставки, музыка, все, что нужно для вдохновения.
В разговоре с Платоном он не описал ни одного фотографа, на которого смотрит. Он считает, что если вы смотрите только на фотографию, вы смотрите на 1% всего, что есть. Глядя куда-то еще, вы на самом деле становитесь более оригинальными в своей работе. Не смотрите только на других фотографов, потому что тогда вы просто копируете. Будьте более аутентичны в своей работе, имея несколько влияний.
В конце концов, Платон говорит, что фотография должна быть близко к сердцу. Чем он ближе, тем он мощнее.
Великий портрет — это не эстетика, а история, которую он рассказывает, и перемены, которые он приносит
Портрет всегда рассказывает историю. Когда вы кого-то фотографируете, происходит история. Многие фотографы сходят с ума от занудной стороны фотографии. Они забывают, что их работа — запечатлевать историю перед камерой. Что-то происходит, и ваша задача — задокументировать это, остановить время.
Когда мы оглядываемся на историю 20 века, мы часто смотрим на фотографии. Именно фотографии помогли положить конец войне во Вьетнаме. Образованные люди о том, насколько ужасной была война. Только благодаря смелым военным фотографам мир увидел, насколько это было ужасно на самом деле, это помогло просветить мир об ужасах войны.
Фотография помогает излечить амнезию общества.
©Photography by Platon
Фотография может быть важна, если вы верите, что она важна. Платон говорит себе каждый раз, когда берет в руки камеру: это будет важный момент. Если в этот момент он чувствует себя вовлеченным, скорее всего, его объект также почувствует вклад и почувствует его страсть и приверженность. Они будут работать вместе, чтобы создать что-то, что много значит для них обоих. Если это что-то значит для них, скорее всего, это будет значить что-то и для аудитории, которая увидит изображение. Платон говорит, что когда ты подходишь к фотографии таким образом, становится очень интересно.
Люди знают, что я снимал важных людей, известных людей. Относительно легко сфотографировать важного человека. Что интересно, так это то, когда он обращает свой объектив на кого-то, у кого отняли власть, кого никто не знает, кого пренебрегали и оскорбляли. Можете ли вы сделать важную фотографию этого человека?
Если вы действительно заботитесь и верите, что фотография — это инструмент преобразования, то фотография жертвы прав человека может стать более важной, чем любая фотография известного человека. Это касается проблемы или истории нашего времени. Для Платона фотография интересна, когда она используется для изменения.
Ваша работа не в том, чтобы осуждать, а в том, чтобы быть любопытным
Нет никакого метода, чтобы иметь дело с кем-либо. Если вы хотите быть искренним с кем-то, вам нужно быть любопытным и менее осуждающим, даже если это тот, с кем вы не согласны, даже если он делал в истории вещи, которые, как вы знаете, были неправильными. Нет смысла их фотографировать, если вам не интересно.
Все осуждают друг друга, особенно в социальных сетях. Мы перестали задавать вопросы друг о друге. Моя работа как фотографа состоит в том, чтобы отложить в сторону свои суждения и запечатлеть их. Я не работаю, чтобы кто-то выглядел хорошо или плохо. Я не вправе судить. Моя работа состоит в том, чтобы описать, что значит встретить этого человека. Судит их наследие, судит их история.
Платон сфотографировал Харви Вайнштейна. Эта фотография изображала голливудскую развязность плохих парней. Шло время, и мы обнаружили, что он злоупотреблял властью, и значение этой картинки изменилось. Картинка та же: это он, он на ней похож на гангстера. Что изменилось, так это то, что мы знаем о нем как о человеке. Если картинка хороша, мы можем прочитать в нем все эти вещи одновременно.
©Photography by Platon
Представление Платона о Путине ничем не отличается. Ему сказали, что Путину нравится эта фотография, потому что она показывает его как сильного лидера, который хочет, чтобы Россия сидела за столом мировой державы. Сторонникам Путина тоже нравится эта фотография. Тем не менее, его оппоненты, такие как коллеги Платона по правозащитным вопросам, также находят эту картину интересной. Для них это показывает все, что не так с властью и властью в России. Эта картина стала знаменем демонстраций по всей России. Люди примут эту картинку: сообщество ЛГБТК+ наложит на это изображение радугу. Существуют сотни версий этого изображения — настолько много, что изображение, по-видимому, запрещено на демонстрациях. Что создает этот образ для обеих сторон, так это то, что это он.
Когда вы кого-то фотографируете, вы должны быть очень любопытными и снимать их на пленку. Не моя позиция говорить, хороший это человек или плохой. История делает это за нас.
Поиск волшебных человеческих моментов в самых бесчеловечных ситуациях
Что это за волшебный момент? Вы можете описать это. Все знают, что это такое. Это не фотография. Когда ты с кем-то, кто тебе глубоко дорог. Были ли у вас моменты, когда происходило что-то волшебное? Возможно, они тронут вас мизинцем через стол. Когда вы чувствуете запах чьих-то духов, к которым у вас есть чувства, это что-то делает с вашей человечностью. Это ваши чувства соединяются с вашим сердцем. Это очень мощная штука. Это то, ради чего мы живем. Задача Платона — найти эти моменты человеческой связи. Его чувства настолько открыты, что он способен уловить малейший намек на такой момент. Каждый человек знает, что такое эти человеческие моменты связи. Если снимок, сделанный Платоном, вызывает у вас отклик, это просто потому, что вы признаете связь, которую он нашел.
Это может быть момент озноба, его образ Аль-Каддхафи подключается к его неповиновению и чудовищности. Он был монстром своего времени, и он воспользовался этой угрозой. Когда смотришь на это, не чувствуешь ничего, кроме нарушения человеческих ценностей. Коррупция человеческих ценностей.
©Фотография Платона
Однако образ Реми Эссама другой. Он был певцом революции, который каждый день пел позитивные, объединяющие песни. Реми пришел к Платону после того, как его пытало несостоятельное правительство, которое чувствовало угрозу с его стороны. Они били его электрошокером, пока его спина не загорелась. Когда Платон увидел следы, он расплакался. Он сказал: «Отметины на твоей спине ужасны, мне жаль их. Люди никогда не должны так страдать». Реми ответил, сказав, что он носит эти знаки с гордостью, он носит их как доказательство того, что он выступает за перемены. Платон сфотографировал Реми необычным образом. Реми стоит, показывая свои знаки, а также держит гитару, но не как инструмент, а как оружие. Эта картина стала плакатом революции. Все поняли цену перемен.
©Photography by Platon
Применительно к сегодняшнему дню, насколько мы готовы пойти на жертвы ради перемен? Говоря об окружающей среде, есть люди, которые читают друг другу лекции об изменении климата. Знаем ли мы, откуда берутся конфликтные минералы в наших телефонах? Мы не задаем эти вопросы в массовом масштабе, но все мы обвиняем и отменяем друг друга из-за поста в социальных сетях десятилетней давности. Между тем прямо сейчас происходят ужасные злоупотребления. Люди говорят о рабстве и BLM. Платон бывал в местах, где существует рабство; он видел это воочию. Его работа не в том, чтобы читать людям лекции о том, что неправильно или плохо, а в том, чтобы повышать осведомленность.
Если вы хотите научиться делать портреты любого лица на профессиональном уровне, лучше всего учиться у Питера Херли в его учебном пособии «Совершенство снимка в голову». Если вы купите его сейчас, вы можете сэкономить 15%, указав « АРТИКУЛ » при оформлении заказа. Сэкономьте еще больше при покупке любого другого учебника в нашем магазине.
Platon Photography Интервью: Мастер портрета власти
В своей последней книге « Power: Portraits of World Leaders » (Chronicle Books) нью-йоркский британский фотограф Платон лично знакомится с более чем 100 известными и печально известные прошлые и настоящие главы государств. Полученные портреты уважительны, проницательны и представлены без суждений. Он оставляет это зрителю и истории.
Вместо того, чтобы бежать из столицы одной страны в другую, чтобы создать этот знаковый проект, большинство мировых лидеров пришли к нему… в некотором смысле. В течение 12 месяцев государственные деятели и государственные деятели сидели и заступались за Платона в импровизированной студии, которую он собрал в Организации Объединенных Наций. Платон говорит, что одной из самых сложных задач для него было не испугаться власти, стоящей за его натурщиками, а это нелегко, когда в нескольких футах от тебя есть президент или премьер-министр.
Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун.
Родившийся в Лондоне в 1968 году, Платон вырос на греческих островах у своей матери-англичанки, искусствоведа, и отца-грека, архитектора. В середине 70-х семья вернулась в Лондон. Получив с отличием степень бакалавра графического дизайна в Центральном колледже искусств и дизайна Святого Мартина, он получил степень магистра фотографии и изобразительного искусства в Королевском колледже искусств. Эта глубина искусства проявляется в творчестве Платона. Он из школы, что хороший вкус исходит из изученного понимания искусства, прошлого и настоящего — музыки, скульптуры, театра и любого изобразительного искусства.
Платон покинул Лондон в 1998 году, проработав несколько лет в передовом журнале покойного Джона Ф. Кеннеди-младшего, George . С тех пор Платон снимал портреты и документальные работы для таких изданий, как Rolling Stone, The New York Times Magazine, Vanity Fair, Esquire, GQ, TIME и The New Yorker . Его рекламные кредиты включают Credit Suisse, Exxon Mobil, Diesel, The Wall Street Journal , Nike, Levi’s, Rolex, Ray-Ban, Tanqueray и Issey Miyake. В 2004 году издательство Phaidon Press опубликовало ранние портреты фотографа в Республика Платона .
Как и любой великий портретист, Платон умеет быстро устанавливать связь со своими героями, что позволяет зрителю сквозь его картины заглянуть внутрь субъекта, будь то князь или нищий. Окна в душу никогда не были яснее.
DPP: Кому пришла в голову идея вашей книги Power ?
Премьер-министр России Владимир Путин.
Платон: Это началось с безумной идеи, которая пришла мне в голову в начале того, что мы сейчас называем «Великой рецессией». Стало очевидным, что очень мало проблем, которые страна может решить в одиночку, что страны должны начать работать вместе по-новому и беспрецедентно, чуть ли не сформировав что-то вроде глобальной администрации. Представьте, если бы были, кто бы сидел за столом власти?
Наши мировые лидеры представлены нам под покровом брендинга, маркетинга и пропаганды. Поэтому я подумал, что в эти напряженные времена мы должны видеть наших лидеров как людей, близко и лично. И затем мы должны взять все эти индивидуальные исследования характера и объединить их, чтобы показать групповую динамику. Что происходит с духом общины, когда они все вместе?
DPP: Как вы превратили эту идею в осязаемую работу?
Платон: Я связался с Дэвидом Ремником, редактором в Житель Нью-Йорка , которому понравилась идея. У меня контракт с журналом. Визуальный редактор Элизабет Бионди очень умно посоветовала мне, что я не могу объехать весь мир, фотографируя всех мировых лидеров, потому что это будет стоить миллионы долларов, но большинство из них приехали в ООН. Это стало идеальной метафорой из-за идеи, что все собираются вместе, чтобы попытаться исправить положение, в котором мы находимся. ООН — единственный форум в мире, где мировые лидеры встречаются в таком масштабе. После 67 встреч с ООН мне предоставили беспрецедентный исторический доступ.
DPP: Кому пришла в голову идея вашей книги Power ?
Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони.
DPP: Большинство съемок было запланировано заранее?
Платон: Житель Нью-Йорка написал сотни писем в миссии, пытаясь привлечь их на борт. В итоге только два мировых лидера — из Мексики и Бразилии — заранее согласились сфотографироваться. Все остальные сказали либо нет, может быть, либо не ответили. Так это превратилось в старомодную уличную суету. Я был в ООН, общался и убеждал, и постепенно проект набирал обороты. Через некоторое время это стало частным клубом, членом которого все хотели быть. У меня были вопросы мировых лидеров: «Почему меня не спросили?» В какой-то момент в очереди стояло четыре или пять человек, ожидающих, чтобы их сфотографировали. Все болтали, как будто ждали автобус.
DPP: Где вы установили?
Платон: Важно отметить, что не все это было сделано в ООН. Я уже успел сфотографировать Обаму, Путина, Ху Цзиньтао и Джорджа Буша-младшего. Я сделал много ключевых на закрытых заседаниях, но большая часть из них была сделана в ООН. Мы устроили крошечную студию примерно в 10 футах от того места, где каждый глава государства выступает перед Генеральной Ассамблеей. Когда вы смотрите выступления по телевизору, они перед стеной из зеленого мрамора. Я был за той стеной, что-то вроде коридора, прежде чем они вошли в зеленую комнату, где готовятся к своей речи. Они должны были обойти меня дважды, так что у меня было два шанса заполучить их.
DPP: Какое освещение вы использовали в этом относительно узком пространстве?
Платон: Очень просто. Одна вспышка Profoto со сквозным зонтом и стандартным бумажным задником. Важно то, как вы его используете. Вся моя этика очень проста. На этом уровне нет времени возиться с освещением. Уго Чавес дал мне три секунды. Я снимаю негативную пленку Fuji и Kodak пленочной камерой Hasselblad, которую мы сканируем с помощью барабанного сканера Isomet. Это довольно просто, мои вещи.
DPP: Кому пришла в голову идея вашей книги Power ?
DPP: Итак, все дело в том, чтобы запечатлеть решающий момент и соединиться с предметом.
Платон: Я обнажаюсь полностью, а натурщик потом на это реагирует, и это то, что я снимаю. Это очень интенсивно. Я не использую штатив. Я держу в руке свой Hasselblad со 120-мм объективом. С помощью этого макрообъектива я снимаю их лица очень близко. С Путиным я был в паре дюймов от его носа. То же самое с Ахмадинежадом. Это не удобное пространство. Это место, где происходят удивительные вещи. Никто больше не подходит к этим главам государств с таким языком тела. Это создает невероятную энергию.
ДПП: Удивительно, что их кураторы подпускают вас так близко.
Платон: Все их советники наблюдают за тем, что я делаю, и все спрашивают себя: «Должны ли мы позволять этому происходить?» Даже мировые лидеры смотрят на меня, думая: «Подождите минутку, я никогда раньше не делал этого b
». Но это то, что создает силу в образе. Вот что разрушает фасад, который они создали.
Они сознательно создали вокруг себя эту ауру как часть своей власти, и я думаю, что, поскольку мы все боремся в этом мире, мы все сейчас очень неуверенны. Нам нужно заглянуть им в глаза, чтобы увидеть, каков характер человека, стоящего за брендом, за политикой. Люди слишком долго покупают бренды, не задавая вопросов. Мне ясно, что это не сработало. Вы купили машину. Вы купили дом. Вы купили телевизор с плоским экраном. Это сделало вас счастливым? Вы купили сообщение у рекламной компании. Вы купили сообщение политической кампании о том, что есть надежда, что грядут перемены.
DPP: Кому пришла в голову идея вашей книги Power ?
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху.
DPP: Получаете ли вы более точное представление о том, кто этот человек, внимательно изучая его портрет?
Платон: На картинке всей правды не увидишь, и всякий, кто говорит, что поймал душу, — чушь собачья. Но я думаю, что вы можете получить настоящий момент. В Путине вы видите это непоколебимое чувство силы. С Каддафи возникает ощущение полного неповиновения. Этот парень собирается выйти на бой. Это неповиновение пронизывает картину. Лицо Обамы связано с приходом к власти, потому что я фотографировал его во время предвыборной кампании. То, что вы видите в его глазах, — это человек, который прокладывает очень сложный путь к Белому дому. Он очень думающий, осторожный человек.
DPP: Были ли у вас трудности с кем-либо из мировых лидеров?
Платон: Хуже всего было с Николя Саркози, который наотрез отказался позировать мне. Он был очень агрессивен. Он не пожал мне руку; он не сядет в кресло. Он кричал во весь голос на меня и на всю установку: «Qu’est-ce que c’est? Je deteste la photo!» Он ушел в худшем настроении, какое только можно себе представить. Когда вы злите мирового лидера такого калибра, это довольно пугающе. Я должен иметь в виду, что эти люди не знаменитости. На их плечах действительно большие проблемы. Он единственный, кто отказался сидеть. Было несколько других, которые я не мог получить из-за расписания, но в целом все, к кому мы обращались, понимали, что это историческое исследование нынешней глобальной энергосистемы.
DPP: Хотя вы работаете в гораздо большем масштабе, ваш проект напоминает некоторые исследования Юсуфа Карша, такие как его портрет Уинстона Черчилля.
Платон: Мне нравится эта картинка. Карш вытащил сигару изо рта Черчилля, что придало ему сердитый вид. Когда он это сделал, это не было уловкой; Карш просто предпочел выстрел без сигары, и это раздражало Черчилля. Но это никогда не бывает так просто. Вы находитесь в данный момент с этими людьми. Плана нет. Никаких трюков. Вы просто пытаетесь найти человеческую связь. Когда я фотографировал Ахмадинежада, он выступал перед примерно 200 людьми. За кулисами были все его поклонники, и я с его окружением закрепился в этом относительно небольшом пространстве. На секунду он потерял самообладание и смутился, и это вызвало самую зловещую ухмылку. Люди критиковали меня за то, что я показываю теплоту в его глазах. Реальность такова, что многие мировые лидеры с ужасной репутацией в области прав человека обладают опасной способностью проявлять теплоту, вдохновлять людей, мотивировать их, быть очень обаятельными. Это не двухмерные карикатуры на диктаторских чудовищных фигур, стучащих кулаками или стучащих ботинком по столу. Важно смотреть в лицо проблемам мира такими, какие они есть, а не отходить на безопасное расстояние и обзывать друг друга, как это делают друг с другом демократы и республиканцы, вместо того, чтобы собираться вместе и решать проблемы.
ДПП: Это очень политический взгляд на вещи. Несколько лет назад Арнольд Ньюман снял кадр немецкого промышленника Круппа, использовавшего рабский труд во время Второй мировой войны. Ньюман поджег его снизу, чтобы он выглядел омерзительно.
Платон: Лично я не согласен с этим методом. Я фотографировал замечательных людей. Я провел день в Бирме с Аун Сан Су Чжи, но я также фотографировал некоторых угроз, от Роберта Мугабе до Муаммара Каддафи, так что я был в очень тесном контакте со всем срезом морали. Но я верю, что все, что вам нужно делать, это быть честным и человечным, а их послужной список должен быть оценен. Я думаю, что для фотографа очень опасно играть в журналистику «попался» и поймать кого-то, как это было на обложке 9.0097 Newsweek с Мишель Бахманн. Несмотря на то, что я не согласен с ней политически, я чувствовал, что это был дешевый ход. Это уловка.
Эти люди настолько очаровательны с сумасшедшим послужным списком, что здесь есть на что посмотреть. Чего вы не знаете, так это того, какие они на самом деле как люди. Если фотограф собирается прикрыть это своей политической точкой зрения, то он упускает возможность что-то раскрыть. Когда вы имеете дело с портретом, я думаю, вы должны позволить их личности заполнить пространство. Если это наполнено очарованием, и они сделали ужасные вещи с другими людьми, для меня это самая угрожающая комбинация, которая может быть. Слишком легко предположить, что кто-то, кто каким-либо образом оскорблял людей, будет просто подлым и неспособным чувствовать какое-либо человеческое тепло. Если они способны проявлять и чувствовать чувство человечности, и они все еще делают эти ужасные вещи с человечеством, то я думаю, что это делает их еще хуже.
DPP: Кому пришла в голову идея вашей книги Power ?
Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад.
DPP: Вы использовали определенную технику камеры?
Платон: Важно не зацикливаться на технике. Вы должны быть хозяином своих фотографических инструментов, а не их рабом. Это содержание и история, которую вы пытаетесь рассказать. Фотографы могут быть ослеплены наукой и забыть, что весь смысл фотографии в том, чтобы рассказать историю. Величайшие фотографии в истории часто не самые технически совершенные, а те, в которых есть что-то, что побуждает нас к действию. В этом сила фотографии.
ДПП: Между вами и субъектом очень тихо?
Платон: Меняется, потому что они меняются. Иногда они очень общительны. В других случаях вы можете услышать падение булавки. Мугабе был пугающе тихим. Но Джейкоб Зума из Южной Африки смеялся. Он смеялся надо мной, потому что к тому моменту я был в бреду и вел себя как сумасшедший. У каждого свой вайб. Фотограф никогда не должен связываться с этим. Если вы действительно наблюдательны и позволяете им быть самими собой, вы просто видите этот невероятный цирк психологии прямо перед вашими глазами.
DPP: Что вас ждет дальше?
Платон: Сейчас включаю заднюю передачу. Снимал сильных, теперь буду снимать бессильных, людей, лишенных власти.