Лев Толстой. Цитаты. Афоризмы.
Лев Николаевич Толстой (28.08.1828 — 7.11.1910)
— великий русский писатель, публицист и религиозный мыслитель.
Безумец — это прежде всего человек, которого не понимают
Бессмыслица жизни есть единственное несомненное знание, доступное человеку
В области наук считается необходимым исследование, проверка изучаемого, и, хотя сами по себе предметы лженауки ничтожны, т.е. исключено из неё все то, что касается серьезных нравственных вопросов жизни, в ней не допускается ничего нелепого, прямо противного здравому смыслу. Область же религии, к которой отнесены все серьезные жизненные, нравственные вопросы, вся переполнена бессмысленными чудесами, догматами, прямо противными здравому смыслу, часто даже и нравственному чувству, к устранению которых никто не смеет прикоснуться
В чём цель жизни? Воспроизведение себе подобных. Зачем? Служить людям. А тем, кому мы будем служить, что делать? Служить Богу? Разве Он не может без нас сделать, что ему нужно. Если Он и велит служить себе, то только для нашего блага. Жизнь не может иметь другой цели, как благо, радость
Ведь неизбежно одно из двух: или человек сознает себя в неразрывной зависимости от какого-то неизвестного ему, не вещественного, но несомненно существующего начала и видит смысл своей жизни в исполнении закона этого начала, или, напротив, признает себя одного начало всего и не знает никакого другого закона, кроме своих желаний.
/О безумии/
Вера есть знание смысла человеческой жизни, вследствие которого человек не уничтожает себя, а живет. Вера есть сила жизни. Если человек живет, то он во что-нибудь да верит. Если б он не верил, что для чего-нибудь надо жить, то он бы не жил
Вера есть понимание смысла жизни и признание вытекающих из этого понимания обязанностей
Верьте себе и живите так, напрягая все свои силы на одно: на проявление в себе бога, и вы сделаете все, что вы можете сделать и для своего блага, и для блага всего мира
Волей-неволей человек должен признать, что жизнь его не ограничивается его личностью от рождения и до смерти и что цель, сознаваемая им, есть цель достижимая и что в стремлении к ней — в сознании большей и большей своей греховности и в большем и большем осуществлении всей истины в своей жизни и в жизни мира и состоит и состояло и всегда будет состоять дело его жизни, неотделимой от жизни всего мира
Времени нет, есть только мгновение. И поэтому в одно это мгновение надо полагать все свои силы
Время есть бесконечное движение, без единого момента покоя — и оно не может быть мыслимо иначе
Все мы храбримся друг перед другом и забываем, что все мы, если мы только не любим, — жалки, прежалки. Но мы так храбримся и прикидываемся злыми и самоувереннными, что сами попадаемся на это и принимаем больных цыплят за страшных львов…
/Из письма Льва Толстого В.Г.Черткову/
Все строят планы, и никто не знает, проживёт ли он до вечера
Для бессмертной души нужно такое же и дело бессмертное, как она сама. И дело это, бесконечное совершенствование себя и мира — и дано ей
Для того чтобы жить доброй жизнью, нет надобности знать о том, откуда ты явился и что будет на том свете
Единственный смысл жизни человека — это совершенствование своей бессмертной основы. Все другие формы деятельности бессмысленны по своей сути, в связи с неотвратимостью гибели
Если человек — только телесное существо, то смерть есть конец чего-то ничтожного. Если же человек — существо духовное, и душа только временно жила в теле, то смерть — только перемена
Есть ли в моей жизни смысл, который не будет разрушен неминуемой смертью, ожидающей меня?
Есть только одно важное для всех дело в жизни — улучшать свою душу. Только в этом одном деле человеку не бывает помехи и только от этого дела человеку всегда бывает радостно
Живя с людьми, не забывай того, что ты узнал в уединении. В уединении обдумывай то, что узнал из общения с людьми
Жизнь — это переход из одной формы в другую. Жизнь этого мира есть материал для новой формы
Жизнь есть совершающееся творчество. Разница — там сотворен, а здесь творится. Орудие — любовь. Точка его — разум
Жизнь сознаваемая разумным сознанием — невидимое, но несомненное подчинение в каждое мгновение настоящего своего животного закону разума, освобождающее свойственное человеку благоволение ко всем людям и вытекающую из него деятельность любви
Жизнь человеческая, полная телесных страданий, всякую секунду могущая быть оборванной для того, чтобы не быть самой грубой насмешкой, должна иметь смысл такой, при котором значение жизни не нарушалось бы ни страданиями, ни её кратковременностью
Жизнь — установление нового отношения к миру через большее и большее подчинение животной личности разуму, и проявление большей степени любви
Жизнь, представляющаяся мне ничем, есть ничто
Зло только внутри нас, то есть там, откуда его можно вынуть
Значение жизни открыто в сознании человека, как стремление к благу. Уяснение этого блага, более и более точное определение его, составляет главную цель и работу жизни всего человечества
Идеал — это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления — нет жизни
Истинное знание состоит в том, чтобы знать, что мы знаем то, что знаем, и не знаем того, чего не знаем, сказал Конфуций. Ложное же — в том, чтобы думать, что мы знаем то, чего не знаем, и не знаем того, что знаем; и нельзя дать более точного определения того ложного познания, которое царствует среди нас
Каждый поступок ничто в сравнении с бесконечностью пространства и времени, а вместе с тем действие его бесконечно в пространстве и времени
Кто усовершенствовался, тот не может верить тому, чтобы это усовершенствование кончилось
лучшие из молодежи — несчастные, колеблясь между самодовольством знания всей болтовни Дарвинов, Геккелей, Марксов, разных Метерлинков, Кнутов Гамсунов, Вейнингеров, Ницше и т. п., почитаемых ими великими мудрецами, и смутным сознанием бессмысленности на основании этих учений понимания жизни, все-таки ищут, и разумеется тщетно, объяснения смысла жизни и все больше и больше, как это и не может быть иначе, приходят в отчаяние
Люди должны жить во лжи или видеть ужасную истину бессмыслицы бытия, и всякий шаг в познании ведёт людей к этой истине
Люди, боящиеся смерти, боятся ее оттого, что она представляется им пустотою и мраком; но пустоту и мрак они видят потому, что не видят жизни.
Мы живы не потому, что бережем себя, а потому, что делаем дело жизни
Мы не можем представить себе жизнь после смерти и не можем вспомнить жизнь до рождения потому, что не можем представить себе ничего вне времени
Науки не дают ответа о смысле жизни, а лишь показывают, что в необъятных, с их помощью открытых горизонтах, ответа на этот вопрос нет
Наша жизнь — постоянно бегство от себя, точно угрызения совести преследуют и пугают нас. Как только человек становится на свои ноги, он начинает кричать, чтобы не слыхать речей, раздающихся внутри… В этой боязни исследовать, чтобы не увидать вздор исследуемого, в этом искусственном недосуге, в этих поддельных несчастиях, усложняя каждый шаг вымышленными путами, мы проходим по жизни спросонья и умираем в чаду нелепостей и пустяков, не пришедши в себя
Не бойтесь этого разногласия; напротив, знайте, что в этом разногласии вашем со всем окружающим выразилось самое лучшее, что есть в вас, — то божественное начало, проявление которого в жизни составляет не только главный, но единственный смысл нашего существования
Не думай, чтобы недоумение перед смыслом человеческой жизни и непонимание его представляло что-либо возвышенное и трагическое. Недоумение человека, непонимающего, что делается, и суетящегося среди занятых людей, представляет не нечто возвышенное и трагическое, а нечто смешное, глупое и жалкое
Не оттого люди ужасаются мысли о плотской смерти, что они боятся, чтобы с нею не кончилась их жизнь, но оттого, что плотская смерть явно показывает им необходимость истинной жизни, которой они не имеют
Нет ничего более полезного для души, как памятование о том, что мы ничтожная и по времени и по пространству козявка и что сила твоя только в понимании своего ничтожества
Неужели только затем и явился я на этот короткий промежуток времени в мир, чтобы наврать, напутать, наделать глупостей и исчезнуть
Оглянувшись на людей, на все человечество, я увидал, что люди живут и утверждают, что знают смысл жизни. На себя оглянулся: я жил, пока знал смысл жизни. Как другим людям, так и мне смысл жизни и возможность жизни давала вера
Ответы, даваемые всеми науками о смысле жизни, есть только тождества
Плотская смерть уничтожает пространственное тело и временное сознание, но не может уничтожать того, что оставляет основу жизни: особенное отношение к миру каждого существа
Полной свободы нет, но человек приближается к свободе по мере соединения своего с Богом разума и любви
Прошлой ночью я подумал во сне, что кратчайшее выражение смысла жизни может быть таким: мир движется и совершенствуется. Главная задача — внести вклад в то движение, подчиниться ему и сторудничать с ним
Пять лет назад странное состояние ума начало овладевать мною: у меня были моменты растерянности, остановки жизни, как будто я не знал, как я должен жить, что я должен делать. …Эти остановки жизни всегда возникали с одним и тем же вопросом: «почему?» и «зачем?» …Эти вопросы со все большей настойчивостью требовали ответа и, как точки, собирались в одно черное пятно
Разумное знание в лице ученых и мудрых отрицает смысл жизни, а огромные массы людей, все человечество — признают этот смысл в неразумном знании. И это неразумное знание есть вера
самый факт смерти близкого знакомого вызвал во всех, узнавших про нее, как всегда, чувство радости о том, что умер он, а не я
/Смерть Ивана Ильича/
Свобода в том, что каждый может увеличить свою долю любви, и потому благо
Смысл жизни каждого отдельного человека только в увеличении в себе любви; что это увеличение любви ведет отдельного человека в жизни этой ко все большему и большему благу
Сознание отделяется и, как созревшее, отпавшее семя, ищет зацепиться, прижаться к чему-нибудь, к почве, нужной ей, чтоб начать жить снова
Спасение не в обрядах, таинствах, не в исповедании той или иной веры, а в ясном понимании смысла своей жизни
Страх смерти есть только сознание неразрешенного противоречия жизни
Страх смерти происходит от того, что люди принимают за жизнь одну маленькую, их же ложным представлением ограниченную часть её
Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью
Счастье есть удовольствие без раскаяния
Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок
Счастье охотнее заходит в тот дом, где всегда царит хорошее настроение
То ж, что мы живем безумной, вполне безумной, сумасшедшей жизнью, это не слова, не сравнение, не преувеличение, а самое простое утверждение того, что есть
То ли ты сделал, что нужно делать, — получает огромную важность, потому что единственный смысл жизни твоей только в том, то ли ты делаешь в этот короткий, данный тебе срок жизни, что хочет от тебя Тот, Кто послал тебя в жизнь. То ли ты делаешь?
Только она — смерть, т.е. мысль о ней, выносит в такую область мысли, где полная свобода и радость
Только отрекаясь от того, что погибнет и должно погибнуть, от нашей животной личности, мы получаем нашу истинную жизнь, которая не погибает и не может погибнуть
Тому, кто верит, что жизнь не началась с рождения и не кончится со смертью, легче жить доброй жизнью
Тот, кто ложно понимает жизнь, всегда будет ложно понимать и смерть
Убеждение в том, что жизнь имеет смысл, даётся человеку как награда за осмысленную жизнь
Умирая, желал бы сказать, совсем умирая, сказать: правда ли, что я думал о смысле жизни, что он в увеличении любви. Хоть головой мотнуть утвердительно или отрицательно
Утешиться может только тогда, когда поймешь, что жизнь в содержании, а не в сосуде
Ученый не имеет ответа на главный вопрос всякого разумного человека: зачем я живу и что мне делать?
Философия не даёт ответа на вопрос о смысле жизни, а лишь усложняет его
Человек должен быть всегда счастливым, если счастье кончается, смотри, в чём ошибся
Человек закован в свое одиночество и приговорен к смерти
Человек имеет в глубине души своей неизгладимое требование того, чтобы жизнь его была благом и имела разумный смысл
Человек на земле есть работник, приставленный к делу спасения своей души
Человек умер, но его отношение к миру продолжает действовать на людей, даже не так, как при жизни, а в огромное число раз сильнее, и действие это по мере разумности и любовности увеличивается и растет, как все живое, никогда не прекращаясь и не зная перерывов
/Толстой Л. Н. ПСС, 1956, т. 26, с. 413./
Человеку не может быть доступна цель его жизни. Знать может человек только направление, в котором движется его жизнь
Чем мы умнее, тем менее понимаем смысл жизни и видим какую-то злую насмешку в том, что мы страдаем и умираем
Что свойственно делать человеку, как разумному существу: сознавать тот грех, который произвел страдание, каяться в нем и познавать истину
Я понял, что для того, чтобы понять смысл жизни, надо прежде всего, чтобы жизнь была не бессмысленна и зла, а потом уже — разум для того, чтобы понять ее
Я уверен, что смысл жизни для каждого из нас — просто расти в любви.
Религия и вера; Смысл жизни ; О бытие, о становлении человеком; Мы и другие; Экзистенциальная психология; Время; Самоактуализация и самореализация; Бытие и ничто. Жизнь и смерть; psyche+logos ; Свобода и ответственность ; Одиночество; Тревога; Этот безумный, безумный мир; счастье и горе; Тело и дух; абсурд; любовь
«Не могу молчать». Цитаты Льва Толстого
25 сентября 2022
Цитаты
1
Поделиться
Про какие вещи не мог не высказаться классик литературы Лев Толстой? Цитаты автора «Войны и мира» о действительно важном собрали в галерее.
О чём не мог молчать классик русской литературы Лев Толстой? Цитаты о вопросах и темах, которые беспокоили ум и душу великого писателя, – наша сегодняшняя подборка высказываний для галереи.
«Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя, в той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет, стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя».
Записная книжка, 13 марта 1890 года
«Все бедствия и всего человечества и отдельных людей не бесполезны и ведут человечество, хотя и окольным путём, всё к той же одной деятельности, которая предназначена людям: совершенствованию».
«Закон насилия и закон любви»
«Слава добрых в их совести, а не в устах людей».
«Закон насилия и закон любви»
«Насилие не может быть сделано одним человеком над многими, а только преобладающим большинством, единомышленным в невежестве».
Из письма Ег.П. Ковалевскому, 12 марта 1860 года, Ясная Поляна
«Зло только внутри нас, то есть там, откуда его можно вынуть».
«Кто вас любит? Ваша жена? Ваш ребёнок? Но ведь это не любовь. Любовь жены, детей – это не человеческая любовь. Так, и сильнее, любят животные. Человеческая любовь – это любовь человека к человеку, как к сыну Божию и потому к брату».
«Не могу молчать»
«Простота – необходимое условие прекрасного. Простое и безыскусственное может быть нехорошо, но непростое и искусственное не может быть хорошо».
Из письма Л.Н. Андрееву, 2 сентября 1908 года, Ясная Поляна
«Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».
Письмо А.А. Толстой, октябрь 1857 года
«Дело жизни, назначение её – радость. Радуйся на небо, на солнце, на звёзды, на траву, на деревья, на животных, на людей. И блюди за тем, чтобы радость эта ничем не нарушалась. Нарушается эта радость, значит, ты ошибся где-нибудь – ищи эту ошибку и исправляй».
15 сентября, Ясная Поляна (избранные дневники, 1847–1894 годы)
Чтобы вам было удобнее одним махом сохранить все мудрые мысли Толстого, даём их ниже.
- «Кто вас любит? Ваша жена? Ваш ребёнок? Но ведь это не любовь. Любовь жены, детей – это не человеческая любовь. Так, и сильнее, любят животные. Человеческая любовь – это любовь человека к человеку, как к сыну Божию и потому к брату». «Не могу молчать»
- «Слава добрых в их совести, а не в устах людей». «Закон насилия и закон любви»
- «Все бедствия и всего человечества и отдельных людей не бесполезны и ведут человечество, хотя и окольным путём, всё к той же одной деятельности, которая предназначена людям: совершенствованию». «Закон насилия и закон любви»
- «Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя, в той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет, стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя». Записная книжка, 13 марта 1890 года
- «Зло только внутри нас, то есть там, откуда его можно вынуть».
- «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость». Письмо А.А. Толстой, октябрь 1857 года
- «Дело жизни, назначение её – радость. Радуйся на небо, на солнце, на звёзды, на траву, на деревья, на животных, на людей. И блюди за тем, чтобы радость эта ничем не нарушалась. Нарушается эта радость, значит, ты ошибся где-нибудь – ищи эту ошибку и исправляй». 15 сентября, Ясная Поляна (избранные дневники, 1847–1894 годы)
- «Насилие не может быть сделано одним человеком над многими, а только преобладающим большинством, единомышленным в невежестве». Из письма Ег.П. Ковалевскому, 12 марта 1860 года, Ясная Поляна
- «Простота – необходимое условие прекрасного. Простое и безыскусственное может быть нехорошо, но непростое и искусственное не может быть хорошо». Из письма Л.Н. Андрееву, 2 сентября 1908 года, Ясная Поляна
Автор «Войны и мира» часто размышлял о судьбах своей родины. Многие её проблемы болью откликались в его сердце. Свои рассуждения о мире и войне, любви и смерти, вере, долге и свободе он переносил на бумагу, некоторые из них оформлялись в его полновесные публицистические работы. Часть цитат выше взята из манифестов Толстого «Не могу молчать» и «Закон насилия и закон любви». Их, как и «Одумайтесь!», недавно переиздали в одном сборнике. Ознакомиться с этими статьями никогда не поздно и совершенно не вредно.
Вам также может быть полезен материал про высказывания древнеримского философа и оратора Цицерона.
Text: ReadRate
- Художественная литература
- Проза
Лев Толстой
Лев Николаевич Толстой
(1832 книги)
Лев Толстой — русский писатель и мыслитель.
Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году в имении Ясная Поляна (находится под Тулой, Московская область). По отцовской линии он принадлежал к старинному роду…Ещё
1
Поделиться
Что нужно Богу для вечной жизни?
Требует ли Бог чего-либо от нас, чтобы мы получили вечную жизнь? В Иоанна 3:16 Иоанна 3:16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
Американский король Иаков Версия ×, возможно, самое известное место Писания в Библии, Бог говорит, что дарует вечную жизнь тем людям, которые верят в Иисуса Христа. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную».
Какое чудесное, вдохновляющее предложение от нашего Создателя — даром даровать вечную жизнь каждому, кто верит в Его Сына.
Но это все? Основываясь на этом писании, многие считают, что все, что нужно сделать для спасения, — это «принять Иисуса», и в этот момент принятия человеку будет обеспечена вечная жизнь. Это то, что говорит Библия?
Ясно, что Бог дает нам вечную жизнь из Своей глубокой любви к человечеству. Как поясняет апостол Павел: «И вас, мертвых по преступлениям и грехам, оживотворил», но «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и мы, мертвые по преступлениям, оживотворил нас вместе со Христом…» (Ефесянам 2:1 Ephesians 2:1 И вас оживил, мертвых по преступлениям и грехам;
Американская версия короля Якова ×, 4, 5).
Далее в той же главе Павел далее объясняет, каким образом мы получаем вечную жизнь: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас; Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился (Ефесянам 2:8 Ефесянам 2:8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас: это дар Божий:
Американский король Джеймс Версия ×, 9). Вечная жизнь приходит в результате Божьей благодати. Это Его дар, незаработанный и незаслуженный с нашей стороны, даром переданный нам.
Никто не может заслужить вечную жизнь
Эти Священные Писания ясно показывают, что вечная жизнь дается по благодати Божьей через веру в Иисуса, а не нашими собственными усилиями или делами послушания. Никто и никогда не сможет похвастаться тем, что он заслужил или заслужил дар вечной жизни. Спасение принадлежит Богу, чтобы дать, а не нам требовать.
Но вернемся к нашему вопросу. Требуется ли что-нибудь от тех, кто получает чудесный Божий дар вечной жизни?
Если и есть авторитет для получения вечной жизни, то это должен быть Иисус Христос. Ведь Он тот, через кого мы ее получаем.
Христос назван виновником нашего спасения: «…Хотя Он и Сын, но страданиями научился послушанию. И, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евреям 5:8 Евр. 5:8 Хотя Он и был Сыном, тем не менее научился послушанию своими страданиями;
Американская версия короля Якова ×, 9).
Поскольку спасение приходит по вере, что имеет в виду это место Писания, когда говорит о «вечном спасении для всех, повинующихся Ему?» Если спасение Христа — это дар, который мы никак не можем заслужить, какое отношение имеет послушание к вечной жизни? Если мы должны сделать что-то, чтобы получить Божье обетование, как это может быть даром?
Христос — авторитет вечной жизни
Поскольку Иисус — автор нашего спасения, давайте рассмотрим несколько Его утверждений, которые говорят нам, как мы можем получить этот дар.
Во время земного служения Иисус Христос участвовал во многих разногласиях с фарисеями, религиозными лидерами, которые требовали строгого законнического послушания их толкованиям Божьего закона. Но, хотя у Иисуса было много острых разногласий с ними, Он никогда не говорил, что повиновение Божьему закону является ненужным или неправильным. На самом деле Он сказал, что если мы надеемся войти в Божье Царство, нам должно быть даже 9 лет.0043 больше праведности, чем у фарисеев (Матфея 5:20 Матфея 5:20 Ибо говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы ни в коем случае не войдете в Царство Небесное
Американская версия короля Якова ×).
Проблема фарисеев заключалась в том, что они не понимали причин повиноваться законам Бога. Обратите внимание на комментарии Иисуса к ним в Матфея 23:23 Матфея 23:23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры! ибо вы платите десятину с мяты, аниса и тмина и упускаете из виду более важные вопросы закона, суда, милосердия и веры: это вам надлежало делать, а не оставлять другие несделанными.
Американская версия короля Якова ×: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры! Вы платите десятину с мяты, аниса и тмина и пренебрегаете более важными вопросами закона: справедливостью, милосердием и верой. Это вы должны сделать, не оставив незавершенными другие».
Иисус похвалил книжников и фарисеев за их послушание, но сказал, что они кое-что упустили: они не усвоили гораздо более важные уроки, которые должны были быть получены из послушания Божьему закону и самой цели этого. Христос считает, что послушание важно не только для упражнения в том, что нам велено делать, но и потому, что через послушание мы можем научиться благочестивым качествам здравого суждения, любящего милосердия и непоколебимой веры.
В Матфея 7:21 Матфея 7:21 Не всякий, сказавший мне: Господи, Господи, войдет в Царство Небесное; но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
Версия американского короля Иакова ×Иисус сделал еще одно поразительное заявление: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи, Господи», наследует Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного».
Он ясно дал понять, что просто признать Иисуса Христа Господом и Учителем — сказать «Господи, Господи» — недостаточно. Чтобы унаследовать Царство, мы должны сделай что-нибудь. Мы должны исполнять волю Отца, как Он ясно сказал.
Но если мы должны сделать что-то, чтобы получить вечную жизнь, разве это не противоречит тому, что это действительно дар? Разве мы не спасены только потому, что верим в Иисуса Христа?
Словарь американского наследия определяет «убеждение» как: «1. Умственное действие, состояние или привычка доверять или доверять человеку или вещи. 2. Умственное принятие или убеждение в истине или реальности чего-либо. »
Иисус хочет, чтобы мы поняли, что получение вечной жизни — это нечто большее, чем просто умственное действие или умственное принятие. Наша убежденность в том, что Он наш Спаситель, должна быть больше, чем просто теплая, утешительная мысль или интеллектуальная концепция. Иисус предупреждает, что недостаточно просто призвать Его имя или признать Его «Господом». Иисус учил, что Бог требует, чтобы мы проявляли нашу веру, послушно исполняя волю Отца.
Спасение — это только начало
Иисус Христос подчеркивал, что следование за Ним требует больших усилий и жертв от тех, кто хочет стать Его учениками. Принятие Иисуса как Спасителя ведет к вызовам, выборам и трудным решениям: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо всякий, желающий спасти свою жизнь, потеряет ее, но кто потеряет душу свою ради Меня, тот найдет ее» (Матфея 16:24 Матфея 16:24 Тогда сказал Иисус ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй я
Американский король Джеймс Версия ×, 25).
Этот уровень усилий включает в себя гораздо больше, чем просто ментальное или интеллектуальное принятие. Принятие Иисуса и вера в него требуют, чтобы наши приоритеты изменились, как Он ясно дал понять. Наша жизнь больше не принадлежит только нам, но посвящена следованию за Христом. Если мы будем делать то, что мы хотим, Он сказал, что мы потеряем наши жизни. Вместо этого от нас требуется делать то, что повелевает Иисус.
Это требует живого, активного, глубоко преданного послушания, которое демонстрирует нашу веру в Его жертву за нас и в Его руководство нашей жизнью.
Принцип проиллюстрирован примером, записанным в Луки 19:11-27 Луки 19:11-27 [11] Услышав это, Он прибавил и сказал притчу, потому что был близ Иерусалима, и потому что они думали, что Царство Божие должно немедленно явиться.
(12) Поэтому он сказал: некоторый вельможа отправился в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и вернуться.
(13) И призвал десять рабов своих, и дал им десять мин, и сказал им: занимайте, пока я приду.
(14) Но жители его возненавидели его и послали вслед за ним, говоря: мы не хотим, чтобы этот человек царствовал над нами.
(15) И было так, что когда он возвратился, получив царство, то он приказал позвать к себе этих слуг, которым он дал деньги, чтобы он мог знать, сколько каждый человек приобрел путем трейдинг.
(16) Тогда пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин.
(17) И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты был верен в малом, возьми в управление десять городов.
(18) И пришел второй и сказал: господин! мина твоя прибавила пять мин.
[19] Сказал также и ему: будь и ты над пятью городами.
(20) И пришел другой и сказал: господин! вот твоя мина, которую я положил завернутой в платок;
(21) Ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял.
(22) И сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб. Ты знал, что я человек суровый, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял;
(23) Почему же ты не отдал серебра моего в банк, чтобы я, придя, получил свое с лихвой?
(24) И сказал стоявшим тут: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин.
(25) И сказали Ему: господин! у него десять мин.
(26) Ибо говорю вам: всякому имеющему дастся; а у неимеющего отнимется и то, что имеет.
(27) А тех врагов моих, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною.
Американский король Джеймс Версия ×. В притче Иисус сравнивает Себя с богатым дворянином, уезжающим в дальнее путешествие. Когда дворянин уходит, он дает своим слугам деньги и поручает им вкладывать их во время его отсутствия.
По возвращении дворянин требует знать, чего добился каждый слуга. Он награждает двух своих слуг за то, что они увеличили то, что он им дал. Третий слуга утверждал, что так боялся потерять первоначальную сумму, что даже не пытался ее вложить.
Страх этого слуги и последующее непослушание доказали, что он неверен. В притче Сам Иисус Христос, представленный вельможей, судит неверного раба как врага и осуждает его (стих 27).
Притча показывает, что послушание, дела и духовный рост доказывают нашу верность. Это также показывает, что послушание дает результаты и достижения, которых Бог ожидает от нас.
С другой стороны, отказ подчиниться демонстрирует недостаток веры и приведет к осуждению.
Начало пожизненного посвящения
Еще один урок, который мы извлекаем из этой притчи, состоит в том, что избрание для вечной жизни — это не конец; это только начало.
Как выразил это Павел: «И вас, бывших некогда отчужденными и врагами в уме своем из-за злых дел, ныне примирил в теле плоти Своей, смертью, чтобы представить вас святыми и непорочными и безупречными в Своем если только пребудете тверды и непоколебимы в вере и не отступите от надежды благовествования…» (Колоссянам 1:21-23 Колоссянам 1:21-23 [21] И вас, бывших некогда отчужденными и врагами по уму из-за злых дел, теперь примирил
(22) В теле плоти Своей через смерть, чтобы представить вас святыми и непорочными и безупречными в глазах Его,
(23) Если вы пребудете твердо и непоколебимо в вере и не отступите от надежды на благовествование, которое вы слышали и которое было возвещено всякой твари под небом, служителем которого я, Павел;
Американский король Джеймс Версия ×).
Обратите внимание, что шанс получить вечную жизнь обусловлен. Чтобы оставаться святыми и непорочными перед Богом, мы должны «пребывать в вере». Мы должны приложить усилия. Мы должны производить.
Обращение — это только начало Божьей работы в вашей жизни. Мало того, это также начало вашей работы для Бога. Чтобы получить вечную жизнь, нужно больше, чем сидеть и пассивно ожидать, что Бог передаст ее нам. Мы знаем, что это дар, и что послушание Богу не приносит того, что Он дает нам добровольно, но мы также должны использовать этот дар в работе. Мы должны демонстрировать нашу веру послушанием.
Во 2-й главе Ефесянам, процитированной ранее, Павел утверждает, что мы спасены по благодати Божьей, а не по нашим делам. Однако затем он завершает свои комментарии о получении вечной жизни по благодати, заявляя: «Ибо мы Его творение, сотворенные во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог приготовил заранее, чтобы мы ходили в них» (стих 10, курсив мой. через).
Павел говорит, что цель нашего получения вечной жизни состоит в том, чтобы мы могли начать жизнь добрых дел.
Награды по делам
Состоятельный юноша подошел к Иисусу и спросил Его, как он может получить вечную жизнь. «Добрый Учитель, что мне сделать доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» — спросил человек (Матфея 19:16 Матфея 19:16 И вот, некто подошел и сказал ему: Добрый Учитель, что мне сделать доброго, чтобы иметь жизнь вечную?
Американская версия короля Якова × ). Ответ Христа в стихе 17 может шокировать тех, кто считает послушание Закону Божьему излишним: «Почему вы называете Меня благим? Никто не благ, кроме Одного, то есть Бога. Но если хотите войти в жизнь, соблюдай заповеди ».
Иисус не ответил, что ничего не требуется, кроме веры в Бога. Он сказал молодому человеку, что он должен соблюдать заповеди Бога , чтобы получить дар вечной жизни. Он сказал, что послушание принесет жизнь вечную (на самом деле ничто не может заработать ее), но Он ясно дал понять, что это необходимо
Когда молодой человек не желал пожертвовать своим физическим богатством, чтобы посвятить себя Христу , ученики смутились. Они, видимо, думали, что при всем его таланте и способностях этот впечатляющий юноша был из тех людей, которые заслужили вечную жизнь. Услышав это, ученики Его чрезвычайно изумились, спастись? Но Иисус, взглянув на них, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно» (ст. 25, 26).
Иисус еще раз подчеркивает, что, хотя и требуется послушание Божьим заповедям, оно не приносит вечной жизни. Ни один человек не может заслужить вечную жизнь своими собственными усилиями.
Во-первых, наши усилия всегда будут тщетными, о чем свидетельствует отсутствие приверженности этого молодого человека. И неважно, от чего мы отказываемся или что делаем, наши действия не могут принести нам Божий дар (стихи 27-29). Вечная жизнь невозможна, кроме как по милости Божией, но эта действительность не освобождает нас от требования послушания.
Бесплатно, но недешево
Возможно, вы слышали выражение: «Спасение бесплатно, но недешево». Наш дар жизни стоил Христу Его жизни. Иисус Христос, Сам Сын Божий, добровольно отдал Свою жизнь, чтобы мы могли наслаждаться даром вечной жизни. В свою очередь, Он ожидает, что и мы отдадим свою жизнь ради спасения. «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, жены и детей, братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником. И кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть ученик Мой» (Луки 14:26 9).0003 Luke 14:26 Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником.
Американская версия короля Якова ×, 27).
Наша любовь и преданность Иисусу Христу и Богу-Отцу должны быть для нас важнее любых других отношений. Каждый из нас должен быть готов нести свой «крест», верно следовать за Иисусом даже через самые трудные жизненные испытания.
Стихи 28-33 несут эту мысль, предупреждая нас тщательно обдумать, что принятие дара вечной жизни обходится самой высокой ценой, которую мы можем себе представить. «…Кто из вас не оставит всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (стих 33). Как Иисус отдал Свою жизнь за нас, так и мы должны быть готовы отдать свою жизнь, чтобы следовать за Ним.
Послушание ничего нам не дает
Иисус использовал историю, чтобы проиллюстрировать, что мы можем ничего не заработать через послушание. «И кто из вас, имея раба, пашущего или пасущего овец, скажет ему, когда тот придет с поля: «пойди сейчас и садись есть»? на мой ужин, и опоясывайся, и служи мне, пока я не буду есть и пить, а потом будешь есть и пить ты? Благодарит ли он того слугу за то, что он сделал то, что ему было велено? Я думаю, что нет. Так же и ты, когда все, что вам повелено, вы сделали, говорите: мы рабы негодные; мы сделали то, что должны были сделать» (Луки 17:7-10 9).0003 Luke 17:7-10 [7] Но кто из вас, имея раба, пашущего или пасущего скот, по приходу его с поля скажет ему: пойди, сядь и ешь пищу?
(8) И не скажет ему лучше: приготовь мне поужинать, и опоясывайся, и служи мне, пока я не поем и не напьюсь; а потом будете есть и пить?
[9] Благодарит ли он того слугу за то, что он сделал то, что было велено ему? Не думаю.
(10) Так и вы, когда сделаете все, что повелено вам, говорите: мы рабы негодные: мы сделали то, что должны были сделать.
Американский король Джеймс Версия ×).
Когда слуга соответствует минимальному стандарту, требуемому от него его хозяином, он просто выполнил свой долг, согласно Иисусу Христу. Мы должны понимать, что послушание ничего не дает; послушание — это наш долг, и от него требуется, чтобы мы получили дар вечной жизни.
В Матфея 16:27 Матфея 16:27 Ибо придет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими; и тогда воздаст каждому по делам его.
Американская версия короля Иакова ×Иисус делает важное замечание о взаимосвязи между делами и вечной жизнью: «Ибо придет Сын Человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими, и тогда Он вознаградит по каждому согласно к его произведениям». Когда Иисус Христос вернется, Он будет судить и вознаградит нас в соответствии с нашими усилиями, делами и послушанием.
Обратите внимание, что Иисус будет чего-то искать, когда вернется: «И вот, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, дать каждому по его работе. Я Альфа и Омега, Начало и Конец, Первый и Последний. Блаженны те, кто соблюдает Его заповеди , дабы они имели право на древо жизни и могли войти воротами в город» (Откровение 22:12-14 Откровение 22:12-14 [12] И Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его.
[13] Я Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний.
(14) Блаженны исполняющие заповеди Его, чтобы иметь право на древо жизни и войти воротами в город.
Американский король Джеймс Версия ×).
Когда Он вернется, Иисус Христос вознаградит каждого из нас по делам нашим. Те, кто соблюдали Его заповеди, могут претендовать на дар вечной жизни!
Послушание является свидетельством веры
Но, если Бог хочет даром даровать нам вечную жизнь, основанную на нашей вере в Иисуса, какое отношение имеет послушание к чему-либо?
Послушание — это , а не попытка сделать себя праведными или заслужить Божье расположение и вечную жизнь. Наоборот, послушание — это выражение нашей глубокой, непоколебимой веры в Его обетования. Хотя мы понимаем, что Бог требует от нас послушания, мы узнаём, что послушание — это не то, что мы делаем неохотно или неохотно.
Наоборот, послушание — это добровольное выражение нашей любви и благодарности за все, что Он готов дать. Это уверенное и восторженное выражение нашей веры в Божье обетование о даре, ибо «без веры угодить Ему невозможно, ибо тот, кто приходит к Богу, должен веровать, что Он есть и что Он воздает тем, кто усердно ищите Его» (Евреям 11:6 Евреям 11:6 Но без веры угодить Ему невозможно: ибо тот, кто приходит к Богу, должен верить, что Он есть и что Он воздает ищущим Его.
Американский король Джеймс Версия ×).
Апостол Иоанн подтверждает, что между верой и послушанием нет противоречия. Наоборот, между ними существует явная связь: «Ибо любовь к Богу заключается в том, чтобы мы соблюдали заповеди Его. И заповеди Его не обременительны. Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир. И в этом победа». победивший мир – вера наша. Кто побеждающий мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?» (1 Иоанна 5:3-5 1 Иоанна 5:3-5 [3] Ибо любовь к Богу есть в том, чтобы мы соблюдали Его заповеди, и Его заповеди не тяжки.
[4] Ибо рожденное от Бога побеждает мир: и сия есть победа, побеждающая мир, вера наша.
[5] Кто тот, кто побеждает мир, как не тот, кто верит, что Иисус есть Сын Божий?
Американская версия короля Джеймса ×).
Через послушание мы демонстрируем нашу веру в Иисуса, побеждаем мир и достигаем цели Бога. Иоанн также добавляет, что послушание Божьим заповедям не является неразумным бременем.
Как Авраам доказал свою веру
Чтобы подчеркнуть важность веры, Павел сказал в Римлянам 4:13 Римлянам 4:13 Ибо обетование, что он будет наследником мира, не было ни Аврааму, ни его семени , через закон, но через праведность веры.
Версия американского короля Иакова ×что праведность Авраама была вменена ему, и ему были даны обетования из-за его веры, а не из-за его дел послушания закону. Но как Бог узнал, что Авраам был верен?
Помните слова Иисуса в Матфея 7:21 Матфея 7:21 Не всякий, сказавший мне: Господи, Господи, войдет в Царство Небесное; но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
Американский король Джеймс Версия ×, процитированная ранее: Вера бессмысленна, если она не доказана действием и послушанием.
Апостол Иаков объясняет, что вера и послушание идут рука об руку: «Хочешь ли ты знать, безумный, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, когда принес в жертву Исаака, сына своего, на жертвенник, видишь ли, что вера содействовала делами его, и делами вера достигла совершенства?
«И сбылось Писание, которое говорит: «Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность». И он нарекся другом Божиим. Итак, видите, что человек оправдывается делами, а не верою только» (Иакова 2:23 Иакова 2:23 И сбылось Писание, которое говорит: Авраам поверил Богу, и это вменился ему в праведность: и он был назван Другом Бога
Американский король Джеймс Версия ×, 24).
Еще раз подчеркнем, что дела не делают нас праведными, не оправдывают нас и не приносят нам вечную жизнь, но дела послушания дают свидетельство и доказательство того, что у нас есть вера, благодаря которой мы спасаемся.
Вечная жизнь бесплатна, и послушание является требованием. На первый взгляд эти два утверждения могут показаться противоречивыми. Однако, как ясно учил Сам Иисус Христос, есть вещи, которые мы должны делать, если хотим унаследовать жизнь вечную. Как мы читали ранее, в этом отношении он особо упомянул Божьи заповеди. Во время суда Он провозгласит суровое послание для тех, кто верил в Него, но чья вера так и не перешла в любящее подчинение закону Божьему: «И тогда Я объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающих беззаконие!» (Матфея 7:23 9).0003 Matthew 7:23 И тогда я исповедую им, что никогда не знал вас: отойдите от Меня, делающие беззаконие.
Американская версия короля Джеймса ×).
Иисус Христос и авторы Библии учат верному посвящению себя Богу, которое проявляется в послушании Его закону. Послушание не противоречит вере и не отрицает ее. Фактически, послушание устанавливает веру. Послушание демонстрирует веру. Послушание основано на вере. Повиновение закону Божьему требуется от тех, кто получит в дар вечную жизнь. 9
Освобождающий закон духа жизни истину, которую, я думаю, нам нужно знать, если мы хотим жить христианской жизнью. Во-первых, мы говорили о сущности греха: «Все, что не по вере, есть грех» (Римлянам 14:23). Во-вторых, мы говорили о последнем суде: кто будет судим, на каком основании и каковы альтернативы (вечная жизнь против гнева и ярости). И в-третьих, мы говорили об основании благой вести.
хорошо новость в том, что Бог оправдывает виновных. Он оправдывает нечестивых. основанием этой благой вести является смерть Господа нашего Иисуса, чьи страдания и унижения во славу Его Отца так прославили Бога, что Бог оказался праведным, хотя Он и не замечает грехов, которые умаляли и порочили Божью славу. .
Нет осуждения
Но теперь мы должны сделать еще один важный шаг. Я хотел бы сделать этот шаг вместе с вами в первой части Послания к Римлянам 8. Оправдание – это действие Бога, а не человека. это божественное решение оправдать виновных, отдать все блага детей Божьих нам, заслуживающим ада. Он основан на сделке, которая происходит вне нас, а именно на смерти Иисуса Христа вместо нас. Тем не менее, даже несмотря на то, что оправдание является действием Бога, а не нашим, и его основание происходит вне нас, что-то должно произойти в нашей жизни, если мы хотим извлечь из этого пользу. Не каждый грешник оправдан. Смерть Христа не отвращает гнев Божий от всех людей. Чтобы извлечь пользу из работы, которую Бог совершил вне нас, мы должны теперь испытать работу, которую Он совершает внутри нас Духом Святым. Что это за работа и как она связана с даром оправдания? Это тема сегодняшнего утра.
Римлянам 8:1: «Итак, теперь нет осуждения тем, кто во Христе Иисусе». Нет осуждения! Интересно, что бы вы сказали, если бы я попросил вас составить список вещей, которые вызывают наибольшую напряженность, давление, тревогу и депрессию в вашей жизни — вещи, из-за которых дни выглядят так, будто из-за них не стоит вставать; вещи, которые делают жизнь такой, какой она сейчас, представляют собой очень неинтересную перспективу. Я не знаю, как выглядел бы этот список для каждого из вас, но я знаю вот что: если бы вы добавили к этому списку постоянное или повторяющееся чувство вины перед Богом и страх перед Его неудовольствием, то жизнь действительно стала бы почти невыносимой. . Чувство вины парализует нас депрессией и порождает суицидальные наклонности.
Если это правда, то я говорю вам слова «Никакого осуждения!» самые красивые слова в мире. Заходи с уступа, осуждения нет! Встань со своего ложа смятения, осуждения нет! Вдохните полной грудью чистый осенний воздух и отдайте на ветер свои страхи, осуждения нет! О, как я хочу, чтобы эти слова были обращены к этой церкви, моей семье и себе. Но адресованы ли они мне? Они адресованы вам?
Во Христе Иисусе
«Итак, теперь нет осуждения тем , которые во Христе Иисусе ». Это нельзя сказать ни о ком другом: только «к тем, кто во Христе Иисусе». Кто они? Стихи 9 и 10 начинают отвечать на вопрос, что значит быть «во Христе». Иисуса». Обратите внимание, когда мы читаем эти стихи, «Дух», «Дух Божий», «Дух Христа» и просто «Христос» взаимозаменяемы:
Ты не во плоти, ты в Дух , если в вас действительно обитает Дух Божий . Тот, у кого нет Дух Христа ему не принадлежит. Но если Христос в вас, то, хотя тела ваши мертвы из-за греха, ваши духи живы из-за праведности.
Из этих стихов видно, что Дух Божий един с Духом Христа. Нет двух Духов, есть один и он есть Дух Отца и Сына. Поэтому, когда мы имеем Святого Духа, можно сказать, что и Отец, и Сын живут в нас посредством Духа. Но Римлянам 8:1 относится к тем, кто «во Христе», в отличие от стиха 10, который относится к тем, в ком Христос. В стихе 1 Христос обволакивает нас; в стихе 10 мы облекаем Христа. Но самый смысл стиха 9состоит в том, чтобы объяснить, что между этими двумя способами описания нашего отношения к Христу нет существенной разницы. В нем говорится: «Вы в Духе , если Дух Божий действительно живет в вас ». Отсюда следует, что вы находитесь во Христе , если Дух Христов действительно живет в вас . Поэтому первое, что мы можем сказать о тех в Римлянам 8:1, для которых нет осуждения, это то, что это люди, в которых действительно обитает Дух. Быть «во Христе Иисусе» значит быть в таком родстве с Ним, что оправдание, которое Он приобрел, теперь принадлежит нам. И только те, в ком живет Дух Христов, таким образом освобождаются от осуждения. «Итак, теперь нет осуждения тем, кто во Христе Иисусе», то есть нет осуждения тем, в ком живет Христос Духом Святым.
Это понимание стиха 1 подтверждается стихами 13 и 14. В стихе 13 говорится: «Если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете». Жизнь и смерть, о которых говорится в этих стихах, — это вечная жизнь и вечная смерть. Но вечная смерть — это то же самое, что осуждение, а вечная жизнь — это то же самое, что «неосуждение». Таким образом, стих 13 учит, что для того, чтобы не испытать «осуждения» от Бога, Святой Дух должен действовать в нашей жизни, преодолевая наши греховные наклонности. Это подтверждает, что стих 1 означает, что «нет осуждения» для тех, в ком Христос живет Духом.
Точно так же стих 14 дает дополнительную поддержку этому пониманию: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии». В стихе 9 говорится: «Всякий, кто не имеет Духа Христова, не принадлежит ему». Теперь стих 14 дает положительный аналог этому: «Все, водимые Духом Божьим, суть сыны Божьи». Быть усыновленным в Божью семью — значит перейти от смерти к жизни, от осуждения к «не осуждению». Но средство, которым мы усыновлены, и печать нашей принадлежности Богу состоит в том, что Он дает нам Духа усыновления, как сказано в стихе 15, посредством которого мы взываем: «Авва (папа), Отче». Таким образом, из стиха 9 ясно, 10, 13 и 14, что те, о ком можно сказать: «Вы не будете осуждены», — это только те, в ком обитает Дух Божий, или, если быть более точным, в стихах 13 и 14, те, кто Духом умерщвляют свои греховные наклонности и Духом Святым ведомы. Наша свобода от окончательного осуждения зависит от убивающего грех присутствия Духа в нашей жизни.
Освобождены от Закона Греха и Смерти Духом
Теперь мы готовы выслушать стих 2 и понять его логическую связь со стихом 1. Павел сигнализирует коротким словом «для» в начале стиха 2, что он хочет дать основу или основу стиха 1. Он отвечает на вопрос, почему те, кто во Христе Иисусе не испытают «осуждения». Его ответ таков: «Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил вас от закона греха и смерти». Освобождающий закон животворящего Духа освободил нас от порабощающего закона смертоносного греха.
Термин закон в стихе 2 относится не к какому-либо письменному кодексу, а главным образом к авторитету или силе. Закон Духа – это власть и сила Духа; закон греха есть власть и сила греха. Мы сможем яснее понять, что имеет в виду Павел, если обратимся к Римлянам 7:21–25:
.
Итак, я считаю законом, что даже когда я хочу поступать правильно, зло всегда рядом. Ибо я нахожу удовольствие в законе Божием во внутренней части моей, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закон грех который обитает в моих членах.
Из этого раздела мы можем видеть, что «закон греха» — это сила и власть греха в теле Павла, а не какой-либо писаный закон. Он продолжает священный бунт против своих оставшихся греховных наклонностей.
Несчастный я человек! Кто избавит меня от этого тела смерти? Благодарение Богу через Иисуса Христа, Господа нашего! Итак, я умом моим служу закону Божию, а плотью служу закон греха .
Таким образом, я заключаю, что «закон греха и смерти» в стихе 2 главы 8 — это сила и авторитет греха, который господствует в жизни, где Бог не имеет верховенства, но где господствует плоть. Плоть — это ветхая природа, которая отказывается полагаться на Бога и наслаждаться Его путями. А стих 13, как вы помните, говорит: «Если живете по плоти, то умрете». Вот почему «закон греха» назван в стихе 2 «законом греха и смерти». Человек, чья плоть доминирует в его жизни, находится под властью закона греха и умрет. Будет осуждение для тех, кто поступает согласно своей старой природе, управляемой законом греха и смерти.
Но не обязательно. Ибо, как сказано в стихе 2, закон духа жизни во Христе Иисусе освобождает от закона греха и смерти. Бог всемогущ, и Его Дух есть Дух силы и власти, преображающий и обновляющий разум, освящающий сердце, умерщвляющий злые дела тела и освобождающий нас от закона греха и смерти. Но отношение стиха 2 к стиху 1 показывает, что без этой освобождающей работы Духа в нашей жизни будет осуждение.
Обратите внимание, как в Римлянам 6:20–22 говорится о том же: «Когда вы были рабами греха, вы были свободны в отношении праведности. Но что же вы получили от того, чего теперь стыдитесь? Конец эти вещи — смерть». (Это описание нашего прежнего рабства перед законом греха и смерти.) «Но теперь, когда вы освободились от греха» (это то же слово, что и в Римлянам 8:2, так что здесь перед нами освобождающий закон дух жизни) — «Но теперь, когда вы освободились от греха и стали рабами Божьими» (что является другим способом сказать «водимые Духом»), «возвращение, которое вы получаете, есть освящение и его конец, вечный жизнь. » Или, перефразируя: возвращение, которое вы получаете от освобождения от закона греха и смерти и управления Духом жизни, — это освящение и его конец: «Никакого осуждения». Логика Римлянам 8:1, 2 точно такая же, как и 6:22. Те, кто могут рассчитывать на вечную жизнь, те, кто могут сказать о себе: «Нет осуждения», — это те, чей раб-господин уже не грех, но Дух Божий. «Все, кто водимы Духом Божьим, суть сыны Божьи». Это те, с кого снято осуждение.
Оправдание и освящение веры
Теперь я хочу остановиться и убедиться, что вы слышите то, что, по моему мнению, говорит Писание, потому что это не обычно говорится, но наша жизнь зависит от этого. В определенном смысле наше оправдание зависит от нашего освящения. В некотором смысле оправдание перед Богом зависит от того, освободил ли нас закон Духа жизни от закона греха и смерти. Но как это может быть? В Послании к Римлянам 5:1 говорится: «Мы оправдались верою». Приговор «невиновен» уже вынесен, и вынесен он тем, кто имеет веру. Как же тогда я могу сказать, что прошлый приговор «невиновен» зависит от нынешнего процесса освящения? И как я могу сказать, что для того, чтобы испытать оправдание, нужно не только иметь веру, но и быть освобожденным Духом от власти греха?
Ответ на эти вопросы можно найти, я думаю, если мы посмотрим на два наблюдения из Писания.
1) Вера, которой обещано оправдание, — это не просто единое решение признать господство Христа и принять Его как Спасителя. Вера, которой мы оправдываемся, — это непрекращающаяся жизнь веры. Когда мы внимательно читаем Римлянам 4 и Иакова 2, мы видим, что Авраам поверил Божьему обетованию, и это засчиталось ему как праведность. Он был оправдан своей верой. Но затем мы замечаем, что иллюстрации этой веры в Послании к Римлянам 4 и Иакова 2 — это не только ее первое действие в Бытие 12, которое заставило Авраама покинуть землю Ура и следовать за Богом в Ханаан, но также и вера Авраама в более позднее Божье обетование в Бытии. 15, чтобы сделать своего сына своим наследником, и вера в Бытие 22, которая позволила ему почти пожертвовать своим единственным сыном, Исааком. Другими словами, когда Павел и Иаков думают о вере, которой был оправдан Авраам, они думают не только о его первоначальной вере, но и о его продолжающейся жизни веры. Поэтому Павел говорит в Колоссянам 1:21–23,
И вас, бывших когда-то отчужденными и враждебными по уму, делающими злые дела, он ныне примирил в теле плоти своей смертью, чтобы представить вас святыми и непорочными и безупречными пред Собою, если вы действительно остаетесь в вере стойкий и непоколебимый, не отступающий от надежды благовествования.
Или, как он говорит в 1 Коринфянам 15:1, 2:
Я благовествовал вам Евангелие, которое вы приняли, в котором вы стоите, которым вы спасены, если вы крепко его держите —если только вы не верили напрасно.
Мы оправданы не только этим первоначальным принятием Евангелия, но и продолжающейся жизнью веры . Это первое наблюдение из Писания.
2) Во-вторых, сошествие Святого Духа в жизнь человека и работа Духа по освобождению этой жизни от закона греха и смерти всегда сопровождают истинную веру, и другого пути к этому нет. Мы узнаем об этом из Галатам 3:2–5. Павел задает ряд вопросов и ожидает, что ответы будут очевидны:
Позвольте мне спросить вас только вот о чем: Духа вы получили через дела закона или через слышание с верой? Ты такой глупый? Начав с духа, вы теперь оканчиваете плотью? Напрасно ли вы испытали так много вещей, если это действительно напрасно. Подающий вам Духа и совершающий среди вас чудеса через дела ли закона делает это или через слышание с верой?
Верой мы получаем Святого Духа, и именно верой Дух действует внутри нас. Везде, где вы найдете человека, который ежедневно доверяет обетованиям Евангелия, есть человек, в котором действует закон Духа жизни, освобождающий его от закона греха и смерти. Жить верой и жить в силе Святого Духа — это одно и то же, если рассматривать их с двух разных точек зрения.
Павел говорит в Послании к Римлянам 8:14: «Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии». Иоанн говорит в Иоанна 1:12: «Всем, кто принял Христа, тем он дал право стать сынами Божьими, тем, кто уверовал во имя Его». Нужно верить во Христа, чтобы быть Божьим ребенком; человек должен быть ведом Духом, чтобы стать Божьим ребенком. И это не два условия, а одно, ибо через веру Бог дает нам Духа, и именно через жизнь веры Он творит среди нас чудеса. Это второе наблюдение из Писания.
Теперь, с этими двумя выводами, я думаю, мы сможем решить нашу предыдущую проблему. С одной стороны, Римлянам 5:1 говорит, что мы оправданы верой. С другой стороны, в Послании к Римлянам 8:1, 2 говорится, что нет осуждения тем, кто во Христе Иисусе, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. Свобода от осуждения зависит от действия Святого Духа, освобождающего меня от греха. Эти две истины объединяются в одну непротиворечивую и мощную истину посредством двух только что сделанных наблюдений.
Во-первых, вера, которая оправдывает, — это не единое решение, а постоянное доверие обетованиям Бога. И, во-вторых, именно этой верой Бог снабжает нас Духом и посредством которой Дух освобождает нас от власти греха и смерти. Итак, мы видим, что это не два условия оправдания, а только одно условие.
О, я надеюсь, вы понимаете, что говорит Слово. Ибо я так хочу, чтобы меня не поняли ни одним из двух возможных способов. Пусть никто не отреагирует и не скажет: «О, этого не может быть». Все, что вам нужно сделать, это поверить во Христа как в Спасителя; вам не нужно побеждать грех силой Духа. Это заблуждение искажает и обесценивает веру, противоречит учению Римлянам 8:1, 2 и рискует услышать, как Иисус скажет в день суда: отойдите от Меня, злодеи, Я никогда не знал вас.
Но есть и другая не менее серьезная ошибка. Кто-то может сказать: «О, нет, это не очередное юридическое бремя». Я больше не могу нести бремя правил и запретов. Я сдаюсь. Христианская жизнь невозможна. Но подождите минутку. Вы же не хотите верить во Христа, который ничего не меняет в вашей жизни, не так ли? Кому нужен Иисус, который настолько ничтожен, что все, что он может произвести, — это люди, которые произносят религиозные банальности, но думают, чувствуют и действуют точно так же, как мир? Мы не хотим этого.