Молитва последних Оптинских старцев — Молитвослов
Молитва последних оптинских старцев1
Аудио:
0:59
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт мне наступающий день.
Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.
На всякий час сего дня во всём наставь и поддержи меня.
Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твёрдым убеждением, что на всё Святая воля Твоя.
Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами.
Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобой.
Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.
Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня.
Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.
Аминь.
Молитва оптинских старцев2
Аудио:
3:03
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт мне наступающий день.
Господи, дай мне вполне предаться Твоей святой воле.
Господи, на всякий час этого дня во всём наставь и поддержи меня.
Господи, какие бы я ни получал известия в течение этого дня, научи принять их со спокойною душою и с твёрдым убеждением, что на всё есть Твоя святая воля.
Господи, открой мне волю Твою святую для меня и окружающих меня.
Господи, во всех моих словах и помышлениях Сам руководи моими мыслями и чувствами.
Господи, во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобою.
Господи, научи правильно, просто, разумно обращаться со всеми домашними и окружающими меня, старшими, равными и младшими, чтобы мне никого не огорчить, но всем содействовать ко благу.
Господи, дай мне силу перенести утомления наступающего дня и все события в течение дня.
Господи, руководи Сам Ты моею волею и научи меня молиться, надеяться, верить, любить, терпеть и прощать.
Господи, не дай меня на произвол врагам моим, но ради имени Твоего святого Сам води и управляй мною.
Господи, просвети мой ум и сердце моё для разумения Твоих вечных и неизменных законов, управляющих миром, чтобы я, грешный раб Твой, мог правильно служить Тебе и ближним моим.
Господи, благодарю Тебя за всё, что со мною будет, ибо твёрдо верую, что любящим Тебя всё содействует ко благу.
Господи, благослови все мои выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой меня всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя, ибо Ты благословен еси во веки веков.
Аминь.
- Оптинские старцы В.Н. Лосский
- Таблица: Оптинские старцы
1 Православный молитвослов с приложением молитв Пресвятой Богородице и святым угодникам Божиим. — М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2018. — 816 с.
2 Авторство знаменитой «Молитвы оптинских старцев» принадлежит преподобному Амвросию Оптинскому, о чем есть соответствующее повествование в его житии. Однако некоторые части вносили в молитву и жившие после него Оптинские старцы.
Источник: Оптинский патерик. Приложения. Молитвы.
- Пожертвовать
- 4.8 млн. 25
-
32
Поучения Оптинских Старцев
- Предстоятель
- Биография Патриарха Кирилла Патриархия
- Наместник
- История монастыря
- Благословенная Оптина Предтеченский Скит Некрополь
- Оптинские старцы
- Общая страница Наследие Обретение мощей
- Новомученики и исповедники
- Жития Статьи, документы
- Братия, убиенные на Пасху 1993 г.
- 3D-экскурсия
- Храмы
- Паломникам
- Автобус в Оптину Проживание паломников Экскурсии по монастырю План монастыря и скита
- Проповеди
- Молитвослов
- Библиотека
- Книги, статьи Ноты Исповедный листок
- Публикации
- Аудиогалерея
- Аудио-трансляция Аудиокниги Песнопения Проповеди Молитвы
- Видеогалерея
- Фотогалерея
- Пожертвования
- Сделать пожертвование Реквизиты монастыря
- Поиск по сайту
Сайт синодального отдела по монастырям и монашеству
Приглашаем всех желающих поучаствовать в проекте
Официальный сайт Шамординского монастыря
Внешний мир с его красотами благотворно действует на человека, и душа, способная наслаждаться красотою мира, есть душа возвышенная, но человек, достигший совершенства, созерцает в душе своей такую красоту, перед которой видимый мир ничего не стоит. Господь сказал про душу человека, любящего Бога: к нему придем и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23). Непостижимо, как это в маленьком сердце помещается Сам Господь, а где Господь, там и рай, там и Царство Божие. Царство Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21).
преп. Варсонофий
Вся жизнь проходит в суете. Ум идет посреди суетных мыслей и соблазнов. Постепенно он навыкнет помнить о Боге так, что в суете и хлопотах, не думая, будет думать, не помня, помнить о Нем. Только бы шел не останавливаясь. Пока есть это стремление вперед – не бойся, цел твой кораблик и под сенью креста совершает свое плавание по жизненному морю, цел он, и не надо бояться могущих случиться бурь. Без непогоды не обойдется и никакое обыкновенное плавание, тем паче жизненный путь, но не страшны жизненные невзгоды и бури шествующим под прикрытием спасительной молитвы: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную,– не страшны они, только бы не впасть в уныние, ибо уныние порождает отчаяние, а отчаяние уже смертный грех.
преп. Варсонофий
Если и случится согрешить – верь в милосердие Божие, приноси покаяние и иди дальше, не смущаясь.
преп. Варсонофий
Келейный пятисотлетний устав Оптиной пустыни
В ДОПОЛНЕНИЕ к богослужениям:
Вечерня с повечерием, на которой вся братия монастыря
обязаны присутствовать, многие из них ежедневно читают в своих камерах:
Одна глава из Евангелия по порядку, начиная с
Евангелия от Матфея до последней главы Евангелия от Иоанна и
две главы из Послания, также по порядку, начиная с
Деяния святых апостолов и кончая последней главой
Апокалипсис святого Иоанна Богослова. Последние семь
главы Апокалипсиса читаются по одной в день. Таким образом,
последняя глава читается ровно в тот же день, что и последняя глава
из Евангелия от Иоанна. Затем, после завершения чтения
всего Нового Завета, таким образом они снова начинают с
первые главы нового цикла чтения точно в том же
заказ. Из Псалтири читают одну кафизмы в день,
начиная с первого и заканчивая последним. В дополнение к
этого, они выполняют так называемое правило ячейки пятисот в
в следующем порядке:
После обычных трех простираний перед
начало всякого правила молитвы, как в церкви, так и в
келье, с молитвами: (1) Боже, помилуй мя грешного. (2)
Боже, будь милостив к моим грехам и помилуй меня. (3) О
Создавший меня, Господи, помилуй. я согрешил
сверх меры, Господи, прости меня. В камере четвертый
земной поклон добавляется вместе с молитвой: Моя Госпожа, Пресвятая
Святая Богородица, спаси меня грешного. Затем следующие молитвы
говорят:
Молитвами святых отцов наших, Господи
Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. О
Небесный Король. Святой Боже (3). Слава. Оба сейчас. Аминь.Пресвятая Троица. Господи, помилуй (3).
Слава. Оба сейчас. Аминь.Отче наш. По молитвам нашего святого
Отцы, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Господи, помилуй (12). Слава. Оба сейчас. Аминь.О, приди,
поклонимся Богу, Царю нашему.О, приди, поклонимся и падем пред
Христос наш Царь и Бог.О, приди, поклонимся и падем пред
Ему, Христу Царю и Богу нашему.Псалом 50. Символ.
Первая группа. Затем сто молитв: Господи Иисусе
Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного, с полным
простирания на первые десять молитв, полные поклоны на следующие
двадцать намазов, а на последний, то есть на сотый намаз,
снова полный поклон.
После этого следующая Молитва Пресвятой Богородице:
Пресвятая Владычица Моя Богородица, святым и всемогущим Твоим
мольбы развей от меня, твоего смиренного, несчастного раба,
уныние, забывчивость, глупость, беспечность и все
нечистые, злые и богохульные мысли из моей убогой
сердце и мой помраченный разум. И потушить пламя моего
страсти, ибо я беден и несчастен, и избавь меня от
многих жестоких воспоминаний и поступков, и избавь меня от всякого зла
дела: ибо благословен Ты от всех родов и
прославлено пречестное имя Твое во веки веков.
Аминь.
В конце этой молитвы полный поклон.
Вторая группа. Затем снова сто Иисусовых молитв в
в том же порядке, что и раньше, с десятью полными простираниями и двадцатью
полные луки. На последнюю Иисусову молитву полный земной поклон и снова
той же молитвой: Пресвятая Владычица Моя Богородица, с полным
прострация.
Третья группа. Сто аналогично первому и
второй.
Четвертая группа. Сто, состоящих из молитв к
Пресвятая Богородица: Пресвятая Владычица Моя Богородица, спаси мя
грешник. В этой группе из ста первые десять молитв
также совершаются с полными простираниями и следующими двадцатью
с полными бантами, остальные без бантов. Последний и
сотый намаз совершается с полным земным поклоном, после чего
с полным земным поклоном молитва: Моя Пресвятая Владычица
Богородица.
Затем пятьдесят молитв: Святый Ангел Божий, Хранитель мой, молись
Богу за меня грешного. На первых пяти молитвах, полных
поклоны; в следующие десять полные поклоны; остальные
тридцать четыре, без луков. Только на последней молитве полный
поклон и снова молитва: Пресвятая Владычице Моя Богородице,
с полным поклоном.
Затем пятьдесят молитв: Все Святые, молите Бога о мне
грешник. В первые пять молитв полные поклоны; на
следующие десять полных поклонов; остальные тридцать четыре, без
Луки. Снова последняя молитва с полным поклоном, после чего
произносится молитва: Пресвятая Владычица Моя Богородица, с
полный поклон. Тогда:
Воистину достойно называть Тя Блаженной, Богородицу,
присноблаженная и всенепорочная и Матерь Бога нашего. Более
знатнее херувимов и несравненно более
славнее Серафимов, тебя, непорочного
самое радостное рождение Бога-Слова, Самой Богородицы, Тебя мы
увеличить.
В конце этой молитвы полный поклон.
После этого: Слава Тебе, Христе Боже, Надежде нашей, слава
тебе. Слава. Оба сейчас. Господи, помилуй (3) и Через
молитвами святых отцов наших, Господи Иисусе Христе Боже наш,
помилуй нас. Аминь.
В будние дни все вышеперечисленные поклоны и земные поклоны
выполняются. В дни Пятидесятницы, в дни, когда есть
Полиелей, в предпразднства и во время праздников,
в дни, когда Великое Славословие поется на утрени и в
церковные службы обходятся без полных поклонов, как
образом в камере полные поклоны заменяются полными
луки, как и во все дни в году, когда
есть бдение. В последние два дня Страстной седмицы для всех
Светлой седмицы и с двадцать четвертого декабря до
седьмого января полностью отменяется это клеточное правило,
как и во все воскресенья в течение года, даже
если не совершено всенощное бдение, а только вечерня
и утрени, как это делается зимой.
Любое изменение состава этого правила ячейки, а также
вычитание из него или добавление к нему оставлено на волю и
благословение Старца или Духовника человека.
История Оптиной пустыни
«Ты свет миру. Город, построенный на холме, не может быть скрыт. Никто, зажегши светильник, не ставит его под сосуд, но на подсвечник, и он освещает всех в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. (Мф. 5:14-16)
История монастыря
Оптина Лавра – известная ставропигиия Русской Православной Церкви, расположенная в Калужской области. Ставропигией называется церковь или монастырь, освобожденный от юрисдикции местного архиерея и подчиняющийся непосредственно высшей власти земской церкви.
К сожалению, достоверных сведений об основании этой древней святыни не сохранилось. Наши знания о его ранней истории основаны на нескольких сохранившихся легендах. Согласно одному источнику, монастырь когда-то населяли как монахи, так и монахини. В Древней Руси такие монастыри назывались Оптиными.
Этот вариант упоминается как наиболее реальный и в документе «Записка об основании Оптиной пустыни».
Самое раннее письменное упоминание об Оптиной относится к концу XVI века. В монастыре тогда была одна деревянная церковь, 6 келий и всего 12 монахов, в том числе первый известный игумен Сергий. В 1689 году был построен Введенский собор. В царствование Петра I (1672-1725) Оптина была настолько мала и бедна, что монастырь потерял свой статус из-за малочисленности братии.
Оптина была окончательно восстановлена в 1726 году.
В конце 18 века монастырь привлек внимание Московского митрополита Платона. С его благословения началось строительство Оптиной. Отец Авраам, которому было поручено это дело, не оставлял своего служения, пока его слабость не заставила его просить об освобождении от этой работы. Оптина Пустынь процветала, а число ее обитателей в середине XIX века превышало 150 человек.
В 1923 году, во время антирелигиозных гонений, Оптина была закрыта, многие ее храмы разрушены. Святое место осквернили и превратили его в ряд светских учреждений. Уцелевшие храмы использовались как лесопилка, а скит превратился в базу отдыха. 3 июня 1988, здесь прошла первая служба после 65-летнего перерыва.
Сегодня Оптина принимает паломников. Сюда продолжают приходить за помощью отцам, а также почтить новомучеников и поклониться живому Христу. Величие и спокойствие этого места впечатляют и заставляют забыть, что 40 лет назад он был в руинах и здесь не было слышно звона церковных колоколов.
Старцы Оптиной
Суть Оптиной — ее старцы. Понять Оптину — значит понять старчество.
Старчество есть особый дар Святого Духа, талант, который апостол Павел называет даром проницательности (ср. 1 Кор. 12:10) и который ценится святыми отцами выше всех других даров.
Сущность старчества представлена практикой избрания из братии монаха, опытного в духовно-подвижнической жизни и наделенного даром проницательности. Этот монах становится духовником, т.е. е. старейшина всей монашеской общины. Его ученики приходят к нему в любое время дня и ночи, чтобы открыть ему свои мысли, желания и дела и испросить у него совета и благословения. Полностью отказываются от своей воли ради исполнения всеблагой воли Божией, беспрекословно подчиняются старцу и выполняют все его указания.
За это они получают великую награду от Святого Духа.
Старцы становятся учителями духовной жизни не только монахов, но и мирян. Их учение о важности чистого сердца, борьбе со страстями, а также о молитве. Оптинские старцы учили искусству стяжания благодати Святого Духа и приготовления к Царствию Божию.
Старцы Оптиной пустыни
Преподобного Льва можно считать первым старцем Оптиной пустыни. После светлой эпохи преподобного Сергия Радонежского традиции старчества прервались. Во время (и после) царствования Петра I монашество подвергалось гонениям. Преподобный Лев Оптинский (1768 — 1841) жил в то время, когда монашеская жизнь большей частью сводилась к постам, подвигам, поклонам, а иногда и кандалам. Непрестанная молитва, чистота сердца, откровение своих помыслов, все, чему Лев научился у своего учителя, отца Феодора (ученика великого старца Паисия Величковского), было непонятно для многих монашествующих.
Отца Феодора всю жизнь сопровождали страшная клевета и зависть. Та же участь постигла и старца Льва. Путешествуя по разным монастырям, отец Лев познакомился с о. Макария, ставшего впоследствии его помощником во время оптинского старчества (1829 — 1841). Макарий также стал следующим старцем обители. Вместе они воспитали великого оптинского старца Амвросия.
Св. Амвросий Оптинский. Эту и другие иконы вы можете заказать в нашей Иконописной Студии
В XIX веке старец Амвросий оказал огромное влияние на духовную жизнь всей России. У мощей старца до сих пор происходят чудеса с исцелением людей от многих (часто неизлечимых) болезней.
Будущий старец приехал в Оптину в 1839 году. В 1840 году принял монашеский сан, а в 1842 году принял монашеский постриг с именем Амвросий. В 1843 г. Амвросий стал иеродиаконом, в 1845 г. — иеромонахом. За этими короткими строками пять лет подвижнической жизни и тяжелого физического труда.
Во время поездки в Калугу для рукоположения во иеромонаха (1845 г.) отец Амвросий, изнуренный постом, сильно простудился и тяжело заболел. С тех пор он так и не смог полностью выздороветь, а состояние его здоровья было настолько плохим, что в 1846 году он был поставлен в отставку по болезни. Всю оставшуюся жизнь он почти не мог двигаться. Он не переносил ни холода, ни сквозняков, ел только жидкую пищу в количествах, которых едва хватило бы трехлетнему ребенку.
Несмотря на эти тяжелые испытания, отец Амвросий всегда принимал людей. Никто из старцев никогда не открывал двери своих келий женщине. Святитель Амвросий не только принимал женщин и был для многих из них духовником, но и основал женский монастырь близ Оптиной (Шамординский монастырь), где и скончался 10 октября 189 г.1. В июне 1988 года преподобный Амвросий первым из Оптинских старцев был канонизирован Поместным Собором Русской Православной Церкви. Именно через своих старцев просияла Оптина в России и во всем мире. Сюда всегда приходили за поддержкой, духовным советом и решением сложных жизненных ситуаций.
Четырнадцать оптинских старцев канонизированы Русской Церковью. По сей день православные христиане всего мира прибегают к помощи святых старцев. Как и в земной жизни, они продолжают молиться у Престола Божия за всех, кто приходит к ним со своими скорбями.
Оптина И Федор Достоевский
Достоевский писал об Оптиной в своем произведении «Братья Карамазовы». Как отмечено в Книге посещений монастыря, поездка писателя в монастырь состоялась в июне 1878 г. и была связана с горем писателя, вызванным смертью младшего сына Алеши.
Этот факт подтверждают и Воспоминания жены Достоевского Анны. Она пишет следующее:
«Федор Михайлович вернулся из Оптиной утешенный и значительно более спокойный. Он много рассказывал мне об обычаях монастыря, где ему пришлось остаться на два дня. У Федора Михайловича было три встречи с отцом Амвросием, известным старцем того времени. Первый был в толпе на глазах у многих людей, а еще два были наедине и произвели на него глубокое и проникновенное впечатление. Когда Федор Михайлович рассказал старцу о постигшей нас беде и моем горе, проявившемся слишком бурно, старец спросил его, верующий ли я, и когда Федор Михайлович ответил утвердительно, то попросил передать мне его благословение, а также слова, которые старец Зосима сказал впоследствии опечаленной матери в романе <. ..> Из рассказов Федора Михайловича было видно, как глубоко этот почтенный и прозорливый старец знал сердца людей» 9 .0004
Вторая книга романа «Братья Карамазовы» завершена через 3 месяца после возвращения писателя из Оптиной. В главе «Верующие женщины» рассказывается о приеме старцем Зосимой посетителей. Утешая женщину, плачущую о сыне, умершем в трехлетнем возрасте, старец говорит, что младенец «ныне пред престолом Господним, радуясь и молясь Богу о тебе. Поэтому не плачьте, а радуйтесь».0098 например, Лев Толстой, Николай Гоголь, князь Константин Романов, Федор Тютчев, Иван Тургенев и другие.
Изречения Оптинских Старцев
- «Живи в простоте и следуй совести. Всегда помни, что Господь все видит, а об остальном не беспокойся.» Преподобный Анатолий Оптинский
- «Не бойся ни горя, ни болезней, ни страданий, ни всяких испытаний — все это посещения Божии и служат тебе на пользу. На смертном одре ты будешь благодарить Господа не за радость и счастье, а от горя и страдание; чем больше его увидишь в жизни своей, тем легче тебе будет умереть и душе твоей вознестись к Богу». Преподобный Анатолий Оптинский
- «Это вопрос нашей воли, чтобы молиться с самопринуждением, но сердечная молитва может исходить только от Бога. Мы должны возносить нашу молитву Богу в соответствии с нашими способностями, и Он вознаградит наше самолюбие нежностью в свое время». Преподобный Иосиф Оптинский
- О печалях и утешениях. «И то, и другое назидательно и необходимо в духовной жизни. Господь использует скорби как наказание, чтобы мы могли быть вразумлены и исправлены. Он также посылает нам утешение, чтобы утешить и ободрить нас, чтобы мы не унывали. Слава Богу за всё!» Преподобный Иосиф Оптинский
- «Выходите за пределы внешнего благочестия, хотя оно тоже необходимо. Прежде всего стремись искоренить из своего сердца страсти, особенно гнев». Преподобный Варсонофий Оптинский
- «Мы должны бороться со своими страстями, и если они победят, мы покаемся и исповедуем все наши грехи.