Мария капнист фото в молодости: биография и личная жизнь, муж, карьера и причины смерти, фото

Мария Капнист: графиня из ГУЛАГа

Версия для печати

«… Я ходила в детский сад при лагере. Маме уже недолго оставалось отбывать срок, но однажды она увидела, как воспитательница бьет меня и приговаривает: “Я выбью из тебя врага народа”. Мама набросилась на воспитательницу. Избила ее. Возможно, все бы обошлось, но воспитательница оказалась любовницей сотрудника НКВД. Марии Ростиславовне дали еще 10 лет.»

Потомственная дворянка, графиня Мария Капнист, из рода поэта Василия Васильевича Капниста, родилась 22 марта 1914 года в Петербурге.

На острове Занте в Ионическом море находятся руины первого родового замка Капнистов (Капниссос — с греческого). Особенной храбростью и героизмом в боях с турками за независимость греческих островов отличался Стомателло Капниссос, которому был пожалован в 1702 году графский титул правителем Венецианской республики Алоизием Мачениги. Внук Стомателло, Пётр Христофорович воевал с турками на стороне российского императора Петра I, осел на Украине и вскоре умер.

Его сын Василий, переписав свою фамилию на “Капнист”, прославился в боях под Очаковом, будучи командующим казачьими войсками. За боевые заслуги царица Елизавета “высочайше пожаловала” Василию Капнисту родовые земли на Полтавщине. Там у него родилось шестеро сыновей, младший из которых, Василий Васильевич, стал великим украинским поэтом и драматургом.

Каждый из рода Капнистов имел много детей. Сыновья женились, дочери выходили замуж, отсюда их родственная связь с Апостолами, Голенищевыми-Кутузовыми, Гиршманами, Новиковыми, Гудим-Левковичами и многими другими известными фамилиями. Среди них есть род знаменитого запорожского атамана Ивана Дмитриевича Сирко. В 17 веке турки и татары называли его “урус-шайтаном”. Из 55 великих битв он не проиграл ни одной. Спустя три столетия в Петербурге обвенчались граф Ростислав Ростиславович Капнист и прапраправнучка Ивана Сирко Анастасия Дмитриевна Байдак. 22 марта 1914 года родилась у них дочка Маша.

В тему: Варлам Шаламов: «Любой расстрел 37-го года может быть повторен»

Жила семья в шикарном доме на Английской набережной. В гости к Капнистам приходили самые известные и уважаемые петербуржцы, среди которых был и Фёдор Шаляпин, безумно влюблённый в Анастасию Дмитриевну. Она была очень красивой женщиной, знала восемнадцать языков, умела поддержать любой разговор, и певец не отходил от своей дамы, целовал ей руки и осыпал комплиментами. Обратил внимание Шаляпин и на юную Марию. Он давал ей уроки вокала и хвалил её первую сценическую работу в домашнем спектакле.

Переворот 1917 года не был для Капнистов неожиданностью. Жить в Петербурге становилось всё тяжелее, и вскоре Капнисты переехали в Судак. Мария Капнист – самая младшая из пятерых детей в дворянской семье. У юной Марии были гувернантки, учителя, шикарный особняк в Судаке на 70 комнат, но в семь лет для Марии Ростиславовны детство закончилось. «Когда появилась “чрезвычайка”, — вспоминала Мария Ростиславовна, — было вывешено объявление: всем дворянам, титулованным особам прийти в ГПУ, иначе расстрел. Когда кто-то спросил отца — графа Ростислава Ростиславовича Капниста: «Ты пойдешь?» — он ответил: «Я не трус». «Я умоляю, папа, не ходи!» Он ушел. А у нас был такой круглый стол. И вот я помню стакан — вдруг сам разбился на мелкие кусочки, как будто кто-то его ударил. Поздно вечером папа вернулся, но на следующий день его забрали. Потом его расстреляли… А тетю убили на моих глазах. Мне было около шести лет, но я помню лица тех людей. Один из них сказал другому, указывая на меня: «Смотри, какими глазами она на нас смотрит. Пристрели ее». Я закричала: «Вы не можете! У вас нет приказа!» Я тогда уже все знала. Три тысячи человек расстреляли за одну ночь. На горе Алчак. Никто не знает, что творилось в Крыму. Мы голодали ужасно. Мололи виноградные косточки… спаслись дельфиньим жиром — один рыбак поймал дельфина…»

Ростислав Ростиславович был расстрелян зимой 1921-го года. Как и почти все крымские дворяне. Дом Капнистов был разрушен, а братьям и сестрам пришлось скрываться. Спустя несколько лет красный террор распространился на оставшихся в живых членов семей. Крымские татары, чтившие память графа Капниста, помогли его вдове и дочке Маше бежать из Судака в их национальной одежде. В 16 лет Мария Капнист попала в Ленинград. Там она поступила в театральную студию Юрьева, а после её закрытия — в институт. Педагоги обещали ей большое будущее, разрешали выходить в массовках на профессиональной сцене. Но вскоре был убит Киров — близкий друг семьи Капнистов, и опять началась чистка. Мария не смогла доучиться. Судьба кидала её то в Киев, то в Батуми, то вновь в Ленинград. И в начале 1941 года “за антисоветскую пропаганду и агитацию” ей дали 8 лет, а отбывать срок пришлось все 15.

Сама Мария Ростиславовна о своей жизни в лагере рассказывала: «В один из лагерей Караганды — это место основали и обживали спецпереселенцы и мы, лагерники, — нас этапом пригнали ночью. Косы мои уже отрезали… Я уже хорошо знала цену ночным допросам, когда тебя или ослепляют и обжигают сверкающе-яркой лампой, или бросают в ледяную ванну. Знала, что бывает, когда тебя заприметит начальство… В женских лагерях были свои законы, может быть, ужаснее, чем в мужских. В Карлаге я познакомилась с Анной Васильевной Темировой, невысокого роста, необычайно красивой женщиной — корнями из терских казаков. Мы подружились, и тогда я узнала, что она — жена Колчака.

К моменту нашей встречи Темирова отсидела почти 18 лет. Анна была натура артистическая — лепила, рисовала. Вместе с ней ставили мы в бараке ночные спектакли. Женщины нас благодарили, и мы были благодарны всем, ибо это нас морально поддерживало. Мы делали саманные кирпичи. Сначала не выходило, а потом по 180 штук за день наловчились делать. Изнурительная работа в невыносимой жаре, воды чуть-чуть, в бараках ночью нестерпимо. Начальник лагеря Шалва Джапаридзе охоч до лагерных женщин. Ночью присылал “сваху” из наших же, лагерных, и она приводила ему назначенных. Как-то приходит такая в барак и говорит: “Шалва помирает, просит тебя написать письмо его дочке”. Я пошла…

Когда он попытался меня схватить, ударила его от страха и ненависти… И Шалва решил отомстить. Конвойные бросили меня в мужской лагерь к уголовникам. Затаилась, жду. Подходит вразвалку старший. И где у меня силы взялись. Крикнула: “Черви вонючие! Война идет! На фронте гибнут ваши братья, а вы дышите парашей, корчитесь в грязи и над слабыми издеваетесь. Были бы у меня пули…” Один предложил убить меня, но тот, кто верховодил, приказал: “Пусть говорит — не трогай!“ Между ними началась свалка, конвоиры пришли, забрали меня. Лежу на нарах, думаю в отчаянии: не выживу. И приснился мне сон, помню до сих пор: лежит мешок с зерном на дороге, а люди смотрят на него и не знают, как взять. Не пойму, как очутилась возле мешка, подняла его и закинула на спину. И для меня он показался легким, как пух. Раздала людям пшеницу… На душе стало легко, светло. Проснулась и поняла: сон вещий. Делай людям добро и станешь всесильной. С тех пор стараюсь так делать.

Этапы, пересылки, лагеря. Никогда не говорили, куда ведут, дознавались потом сами. Навсегда в памяти этап от карагандинского лагеря в Джезказган. Пустыня. Палящее солнце. Сильный ветер с песком… Люди мерли как мухи. Мучила всех жажда. Запомнилась казашка, которая вышла с кувшином воды. Ей разрешили напоить самых слабых. Джезказган был чуть ли не самым страшным местом. Добывали уголь. Утром спускались в шахту, поднимались ночью… Нестерпимо болели руки и нога. Я была бригадиром. Однажды утром выписывала в конторе наряд и встретилась с конвоиром-казахом из карагандинского лагеря. Как же он воскрес? Ведь там, когда он выстрелил прямо в лицо той, которая отказалась стать его наложницей, мы сами скрутили его и живого засыпали песком… Узнав меня, ехидно усмехнулся и тут же начал страшно бить. Меня спасало, что мой друг Георгий Евгеньевич присылал посылки. Их появление было дивом, волшебной соломинкой жизни. Куда я ни попадала, как вездесущий дух он находил меня: объявлялся письмами, посылками. Каким чудом были эти посылки! Сколько было за эти годы ужасного, тяжелого… Но были и встречи, осветившие душу на всю жизнь.

В тему: Сталинские бараки

Надежда Ивановна Тимофеева, старая большевичка, из Ленинградского обкома партии. Участвовала в революции, встречалась с Лениным. Как убежденно она говорила, что все это скоро кончится, партия вскроет истинных виновников зла! А забрали ее тоже вскоре после убийства Кирова. В лагере держалась гордо и достойно. И за это ее особенно ненавидело лагерное начальство и уголовники. Гляжу — исхудала, не выживет. Как же помочь? Умолила одного проверяющего из Ленинграда перевести мою Надежду в зону поселенцев. В ту же неделю ей разрешено было по лесу пройтись. Надежда Ивановна пошла и не вернулась, нашли ее мертвой. Так погибла замечательная женщина. А сколько их бесследно исчезло в пропасти лагерей…

Еще одно знакомство — с Даниилом Фибихом, писателем, тоже ленинградцем. И он заболел и исхудал до костей. Я очень волновалась за него. Однажды вечером даже проведала его: переоделась в мужскую одежду, пошла за санями в мужской лагерь. Нашла в темноте. Ибо он был почти двухметрового роста и ноги свисали с нар. Умоляла его не умирать. А утром с рассветом побежала в медпункт к сестрам Гамарник: спасите Фибиха, его уже, наверное, в коридор вытащили, пайку разбирают… Забрали его тогда в больницу, через трубку кормили, выжил Фибих… К осени болезнь и до меня добралась. Лежа в больнице, видела: много людей каждый день умирало. И что-то их очень быстро хоронили. И как так быстро успевали? Обнаружилось, что в гроб их только в больнице клали. А как вывезут из лагеря, покойниц “выгружали” из гроба в ущелье, и с “тарой” назад, чтобы использовать ее для других. Экономили. Сама не своя побежала к начальству, у меня, говорю, связи в Москве, не прекратите издевательство над мертвыми — доложу. Тайшет — последний круг моего ада.

Измученная и обессиленная, знала, что где-то растет дочка, которой уже три года. В начале марта 53-го нас неожиданно всех вывели во двор. Вышел начальник лагеря и сказал, что умер Сталин. Что тут началось! Истерика, крики, рыдания. Что делать? Всех нас теперь расстреляют! Я протанцевала вальс, и все решили, что я сошла с ума. Я часто давала повод так считать. Начальник объявил: уголовницам — отдыхать, фашисткам работать. Так называли нас, кто по 58-й. Это была наибольшая обида».

В Сибири появилась на свет её дочь Рада. Она родилась в тюремной больнице Степлага в Казахстане, где Капнист жила на поселении. В лагере в пустыне Джезказгана на работах в угольных рудниках беременную Марию Капнист с утра опускали в бочках на 60 метров вниз и лишь вечером поднимали наверх. С рождением Рады у Марии появился новый смысл жизни. Имя девочке Мария дала в честь героини рассказа Горького «Макар Чудра».

Радислава Капнист рассказывала: «Когда лагерное начальство узнало, что мать в положении, ее заставляли сделать аборт, — но мама отказалась. И тогда ей устраивали всякие пытки: опускали в ледяную ванну, обливали холодной водой. Она потом мне говорила: “Как ты выжила? Это же вообще невозможно!” Потом мать попала “под сапоги” одного надсмотрщика, который издевался над многими женщинами. Я была настолько крупным ребенком, что, когда мама меня регистрировала, мне дали на год больше. И отчество изменили: с польского Яновна почему-то на Олеговну. Даже в этом хотели маму обидеть». Отца своего Рада никогда не видела, он был инженер — Ян Волконский, из польских шляхтичей, влюблённый в Марию Ростиславовну. Позже он был расстрелян. Сама Мария Ростиславовна не очень любила говорить об этом. Лишь после ее смерти Рада нашла в документах матери фото отца.

«В нее невозможно было не влюбиться. Она была очень красивая в молодости, – рассказывала Радислава. – А в лагерях изменилась до неузнаваемости: приходилось натирать кожу углями, чтобы не приставало лагерное начальство. Угольная пыль не вымывалась еще долгие годы после освобождения. Я ходила в детский сад при лагере. Маме уже недолго оставалось отбывать срок, но однажды она увидела, как воспитательница бьет меня и приговаривает: “Я выбью из тебя врага народа”. Мама набросилась на воспитательницу. Избила ее. Возможно, все бы обошлось, но воспитательница оказалась любовницей сотрудника НКВД. Марии Ростиславовне дали еще 10 лет. Меня отправили в детский дом. Было тогда мне всего два годика, но я хорошо помню, как перед отъездом стояла в детском саду на подоконнике и кричала: “Мама!”».

В тему: Война коммунистов с … детьми

Начались скитания Рады по детдомам, а Марии Ростиславовне помогала выжить лишь надежда на встречу с дочерью. Она провела полтора десятилетия лет в тюрьмах и лагерях на самых тяжелых работах. На рудниках, в шахтах, на лесоповале, на обжигах кирпичей… Ее избивали, выбили зубы, из красивой девушки она превратилась в сморщенную старуху. Но ее дух не был сломлен. На шахтах она спасла жизнь тридцати каторжанкам. Увидев сорвавшуюся вагонетку, которая по рельсам неслась в толпу женщин, она бросилась под неё, и потом три месяца лежала без сознания, а спасенные каторжанки сдавали кожу и кровь для её спасения.

Трагически сложилась судьба и у остальных ее братьев и сестер. Старшая сестра Марии испытаний не выдержала – умерла от разрыва сердца. Один брат утонул, второй также попал в лагеря. Спасся от тюрем лишь один – брат графини Андрей, поменяв фамилию Капнист на Копнист. «Семья не могла смириться с поступком моего дяди», – рассказывала Радислава Капнист. – Мария Ростиславовна же всегда с гордостью носила свою фамилию и перед смертью всегда говорила: «Ты, Радочка, одна осталась из рода Капнистов, храни его традиции».

У Марии Капнист был верный друг, любимый, Георгий Евгеньевич Холодовский, знавший Марию Ростиславовну еще семилетним ребенком. Молодой человек был влюблен в старшую сестру графини. Когда сестры не стало, его связь с Капнистами прервалась. Только спустя десять лет они с Марией случайно встретились в Петербурге. Чувство охватило обоих, но счастье было недолгим. Марию Ростиславовну репрессировали, а ее кавалеру сказали, что она погибла. Лишь когда стали в лагеря приходить посылки, Мария Ростиславовна поняла, что ее Георгий (Юл — так она его называла) жив. В 1958 году постановлением Верховного суда РСФСР приговор и все последующие решения по делу Марии Капнист были отменены и дело о ней прекращено за отсутствием состава преступления.

«Он единственный, кто помогал ей, рискуя, можно сказать, жизнью, – рассказывала дочь актрисы. – Когда узнал о том, что родилась я, очень болезненно переживал, но все равно продолжал посылать передачи. Возможно, у них бы и после освобождения сложились отношения, так как оба питали глубокие чувства друг к другу. Но мама не смогла перешагнуть через обиду, нанесенную ей при первой встрече после долгой разлуки. Холодовский встречал Марию на вокзале с огромным букетом цветов. С годами Юл стал еще лучше, седина его только украшала. А мама, в свои 44, выглядела изможденной старухой. Естественно, Юл ее не узнал. Ведь помнил молодой и цветущей… Несколько раз прошел он мимо, даже не обратив внимания. И лишь когда все пассажиры разошлись, вручил букет со словами: «Вас не встретили, и я не встретил того, кого ждал”. Уже было собрался уходить, но мама его окликнула. Мужчина был шокирован.»

Сама Мария Ростиславовна об этом случае рассказывала: «На волю посчастливилось ехать пассажирским поездом. Зашла в туалетную комнату привести себя в порядок. Умываюсь, а из зеркала смотрит на меня незнакомая бабуся с короткой стрижкой, со сморщенным, опавшим лицом. Испугалась и выскочила в коридор, там офицер у окна, спрашивает: “Что с вами?” Я показываю на туалет — там какая-то старуха. Он открывает двери — никого. И тут я поняла: бабуся — это я. От такого страшного открытия подкосились ноги. И вот московский вокзал. Иду и думаю, как встретит меня мой друг, что скажем друг другу через столько лет. Он не узнал меня… Я подошла ближе и чуть слышно сказала: “Юл, Юл”. Как когда-то в детстве, когда играли в жмурки. Страшные конвульсии пробежали по его помертвевшему лицу. Кинулся ко мне, я его оттолкнула и побежала — мне было все равно: под поезд или еще куда. Друг догнал меня».

Теплые и нежные чувства между ними оставались до конца. Георгий Евгеньевич неоднократно делал ей предложения, но она так и не приняла их. В лагере Капнист познакомилась с Валентиной Базавлук, женщины подружились. Валентину Ивановну освободили раньше, и Мария Ростиславовна взяла с нее слово, что та разыщет ее девочку и позаботится о ней. «Валентина Ивановна воспитала меня, она тоже была мне мамой, – рассказывала Рада. – Судьба круто обошлась с этой женщиной. Вышла замуж в 42 года за племянника известного художника Нестерова. Муж-архитектор зарабатывал неплохо, но любил покутить.

Прогуливал все деньги, а Валентина Ивановна с дочкой бедствовали. Нервы не выдержали, решила бросить мужа и вернуться к родным в Харьков. Но благоверный не захотел ее отпускать. В свое время он учился в техникуме вместе с Берией. Воспользовавшись знакомством, муж позвонил бывшему соученику и попросил ненадолго задержать жену. Через два часа за Валентиной Ивановной пришли.

Сказали, мол, ей будут вручать правительственную награду. Женщина ушла из дому в легком платьице и домой больше не вернулась. Дочке ее тогда было три месяца. Валентине Ивановне дали 10 лет, освободили через 8. Но девочка ее умерла, не дождавшись маму. Поэтому ко мне Валентина Ивановна была очень привязана. Сильно переживала, что меня отберут, когда вернулась мама. А я Марию Ростиславовну поначалу даже видеть не хотела. Наверное, так наказывала за сиротское детство. Впрочем, отдать меня маме все равно не могли – из-за справки, согласно которой Мария Капнист не имела права воспитывать ребенка.

С Валентиной Ивановной я тоже не могла остаться, так как нужно было разрешение Марии Ростиславовны, которого она не давала. Так, при двух мамах, я продолжала жить в детском доме. Это длилось до тех пор, пока детдома не стали расформировывать. Хорошо помню, как меня привели в опекунский совет. Там была мама и Валентина Ивановна. Член опекунского совета, тетка огромная, чуть ли не с усами, мужским голосом говорит: “Вот, Рада, перед тобой сидит мама, которая тебя родила, но которой ты не знала. А вот тетя Валя, которая тебя растила, любила. Выбирай, с кем ты останешься”. Я выбрала Валентину Ивановну. Мама резко встала и вышла. Меня послали за ней, а мне было страшно и стыдно посмотреть ей в глаза. Мария Ростиславовна сидела на ступеньках. Слез на глазах не было, но я увидела такое страдание у нее на лице! “Мама, прости”, – вырвалось у меня. Тогда я впервые назвала ее мамой. Она меня обняла и сказала: “Деточка, ты все правильно сделала”».

В минуту отчаяния Мария Ростиславовна как-то написала: «Я испытала такие страшные лагеря, но более страшные пытки я испытала, когда встретила свою дочь, которая не хотела меня признавать». Позже между дочерью и матерью в отношениях произошло потепление. Рада рассказывала: «Первый раз я приехала к маме, когда мне исполнилось 15 лет, и попала на ее день рождения. Там я впервые почувствовала, что это за человек, как ее любят люди. Ощущалась необыкновенная атмосфера, которую создавала именно она. У нее всегда собиралась масса людей разных возрастов и профессий. Стоило ей войти — как будто свежий ветер влетал, и начиналось удивительное общение».

В тему: Варлам Шаламов: «Чтоб они, суки, знали»

После 15 лет репрессий Мария Капнист приехала в Киев. Жизнь пришлось начать с нуля. Жить было негде, и она ночевала на вокзалах, в скверах, телефонных будках. Чтобы получить хоть какие-то деньги, работала массажистом, дворником. О сцене и съемках в кино даже не мечтала. Однажды она стояла в фуфайке около касс кинотеатра, к ней подошел молодой режиссер Юрий Лысенко и со словами «В каком фильме вы снимаетесь?» потащил на съемочную площадку картины «Таврия».

Успех этой дебютной работы обратил на неё внимание многих режиссёров киностудии имени Довженко. Поначалу героинями Капнист становились хмурые, строгие женщины: мудрая Мануйлиха в «Олесе», селянка в ленте «Мы, двое мужчин». Переломной стала роль ведьмы Наины в киносказке Александра Птушко «Руслан и Людмила». Трудно представить другую актрису в этом хитром и страшном образе. Ей даже пришлось работать с огромным тигром. По сценарию в фильме должен был появиться волк. Но Птушко захотел заменить его тигром. Марию об этом не предупредили. Она зашла в павильон и услышала рычание. Обернулась, и увидела приготовившегося к прыжку тигра. Именно этот взгляд и запечатлела камера. Зверь развернулся и удрал в клетку. Когда Птушко подошел к ней со словами: «Ну, Капнист, ты молодец!» — она бросила ему: «Но вы же подлец!» А потом в лохмотьях Наины бросилась в гостиницу «Москва», на своем этаже потеряла сознание и несколько дней пролежала в постели.

В дальнейшем она получила известность своими характерными образами — графинь, дам, загадочных старух, ведьм, цыганок и чародеек. В «Новых приключениях янки при дворе короля Артура» она вообще исполнила сразу три роли: Фатум, рыцаря и игуменьи. — Фильм снимали в Таджикистане как раз во время землетрясения, и многие актеры отказались в нем участвовать, — вспоминает Рада. — Но маму после лагерной жизни мало что могло испугать. С потерей красоты и молодости, которые у нее забрали лагеря, Мария Капнист довольно быстро смирилась и даже относилась к этому с юмором. На фотографиях дочери она подписывалась: «С любовью, твоя баба Яга».

«Когда мама приезжала в Харьков, соседская детвора тут же обступала ее с криками и смехом. Она с ними прыгала, бегала, разыгрывала представления, могла схватить метлу и носиться с ней по двору, — вспоминала Рада. — При этом даже в 70 у нее была великолепная фигура! С легкостью делала «березку», превосходно плавала. Часто меня упрекала: «Рада, почему ты сутулишься? Ходи прямо, меньше болеть будешь!» И сама, хотя на рудниках повредила позвоночник, всегда держала спину ровной. А еще никогда не ругалась. Если слышала от меня бранное словцо, реагировала мгновенно: «Рада, я 15 лет провела с уголовниками, и ко мне это не пристало. Как же ты можешь позволять себе такое?!».

В знаменитом приключенческом фильме «Бронзовая птица» Мария Капнист предстала в образе таинственной, наводящей на ребят страх, графини. В фантастической комедии Александра Майорова «Шанс» исполнила роль великосветской дамы Милицы Федоровны. Мария Капнист никогда не сидела без дела, она нередко давала благотворительные концерты, а главное — добилась возвращения Украине из забытья имени одного из своих славных предков, писателя Василия Капниста. Было широко отмечено его 230-летие, изданы произведения поэта и даже включены в школьную программу.

Она сыграла более чем в ста двадцати художественных фильмах и создала галерею острохарактерных образов в кино.

У Марии Ростиславовны из-за работы в заключении под землёй развилась клаустрофобия, из-за чего она не пользовалась подземными переходами, что и стало причиной её гибели. В возрасте 79 лет Мария Капнист попала под колёса автомобиля, переходя одну из самых оживлённых автомагистралей Киева — Проспект Победы, у киностудии им. Довженко. Во время лечения травм она простудилась и умерла 25 октября 1993 года в киевской больнице от осложнений. Похоронена на фамильном кладбище в селе Великая Обуховка Полтавской области.

Источник: Бессмертный барак


В тему:

  • «Больше рожать рабов мы не будем!»
  • Варлам Шаламов: Тачка
  • Узники Москвы. Выдающиеся украинцы в ссылках, лагерях и тюрьмах России
  • Наука на грани смерти. Какие открытия делали математики, инженеры и биологи СССР в ГУЛАГе
  • Блатные же — не люди
  • «Бутовский полигон»

Мария Капнист — биография, личная жизнь, фото

Мария Ростиславовна Капнист (урождённая Мариэтта Ростиславовна Капнист-Серко). Родилась 9 (22) марта 1914 года в Санкт-Петербурге — умерла 25 октября 1993 года в Киеве. Советская и украинская актриса. Заслуженная артистка Украинской ССР (1988).

Мариэтта Капнист-Серко, также известная как Мария Капнист, родилась 9 (22 по новому стилю) марта 1914 года в Санкт-Петербурге

Отец — граф Ростислав Ростиславич Капнист-старший (1875-1921).

Мать — Анастасия Дмитриевна Байдак (1882-1930), прапраправнучка атамана Ивана Серко.

Из старинного дворянского рода. На острове Занте в Ионическом море находятся руины первого родового замка Капнистов (Капниссос — с греческого). Особенной храбростью и героизмом в боях с турками за независимость греческих островов отличался Стомателло Капниссос, которому был пожалован в 1702 году графский титул правителем Венецианской республики Алоизием Мачениги. Внук Стомателло, Пётр Христофорович воевал с турками на стороне российского императора Петра I, осел на Украине и вскоре умер. Его сын Василий, переписав свою фамилию на Капнист, прославился в боях под Очаковом, будучи командующим казачьими войсками. За боевые заслуги императрица Елизавета Петровна высочайше пожаловала Василию Капнисту родовые земли на Полтавщине.

Мариэтта была пятым и последним ребёнком в семье.

Старшая сестра — Елизавета (1906 г.р.).

Старшие братья — Василий (1907 г.р.), Григорий (1908 г.р.) и Андрей (1910 г. р.).

До семи лет Мариэтта жила в Петербурге в семейном особняке на Английской набережной. После Октябрьской революции семья переехала в Судак. У юной Марии были гувернантки, учителя, шикарный особняк в Судаке на 70 комнат. Там же в 1921 году ее отца расстреляли. В тот же год скончалась сестра Елизавета. В 1926 году умер брат Василий, а Андрей после казни отца был вывезен в эмиграцию и его дальнейшая судьба осталась неизвестной.

Их дом в Судаке был разрушен. Оставшимся в живых членам семьи пришлось скрываться. Крымские татары, чтившие память графа Капниста, помогли её матери и ей бежать из Судака в их национальной одежде.

16-летняя Мария Капнист попала в Ленинград, где год спустя была принята в Театральную студию Юрия Юрьева при Ленинградском драматическом театре имени А. С. Пушкина, а после её закрытия — в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского. Педагоги обещали ей большое будущее, разрешали выходить в массовках на профессиональной сцене.

Однако в 1934 году по причине дворянского происхождения Капнист была исключена из института с запрещением жить в Ленинграде. Окончила Киевский финансово-экономический техникум. Работала бухгалтером в Киеве, затем в Батуми.

Мария Капнист в молодости

Арест и заключение

27 августа 1941 года Капнист была арестована, а 6 июня 1942 года приговорена Особым совещанием к 8 годам исправительно-трудовых лагерей по статье 58-1-а «шпионаж в пользу иностранных разведок во время войны».

Первый срок отбывала в Карлаге в одном бараке с Анной Тимирёвой, с которой дружила до конца её жизни. Затем, до 1950 года в Степлаге, где работала вместе с Татьяной Окуневской.

Мария Капнист вспоминала: «В один из лагерей Караганды — это место основали и обживали спецпереселенцы и мы, лагерники, — нас этапом пригнали ночью. Косы мои уже отрезали… Я уже хорошо знала цену ночным допросам, когда тебя или ослепляют и обжигают сверкающе-яркой лампой, или бросают в ледяную ванну. Знала, что бывает, когда тебя заприметит начальство… В женских лагерях были свои законы, может быть, ужаснее, чем в мужских. В Карлаге я познакомилась с Анной Васильевной Темировой, невысокого роста, необычайно красивой женщиной — корнями из терских казаков. Мы подружились, и тогда я узнала, что она — жена Колчака… Вместе с ней ставили мы в бараке ночные спектакли… Мы делали саманные кирпичи. Сначала не выходило, а потом по 180 штук за день наловчились делать. Изнурительная работа в невыносимой жаре, воды чуть-чуть, в бараках ночью нестерпимо. Начальник лагеря Шалва Джапаридзе охоч до лагерных женщин. Ночью присылал «сваху» из наших же, лагерных, и она приводила ему назначенных. Как-то приходит такая в барак и говорит: «Шалва помирает, просит тебя написать письмо его дочке». Я пошла… Когда он попытался меня схватить, ударила его от страха и ненависти… И Шалва решил отомстить. Конвойные бросили меня в мужской лагерь к уголовникам. Затаилась, жду. Подходит вразвалку старший. И где у меня силы взялись. Крикнула: «Черви вонючие! Война идет! На фронте гибнут ваши братья, а вы дышите парашей, корчитесь в грязи и над слабыми издеваетесь. Были бы у меня пули…» Один предложил убить меня, но тот, кто верховодил, приказал: «Пусть говорит — не трогай!» Между ними началась свалка, конвоиры пришли, забрали меня. Лежу на нарах, думаю в отчаянии: не выживу».

Освободившись, жила на поселении в Казачинском районе Красноярского края.

11 октября 1951 года Капнист была арестована повторно, а 26 декабря 1951 года Красноярским крайсудом по обвинению в антисоветской агитации приговорена к 10 годах заключения. Под давлением была вынуждена оговорить себя в том, что её имя не Мариэтта, а Мария, и постановлением суда далее была осуждена как Мария.

В заключении она познакомилась с Валентиной Ивановной Базавлук, которой предстояло выйти на свободу раньше. Базавлук сумела пробиться на приём к Анастасу Микояну и в итоге добилась того, что в 1956 году Капнист была освобождена (изначально её срок должен был закончиться в 1963 году).

В 1958 году она была полностью реабилитирована и все приговоры в отношении неё были отменены в связи с «отсутствием состава преступления».

После освобождения Капнист поселилась в Киеве, где работала массажистом и дворником. Жить было негде, и она ночевала на вокзалах, в скверах, телефонных будках.

Мария Капнист в кино

Однажды она стояла в фуфайке около касс кинотеатра, к ней подошел молодой режиссер Юрий Лысенко и со словами «В каком фильме вы снимаетесь?» и потащил на съемочную площадку картины «Таврия», в которой она сыграла игуменью.

Мария Капнист в фильме «Таврия»

Далее режиссёры киностудии имени Довженко стали активно привлекать Капнист к съемкам.

В 1972 году Александр Птушко предложил ей одну из главных ролей — Наину — в своем фильме-сказке «Руслан и Людмила». Во время съемок имел место инцидент, который Капнист пережила весьма непросто. По сценарию в фильме должен был появиться волк. Но Птушко захотел заменить его тигром. Марию об этом не предупредили. Она зашла в павильон и услышала рычание. Обернулась, и увидела приготовившегося к прыжку тигра. Именно этот взгляд и запечатлела камера. Зверь развернулся и удрал в клетку. Когда Птушко подошел к ней со словами: «Ну, Капнист, ты молодец!» — она бросила ему: «Но вы же подлец!» А потом в лохмотьях Наины бросилась в гостиницу «Москва», на своем этаже потеряла сознание и несколько дней пролежала в постели.

Мария Капнист в фильме «Руслан и Людмила»

Получила известность своими характерными образами — графинь, дам, загадочных старух, ведьм, цыганок и чародеек. В знаменитом приключенческом фильме «Бронзовая птица» Мария Капнист предстала в образе таинственной, наводящей на ребят страх, графини. В «Новых приключениях янки при дворе короля Артура» она исполнила сразу три роли — Фатум, рыцаря и игуменьи.

Мария Капнист в фильме «Бронзовая птица»

Мария Капнист в фильме «Цыган»

Мария Капнист в фильме «Новые приключения янки при дворе короля Артура»

Стоит отметить сыгранную Марией Капнист главную роль в фантастической комедии Александра Майорова «Шанс», где она предстала в качестве великосветской дамы, княжны персидской Милицы Федоровны. Экранизация повести Кира Булычёва «Марсианское зелье» из цикла «Великий Гусляр». В середине XVII века казак по имени Алмаз Битый спас от смерти инопланетянина. В благодарность тот одарил землянина эликсиром молодости. Постоянно употребляя эликсир, Алмаз и его подруга Милица дожили до XX века. Настало время опять вернуть молодость, и Алмаз возвращается в город Великий Гусляр, где хранится тайное средство. Однако тайна оказалась раскрыта, и нескольким жителям города представился случай испытать на себе действие «марсианского зелья».

Мария Капнист в фильме «Шанс»

Мария Капнист часто давала благотворительные концерты. Она добилась возвращения из забытья имени одного из своих славных предков, писателя Василия Капниста. Было широко отмечено его 230-летие, изданы произведения поэта и даже включены в школьную программу.

Гибель Марии Капнист

Из-за работы в заключении под землёй у Капнист развилась клаустрофобия, из-за чего она не пользовалась подземными переходами, что и стало причиной её гибели. В начале октября 1993 года Мария Капнист попала под колёса автомобиля, переходя одну из самых оживлённых автомагистралей Киева — Проспект Победы, у киностудии им. Довженко. Лечения травм осложнилось отёком лёгких.

Умерла 25 октября 1993 года в Киевской Александровской (Октябрьской ) больнице.

Похоронена на фамильном кладбище в селе Великая Обуховка Полтавской области. Из всех близких родственников Капнист до преклонных лет дожил только её брат Григорий, умерший в 1976 году в Ярославле.

В декабре 2007 года, при поддержке предводителя Харьковского дворянского собрания Алексея Иваницкого была создана общественная организация «Фонд памяти Капнистов», которую возглавила дочь актрисы Радислава. 13 сентября 2014 года на доме № 13 на улице Василия Липковского к столетию со дня рождения торжественно открыта мемориальная доска актрисе. 15 ноября 2018 года Киевская городская Рада своим решением переименовала улицу Желябова в улицу Марии Капнист.

Личная жизнь Марии Капнист:

В 1949 году в тюремной больнице Степлага она родила дочь Радиславу (Раду). Отец дочери — польский инженер Ян Волконский, он позже был расстрелян. Капнист назвала дочь в честь одной из героинь рассказа Максима Горького «Макар Чудра».

Когда Радиславе было два года, её забрали у матери и поместили в Есауловский детдом в Красноярском крае.

Радислава Капнист рассказывала: «Когда лагерное начальство узнало, что мать в положении, ее заставляли сделать аборт, — но мама отказалась. И тогда ей устраивали всякие пытки: опускали в ледяную ванну, обливали холодной водой. Она потом мне говорила: «Как ты выжила? Это же вообще невозможно!» Потом мать попала «под сапоги» одного надсмотрщика, который издевался над многими женщинами. Я была настолько крупным ребенком, что, когда мама меня регистрировала, мне дали на год больше. И отчество изменили: с польского Яновна почему-то на Олеговну. Даже в этом хотели маму обидеть».

После второго ареста матери дочь скиталась по детдомам. Позже Валентина Ивановна Базавлук, которой предстояло выйти на свободу раньше, сумела разыскать Радиславу и добилась её перевода в детдом в Харькове, где она сама жила.

Когда в 1958-м Марию освободили, воссоединиться с дочерью у Капнист не получилось — она не могла забрать Радиславу из детдома, потому что не имела постоянной работы, а годы заключения сильно подорвали её здоровье. Сама Радислава не смогла признать мать в силу своего возраста, так как успела привязаться к Базавлук. В конечном итоге Базавлук удочерила Радиславу, но оставила ей прежнюю фамилию (когда Радиславу поместили в детдом, ей дали другую фамилию, но Базавлук, разыскав девочку, добилась того, чтобы ей вернули фамилию Капнист). Отношения матери и дочери стали налаживаться только когда Радислава была подростком.

Мария Капнист и дочь Радислава

На протяжении всей жизни у Марии Капнист был верный друг — Георгий Евгеньевич Холодовский (Юл — так она его называла). Он знал Марию с семи лет. Георгий был влюблен в ее старшую сестру. Когда же сестры не стало, то его связь с Капнистами прервалась. Но спустя десять лет они с Марией случайно встретились в Петербурге. Между ними вспыхнуло чувство. Однако вскоре Марию репрессировали. Пока она сидела, он отправлял в лагеря посылки.

Дочь Марии Капнист рассказывала: «Он единственный, кто помогал ей, рискуя, можно сказать, жизнью. Когда узнал о том, что родилась я, очень болезненно переживал, но все равно продолжал посылать передачи. Возможно, у них бы и после освобождения сложились отношения, так как оба питали глубокие чувства друг к другу. Но мама не смогла перешагнуть через обиду, нанесенную ей при первой встрече после долгой разлуки. Холодовский встречал Марию на вокзале с огромным букетом цветов. С годами Юл стал еще лучше, седина его только украшала. А мама, в свои 44, выглядела изможденной старухой. Естественно, Юл ее не узнал. Ведь помнил молодой и цветущей… Несколько раз прошел он мимо, даже не обратив внимания. И лишь когда все пассажиры разошлись, вручил букет со словами: «Вас не встретили, и я не встретил того, кого ждал». Уже было собрался уходить, но мама его окликнула. Мужчина был шокирован».

Теплые и нежные чувства между ними оставались до конца жизни. Георгий Евгеньевич неоднократно делал ей предложения, но она так и не приняла их.

Мария Капнист и Георгий Холодовский

Фильмография Марии Капнист:

1956 — Одна ночь (фильм-спектакль) — эпизод
1959 — Таврия — игуменья
1959 — Иванна — монахиня (нет в титрах)
1960 — Летающий корабль — волшебница (нет в титрах)
1960 — Вдали от Родины — мадам Дюваль (нет в титрах)
1961 — За двумя зайцами — дама в иллюзионе (нет в титрах)
1961 — Дмитро Горицвит — мать Варчука
1962 — Мы, двое мужчин — пассажирка, старуха с гусем
1963 — Серебряный тренер — служанка (нет в титрах)
1963 — Рыбки захотелось… (короткометражный)
1964 — Лушка — модистка
1964 — Ключи от неба — лаборантка (нет в титрах)
1964 — Гамлет — эпизод (нет в титрах)
1965-1967 — Война и мир — дама на балу (нет в титрах)
1965 — Нет неизвестных солдат — бдительная гражданка (нет в титрах)
1965 — Вниманию граждан и организаций — старуха (нет в титрах)
1967 — Большие хлопоты из-за маленького мальчика — Ева, помощник режиссера
1968 — Ошибка Оноре де Бальзака — кузина Бетти (нет в титрах)
1969 — Сыновья уходят в бой — жена деда Харитона
1970 — Узники Бомона — заключенная (нет в титрах)
1970 — Олеся — Мануйлиха, бабушка Олеси
1970 — Мир хижинам, война дворцам — монашка (нет в титрах)
1970 — В тридевятом царстве… — пассажирка самолета / фрейлина в оранжевом (нет в титрах)
1971 — Где вы, рыцари? — Прасковья Ильинична, соседка Ковальчука и Голубчика
1972 — Руслан и Людмила — Наина, в титрах Мария Капнист-Серко
1972 — Пропавшая грамота — ведьма
1972 — Вера, Надежда, Любовь — старуха в больнице
1973 — Старая крепость — пани Родлевская, учительница пения
1973 — Горя бояться — счастья не видать — придворная
1974 — Бронзовая птица — «Графиня» (Софья Павловна), экономка
1975, 1988 — Любовь с первого взгляда — волшебница
1976 — Табор уходит в небо — Изергиль
1976 — Память земли — баба Орыся (нет в титрах)
1977 — Солдатки — Марина
1977 — Сапоги всмятку — актриса
1977 — Если ты уйдешь — тетя Марфа
1978 — Квартет Гварнери — баба с козой (нет в титрах)
1979 — Цыган — старая цыганка
1979 — Циркачонок — мать Ратушного
1979 — Дикая охота короля Стаха — экономка
1980 — Копилка — клиентка Кокареля, графиня (нет в титрах)
1981 — Андрей и злой чародей — старуха
1982 — Улыбки Нечипоровки — Секлета
1982 — Преодоление — Амали, гостья Урусовой
1982 — Возвращение Баттерфляй — пани Мозурова
1983 — Комический любовник, или Любовные затеи сэра Джона Фальстафа — дама в вуали
1983 — Вечера на хуторе близ Диканьки — старуха на свадьбе
1984 — Шанс — Милица Федоровна, княжна персидская
1984 — Иванко и царь Поганин — Сова (в титрах Марина Капнист)
1984 — Володькина жизнь — учительница немецкого
1985 — Искушение Дон-Жуана — эпизод
1986 — Рядом с вами — техничка в школе
1986 — Премьера в Сосновке — костюмер областного театра
1986 — Полнолуние. Ноктюрн (короткометражный)
1986 — Золотая цепь — гостья Эвереста Ганувера (нет в титрах)
1986 — Двое на острове слёз — женщина на кладбище
1987 — Пуща — экономка
1987 — Прощай, шпана замоскворецкая… — баба Роза
1988 — Шанс (короткометражный) — старуха
1988 — Фантастическая история — старая дама (нет в титрах)
1988 — Поляна сказок — стюардесса; регистратор брака; бабушка с ребёнком
1988 — Новые приключения янки при дворе короля Артура — дама / рыцарь / монахиня
1988 — Мужчина для молодой женщины — Надырова
1988 — История одной бильярдной команды — Аманда, гадалка
1989 — Сероманец — эпизод
1989 — Искусство жить в Одессе — Маня, старуха
1989 — Этюды о Врубеле — эпизод
1989 — Хочу быть принцессой (документальный)
1990 — Два патрона на мамонта
1990 — Ведьма — эпизод
1991 — Меченые — бабуля в обувной мастерской
1991 — Лох — победитель воды — член мафии
1991 — Анна Карамазофф (Anna Karamazoff) — бабушка Соня
1992 — Сердца трёх — старая сеньора Солано
1992 — Людоед — Катерина Федоровна Жгутова, старая политкаторжанка
1992 — Экстрасенс — эпизод
1992 — Белые одежды — старуха, домработница Тумановой
1993 — Темные воды
1994 — Притча про светлицу

Мария Капнист — Заслуженная артистка УССР.

Биография, творчество

Известная миллионам зрителей своей выразительной, неповторимо строгой внешностью и неповторимой интерпретацией характеров характерная украинская актриса Мария Капнист сыграла в кино более ста двадцати ролей.

Ее тип — загадочные старухи: графини, ведьмы, светские дамы в возрасте… Почему загадочные? Да потому, что, перевоплощаясь в них, Мария Капнист наполняла своих героинь собственной энергией, внутренней непостижимой силой. И дети, увидевшие ее в кино (которых невозможно обмануть), поверили: именно такой и должна быть волшебница.

Памятные роли

Коллеги заметили феномен: встретившись со знакомыми актерами, детишки почему-то всегда тянулись к «Баба-Яге», как она с юмором называла себя. Щедрая душой, Мария Капнист всегда в этом случае обращала внимание на своих маленьких поклонников: те радовали шуткой или даже (если позволяло время) затевали с ними игру.

Образ Софьи Павловны в ее интерпретации стал незабываемым для многих поколений юных зрителей. По содержанию рассказа «Бронзовая птица» это бывшая домработница. Но согласитесь, судя по актерской игре, назвать исполнителя этой роли слугой — значит соврать.

Сколько подлинного аристократизма она вложила в свою актрису! Целиком органично слилась с этой ролью ее внешность: горящие глаза, худоба, глубокие морщины, орлиный нос. Какая тут экономка? Скорее «Ваше Высочество»!

И именно этой актрисе, по мнению критиков, лучше всего передались нюансы образа старухи Изергиль (фильм «Табор уходит в небо»), приписываемого М. Горькому.

Лучшая киноработа

Однако лучшей ее киноработой эксперты считают роль Наины в экранизации Руслана и Людмилы. Загадочная, мистическая чародейка. Зная себе цену… О таком типе актрис советские кинематографисты мечтали давно. Именно эта роль принесла ей всесоюзную славу.

Во время съемок этого фильма произошел драматический эпизод. Он инициировал режиссера Птушко, причем сделал это, мягко говоря, неправильно.

В один из съемочных дней Мария Капнист, неподготовленная, не предупрежденная, зашла в павильон мастерской Довженко, вдруг услышала за спиной утробное рычание (тигры всегда нападают сзади). Она резко огляделась, и заметила его уже готовится к прыжку. Кстати, эти кадры вошли в фильм.

Прямой взгляд в упор в нечеловеческие цвета золота сделал невозможное: заставил зверя уйти.

Сама же актриса после случившегося нашла в себе силы вернуться в гостиницу и только войдя в номер, ослабила самообладание. Совершенно опустошенная, она потеряла сознание и от пережитого стресса пролежала в постели четыре дня.

Врожденный аристократизм

Однако после этой пушкинской экранизации Мария Ростиславовна почувствовала, что значит быть востребованной. Режиссеры выстраивались за ней в очередь. Ведь ее актерское мастерство действительно украшало фильмы: второстепенное, казалось бы, эпизодическое присутствие актрисы придавало неподдельную экспрессию и значимость.

Предложений удалить не было отбоя. Критики назвали ее актрисой эпизода от Бога. Не случайно она так убедительно сыграла «Графиню» в любимом многими поколениями детей фильме «Бронзовая птица»!

Однако реинкарнация способствовала тому, что в ней текла кровь настоящего Графа. Когда-то она жила в достатке и радости. Юная Мария, несмотря на детство, не была лакеем, ей принадлежал 70-комнатный особняк в Судаке. Давным-давно, в другом, дореволюционном мире…

Был большой родительский особняк — полная чаша, большая дружная семья. Она была избалована, любима. Из рассказов родителей она знала, что где-то на средиземноморском острове Зант есть древние руины замка ее предков, венецианских графов.

История рода Капнистов

Вторично титул графа Капнистам был пожалован королеве Елизавете за мужество, проявленное под Очаковым. На фамильном гербе бесстрашных Капнистов была надпись «В огне непоколебимая». Род был большой и заметный. Папа девочки — Ростислав Ростиславович Капнист — был видным светским деятелем. Мама актрисы принадлежала к очень почитаемому в Украине роду гетмана Сирко. Полное имя маленькой графини — Мариэтта Ростиславовна Капнист-Серко. У девушки появились черные пронзительные глаза, как у легендарного прадеда-гетмана. Известна история о том, что французы покинули Москву немотивированными, после того как тайным приказом Кутузова вокруг Белокаменной окружили артефакт, завещанный Сирком после гибели его братьев при оружии. Предок Марии был признан и военными, и историками непобедимым: 55 сражений — и ни одного поражения!

Салон Капнистов на Английской набережной пользовался огромной популярностью в Петербурге. В мать нашей героини, красавицу Анастасию Дмитриевну, знавшую 18 языков, был безнадежно влюблен сам маэстро Шаляпин.

Мечтая о театре, Мария Капнист в молодости даже брала несколько уроков вокала у мировой знаменитости. Девушка была живой и артистичной: прекрасно пела, танцевала, всегда была душой молодежной компании…

Революция. Трагедия семьи

15 лет каторжных работ по огульному обвинению сделали свое дело: цветущая женщина — дворянка Мария Капнист — превратилась в графиню шахт. Биография будущей актрисы, как видите, трагична.

Забегая вперед, скажи: судьба была к ней справедлива. Не закончилось (как поется в песне Высоцкого) «падение, закат», впереди мученика ожидали «взлет и восход», созвучные древнеримскому крылатому выражению «Через тернии — к звездам».

Ужас начался после новостей из Петербурга. Репрессии на семью Капнист пришли сразу. Отец Ростислава Ростиславовича был расстрелян большевиками в первые дни революции. Возлюбленная нашей героини, ее старшая сестра Лиза не пережила этого и умерла сразу от разрыва сердца. Тетя тети, которая живет с семьей, была застрелена прямо на глазах у Марии. Варвары, совершившие это убийство, как-то ощутили на своей спине горящий взгляд девушки: «Посмотрите, как она смотрит на нас, давайте ее расстреляем!» Сами слова были найдены и вложены в уста Марии с пронзительным криком: «У вас нет такого приказа, вы не можете!»

Тогда в Крыму без суда и следствия расстреляли более 3000 человек. Сочувствующая семье покойного доброго графа Татарского (революция застала Капнистова в Крыму), переодевшая мать и детей в лохмотья, помогла им спрятаться.

Лучшие годы — в лагерях

Но руки у большевиков были длинные. Что помогло ей потом в ГУЛАГе не ожесточиться, остаться человеком? Позже актриса расскажет: спас увиденный сон. Давайте поговорим об этом видении. Она в толпе голодных людей. И никто, кроме нее, не видит стоящего на помосте мешка с зерном. Потом она взбирается наверх и начинает раздавать зерно людям.

«К чему этот сон?» — спросила себя Мария, проснувшись. И тут я догадался: не надо черстветь, надо оставаться добрым, несмотря ни на что.

Там же, в лагерях, влюбившись в впоследствии расстрелянного инженера, она родила дочь Раду. Не поддавшись издевательствам, не сделав по настоянию своих мучителей аборт. А когда увидела, как ее дочь избивали и унижали в детсадовском лагере, не выдержала и сама избила садистку-воспитательницу, получив дополнительный срок.

В огне непоколебимой

Было ли это красотой для будущей актрисы, когда вместо кремов в кожу лица годами приходилось втирать сажу (тогда у зэков был шанс не быть изнасилованными)?

Мария Капнист по-своему возвестила, что это место было подвигом в зоне, так: актом. Как-то, работая в рудниках, она увидела, что на спинах стоящих перед ней коллег по несчастью катится полуторатонная тележка с горы. Не думая о себе, маленькая женщина бросилась к ней наперерез. Откуда взялась эта сила?

А потом была неделя беспамятства между жизнью и смертью, плач подружек, отдающих ей свою кровь.

А как вам еще один триллер, случившийся с ней: зэки (в том числе и наша героиня), действуя «по понятиям», вершили суровое правосудие по принципу «смерть за смерть» (зарыв заживо в уголь насильник-охранник, убегающий от женщины, отказавшейся с ним спать)? Время прошло. Приехав на этап в другой лагерь, его встретила Мария Капнист (как выжил этот негодяй, неизвестно). И для нее, признаться, жизнь превращается в кошмар. Тот маньяк начинает со знанием своего дела бить ее, чтобы «старый друг» долго и мучительно умирал.

На свободе

Не верится, что после всего этого для человека возможен путь актрисы. Актриса Мария Ростиславовна Капнист Театральные ВУЗы не заканчивала. Очевидно, вмешалась судьба.

Но поначалу было невыносимо тяжело. После того, как в 1958 году «за отсутствием состава преступления» бывших «фашистов» (бунт в лагерях заключенных, отбывавших наказание по статье 58, «антисоветская пропаганда» называли «антисоветской пропагандой») освободили, Мария уехала в Киев. Дома не было. Я спал на вокзалах. Работала дворником, массажисткой. Я мечтал найти и вернуть свою дочь Раду (находясь в заключении, она была лишена права воспитывать ее). Возможно, тогда только мечта о дочери удерживала ее на свете.

Случайно — в кинотеатре

Однажды типичная женщина в телогрейке и с гримом (Мария семь лет смывала с лица копоть день за днем) заметила режиссера Юрия Лысенко в очереди в киоск возле мастерской Довженко.

Мог ли он подумать, что с его легкой руки пришел в кино будущий Заслуженный артист УССР? Он тогда подошел к Марии Ростиславовне и спросил, из какого она фильма? А потом буквально потащили ее сниматься в фильме «Таврия», созданном по роману О. Гончара.

С ролью игумена дилетантка справилась блестяще. Так Мария Ростиславовна начала свою тридцатипятилетнюю актерскую карьеру. В 1994 году, когда на экраны вышел последний фильм с участием актрисы «Притча о солнечном свете», ее уже не было в живых.

Фильмография

Перечислим основные ленты, украшенные ее ролями.

Конец 50-х и 60-х годов

«Таврия», «Вдали от Родины», «Летучий корабль», «Душка», «Мы двое», «Хочу верить», «Война и мир», «Неизвестных солдат нет» , «Большие неприятности из-за маленького Мальчика», «Ошибка Оноре де Бальзака», «Сыновья идут в бой»

70-е годы

«Где вы, богатыри?», «Олеся», «Пропавшие буквы», «Руслан и Людмила», «Старая крепость», «Вера, надежда, любовь», «Любовь с первого взгляда», «К бояться страха — счастья нет», «Бронзовая птица», «Солдаты», «Если ты уйдешь», «Мягкие сапоги», «Табор уходит в рай», «Дикая охота на короля Стаха»

80-е годы

«Копилка», «Любитель комиксов», «Андрей и чародей», «Случайность», «Искушение Дон Жуана», «Премьера в Сосновке», «Иванко и царь Поханин», «Двое на острове Слезы», «Возвращение бабочки», «Новые приключения янки при дворе короля Артура», «Этюды о Врубеле», «Мужчина для молодой женщины»

90-е

«Ведьма», «Огр», «Меченый», «Сердца трех», «Лох — победитель воды», «Темные воды», «Анна Карамазова», «Белые одежды», «Притча о солнечном свете» »

Мария Капнист до конца жизни сохранила прекрасную творческую форму. Фильмография ее — вот свидетельство. Она жила любимым делом — актерством, в жизни была открытой, честной, доброй и милосердной. Те, кто любил ее, любили. Внезапно оборвавшаяся жизнь актрисы была похожа на прерванный полет.

Отношения между Марией Ростиславовной и ее дочерью стали налаживаться только в конце 70-х (прошло время, чтобы она поняла, что ее мать — прекрасный человек). Дотоле Рада признала только приемную мать (женщину тоже бедную, потерявшую родную дочь из-за самоуправства Лаврентия Берии), которая по-матерински любила и воспитывала ее.

Смертельное ДТП

Жизнь актрисы оборвалась внезапно. Как будто она не настоящая, а выдуманная каким-то писателем…

Октябрьской ночью 1993 года актриса Мария Капнист была сбита автомобилем, пытаясь пересечь проспект Победы возле киностудии Довженко. Подумав, она не заметила приближающуюся машину.

Врачи вспомнили: еще в больнице эта маленькая стройная женщина отличалась природным тактом и отсутствием честолюбия.

Стоически переносила боль и умерла от осложнений, оставаясь на стационарном лечении. 25.10.1993. Марии Ростиславовны Капнист-Серко не стало.

Вместо заключения

Что выделяет Марию Ростиславовну среди коллег по актерскому цеху? Удивительная, непонятная природная аристократичность. К ней не приставала грязь! По воспоминаниям современников, именно до нее, неизвестно почему, были чистые и талантливые люди. Ее квартира, как и салон отца в Петербурге (разумеется, в миниатюре), неизменно посещалась.

Сплетни, подлости, подковерные интриги — все это, к сожалению, не редкость в актерской среде. Однако коллеги даже не пытались втянуть ее в нечестную игру. Она была выше этого и не приставала к грязи. Окружающие практически физически ощущали кристальную честность актрисы. Ее талант также неоспорим. Ведь сегодня любим зрителями фильм, где снималась Мария Капнист.

Фильмы — лучший памятник ей, Графине советского экрана.

Портрет автора Василия Васильевича Капниста (1757/8-1823) и все подобные цветные изображения.

Принятие ванны на берегу… от Максимилиана Люса

Период производства

(без обрамления): 10 раб. дн.

От 34,80 евро

Обнаженная Майя от Франсиско Хосе де Гойя

Готов к печати

Скидка 40% на это изображение:

От 15,31

евро

Presentat.in the Temple от Джованни Беллини

Период производства

(без обрамления): 6 раб. дн.

От 33,35 9 евро0003

Д. Тенирс, Алхимик, 1… от Давида Тенирса

Готов к печати

Скидка 40% на это изображение:

От 16,01

евро

Joseph Lanner (1801-43) Co… от Philipp Steidler

Период производства

(без обрамления): 20 раб. дн.

От 33,35 евро

Ezzelino da Romano im Kerk. .. от Карла Фридриха Лессинга

Готов к печати

Скидка 40% на это изображение:

От 15,31

евро

Святое семейство от (Рафаэля) Рафаэлло Санцио

Готово к печати

Скидка 40% на это изображение:

От 16,01

евро

Святой Иероним, удаляющий Тора… от Никколо Антонио Колантонио

Готов к печати

Скидка 40% на это изображение:

От 16,01

евро

Настасья от Валерия Касмасова

Готов к печати

Скидка 40% на это изображение:

От 16,70

евро

Плач Марии от Андреа Мантеньи

Период производства

(без обрамления): 6 раб. дн.

От 33,35 евро

Мадонна с младенцем и св. … Винченцо ди Бьяджо Катена

Период производства

(без обрамления): 20 раб. дн.

От 33,35 евро

Сказки для детей от Мариуса Бартолоти

Период производства

(без обрамления): 20 раб. дн.

От 33,35 евро

Торжественное собрание стат… от Ильи Ефимовича Репина

Период производства

(без обрамления): 9 раб. дн.

От 34,80 евро

Период производства

(без обрамления): 7 раб. дн.

От 33,35 евро

Зеленая шляпа. от Эмиля Карла Рау

Период производства

(без обрамления): 10 раб. дн.

От 34,80 евро

Вид на Кремль в Бад… от Алексея Саврасова

Период производства

(без обрамления): 20 раб. дн.

От 33,35 евро

Святая Цецилия от Карло Сарачени

Готов к печати

Скидка 40% на это изображение:

От 15,31 9 евро0003

После задержания Фердинандом Георгом Вальдмюллером

Период производства

(без обрамления): 9 раб. дн.

От 34,80 евро

Святой Доминик молится от Эль Греко (он же Доминикос Теотокопулос)

Период производства

(без обрамления): 6 раб. дн.

От 33,35 евро

Портрет мужчины из французской школы

Готов к печати

Скидка 40% на это изображение:

От 16,01

евро

Скорбящая Богородица (панно… от Ганса Мемлинга

Период производства

(без обрамления): 20 раб. дн.

От 33,35 евро

Женщина с шарфом от Карела Штепанека

Период производства

(без обрамления): 3 раб. дн.

От 34,80 евро

Holy Family w.Boy John /Pt… from Agnolo Bronzino

Период производства

(без обрамления): 6 раб. дн.

От 33,35 евро

Kinder am Morgen Bilder be… от Фердинанда Георга Вальдмюллера

Период производства

(без обрамления): 10 раб. дн.

От 31,90

евро

Христос, поддерживаемый ангелами от Франческо Тревизани

Готов к печати

Скидка 40% на это изображение:

От 16,01

евро

Г. Б. Лоренцетти / Нептун от художника Художник

Период производства

(без обрамления): 7 раб. дн.

От 33,35 евро

Карусель от Lovis Corinth

Период производства

(без обрамления): 10 раб. дн.

От 37,70

евро

Христос, привязанный к колонне от Лоренцо Коста

Период производства

(без обрамления): 20 раб. дн.

От 33,35 евро

Аллегория курфюрста Фе… от Стефано Катани

Период производства

(без обрамления): 10 раб. дн.

От 48,43

евро

Стефан Малларме от Франсуа Нарди

Период производства

(без обрамления): 10 раб. дн.

От 31,90

евро

Святая Сесилия в сопровождении… из Michiel I Coxie

Готов к печати

Скидка 40% на это изображение:

От 16,01

евро

Женщина с розой в ч. .. от Пьера Огюста Ренуара

Готов к печати

Скидка 40% на это изображение:

От 16,01

евро

Победоносная любовь Микеланджело Караваджо

Готов к печати

Скидка 40% на это изображение:

От 16,01

евро

Дарьяльский овраг в … от Никанора Григория. Чернезов

Период производства

(без обрамления): 10 раб. дн.

От 34,80 евро

Auferweckung Ла… от Якопо Робусти Тинторетто

Период производства

(без обрамления): 10 раб. дн.

От 34,80 евро

Портрет императрицы Елизаветы… от Герхарда фон Кюгельгена

Период производства

(без обрамления): 6 раб. дн.

От 33,35 евро

Die Badenden от Гюстава Курбе

Период производства

(без обрамления): 6 раб. дн.

От 31,90

евро

Портрет графини Марии… от Дмитрия Григорьевича Левицкого

Период производства

(без обрамления): 6 раб. дн.

От 33,35 евро

Дама с книгой стихов… от Андреа дель Сарто

Готов к печати

Скидка 40% на это изображение:

От 15,31 9 евро0003

A.Carracci /Francis of Ass… от Annibale Carracci

Период производства

(без обрамления): 7 раб. дн.

От 33,35 евро

Молодая женщина, поправляющая свои… от Pierre Carrière-Belleuse

Готово к печати

Скидка 40% на фото:

От 16,01

евро

Автопортрет из Брюллова

Период производства

(без обрамления): 6 раб. дн.

От 33,35 евро

Бассейн, окруженный толстой кишкой… от Хьюберта Роберта

Период производства

(без обрамления): 6 раб. дн.

От 33,35 евро

Акт-этюд движущейся веревки… от Жана-Луи Теодора Жерико

Готов к печати

Скидка 40% на это изображение:

От 15,31 9 евро0003

Optical Illusion, 2005 (с… от Jenny Barron

Период производства

(без обрамления): 5 раб.дн.

От 36,25

евро

Георг Николаус Ниссен от Ferdinand Jagemann

Период производства

(без обрамления): 6 раб. дн.

От 33,35 евро

Благотворительность от Феликса Шлезингера

Готово к печати

Скидка 40% на это изображение:

От 16,01

евро

Диана и Актеон от Авраама Говертса

Готово к печати

Скидка 40% на это изображение:

От 16,01

евро

де Рибера / Оплакивание. .. от Хосе (ох Джузепе) де Рибера

Период производства

(без обрамления): 6 раб. дн.

От 33,35 евро

Терновый венец и жгутики… от Джованни Баттиста Тьеполо

Период производства

(без обрамления): 7 раб. дн.

От 33,35 евро

Удаление зуба Микеланджело Караваджо

Готово к печати

Скидка 40% на это изображение:

Начиная с 16,01 9 евро0003

Прачка от Жана-Батиста Симеона Шардена

Период производства

(без обрамления): 6 раб. дн.

От 33,35 евро

Мать с ребенком. от Рудольфа Эппа

Период производства

(без обрамления): 10 раб. дн.

От 34,80 евро

Портрет Юстинии Хилто. .. из Вильгельма II. Хилтон

Период производства

(без обрамления): 20 раб. дн.

От 33,35 евро

Натюрморт с фруктами от Авраама ван Бейерена

Готов к печати

Скидка 40% на это изображение:

От 16,01

евро

Елизавета Французская (1764-… из французской школы

Период производства

(без обрамления): 20 раб. дн.

От 33,35 9 евро0003

Мир весь день от Сеймура Джозефа Гая

Период производства

(без обрамления): 10 раб. дн.

От 34,80 евро

Инфанта Мария Терезия… от Диего Родригеса де Сильвы и Веласкеса

Готов к печати

Скидка 40% на фото:

От 15,31

евро

Натюрморт с крабом, Шри.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *