Наталья бехтерева о боге: Наталья Бехтерева верила в вещие сны и в жизнь после смерти

Наталья Бехтерева верила в вещие сны и в жизнь после смерти

Комсомольская правда

Результаты поиска

ОбществоУТРАТЫ

Юлия КУПРИНА

23 июня 2008 14:40

Академик, посвятившая жизнь изучению мозга человека, скончалась на 84-м году жизни [интервью]

Наталья Бехтерева.

Вчера, 22 июня, в госпитале святого Георгия в Гамбурге в возрасте 83 лет умерла знаменитый нейрофизиолог, академик РАН и РАМН, лауреат Государственной премии СССР, член многих иностранных академий Наталья Бехтерева.

Почти два десятилетия Наталья Петровна была научным руководителем Института мозга человека Российской академии наук. Знаменитая исследовательница изучала, как работает мозг здорового и больного человека. Наталья Бехтерева — автор около 400 научных работ, ей принадлежат открытия в области механизмов мышления, памяти, эмоций и организации головного мозга человека.

Так, например, Бехтерева обнаружила, что именно нейроны подкорковых образований головного мозга «понимают» речь, что патологическое состояние мозга – основная причина многих хронических заболеваний нервной системы. Академик Бехтерева одной из первой применила способ долгосрочного вживления электродов в мозг человека. Под ее руководством была, наконец, решена центральная задача нейрохирургии – щадящий контакт с мозговыми структурами.

Судьба. Наталья Бехтерева родилась в Ленинграде 7 июля 1924 года в интеллигентной семье. Она была внучкой великого ученого академика Владимира Бехтерева (когда он умер, ей было 4 года). Ее детство было тяжелым. После того, как отца-инженера расстреляли, как врага народа, а мать отправили в сталинские лагеря, девочка оказалась в детском доме. Медициной она всерьез заинтересовалась во время войны, когда в блокадном Ленинграде дежурила в госпиталях, ухаживая за ранеными.

Научная карьера. В 1947 году Наталья Бехтерева окончила 1-й Ленинградский медицинский институт имени академика Павлова, в 1950 – аспирантуру в Институте физиологии ЦНС АМН СССР. С 1950 по 1990 год она работала в Институте экспериментальной медицины АМН СССР. Возглавляла Научно-исследовательский институт экспериментальной медицины АМН СССР. Затем стала руководить Институтом мозга человека РАН. Наталья Бехтерева была лауреатом Госпремии СССР, членом Австрийской и Финской академий наук, Американской академии медицины и психиатрии, почетным гражданином Санкт-Петербурга.

Сфера интересов. Наталья Петровна была очень интересным и человеком, изучала мозг вождей, встречалась с Вангой, а в последние годы поверила в Бога и заинтересовалась феноменом опыта после смерти. Наталья Бехтерева написала для массового читателя книгу «Магия мозга и лабиринты жизни», где понятным языком рассказала о мозге человека и его загадках.

ИЗ ИНТЕРВЬЮ РАЗНЫХ ЛЕТ

О вере в Бога

Вас интересует, как я пришла к вере. Этот момент не имел отношения ни к личности Ванги, ни к занятиям наукой. Так получилось, что после поездки к Ванге — это просто по времени совпало — я очень многое пережила. Я пережила предательство ближайших друзей, травлю в Институте экспериментальной медицины, который я тогда возглавляла и где объявила о своем решении уйти в новый Институт мозга, и самое страшное — смерть двух моих близких людей: мужа и его сына от первого брака. Они умерли очень трагически, почти одновременно: Алик покончил с собой, а муж не перенес его смерти и скончался в ту же ночь.

Вот тогда я очень изменилась. Пережитый лично опыт полностью выходил за рамки известного мне объяснения мира. К примеру, я никаким образом не могла найти объяснение тому, что муж, явившись мне после этого во сне, просил помочь в издании рукописи его книги, которую я не читала и о которой не узнала бы без его слов. Это был не первый подобный опыт в моей жизни (перед арестом отца в 1937 году я тоже видела сон, затем отразившийся в реальности), но здесь я впервые задумалась о происходящем всерьез. Разумеется, эта новая реальность пугала. Но мне тогда очень помог мой друг, священник, настоятель в Царском Селе отец Геннадий… Кстати, он мне настоятельно советовал меньше рассказывать о подобного рода переживаниях. Тогда я не очень к этому совету прислушалась и даже написала о произошедшем в книге — точно так же, как привыкла писать о любом другом своем наблюдении.

Об Интернете

Если бы меня спросили, что я считаю самым важным изобретением человечества, я, безусловно, назвала бы Интернет. Это полезнейшее изобретение. А ведь человечество, как правило, само себе изобретает не самое лучшее. Дома строит и атомную бомбу строит для их уничтожения, борется с инфекциями и создает новые инфекции, с которыми потом опять надо бороться и так далее… Мне хотелось бы думать, что пик безумного увлечения Интернетом должен пройти и все должно встать на свои места. Человек будет пользоваться Интернетом по мере необходимости. Я считаю, что возможности контакта между людьми, которые обеспечил Интернет – сказочны. Это то, о чем люди мечтали. Возможности Интернета таковы, что язык не поворачивается, сказать, что пользоваться им вредно или нехорошо. Но когда возникает от него зависимость – это, действительно, плохо. Эту зависимость, в принципе, даже лечат в психиатрических учреждениях. И не надо рассуждать, лучше эта зависимость других или хуже. Всякая зависимость не очень хороша. Мир сейчас так влюбился в Интернет, что бесполезно обсуждать эту проблему, человечество все равно будет им пользоваться.

О возможностях мозга

Меня всегда удивляет, когда кто-то пытается судить, на сколько процентов загружен человеческий мозг. Я всю жизнь работаю с мозгом человека, и все методики исследования мозга знаю, но я не могу понять, кто и как это подсчитывает.

Мы знаем, что мозг устроен так: что бы в нем ни происходило, мозг обязательно активизируется весь. Он проигрывает все возможности и дальше идет минимизация территорий мозга, которые будут задействованы. Ситуации, когда мозг не проигрывает варианты, не бывает. Это когда-то и Павлов доказал. Мы же это видим постоянно. И это прекрасно, это – самый лучший механизм самосохранения мозга.

О рецептах укрепления памяти

Для того, чтобы память была лучше, ее надо упражнять. Точно также, как существуют упражнения для укрепления мышц рук, ног, брюшного пресса, существуют и упражнения для укрепления памяти. Они очень простые, общедоступные, их можно делать в любой обстановке. Например, многие люди очень любят обзаводиться большим количеством блокнотов, персональных еженедельников, записных книжек. А почему бы не потренировать свою память, и не попытаться зазубрить наизусть все номера телефонов своих друзей и знакомых?

Ведь не случайно же раньше в школах детей заставляли зубрить очень многое наизусть. Зубрежка вообще была одним из методов обучения. Мы же ее всегда очень критиковали и, в конце концов, ликвидировали. А вместе с ней выкинули на помойку хороший тренажер для памяти. Для тренировки памяти очень полезно заняться изучением какого-нибудь иностранного языка, заучивать ежедневно хотя бы по пять-десять новых слов. Или учить наизусть стихи — казалось бы, совершенно праздное занятие, но, поверьте моему опыту, это очень эффективное упражнение. Многие люди увлекаются разгадыванием кроссвордов — тоже неплохой метод для развития памяти и ассоциативного мышления.

Обязательно нужно пополнять свой словарный запас, больше читать. И не только газеты, хотя пресса сейчас у нас достаточно интересная и разнообразная, но и фантастику, и лирику, и специальную литературу — для того, чтобы получать, как можно больше информации. То есть, заставлять работать свой мозг. Вообще, чем больше разнообразной информации человек будет стараться запомнить, тем лучше у него будет с памятью. Поэтому не делайте больших перерывов в умственной работе.

Есть и другие способы укрепления памяти. Например, естественный отдых на природе. Очень благотворны лесные прогулки, потому что это не только другой состав воздуха, другие запахи, но это еще и принципиальная смена обстановки, которая сама по себе оказывает положительное воздействие на механизм нашей памяти.

О вещих снах

Как правило, сновидения не имеют отношения к будущему, поэтому к сонникам не стоит относиться всерьез. Но в моей жизни было несколько сновидений, которые оказались пророческими. Причем одно из них было невероятно пророческим, вплоть до деталей. Это был сон о смерти моей матери. Мама была жива-здорова, отдыхала на юге, незадолго до этого я получила от нее хорошее письмо. А во сне, причем я заснула днем, мне приснилось, что ко мне пришел почтальон с телеграммой, в которой сообщалось, что мама умерла. Я еду на похороны, встречаю там людей, которых я раньше никогда не видела, здороваюсь с ними, называю их по именам — это все во сне. Когда я проснулась и рассказала мужу свой сон, он сказали: «Неужели ты, специалист в области мозга, веришь снам?»

Короче говоря, несмотря на то, что я была твердо уверена в том, что мне надо лететь к маме, меня отговорили от этого. Вернее, я дала себя отговорить. Ну а дней через десять все произошло именно так, как это было в моем сне. Причем до мельчайших подробностей. Например, я уже давным-давно забыла слово сельсовет, оно мне просто никогда не было нужно. Во сне же я искала сельсовет, и наяву мне пришлось его искать — вот такая история. Это было лично со мной, но я не единственная. Есть немало других случаев пророческих сновидений и даже научных открытий во сне. Например, открытие Менделеевым периодической системы элементов.

Объяснить это нельзя. Лучше не мудрить и сказать прямо: так как это никаким из современных научных способов объяснению не подлежит, придется предположить, что будущее дано нам заранее, что оно уже существует. И мы можем, хотя бы во сне, войти в контакт то ли с высшим Разумом, то ли с Богом — с Кем-то, кто владеет знанием об этом будущем. С более определенными формулировками мне бы хотелось подождать, потому что успехи технологического направления науки о мозге так велики, что, может быть, откроется еще что-то такое, что позволит пролить свет и на эту проблему.

Использованы интервью с сайтов «Ноосфера», «Домовой», «Времена».

Читайте также одно из последних интервью с Натальей Бехтеревой:

Наталья Бехтерева: «Предупреждение «Люди! Будьте бдительны!» относится не только к фашизму»

Возрастная категория сайта 18+

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.

АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без
предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой
право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные
сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой
массовой информации или нарушением иных требований закона.

127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте
www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской
Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности
принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не
подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было
форме без письменного разрешения правообладателя.

Приобретение авторских прав и связь с редакцией: kp@kp. ru

Чем известна Наталья Бехтерева

7 июля 1924 года родилась советский и российский нейрофизиолог Наталья Бехтерова. Дочь репрессированных родителей и воспитанница детдома, пережившая блокаду Ленинграда, Бехтерева добилась выдающихся результатов в науке, написала более 400 научных работ и совершила открытия в области механизмов мышления, памяти и эмоций. При этом, будучи ученым, она увлекалась мистикой и экстрасенсорикой и ходила на сеансы к Ванге и Кашпировскому. Вспоминаем ее биографию.

Юрий Королев/РИА Новости

Дочь врага народа

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Осенью 1937 года отца Бехтеревой, инженера и конструктора конструкторского отдела Остехбюро Петра Бехтерева наряду с другими сотрудниками бюро обвинили в контрреволюционной деятельности и в начале 1938 года расстреляли. Ее мать, врача Зинаиду Бехтереву, репрессировали и отправили в лагерь в Мордовии, поэтому Бехтерева вместе с младшими братом и сестрой выросла в детдоме. 

«Дома я учебника в руки не брала: я занималась музыкой, языками, много читала и к учебе относилась крайне прохладно. А Кельнер [директор детского дома А. И. Кельнер] мне сразу сказал: «Положение у тебя такое. Если ты не будешь первой ученицей в школе (а школа была не детдомовская, а общая), мне тебя не отстоять: после седьмого класса ты отправишься на кирпичный завод. Дети так называемых «врагов народа» получали такую путевку в жизнь… И вот в этих обстоятельствах я поневоле стала первой ученицей. Хотя, честно говоря, это не потребовало особенных усилий. Я просто взяла в руки учебники. Узнала, как они выглядят. Нас было двое первых в школе — я и покойный ныне Витя Гольданский. Он тоже потом стал академиком…» — вспоминала Бехтерева.

В 1947 году Наталья Бехтерева окончила Ленинградский медицинский институт имени академика И. П. Павлова, затем аспирантуру Ленинградского психоневрологического института имени В. М. Бехтерева. Позднее она работала в нескольких институтах, была директором Научно-исследовательского института экспериментальной медицины (НИИЭМ) и возглавляла Институт мозга человека РАН. 

Значительную часть своей работы она посвятила исследованию  функции подкорки человеческого мозга, а также активно интересовалась вопросами одаренности и гениальности человека и сверхспособностей — например, ясновидения.

Детектор ошибок

В 1968 году в работе Бехтеревой был впервые описан феномен реакции мозга на ошибку при выполнении задания, который получил название «детектор ошибок», а позднее стал известен как негативность, связанная с ошибкой (error-related negativity). 

Вот как объясняла этот феномен Бехтерева в своей книге «Здоровый и больной мозг человека»: «Как это бывает в реальности? Приведу случай типичный, хотя, конечно, не единственно возможный. Вы выходите из дома и уже готовы захлопнуть дверь. И в этот момент у вас появляется чувство, что не все в порядке, вы что-то забыли или забыли сделать. Дверь еще не закрыта, все поправимо, вы возвращаетесь (несмотря на суеверный страх — «дороги не будет»). И находите случайно вынутые из кармана ключи от квартиры, или невыключенный утюг, или что-то еще, достаточное для того, чтобы произошла серьезная неприятность. Ай да детектор ошибок, могли бы подумать вы, если бы знали, что это он помогал вам». 

Магия мозга

Бехтерева не отрицала необъяснимые наукой явления, связанные с человеческим мозгом, — в частности, верила, что тело без души не живет и что биологическая смерть не обязательно ведет к смерти души. Ученая ходила на сеанс к Ванге и признавалась, что, несмотря на увещевания профессоров, эта встреча ее потрясла. «Чем больше проходит времени, тем сильнее я убеждаюсь в том, что имела дело с уникальным явлением ясновидения. Я потом встречала множество людей, претендующих на обладание этим даром. Но ничего общего с Вангой они не имели. Пример Ванги абсолютным образом убедил меня в том, что существует явление контакта с умершими», — рассказывала Бехтерева. 

Нейрофизиолог верила и в телемедицину и методы Кашпировского, о чем подробно писала в своей научно-популярной книге «Магия мозга и лабиринты жизни». В этой книге она затрагивает и другие вопросы, на которые у науки пока не ответа: в частности, феномен «выхода из тела и наблюдения со стороны», который описывали женщины-роженицы и люди, пережившие клиническую смерть. 

Несмотря на критику ученого сообщества, Бехтерева продолжала утверждать, что не относится «к тому типу ученых, которые утверждают: того, что я не могу измерить, попросту не существует». 

По легенде, дед Бехтеревой поставил Сталину диагноз «паранойя»

Дед Бехтеревой Владимир Михайлович Бехтерев — знаменитый российский ученый, физиолог и невропатолог, который считается основоположником рефлексологии и патопсихологического направления в России. После его внезапной смерти во врачебной среде распространились слухи, что Бехтерева отравили — якобы он после медицинского осмотра Сталина, страдавшего от сухорукости, сказал лечащим врачам вождя, что тот страдает от тяжелой формы паранойи. Еще одна теория гласит, что  ученый неосмотрительно назвал советского лидера «сухоруким параноиком» — то ли дело было после консультации в Кремле, то ли на Всесоюзном съезде невропатологов и психиатров. На следующий день Бехтерев был на балете «Лебединое озеро» в Большом театре, а через день скончался — по официальной версии, в результате пищевого отравления. 

«Не знаю, правда ли, что дед поставил такой диагноз Сталину. Но известно, что в результате визита к Ленину Бехтерев сказал, что у вождя — сифилис мозга. Если деда и убрали, то затем, чтобы он, не дай бог, не обмолвился среди медиков о поставленном диагнозе», — говорила Бехтерева.

Бехтерева совершила ряд открытий, связанных с патологиями работы мозга

Безусловно, Бехтерева вошла в историю не как дочь репрессированных родителей и любительница мистики. В 1974 году у нее вышла книга «Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека». Она была написана по итогам многолетнего исследования: под руководством Бехтеревой людям, страдающим отклонениями в работе мозга, вживлялись электроды, что позволило продвинуться далеко вперед в изучении этих патологий и глубже понять физиологические механизмы психических явлений.  

Эксперимент по долгосрочному вживлению электродов в мозг человека стал первым в СССР и привел к настоящему научному прорыву. На основе этих исследований Бехтерева заключила, что психика контролируется корково-подкорковой системой мозга со звеньями разной степени жесткости. Кроме того, Бехтерева выявила, что нейроны подкорковых образований головного мозга реагируют на смысл речи, которую мы слышим, и участвуют в мыслительной деятельности. 

В итоге под ее руководством создали целую новую ветвь нейрохирургии и неврологии — стереотаксическую неврологию, — которая вместо открытых вмешательств хирурга в мозг применяет прицельные и малотравматичные методы. Такого рода операции проводились даже ради избавления от наркотической зависимости.

Осажденный Арцах и психическое здоровье

Мой ранний утренний кофе на балконе перед Министерством иностранных дел Арцаха открывает залитые солнцем зеленые кружева акаций, щебетание птиц и аквамариновые горные хребты, парящие к серому небу на горизонте. Но мой маленький восторг омрачается первым же глотком, от которого покалывает потрескавшиеся уголки рта и зудит крапивница по всем щекам. Это, как выразился мой врач, дефицит витаминов, вызванный блокадой.

Блокада полностью отрезала наш анклав от остального мира, и без того изолированного затянувшимся конфликтом и недавним поражением в войне. Эта демонстрация силы азербайджанских «экологов» стала самой «успешной экологичной» акцией на Кавказе с самыми тяжелыми гуманитарными последствиями. Ему удалось не только остановить эксплуатацию шахты, но и лишить 120 000 человек возможности удовлетворять свои основные потребности и основные права.

Видимые последствия блокады

С прилавков исчезла еда, оставив зерно, местные молочные продукты и консервы на рядах, рядом с одиноко стоящими роскошными армянскими коньяками. За несколько месяцев у меня выработался инстинкт покупать почти все съедобное, что попадалось мне на глаза, без особой осторожности, радуясь каждому купленному кусочку еды, как трофею. Это в конце концов показалось мне унизительным и унизительным. Я перестал добывать пищу, чтобы на моем лице и конечностях появилась зудящая и гноящаяся сыпь из-за дефицита витаминов.

Блокада препятствует свободному передвижению. Красный Крест перевозит только тяжелобольных, нуждающихся в медицинском вмешательстве и детей, разлученных с родителями. Можно застрять в Ереване на месяцы, как моя ученица Софи Абрамян. Многие студенты из Арцаха, около 200 человек, обучающиеся в Ереване, не могут приехать сюда, чтобы увидеть своих родителей. Остались в Ереване и люди, возвращающиеся в Арцах из-за границы.

Арцахские студенты, окончившие вуз, с трудом добирались до университета из разных регионов из-за бессистемно отключенного газоснабжения, подпитывающего общественный транспорт. Их учебе мешали регулярные отключения электроэнергии дома и в университете.

Блокада нанесла ущерб крупному и малому бизнесу из-за отсутствия импорта сырья и товаров. Люди ухаживают за своими огородами и возделывают каждый клочок земли. Земля, доставляющая нам все эти хлопоты, снабжает нас свежими витаминами в виде зелени, большей частью дикорастущей. Обильно растущие на склонах, они щедро продаются на местных базарах. Их традиционно готовят как суп с чесноком, запекают в тонких листах теста. На протяжении истории подобные осады научили нас практичному, здоровому и творческому использованию природы.

Положительные стороны блокады заключаются в том, что нехватка топлива вынуждает водителей тренироваться пешком до места назначения. Пластик больше не выбрасывают, а бережно хранят и используют повторно. В общем, люди упростили свою еду и одежду. Они часто в восторге от горсти макарон и чашки теплого чая. Я, например, похудела без особых усилий, чего вряд ли добилась бы, сидя на диетах в старые добрые времена.

Мой нынешний опыт вызывает сравнение с моей первой блокадой, пережитой в 10 лет. Блокада Арцаха в 9-м0 лет предшествовали войне. Сейчас блокадники измучены 30-летним послевоенным затяжным конфликтом; у людей конца 80-х было больше чувства безопасности и больше энергии. Беженцы 90-х годов из Баку и Шаумяна игнорировались властями, а к вынужденным переселенцам из Гадрута и Шуши теперь относятся лучше. В 90-х годах были густонаселенные и благополучные села Арцаха, мало подверженные недоеданию и бомбардировкам, в отличие от Степанакерта.

Сравнение двух блокад

Я помню начало обстрелов в ноябре 1991 года. Мы только что переехали в просторную квартиру со свежим ремонтом. Классическая столовая мебель сверкала. Ванные сияли. Спальни были просторными.

На дне рождения городская интеллигенция играла в шахматы, женщины обсуждали Анну Ахматову, а дети уплетали тарталетки со сливками. Следующей ночью наша семья проснулась от грохота залповых ракет из соседнего города. Мама сказала мне, что мы не пойдем в школу, чему я был рад, но и напуган всей шумихой. Соседние семьи шумно бежали в подвал под зданием с младенцами, одеялами и кроватками. Ракеты, предназначенные для нанесения противопехотного поражения на открытом поле боя, били дубинками по гражданскому населению, уже блокированному и отрезанному от всех сухопутных коммуникаций с Арменией с 1989, сигнализирующий о распаде советской империи. Следующие шесть месяцев превращали поселение в город-призрак. Здания, разрезанные пополам, пялились на вас черными дырами и ванными комнатами. Дороги были тесны крышами, а очаги на улицах напоминали о когда-то квартирных запасах. В своей книге «Современные святые и мученики , » Кэролайн Кокс, вице-спикер Палаты лордов, вспоминает: «Раньше я насчитывала 400 ракет «Град», каждый день обстреливающих Степанакерт».  

Когда отключили подачу воды, моей маме пришлось носить воду ведрами с окраины города под покровом ночи, чтобы не попасть под прицел снайперов. Как-то вечером мы ужинали натуральным кефиром, присланным от родственников из села (основной тогда поставщик продуктов), когда далекие взрывы ритмично и все ближе и громче. Избитые и напуганные, мы с братьями и сестрами получили указание выстроиться вдоль стены коридора в центре. Затем последовал звон разбитого стекла и крики наших соседей. Ракета, предназначенная для нашей квартиры, ввалилась в многолетнюю липу впереди; его разлетевшиеся осколки мелькнули по стенам и врезались в кухонное оборудование. Наша соседка госпожа Аня бросилась на кровать, накрылась одеялом и замерла. Другая дама так дрожала, что я подумал, что она укачивает младенца. Потом пришло известие, что этот залп ракет разрубил голову нашему соседу в подъезде соседнего дома.

Моя одноклассница, борющаяся с раком, потерявшая ногу в 11 лет, когда ее дом был обстрелян в 1991 году (Фото: Арег Балаян) . Я хотел, чтобы все это закончилось. Блокада нашего города была снята спустя полгода, когда пал город неприступной средневековой крепости Шуши.

Давление на психическое здоровье и способы его подпитки

Самым большим последствием блокады является серьезное давление на психическое здоровье, его способность убивать души и надежды людей, каждый третий из которых либо перемещен, либо лишился близких. Степанакертские психологи фиксируют высокую тревожность, депрессию, посттравматическое стрессовое расстройство, повышенный страх и необъяснимые боли в желудке у детей, агрессию, которая сильнее у ветеранов войны, травмы, часто межпоколенческие, виктимность и бессилие. Для поддержания психического здоровья Наталья Бехтерева, выдающийся нейрофизиолог, пережившая блокаду Ленинграда, советует пациентам уравновешивать отрицательные эмоции положительными (принцип эмоции против эмоции) и отгонять гнетущие мысли с помощью физических упражнений (эмоция против движения).

Театрализованная пьеса «Пока она умирала» трансформирует запустение и безумие людей и погружает их в историю матери и дочери, которые находят утешение в своем убогом районе уютными беседами и чтением вслух Чарльза Диккенса друг другу. . Однажды в дверь неожиданно постучали. Это джентльмен со свежим букетом. Последующее саспенс вырвало меня из суровой реальности на три часа по принципу «эмоция против эмоции». Я пошел с коллегой, который не был захвачен спектаклем. Может быть, она была слишком молода и лучше избавлена ​​от жизненных невзгод, чтобы испытывать сочувствие к одинокой даме. Тем не менее, спектакль понравился большинству, поскольку предполагал, что, хотя мы можем думать, что возможности жизни упущены, могут открыться большие шансы.

Театрализованное представление в блокадном городе, декабрь 2022

Люди также дорожат своим психическим здоровьем по принципу эмоции против движения. Они посещают фитнес-балет и barre-тренировки. В бальном зале собираются дамы разного возраста и происхождения, усердно выполняющие указания тренера. Это отгоняет их гнетущие мысли. Но это блаженное состояние оборвалось, когда нежная барышня с красивыми большими глазами и роскошными волосами, исполнявшая рядом со мной порт-де-бра, нарушила ход упражнений: «Мой дядя, получавший интервенцию в большом капитале, умер. Его семья здесь и не знает, что делать». Остальные дамы некоторое время стояли неподвижно, затем приступили к гимнастике.

Самый действенный психотерапевтический инструмент, по словам Виктора Франкла, выжившего в нацистских лагерях, — найти смысл жизни. Он утверждает, что человеческая жизнь, даже в страданиях и лишениях, никогда не перестает иметь смысл, и даже если нам больше нечего ожидать от жизни, жизнь все же чего-то ждет от нас. Надо не терять надежды, но сохранять мужество, чтобы безнадежность нашей борьбы не отвлекала нас от достоинства жизни и ее смысла. Смысл жизни может заключаться в том, «кто-то, на кого вы смотрите свысока — друг, жена, кто-то живой или мертвый, или Бог — и Он не ожидает, что мы его разочаруем» [1] , или же это может быть задание, которое нужно выполнить, или хватка какой-то будущей цели или действий.

Блокада пыталась украсть у нас смысл жизни, наши надежды и ценности, лишив нас человеческого достоинства, найдя убежище в прошлом или просто ожидая будущего. С другой стороны, оно открыло людям поиск смысла и сделало их более восприимчивыми к нему. Некоторые находят ее в растущей верности родине и считают блокаду жертвой во имя ее. Другие переосмысливают личные отношения, придают значение обучению или письму как терапии. Многие находят смысл в религии.

Голоса в церкви

Расстроенное психическое здоровье людей загоняет их в изящный туфовый собор. Церковь уравновешивает их боль и мучения радостью, утешением и надеждой. В церкви вы слышите голоса отчаяния, рассказы об утрате и чудесном спасении. Отчаянный голос принадлежит стоявшему на коленях перед алтарем мужчине, чей сын был похищен с военной позиции две недели назад. Он разговаривает со вселенной: «Верни моего сына. Он — причина, по которой я живу». Задние сиденья занимают джентльмен и барышня, которые рассказывают о своих потерях и спасении, а также о том, как они обрели смысл жизни. Одна из них — моя одноклассница, потерявшая ногу в первую же войну, когда в ее дом «попал» снаряд «Град». «Бог спас меня от рака кишечника, когда моему мальчику было три года. Бог услышал мой крик, и я услышала, как мой мальчик молился за меня».

Другой, Самвел, говорит, что Бог сохранил только его, невредимого из 42 бойцов отряда. «После поражения мы отступали по длинной дороге мертвых тел. Я молился за всех – за друзей и врагов, мертвых и живых. Молитва держала меня в здравом уме, и Бог сохранил мое тело невредимым, потому что мне еще предстоит служить людям во славу Его».

Блокады убивают поколения. Представители старшего поколения реактивируют свои механизмы преодоления с меньшей силой. У младших есть силы, но нет опытных сценариев выживания в осаде. Подобно хоббитам, мы находимся на пересечении интересов слишком многих сил и взяли на себя миссию, слишком большую для нас, чтобы выполнить, наши приключения продолжаются.

_____

[1] Виктор Франкл, Человек в поисках смысла, с. 104

  • Био

  • Последние посты

Лусинэ Ванян – писательница из Арцаха, которая начала свою карьеру как ученый, лектор и переводчик. Ее сочинения все чаще включают художественный и художественный стили, чтобы отразить яркие и раздираемые войной человеческие истории Арцаха, которые в противном случае могли бы кануть в лету.

  • Осажденный Арцах и психическое здоровье — 31 мая 2023 г.

Сознание человека. Почему сознание не является мозгом? – АллатРа Канада

Каждому человеку постоянно приходят в голову самые разные мысли, но откуда они берутся? Почему мысли нельзя остановить, и принадлежат ли они вообще человеку? Является ли разум (сознание) личностью? Или человек больше ума? Чтобы ответить на эти вопросы, я приглашаю вас в путешествие в мир человека и его секретов.

Что такое сознание?

«Любой человек скажет: «Я контролирую свой разум. Это мой разум. Я делаю то, что хочу». Мы много говорили об этом. Сядьте с ручкой и листом бумаги и запишите все, что он вам показывает и говорит. А потом прочти и увидишь: ты этого хотел? Вы заказывали эти мысли? Вы заказывали эти желания? И почему все это происходит. “

Из программы
СОЗНАНИЕ И ЛИЧНОСТЬ. ОТ НЕИЗБЕЖНО МЕРТВЫХ К ВЕЧНО ЖИВЫМ »

Человек – это не его мысли и не его сознание. По природе у нас есть два начала: Животное (материальное тело и сознание) и Духовное (Душа и Личность). На самом деле человек — это Личность; Личность — это то, кто вы есть на самом деле. От Души к Личности всегда идет жизненная сила, и Личность выбирает, куда ее перенаправить, т.е. на какое из двух начал обратить свое внимание. И что бы ни выбрала Личность, она укрепляет это своим вниманием.

Сознание является посредником между Личностью и этим материальным миром. Благодаря сознанию мы общаемся, видим, слышим, огорчаемся или наслаждаемся этим миром. Мысли в виде картинок в голове и озвученных слов, эмоции, желания, привычки, ощущения физического тела – все это элементы работы человеческого сознания.

Чтобы понять, что человек не есть сознание, можно привести ассоциативный пример с театром. Личность — зритель, а «артисты на сцене» — сознание. И там «художники» показывают тебе, как Личности, разные сценки: говорят тебе, что тебе нужно в жизни, чтобы ты был счастлив; спорить друг с другом, доказывать свою точку зрения; показывать вам разные фантазии, выставляя вас победителем в спорах, супергероем, кем-то еще. Вам показывают то, чего в реальности не было, выворачивая все до неузнаваемости, что по сути является магией. Те. «Артисты на сцене» предлагают и навязывают вам, как зрителю, жить своей жизнью. И чем ярче картинка, тем больше внимания вкладывает Личность в этот иллюзорный «театр в голове». А это финансирование «художников». Эти «Художники» делают все возможное, чтобы вызвать у вас эмоцию, привлечь ваше внимание. И от этих «художников» никуда не деться.

Но это не значит, что человеку не нужно развивать свое сознание.

«Не развивать сознание – значит уравняться с сознанием обезьяны, т.е. имеют недоразвитое сознание. “

Из программы
СОЗНАНИЕ И ЛИЧНОСТЬ. ОТ НЕИЗБЕЖНО МЕРТВЫХ К ВЕЧНО ЖИВЫМ »

Суть сознания — быть инструментом общения в этом трехмерном мире. Без сознания человек не сможет общаться, думать, даже банально знать, что его телу нужно кушать. Поэтому жить без сознания в материальном мире невозможно, но оно, как и любой другой инструмент, должно выполнять свои функции и быть хорошо развитым. Чем шире ваш кругозор, тем больше вы понимаете, тем больше вы способны ухватить в этом трехмерном мире, и тогда вы легко придете к тому, что материальный мир произошел от мира духовного.

«Если ты развиваешься как Личность, то развитое сознание только в помощь, оно не вредит… Хорошо развитое сознание облегчает понимание этого мира, улучшает общение с другими людьми».

Из программы
«СОЗНАНИЕ И ЛИЧНОСТЬ. ИЗ НЕИЗБЕЖНО МЕРТВЫХ К ВЕЧНО ЖИВЫМ»

К сожалению, в современном обществе сознание большинства людей из удобного инструмента превратилось в диктатора. И теперь уже не Личность управляет сознанием, а сознание управляет Личностью и навязывает ей свои приоритеты.

Просто Личности нужно рационально вкладывать свое внимание во все, что нужно самой Личности, а не в то, что ей навязывает сознание, типа «Художников» в голове.

Исследования ученых и их утверждения о сознании

Официальная психология считает, что сознание связано с мозгом человека, а это сам человек. Это ошибочное предположение вводит общество в заблуждение и влечет за собой серьезные последствия для будущих поколений.

Сознание — это не мозг человека, и самое главное, что сознание — это не сам человек. Этот факт уже подтвержден многими нейрофизиологами и другими людьми, изучающими этот вопрос и хотя бы сами наблюдающими.

Татьяна Зинченко (практикующий психотерапевт, реабилитолог, член профессиональной лиги Европейской ассоциации психотерапевтов): « Мы можем наблюдать активность сознания как ветер. Такого как сам ветер мы не можем видеть, но можем наблюдать следы ветра (следы на песке, шелест листьев, волны). То же самое и с человеческим сознанием, т.е. мы можем наблюдать работу сознания как мысли, эмоции, как желания. И, конечно же, в мозге такой структуры, как сознание, ученые не обнаружили.

Сознание не является продуктом мозга. И свидетельство комы, наркоза, возможности восприятия без пяти органов чувств, даже когда сердце не работает, т.е. кровообращение в мозгу остановлено, но человек сохраняет сознание».

Исследовательская группа под руководством Сэма Парния в течение 4,5 лет проводила эксперимент с участием 2060 пациентов в 15 больницах. Ученые собрали доказательства того, что человеческий разум все еще работает, даже если все остальное тело (включая мозг, как орган) уже можно считать мертвым.

Чарльз Скотт Шеррингтон (британский ученый в области физиологии и нейробиологии) писал в своей книге «Человек и его природа» (1946 г.), что «мозг сотрудничает с психикой», рассматривая мозг и психику (по « психею» он на самом деле имел в виду сознание) как независимые и отделенные друг от друга, связанные только по принципу взаимодействия.

Уайлдер Грейвс Пенфилд (канадский нейрохирург американского происхождения) после многих лет изучения мозга пришел к выводу, что «энергия разума отличается от энергии нервных импульсов мозга». (Пенфилд, В. Тайна разума, Принстон, 1975. С. 25-27).

Из книги Анастасии Новых «АллатРа»: «Мозг — посредник между сознанием и миром. Он воспринимает и пытается расшифровать коды, то есть разные сигналы, в том числе поступающие от пяти органов чувств. Но особенно важно отметить, что мозг способен воспринимать многие другие сигналы, поступающие не только из видимого, но и из невидимого мира.

Вместе со своим коллегой, основоположником современной нейрохирургии Уайлдером Пенфилдом, выполнившим более 10 000 операций на головном мозге, Экклс написал книгу «Загадка человека». В нем авторы прямо заявляют, что «нет сомнения в том, что человек управляется чем-то, что находится вне его тела».

Бехтерева Наталья Петровна (нейрофизиолог, научный руководитель Института наук о человеке РАН): «Проникнуть в истинную природу сознания — значит отойти от представления о том, что оно связано исключительно с атомно-молекулярным структур головного мозга». «Всю свою жизнь я посвятил изучению самого совершенного органа — человеческого мозга. И я пришел к выводу, что появление такого чуда невозможно без Творца».

Наталья Бехтерева говорила, что мозг — это некое «существо в существе», которое как бы живет и действует внутри нас по своим, неизвестным нам законам.

Святослав Всеволодович Медведев (советский и российский физиолог, директор Института мозга человека РАН): «Мозг есть интерфейс, посредник, связующее звено между материальным и идеальным. Орган, соединяющий мир человеческой психики, представлений, с миром действительности.

Отсюда можно сделать следующие выводы:

1. Сознание – энергоинформационная полевая структура, расположенная вне головного мозга (ученые – Бехтерева Н.П., Шеррингтон К.С., Пенфилд Ю.Г., Экклс Д.К.).

2. Человек в обычном режиме восприятия может наблюдать только продукты деятельности сознания в виде эмоций, мыслей, активных состояний (например, агрессивность, альфа-значительность, обиду, разочарование, одиночество и т. д.), но а не само поле сознания.

3. Сознание не является продуктом работы мозга. А это свидетельствует о проявлениях сознания, когда человек находится в состоянии комы и под наркозом, а также о возможности восприятия без пяти органов чувств и т. д.

4. Мозг является приемником и передатчиком информации, которую он получает от сознания, а также от внешнего мира с помощью пяти органов чувств и не только.

ЛИЧНОСТЬ ЕСТЬ ДУХ

Мы узнали, что сознание — это не человек, а лишь инструмент, данный нам для восприятия этого трехмерного мира, в котором мы живем. Также мысли являются продуктом работы сознания. Другими словами: любые мысли, которые каждый индивид слышит в своей голове – не его собственные, это то, что предлагает ему сознание. Но человек сам выбирает, на какие мысли обращать внимание. И от этого зависит его судьба. По этому поводу есть очень хорошая и маленькая притча, очень глубокая по смыслу:

Давным-давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненно важную истину.

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк олицетворяет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, честолюбие, ложь…

Другой волк олицетворяет добро – мир, любовь, надежду, правду, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души слова деда, подумал немного, а потом спросил:

— А какой волк в итоге побеждает?

Старый индеец слегка улыбнулся и ответил:

– Всегда побеждает волк, которого ты кормишь.

Личность есть Дух. И Дух, он не материален. Возникает вопрос, как тогда развиваться духовно? Самое главное, это развивать в себе божественное, то, что находится за пределами человеческого разума. А это чувственное восприятие , язык глубоких чувств, который понимает душа каждого человека. Это взращивание внутренней Любви к Богу и ко всем людям.

Для развития чувственного восприятия известны различные духовные инструменты: аутогенная тренировка, медитация, духовные практики. Все они доступны в оригинальном виде благодаря книгам А.Новых.

Потому что вы понимаете, что практический путь к Богу — это путь ваших внутренних чувств и действий. Это очень важный момент – по действиям. То есть ты не сидишь, не ждешь, что тебе кто-то придет, что-то подарит, а ты действуешь, ты просто выражаешь свои чувства, ты любишь, ты остаешься в этом чувстве каждый день. Вы выражаете свое намерение чувствами, вы выражаете его в моменте «здесь и сейчас». И это ваша личная жизнь – это жизнь Личности. Это сильно отличается от той личной жизни, которую знает ваше сознание, она тоже заставляла вас страдать от мыслей, заставляла думать о внешнем… Потому что в эти минуты глубокой радости вы понимаете, что ваш Дух не порабощен, что ваш Дух выше разума.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *