Лев толстой о власти: Лев Толстой и власть • Расшифровка эпизода • Arzamas

Лев Толстой и неуважение власти — 22 марта 2019

Особое мнение

Андрей Заостровцев

22 марта 2019, 17:24

10 комментариев

В последние годы все чаще и чаще я пытаюсь наложить наш замечательный Уголовный кодекс на писания известных и выдающихся людей из российского прошлого. И все время у меня получаются закоренелые уголовники, подпадающие сразу под несколько его статей.

Не будем касаться даже политиков и революционеров. Возьмем писателей. Вот, к примеру, Лев Толстой. Занимает немало места в официальных школьных программах по литературе. Однако живи он сегодня, то давно бы уже осваивал суровую науку выживания в какой-нибудь исправительной колонии. Где бы его «исправляли», уча уважению к государству (у нас это еще называется «Родину любить»).

Повезло Толстому со временем. Огреб бы он сейчас по полной по ст. 148 УК за «оскорбление чувств верующих». Однако дело закончилось лишь отлучением мятежного графа от православной церкви, на что он написал «Ответ на определение Синода», где заявил: «Учение церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения».  

Казалось бы, тут уж никаких оправданий кощуннику нет, куда уж там до него Pussy Riot! Так нет же, остался «нечестивец» на свободе. 

Ладно, скажут, это все его разборки с церковью, а где же государство? Хоть православная церковь тогда совершенно официально была чем-то вроде министерства идеологии, но доставалось от Толстого и государству напрямую. Причем любому государству и любой власти. 

Вот, например, великий писатель стравливает истинное христианство и государство: «Христианство в его истинном значении разрушает государство». И тут же: «Исповедание истинного христианства не только исключает возможность признания государства, но и разрушает его основы». Прилагал бы он эти свои высказывания только к западным демократиям, а истинное христианство видел бы в православии, то цены ему не было бы на нашем TV. Получал бы больше Соловьева и Киселева вместе взятых. Так ведь нет! Ко всем государствам эти слова относит, а истинное христианство полагает с любой церковью несовместимым.  

Далее все совсем плохо. Вот страшная фраза: «Государственные правители всегда стремятся привлечь наибольшее количество граждан к наибольшему участию во всех совершаемых ими и необходимых для них преступлений». Чем вам не нововведенное в Административный кодекс «явное неуважение» к государству? Сразу можно 100 тыс. с графа слупить. А то и на 15 суток посадить, поскольку, как убедимся далее, выражает он это неуважение куда более чем однократно. 

И все-таки полагаю и даже уверен, что административкой Толстой не отделался бы. 282-я УК по нему буквально плачет. И недавнее ее послабление ему не помогло бы, ибо он злостный и упорный «возбудитель ненависти». 

«Правительства, – согласно Толстому, – суть не только ненужные, но зловредные и в высшей степени безнравственные учреждения, в которых честный и уважающий себя человек не может и не должен участвовать…» А государственных людей обвиняет прямо в лицо и без разбора: «Все же вы, от секретарей суда до главного министра и царя, посредственные участники ежедневно совершаемых злодеяний…» Вполне можно квалифицировать как возбуждение ненависти к социальной группе. Тем более что подобных цитат можно подобрать великое множество. 

Светят Толстому и куда более серьезные статьи. Например, ст. 280.2 УК, где прописано «публичное оправдание терроризма» (если через СМИ, то до 5 лет). Возмутился однажды писатель казнями террористов и прямо заявил «правительственным людям», что они такие же. «Вы, правительственные люди, называете дела революционеров злодействами и великими преступлениями, но они ничего не делали и не делают такого, чего бы вы не делали, и не делали в несравненно большей степени. …Вы держите шпионов, обманываете, распространяете ложь в печати, и они делают то же; вы отбираете собственность людей посредством всякого рода насилия и по своему распоряжаетесь ею, и они делают то же самое; вы казните тех, кого считаете вредными, – и они делают то же».

Итак, правительственные люди у нас поставлены на одну доску с террористами («все, что вы можете привести в свое оправдание, они точно так же приведут в свое…»). Но этого мало: они хуже террористов. «Вы делаете много такого дурного, что они не делают: растрату народных богатств, приготовления к войнам и сами войны, покорение и угнетение чужих народов и многое другое». Нет никаких сомнений: ст. 280.2 УК Толстой более чем заслужил. 

Ну а для тех, у кого они все-таки остались, укажем еще и на то, что у него можно встретить не только «оправдание терроризма», но и «публичные призывы к терроризму». Как вам такое, например: «Рабство людей происходит от узаконений, узаконения же устанавливаются правительствами, и потому освобождение людей от рабства возможно только через уничтожение правительств». Да и 280-я заодно («Призывы к экстремистской деятельности»). В довесок.

Разумеется, Толстой предполагает «уничтожение правительства» без насилия: не участвовать, не платить налоги, не подчиняться. Разворачивает целую программу его саботажа в статье «Рабство нашего времени». Можно сказать, что расписывает этапы демонтажа государства. 

И как только наши власти еще не оградили школьников от Толстого? Ведь это же не что иное, как «доступ к вредной для детей информации». Вот прочитают у него, что «армия есть не что иное, как собрание дисциплинированных убийц», и как после этого патриотические чувства разогревать? Да и сами эти чувства, как известно, писатель не жаловал («патриотизм есть чувство неестественное, неразумное, вредное»). Посему оно должно быть «подавляемо и уничтожаемо всеми зависящими от разумных людей средствами». 

Вообразите, что вдруг какая-нибудь наивная учительница литературы задаст сочинение на дом на тему «Лев Толстой о государстве» (варианты: о церкви, о патриотизме, об армии). Если школьники постараются, то такое раскопают… И начнут испытывать к властям чувство «глубокого неуважения». Поэтому я все жду, когда же наше государство приравняет Толстого к порносайтам. 

Однако выход есть. Ради воспитания уважения к властям Толстого, конечно, надо строго-настрого запретить (такие предложения несколько лет назад уже звучали в Госдуме), а каждый школьный день начинать с молитвы государству. 

Прекрасные слова о нем есть у В. Сорокина в «Теллурии»:

«Высшее счастье человека – жизнь ради Совершенного Государства. Великое здание его состоит из нас. Мы – сияющие кирпичики его величия. Мы – соты, наполненные медом государственности. Мы – опора Государства. В каждом из нас поет энергия его мощи. В каждом живет идея Великого Совершенства. Каждый из нас готов на жертву во имя Государства. Плоть наша – основа его здания. Любовь наша – колонны его». И далее по тексту. Заучить наизусть и повторять каждый раз на первом уроке раз пять подряд. 

Да, еще вдогонку к инициативе сенатора Клишаса предлагаю всегда писать слово Государство именно так: с заглавной буквы. Научились же у нас писать таким образом слово «Президент». Причем только в определенных случаях. И попробуй какая учительница отметь как ошибку! Сразу под статью о неуважении попадет. Уважение – оно ведь важнее орфографии. Понимать надо!

И никакому Толстому на растерзание мы уважение к объекту нашего обожания не отдадим! Этот русофоб в Лондоне свою публицистику издавал. В России цензура не давала. И прочитали ее только в 1917 году. Не потому ли и революция вскоре назрела? 

Вывод ясен: от неуважения путь лежит к революционному брожению. Поскольку же Государство нам дороже любого Толстого, то выбор патриота не оставляет сомнения: Государству – все, Толстому – закон. О неуважении.

Андрей Заостровцев

Андрей Заостровцев

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Другие статьи автора

О пользе философских пароходов

20 ноября 2022, 14:07

Шенгенский занавес

15 сентября 2022, 11:49

«Свободы сеятель пустынный»

1 сентября 2022, 12:45

все статьи автора

Станьте автором колонки

УДИВЛЕНИЕ0

ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 10

читать все комментариидобавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

  • ВКонтакте
  • Телеграм
  • Яндекс. Дзен

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Новости СМИ2

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

  • Группа вконтакте

Новости компаний

Комментарии

10

Новости компаний

«Солнечный город» – центр притяжения стрит-ритейла

В квартале «Солнечный город», строительство которого завершает Setl Group, постоянно открываются все новые и новые магазины продуктов, кафе и булочные, аптеки и салоны красоты, пункты доставки и другие объекты инфраструктуры. Удобные, светлые помещения с большими окнами и со всеми техусловиями на уровне земли без пандусов и возвышений привлекают бизнес, делая комфортной жизнь обитателей микрорайона. В ЖК «Солнечный город» на юго-западе буквально каждую неделю – новое открытие магазина, кафе или салона красоты. Так, недавно открыл свои двери…

На Обуховском заводе будут выпускать декантирующие центрифуги для очистки воды на предприятиях

Петербургский «Обуховский завод» (входит в Концерн ВКО «Алмаз — Антей») начал разработку декантирующих центрифуг — это оборудование, которое используется для очистки воды на промышленных предприятиях и в городской инфраструктуре. Начать серийную поставку планируется в третьем квартале 2024 года. Сейчас специалисты завода занимаются подготовкой технической документации и технологической проработкой производственных мощностей для организации серийного производства этого оборудования. Инжиниринговый центр АО «Обуховский завод» занимается…

Хотите оказаться в лесной сказке?

Там где лес встречается с озером, мы построили небольшие уютные, тёплые, комфортные домики А-формы с лофтом, террасой, полноценной кухней, душем, в домиках есть все необходимое для проживания, с собой взять только продукты и хорошее настроение. У каждого домика своя зона барбекю и отдыха. Мы постарались создать пространство, где можно отдохнуть, восстановиться, выспаться, перегрузиться и наполниться новыми силами. Для больших компаний есть двухэтажный дом с сауной и одноэтажный домик с большой террасой с видом на озеро. Можно сходить в…

Мы в соцсетях

Лев Николаевич Толстой цитата: Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего.

—  Лев Николаевич Толстой

Последнее обновление 29 июня 2022 г.

Темы

мужчины, власть, человек

Лев Николаевич Толстой

256

русский писатель и мыслитель 1828 — 1910

Похожие цитаты

„За все реформы мы берёмся как похуже — так и тут. Только губят дело и отбивают у людей последнюю веру в обещания власти.“

—  Александр Исаевич Солженицын русский писатель, публицист, поэт, общественный и политический деятель 1918 — 2008

„Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что ужаснее всего, губит душу людей и их потомство.

—  Лев Николаевич Толстой русский писатель и мыслитель 1828 — 1910

„Три вещи губят человека. Страх губит разум, зависть губит сердце, а сомнения — душу.“

—  Виктория Илларионовна Угрюмова украинская писательница, сценарист, колумнист и публицист 1977

„Талант — дар, над которым властвует человек; гений — дар, властвующий над самим человеком.“

—  Джеймс Расселл Лоуэлл 1819 — 1891

„Не так огонь дрова, пылая, губит,
Как человека зависть злая губит.“

—  Абдуррахман Нураддин ибн Ахмад Джами персидско-таджикский поэт-мистик, суфийский шейх, теолог, философ, теоретик музыки 1414 — 1492

„Герой одного человека — злодей для другого.“

—  Дэниел Думилэй 1971

„То, что для одного человека константа, для другого — переменная.“

—  Алан Перлис американский учёный в области информатики 1922 — 1990

„Безумие одного человека — это реальность другого человека.“

—  Тим Бёртон американский кинорежиссёр, продюсер, мультипликатор и писатель 1958

„Великий человек обыкновенно губит себя сам.

—  Бенджамин Франклин американский политический деятель, дипломат, учёный, изобретатель, журналист, издатель, масон 1706 — 1790

„То, что для одного человека вершина горы, для другого может быть лишь ее началом.“

—  Алексей Христинин

Нет предела совершенству

„Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого.“

—  Михаил Александрович Бакунин русский мыслитель, революционер, панславист, анархист 1814 — 1876

„Люди, у которых весьма много недостатков, прежде всего замечают их в других.“

—  Фрэнсис Бэкон английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма 1561 — 1626

„Люди различаются еще тем, что одни прежде думают, потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом уже думают.“

—  Лев Николаевич Толстой русский писатель и мыслитель 1828 — 1910

„Свободное правительство должно придерживаться одного принципа: не давать человеку, обладающему властью, угрожать свободе.

—  Джон Адамс американский политик, видный деятель Войны за независимость США, первый вице-президент и второй президент США 1735 — 1826

The only maxim of a free government ought to be to trust no man living with power to endanger the public liberty.
Из заметок к речи в Брейнтри (Массачусетс) (Весна 1772)

„Человек легко переходит от одного мнения к другому, когда этого требует его выгода.“

—  Анна де Сталь французская писательница 1766 — 1817

„Человек — это колесо жизни, которое едет из одного состояния в другое.“

—  Михаэль Лайтман каббалист 1946

О Человеке

„Никакая группа людей не может присваивать себе власть над мышлением и взглядами других.“

—  Фридрих фон Хайек австрийский экономист и философ 1899 — 1992

„Принять наслаждение за счастье случается со всеми, прежде чем мы узнаем жизнь, прежде чем поймем, что человеку не дано осуществить одно через другое.“

—  Жорж Санд французская писательница 1804 — 1876

„Человек губит свой талант, если пишет хуже, чем он может писать.

—  Эрнест Хемингуэй Американский писатель, журналист, лауреат Нобелевской премии по литературе 1954 года 1899 — 1961

„Характер — власть над самим собой, талант — власть над другими.“

—  Василий Осипович Ключевский русский историк 1841 — 1911

Связанные темы

  • Мужчины
  • Власть
  • Человек

Эпилог 2, глава 5 — Война и мир, Лев Толстой

Эпилог 2, глава 5 — Война и мир, Лев Толстой

Архив Льва Толстого


Война и мир

Эпилог 2, глава 5


Написано: 1869 г.

Источник: оригинальный текст с сайта Gutenberg.org.

Транскрипция/разметка: Энди Карлофф

Интернет-источник: RevoltLib.com; 2021


Жизнь народов не содержится в жизни нескольких человек, ибо
связь между этими людьми и народами не обнаружена.
теория о том, что эта связь основана на переносе коллективного
воля народа к тем или иным историческим персонажам есть гипотеза
не подтвержденные опытом истории.

Теория переноса коллективной воли народа на
исторические личности могут многое объяснить в области юриспруденции.
быть существенным для своих целей, но и в своем применении к истории, как
как только происходят революции, завоевания или гражданские войны, т. е. как только
когда начинается история — эта теория ничего не объясняет.

Теория кажется неопровержимой именно потому, что акт переноса
волю людей нельзя проверить, ибо она никогда не происходила.

Что бы ни случилось и кто бы ни стоял во главе дел, теория
всегда можно сказать, что такой-то человек взял на себя инициативу, потому что
коллективная воля была передана ему.

Ответы, которые эта теория дает на исторические вопросы, подобны ответам
человека, который, наблюдая за движением стада скота и не обращая
внимание на различное качество пастбищ в разных частях
поле или вождению пастуха, должны приписать
направление, которое стадо принимает к тому, какое животное оказывается во главе.

«Стадо идет в этом направлении, потому что животное впереди ведет его и
коллективная воля всех остальных животных принадлежит этому лидеру».
Так говорят историки первого класса — те, кто принимает
безоговорочная передача народной воли.

«Если животные, ведущие стадо, меняются, это происходит потому, что
коллективная воля всех животных передается от одного вожака к
другой, в зависимости от того, ведет ли животное их в
направление, выбранное всем стадом». Таков ответ историков, которые
предположить, что коллективная воля народа делегируется правителям под
условия, которые они считают известными. (При таком способе наблюдения
часто случается, что наблюдатель под влиянием направления, которое он сам
предпочитает, считает руководителями тех, кто в силу смены народом
направлении, находятся уже не впереди, а сбоку или даже сзади.)

«Если животные впереди постоянно меняются и направление
все стадо постоянно изменяется, это потому, что для того, чтобы следовать за
заданное направление, животные передают свою волю животным, которые имеют
привлекли наше внимание, и чтобы изучить движения стада, мы должны
наблюдайте за движениями всех выдающихся животных, движущихся со всех сторон
стадо. » Так говорят третьи классы историков, рассматривающие все исторические
лица, от монархов до журналистов, как выражение своего возраста.

Теория переноса воли народа на исторический
лица — это просто парафраз — повторная постановка вопроса в
другие слова.

Чем вызваны исторические события? Сила. Что такое сила? Власть — это
коллективная воля народа передается одному лицу. Под чем
условием является делегирование воли народа одному лицу? При условии
что этот человек выражает волю всего народа. То есть мощность есть
сила: иными словами, сила — это слово, значение которого мы не знаем.
понять.

Если бы область человеческого знания ограничивалась абстрактными рассуждениями, то
подвергнув критике объяснение «власти», что юридическое
дает нам наука, человечество пришло бы к выводу, что власть — это просто слово и
не имеет реального существования. Но для понимания явлений человек должен, кроме
абстрактное рассуждение, опыт, которым он проверяет свои размышления. А также
опыт говорит нам, что власть — это не просто слово, а действительное
существующее явление.

Не говоря уже о том, что никакое описание коллективной деятельности
люди могут обойтись без концепции власти, существование власти
доказано как историей, так и наблюдениями за современными событиями.

Всякий раз, когда происходит событие, появляется человек или появляются люди, по воле которых
событие, кажется, произошло. Наполеон III издает указ и
Французы едут в Мексику. Король Пруссии и Бисмарк издают указы и
армия входит в Богемию. Наполеон I издает указ, и армия входит в Россию.
Александр I дает команду, и французы подчиняются Бурбонам.
Опыт показывает нам, что какое бы событие ни происходило, оно всегда связано с
воля одного или нескольких человек, которые его издали.

Историки, по старой привычке признавать божественное
вмешательства в человеческие дела, хотят видеть причину событий в
выражение воли кого-либо, наделенного властью, но это предположение
не подтверждается ни разумом, ни опытом.

С одной стороны, рефлексия показывает, что выражение воли человека — его
слова — лишь часть общей деятельности, выраженной в событии,
как, например, в войне или революции, и поэтому, не предполагая
непостижимая, сверхъестественная сила — чудо — нельзя
признать, что слова могут быть непосредственной причиной движений миллионов
мужчин. С другой стороны, даже если бы мы признали, что слова могут быть
причиной событий, история показывает, что выражение воли
исторических персонажей в большинстве случаев не производит никакого эффекта, т.
сказать, что их команды часто не выполняются, а иногда и очень
происходит противоположное тому, что они заказывают.

Не допуская божественного вмешательства в дела человечества, мы не можем
рассматривать «власть» как причину событий.

Власть, с точки зрения опыта, есть просто отношение, которое
существует между выражением чьей-либо воли и исполнением этой
будут другими.

Чтобы объяснить условия этого отношения, мы должны сначала установить
концепции волеизъявления, относя его к человеку, а не к
Божество.

Если Божество отдает приказ, выражает Свою волю, как древняя история
говорит нам, что выражение этой воли не зависит от времени и не
вызвано чем угодно, ибо Божество не контролируется событием. Но
говоря о командах, являющихся выражением воли людей, действующих в
время и по отношению друг к другу, объяснять связь команд
событиями мы должны восстановить: (1) состояние всего происходящего:
непрерывность движения во времени как событий, так и человека
кто командует, и (2) неизбежность связи между
человек, командующий, и те, кто выполняет его команду.

 


Власть тьмы, Лев Толстой. Перевод Луизы Мод и Эйлмера Мод — Скачать электронную книгу бесплатно

29 494 слова (1 час 48 минут) с легкостью чтения 88,53 (легко)

Перевод Луизы Мод и Эйлмера Мод.

  • Драма

Описание

Мы рассчитываем на вашу поддержку, чтобы помочь нам продолжать выпускать красивые, бесплатные и неограниченные издания литературы для цифровой эпохи.

Поддержите ли вы наши усилия пожертвованием?

Власть тьмы — пятиактная драма, повествующая о гибели крестьян Анисьи и Никиты, поддавшихся череде отвратительных искушений, от прелюбодеяния и пьянства до откровенного убийства. Написано в 1886 году, но закрыто цензурой до 19 года.02, пьеса представляет собой реалистическое изображение некоторых из самых темных элементов русской крестьянской жизни. Как и в некоторых других произведениях позднего Толстого, таких как « Воскресение », психологическое исследование человеческой испорченности в пьесе сопровождается острой социальной критикой Российской империи и ее роли в сохранении бедности и невежества среди ее низших и наиболее маргинализированных классов.

Читать бесплатно

Считается, что эта электронная книга свободна от ограничений авторского права только в США. Он все еще может быть защищен авторским правом в других странах. Если вы не находитесь в Соединенных Штатах, перед загрузкой или использованием этой электронной книги вы должны проверить свои местные законы, чтобы убедиться, что содержание этой электронной книги не подпадает под ограничения авторского права в стране, в которой вы находитесь.

Скачать для электронных книг

  • Совместимый epub — все устройства и приложения, кроме Kindles и Kobos.

  • azw3 — устройства и приложения Kindle. Также загрузите миниатюру обложки Kindle, чтобы увидеть обложку в библиотеке Kindle. Возможно, вас заинтересует наш FAQ по Kindle.

  • kepub — устройства и приложения Kobo. Вас также может заинтересовать наш FAQ по Kobo.

  • Расширенный epub — расширенный формат, в котором используются новейшие технологии, еще не полностью поддерживаемые большинством электронных книг.

Прочитайте о том, какие файлы скачать и как перенести их на вашу электронную книгу.

Читать онлайн

  • Начните с оглавления

  • Читать на одной странице

Краткая история этой электронной книги

  1. Обновление стандартного CSS в соответствии с новыми стандартами

  2. Обновление Uncopyright на новый шаблон

  3. Обновление атрибутов ID в соответствии с новыми стандартами

  4. Обновление титульного листа в соответствии с новыми стандартами

  5. Обновление шаблона колофона/выходных данных в соответствии с новыми стандартами

Прочитать всю историю изменений.

Подробнее

  • Исходный код этой электронной книги на GitHub

  • Эта книга в Википедии

Источники

Транскрипции

  • Транскрипция в Project Gutenberg

Сканирование страниц

  • Сканирование страниц на HathiTrust

Улучшить эту электронную книгу

Каждый может сделать стандартную электронную книгу лучше для всех!

Чтобы сообщить об опечатках, типографских ошибках или других исправлениях, см. статью о том, как сообщать об ошибках.

Если вы хорошо разбираетесь в технологиях и хотите внести свой вклад напрямую, загляните в репозиторий этой электронной книги на GitHub и в раздел наших участников.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *