Православный календарь 2021: праздники, посты, родительские субботы
https://sputnik-georgia.ru/20210101/Pravoslavnyy-kalendar-2021-prazdniki-posty-roditelskie-subboty-250509631.html
Православный календарь 2021: праздники, посты, родительские субботы
Православный календарь 2021: праздники, посты, родительские субботы
Самый большой праздник Светлое Воскресение Христово – Пасху православная церковь в 2021 году будет отмечать 2 мая 01.01.2021, Sputnik Грузия
2021-01-01T10:30+0400
2021-01-01T10:30+0400
2021-08-24T16:28+0400
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn1.img.sputnik-georgia.com/img/24818/34/248183453_0:117:3000:1805_1920x0_80_0_0_bd551a9da31028cf17d8860c114de7a4.jpg
Sputnik Грузия
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
2021
Sputnik Грузия
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
Новости
ru_GE
Sputnik Грузия
media@sputniknews. com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn1.img.sputnik-georgia.com/img/24818/34/248183453_220:0:2781:1921_1920x0_80_0_0_e43a55b8d810d05050bdb3ca59d1790f.jpg
1920
1920
true
Sputnik Грузия
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
Sputnik Грузия
грузинская православная церковь, новости, грузия, общество
грузинская православная церковь, новости, грузия, общество
ТБИЛИСИ, 1 янв — Sputnik. События, происходившие на протяжении многих сотен лет в Церкви, со временем превратились в церковные даты.
Премьер-министр Грузии поздравил католиков с Рождеством>>
Sputnik Грузия подготовил православный церковный календарь на 2021-й с датами всех праздников, постов, родительских суббот, почитания христианских Святых и других памятных дней.
Православный календарь
Православные церковные праздники бывают великие, средние и малые, которые отличаются друг от друга торжественностью богослужения.
Православный календарь охватывает два годичных круга событий: неподвижный, в котором все даты в богослужебных книгах из года в год неизменны, и Пасхальный – в нем все события зависят от даты празднования Пасхи.
Пасха или Светлое Воскресение Христово по православному календарю – самый большой праздник. Дату празднования Пасхи рассчитывают ежегодно по специальному церковному календарю.
Католическое рождество 2020: традиции, обычаи и приметы
Ежегодно Светлое Воскресение Христово празднуют весной – православную Пасху в 2021 году отметят 2 мая.
Двунадесятые праздники
В церковном календаре 12 важнейших праздников, посвященных событиям земной жизни Спасителя и Пресвятой Богородицы. Праздники, посвященные Иисусу, называются Господними, а Божьей Матери – Богородичными.
Девять из них в православном календаре непереходящие, то есть дата их празднования неизменна:
Рождество Христово – 7 января.
Крещение Господне (Богоявление) – 19 января
Сретение Господне – 15 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля
Преображение Господне – 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа
Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября
Воздвижение Креста Господня – 27 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря.
Дата главных праздников, которая зависит от дня празднования Пасхи, меняется в православном календаре каждый год:
Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) – 25 апреля
В Грузии прошли праздничные службы в День Николая Чудотворца
Вознесение Господне – 10 июня
День Святой Троицы (Пятидесятница) – 20 июня.
Великие праздники
Пять праздников в православном церковном календаре относятся к великим недвунадесятым:
Обрезание Господне – 14 января
Рождество Иоанна Предтечи – 7 июля
Святых первоверховных апостолов Петра и Павла – 12 июля
Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября
Покров Пресвятой Богородицы – 14 октября.
Посты
Пост – это время покаяния и молитв, духовного совершенствования, добровольного самоограничения в пище, развлечениях, общении с миром, а также воздержания от страстей.
Однодневные и многодневные посты, установленные православной церковью, известны с апостольских времен.
Патриарх намерен написать книгу по молитвам и просьбам детей Грузии
От поста освобождаются тяжело больные, путешественники, военные, рабочие, люди, занимающиеся тяжелым физическим трудом, беременные женщины, кормящие матери, а также дети до семи лет.
Однодневные посты
Православные в течение всего года постятся по средам и пятницам, кроме сплошных седмиц и Святок. Пост в среду установили, как воспоминание предательства Иисуса Христа Иудой, а в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя.
Однодневный пост – 18 января – в церковном календаре установлен в Крещенский сочельник, а также в праздники Усекновения главы Иоанна Предтечи – 11 сентября и Воздвижение Креста Господня – 27 сентября.
Многодневные посты
Первый многодневный пост в году Великий. Он готовит христиан к Пасхе. Самый строгий и продолжительный пост в 2021 году продлиться с 15 марта по 1 мая включительно.
Великий пост на сегодняшний день состоит из двух частей – Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы. В общей сложности он длится 48 дней.
Петров или Апостольский – летний многодневный пост готовит христиан ко дню памяти Святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Православная церковь отмечает праздник 12 июля. Петров пост начинается ежегодно в понедельник через неделю после праздника Святой Троицы (Пятидесятницы) – в 2021 году начало выпадает на 28 июня.
Длительность Петрова поста каждый год бывает разная. Она зависит от дня празднования Пасхи. Самый короткий пост длится восемь дней, а самый продолжительный – шесть недель.
Успенский пост в честь Успения Пресвятой Богородицы ежегодно начинается 14 августа и длится две недели. Пост завершается в праздник Успения Пресвятой Богородицы – православный мир отмечает торжество 28 августа.
Успенский пост по строгости приравнивается к Великому. Это единственный пост, посвященный Божьей Матери.
Рождественский – последний многодневный пост в году. Рождественский пост ежегодно начнется 28 ноября и завершается в канун Рождества Христова – 6 января.
День памяти великомученицы Варвары 2020: история, приметы и особенности праздника
Рождественский пост длится 40 дней, поэтому в церковном уставе, как и Великий пост, он называется еще Четыредесятницей.
Родительские субботы
Дни особого поминовения усопших называют Родительскими субботами. В эти дни умершие молитвами могут получить облегчение или освобождение от загробных наказаний.
Поминальные дни называют «родительскими» от традиции называть покойных «родителями», то есть отошедшими к отцам. А еще потому, что христиане молитвенно в первую очередь поминали своих почивших родителей.
В церковном календаре семь родительских суббот. В эти дни в православных церквях совершается особое поминовение умерших православных христиан:
Мясопустная суббота – 6 марта
Суббота 2-й седмицы Великого поста – 27 марта
Суббота 3-й седмицы Великого поста – 3 апреля
Суббота 4-й седмицы Великого поста – 10 апреля
Радоница – 11 мая
Поминовение усопших воинов – 9 мая
В одном из храмов Гелатского монастыря спасают уникальные фрески
Троицкая суббота – 19 июня
Димитриевская суббота – 6 ноября.
Все, кроме одной родительской субботы – Поминовение усопших воинов, имеют переходящую дату.
Среди родительских суббот особо выделяют Вселенские. В эти дни православная церковь совершаются особые богослужения – вселенские панихиды и молитвенно поминает вообще всех усопших. В церковном календаре две Вселенские родительские субботы – Мясопустная и Троицкая.
Остальные родительские субботы к вселенским не относятся и отведены специально для частного поминовения дорогих нашему сердцу людей.
В православном календаре Радоница – день особого поминовения усопших, первый после Светлого Воскресения Христова.
Материал подготовлен на основе открытых источников
Меланка — 1 января, Крещение — 6-го. Церкви Украины готовятся к отказу от юлианского календаря
Участники рождественского вертепа у главной елки страны на Софийской площади в Киеве, 7 января 2020 года
УНИАН / Денис Прядко
Православная церковь Украины и Украинская греко-католическая церковь не спешат переходить на новые календари. Основные причины, пока тормозящие этот процесс, — война и неготовность части общества. Хотя в самих церквях отдают себе отчет: этот шаг необходим, и он рано или поздно произойдет.
Сейчас понятно одно: и УГКЦ, и ПЦУ хотят отказаться от старого стиля — юлианского календаря, по которому также живет русская православная церковь. hromadske вместе с предстоятелями церквей выясняло детали календарной реформы.
По каким календарям живут христианские общины
Церковный календарь определяет ритм и жизнь церкви. Например, по наиболее распространенному в мире григорианскому календарю Рождество отмечают 25 декабря. По нему цикл празднования начинается с предрождественского поста — 15 ноября, 24 декабря отмечают сочельник, а 6 января — Богоявление.
В юлианском календаре, по которому живут Иерусалимская, Грузинская, русская и Украинская православные церкви, а также Украинская греко-католическая церковь, Рождество отмечают 7 января, а цикл начинается 28 ноября (предрождественский пост), сочельник приходится на 6 января, далее идет ряд праздников, а завершается праздником Иоанна Крестителя 20 января.
Основные христианские церкви в Украине сегодня живут по двум календарям: григорианскому (Римо-католическая церковь) и юлианскому (Греко-католическая и Православная церкви).
Есть еще третий, новоюлианский, календарь, мало чем отличающийся от григорианского. До 28 февраля 2800 года все праздники по обоим календарям будут совпадать, а дальше возможна погрешность, потому что новоюлианский несколько иначе исчисляет один день высокосного года.
Его разработал сербский астроном, и в 1923 году к нему присоединилось множество православных восточных церквей. Они не хотели принимать григорианский календарь, который «происходит от католического Папы».
В настоящее время по этому календарю живут 9 из 15 поместных автокефальных восточных церквей, а также три из 23 восточно-католических.
Рождественский вертеп в Соборе Успения Пресвятой Девы Марии в Харькове, 24 декабря 2021 года
УНИАН / Андрей Мариенко
ПЦУ хочет выбрать новоюлианский календарь
18 октября 2022 года состоялось заседание Священного синода ПЦУ, по итогам которого верующим разрешили отмечать ближайшее Рождество по выбору — 25 декабря или 7 января.
«Однако священник ПЦУ Михаил Омельян отмечает, что в этом году «такое Богослужение (25 декабря, — ред.) не заменяет служб рождественского цикла, определенных официальным календарем, а является лишь дополнительной возможностью прославить событие Рождества Христова тем, кто желает это сделать 25 декабря». То есть это означает, что все основные торжества по случаю Рождества будут проходить по юлианскому календарю, как и раньше.
«Мы видим, что пока праздновать Рождество 25 декабря готова небольшая часть общества. По данным группы “Рейтинг”, это 25% верующих. В этом году будем видеть, сколько общин готовы отмечать Рождество в эту дату. Они предоставят нам статистические сведения, и Синод ее будет рассматривать», — пояснил отец.
Поскольку на Священном синоде не приняли решение об изменении календаря, празднование различных религиозных дат в ПЦУ будет таким же, как и в прошлом году: св. Николай — 19 декабря, Рождество — 7 января, св. Василий Великий — 14 января, Крещение Господне — 19 января.
Впрочем, по словам предстоятеля ПЦУ митрополита Епифания, Православная церковь Украины все же впоследствии заменит юлианский календарь на новоюлианский. «Очень важно отметить, что если церковь и будет переходить на новый календарь, речь пойдет не о григорианском, а о новоюлианском календаре».
Кроме того, он отмечает: ПЦУ «делает все возможное, чтобы этот переход не разъединил общество, а, наоборот, объединил».
УГКЦ планирует переход на григорианский календарь
Руководитель информационного отдела Департамента информации УГКЦ отец Тарас Жеплинский говорит, что греко-католическое сообщество в мире живет по двум календарям: григорианскому и юлианскому.
Церковь имеет примеры перехода с юлианского календаря на григорианский. Недавно, в сентябре 2020 года, около 170 приходов в Италии «тотально и полноценно» начали жить по новому стилю. А в Аргентине, например, по новому календарю греко-католики жили, когда там поселились.
Однако, по словам отца Тараса, в таких странах как США и Канада не везде состоялась полноценная реформа. Так, в Чикаго две большие церкви на расстоянии 100 метров друг от друга живут по разным календарям. И это не хорошо, говорит отец.
«Когда мы говорим об Украине, наша церковь в Украине еще никогда не жила по григорианскому календарю. В этом году мы также не вносим каких-либо изменений в вопрос, когда мы празднуем те или иные праздники, и не происходит пока перехода на григорианский календарь», — объясняет он.
В первых числах декабря Блаженнейший Святослав объявил «три начала», которые должны быть соблюдены, чтобы такой переход состоялся.
«Первое — мы не можем изменять дату празднования только одного праздника, например Рождества. Потому что Рождество — это не один день праздника, а комплекс связанных между собой воскресений, дней. Для УГКЦ в этом году нет вопроса об изменении или разрешении праздновать Рождество 25-го. Наши владыки дискутировали, обсуждали этот вопрос. Рука на пульсе, он изучается. Единственное, что еще нет созревшего решения, потому что переход должен быть тотальным, а не изменение дать только одного праздника», — объяснил отец Тарас.
Он напомнил, что литургический год, то есть последовательность праздников, ежегодно начинается 1 сентября.
«Первый большой праздник из 12 крупнейших — это Рождество Пресвятой Богородицы, мы празднуем его 21 сентября по юлианскому календарю и 8 сентября — по григорианскому. То есть, если бы мы переходили, то начинали бы с Рождества Богородицы, Покрова, Введения, заканчивая Успением Богородицы».
УГКЦ на новый календарь хочет перейти вместе с другими церквями, а не сама. «Даже если мы как сообщество будем готовы, а другие церкви еще не будут, мы не отважимся на такой шаг, потому что это может повлечь за собой дополнительные разделения, которые нам в стране сегодня точно не нужны», — пояснил священник.
Кроме того, говорит отец Тарас, греко-католическая церковь считает, что любая реформа — это всегда ослабление. «Сегодня, когда и церковь, и мы все наши усилия направляем на защиту Украины, это неуместно направлять их на другие реформы, которые не направлены непосредственно на защиту Родины. Украинская греко-католическая церковь не против перехода и готовится к нему, но, как хорошая мать, не хочет поссорить детей между собой. Она хочет, чтобы столь важный шаг был развитием, а не разрушением украинского общества. Тем более что во время войны мы нуждаемся в единстве», — подытожил отец.
Освящение пасхальных корзин в Храме Всех Святых Украинского Народа (УГКЦ) в городе Стрый, 23 апреля 2022 года
УНІАН / Виктор Ковальчук
Что изменится, а что останется с переходом на новые календари
В теме перехода на новый календарь нужно понимать важную вещь, подчеркивают оба отца. Календарь — не канон, то есть изменятся только даты церковных праздников, а не догматы веры. Так же постоянными останутся украинские традиции, связанные с празднованием, например Рождества — колядки, щедривки, вертепы.
Однако со сменой календаря на 13 дней сдвинутся даты памяти святых, то есть именины.
«Например, я Тарас, и я знаю, что у меня 9 марта был день святого Тарасия, а по новому календарю он будет 25 февраля», — объясняет представитель УГКЦ.
Покров по новому календарю будет не 14, а 1 октября.
Преображение, когда в церквях освящают яблоки, мак и мед — не 19, а 6 августа.
Все до единого религиозные праздники будут отмечать на 13 дней раньше.
Поэтому больше не будет второго Нового года, который по юлианскому календарю — 14 января. А только единственный Новый год — 1 января. На него придется и празднование Меланки, и именины Василиев.
Отец Тарас учился в Риме и тогда жил по григорианскому календарю. Говорит, чтобы привыкнуть к новым датам, нужно от года до трех лет. В остальном на религиозную жизнь календарь особо не влияет.
Греческая Пасха 2021 — Ключевые даты православных пасхальных праздников и почему они разные
Для большинства из нас Пасха пришла и ушла месяц назад, а те вкусные шоколадные яйца уже кажутся далеким воспоминанием.
Но суперлуние на этой неделе является признаком второй Пасхи в календаре.
Розовая Суперлуна также рассматривается как Пасхальная Луна, которая определит дату Пасхи для верующих Восточной Православной Церкви.
Это из-за различий между западным христианством и восточным христианством.
Около 2 миллиардов из 2,3 миллиардов христиан мира следуют западным традициям. Остальные следуют восточным традициям.
В то время как Западная христианская церковь использует григорианский календарь и празднует Пасху в этот набор дат, Восточная православная церковь использует более ранний юлианский календарь для определения так называемой греческой или православной Пасхи.
Празднование греческой Пасхи в Бирмингеме
Когда наступит греческая Пасха в 2021 году?
В некоторые годы — как это случилось в 2017 году — западная и восточная даты Пасхи совпадают.
Но в другие годы они другие.
В 2018, 2019 и 2020 годах греческая Пасха наступала на неделю позже западной.
Однако в 2021 году между двумя наборами празднований огромная разница.
Подробнее
- Этим летом 30 мест для отдыха войдут в «зеленый список» для путешествий
Подробнее
- Летние каникулы Великобритании в Европе вернутся в 2021 году, когда страны подтвердят открытие
Даты греческой православной Пасхи в 2021 году:
Страстная пятница — 30 апреля
Страстная суббота — 1 мая
Пасхальное воскресенье или День Пасхи — 2 мая
9 0002 Пасхальный понедельник — 3 мая
Даты греческой православной Пасхи в 2021 году на две недели позже, чем в 2020 году.
Что еще более важно, они на четыре недели позже празднования Западной Пасхи. Это огромная разница.
Такого огромного разрыва в один месяц между западной и греческой датами Пасхи не было уже давно.
Но говорят, что их может разделить целых пять недель, так что это не самый большой разрыв, который может произойти.
Празднование греческой Пасхи в Бирмингеме
В каких странах празднуют православную Пасху?
Несмотря на то, что Пасху принято называть греческой, эта традиция отмечается не только в Греции, но и в других странах.
Другие страны, официально празднующие православную Пасху, включают Кипр, Румынию, Болгарию, Россию, Украину, Ливан и Республику Македонию.
Подробнее
- Ежедневные обновления по электронной почте прямо на ваш почтовый ящик
Подробнее
- Загрузите приложение Birmingham Live, чтобы быть в курсе всех последних новостей, и это бесплатно
Сегодня выходной?
Православная Страстная пятница, также известная как Великая пятница и по-гречески Мегали Параскеви, не является выходным днем в Великобритании.
Не является и православным Пасхальным понедельником, также известным как Светлый понедельник и по-гречески Дефтера ту Пасха.
В Австралии, Канаде и США также нет государственных праздников православной Пасхи, потому что, как и в Великобритании, они преимущественно соблюдают западные христианские традиции.
Но в тех странах, упомянутых выше, которые официально отмечают православную Пасху как свою главную Пасху, государственные праздники будут эквивалентны Страстной пятнице и Пасхальному понедельнику.
Как празднуется греческая Пасха?
Основной датой является Пасхальное воскресенье, или День Пасхи, когда произошло Воскресение Христово.
Великий пост продолжается на протяжении всей Страстной недели, которая заканчивается в пасхальное воскресенье.
В Греции подготовка начинается в Великий Четверг. Пасхальный хлеб (цуреки) пекут, а яйца красят красной краской. Красный — цвет жизни, а также символ крови Христа.
Страстная пятница — день траура. Самые набожные вообще не едят и не готовят, но если и нужно что-то готовить, то только простые продукты, такие как суп тахини.
Цветы несут в церковь, чтобы украсить изображение Тела Христова, которое несут в процессии во время службы оплакивания.
В пасхальную субботу семьи готовят майирицу, суп из субпродуктов ягненка (или козленка) и требухи, приготовленный на плите с луком и зеленью (плюс яично-лимонный соус, который смешивают в конце). Иногда его делают с курицей. Обычно его оставляют на слабом огне, когда все вечером идут в церковь, чтобы его можно было съесть, когда они вернутся.
Прихожане идут в церковь со специальными белыми свечами, которые зажигаются незадолго до полуночи, когда Вечный огонь на алтаре передается прихожанам.
После полуночи, когда начинается день Пасхи, проводятся ранние утренние молебны и причастие.
Подробнее
- Курортные острова, которые могут приветствовать британцев в начале лета — полный список
Подробнее
- Иностранные праздники надеются, поскольку босс easyJet ожидает, что популярные курорты получат зеленый свет
Традиционно верующие несут свой огонь домой и используют его для зажигания других свечей в доме. Затем семьи собираются вокруг стола и разговляются супом, хлебом и яйцами.
Утром в пасхальное воскресенье готовят жареного ягненка, и домочадцы наслаждаются едой и питьем до глубокой ночи.
В самой Греции Вечный огонь прибывает на военном самолете в пасхальную субботу и передается священникам для доставки в местные церкви. В полночь вся страна оживает церковными колоколами, гудками кораблей, прожекторами и фейерверками.
Празднование православной Пасхи может отличаться в других странах, таких как Россия.
Где проходят торжества в Бирмингеме?
В Бирмингеме ежедневные службы на православную Пасху проходят в течение Страстной недели.
Церкви, принимающие участие в городе, включают греческую православную церковь Святой Троицы в Эрдингтоне и греческий православный собор Успения Пресвятой Богородицы и святого Андрея в Саммер-Хилл, в центре Бирмингема.
Для жителей Черной страны службы проходят в православном храме Рождества Богородицы в Уолсолле.
В этом году будут отличия из-за правил коронавируса в местах отправления культа и ограничений на любые торжества, запланированные дома.
Некоторые распространенные заблуждения относительно даты Пасхи/Пасхи — Греческая Православная Архиепископия Америки
Некоторые распространенные заблуждения относительно даты Пасхи/Пасхи
Архонт Иоанн Фотопулос очерк был впервые опубликован в 2017 году. Он был обновлен на 2021 год.
Распространенное заблуждение среди православных христиан заключается в том, что Православная Пасха (т.е. Пасха) часто наступает намного позже западно-христианской Пасхи, потому что Православная Церковь соблюдает правила расчета даты Пасхи, изданные 1-м Вселенским Собором в Никее в 325 году нашей эры. Еще одним элементом этого заблуждения является вера в то, что Православная Церковь должна дождаться празднования Пасхи еврейской общиной, прежде чем может произойти Пасха. Несмотря на то, что этих взглядов придерживается так много православных христиан, а также они пропагандируются в популярных эссе, написанных некоторыми православными священниками, они неточны. Причина, по которой Православная Пасха часто бывает намного позже, чем Пасха, отмечаемая католиками и протестантами, не в том, что Православная Церковь следует пасхальной формуле Никеи, и не в том, что западные Церкви не придерживаются этой формулы. И не потому, что Православная Церковь должна ждать еврейского празднования Пасхи. Скорее, Православная Пасха часто наступает позже, чем Западная Пасха, потому что Православная Церковь использует неточные научные расчеты, основанные на неточном юлианском календаре, для определения даты Пасхи для каждого года. Некоторая справочная информация необходима, чтобы точно объяснить, в чем заключаются проблемы.
Исторически смерть и воскресение Иисуса произошли в связи с еврейской Пасхой, хотя синоптические Евангелия (Марка, Матфея, Луки) и Евангелие от Иоанна содержат различия относительно точного дня Пасхи в то время. В свете этих различий раннехристианские церкви разработали разные обычаи в отношении того, когда они должны были праздновать христианскую Пасху и как определять дату Пасхи. Некоторые древние Церкви праздновали Пасху в воскресенье сразу после еврейской Пасхи, в то время как другие подчеркивали страдания и смерть Иисуса на Пасху и, таким образом, праздновали праздник в тот же день, что и еврейская Пасха, независимо от того, в какой день недели наступала Пасха. Христианские общины, которые придерживались любой из этих пасхальных традиций, часто полагались на расчеты Пасхи местными еврейскими общинами, чтобы определить дату их соответствующей христианской Пасхи. Песах сам по себе является лунным праздником, отмечающим начало нового года, и должен отмечаться ежегодно в весеннее полнолуние — дата, которая стала обозначаться в еврейском календаре как 14 нисана (Исх. 12:1-6). Древние еврейские общины столкнулись со многими трудностями при регулировании своего года по лунному календарю. Поскольку еврейский лунный календарь часто не соответствовал временам года солнечного года, евреи могли добавлять дополнительный месяц в свой календарь каждые два или три года, чтобы исправить Пасху, чтобы она не наступала не по сезону. Запоздалое решение добавить месяц к еврейскому календарю и/или трудности с общением означали, что не все еврейские общины всегда знали о дополнительном месяце. Это привело к тому, что некоторые еврейские общины праздновали Песах в разные месяцы, в то время как другие еврейские общины по ошибке праздновали Песах дважды в один и тот же год.
Из-за зависимости христиан от ненадежных иудейских расчетов весеннего полнолуния для Песаха, а также из-за различий христианских традиций в отношении даты празднования Пасхи, Первый Вселенский Собор в Никее, созванный римским императором Константином, попытался решить эти выдает и пропагандирует христианское единство, выдавая формулу исчисления Пасхи. Собор в Никее определил, что Пасха будет: первое воскресенье после | первое полнолуние | в день весеннего равноденствия или после него.
Эта никейская формула решила несколько практических вопросов. Во-первых, Церковь определила, что Пасха не будет праздноваться в тот же день, что и весеннее полнолуние, которое само по себе должно отмечать праздник еврейской Пасхи. Решив праздновать Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния, христианская Пасха навсегда ассоциировалась с еврейской Пасхой, но не отождествлялась с ней, тем самым сохраняя исторические ассоциации смерти и воскресения Иисуса с Пасхой. Во-вторых, постановив, что христианское празднование Пасхи должно происходить ежегодно после дня весеннего равноденствия, Церковь обеспечила, чтобы Пасха происходила только один раз в солнечный год. В-третьих, сама Никейская формула означала, что Церковь не будет полагаться на еврейские календари для расчета Песаха (весеннее полнолуние, т. . Скорее, Никейская формула гарантировала, что христианское исчисление Пасхи будет происходить независимо от еврейского исчисления Пасхи, вместо этого используя астрономические данные весеннего равноденствия и весеннего полнолуния для расчета воскресенья Пасхи. Это поддерживало историческую и теологическую связь между еврейской Пасхой и христианской Пасхой, позволяя Церкви установить весеннее полнолуние (то есть, что должно быть 14 нисана и, следовательно, Пасха) без еврейских календарных проблем. Поскольку Александрия в Египте была известна как главный центр астрономии в древнем мире, Александрийская церковь взяла на себя ответственность в Восточной церкви за проведение научных расчетов, используемых для определения даты Пасхи. Хотя сегодня многие ригористы-православные утверждают, что использование юлианского календаря для определения даты Пасхи допустимо только с использованием древних александрийских научных расчетов, это означает игнорирование того факта, что александрийские христиане использовали свои собственные египетские календарные даты для расчета Пасхи, которые затем были переведены на Даты по юлианскому календарю для других частей империи. Более того, хотя Никейский собор и издал четкую формулу расчета Пасхи, он не регламентировал точно технические детали, методы или календарь, по которым должны определяться весеннее равноденствие и весеннее полнолуние. Скорее, Александрия взяла на себя большую ответственность за расчеты Пасхи, потому что Церковь ожидала, что для определения дат Пасхи будут использоваться лучшие доступные научные средства.
В то время как Православная Церковь и Западные Церкви продолжают следовать формуле Никеи для определения Пасхи/Пасхи, различия в их соответствующих датах празднования в основном связаны с использованием разных календарей (юлианского и григорианского). и различные методы научных расчетов, чтобы установить весеннее равноденствие и весеннее полнолуние. Православная церковь использует сложную математическую формулу для расчета даты Пасхи. Эта формула использует более неточный юлианский календарь (в настоящее время на 13 дней отстает от григорианского календаря) и «фиксированную» дату юлианского календаря 21 марта (по григорианскому календарю, 3 апреля) в качестве дня весеннего равноденствия. Православная церковь также использует математически рассчитанную аппроксимацию весеннего полнолуния, основанную на 19годовой лунный цикл (Метонический цикл). Однако фактическое астрономическое весеннее равноденствие происходит на 13-15 дней раньше (по юлианскому календарю, 6–8 марта; по григорианскому календарю, 19–21 марта), чем вышеупомянутое православное «фиксированное» весеннее равноденствие по юлианскому календарю. Другими словами, весеннее равноденствие, используемое Православной церковью для расчета Пасхи, не является фактическим астрономическим весенним равноденствием, равно как и весеннее полнолуние, за которым, согласно Никее, должна следовать Пасха, не является фактическим астрономическим весенним полнолунием. Проще говоря, лучший доступный календарь и лучшая доступная наука больше не используются для расчета Пасхи. Это приводит к тому, что православные празднования Пасхи часто не синхронизированы с астрономическими явлениями весеннего равноденствия и весеннего полнолуния. Таким образом, православная Пасха часто бывает поздней весной. Однако западные церкви используют григорианский календарь (намного более точный календарь, хотя и не совершенный) и более точные научные расчеты весеннего равноденствия и весеннего полнолуния. Это приводит к более точному расчету Пасхи, который лучше соответствует реальным астрономическим явлениям.
В этом 2021 году, например, православная Пасха отмечается на четыре недели позже западной Пасхи. Западная Пасха приходится на 4 апреля, тогда как православная Пасха приходится на 2 мая (по юлианскому календарю, 19 апреля). Однако беглый взгляд на фактические астрономические данные ясно демонстрирует проблемы с нынешним православным исчислением Пасхи. По данным НАСА, в 2021 году весеннее равноденствие наступит 20 марта в 9:37 по всемирному координированному времени (UTC). Однако важно помнить, что дата и время весеннего равноденствия зависят от меридиана, используемого для расчета (положения на земле, используемого в качестве точки отсчета). Поэтому общепризнано, что Иерусалим следует использовать в качестве меридиана, поскольку это историческое место смерти и воскресения Иисуса. Таким образом, в 2021 году весеннее равноденствие наступит в Иерусалиме 20 марта в 11:37 (UTC+2). Более того, по данным НАСА, первое полнолуние после дня весеннего равноденствия в 2021 году произойдет 28 марта в 18:48 (UTC), а в Иерусалиме — 28 марта в 21:48 (UTC+3 по летнему времени Израиля). Поскольку весеннее полнолуние в Иерусалиме 28 марта в 21:48 (UTC+3) является воскресеньем, это означает, что Пасху 2021 года следует праздновать в первое воскресенье после этого, то есть в воскресенье, 4 апреля — именно в этот день Пасха отмечается в 2021 году западными церквями.
В соответствии со сложной математической формулой, используемой в настоящее время Православной Церковью для расчета Пасхи, без учета реальных астрономических явлений, весеннее полнолуние в 2021 году было рассчитано как наступившее 1 мая (по юлианскому календарю, 18 апреля). ). Однако с помощью простого, ненаучного наблюдения человек мог бы посмотреть на астрономические явления, видимые на небе 1 мая 2021 года, чтобы понять, что полнолуния в этот день не будет. Скорее всего, 1 мая 2021 года Луна будет находиться в состоянии убывающей луны, при этом будет освещено 75% видимого диска Луны. Отсутствие полнолуния в этот день будет очевидно как в Иерусалиме, так и в Чикаго. Скорее всего, в этих двух местах (а также во всей Западной Европе и Северной Америке) весеннее полнолуние произойдет намного раньше, в воскресенье, 28 марта 2021 года. Следовательно, Православная Пасха в 2021 году будет особенно не синхронизирована с реальными астрономическими явлениями, связанными с к точному расчету даты Пасхи. На самом деле 27 апреля 2021 года в Иерусалиме произойдет второе весеннее полнолуние. Это значит, что православное празднование Пасхи 2 мая 2021 года фактически произойдет в первое воскресенье после второго весеннего полнолуния!
Древние христиане широко понимали, что весеннее полнолуние нельзя надежно определить путем наблюдения, поскольку то, что иногда кажется глазу полной луной, на самом деле таковым не может быть. Это одна из причин, почему после Никеи разные Церкви в общении друг с другом на протяжении столетий разработали широкий спектр научных/математических расчетов для определения весеннего полнолуния, необходимого для достижения даты Пасхи. Однако научные методы значительно продвинулись со времен античности, как и наша способность достоверно знать даты весеннего равноденствия и весеннего полнолуния для любого данного года. В 1920 декабря Вселенский Константинопольский Патриархат поднял вопрос о том, чтобы все Церкви использовали общий календарь, чтобы Восточная и Западная Церкви могли вместе отмечать главные христианские праздники в течение каждого года. Более того, в 1923 году Всеправославный конгресс под руководством Вселенского Константинопольского Патриархата выступил за использование более точного пересмотренного юлианского календаря (аналогичного григорианскому календарю), а также вернулся к фактическим астрономическим явлениям весеннего равноденствия и весеннего полнолуния. для расчета Пасхи. Разногласия по поводу принятия нового календаря и новых пасхальных расчетов привели к компромиссу, позволившему автокефальным православным церквям выбрать старый юлианский календарь или новый пересмотренный юлианский календарь для регулирования церковного года. Однако старый юлианский календарь и основанные на нем научные расчеты сохранялись для определения пасхальных дат.
В свете многих календарных и научных достижений сегодня православные христиане должны спросить себя, верны ли они духу 1-го Вселенского Собора в Никее, чтобы использовать неточный юлианский календарь, «фиксированную» дату юлианского календаря от 21 марта (по григорианскому календарю, 3 апреля) для весеннего равноденствия и математически рассчитанное приближение весеннего полнолуния для расчета Пасхи. Хотя представитель Московского Патриархата недавно заявил, что действующий в Православной Церкви метод исчисления Пасхи является «вопросом догматическим» и «отступить от него — значит потерять связь с православной традицией», ничто не может быть дальше от истины. Никея издала свою формулу исчисления Пасхи, чтобы христиане повсюду праздновали самый главный христианский праздник вместе, в единстве, как общее свидетельство миру. Никея не регулировала точно технические детали, методы или календарь, по которым будут определяться весеннее равноденствие и весеннее полнолуние, но ожидала, что для расчета Пасхи будут использоваться наилучшие доступные научные данные. Конечно, для расчета Пасхи больше не используются наилучшие доступные научные данные, в результате чего православные пасхальные даты не соответствуют православной традиции, установленной Никеей.
В XXI веке Православная и Западная Церкви будут совместно праздновать Пасху всего 31 раз. В последующие века совместное празднование Пасхи будет происходить гораздо реже, поскольку ошибки в юлианском календаре становятся более явными. Это приведет к тому, что православная Пасха наступит еще позже в этом году и еще более резко оторвется от весеннего равноденствия и весеннего полнолуния. Со временем празднование православной Пасхи переместится на весну, лето и далее. Если не будут приняты меры, 269 г.8 марта будет последний раз, когда Православная Пасха и Западная Пасха придутся на один и тот же день. Со временем могут появиться поколения христиан, которые, к сожалению, уверуют в то, что православные и западные христиане никогда не праздновали Пасху/Пасху вместе.
Совещание по Пасхе/Пасхе в рамках Всемирного Совета Церквей состоялось в 1997 году между представителями Православной Церкви и Западных Церквей. Результатом стало прекрасное изложение и продуманные рекомендации для совместного празднования Пасхи. К сожалению, эти рекомендации так и не были реализованы. Пора православным христианам снова начать обсуждать этот важный вопрос исчисления и празднования Пасхи, а также отойти от широко распространенных среди православных заблуждений относительно причин, по которым Пасха часто бывает намного позже Западной Пасхи.
Безусловно, западные христиане используют формулу, выданную Никеей, для расчета Пасхи, в то время как православным христианам не нужно ждать иудейского празднования Пасхи, прежде чем может наступить православная Пасха. Скорее, использование более точного календаря и более точные научные расчеты Православной Церковью необходимы для того, чтобы Православная Пасха повторялась каждый год в первое воскресенье после первого полнолуния, приходящегося на день весеннего равноденствия или после него, и снова вместе с наши западные христианские братья и сестры.
Джон Фотопулос — адъюнкт-профессор Нового Завета на кафедре религиоведения в колледже Святой Марии, Нотр-Дам, Индиана.
Публичное православие стремится способствовать диалогу, предоставляя форум для различных взглядов на современные проблемы, связанные с православным христианством. Позиции, выраженные в этом эссе, принадлежат исключительно автору и не обязательно отражают точку зрения редакции или Центра православных христианских исследований.