Обида на мать психосоматика во взрослом возрасте: как влияет на жизнь и как избавиться

как влияет на жизнь и как избавиться

09.04.2021

Затаенная обида в принципе губительна для человека. Она формирует комплексы, сложности в коммуникации с друзьями и окружающими людьми, сложности с партнером.

Испытывая такое разрушительное чувство, человек не может полноценно ощущать радость и счастье, он скован, чувствует эмоциональный дискомфорт. Однако обида на мать наиболее опасна, ведь это самая долгая и крепкая связь.  

Мы неоднократно слышали фразы: «Мама — святое», «Обида на маму — это неправильно», «Родителей не выбирают». Как бы мы ни разделяли подобное мнение, иногда это чувство прорывается комом в горле, вызывает тяжесть в груди. Ведь обида на близких людей воспринимается больнее и сложнее переживается. 

Обида на мать — это глубокий внутренний конфликт, жить с которым неприятно и трудно. Мама — самый близкий и родной человек, потому так мучительно осознавать, что общение с ней вызывает дискомфорт и разочарование.

Причины у каждого человека отличаются. Как простить обиду на мать — разберемся в статье.

Что такое обида?

Обида — это негативное чувство, которое, в первую очередь, вредит тому, кто его испытывает. Человек, на которого направлена злость или обида, вряд ли почувствует всю силу эмоций. А вот вы наверняка ощутите последствия этих разрушительных чувств.

Практически все болезни – это психосоматика. Если вы часто болеете, чувствуете слабость, задумайтесь, не живет ли в вас обида? Ведь она влияет на эмоциональное состояние.

Обида — это ансамбль агрессии и других отрицательных эмоций, обращенных в себя и наружу. Сильнее проявляется это чувство, когда понимаем: обидчик прав. В такие моменты важно осознавать, что никто не обидит вас против вашей воли. Обижаться или нет — это выбор. Вы можете не отреагировать на неприятные слова собеседника или согласиться с ними и, как результат, — обидеться.

Избавьтесь от модели жертвы, измените устойчивые фреймы, осознайте собственную уникальность, поверьте в себя — так вы перестанете сердиться и принимать все близко к сердцу.  

Почему возникает обида? 

Большинство детей видят в маме авторитет, потому и впитывают, как губка, все слова. Критику, похвалу — абсолютно все! И когда мама говорит приятные вещи, заботится — это означает ее любовь. А вот с негативными высказываниями все происходит иначе. Они ранят ребенка, что приводит в будущем к психологическим травмам и комплексам. 

Спрашиваете себя, почему так происходит? Дело в том, что идеальных людей не бывает, и мама не исключение. Она обычный человек с внутренними проблемами, жизненным опытом, определенной моделью поведения, основанной на отношениях с ее матерью. 

Ошибки не делают из нее плохого человека. Просто, выражая некоторые мысли, мама не может обезопасить себя от того, что вас эти слова обидят.

Конечно, есть и более неприятные ситуации, когда мама не пытается угодить, и поведением показывает равнодушие и безразличие к чувствам ребенка. В таких случаях, повзрослев, мы не знаем, как простить свою мать за детские травмы. Появляются психологические проблемы и комплексы, с которыми справиться самостоятельно трудно. Потребуется помощь специалиста.  

Как отображаются на взрослой жизни детские травмы?

Тревожное детство всегда накладывает отпечаток. Если не проработать неприятный опыт, в будущем это приведет к сложности в коммуникации, к негативному восприятию окружающего мира. Например, если в детстве вы были объектом критики для матери. Часто слышали фразы: «Ты и так толстая, куда тебе есть» и т.д., это приведет к комплексам и нарушению пищевого поведения. 

Если вашими желаниями пренебрегали, вы не получали того, чего хотели, постоянно слышали отказ. Во взрослой жизни будет трудно чувствовать уверенность, будет казаться, что вы не достойны хороших вещей. Вы будете ставить желания других на первое место, принижая таким образом свое достоинство. 

Дети, которым постоянно ставили в пример достижения других («вот Маша молодец, хорошо учится, а ты что!»), не смогут объективно себя оценивать. Они привыкли воспринимать себя через призму чужих успехов. И добившись результатов, не смогут насладиться достижением, ведь будут думать, что недостойны. Появится психологический триггер, который заблокирует позитивные чувства, обнародовав то, что раньше травмировало. 

