«ЛУЧШИЕ МУЖЧИНЫ — ЭТО ЖЕНЩИНЫ…»
Когда-то в стихах Евгения Евтушенко меня обожгла эта строка. Тогда в кругу моих приятельниц, имевш…
Когда-то в стихах Евгения Евтушенко меня обожгла эта строка. Тогда в кругу моих приятельниц, имевших по два высших образования (гуманитарное и техническое), тех, кто прекрасно обходился без него, посвятив себя, в основном, дому и воспитанию детей, горячо обсуждался вопрос, почему мужчины становятся все более инфантильными, не способными принять четкое решение, замыкаются в рамках только своих интересов. Посетовав «в масштабах кухни» на «сильный пол», «слабый» ради сохранения семьи, боязни остаться одной все большее бремя забот взваливал на свои плечи. «Быть женщиной — самосожжение и самовозрождение из огня», — это сказал уже другой поэт, Андрей Вознесенский…
— Организация Объединенных Наций объявила 1995-й годом женщины. Видимо, не зря? — так началось интервью с двумя знатоками в области «женского вопроса» — доктором наук, заместителем директора Института социологии НАН Украины Юрием Саенко и психологом, социологом, руководителем группы «Гендер-Украина» Элеонорой Плисовской.
Ю.С.: — Давайте начнем с того, что в правительствах таких высокоразвитых, цивилизованных стран, как Норвегия, Швеция, до пятидесяти процентов министров женщины. Это говорит о том, что общество постепенно переходит в новую фазу развития.
Э.П.: — Мужчины завоевывали мир. Агрессивность, жестокая борьба были «в моде» до тех пор, пока царили законы дубинки и кинжала. С развитием технической мысли, компьютеризации, супертехнологий проблему «кто есть кто» можно решить просто: нажатием кнопки. А это доступно и женщине. Но она — тонкое существо. В основе ее видения лежит принцип взаимодействия души и природы. То есть стремление к гармонии. По своей природе, женщина осваивает пространство, которое завоевал мужчина. И не дает его разрушить. Поэтому мир сейчас требует не грубых, жестких форм, а плавного, изящного подхода. В этой связи роль женщины возрастает.
— Условия, в которых живут и работают женщины Запада, весьма отличаются от наших. Стабильное общество снимает массу проблем и создает отличные возможности для самореализации. Большинству женщин постсоветской системы, именуемых ныне и «пани», и «сударыни», и «дамы», приходится крутиться, как белка в колесе, чтобы выжить…
Э.П.: — Женщины Запада, прежде чем добиться определенных социальных льгот, прошли через очень суровую борьбу. Она шла под лозунгом равноправия полов, искоренения дискриминации. Такое мощное философское и политическое движение, как феминизм, имело очень веские причины для своего возникновения. Женщины, участвовавшие в нем, избрали жесткие, мужские методы борьбы. Они дали свои результаты, но многие его участницы забыли о «золотой середине», о том, что надо оставаться «прекрасным полом»…
— С учетом опыта западных подруг, «подсчитав» все плюсы и минусы, наверное, и нашим женщинам скоро придется выйти «на тропу войны»?..
Э.П.: — Украина лишь вступает в рыночные отношения. И те проблемы, которые пережил Запад, к нам только приходят. Но опыт женского движения есть. В Украине отсчет начинается с середины прошлого века. Тогда женщины стали бороться за право получить высшее образование. В 1864 году в Киеве был создан Первый украинский женский союз, а в 1900-м уже работала «Жіноча громада», и «Товариство захисту працюючих жінок». Особенно известной была деятельность Харьковского товарищества, организовавшего детсад, гимназию для девушек и Высшие женские курсы с университетской программой. Просуществовало оно с 1903 по 1919 год. Два львовских товарищества «Клуб русинок» и «Кружок українських дівчат» объединились в 1909 году в «Жіночу громаду», трехступенчатую организацию с филиалами в селах. Движение активно боролось за политические права женщин. В 1917 году в Украинскую Центральную Раду вошло 11 женщин. В сентябре в Киеве состоялся съезд, на котором был основан Украинский женский союз…
— Каждый исторический поворот рождает определенные типы женщин, диктует им стиль поведения. У меня из головы не идет картина, которую недавно совершенно случайно увидела на закрытии выставки в одном маленьком городе: женщина, распятая на кресте. Автор — молодой художник…
Ю.С.: — Мощнейший символ! По этому поводу можно говорить бесконечно. Но мне кажется, что революция, гражданская война, репрессии, начиная с 30-х годов, Великая Отечественная, снова волна сталинских арестов в конце 40-х вывели из строя лучших, мужественных, одаренных мужчин. Я рос в деревне и видел своими глазами, какие разыгрывались трагедии из-за того, что на два-три села осталось «несколько лиц мужского пола», да и то часто калеки… И в городе хватало драматических историй. Кроме того, росло целое поколение сыновей без отцов. Мальчиков воспитывали мамы, бабушки. Они учились в школах, где в основном преподавали женщины. Постепенно формировался тип инфантильного мужчины, потребителя, «мужа-сына», готового переложить на хрупкие плечи все проблемы. Если к тому прибавить все исторические катаклизмы, которыми «щедро одаривала» женщину существовавшая система, то вполне достаточно того, чтобы у художника родился сей образ…
— Выходит, нашим женщинам приходится иметь дело с мужчинами-«середнячками» не в смысле интеллекта, образования, а воспитания души?
Ю. С.: — Увы, да. Век рыцарей кончился. Но уникальность женщины заключается в том, что она, несмотря ни на какие невзгоды, хранит очаг, без которого у мужчины нет полноценной жизни, несет в себе активное начало, смягчает удары. Посмотрите, что сейчас с нами происходит. Мужчины выходят из себя, кричат, ссорятся в парламенте, «повелись» на политике, выплескивая массу отрицательной энергии. А женщины сохраняют целостность натуры, привлекательность, очарование…
— Какова же в зеркале социологии женщина, пережившая и Чернобыль, и развал СССР, и рождение молодого государства?
Ю.С.: — Сначала отмечу: реальная картина общества расходится с официальными статистическими данными. Они приспособлены к старой модели системы, не учитывают многих новаций времени. Три года назад, когда появилось государство Украина, мы «тему женщины» стали рассматривать как наиважнейшую. Наши исследования фрагментарны, не могут влиять на ход исторических событий, но дать ключ к пониманию многих исторических процессов способны. Кроме того, представительство ООН в Украине, зная, какие сложнейшие проблемы обрушились на большую часть граждан страны — а это женщины, — выделило определенные средства на нашу работу. И если начать ответ с первой части вопроса, то влияние конфликтных ситуаций и социальных бедствий сразу же и сильно отражается на «слабом поле». За последний год после чернобыльской аварии девяносто процентов женщин почувствовали себя хуже, из них 87,3 процента не удовлетворены получаемым лечением. Они жалуются, что им все труднее заботиться о здоровье членов своей семьи, собственном, вести хозяйство, работать. Женщины стали больше обращаться к Богу и видеть в нем надежду (51 процент) и очень мало надеяться на себя (только 21 процент). Правда, менее пессимистичны девушки-старшеклассницы: они считают, что через пять лет будут жить несколько лучше (36,3 процента). На вопрос «Что, по вашему мнению, лучше отвлекает человека от плохого настроения и неутешительных мыслей» почти 81 процент женщин ответили: «Семья». Однако данные ООН зафиксировали, что многие молодые женщины, пережившие катастрофу века, решили не иметь детей из-за боязни родить больного ребенка. Уровень выкидышей в загрязненных городах в два раза выше, чем в чистых, а врожденных аномалий в три раза больше.
Э.П.: — На следующую часть вопроса отвечу я. Если сравнить «политическое лицо женщины», то при прежнем режиме в Верховном Совете было свыше 30 процентов «тружениц», как говорили раньше, около пятидесяти — в местных Советах. Однако их деятельность и количество было ограничено официальными квотами. Сейчас в парламенте они составляют всего четыре процента. Нет женщин в Кабинете министров. Всего шесть представительниц «прекрасного пола» — заместители министров. На руководящих постах они наиболее представлены в медицине (33 процента) и среди ученых (29 процентов).
— Богу — Богово, а кесарю — кесарево… К активной жизненной позиции еще надо прийти, «дозреть». Слишком велико напряжение переходного периода… Вчера мне в отчаянии позвонила знакомая, доктор экономических наук, умница, преподает в нескольких вузах, а там зарплату не платят третий месяц. У нее на руках дочь, мать и новый счет на оплату квартиры…
Э.П.: — Сейчас происходит очень сильное расслоение общества по уровню обеспеченности, мировоззрению, системе ценностей. В социальном плане огромная часть женщин сползает к черте бедности, нищеты. Это в основном одинокие матери, пенсионерки, старше сорока лет «инженерши», служащие, представительницы гуманитарных профессий, попавшие под сокращение. Уровень безработицы в Украине с начала 1993 года стал понемногу повышаться. Число потерявших «право на труд» выросло в три раза по сравнению с 91-м. Из них семьдесят процентов пришлось на женщин. «Ноги, муж и суперквалификация» — только эти условия дают возможность на безбедную жизнь.
— Страшноватая картина получается… Но какой-то выход для «среднестатистической женщины» должен же быть?..
Ю.С.: — При всех проблемах, невзгодах, которыми «обложена» женщина, у нее есть одно историческое преимущество, свойственное только украинской ментальности. Напомню, ибо этот феномен не встречается ни в одном славянском этносе. Еще во времена казачества, когда муж долго отсутствовал, женщина становилась полноправной хозяйкой дома. И когда он возвращался, ее роль не менялась. Муж помогал воспитывать детей, ему отводилось место работника-исполнителя. Мало того, женщина в те времена имела право на развод. Если она приходила на казачий круг и жаловалась на мужа, как сейчас говорят, «с фактами в руках», то получала развод. Для казака это было великим позором. Женщина имела право участвовать в общественной жизни. Этот обычай выработал в ней ответственность, работоспособность, чувство собственного достоинства. Ощутить себя хозяйкой, утвердиться в этой роли не только в глазах родных, но и села было для нее чрезвычайно важно.
— Не поможет ли это качество — стремление быть лидером, как теперь говорят, — прийти в бизнес? Сейчас многие стремятся в коммерцию, только каждый понимает это по-своему…
Э.П.: — Вхождение в предпринимательство — вынужденный шаг для многих женщин. Эта сфера деятельности сугубо мужская. Но в последнее время в мире, в том числе и в странах СНГ, начал активно развиваться женский малый бизнес. Устоять в нем украинским женщинам помогают те качества, о которых говорилось выше. Они становятся владелицами небольших торговых точек, кафе, мастерских. В ближайшее время 56 процентов собираются расширить свою предпринимательскую деятельность. Обзавелись они своим делом, придя из здравоохранения, культуры, науки, торговли. Надо отметить, что среди женщин-предпринимательниц много не состоявших в браке, но, в основном, люди семейные — 71 процент. Женщины тяжелее переносят физические и психологические перегрузки, свойственные бизнесу. На них гораздо сильнее, чем на мужчин, влияет то, что часто приходится иметь дело с нечестными людьми. На это указало 42 процента женщин. Действие мафиозных структур и рэкет для них являются большим препятствием, чем для мужчин. Но именно женщины в большей степени выразили желание вкладывать капитал, кроме основного оборота, в производство товаров народного потребления, образование, культуру, науку. И они наиболее активно отвечали на вопрос о необходимости помогать социально незащищенному населению. «Женщина думает сердцем, а мужчина и любит умом», — замечал когда-то В.Белинский…
Related video
— На столь высокой ноте и этим точным наблюдением закончим нашу беседу. «Тема женщины» — это айсберг. Ясно одно: на нее вся надежда. Ведь говорят, красота спасет мир. А синоним ей — женщина…
Все статьи Ольга Ходжашвили
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме
Женщины, вы все, конечно слабые! Вы уж по природе таковы, Ваши позолоченные статуи Со снопами .
.. ▷ Socratify.Net
Вы, хозяйки нервные, домашние,
Так порой на всех ворчите зло —
Над супами, над бельем дымящимся
Как в тайге на кухне тяжело.
Но помимо этой горькой нервности,
Слезы вызывающей под час, сколько в вас
Возвышенности, нежности,
Сколько героического в вас!
Я не верю в слабость вашу, жертвенность.
От рожденья вы не таковы
Женственней намного, ваша женственность,
Оттого, что мужественны вы.
Я люблю вас нежно жалеющей,
Но на вас завидуя смотрю,
Лучшие мужчины — это женщины,
Это я вам точно говорю!
Пред.
ПредыдущаяСлед.
Следующая
ЛучшееЖенщинаМужчинаЗло
ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ
ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ
Будьте благодарны за то, что у вас есть, и в конечном итоге вы приобретете больше. Если вы концентрируете свое внимание на том, чего у вас нет, вам никогда не будет достаточно.
Опра Уинфри (9)
Жизнь не дает вам людей, которых вы хотите. Она дает вам людей, в которых вы нуждаетесь. Они причиняют вам боль, любят, учат вас, ломают вас, чтобы превратить вас в того, кем вы должны быть.
Неизвестный автор (1000+)
Вы не властны над тем, что с вами происходит, но вы властны над своим отношением к происходящему. И именно это отношение и определяет, кто кого контролирует — события вас или вы эти самые события.
Брайан Трейси (20+)
Вы и только вы в состоянии использовать ваши способности. И то возлагает на вас колоссальную ответственность.
До встречи на вершине (Зиг Зиглар) (2)
Вы смеётесь надо мной, потому что я отличаюсь от Вас, а я смеюсь над Вами, потому что Вы не отличаетесь друг от друга!
Михаил Афанасьевич Булгаков (50+)
Если вы хотите свободы и радости, неужели вы не видите, что этого нет нигде вне нас? Скажите себе, что это у вас есть — и это у вас будет! Действуйте так, как будто она ваша, и она будет ваша!
Ричард Дэвис Бах (50+)
Если вы смотрите на то, чем жизнь наградила вас, у вас всегда будет достаточно. Если вы концентрируетесь на том, чего вам недодали, вам всегда буде чего-то не хватать.
Опра Уинфри (9)
Всё, что вы видите во мне — это не моё, это ваше. Моё — это то, что я вижу в вас.
Эрих Мария Ремарк (100+)
Вы единственный человек на Земле, кто может использовать ваши способности. Это также накладывает на вас огромную ответственность.
Зиг Зиглар (100+)
В 18 лет вас заботит, что о вас думают; в 40 лет вам наплевать на то, что о вас думают; в 60 вы уже знаете, что никто вообще не думал о вас.
Джон Роберт Фаулз (20+)
Показать лучшие
Революция Евтушенко — The New York Times
Книги|Революция Евтушенко
https://www. nytimes.com/1995/11/12/books/yevtushenko-s-revolution.html
Реклама
Продолжить чтение основной история
Кредит… The New York Times Archives
См. статью в ее первоначальном контексте от
12 ноября 1995 г., раздел 7, стр. 53Купить репринты
Посмотреть на Timesma Китай
TimesMachine — это эксклюзивное преимущество для абонентов с доставкой на дом и цифровых абонентов.
Об архиве
Это оцифрованная версия статьи из печатного архива The Times до начала публикации в Интернете в 1996 году. Чтобы сохранить эти статьи в первоначальном виде, The Times не изменяет, не редактирует и не обновляет их.
Иногда в процессе оцифровки возникают ошибки транскрипции или другие проблемы; мы продолжаем работать над улучшением этих архивных версий.
НЕ УМИРАЙ ДО СМЕРТИ Евгений Евтушенко. Перевод Антонины В. Буи, 415 стр. Нью-Йорк: Random House. 25 долларов. Это может занять некоторое время, но успех и слава в России всегда рано или поздно наказываются. На протяжении 1960-х, 70-х и 80-х годов и даже до того момента, когда рухнули статуи Ленина, Евгений Евтушенко был русским «суперпоэтом», которому поклонялись миллионы. Они заполнили футбольные стадионы, чтобы послушать, как он декламирует свои звонкие вызывающие стихи, а на Западе его превозносили за его талант и экстравагантное обаяние. Статус г-на Евтушенко был настолько неприкосновенен, что отпугивал даже КГБ, который метался между запугиванием и неуклюжими попытками льстить ему и кооптировать его.
В эти дни железный занавес равнодушия окружает 62-летнего г-на Евтушенко в его собственной стране. У него до сих пор есть поклонники, особенно в провинции, но редакторы, художники и политики, которые раньше заискивали перед ним и превозносили каждое его слово, каменно отвернулись. Он больше не заполняет футбольные стадионы. Его последний роман почти не обсуждался дома.
«Не умирай, пока не умрешь», отчет г-на Евтушенко об августовском перевороте 1991 года, хорошо переведенный Антонией В. Буи, номинально посвящен искуплению тех русских, которые стряхнули свой страх и пассивность и устремились к баррикады для защиты демократии от сторонников жесткой линии коммунистов. Но по своей сути роман представляет собой упорную борьбу г-на Евтушенко за сохранение своей карьеры в обществе, которое хочет тихо похоронить его в прошедшем времени.
Чтобы вернуть этих убегающих читателей, г-н Евтушенко отказался от формы, которая сделала его знаменитым, возможно, потому, что поэзия, когда-то почитаемая, ускользнула из моды; он ловко перешел к прозе, создав произведения, пронизанные как магическим реализмом, так и социальной сатирой, доведенной до совершенства Гоголем.
Читатели, знакомые с безграничным самомнением писателя, не будут разочарованы. «Примечание автора» в английском издании романа включает в себя комплимент, который он получил от Джона Стейнбека после того, как в 1919 г.63: «Знаете, может быть, в какой-нибудь будущей энциклопедии о вас напишут как о прозаике, начавшем как прославленный поэт». Более малодушный писатель убедил бы друга написать введение.
«Не умирай, пока не умрешь» — это полуавтобиографический рассказ, сочетающий в себе исторические факты и вымысел и рассказывающий о жизнях вымышленных обычных людей — бывшего футболиста, эксцентричной сибирской скалолазки, полицейского детектива, сантехник — с некоторыми из самых известных личностей переворота: Борисом Н. Ельциным и Михаилом С. Горбачевым, некоторыми из заговорщиков переворота и великий поэт — сам.
Г-н Евтушенко называет себя и своих вымышленных персонажей по именам, но, возможно, слишком прихотливо придумывает прозрачные псевдонимы для настоящих: Человеческий Виолончель для Мстислава Ростроповича, Глобальный Грузин для Эдуарда Шеварднадзе, бывшего министра иностранных дел СССР, ныне лидера Грузии. Его пролетарские вымышленные персонажи странны и очаровательны. Личная жизнь общественных деятелей до странности знакома и описывается повторяющимся образом. Все эмоционально разорваны, тайно преследуемые прошлыми грехами и бездействием, которые омрачают их способность действовать.
КГБ Генерал, который в последнюю минуту приказывает своим элитным войскам «Альфа» не подчиняться приказу открыть огонь по Белому дому Бориса Ельцина, побуждается к этому виновными воспоминаниями о своей роли в Афганистане. На цыпочках проникая в сокровенные мысли Михаила Горбачева, пока он находится под домашним арестом в Крыму, г-н Евтушенко обнаруживает дуэлей Горбачевых: «Крестьянского сына», скрытого бунтаря, который не может забыть или простить арест своих дедов во время коллективизации, воюет с «Занятый ребенок», ставший «восходящим аппаратчиком» и закрывающий глаза на жестокость в своем стремлении к власти.
Даже герою переворота, г-ну Ельцину, не дает покоя его решение подчиниться приказам Кремля, когда он был партийным боссом в Свердловске (ранее, а теперь Екатеринбурге) в 1977 году, когда он разрушил Ипатьевский дом, где царь и его семья был убит в 1918 году и с годами стал святыней для интеллектуалов, верующих и противников коммунистического режима. Пока он сидит на даче, готовясь вернуться в Москву и смотреть на танки, к Ельцину приходит призрак убитой великой княгини Ольги, которая шепчет ему на ухо свои последние стихи.
Возможно, потому, что эти мужские личности хорошо известны даже американским читателям, их внутренние дети исчерпывающе раскрыты для нас такими, как Гейл Шихи и Барбара Уолтерс, они менее интригуют, чем проблемные мужчины и женщины, которых выдумал г-н Евтушенко.
Единственная известная фигура, не испытывающая ни угрызений совести, ни самобичевания, — это г-н Евтушенко. В советский период он не перешагнул черту от неповиновения к сопротивлению и смог заручиться определенной официальной санкцией — и привилегиями — которые возмущали более смелых диссидентов. Г-н Евтушенко не рассматривает двусмысленности своего почти уникального положения.
В его теплое, стремительное повествование вбрасываются тонкие, ледяные всплески праведного негодования по поводу зависти и неблагодарности собратьев-писателей. «Я старался не думать о нем плохо и стараюсь до сих пор», — пишет он о молодом поэте, которого он называет «Фаворитом Ахматовой», который ругал его в Нью-Йорке и напоминал Иосифа Бродского. «Но он никогда не мог простить мне куртку, которую я предложила ему из простой доброты».
Но самая сильная эмоция, нарисованная г-ном Евтушенко, — это печаль. Поэты помогли разрушить советское государство, но одним из самых горьких последствий распада Советского Союза является то, что, хотя коммунизм все еще процветает в России, поэзия находится в глубоком упадке. Россия устала от героев, но г-н Евтушенко был одним из самых громких голосов своего поколения. В молодости он имел смелость осудить антисемитизм в знаменитой поэме «Бабий Яр» и советскую систему в «Наследниках Сталина»; он коварно бросил вызов режиму, когда так много его сверстников покорно подыгрывали ему. «Don’t Die Before You’re Dead» не имеет охвата и силы его ранних работ, но это не страстные времена. Господину Евтушенко еще есть что сказать. Возможно, американские читатели будут слушать его более щедро, чем его соотечественники.
Версия этой статьи напечатана в разделе 7, стр. 53 Национального издания под заголовком: Революция Евтушенко. Заказать репринты | Сегодняшняя газета | Подписаться
30 мотивационных цитат Евгения Евтушенко для успеха в жизни
ЦИТАТЫ
0 Комментарии
Евгений Евтушенко полное имя Евгений Александрович Евтушенко советский и российский поэт. Он также был писателем, эссеистом, драматургом, сценаристом, издателем, актером, редактором и режиссером нескольких фильмов. Эти вдохновляющие цитаты Евгения Евтушенко обогатят вашу жизнь, если вы воплотите их в жизнь.
Best Евгений Евтушенко Цитаты
- «Когда правда заменяется молчанием, молчание становится ложью». – Евгений Евтушенко
- «Когда-нибудь потомки вспомнят эти странные времена, когда обыкновенная обыкновенная честность называлась мужеством». – Евгений Евтушенко
- «С тех пор я знаю, что если все ценности в этом мире более или менее сомнительны, то самое главное в жизни — это доброта». – Евгений Евтушенко
- «Жизнь — это радуга, в которой есть и черный цвет». – Евгений Евтушенко
«Отчасти оставаться ребенком: значит быть по-настоящему зрелым». – Евгений Евтушенко
- «Когда есть свобода слова, я обнаружил, что большинству людей действительно нечего сказать». – Евгений Евтушенко
- «К сожалению, правосудие — это поезд, который почти всегда опаздывает». – Евгений Евтушенко
- «Бывает горе, бывает беда, черт с ней, кто никогда не знал цены счастью, тот не будет счастлив». – Евгений Евтушенко
- «Перевод как женщина. Если это красиво, это не верно. Если она верна, то уж точно некрасива». – Евгений Евтушенко
- «Поэзия подобна птице, она игнорирует все границы». – Евгений Евтушенко
- «Зависть — это оскорбление самого себя». – Евгений Евтушенко
- «Во всяком человеке, который умирает, умирает вместе с ним его первый снег, и поцелуй, и бой… Не люди умирают, а миры умирают в них». – Евгений Евтушенко
«Кто зачат в клетке, тоскует по клетке». – Евгений Евтушенко
- «Все, что я делаю, я делаю по принципу русского борща. В него можно кидать все что угодно свеклу, морковь, капусту, лук, все что угодно. Важен результат, вкус борща». – Евгений Евтушенко
- «Автобиография поэта — это его поэзия. Все остальное может быть только сноской». – Евгений Евтушенко
- «Равняйтесь своему таланту, а не возрасту. Временами пусть разрыв между ними смущает». – Евгений Евтушенко
- «Только тогда, когда начинается чувство чужой боли, начинается человек» — Евгений Евтушенко
- «В России все тираны считают поэтов злейшими врагами». – Евгений Евтушенко
- «Почему правые сволочи всегда солидарны плечом к плечу, а либералы между собой поссорились?» – Евгений Евтушенко
- «Настоящий спорт — это всегда поединок, поединок с природой, со своим страхом, со своей усталостью, поединок, в котором укрепляются тело и разум». – Евгений Евтушенко
- «Но время показывает, что самые упрямые — самые умные». – Евгений Евтушенко
«Характер начинает формироваться при первой же тревоге за себя».