Эпитет: шаблоны и поиски — ИЗЮМИНКА-2013, занятие 6 (58): krotovv — LiveJournal
От студии к студии
Это занятие пройдёт в несколько ином режиме. Оно продлится до 10 июля (это финальная дата ваших комментариев с заданиями и моих ответов на них). Следующее занятие постараюсь выставить 15 июля. А с 5 сентября возобновится обычный, не летний график.
Примерно 8 июня я уеду вести литературную студию в село Давыдово Ярославской области. Интернет там может функционировать довольно условно, так что не удивляйтесь задержкам моих ответов. С 1 июля я буду дома, и отвечу на всё неотвеченное.
Набранные (и частично потраченные) плюсики:
aderkachev = 78, amartaler = 56, nikaromanovna = 89, dzmitrykashlach = 9, himmelsweit = 24, iliysakucc = 56, jockeysilks = 53, lanemru = 66, leitenant = 67, obi_van_ki_ro = 28, perrou = 94, sapiv = 59, shum_kaa = 78, soroka_nata = 45, sunnycountry = 46, tania_al = 46, tanigawa_spb_ru = 46, turfevna = 40, voyd_absolute = 70.
Любопытно, что у трёх участников подряд в этом списке сумма равна 46. Я даже заподозрил себя в каких-то махинациях, но подозрения не оправдались, всё так и есть, причём эти суммы достигнуты совершенно по-разному. Что бы это значило?..
Занятие 6 (58)Эпитет: шаблоны и поиски
Это занятие посвящено очень важной части письменного творчества – выбору эпитетов, которые мы используем в своей речи.
Это необычное занятие посвящено интереснейшей части словесно-сочинительского творчества – внимательному выбору работающих эпитетов, которые мы используем в письменной речи.
Чем различаются два приведённых варианта вступительной фразы? Правильно, только эпитетами. Лучше или хуже второй вариант, но несомненно то, что он имеет совершенно другую окраску, чем первый. Это маленький пример работы с эпитетами.
Что такое эпитет?
Не могу точно ответить на этот вопрос. И не верьте тому, кто скажет, что может точно на него ответить. Эпитет – удивительный и загадочный элемент речи.
Проще всего посчитать, что это прилагательное. На это наталкивает и греческий смысл слова «эпитет» — мол, это что-то приложенное к основному слову. Ну, добавить ещё причастие…
Но нет! Во-первых, не всякое прилагательное стоит называть эпитетом. Прилагательное в выражении «железный гвоздь» есть, например, а эпитета нет. Во-вторых, если бы только прилагательное… «Весело празднующий»: «весело» — наречие, играющее роль эпитета. «Ропот толпы»: здесь эпитетом служит существительное. А в идиоме «второе дыхание» эпитетом становится числительное. Эпитет может состоять и не из одного слова. В выражении «зубная паста, освежающая дыхание» эпитет, разумеется, не «зубная», а «освежающая дыхание».
Правильно и занудно можно сказать, что эпитет – это некое пояснение при слове, добавляющее ему информационность или выразительность. Эпитеты издавна делили на необходимые (это и есть информационные) и украшающие (а это отвечающие за выразительность). Но нам всё это знать не обязательно. Куда важнее – что мы можем делать с помощью эпитетов.
Клише и их преодоление
Хочется сразу обозначить основную проблему использования эпитетов для пишущего человека. Когда пишешь, первыми подворачиваются слова-клише (это касается не только эпитетов!) – те слова, которые мы чаще всего слышали или читали. Слова ПЕРВОГО СЛОЯ. Если отогнать этот слой, приходят слова ВТОРОГО СЛОЯ, это уже интереснее. Но имеет смысл попробовать добраться и до более далёких слоёв.
Не все клише вредны. Некоторые являются элементами традиции, они могут сливаться со словом, образуя нечто цельное. Например, «добрый молодец» и «красна девица» мы можем использовать именно ради самого сочетания слов. Здесь подбирать что-то оригинальное бессмысленно – мы разрушим сам традиционный образ. Другое дело – сознательно поиграть в такое переиначивание устоявшегося.
Но клише как агрессия ПЕРВОГО СЛОЯ опасны для пишущего человека, если подворачиваются и используются бесконтрольно. Их преодоление составляет существенную часть писательского дела. Найти СВОЙ особый эпитет, подходящий именно для этого слова и для его окружения достойно и приятно. Чувствуешь, что решил задачу, которую никто перед тобой не ставил и не формулировал.
Никакие эпитеты
Я могу кого-то огорчить своим признанием, но всё-таки скажу: с большим подозрением отношусь к эпитету «красивый». Мне кажется, его используют из некоторой лености, перекладывая работу воображения на читателя. Не то чтобы надо решительно избегать этого слова, но стоит всегда пристально посмотреть, не можем ли мы вместо него найти что-то поинтереснее.
Вспоминается песня, которую я слышал однажды в жизни, сидя у костра в какой-то деревне, где наш академический институт занимался уборкой картошки. Местным очень хотелось произвести на нас впечатление, и они выбрали самую забойную песню:
«…Красивые были они,
Красиво играла гитара.
Но всех красивее была
Молодая цыганка Тамара…»
И каждый раз на слове «красивый» делалось страстно-эмоциональное ударение. Ребята честно старались, как говорят одесситы, «сделать нам красиво».
Чаще всего эпитеты такого рода (специально не привожу других примеров) не добавляют выразительности, а гасят её. Так что эти «никакие эпитеты», как слова-сорняки в устной речи, являются привычкой, от которой стоит избавляться.
Эпитеты общепринятые – или освежающие восприятие
Общепринятые, традиционные эпитеты могут быть уместны при некоторых обстоятельствах, но чаще хочется назвать их расхожими, банальными, стандартными.
И тогда начинаешь искать эпитеты, освежающие восприятие. Чаще всего они вносят некоторую неожиданность в окружающий текст, даже если сами по себе являются вполне общеизвестными. «Румяное яблоко», «румяные щёки», «румяные пирожки» — это клише. Но выражение «улица украсилась румяными флагами» зацепит читателя своей неожиданностью и заставит задуматься, в чём смысл непривычно употреблённого эпитета. А может быть не задуматься, а вдруг увидеть вместе с автором праздничный румянец улицы, или заботливо испечённые властями матерчатые пирожки.
Неожиданность таких эпитетов именно связана именно с контекстом. А свою выразительность они черпают из ассоциаций, связанных с их стандартным употреблением. Вот какой получается фокус: эпитеты-клише начинают работать в пользу освежающего эпитета, стоит заменить привычное им окружение на непривычное.
Прошибающие эпитеты
Ещё увлекательнее найти не просто контекстно-неожиданный эпитет, но даже контекстно-уникальный, часто парадоксальный, который прошибает читателя, побуждает его к резкому развороту мысли и воображения.
Можно сказать, что прошибающий эпитет обретает свободу от окружения, которое помогло в его поисках, и может существовать уже самостоятельно, как авторские идиомы. Например: «мармеладное настроение» (Чехов), «картонная любовь» (Гоголь), «чурбанное равнодушие» (Писарев), «цветастая радость» (Шукшин), «дряблый смех» (Мамин-Сибиряк), «седая юность» (Герцен).
Разнообразие эпитетов
Эпитеты могут быть, как уже сказано, шаблонными, а могут быть авторскими. Общеприменимыми или уникальными. Ожидаемыми (есть даже способы оценки вероятности появления того или иного эпитета у того или иного автора) и неожиданными.
Наряду с традиционными эпитетами существуют и смыслообновляющие. Бывают архаичные эпитеты и современные. Словарные (то есть те, которые легко найти в словаре) и построенные на неологизме.
К обычным эпитетам, входящим в общую лексику, нужно добавить жаргонные, сленговые, терминологические. К серьёзным – шутливые, ироничные, саркастичные. Кроме понятных, можно использовать и несуразные эпитеты (со своей скрытой смысловой начинкой).
Эпитет может быть общеописательным («обаятельный человек») или конкретизирующим («человек с обаятельной улыбкой»).
Экзальтированным эпитетам («умопомрачающий», «обалденный») противоположны спокойные, уравновешенные. Положительным – отрицательные. Восхваляющим – уничижающие.
Но дело даже не в том, к какой категории причислить эпитет, а в его тяготении к тому или иному полюсу. А между двумя крайностями, как известно, есть множество промежуточных состояний.
А ещё эпитеты могут быть не только одинарными (как в большинстве случаев), но и двойными, соединёнными дефисом («бананово-лимонный Сингапур» у Вертинского). Но двойными лучше пользовать изредка, чтобы не утомить этим приёмом читателя.
Вопросы для ответов
1. Обращаете ли вы внимание на то, какими эпитетами пользуетесь? Или как получится?
2. Привлекают ли ваше внимание необычные эпитеты в литературном тексте?
3. Как по-вашему, используют ли эпитеты канцелярские работники? Если да, то с какими целями?
4. Кто из авторов привлекает ваше внимание особо выразительными эпитетами? Или какие книги?
5. На какие стороны использования эпитетов, не затронутые в занятии или затронутые недостаточно, вы хотели бы обратить внимание участников студии?
ВОЗ
ВОЗ-1. Написать рассказ, сказку или эссе объёмом не больше двух тысяч знаков. Одно условие обязательно: в этом тексте не должно быть эпитетов, кроме конкретно-информационных определений (типа «красный» или «деревянный», но не «большой» или «красивый»). Помните про ДОМ и другие принципы. Текст без эпитетов – не значит слабый. Радуйтесь свободной тематике и произвольному жанру.
ВОЗ-2. Взять текст из ВОЗ-1 и изменить его, вставив туда эпитеты (желательно ничего не убирать) с учётом того, о чём шла речь на занятии. Не обязательно вставлять КАК МОЖНО БОЛЬШЕ эпитетов, важнее сделать это качественно.
ВОЗ-3.
Слова для афоризмов-определений: ЛЕДЕНЕЦ, ЛЕДНИК, ЛЕЙКА, ЛЕПИТЬ, ЛЕСКА.
Особенное внимание обратите на использование эпитетов!
Что такое эпитет? Виды и примеры эпитетов
Задача эпитета — создать яркий образ. Чаще всего в качестве эпитетов используют прилагательные («белоснежная зима»). Но эпитетом может быть и наречие («горячо спорить»), и существительное («собака Калин-царь»), и числительное («первый ученик»), и причастие, и деепричастие («когда весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом»).
Эпитет — одна из разновидностей тропов, художественных средств речи. Название происходит от греческого слова έπίθετος — «приложенный».
Чем эпитет отличается от описания и метафоры
Эпитет не просто указывает на определенное качество, а эмоционально и образно характеризует предмет, явление, человека или любой другой объект. Поэтому не стоит путать эпитеты с описаниями. Например, в выражении «седой старик» слово «седой» — это описательное прилагательное. А в стихотворении Тургенева «утро туманное, утро седое» — уже эпитет.
Следует также отличать эпитет от метафоры. Метафора — это скрытое сравнение, перенос свойств одного предмета на другой. Примеры метафоры: «говор волн», «море радости». При этом эпитеты могут быть составляющей частью метафоры.
Например, Владимир Маяковский сравнивает свои стихи с оружием и использует эпитеты, чтобы раскрыть эту метафору:
Парадом развернув моих страниц войска, я прохожу по строчечному фронту. Стихи стоят свинцово-тяжело, готовые и к смерти и к бессмертной славе.
Виды эпитетов
В русском языке выделяют различные виды эпитетов.
Общеязыковые эпитеты — это принятая норма. «Гробовая тишина», «нежный ветерок», «мягкий голос».
Народно-поэтические эпитеты уходят корнями в устный фольклор, в сказки и былины. Зачастую это тоже устойчивые выражения: «добрый молодец», «красна девица».
Постоянный эпитет неразрывно связан с определяемым словом, образуя устойчивое выражение. Например, «косолапый мишка» или «железный конь».
Индивидуально-авторские эпитеты придуманы конкретным человеком, используются ситуативно. Например, «мармеладное настроение» (А.П. Чехов).
Также эпитеты можно делить на оценочные, описательные и эмоциональные.
Оценочный эпитет — «чудесный вечер».
Описательный эпитет — «золотая осень».
Эмоциональный эпитет — «унылая пора».
Эпитеты также делятся на простые и сложные. Простые эпитеты выражены одним словом («парус одинокий»), сложные эпитеты — словосочетанием («берег, милый для меня»).
Примеры эпитетов в русском языке
Красно солнышко
Тридевятое царство
Чистое поле
Могучий дуб
Белокаменная Москва
Туманный Альбион
Дикий Запад
Примеры эпитетов в литературе
Ночь была свежая и неподвижно-светлая (Л. Толстой)
Кругом трава так весело цвела (И. Тургенев)
Мой край, задумчивый и нежный (С. Есенин)
Полночь сошла, непроглядная темень (Н. Гумилев)
В блюдечках — очках спасательных кругов (В. Маяковский)
О, покой мой многонеделен (А. Ахматова)
Шаркающей кавалерийской походкой (М. Булгаков)
Примеры эпитетов в песнях
Как я люблю глубину твоих ласковых глаз (В. Агатов)
Крылатые качели (Ю. Энтин)
Чумачечая весна (А. Потапенко)
Странные и оскорбительные исторические королевские прозвища – Royal Central
Использование прозвищ или эпитетов для описания королевского или местного правителя было довольно распространенным явлением до недавнего времени. До того, как изображения были легко доступны или в местах, где имя неоднократно использовалось для последовательных правителей, прозвище было полезным способом отличить одного человека от другого. Иногда эти имена выбирались самими носителями, иногда они были получены мужественным или добрым поступком, а иногда имена были даны историками сотни лет спустя.
Многие из этих имен впечатляют и созданы для того, чтобы показать похвалу или благодарность правителю, например Петру Великому или Лоренцо Великолепному. В других случаях эпитет должен был просто показать, откуда человек; например, Екатерина Арагонская или Кристиан Брауншвейгский, а затем были имена, основанные на внешности, например, Филипп Красивый.
К сожалению, многие правители упустили прозвище «великий» и получили оскорбительное или странное прозвище. Вот подборка самых странных:
1. Хуана Безумная
Хуана была королевой Кастилии и Леона, пока ее не насильно заперли из-за явного психического заболевания ее отец, а затем и сын. После того, как большую часть жизни она провела в заключении, психическое состояние Хуаны быстро ухудшилось, она стала известна как Хуана ла Лока, что означает сумасшедшая
2. Василий Косой
Василий Косой был великим князем Москвы в начале 1430-х годов. в разгар гражданской войны. Он был свергнут своим двоюродным братом и двоюродным братом, а затем ослеп в тюрьме, что означает, что он также известен как Василий Слепой 9.0004
3. Карл глупый
Карл VI был королем Франции до 1422 года. Во время приступов безумия он верил, что у него нет ни жены, ни детей, что он и другие люди сделаны из стекла и могут разбиться в любой момент, он даже к его одежде были пришиты железные прутья, чтобы он не сломался побежденный Вильгельмом Оранским, ирландцы, которые считали, что он их предал, называли его Шеймусом ан Чака или Джеймсом-дерьмом. 0004
5. Лугайд «собачий сын»
Лугайд, верховный король Ирландии, вероятно, правил около 200 г. н.э. Он был известен как сын собаки, потому что, как сообщается, в младенчестве он вскормил грудь борзой
6. Арчибальд-неудачник
Вслед за своим отцом Арчибальдом Мрачным Арчибальд был 4-м графом Дугласом в начале 15 века.
7. Слюнявый Альфонсо
Альфонсо VI был королем Галисии и Леона до 1230 года. Он получил прозвище «бабоса» или «слюнявый», потому что был склонен к приступам ярости, из-за которых у него шла пена изо рта
8. Конан толстый
Конан, герцог Бретани до 1148 года был союзником короля Англии Стефана во время его войны с императрицей Матильдой. Он получил свое прозвище из-за своего большого размера
9. Пьеро подагрический
Пьеро ди Козимо Медичи был лордом Флоренции до 1469 года. когда он делал это часто из своей спальни. Болезнь Пьеро привела к тому, что резиденция правительства была перенесена во дворец Медичи 9. 0004
Людовик XI (общественное достояние)/wikimedia commons
10. Универсальный паук
Людовик XI был королем Франции в середине 15 века. Людовик всегда был вовлечен в коварные заговоры и был известен как универсальный паук, потому что его враги считали, что он плетет паутину заговоров и лжи
11. Хильдерик-идиот
Хильдерик был последним меровингским королем франков. Хотя он часто отсутствовал правителем, оставляя работу мэрам дворца, нет никаких доказательств того, почему его называли идиотом. Вполне вероятно, что после того, как он был свергнут Пипином Коротким, прозвище было дано, чтобы очернить его имя.
12. Людовик Ни на что не годный
Людовик V во Франции правил всего год в 987 году. ему
13. Горбун Пипин
Пипин был сыном императора Священной Римской империи Карла Великого. Отец лишил Пепина наследства, возможно, из-за его уродства. После бунта против отца Пепин в конце концов дожил свои дни как монах
14. Ивар Бескостный
Ивар Рагнарссон был правителем викингов в 9 веке. Причина его прозвища; бескостное оспаривается. Некоторые люди считают, что это произошло из-за того, что он страдал заболеванием, из-за которого у него были хрящи вместо костей в большей части его тела, в то время как другие думают, что это была шутка о его отсутствии интереса к романтике
Генрих III (общественное достояние)/ wikimedia commons
15. Генрих III — Принц Содома
Будучи четвертым сыном Генриха II Французского, Генрих никогда не должен был стать королем Франции и вместо этого принял выборную польско-литовскую корону. Генриху пришлось вернуться во Францию, чтобы стать королем, после смерти своего брата Карла IX. Считалось, что Генри был гомосексуалистом и часто одевался в женскую одежду, из-за чего получил довольно грубое прозвище 9.0004
16. Разрушитель семей
Малатеста II Малатеста был правителем Римини, он был известен как Гуастафамилья или Разрушитель семей, потому что он был во главе стольких массовых убийств и убийств. После оказания помощи Папе Иннокентию VI в подавлении Романьи, Малатеста ушел в отставку
17. Фридрих III — Архисоня Священной Римской империи
Фридрих был первым Габсбургским императором Священной Римской империи. Его называли архисонью и высмеивали за то, что он был неэффективным правителем своих имперских земель, потому что он сосредоточился на своих наследственных землях
18. Берта Бродфут
Бертрада Лаонская была женой Пипина Коротышки. Ее прозвище было широконогим или гусиным, поскольку у нее предположительно была косолапость. Поскольку доказательств этому нет, некоторые историки полагают, что это произошло потому, что она считалась связующим звеном между человеческим и духовным миром, каким считались косолапые люди в Средние века
19. Салат-латук Ивальо
Крестьянское восстание в Болгарии. Он был бедным крестьянином, решившим восстать против царя. Восстание увенчалось успехом, и в течение двух лет он правил как император, прежде чем был вынужден покинуть страну. Он был известен как салат или капуста из-за своего скромного сельскохозяйственного опыта 9.0004
20. Вильгельм-бастард
Вильгельм более известен как Вильгельм Завоеватель, первый норманнский король Англии. Другое его прозвище; бастард был дан потому, что его отец Роберт, герцог Нормандии, не был женат на его матери Херлевой, его любовнице. Статус Уильяма как незаконнорожденного ребенка доставил ему большие трудности, когда он унаследовал герцогство своего отца.