Как слушать Лунную сонату • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
КурсКак слушать классическую музыкуЛекцииМатериалы
Что следует знать о Бетховене, о страданиях Христа, об опере Моцарта и о романтизме, чтобы правильно понять одно из самых известных в мире произведений, объясняет кандидат искусствоведения Ольга Хвоина
В обширном репертуаре мировой музыкальной классики трудно, пожалуй, найти более известное сочинение, чем Лунная соната Бетховена. Не надо быть музыкантом и даже большим любителем классической музыки, чтобы, услышав ее первые звуки, мгновенно узнать и с легкостью назвать и произведение, и автора Опыт показывает, что в случае, например, с Пятой симфонией того же композитора или Сороковой симфонией Моцарта, музыка которых всем не менее хорошо знакома, составление правильной комбинации из фамилии автора, названия «симфония» и ее порядкового номера уже представляет сложность. И так с большинством сочинений популярной классики.. Одно уточнение, впрочем, требуется: для неискушенного слушателя узнаваемой музыкой Лунная соната исчерпывается. В действительности это не все произведение, а лишь его первая часть. Как и положено классической сонате Соната — жанр инструментальной музыки (sonare с итал. — «звучать», «издавать звук при помощи инструмента»). К эпохе классицизма (вторая половина XVIII — начало XIX века) соната сложилась как произведение для фортепиано или для двух инструментов, один из которых — фортепиано (сонаты для скрипки и фортепиано, виолончели и фортепиано, флейты и фортепиано и т. п.). Состоит из трех или четырех частей, контрастных по темпу и характеру музыки., оно имеет еще и вторую, и третью. Так что, наслаждаясь Лунной сонатой в записи, стоит прослушать не один, а три трека — лишь тогда мы узнаем «конец истории» и сможем оценить все сочинение целиком.
Для начала поставим перед собой скромную задачу. Сосредоточившись на хорошо знакомой первой части, попробуем понять, что таит в себе эта волнующая, заставляющая к себе возвращаться музыка.
Людвиг ван Бетховен, соната № 14 (до-диез минор, оp. 27, № 2, или Лунная), первая часть Исполнение: Клаудио Аррау
Целый курс — о сонатах, симфониях и песнях Бетховена
Лунная соната написана и издана в 1801 году и находится в ряду произведений, открывающих в музыкальном искусстве XIX век. Став популярным сразу после своего появления, это сочинение уже при жизни композитора породило немало трактовок. Зафиксированное на титульном листе посвящение сонаты Джульетте Гвиччарди — юной аристократке, ученице Бетховена, о браке с которой влюбленный музыкант тщетно мечтал как раз в этот период, — побуждало аудиторию искать в произведении выражение любовных переживаний. Спустя примерно четверть века, когда европейское искусство оказалось объято романтическим томлением, современник композитора, писатель Людвиг Рельштаб, сравнил сонату с картиной лунной ночи на Фирвальдштетском озере, описав этот ночной пейзаж в новелле «Теодор» (1823) «Гладь озера освещена мерцающим сиянием луны; волна глухо ударяет о темный берег; покрытые лесом мрачные горы отделяют от мира это священное место; лебеди, подобно духам, проплывают с шелестящим плеском, и со стороны руин раздаются таинственные звуки эоловой арфы, жалобно поющей о страстной и неразделеннной любви». Цит. по Л. В. Кириллина. Бетховен. Жизнь и творчество. В 2 т. Т. 1. М., 2009.. Именно благодаря Рельштабу за произведением, известным профессиональным музыкантам как соната № 14, а еще точнее — соната до‑диез минор, оpus 27, № 2, закрепилось поэтическое определение «Лунная» (Бетховен своему произведению такого названия не давал). В тексте Рельштаба, сконцентрировавшем, кажется, все атрибуты романтического пейзажа (ночь, луна, озеро, лебеди, горы, руины), вновь звучит мотив «страстной неразделенной любви»: колеблемые ветром, о ней жалобно поют струны эоловой арфы, заполняя своими таинственными звуками все пространство мистической ночи В такой трактовке и со своим новым названием первая часть сонаты становится одним из первых образцов фортепианного ноктюрна, предваряя расцвет этого жанра в творчестве композиторов-пианистов романтической эпохи, прежде всего Фредерика Шопена. Ноктюрн (nocturne с фр. — «ночной») — в музыке XIX века небольшая фортепианная пьеса лирического характера, «ночная песня», обычно основанная на сочетании напевной лирической мелодии с сопровождением, передающим атмосферу ночного пейзажа. .
Портрет неизвестной. На миниатюре, принадлежавшей Бетховену, предположительно, изображена Джульетта Гвиччарди. Около 1810 года © Beethoven-Haus Bonn
Упомянув о двух весьма известных вариантах трактовки содержания сонаты, на которые наталкивают словесные источники (авторское посвящение Джульетте Гвиччарди, рельштабовское определение «Лунная»), обратимся теперь к выразительным элементам, содержащимся в самой музыке, попытаемся прочитать и интерпретировать музыкальный текст.
Задумывались ли вы о том, что звуки, по которым весь мир узнает Лунную сонату, являются не мелодией, а аккомпанементом Читая лекции о музыке в непрофессиональной аудитории, иногда забавляю присутствующих несложным экспериментом: прошу узнать произведение, сыграв не аккомпанемент, а мелодию Лунной сонаты. Из 25–30 человек без аккомпанемента сонату узнают иногда двое-трое, иногда — никто. И — удивление, смех, радость узнавания, когда соединяешь мелодию с сопровождением. ? Мелодия — казалось бы, главный элемент музыкальной речи, по крайней мере в классико-романтической традиции (авангардные течения музыки XX века не в счет) — возникает в Лунной сонате не сразу: так бывает в романсах и песнях, когда звучание инструмента предваряет вступление певца. Зато, когда мелодия, подготовленная таким образом, наконец появляется, наше внимание оказывается полностью сосредоточено на ней. А теперь попробуем вспомнить (может быть, даже напеть) эту мелодию. Удивительно, но мы не обнаружим в ней собственно мелодической красоты (разнообразных поворотов, скачков на широкие интервалы или плавного поступенного движения). Мелодия Лунной сонаты скованна, зажата в рамки узкого диапазона, с трудом прокладывает себе путь, вообще не поется и лишь иногда вздыхает чуть более свободно. Особенно показательно ее начало. Некоторое время мелодия не может оторваться от исходного звука: прежде чем хоть чуть-чуть сдвинуться с места, он повторяется шесть раз. Но именно это шестикратное повторение выявляет значение еще одного выразительного элемента — ритма. Шесть первых звуков мелодии дважды воспроизводят узнаваемую ритмическую формулу — это ритм траурного марша.
На протяжении сонаты начальная ритмоформула будет возвращаться неоднократно, с настойчивостью мысли, завладевшей всем существом героя. В коде Кода (сoda с итал. — «хвост») — завершающий раздел произведения. первой части исходный мотив окончательно утвердится в качестве главной музыкальной идеи, снова и снова повторяясь в мрачном низком регистре: справедливость ассоциаций с мыслью о смерти не оставляет сомнений.
Титульный лист издания сонаты для фортепиано Людвига ван Бетховена «В духе фантазии» № 14 (до-диез минор, оp. 27, № 2) с посвящением Джульетте Гвиччарди. 1802 год © Beethoven-Haus Bonn
Вернувшись к началу мелодии и проследив за ее постепенным развитием, обнаруживаем еще один существенный элемент. Это мотив из четырех тесно сопряженных, словно перекрещенных звуков, произнесенных дважды как напряженное восклицание и подчеркнутых диссонансом в сопровождении. Слушателям XIX века, а тем более сегодняшнего дня данный мелодический оборот не так знаком, как ритм траурного марша. Однако в церковной музыке эпохи барокко (в немецкой культуре представленной прежде всего гением Баха, произведения которого Бетховен знал с детства) он был важнейшим музыкальным символом. Это один из вариантов мотива Креста — символа предсмертных страданий Иисуса.
Тем, кто знаком с теорией музыки, будет небезынтересно узнать еще об одном обстоятельстве, подтверждающем, что наши догадки о содержании первой части Лунной сонаты верны. Для своей 14-й сонаты Бетховен выбрал тональность до-диез минор, используемую в музыке нечасто. В этой тональности — четыре диеза. По-немецки «диез» (знак повышения звука на полтона) и «крест» обозначаются одним словом — Kreuz, да и в начертании диеза есть сходство с крестом — ♯. То, что диезов здесь четыре, еще усиливает страстну́ю символику.
Вновь оговоримся: работа с подобными смыслами была присуща церковной музыке эпохи барокко, а соната Бетховена — произведение светское и написано в иное время. Впрочем, и в период классицизма тональности сохраняли привязку к определенному кругу содержания, о чем свидетельствуют современные Бетховену музыкальные трактаты. Как правило, характеристики, даваемые тональностям в подобных трактатах, фиксировали настроения, свойственные искусству Нового времени, но не порывали связей и с ассоциациями, зафиксированными в предыдущую эпоху. Так, один из старших современников Бетховена, композитор и теоретик Юстин Генрих Кнехт, считал, что до-диез минор звучит «с выражением отчаяния». Однако Бетховен, сочиняя первую часть сонаты, как видим, не удовлетворился обобщенным представлением о характере тональности. Композитор ощутил необходимость обратиться непосредственно к атрибутам давней музыкальной традиции (мотив Креста), что свидетельствует о его сосредоточенности на чрезвычайно серьезной тематике — Крест (как предначертание судьбы), страдание, смерть.
Автограф сонаты для фортепиано Людвига ван Бетховена «В духе фантазии» № 14 (до-диез минор, оp. 27, № 2). 1801 год © Beethoven-Haus Bonn
Теперь обратимся к началу Лунной сонаты — к тем самым, знакомым всем звукам, что приковывают наше внимание еще до появления мелодии. Линия аккомпанемента складывается из непрерывно повторяющихся трехзвучных фигур, резонирующих с глубокими органными басами. Первоначальный прообраз такого звучания — перебор струн (лиры, арфы, лютни, гитары), рождение музыки, вслушивание в нее. Легко ощутить, как безостановочно ровное движение (от начала до конца первой части сонаты оно не прерывается ни на мгновение) создает медитативное, почти гипнотическое состояние отрешения от всего внешнего, а медленно, поступенно спускающийся бас усиливает эффект ухода в себя. Возвращаясь к картине, нарисованной в новелле Рельштаба, вспомним еще раз об образе эоловой арфы: в звуках, издаваемых струнами только благодаря дуновениям ветра, мистически настроенные слушатели часто пытались уловить тайный, пророческий, судьбоносный смысл.
Исследователям театральной музыки XVIII века тип аккомпанемента, напоминающий начало Лунной сонаты, известен также под названием ombra (с итальянского — «тень»). На протяжении многих десятилетий в оперных спектаклях подобные звуки сопровождали появление духов, призраков, таинственных посланцев загробного мира, шире — размышления о смерти. Достоверно известно, что при создании сонаты Бетховен вдохновлялся совершенно конкретной оперной сценой. В эскизную тетрадь, где зафиксированы первые наброски будущего шедевра, композитор выписал фрагмент из оперы Моцарта «Дон Жуан». Это краткий, но очень важный эпизод — смерть Командора, раненного во время поединка с Дон Жуаном. Кроме упомянутых персонажей, в сцене участвует слуга Дон Жуана Лепорелло, так что образуется терцет. Герои поют одновременно, но каждый о своем: Командор прощается с жизнью, Дон Жуан полон раскаяния, потрясенный Лепорелло отрывисто комментирует происходящее. У каждого из персонажей не только свой текст, но и своя мелодия. В единое целое их реплики объединяет звучание оркестра, который не просто аккомпанирует певцам, но, останавливая внешнее действие, фиксирует внимание зрителя на моменте, когда жизнь балансирует на грани небытия: мерные, «капающие» звуки отсчитывают последние мгновения, отделяющие Командора от смерти. Завершение эпизода сопровождается ремарками «[Командор] умирает» и «Месяц совсем скрывается за облаками». Звучание оркестра из этой моцартовской сцены Бетховен повторит в начале Лунной сонаты почти буквально.
Первая страница письма Людвига ван Бетховена братьям Карлу и Иоганну. 6 октября 1802 года © Wikimedia Commons
Аналогий более чем достаточно. Но можно ли понять, почему композитора, в 1801 году едва переступившего порог 30-летия, так глубоко, так по-настоящему волновала тема смерти? Ответ на этот вопрос содержится в документе, текст которого не менее пронзителен, чем музыка Лунной сонаты. Речь идет о так называемом «Гейлигенштадтском завещании». Оно было найдено после кончины Бетховена, случившейся в 1827 году, но писалось в октябре 1802 года, спустя примерно год после создания Лунной сонаты.
Фактически «Гейлигенштадтское завещание» представляет собой развернутое предсмертное письмо. Бетховен адресовал его двум своим братьям, действительно уделив несколько строк распоряжениям о наследовании имущества. Все остальное — обращенный ко всем современникам, а возможно, и потомкам предельно искренний рассказ о переживаемых страданиях, исповедь, в которой композитор несколько раз упоминает о желании уйти из жизни, выражая в то же время решимость преодолеть эти настроения.
В период создания завещания Бетховен пребывал в пригороде Вены Гейлигенштадте, проходя лечение от мучившего его уже около шести лет недуга. Не каждому известно, что первые признаки потери слуха появились у Бетховена не в зрелые годы, а в расцвете молодости, в возрасте 27 лет. К тому моменту музыкальный гений композитора уже был оценен, его принимали в лучших домах Вены, ему покровительствовали меценаты, он покорял сердца дам. Болезнь была воспринята Бетховеном как крушение всех надежд. Едва ли не более болезненно переживался страх открыться перед людьми, такой естественный для человека молодого, самолюбивого, гордого. Опасение обнаружить профессиональную несостоятельность, боязнь насмешек или, наоборот, проявлений жалости заставляли Бетховена ограничивать общение и вести одинокую жизнь. Но и упреки в нелюдимости больно ранили его своей несправедливостью.
Вся эта сложная гамма переживаний нашла отражение в «Гейлигенштадтском завещании», зафиксировавшем переломный момент в настроениях композитора. После нескольких лет борьбы с болезнью Бетховен понимает, что надежды на излечение тщетны, и мечется между отчаянием и стоическим принятием своей судьбы. Однако в страданиях он рано обретает мудрость. Размышляя о провидении, божестве, искусстве («лишь оно… оно меня удержало»), композитор приходит к выводу о невозможности уйти из жизни, не реализовав полностью свой талант. В зрелые годы Бетховен придет к мысли о том, что лучшие из людей через страдание обретают радость. Лунная соната писалась в период, когда этот рубеж еще не был пройден. Но в истории искусства она стала одним из лучших примеров того, как из страдания может родиться прекрасное:
Людвиг ван Бетховен, соната № 14 (до-диез минор, оp. 27, № 2, или Лунная), первая часть Исполнение: Клаудио Аррау
Источники
- Кириллина Л. В. Бетховен. Жизнь и творчество. В 2 т. Т. 1
М., 2009.
Теги
Звук
Эксперт
Музыка
Радио ArzamasВторой сезон подкаста «Вашими молитвами»
В новом выпуске — ногайский обряд вызывания дождя, который превратился в детскую песенку. Рассказывает антрополог и исламовед Ахмет Ярлыкапов
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Все курсы
Спецпроекты
Лекции
20 минут
1/4
Чем музыка отличается от шума
Как композиторы приручили шум, зачем стали использовать швабры, тарелки и железки и какие звуки можно извлечь из обычного контрабаса
Читают Петр Айду, Григорий Кротенко, Константин Дудаков-Кашуро
Как композиторы приручили шум, зачем стали использовать швабры, тарелки и железки и какие звуки можно извлечь из обычного контрабаса
14 минут
2/4
Мифы о классической музыке
Классика — это шедевры великих композиторов, доступные только серьезной, подготовленной публике и исполняемые в специальных местах, — и другие ошибочные мнения
Читают Петр Айду, Григорий Кротенко
Классика — это шедевры великих композиторов, доступные только серьезной, подготовленной публике и исполняемые в специальных местах, — и другие ошибочные мнения
18 минут
3/4
Зачем играть на старинных инструментах
Кому пришло в голову воскрешать забытую музыку и восстанавливать инструменты, на которых давно никто не играет, и чем это грозит традиционным представлениям о классике
Читают Петр Айду, Григорий Кротенко
Кому пришло в голову воскрешать забытую музыку и восстанавливать инструменты, на которых давно никто не играет, и чем это грозит традиционным представлениям о классике
20 минут
4/4
Оркестр без дирижера
Как функционирует оркестр без диктатора, могут ли музыканты понять друг друга и как в СССР был поставлен уникальный эксперимент
Читают Петр Айду, Григорий Кротенко
Как функционирует оркестр без диктатора, могут ли музыканты понять друг друга и как в СССР был поставлен уникальный эксперимент
Материалы
Музыканты — о жизни и музыке
Лекторы курса рассказывают смешные истории
Важнейшие произведения в истории музыки
15 сочинений, после которых мир стал другим
Предыстория попсы
Хроника становления музыки все более массовой и популярной
Главные изобретения в классической музыке
Струна Пифагора, гвидонова рука, граммофон и многое другое
Что хочет сказать дирижер
Исполнение знаменитого бетховенского «Та-та-та-та-а-а» главными дирижерами мира
Как слушать современную музыку
«Что хотел сказать автор» — объясняют сами авторы
Где слушать классическую музыку
Почему машина подходит для рока и барокко, но не для Вагнера
Знаменитые композиторы-дилетанты
Иван Грозный, Лев Толстой, Фридрих Ницше и не только
Несколько эпизодов из истории фортепиано
Печальная судьба главного инструмента современности
Семейство контрабасов
Почти 400 лет истории инструмента и его метаморфозы
Что читать о классической музыке
Самые полезные книжки об истории и теории музыки, на взгляд лекторов
Как слушать Лунную сонату
Новый взгляд на надоевшую музыку Бетховена
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS
История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2023. Все права защищены
Лунная соната Бетховен
Миниатюрный портрет Джульетты Гвиччарди (Julie «Giulietta» Guicciardi, 1784-1856), в замужестве графини Галленберг
Соната имеет подзаголовок «в духе фантазии» (итал. quasi una fantasia), поскольку в ней нарушена традиционная последовательность частей «быстро-медленно-[быстро]-быстро». Вместо этого, соната имеет линейную траекторию развития — от медленной первой части к бурному финалу.
В сонате 3 части:
1. Adagio sostenuto
2. Allegretto
3. Presto agitato
(Вильгельм Кемпф)
Соната была написана в 1801 и опубликована в 1802 году. Это период, когда Бетховен всё больше жаловался на ухудшение слуха, однако продолжал пользоваться популярностью в венском высшем обществе и имел множество учеников и учениц в аристократических кругах. 16 ноября 1801 года он писал своему другу Францу Вегелеру в Бонн: «Перемена, происшедшая во мне теперь, вызвана милой чудесной девушкой, которая любит меня и любима мною. В эти два года было несколько волшебных моментов и впервые я чувствовал, что женитьба может сделать человека счастливым».
Считается, что «чудесной девушкой» была ученица Бетховена, 17-летняя графиня Джульетта Гвиччарди, которой он посвятил сонату Opus 27 №2, известную как «Лунная соната» (Mondscheinsonate).
Бетховен познакомился с Джульеттой (приехавшей из Италии) в конце 1800 года. К ноябрю 1801 года относится цитированное письмо Вегелеру, но уже в начале 1802 года Джульетта предпочла Бетховену графа Роберта Галленберга, посредственного композитора-любителя. 6 октября 1802 года Бетховен написал знаменитое «Гейлигенштадтское завещание» — трагический документ, в котором отчаянные мысли об утрате слуха сочетаются с горечью обманутой любви. Мечты были окончательно развеяны 3 ноября 1803 года, когда Джульетта вышла за графа Галленберга замуж.
Популярное и удивительно прочное название «лунной» укрепилось за сонатой по инициативе поэта Людвига Рельштаба, который (в 1832 году, уже после смерти автора) сравнил музыку первой части сонаты с пейзажем Фирвальдштетского озера в лунную ночь.
Против подобного наименования сонаты не раз возражали. Энергично протестовал, в частности, Л. Рубинштейн. «Лунный свет, — писал он, требует в музыкальном изображении чего-то мечтательного, меланхолического, задумчивого, мирного, вообще нежно светящего. Первая же часть сонаты cis-moll трагическая с первой до последней ноты (на это намекает и минорный лад) и таким образом представляет подернутое облаками небо — мрачное душевное настроение; последняя часть бурная, страстная и, следовательно, выражающая нечто совершенно противоположное кроткому свету. Только маленькая вторая часть допускает минутное лунное сияние…».
Это одна из самых популярных бетховенских сонат, и одно из самых популярных фортепианных произведений вообще («Лунная соната» в поп-культуре).
См. также:
- Светлана Кириллова. «Лунная» соната.
- Александр Майкапар. “Лунная соната” Бетховена
- Бобровский В.П. Соната Бетховена «Quasi una Fantasia» cis-moll («Лунная»)
Adagio sostenuto
Первая часть, до диез минор, написана в форме, близкой к усеченной сонатной. Она открывается октавными аккордами в левой руке и триольными фигурациями в правой. Мелодия, которую Берлиоз назвал «плачем», проходит в основном в правой руке на фоне остинатных триолей. Часть исполняется pianissimo (очень тихо), достигая в кульминации лишь mezzo forte.
Это adagio sostenuto производило и производит огромное впечатление на слушателя; так, Берлиоз назвал его «одной из тех поэм, которые не в силах выразить человеческий язык». Произведение было очень популярно и при жизни Бетховена, что несколько раздражало самого композитора, который как-то заметил своему ученику Карлу Черни: «конечно, я написал вещи и получше».
Александр Серов находит в первой части сонаты выражение «смертельного уныния».
Эта часть состоит из трех необычайно выразительных и очень ясно различимых музыкальных элементов, как пишет А. Б. Гольденвейзер: «Спокойное движение как бы хоральных аккордов, определяемое движением басовых октав; гармоническая триольная фигурация, с неумолимостью проходящая через всю часть, — сравнительно редкий у Бетховена пример выдержанного через все сочинение однообразного ритмического движения, так часто встречающегося у Баха, и, наконец, скорбный малоподвижный мелодический голос, ритмически почти совпадающий с линией баса. Соединяясь в одно гармоническое целое, каждый из этих элементов живет самостоятельной жизнью, образуя непрерывную живую декламационную линию, а не «подыгрывая» только свою партию к ведущему голосу.»
Allegretto
Вторая часть представляет собой довольно обычное скерцо и трио, момент относительного спокойствия перед бурным финалом. Она написана в ре-бемоль мажоре, энгармонически равном до-диез мажору, параллельному тональности первой части (до-диез минор). Франц Лист описывал вторую часть, как «цветок между двух пропастей». Динамически здесь доминирует пиано, однако яркие сфорцандо и противопоставления форте-пиано придают музыке достаточно жизнерадостный общий характер.
Генрих Нейгауз, «Об искусстве фортепианной игры»: ««Утешительное» настроение второй части у недостаточно чутких учеников легко переходит в увеселительное скерцандо, в корне противоречащее смыслу произведения. Я слышал десятки, если не сотни раз такую трактовку. В таких случаях я обычно напоминаю ученику крылатое словцо Листа об этом аллегретто: «Это цветок между двух пропастей», и стараюсь ему доказать, что аллегория эта не случайна, что она удивительно точно передает не только дух, но и форму сочинения, ибо первые такты мелодии напоминают поневоле раскрывающуюся чашечку цветка, а последующие — свисающие на стебле листья. Прошу помнить, что я никогда не «иллюстрирую» музыку, то есть в данном случае я не говорю, что эта музыка есть цветок, — я говорю, что она может вызвать духовное, зрительное впечатление цветка, символизировать его, подсказать воображению образ цветка.»
Александр Серов: «Позабываю сказать, что в этой сонате есть еще скерцо. Нельзя не удивляться, как тут замешалось это скерцо, не имеющее никакого отношения ни к предыдущему, ни к последующему. «Это цветок между двух пропастей», сказал Лист. Пожалуй! Но такое место, я полагаю, не слишком эффектно для цветка, так что с этой стороны метафора господина Листа, может быть, и не лишена верности. «
Presto agitato
Финал (снова в до♯ миноре) написан в сонатной форме, и это наиболее развернутая часть сонаты. Бетховен применит такой же подход — перенесение «центра тяжести» в финальную часть — в сонатах Opus 27 №1 и Opus 101.
Сочетание сложных хроматизмов и очень быстрых акцентированных арпеджио делают эту часть одной из наиболее сложных и даже виртуозных произведений для фортепиано соло, требуя от исполнителя превосходных технических навыков для соблюдения авторских указаний метронома.
Считается, что именно третья часть «Лунной сонаты» была образцом и вдохновением для Фантазии-экспромта Шопена.
Ромен Роллан: «Внезапное адажио… пиано… Человек, доведенный до крайности, умолкает, дыхание пресеклось. И когда через минуту дыхание оживает и человек поднимается, кончены тщетные усилия, рыдания, буйства. Все сказано, душа опустошена. В последних тактах остается только величественная сила, покоряющая, укрощающая, принимающая поток. «
Интенсивное использование сфорцандо в сочетании с несколькими стратегически расположенными пассажами фортиссимо создает ощущение очень мощного звучания всей части, несмотря на формальное преобладание piano.
В этом бурном сонатном аллегро две основные темы, в которых использованы разные техники варьирования.
Педаль в «Лунной сонате».
В начале сонаты стоит указание Бетховена по-итальянски: «Должно играть всю пьесу (имеется в виду первая часть) очень деликатно и без демпферов» («Si deve suonare tutto questo pezzo delicatissimamente e senza sordino»). Однако, современные инструменты имеют значительно большее время звучания открытой струны, чем рояли времен Бетховена, поэтому при выполнении этой авторской рекомендации создается очень размытое и диссонирующее звучание.
Одним из способов решения этой проблемы является использование аутентичных инструментов или их копий. Сторонники такого «исторического» подхода к исполнению находят возможным точное выполнение авторских указаний, в том числе касающихся педали. («Аутентичное» исполнение сонат Бетховена: часть I, часть II, часть III (Beethovenfest-2009).)
При исполнении на современных инструментах, большинство пианистов пытаются достичь такого же эффекта с помощью периодического снятия педали, чтобы избежать диссонансов (как правило, при смене гармонии).
Полупедаль — техника неполного нажатия правой педали — также часто используется для симулирования звучания инструментов начала 19 века. Возможно также сочетание полупедали и очень короткого снятия.
За 150 лет своего существовании «лунная» соната вызывала и вызывает восторг музыкантов и всех любящих музыку. Эту сонату, в частности, чрезвычайно ценили Шопен и Лист (последний составил себе особую славу ее гениальным исполнением). Даже Берлиоз, вообще говоря, довольно равнодушный к фортепианной музыке, находил в первой части «лунной» сонаты поэзию, невыразимую человеческими словами.
В России «лунная» соната неизменно пользовалась и продолжает пользоваться самым горячим признанием и любовью. Когда Ленц, приступив к оценке «лунной» сонаты, отдает дань множеству лирических отступлений и воспоминаний, чувствуется взволнованность критика, мешающая ему сосредоточиться на анализе предмета.
Улыбышев причисляет «лунную» сонату к произведениям, отмеченным «печатью бессмертия», обладающим «самой редкой и самой прекрасной из привилегий — привилегией равно нравиться посвященным и профанам, нравиться до тех пор, пока будут уши, чтобы слышать, и сердца, чтобы любить и страдать».
Серов назвал «лунную» сонату «одной из вдохновеннейших сонат» Бетховена.
Характерны воспоминания В. Стасова о молодых годах, когда он и Серов восторженно воспринимали исполнение «лунной» сонаты Листом. «Это была, — пишет Стасов в своих мемуарах «Училище правоведения сорок лет тому назад», та самая «драматическая музыка», о которой мы с Серовым в те времена больше всего мечтали и поминутно обменивались мыслями в нашей переписке, считая ее той формой, в которую должна окончательно обратиться вся музыка. Мне показалось, что в этой сонате есть целый ряд сцен, трагическая драма: «в первой части — мечтательная кроткая любовь и состояние духа, по временам наполненное мрачными предчувствиями; дальше, во второй части (в scherzo) — изображено состояние духа более покойное, даже игривое — надежда возрождается; наконец, в третьей части — бушует отчаяние, ревность, и все кончается ударом кинжала и смертью».
Аналогичные впечатления испытал Стасов от «лунной» сонаты позднее, слушая игру А. Рубинштейна: «…понеслись вдруг тихие, важные звуки точно из каких-то незримых душевных глубин, издалека, издалека. Одни были печальные, полные бесконечной грусти, другие задумчивые, теснящиеся воспоминания, предчувствия страшных ожидании… я в те минуты был беспредельно счастлив и только припоминал себе, как за 47 лет раньше, в 1842 году, я слышал эту самую великую сонату в исполнении Листа, в III петербургском его концерте… и вот теперь, через столько лет я опять вижу еще нового гениального музыканта и опять слышу эту великую сонату, эту чудную драму, с любовью, ревностью и грозным ударом кинжала в конце — опять я счастлив и пьян от музыки и поэзии»
«Лунная» соната вошла и в русскую художественную литературу. Так, например, эту сонату играет в пору сердечных отношений с мужем героиня «Семейного счастья» Льва Толстого (главы I и IX).
Естественно, что «лунной» сонате посвятил немало высказываний вдохновенный исследователь духовного мира и творчества Бетховена — Ромен Роллан.
Метко характеризует Ромен Роллан круг образов сонаты, связывая их с ранним разочарованием Бетховена в Джульетте: «Иллюзия длилась недолго, и уже в сонате видно больше страдания и гнева, чем любви». Называя «лунную» сонату «мрачной и пламенной», Ромен Роллан очень верно выводит ее форму из содержания, показывает, что свобода сочетается в сонате со стройностью, что «чудо искусства и сердца, — чувство проявляет себя здесь как мощный строитель. Единство, которого художник не ищет в архитектонических законах данного отрывка или музыкального жанра, он обретает в законах собственной страсти»
В реалистическом психологизме «лунной» сонаты — важнейшая причина ее популярности. И прав был, конечно, Б. В. Асафьев, писавший: «Эмоциональный тон этой сонаты напоен силой и романтическим пафосом. Музыка, нервная к возбужденная, то вспыхивает ярким пламенем, то никнет в мучительном отчаянии. Мелодия поет, плача. Глубокая сердечность, присущая описываемой сонате, делает ее одной из любимейших и доступнейших. Трудно не поддаться воздействию столь искреннейшей музыки — выразительнице непосредственного чувства»
(Юрий Кремлев. Фортепианные сонаты Бетховена)
Moonlight Sonata Art — Etsy Турция
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
(
154 релевантных результата,
с рекламой
Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше.
)
Версия Mobile Legends Gusion Moonlight Sonata, скриншот иллюстрации Mobile Legends Gusion PNG
Версия Mobile Legends Gusion Moonlight Sonata, скриншот иллюстрации Mobile Legends Gusion PNG
- org/ImageGallery» align=»middle»>
Gusion of Mobile Legends, Mobile Legends: Bang Bang Moonton Многопользовательская онлайн-боевая арена Игра, мобильные легенды PNG
размер: 1191x670px
Размер файла: 364.69 КБИллюстрация Mobile Legends Harley, Mobile Legends: Bang Bang Desktop Harley-Davidson, мобильная легенда PNG
размер: 820x462px
Размер файла: 256.46 КБMobile Legends Lesley, Mobile Legends: Bang Bang Мобильные телефоны Мобильная игра Android, мобильные легенды PNG
размер: 1006x566px
Размер файла: 606.76KBМобильные легенды: Bang Bang Мобильные телефоны Игра Moonton Hero, мобильная легенда аниме PNG
размер: 875x490px
Размер файла: 437. 31 КБсине-фиолетовая иллюстрация персонажа, Mobile Legends: Bang Bang Game Мобильные телефоны Hayabusa, мобильные легенды PNG
размер: 905x558px
Размер файла: 489.71 КБИллюстрация League of Legends, League of Legends Mobile Legends: Bang Bang Logo Wiki Видеоигра, League of Legends PNG
размер: 1600x733px
Размер файла: 1,12 МБМобильные легенды, Мобильные легенды: Bang Bang Ghatotkacha Game Hero Dragon, мобильные легенды PNG
размер: 1006x566px
Размер файла: 417.22 КБМобильные легенды: Bang Bang Легенда о персидском ковре Мобильные телефоны Arena of Valor Android, мобильная легенда PNG
размер: 1006x671px
Размер файла: 4290,9 КБ- org/ImageObject»>
Мобильные легенды: Bang Bang THE STORY Game Hero, мобильная легенда PNG
размер: 1024x576px
Размер файла: 590.11 КБ Мобильные легенды: Bang Bang Video Hayabusa Hashtag, мобильная легенда PNG
размер: 1006x566px
Размер файла: 434.56 КБиллюстрация ханаби, мобильные легенды: Bang Bang Fan art B-LA-ZE, мобильные легенды PNG
размер: 1024x560px
Размер файла: 493.3KBЛоготип Mobile Legends, League of Legends Видеоигра Smite Final Fantasy XV GameZone, League of Legends PNG
размер: 850x460px
Размер файла: 577.69КБMobile Legends: Bang Bang Мобильная игра Мобильные телефоны Видеоигры, фигурки мобильных легенд PNG
размер: 1006x671px
Размер файла: 532. 08 КБМобильные легенды: настольные мобильные телефоны Bang Bang Freyja, мобильные легенды freya PNG
размер: 979x547px
Размер файла: 665.13KBМобильные легенды Ланселот, Мобильные легенды: Bang Bang Ланселот Xiaomi Redmi Note 4 Game, мобильные легенды PNG
размер: 1024x576px
Размер файла: 434.22 КБMobile Legends: Bang Bang Lancelot Настольная игра, мобильные легенды Клода PNG
размер: 1024x576px
Размер файла: 343.74 КБMobile Legends: Bang Bang Мобильная игра Hero Многопользовательская онлайн-боевая арена, мобильная легенда PNG
размер: 1006x566px
Размер файла: 437.23 КБ- org/ImageObject»>
Mobile Legends: Bang Bang Mythology Рабочий стол, мобильная легенда PNG
размер: 768x432px
Размер файла: 309,65 КБ Mobile Legends Alucard illustration, Mobile Legends: Bang Bang Alucard Мобильные телефоны Action & Toy Figures Game, мобильные легенды PNG
размер: 1024x576px
Размер файла: 208.76 КБЛоготип Mobile Legends, Mobile Legends: Bang Bang HTC Legend, Филиппины, киберспортивная игра EVOS, логотип Mobile Legends PNG
размер: 802x702px
Размер файла: 485.25 КБанимированная иллюстрация женщины, Mobile Legends: Bang Bang OnePlus One iPhone Game Desktop, мобильные легенды PNG
размер: 914x1199px
Размер файла: 929.45KB- org/ImageObject»>
женский персонаж, Mobile Legends: Bang Bang Стикер для мобильных телефонов Многопользовательская онлайн-боевая арена Redbubble, мобильные легенды PNG
размер: 800x1200px
Размер файла: 450.67KB Мобильные легенды: Bang Bang EVOS Esports Мобильные телефоны B-LA-ZE Game, аниме, мобильная легенда, ланцет PNG
размер: 1024x633px
Размер файла: 369,8 КБМобильные легенды: Bang Bang Minotaur Мобильные телефоны Настольные, другие PNG
размер: 1006x566px
Размер файла: 516.27 КБLeague of Legends Edward Gaming Akali Riot Games, мобильные легенды PNG
размер: 668x531px
Размер файла: 420.72 КБМобильные легенды: Bang Bang Word Ask VeLL Game, Word PNG
размер: 720x720px
Размер файла: 473,7 КБ- org/ImageObject»>
Мобильные легенды: Bang Bang B-LA-ZE Рисование мобильных телефонов Цифровые медиа, мобильные легенды чиби PNG
размер: 1006x566px
Размер файла: 103,82 КБ Mobile Legends: Bang Bang Game Многопользовательская онлайн-боевая арена Android iPhone, мобильные легенды PNG
размер: 1006x566px
Размер файла: 456.2KBМобильные легенды: Bang Bang Emoji Wiki Hero, Emoji PNG
размер: 960x540px
Размер файла: 384.03KBМобильные легенды: Bang Bang Мобильные телефоны Desktop Fate / Grand Order Android, мобильные легенды PNG
размер: 1024x576px
Размер файла: 424.12 КБLeague of Legends Mobile Legends: Bang Bang Видеоигра Многопользовательская онлайн боевая арена Dota 2, League of Legends PNG
размер: 698x752px
Размер файла: 745. 89KBМобильные легенды: Bang Bang Мобильные телефоны Настольный компьютер Фрейя Валькирия, мобильная легенда PNG
размер: 1024x576px
Размер файла: 6190,13 КБМобильные легенды: Bang Bang MOBA Legends Kong Skull Island Многопользовательская онлайн-боевая арена Android, мобильные легенды PNG
размер: 601x565px
Размер файла: 188.14 КБСкриншот иллюстрации Бэтмена, Бэтмен Джокер Бэйн Арт, Бэтмен PNG
размер: 640x960px
Размер файла: 343.69 КБMobile Legends: Bang Bang Мобильные телефоны Game Word, другие PNG
размер: 1006x566px
Размер файла: 473.16 КБ- org/ImageObject»>
иллюстрация черного телефона, Мобильная бизнес-аналитика, Мобильный Интернет, Мобильный телефон, Инфографический телефон PNG
размер: 1100x951px
Размер файла: 402.73 КБ Mobile Legends: Bang Bang Мобильные телефоны Мобильная игра B-LA-ZE Многопользовательская онлайн-боевая арена, другие PNG
размер: 1006x671px
Размер файла: 613.14 КБИллюстрация Mobile Legends Mintor, Garena RoV: Mobile MOBA Крупный рогатый скот Водяной буйвол Бык Король демонов Vainglory, другие PNG
размер: 990x1118px
Размер файла: 996.9KBMobile Legends: Bang Bang Настольные мобильные телефоны Android, Android PNG
размер: 1006x566px
Размер файла: 124.82 КБ- org/ImageObject»>
анимированная иллюстрация фиолетово-оранжевой мечети, иллюстрация Ид аль-Фитр Карту Лебаран, Замок лунного света PNG
размер: 1400x980px
Размер файла: 210.31 КБ League of Legends Garena Видеоигра Фан-арт Чиби, мобильные легенды PNG
размер: 1280x1152px
Размер файла: 7390,47 КБMobile Legends: Bang Bang Многопользовательская онлайн-боевая арена Hero Game, zilong PNG
размер: 741x1080px
Размер файла: 403.23 КБЛоготип Mobile Legends, Mobile Legends Bang Bang, футболка, игра, Android, азартные игры, тото, символ PNG
размер: 800x485px
Размер файла: 278.99 КБЛига Mobile Legends Bang Bang MPL, Mobile Legends: Bang Bang Indonesia Moonton Logo Game, другие PNG
размер: 992x701px
Размер файла: 509. 85KBМобильные легенды Клинт, Маккри стоит PNG
размер: 426x720px
Размер файла: 77,94 КБкруглая голубая планета иллюстрация, Земля Голубое Небо Google s, Лунный свет PNG
размер: 945x945px
Размер файла: 1,03 МБМобильный робот Иллюстрация, робот PNG
размер: 1300x1300px
Размер файла: 389.39 КБЭш LOL иллюстрация, чемпионы League of Legends Korea Защитные пленки для экрана Samsung Galaxy SBENU Sonicboom, League of Legends PNG
размер: 1024x752px
Размер файла: 566.43 КБФигурка Mobile Legends Bang Bang, Moonton, Игра, Персонаж, Мобильные телефоны, Герой, Геймплей, Статуэтка PNG
размер: 1024x1211px
Размер файла: 1,25 МБ- org/ImageObject»>
League of Legends Dota 2 Mobile Legends: Bang Bang Многопользовательская онлайн боевая арена Маг, легенды PNG
размер: 600x600px
Размер файла: 12,88 КБ коричнево-белый логотип The Legend of Zelda Z с изображением меча, The Legend of Zelda: Breath of the Wild Легенда о Zelda: Twilight Princess HD Легенда о Zelda: Tri Force Heroes Ссылка, дыхание PNG
размер: 699x1518px
Размер файла: 281.24 КБСкриншот иллюстрации стежка, Lilo & Stitch Lilo Pelekai Drawing Line art, стежок PNG
размер: 864x924px
Размер файла: 248.86KBМобильные легенды: Bang Bang Legend Shot Kill Chibi Ghatotkacha, Chibi PNG
размер: 608x823px
Размер файла: 426.34 КБ- org/ImageObject»>
скриншот винтажной иллюстрации, орнамент, винтажная рамка для одежды, винтажная рамка PNG
размер: 1000x1000px
Размер файла: 704.48KB League of Legends Чемпионат мира Лига чемпионов УЕФА Рендеринг, мобильные легенды PNG
размер: 1191x670px
Размер файла: 716.05KBЛулу из иллюстрации League of Legends, Фан-арт League of Legends, Лулу PNG
размер: 500x500px
Размер файла: 289.71 КБMobile Legends: Bang Bang Мобильные телефоны Настольная мобильная игра, мобильные легенды PNG
размер: 1024x575px
Размер файла: 563.72 КБMobile Legends: Bang Bang Drawing Game Портативная сетевая графика, мобильные легенды PNG
размер: 800x450px
Размер файла: 195,55 КБ- org/ImageObject»>
белый седан Hyundai, 2018 Hyundai Sonata 2017 Hyundai Sonata 2015 Hyundai Sonata Limited Car, автомобиль Hyundai PNG
размер: 1233x802px
Размер файла: 619,7 КБ Мобильные легенды: Bang Bang Moonton Видео Многопользовательская онлайн-игра на боевой арене, Кукла Лол PNG
размер: 739x739px
Размер файла: 319,8 КБженский персонаж аниме, Mobile Legends: Bang Bang Artist Android, мобильные легенды PNG
размер: 687x766px
Размер файла: 44,62 КБLeague of Legends Рендеринг настольных мобильных легенд: Bang Bang, League of Legends PNG
размер: 800x691px
Размер файла: 491.17 КБиллюстрация белых облаков, ночное небо, настольное облако, мобильные телефоны, облако PNG
размер: 800x497px
Размер файла: 466 КБ- org/ImageObject»>
иллюстрация персонажа игровой лисы, League of Legends Ари Косплей Парик Девятихвостая лиса, League of Legends PNG
размер: 1503x1080px
Размер файла: 1,31 МБ League of Legends Mobile Legends: Bang Bang Twitch Desktop, оверлей PNG
размер: 1920x1080px
Размер файла: 324.13 КБчеловек, идущий с тремя верблюдами в ночное время, иллюстрация, иллюстрация лунного неба, ночь, верблюд в ночном небе PNG
размер: 1395x979px
Размер файла: 57,92 КБИллюстрация The Legend of Zelda Link, Вселенная воинов Hyrule of The Legend of Zelda Link Принцесса Зельда, воин PNG
размер: 1055x2000px
Размер файла: 1,9 МБСкриншот иллюстрации заголовка, элементы и принципы визуального дизайна Иллюстрация, схематическая диаграмма деловой информации PNG
размер: 1300x1579px
Размер файла: 1,49 МБ- org/ImageObject»>
Атака на Титана Микаса Акерман Аниме Мобильные Легенды: Bang Bang, атака на Титана PNG
размер: 1200×917 пикселей
Размер файла: 678.32 КБ Арт-дизайнер Иллюстрация, Q версия рисунок Граффити PNG
размер: 600x600px
Размер файла: 207.17 КБVainglory League of Legends Видеоигра Mobile Legends: Bang Bang, слава PNG
размер: 752x1040px
Размер файла: 467.09 КБиллюстрация женщины-воина, Sacred 2: Fallen Angel Sacred 3 Mobile Legends: Bang Bang HTC Legend, мобильные легенды PNG
размер: 689x619px
Размер файла: 213.19 КБLeague of Legends Warwick Tanki Online Настольные мобильные легенды: Bang Bang, League of Legends PNG
размер: 512x512px
Размер файла: 290.