Обида на маму негативно влияет на качество жизни. Только осознав, как избавиться от детских обид, вы сможете двигаться дальше, принять себя как личность, развиваться и полноценно радоваться жизни. 

Как себе помочь?

Если неоднократно вводили в поисковой системе запрос: «Обида на мать как простить» — помогут советы психологов HoldYou.

  • Диалог с мамой

Если есть желание и силы поговорить обо всем лично — сделайте это! В доступной, спокойной форме расскажите, что ранило вас и доставляло боль. Иногда мамы не специально бывают резки в своих высказываниях. Услышав о ваших чувствах, они осознают ошибки и постараются впредь их не повторять.

Этот способ хорош, когда вы можете поговорить лично. Но как простить мать за детские обиды в другой ситуации? Читайте дальше.

  • Проговорите обиды

Вспомните ситуации, которые обижали и были неприятными. Что-то придет в голову сразу, что-то — со временем. Не обязательно обсуждать события лично, ведь так может появиться обида матери на дочь (сына). 

Важнее вспомнить и записать все в блокнот. Пишите честно и открыто, не переживая, что записи увидят. Выскажите чувства и боль, пусть и в письменной форме.

Обиды бывают разные. Например, мама уделяла больше внимания сестре, а не вам. Не слышала и не понимала, игнорировала, принижала достижения, больше заботилась о мнении окружающих.

Вспомните конкретные ситуации и примеры. 

В проработке внутреннего конфликта, как избавиться от обиды на родителей, поможет укрепление подсознания. Сформулируйте позитивные установки. Они станут опорой и поддержкой. Например: «Я могу сама за себя постоять», «Я уникальная», «Я смелая и сильная» и т.д.

  • Техника прощения

Методы, как простить мать за нелюбовь, различные. Важно осознать, что вы делаете это для себя и внутреннего комфорта. Прощая, вы не проявляете слабость и не прогибаетесь. А отпускаете неприятную ситуацию, приносящую боль. Когда проблема перестанет вызывать тревогу, вы начнете жить счастливо и спокойно. Не обсуждайте все лично, если не хотите. Простить обиды детства можно внутри. Разрешите это себе! 

Читайте также

Сексуальные девиации: что считается сексуальной нормой?

Вокруг сексуальных девиаций много разговоров, как и вокруг того, что является сексуальной нормой. О чем только ни говорят люди в кабинете сексолога.
В этой статье разберемся с терминологией, причинами и видами.

Умеешь ли ты любить? Пять языков любви

Каждый человек выражает любовь по-своему. И часто бывает, что люди, состоящие в паре, не чувствуют привязанность партнера, хоть он и утверждает обратное.
Существует пять языков любви. Коротко расскажем о каждом и разберемся, в чем их особенности.

Что такое ПТСР

Вокруг ПТСР всегда точились разговоры, но сейчас популярность синдрома только растет. В то же время, по статистике почти 8% мужчин и 20% женщин получают ПТСР после травматического опыта.

Обида на маму — взгляд психолога

: Время прочтения:

Откуда берется обида на маму, как с ней справиться (и нужно ли это делать) рассказывает семейный психолог Мария Самоцветова.

Людей, приходящих в терапию, можно разделить на два типа: те, кто думают, что «мама ни при чем», и те, кто думают, что «во всем виновата мать». Я не знаю, кто прав, но знаю, что рано или поздно психотерапевтическая работа «спускается» на уровень отношений с родителями, на детский опыт; рано или поздно мы приходим к маме.

«Каждая мать выкладывает перед ребенком дорогу, по которой ему идти»

Мама — первый человек в жизни каждого. Она не просто приводит в мир, она через себя как через призму, об этом мире рассказывает: хорош он или плох, страшно там или безопасно, какие там живут люди, и чем вся история закончится. Мама своим поведением, словами, настроением, взглядами и смехом закладывает такой базис, такой фундамент нашей личности, что многие его характеристики невозможно будет изменить ни в какой терапии.

Все теоретические знания о мире, о людях и об отношениях мы узнаем через мать. Именно «через»: она может не говорить «никому не верь, тебя предадут», но так себя вести, что ты усвоишь эту данность, и, возможно, у тебя никогда не получится в этом усомниться.

Роль матери невозможно переоценить, поскольку даже ее отсутствие влияет на нас. Доказано, что депривированные дети растут болезненными, тревожными, имеют трудности в обучении, налаживании контактов и склонны к зависимостям.

Эпизод, где мать лупит ремнем до крови, рассказывается как заурядный факт биографии.

Мама — это не просто тело, которое нас выносило и родило, это проводник не просто в физический мир, но и в мир отношений, чувств, правил, творчества, свободы. Каждая мать выкладывает перед ребенком дорогу, по которой ему идти, кирпичики которой — она сама и есть. Для каждого ребенка на земле мама — это сакральная фигура, полубожество, хотя и просто человек, со своими страхами, травмами, болями, горестями, неумениями и незнаниями.

Бывает, что с мамой повезло, и мама как бы ни при чем. Бывает наоборот, и тогда мама, действительно, виновата.

«В сорок лет вдруг приходит осознание, что мама и не любила никогда»

За годы практики я слышала истории клиентов, от которых кровь стынет в жилах. Это истории, как самый родной человек — мать — унижала, избивала, пренебрегала, бросала, насиловала, давила, игнорировала, оскорбляла, запугивала.

Воспоминания не всегда пропитаны болью и горечью. Выросший в таких условиях человек не понимает, ЧТО с ним происходило, и КАК с ним обращались. Для него это единственный возможный вариант, это «нормально», а другого он и не знал. Воспоминаниями делятся с замершими лицами и остекленевшими глазами, потому что это область травмы и боли — и переживать ее заново не хочется. Эпизод, где мать лупит ремнем до крови, рассказывается как заурядный факт биографии.

Чтобы клиенты начали плакать на сессиях, то есть оплакивать эти моменты и соединяться с ними, должно пройти время. И тогда, как из ящика Пандоры, вылезают все табуированные чувства по отношению к маме: недовольство, страх, ярость, обида, ненависть, зависть. При этом мама остается мамой, привязанность и любовь к ней никуда не девается. Такая амбивалентность — люблю и ненавижу — сводит с ума, с этим тяжело примириться, это требует отдельной работы.

Случается, что, повзрослев, маму простить не получается — общение с ней слишком разрушающее и ранящее, и тогда с мамой надо условно проститься.

Помимо цунами чувств всплывает множество вопросов: почему, зачем, когда, о чем ты думала. По моему опыту, главные вопросы — это «Зачем ты меня родила?» и «Ты меня любишь?». Озвучить их человек может не сразу, но они разрывают его с детства. Если ты со мною так, то зачем я тебе? Разве это любовь? Это очень болезненный вопрос, и ответ на него иногда уничтожает человека. В сорок лет вдруг приходит осознание, что мама и не любила никогда, а родила по глупости, малолетству и незнанию. И это еще не самый плохой вариант! Бывает, что и ради квартиры или пособия рожают.

После такого «открытия» психотерапевтическая работа меняет курс. Во-первых, в сторону проживания горя и утраты (утраты надежды, что мама изменится и полюбит). Во-вторых, в сторону построения новой картины мира, в которой мама такая, какая есть, даже если она откровенно плоха. А в-третьих, в сторону жизни без обиды на мать.

«Бывают такие „мамы“, которых не хочется прощать»

Обида на мать мешает жить: с одной стороны — непонимание, бессилие, горечь, с другой — злость, гнев, и ненависть. С одной стороны — «опять она звонит, чего хочет», с другой — «это же мама, не ответить нельзя». С одной стороны, мать — святое, и ничего ужасного она не делала, с другой — как можно с теплотой и нежностью относиться к человеку, который манипулировал и унижал.

Кто хуже: мать-алкоголичка, у которой дети росли полуголыми и голодными, или мать, которая никогда не ругалась, но из-за разбитого сыном блюдца, могла три часа истерично плакать в закрытой ванной, а потом не разговаривать с ним две недели? Дети которой матери вырастут более счастливыми людьми? В моем кабинете, поровну и тех, и других.

«Перестаньте во всем винить родителей и возьмите ответственность за свою жизнь на себя!» — говорят некоторые психологи. И я с ними соглашусь: быть взрослым — значит самому решать свои проблемы, а не искать виноватых. Но с холодными, отвергающими, унижающими матерями очень сложно вырасти в действительно «взрослого человека» — автономного, ответственного, самостоятельного, независимого, и умеющего о себе позаботиться. Чтобы таким стать, нужно пройти весь процесс сепарации, а с подобными мамами сделать это практически невозможно — слишком много незавершенных чувств, обид, вопросов; слишком много тяжелого наследства. Повзрослеть — значит научиться общаться и взаимодействовать с родителями из позиции «взрослый — взрослый».

И это огромный шаг и поступок — сделать выбор между «сделать маме приятно» и «сделать приятно себе» в пользу себя.

Случается, что, повзрослев, маму простить не получается — общение с ней слишком разрушающее и ранящее, и тогда с мамой надо условно проститься. Понять и принять, что мама — именно такая, и другой нет и не будет, а поддерживать отношения с ней стоит очень дорого, и лучше его минимизировать. Перестать испытывать жгучую боль, вспоминая, как мама лупила вас мокрым полотенцем за то, что соседи ей про вас рассказали, не равно простить за это.

Бывают такие «мамы», которых не хочется прощать. Бывают такие мамы, чьи ошибки в воспитании несут очень серьезные последствия. Бывают мамы, которых не стоит приглашать на свадьбу и рождение первенца, потому что праздник будет испорчен. И это огромный шаг и поступок — решить, что собственное моральное состояние на свадьбе важнее традиции, долга и правил; сделать выбор между «сделать маме приятно» и «сделать приятно себе» в пользу себя. Не назло, из мести или вредности, а в рамках заботы о себе. Прощение и проживание обиды на мать не всегда делает отношения с ней радужными и теплыми как в рекламе, иногда прощение помогает окончательно отсепарироваться и дистанцироваться на безопасное от мамы расстояние, не испытывая при этом чувство вины.

Прощение — это всегда вопрос выбора: мы либо выбираем простить человека, либо нет. И это право — неотъемлемо. Никто не может заставить вас простить мать, потому что никто не переживал ваш эксклюзивный опыт быть ее ребенком. Никто не может у вас отнять право не прощать маму. И, к сожалению, в мире есть такие мамы, которых прощать не стоит.

 

Привязанность матери в 8 месяцев предсказывает эмоциональный дистресс во взрослой жизни

1. Shonkoff JP, Boyce WT, McEwen BS. Нейронаука, молекулярная биология и детские корни неравенства в здоровье создают новую основу для укрепления здоровья и профилактики заболеваний. ДЖАМА. 2009; 301:2252–9. [PubMed] [Google Scholar]

2. Berkman LF, Glass T, Brissette I, et al. От социальной интеграции к здоровью: Дюркгейм в новом тысячелетии. соц. мед. 2000;51:843–57. [PubMed] [Академия Google]

3. Кондли С.Дж. Устойчивость у детей — обзор литературы с последствиями для образования. Городское образование. 2006;41:211–36. [Google Scholar]

4. Смит Дж., Прайор М. Темперамент и стрессоустойчивость у детей школьного возраста — внутрисемейное исследование. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 1995; 34: 168–79. [PubMed] [Google Scholar]

5. Brody GH, Flor DL. Материнские ресурсы, методы воспитания и компетентность детей в сельских афроамериканских семьях с одним родителем. Детский Дев. 1998;69:803–16. [PubMed] [Google Scholar]

6. Gribble PA, Cowen EL, Wyman PA, et al. Взгляды родителей и детей на качество отношений между родителями и детьми и устойчивые результаты среди городских детей. J Детская психологическая психиатрия. 1993; 34: 507–19. [PubMed] [Google Scholar]

7. Fouts HN, Roopnarine JL, Lamb ME. Социальный опыт и распорядок дня афроамериканских младенцев в различных социально-экономических контекстах. Джей Фам Психол. 2007; 21: 655–64. [PubMed] [Google Scholar]

8. Ацаба-Пориа Н., Пайк А. Корреляты воспитания матерей и отцов английского и индийского происхождения. Родительская научная практика. 2008; 8:17–40. [Академия Google]

9. Маккарти ММ. Окситоцин ингибирует детоубийство у самок домашних мышей (Mus domesticus) Horm Behav. 1990; 24: 365–75. [PubMed] [Google Scholar]

10. Картер С.С. Нейроэндокринные взгляды на социальную привязанность и любовь. Психонейроэндокринология. 1998; 23: 779–818. [PubMed] [Google Scholar]

11. Национальный исследовательский совет и Институт медицины. Комитет по интеграции науки о раннем развитии детей. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Национальной академии; 2000. От нейронов к соседям: наука о развитии детей в раннем возрасте. [Академия Google]

12. Мини М.Дж. Материнская забота, экспрессия генов и передача индивидуальных различий в реакции на стресс из поколения в поколение. Ежегодный обзор неврологии. 2001; 24:1161–92. [PubMed] [Google Scholar]

13. Christenfeld N, Gerin W. Социальная поддержка и сердечно-сосудистая реактивность. Биомедицина и фармакотерапия. 2000; 54: 251–7. [PubMed] [Google Scholar]

14. Kamarck TW, Everson SA, Kaplan GA, et al. Преувеличенные реакции артериального давления во время умственного стресса связаны с усиленным атеросклерозом сонных артерий у финских мужчин среднего возраста — результаты исследования ишемической болезни сердца в Куопио. Тираж. 1997;96:3842–8. [PubMed] [Google Scholar]

15. Everson S, Kaplan J, Goldberg D, et al. Упреждающая реакция артериального давления на физическую нагрузку предсказывает будущее высокое кровяное давление у мужчин среднего возраста. Гипертония. 1996; 27:1059–64. [PubMed] [Google Scholar]

16. Manuck S, Kaplan J, Adams M, et al. Вызванная поведением реактивность сердечного ритма и атеросклероз у самок яванских обезьян (Macaca fascicularis) Psychosom Med. 1989; 51:306. [PubMed] [Google Scholar]

17. УвнасМоберг К. Антистрессовые эффекты, связанные с окситоцином — реакция расслабления и роста. Acta Physiologica Scandinavica. 1997;161:38–42. [PubMed] [Google Scholar]

18. Федеренко И.С., Нагамин М., Хеллхаммер Д.Х. и соавт. Наследуемость реакций гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси на психосоциальный стресс зависит от контекста. J Clin Endocrinol Metab. 2004; 89: 6244–50. [PubMed] [Google Scholar]

19. Meaney MJ, Szyf M. Материнская забота как модель пластичности хроматина, зависящей от опыта? Тренды Нейроси. 2005; 28: 456–63. [PubMed] [Google Scholar]

20. Лундберг О. Влияние условий жизни в детстве на заболеваемость и смертность во взрослом возрасте. соц. мед. 1993;36:1047–52. [PubMed] [Google Scholar]

21. Otte C, Neylan TC, Pole N, et al. Связь между детской травмой и реакцией катехоламинов на психологический стресс у новобранцев полицейской академии. Биол психиатрия. 2005; 57: 27–32. [PubMed] [Google Scholar]

22. Руссек Л.Г., Шварц Г.Е. Восприятие родительской заботы предсказывает состояние здоровья в среднем возрасте: 35-летнее продолжение Гарвардского исследования мастерства стресса. Психозом Мед. 1997; 59: 144–9. [PubMed] [Google Scholar]

23. Kerver MJ, Vanson MJM, Degroot PA. Прогнозирование симптомов депрессии на основании сообщений о раннем воспитании детей — годичное проспективное исследование в выборке сообщества. Acta Psychiatr Scand. 1992;86:267–72. [PubMed] [Google Scholar]

24. Броман С. Отставание в развитии у детей раннего возраста: исследование развития когнитивного дефицита. Хиллсдейл (Нью-Джерси): Erlbaum Associates; 1987. [Google Scholar]

25. Нисвандер К., Гордон М. Женщины и их беременности: совместное перинатальное исследование Национального института неврологических заболеваний и инсульта. Вашингтон, округ Колумбия: Национальный институт здравоохранения; 1972. [Google Scholar]

26. Броман С., Николс П., Кеннеди В. Дошкольный IQ: пренатальные и ранние корреляты развития. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Erlbaum Associates; распространяется Halsted Press Division компании Wiley; 1975. [Google Scholar]

27. Myrianthopoulos NC, French KS. Применение социально-экономического индекса Бюро переписи населения США к большому разнообразному контингенту пациентов. соц. мед. 1968; 2: 283–99. [PubMed] [Google Scholar]

28. Броман С. Совместный перинатальный проект: обзор. В: Медник С., Харвей М., Финелло К., редакторы. Справочник продольных исследований. Нью-Йорк: Praeger Scientific; 1984. [Google Scholar]

29. Buka SL, Satz P, Seidman L, et al. Определение неспособности к обучению: роль лонгитюдных исследований. Таламус. 1998;16:14–29. [Google Scholar]

30. Паркер Г., Таплинг Х., Браун Л.Б. Инструмент родительской привязанности. Бр J Med Psychol. 1979; 52:1–10. [Google Scholar]

31. Дерогатис Л., Клири П. Подтверждение пространственной структуры SCL-90: исследование по проверке конструкции. J Clin Psychol. 1977; 33: 981–9. [Google Scholar]

32. Дерогатис Л. SCL-90-R: руководство по администрированию, оценке и процедурам. Миннеаполис (Миннесота): NCS Pearson; 1994. [Google Scholar]

33. Gunnar MR, Morison SJ, Chisholm K, et al. Уровни кортизола в слюне у детей, усыновленных из румынских детских домов. Дев психопат. 2001; 13: 611–28. [PubMed] [Академия Google]

34. Matheson K, Kelly O, Cole B, et al. Родительская привязанность и депрессивный аффект: опосредующая роль копинг-ресурсов. Br J Soc Psychol. 2005; 44: 371–95. [PubMed] [Google Scholar]

35. Руссек Л.Г., Шварц Г.Е. Чувство родительской заботы предсказывает состояние здоровья в среднем возрасте: 35-летнее продолжение Гарвардского исследования мастерства стресса. Дж. Бехав Мед. 1997; 20:1–13. [PubMed] [Google Scholar]

36. Pruessner JC, Champagne F, Meaney MJ, et al. Высвобождение дофамина в ответ на психологический стресс у людей и его связь с заботой о матери в раннем возрасте: исследование позитронно-эмиссионной томографии с использованием [C-11]раклоприда. J Неврология. 2004; 24:2825–31. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

37. Боулби Дж. Привязанность и утрата. Том. 1: вложение. Нью-Йорк: Основные книги; 1969. [Google Scholar]

38. Боулби Дж. Привязанность и утрата. Том. 2: разлука, тревога и гнев. Нью-Йорк: Основные книги; 1973. [Google Scholar]

39. Боулби Дж. Привязанность и утрата. Том. 3: потеря, разлука и депрессия. Нью-Йорк: Основные книги; 1980. [Google Scholar]

40. Кернс К.А., Клепак Л., Коул А.К. Отношения со сверстниками и представления подростков о безопасности в отношениях ребенка и матери. Дев Психология. 1996;32:457–66. [Google Scholar]

41. Раттер М. Психосоциальная устойчивость и защитные механизмы. Am J Ортопсихиатрия. 1987; 57: 316–31. [PubMed] [Google Scholar]

42. Masten AS, Hubbard JJ, Gest SD, et al. Компетентность в контексте невзгод: пути к устойчивости и дезадаптации от детства до позднего подросткового возраста. Дев психопат. 1999; 11: 143–69. [PubMed] [Google Scholar]

43. Гармези Н. Устойчивость и уязвимость к неблагоприятным последствиям развития, связанным с бедностью. Am Behav Sci. 1991;34:416–30. [Google Scholar]

44. Фредриксон Б. Что хорошего в положительных эмоциях? Преподобный генерал психолог. 1998; 2: 300–19. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

45. Фредриксон Б. Культивирование положительных эмоций для оптимизации здоровья и благополучия. Профилактика и лечение. 2000:3. [Google Scholar]

46. УвнасМоберг К. Окситоцин может опосредовать преимущества позитивного социального взаимодействия и эмоций. Психонейроэндокринология. 1998; 23: 819–35. [PubMed] [Академия Google]

47. Heinrichs M, Baumgartner T, Kirschbaum C, et al. Социальная поддержка и окситоцин взаимодействуют, чтобы подавить кортизол и субъективные реакции на психосоциальный стресс. Биол психиатрия. 2003; 54: 1389–98. [PubMed] [Google Scholar]

48. Lawako S, Soares JJF. Депрессия и безысходность у родителей детей с врожденными пороками сердца, родителей детей с другими заболеваниями и родителей здоровых детей. J Психосоматическая рез. 2002; 52: 193–208. [PubMed] [Академия Google]

49. Кендлер КС. Воспитание: генетико-эпидемиологическая перспектива. Am J Психиатрия. 1996; 153:11–20. [PubMed] [Google Scholar]

50. Zaslow MJ, Weinfield NS, Gallagher M, et al. Лонгитюдное прогнозирование результатов детей на основе различных мер воспитания в выборке с низким доходом. Дев Психология. 2006; 42:27–37. [PubMed] [Google Scholar]

5 Симптомы подавленного гнева

Многие люди считают гнев чем-то плохим, чем-то, что нужно подавить, спрятать или быстро отменить. Однако, вопреки этому распространенному мнению, гнев является естественной эмоцией — ни хорошей, ни плохой, он просто есть и выполняет определенную функцию.

К сожалению, по множеству причин, от семейного опыта детства до социальной обусловленности, многие люди ошибочно принимают гнев за что-то «плохое» или даже аморальное и бессознательно глубоко подавляют эту естественную эмоцию. Однако то, что подавляется, не исчезает автоматически.

Люди, которые усваивают гнев, удерживают его в своем теле и душе. Они могут направлять гнев на себя и обвинять себя в большинстве ситуаций. Поскольку они направляют свой гнев на себя, они могут страдать от депрессии, беспокойства и соматизации (эмоции, превращающиеся в телесную боль или физические недомогания).

Симптомы подавленного гнева

Вот несколько способов воздействия подавленного гнева на нас:

1. Депрессия

Вам грустно, казалось бы, без причины?

Вы часто чувствуете безнадежность и пустоту?

Вам не хватает энергии и мотивации даже для достижения поставленных целей?

Испытываете ли вы скрытое течение печали в течение длительного периода времени?

Психоаналитикам давно известно, что когда гнев подавляется и направляется внутрь, он превращается в депрессию. Люди, у которых есть эта тенденция, чувствуют себя грустными и подавленными из-за всего, когда на самом деле они злятся на что-то конкретное.

Люди, у которых подавленный гнев превращается в депрессию, возможно, переняли защитный механизм, известный как идентификация с агрессором. Когда они подвергались жестокому обращению или издевательствам в детстве, часть их психики брала на себя голос агрессора, и эта часть начинала жить собственной жизнью, увековечивая насилие в сознании человека. Они могут нести в себе «критический внутренний голос», который постоянно их принижает. Их внутренний критик постоянно нападает на них, как когда-то делали их критически настроенные родители, хулиганы или учителя.

Кто-то, кто подавляет гнев, может бояться, что если он прямо выразит его, то будет отвергнут или брошен. Когда случаются конфликты, страх того, что гнев разрушит отношения, перевешивает все остальные чувства. Когда гнев перенаправляется внутрь, он может гноиться и превращаться в ядовитый стыд и вину. Сознательно или бессознательно, этот стыд и вина прокладывают путь к депрессии.

2. Подчинение

Некоторые люди усвоили из своих семей, школ или религии, что гнев — это плохо или даже аморально. Они начинают бояться силы собственной ярости. Когда появляется гнев, они испытывают сильный внутренний конфликт. В то же время есть сила, чтобы все это раздавить. Они могут сразу же переключить внимание на потребности других людей или на то, «что от них нужно ситуации», а не на свои собственные потребности. Чтобы избежать конфликтов, они предпочитают быть слушателями или миротворцами и сделают все, чтобы сохранить мир и гармонию.

Эта склонность особенно распространена среди эмоционально чувствительных и высокоэмпатичных людей. Их жизненный опыт научил их тому, что они «слишком много», «слишком драматичны», «слишком откровенны», «слишком заботятся о мелочах» и т. д. Чтобы приспособиться или даже просто выжить, они научились молчать. . Сознательно или бессознательно они пытаются обуздать собственное волнение и энергию. В детстве они держали голову опущенной, чтобы не огорчить и без того подавленного родителя, или спровоцировать агрессивного. Их роль в семье была посредником или невидимкой, и они делали все, чтобы никого не беспокоить своими эмоциональными потребностями. Они скорее умиротворят других, чтобы сохранить мир, чем выражать его и рисковать конфликтом.

3. Паранойя

Паранойя — менее известное последствие подавленного гнева, но оно может проявиться. Когда кто-то подавляет гнев, он иногда может проецировать его наружу. Вместо того, чтобы признать, что что-то вызвало у них враждебное отношение, они проецируют эти чувства на других и воспринимают других как враждебных по отношению к ним. Они воспринимают мир как странное и опасное место, и им трудно доверять кому-либо. Всякий раз, когда они самоутверждаются, пусть даже слегка, они испытывают иррациональный страх, что другие отомстят и накажут их.

4. Самоуверенность

Этот вид гнева более тихий, и даже если он выражен, он формулируется как «разочарование» или «раздражение». Когда подавленный гнев сочетается с перфекционистскими или обсессивно-компульсивными тенденциями, он может проявляться в самодовольной манере, когда человек становится очень критическим по отношению к себе и другим с неумолимыми стандартами. Люди, склонные к перфекционизму, накапливают обиду по двум причинам: накопленная ненависть к себе из-за того, что они не могут соответствовать своим собственным стандартам, или небрежность или отсутствие этики других людей. Когда они посвятили свою жизнь тому, чтобы делать правильные вещи и в соответствии с высокими стандартами, понятно, что они обижаются, когда другие этого не делают, но им все равно «сходит с рук это».

Большую часть времени люди с самодовольным гневом выглядят не злыми, а чрезмерно цивилизованными, сдержанными и напряженными. Поскольку им не нравится думать о себе как о злых людях, они редко выражают или признают чувство обиды. Однако, когда они чувствуют, что это оправдано, они могут взорваться от ярости, которая шокирует людей.

5. Пассивно-агрессивность

Пассивно-агрессивный гнев часто включает в себя сдержанное поведение. Человек может что-то забыть, пренебречь своими обязанностями, прокрастинировать или плохо выполнить задачу. Они могут холодно относиться к своим партнерам, делать саркастические комментарии, забывать свои обещания или упрямо отказываться выполнять любую просьбу. Кто-то с пассивно-агрессивным гневом может также незаметно вызывать у других чувство вины и заставлять их чувствовать себя ответственными за то, что они расстроены.

Пассивно-агрессивный гнев может незаметно и постепенно разрушить отношения. Те, кто подвергается пассивно-агрессивному гневу, чувствуют себя наказанными и атакованными, не зная почему. Даже с самыми лучшими намерениями они не знают, что они могут сделать, чтобы улучшить отношения с тем, кто держит пассивно-агрессивный гнев.

Воздействие подавленного гнева может включать следующее:

  • Психосоматические симптомы и физические недомогания, такие как головные боли, хронический кашель и проблемы с пищеварением
  • Эмоциональное онемение
  • Летаргия
  • Депрессия или дистимия
  • Затяжная печаль без ясных причин
  • Отсутствие мотивации, хроническая прокрастинация
  • Стремление причинить себе вред
  • Неумение постоять за себя и, таким образом, позволить другим воспользоваться этим
  • Необоснованно высокие и неумолимые стандарты
  • Наличие резкого внутреннего критика
  • Неспособность расслабиться или получать удовольствие от жизни
  • Спутанное самоощущение и спутанность сознания
  • Оскорбление или использование другими из-за неспособности установить границы
  • Созависимость
  • Паранойя и сильное беспокойство
  • Склонность судить других
  • Отчуждение и социальная изоляция
  • Самосаботажное поведение
  • Внезапные вспышки, которые удивляют окружающих
  • Отсутствие удовлетворения в отношениях и дружбе
  • Разорванные отношения, романы и развод

Гнев — важная эмоция в человеческой психике, и ее нельзя изгонять или отвергать.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *