Смена поколений: как меняется портрет российского предпринимателя
За последние 30 лет российский бизнес стал безопаснее, больше стала цениться деловая репутация, а развитие самозанятости способствует вовлечению в предпринимательство молодежи, отмечают эксперты.
С каждым новым поколением предпринимательская активность растет: по сравнению с началом 2000-х, когда только каждый двадцатый россиянин был вовлечен в предпринимательскую деятельность, сейчас каждый десятый житель России либо создает новый бизнес, либо уже является предпринимателем. Таковы данные авторов доклада «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2018/2019» Высшей школы менеджмента СПбГУ (ВШМ СПбГУ), подготовленного в рамках проекта Global Entrepreneurship Monitor (GEM). Вступление в экономически активную жизнь представителей новых поколений Y (1983–1994 годы рождения) и Z (1995–2002), воспитанных в условиях рыночной экономики, будет способствовать росту предпринимательской активности, говорится в докладе.
По данным GEM, уже сегодня практически каждый десятый респондент в возрасте 25–34 лет является ранним предпринимателем. В целом наиболее активно в бизнес вовлечены группы 25–34-летних, 35–44 и 45–54-летних. Если составить усредненный портрет современного предпринимателя — это чаще всего мужчина 39 лет. Ранние предприниматели — 35-летние мужчины. Владельцам устоявшегося бизнеса (компании, работающие более 3,5 года), как правило, около 43 лет. Мужчин в бизнесе, по данным GEM, почти 60%.
Молодые люди 18–24 лет, а также представители возрастной группы 55–64 лет менее остальных вовлечены в предпринимательство, отмечают авторы российской части «Глобального мониторинга предпринимательства»: показатели их активности практически не менялись с 2016 года.
Однако развитие самозанятости будет вовлекать в бизнес разные группы населения — от молодежи до пенсионеров, считает первый вице-президент «Опоры России» по экспертно-аналитической деятельности Владислав Корочкин. В 2020 году во всех регионах нашей страны должен заработать новый налоговый режим для самозанятых, который позволит сделать роль малого бизнеса в экономике более значимой, отмечает он: «Они будут иметь статус малого предпринимателя и смогут, по заверению властей, и в госзакупках участвовать, и льготы с субсидиями получать».
Кроме того, меняется гендерный состав предпринимательского сообщества. По данным председателя комитета по женскому предпринимательству «Деловой России» Наталии Комаровой, сегодня доля женщин в малом бизнесе достигает 30%. По оценкам «Опоры России», в 1990 году женщин в рядах предпринимателей было не более 15%.
Сами предприниматели утверждают (77%), что сегодня у женщин появилось больше возможностей для ведения бизнеса. Такие данные приводят авторы исследования аналитического центра НАФИ и международной PwC, которые в октябре этого года провели опрос представителей двух поколений предпринимателей 1980–1991 и 1957–1963 годов рождения.
Карьера предпринимателя наиболее привлекательна для женщин (77,4% тех, кто согласен или скорее согласен) и молодежи (80,1% в возрастной группе 18–34 лет), отмечают в НАФИ.
Исследование НАФИ и PwC показало, что за последние 30 лет бизнес кардинально изменился. Описанные респондентами портреты предпринимателей из 1990-х и второго десятилетия 2000-х диаметрально противоположны, отмечают аналитики: современный предприниматель — образованный (33% респондентов отметили эту характеристику) и целеустремленный (18% опрошенных) человек.
Основные же черты представителя бизнеса 1990-х — рисковый (22%) и находчивый (14%). В целом опрошенные чаще описывают современного предпринимателя, используя положительно окрашенные эпитеты — «ответственный» (62%), «компетентный» (71%), «честный» (48%), в том время, как бизнесмена 1990-х наделяют более негативными чертами — «вор/бандит» (62%), «нахальный» (56%), имеющий связи (45%).
Бизнес сегодня перестал восприниматься как нечто зазорное, общественное мнение не мешает развитию малого бизнеса в стране, считают эксперты, опрошенные авторами российской части GEM. Они положительно оценили влияние в 2018 году культурных и социальных норм на создание и развитие малых компаний (средний балл — 2,76 из пяти возможных).
Положительное влияние на бизнес оказывает и развитие профильного образования: система профессиональной переподготовки (3,23) и бизнес-образование (3,44) получили высокие оценки у экспертов. Однако система начального и среднего образования не уделяет внимания вопросам предпринимательства и не способствует предпринимательской активности молодежи, считают авторы «Глобального мониторинга предпринимательства. Россия 2018/2019»: «Уже в школе учащиеся должны получать соответствующие представления о принципах рыночной экономики и получать необходимую подготовку для основания и развития компаний».
Это будет способствовать дальнейшему принятию обществом рыночных реалий, поощрению национальной культурой предпринимательских рисков и поддержке идеи личного успеха, достигнутого собственными силами, считают эксперты Высшей школы менеджмента СПбГУ.
В силу ведения предпринимательской деятельности в разных условиях два поколения предпринимателей по-разному оценивают внешние угрозы для бизнеса, отмечают в НАФИ: старшее поколение вспоминает, что бизнес в России в 1990-е был связан с риском для жизни: быть убитым (82%), подвергнуться физическому насилию (80%), угрозой безопасности семьи и близких (75%). Для современного поколения предпринимателей основным риском является потеря деловой репутации (56%)
Оба поколения отмечают, что период становления рыночной экономики было крайне непростым временем для бизнеса — в целом так считают 57% опрошенных, при этом среди старшего поколения (тех, кто вел бизнес 30 лет назад) такого мнения придерживаются 70%, среди представителей поколения 30-летних так считают 54%.
Большинство представителей старшего поколения уверены, что по сравнению с 1990-ми бизнес в современной России стало вести легче (59%).
На контрасте с криминальным шлейфом бизнеса 1990-х сегодня большинство респондентов (64%) говорит об упрощении процедуры открытия бизнеса, более половины — о росте доступности кредитов для бизнеса (55%), каждый четвертый предприниматель (24%) отмечает уменьшение уровня коррупции.
15% опрошенных считают, что государство принимает активные меры, направленные на поддержку и развитие бизнеса, приводит данные опроса предпринимателей ВЦИОМ. Например, эксперты, опрошенные в рамках анализа развития предпринимательства российской версии GEM, отмечают действенную поддержку технопарков и бизнес-инкубаторов (2,7 баллов из пяти максимально возможных).
Те, кто привык работать на себя, при возможности выбора предпочли бы все-таки иметь собственное дело. Об этом заявили 76% респондентов Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
По данным НАФИ, подавляющее большинство предпринимателей (72%) предпочли бы, чтобы и их дети или внуки занимались бизнесом, а не работой по найму. Впрочем, представители бизнеса 1990-х чаще (30%), чем другие участники опроса (14%), считают работу по найму более подходящим видом занятости для потомков.
При этом более половины опрошенных предпринимателей разных поколений (56%) считают, что в ближайшие 30 лет бизнес будет успешно развиваться, прежде всего за счет таких отраслей, как информационные технологии (87%), энергетика (69%) и торговля (68%). Будущее бизнеса российские предприниматели связывают с уменьшением количества проверок со стороны государства, снижением налогов, а также увеличение господдержки, льгот и субсидий, отмечают аналитики НАФИ.
Государство на протяжении последних 12 лет выстраивает инфраструктуру поддержки МСП, постепенно меняются и формы поддержки, и роль самого государства, говорит член генсовета «Деловой России» Алексей Порошин: «Задача не просто выделить деньги и оказать меры помощи, а создать такие условия, чтобы люди не боялись открыть свое дело, причем в приоритетных отраслях». По его мнению, темп и условия для развития бизнеса до 2024 года обозначил, в частности, нацпроект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Эпитеты|Практикум|ОГЭ | Русулитка
Вернуться на страницу «Подготовка к ОГЭ»
Вернуться на страницу «Задание 3. Средства выразительности.»
Указать в каком предложении есть эпитеты.
1. Чтобы задобрить отца и выторговать лишнее, приказчик захватывал с собой для девочки пару яблок, пирожок, горсть орехов.
2. «Эх вы, — говорил Лонгрен, — да я неделю сидел над этим ботом. – Посмотри, что за прочность, а осадка, а доброта?»
3. Кончалось тем, что тихая возня девочки, мурлыкавшей над своим яблоком, лишала Лонгрена стойкости и охоты спорить; он уступал, а приказчик, набив корзину превосходными, прочными игрушками, уходил, посмеиваясь в усы.
4. В этом мире, естественно, возвышалась над всем фигура капитана, он был судьбой, душой и разумом корабля.
1. Как только появилась Ассоль, все смолкли, все со страхом отошли от неё.
2. Она осталась одна средь пустоты знойного песка, растерянная, пристыженная, счастливая, с лицом не менее алым, чем её чудо, беспомощно протянув руки к высокому кораблю.
3. От него отделилась лодка, полная гребцов.
4. Среди них стоял тот, кого, как ей показалось теперь, она знала, смутно помнила с детства.
1. Опять Ассоль закрыла глаза, боясь, что всё это исчезнет, если она будет смотреть.
2. Грэй взял её руки и, зная уже теперь, куда можно безопасно идти, она спрятала лицо на груди друга, пришедшего так волшебно.
3. Бережно, но со смехом, сам потрясённый и удивлённый тем, что наступила невыразимая, недоступная никому драгоценная минута, Грэй поднял за подбородок вверх это давным-давно пригрезившееся лицо, и глаза девушки, наконец, ясно раскрылись.
4. В них было всё лучшее человека.
1. Казалось, она готова была отпрянуть назад, но вместо того она пристально поглядела на Монтэга, и её тёмные, лучистые, живые глаза, просияли.
2. Потом, видя, что девушка, как заворожённая, смотрит на изображение саламандры на рукаве его тужурки и на диск с фениксом, приколотый к груди, он заговорил.
3. Монтэгу казалось, будто она кружится вокруг него, вертит его во все стороны, лёгонько встряхивает, выворачивает карманы, хотя она не двигалась с места.
4. Он носил своё счастье, как маску, но девушка отняла её и убежала через лужайку, и уже нельзя постучаться к ней в дверь и попросить, чтобы она вернула ему маску.
1. Но всё-таки он не может перенести, как это дровосек и его жена обманом завели своих детей в лес, чтобы они там заблудились и не вернулись никогда.
2. Хоть Мальчик с пальчик спас их всех, но слушать про такие дела невозможно.
3. Серёжа внимательно слушает, глядя в сумерки большими строгими глазами.
4. Звери на самом деле не разговаривают, и ковёр-самолёт летать не может, потому что он без мотора, это каждый дурак знает.
1. На стенке сарая висел фонарь со свечкой, и видно было, как неровно светило пламя свечи и снежинки роились в его свете.
2. Угрюмый день без солнца, без мороза.
3. И не в силах больше тут быть, он повернулся и зашагал к дому, сгорбившись от горя.
4. Это вивисекция какая-то получается; вы как хотите, а я не могу.
1. Вставать и идти включать свет ему не хотелось, и он продолжал играть в сумерках, только музыка становилась всё грустнее.
2. Он вздрогнул, оглянулся и в проёме открытой двери увидел на фоне светлого коридора невысокую и тонкую серую фигурку, как ему показалось, детскую.
3. Вечером Роман сразу после ужина спустился в конференц-зал, заранее перенёс к роялю стул из-за кафедры и поставил его рядом со своим.
4. Но пока я тебе просто расскажу немного о композиторе.
Ответы
Вернуться на страницу «Подготовка к ОГЭ»
Вернуться на страницу «Задание 3. Средства выразительности.»
Языкознание чужих штанов (и других бесчестных эпитетов)
Вы, конечно, помните того печально известного джентльмена-кита Мистера Брызгающие Штаны?
Поддерживаемый Гринпис как символ сопротивления китов против охоты, он был хитроумно назван в результате всенародного голосования в интернет-опросе. (И, кстати, стало поучительной историей для тех, кто невольно дает волю творческим сокам интернета). Несмотря на некоторое ворчание с разных сторон о том, что имя недостаточно красивое или серьезное, популярность прозвища была неоспоримой, и оно прижилось.
Тем временем, на другой стороне пруда, победитель другого интернет-опроса (на этот раз для бесстрашного полярного исследовательского корабля) был решительно отвергнут в пользу более респектабельного RRS сэра Дэвида Аттенборо.
Любимец публики? Довольно юный, хотя и выразительный, Боути МакБотфейс. Отказали за то, что он слишком легкомысленный, видимо.
Вы можете подумать, что у этих морских обитателей нет ничего общего, кроме того, что они прыгают с акул (или, по крайней мере, с китов), когда дело доходит до описательных, но нелепых прозвищ. На самом деле они также раскрывают несколько лингвистических курьезов о своеобразном меме с псевдонимами, который, по-видимому, одержим чужими штанами, лицами, ботинками… и это только для начала.
Рассмотрим старые сленговые термины, обозначающие штаны, такие как fancypants и smartypants , оба из которых, по-видимому, стали популярными с 1939 года (хотя похожие конструкции использовались даже в 19 веке). Что интересного в этих штанах? В ответ на статью Slate о других похожих недавних конструкциях «штанов», таких как Bossypants Тины Фей и Mr. Funny Pants Майкла Шоуолтера, Марк Либерман утверждает, что недавнее использование этого может быть своего рода расширенным жеманным детским лепетом, похожие на агрессивно-положительные конструкции псевдонимов с окончаниями, такими как «-пирог » (как в « конфетка-пирог ») на «-пу » (« конфетка-пу» ) и «-трусики » (« конфетка-трусики »).
Затем есть другие, менее ласковые примеры, такие как « Mr Cranky Pants » и « Miss Sulky Pants, «, которые явно приписывают чувства штанам, причудливым или нет, которые не могут их иметь. Mr Cranky Face и Miss Sulky Face , возможно, имели бы больше смысла и действительно были бы приемлемыми вариантами (если вы спросите среднестатистического пятиклассника). Эти конструкции кажутся довольно продуктивными, поэтому при составлении этих имен мы можем использовать всевозможные дескрипторы, такие как «9».0013 Мистер Мрачные Штаны » или « Мисс JSTOR McJSTORface » (хотя это немного многословно). Таким образом, слово « штаны, » как и « лицо » в этих конструкциях, кажется, своего рода заменой нас самих, и действительно, кто мы, если не наши штаны?
В такой конструкции именования явно добавляются почетные знаки в ироничной, насмешливой манере.
Либерман задается вопросом, действительно ли эти грубые комментарии о штанах других людей (и, соответственно, их лицах) так уж часто встречаются. Но независимо от того, являются ли они таковыми или нет, похоже, что популярный отклик и взаимодействие с этими прозвищами нельзя отрицать (даже если такие имена, как Boaty McBoatface, в конечном итоге ). В них есть что-то, что, по-видимому, щекочет наш коллективный культурный юмор.
Как насчет родственных выражений, таких как « ботинок босса » или менее распространенного « smartyboots, «, также известного как « умных сабо » в некоторых частях мира? Похоже, что в более широком смысле синонимы штанов и другие ссылки на части тела часто могут быть вставлены таким же образом. И имеет ли « хитрожопый » какое-либо отношение к более одетым « умникам »? Надо бы спросить у каких-нибудь умных штанов , чтобы узнать, и у них, наверное, должно быть какое-нибудь звание святее тебя.
Да, сэр, Капитан Трикотажные Штаны!
« Capt’n Tightpants » и « Farmer McShootypants » и другие подобные примеры могут объединиться, чтобы показать, что неуважительное обращение (например, титулы) в такого рода мемах не ограничивается обычным Mr/ Мисс/Миссис и т. д. Можно использовать любой титул.
Мы видим, что здесь есть несколько игривых вариантов, и некоторые могут возразить, что они не все связаны между собой, но вот что у них общего:
- описательное слово (например, «стреляющий», «угрюмый», «властный», «умный» и т. д.),
- , который иногда дублируется (« лодка y (mc) лодка (face)») или с дополнительным родственным дескриптором (« hoot y (mc) owl (face)»),
- с какой-либо частью тела (одетой или раздетой) и ее вариантами ( «лицо», «задница», «штаны», «штаны», «сапоги», «сабо», и т. д.),
- вместе со странной комбинацией необязательных соглашений об именах, таких как использование почтения ( «капитан», «сэр», «миссис/мисс/мисс/мистер» ) или общий префикс фамилии (например, « Mc –»).
Так что же здесь происходит? Оказывается, довольно много.
Титулы, которые мы добавляем к именам, такие как «Доктор», «Генерал», «Профессор», и т. д., являются частью почетной речи, обычно произносимой в знак уважения, но, как указывает Асиф Ага, «Почетная речь используется не только для выражения уважения или воздаяния чести; он служит многим другим программам взаимодействия, таким как контроль и господство, ирония, намеки и замаскированная агрессия». В такой конструкции именования явно добавляются почетные знаки в иронической, насмешливой манере.
« Mc-», который долгое время был популярным, почти клишированным способом выразить что-то легкоусвояемое, массовое или даже низкокачественное, принимает эти значения, а также исходный префикс фамилии, чтобы предложить фальшивую семью. история. (О да, McBoatfaces, мы их хорошо знаем). Все эти элементы передают чувство не только милого юмора, который может в конечном итоге вызвать симпатию у публики к диковинному имени, но и здорового нагромождения неуважения к власть имущим или к предмету или человеку, названному так описательно.
Как так? Возможно, это не просто детский лепет. Популярность такого рода описательных имен свидетельствует об определенном культурном увлечении малоизвестной областью изучения: уничижительным эпитетом детей. Используя своего рода детскую лингвистику именования, часто очень серьезные контексты могут быть шутливо подорваны этими выразительно нелепыми прозвищами для максимального риторического воздействия. Некоторые могут счесть это незрелым, но, похоже, эта тенденция набирает обороты. (Люди, дети знакомятся с вашим языком, вносят новшества и влияют на то, как вы обращаетесь к другим). Интересно, что технический термин для прозвища « лицемерие», взято из древнегреческих форм, которые означают «играть в ребенка» или говорить по-детски ( ὑποκορίζομαι (hupokorízomai, «я говорю на языке детей»)).
Лицемерный язык детей может быть временами резким и даже жестоким, но в конечном счете выражается насмешка, добродушная или нет. Типы насмешек на школьном дворе можно разделить на определенные формы, но, в частности, нападки на то, как люди выглядят, возможно, по месту их штанов, — это обычный способ для детей высмеивать других. Дэвид Дж. Уинслоу описывает детские оскорбления, основанные, например, на внешности, такими эпитетами, как «Коричневая задница», «Брейси Фейс», «Выпученные глаза», «Пузырчатая губа», , которые, безусловно, перекликаются с другими прозвищами, которые мы видели.
В отсутствие остроумного или уникального способа оскорбления дети часто могут использовать эти простые отрицательные фразы, даже если описание является буквально буквальным.
Кроме того, они интересным образом описывают, особенно когда условности игнорируются или расширяются, например, с общепринятым отрицательным соглашением « большой жирный — », которое обычно используется в отношении внешности, например. большая толстая пузырчатая губа ». В отсутствие умного или уникального способа оскорбления дети часто могут опираться на эти простые отрицательные формулы, даже если описание вежливо буквальное, и, как указывает Уинслоу, уничижительные эпитеты могут атаковать центральную личность человека через настоящую имя или, возможно, как они видят себя. Рассмотрим фильм 1962 года «Что бы ни случилось с Бэби Джейн?» в которой пожилая Бетт Дэвис выкрикивает детское оскорбление: « Хорошо, Бланш Хадсон! Мисс Большой Жирный Кинозвезда ! Мисс Гнилой Вонючий Актриса ! ». Не такой уж большой скачок от этого к добавлению элементов внешности людей, таких как их штаны, в полное оскорбление, как в «Так подайте на меня в суд, мистер Большой Толстый Юрист Штаны!»
Эти популярные мемы с прозвищами берут лингвистические элементы из почтительного дискурса, распространенных паттернов именования, а также описательных и эпитетических условностей детского сленга, и все они сосредоточены на юмористическом сведении характера человека к основному элементу насмешки: их штанам. (Или лицо, или другие части их лица и гардероба, но в основном штаны). Это создает красочный и часто изобретательный язык, будь вы китом или лодкой. Не так ли, читатели McReadypants?
JSTOR — это цифровая библиотека для ученых, исследователей и студентов. Читатели JSTOR Daily могут бесплатно получить доступ к оригинальным исследованиям наших статей на JSTOR.
Стереотипы и регистры почтительного языка
Автор: Асиф Ага
Язык в обществе, Vol. 27, № 2 (июнь 1998 г. ), стр. 151–193
Cambridge University Press
McMETAPHORS
Автор: Raymond Gozzi Jr.
ETC: A Review of General Semantics, Vol. 49, № 4 (Зима 1992-93), стр. 474-477
Институт общей семантики
Детские уничижительные эпитеты
Автор: Дэвид Дж. Уинслоу
The Journal of American Folklore, Vol. 82, № 325 (июль — сентябрь 1969 г.), стр. 255-263
Американское фольклорное общество