Картина мужчина обнимает женщину: «Поцелуй» Климта. Почему это шедевр

«Поцелуй» Климта. Почему это шедевр

Если вы когда-нибудь слышали о Густаве Климте (1862-1918 гг.), значит вы точно знаете и его работу «Поцелуй».

Что мы видим на картине? Двое влюблённых на цветочном лугу обнялись словно под единым золотым покрывалом. Мужчина целует женщину в щеку. А вокруг никого. И ничего. Лишь золотой фон. А стоят они на краю то ли оврага, если прозаично. Либо вселенной, если уж совсем романтично.

Почему же именно эта картина стала самой знаменитой среди работ Густава Климта? И все ли на ней так однозначно? На самом ли деле эти люди влюблены?

Почему «Поцелуй» именно такой ?

В картине переплетены многие техники. Но больше всего заметно влияние византийской иконы. Когда смотришь на «Поцелуй», сразу вспоминаются иконы в золотых окладах. Когда вся поверхность изображения покрыта золотым «покрывалом». И лишь лики и руки прорисованы красками.

Византийские иконы в окладах были широко распространены в России, где, конечно, Климт не был. Но подобные иконы встречаются в итальянских церквях. Где художник и мог их видеть.

Но в целом “Поцелуй» вписывается в стиль Модерн или Ар-нуво (на французский манер).

Альфонс Му́ха. Грезы. Цветная литография. 1897 г. Частная коллекция

Цветочные орнаменты. Витиеватые линии. Повышенный эротизм. Нарочитая эстетика. Любимый стиль многих женщин.

Именно поэтому у «Поцелуя» больше поклонниц, нежели поклонников. Это самый женственный стиль среди всех направлений в искусстве.

Добровольный ли поцелуй ?

Принято считать, что Климт изобразил влюблённых. Мужчина целует женщину в щеку. И мы понимаем, что это только любовная прелюдия. Ещё чуть-чуть, их одеяния спадут. А дальше… впрочем Климт чаще писал именно это «дальше». Но в этой картине все только начинается.

Но на самом ли деле он изобразил влюблённых? Когда я обратила внимание на позу и жесты героини, у меня возникли сомнения.

Густав Климт. Фрагмент «Поцелуя». 1908 г. Бельведер, Вена

Посмотрите, как необычно ведут себя руки девушки. Ее левая рука придерживает руку мужчины у ее щеки. Как будто делая слабую попытку ее отстранить.

Правая же рука вроде и охватывает мужчину сзади, но пальцы сильно напряжены. Как будто не решаются полноценно прикоснуться к «любимому». У мужчины такой двусмысленности в жестах нет.

Можно было бы списать такую необычную жестикуляцию на личное видение Климта. Может он считал, что именно так женщина выражает свою страсть.

Но если посмотреть на другие его работы, то сразу становится понятным: он прекрасно знал, как обнимает по-настоящему любящая или полностью отдающаяся страсти женщина.

Слева: Эскиз к картине «Поцелуй». 1907-1908 гг. Галерея Альбертина, Вена. Посередине: фрагмент фриза «Древо жизни». 1909 г. Дворец Стокле, Брюссель. Справа: Рисунок «Обнимающаяся стоя пара». 1908 г. Музей истории города Вена.

С ногами героини тоже не все так просто. Она стоит на коленях. По сути в подчиненной позиции. Что уже никак не соответствует статусу влюблённой. К тому же стопы девушки сильно напряжены, а пальцами ног она упирается в край обрыва.

Густав Климт. Поцелуй. Деталь. 1908 г. Бельведер, Вена

Как будто в последней надежде удержаться и не сорваться. Да еще стебли вьюна как-то уж очень напоминают оковы.

Обратите внимание, что на эскизе обрыв тоже присутствует, но влюблённые на равных стоят на ее краю. И нет ощущения, что кто-то из них может сорваться.

Густав Климт. Рисунок «Обнимающаяся стоя пара», эскиз к картине «Поцелуй». 1907-1908 гг. Галерея Альбертина, Вена

Такое ощущение, что Климт на самом деле собирался изобразить влюблённых. Но все же остановился на более неоднозначном варианте отношений.

Он – намного старше ее. Это очевидно по заострённым чертам его лица. Она – в ситуации, когда не может сказать «нет». Либо она отвечает согласием, либо ее ждёт пропасть. Отсюда – напряжение в руках и ногах и подчиненная позиция.

Для начала 20 века – вполне распространённая ситуация. Красивые бессеребреницы быстро подчинялись страсти богатых, не всегда молодых поклонников.

Почему «Поцелуй» такой целомудренный ?

Всем известно, что Климт – это про ню. Очень женственное, сияющее, стильное, но все же ню. Почти на каждой его картине есть обнаженные рыжеволосые или темноволосые красавицы.

Густав Климт. Даная. 1907-1908 гг. Музей Леопольда в Вене

«Поцелуй» среди этих эпатажных работ кажется более, чем целомудренным. Хоть в детскую вешай репродукцию. Почему же?

Климта в начале 20 века обвиняли в чрезмерной откровенности и даже создании порнографии. Особо чопорные товарищи предлагали даже выдворить его из страны.

На что Климт парировал ещё одной откровенной работой «Моим критикам». Где пышнотелая девица повернулась к зрителю своей аппетитной … спиной. Правда потом мастер поменял название на «Золотые рыбки».

Густав Климт. Золотые рыбки. 1901-1902 гг. Швейцарский институт исследования искусства, Цюрих

Но все же критики сильно его донимали. Дошло до того, что с начала 20 века Климт отказался выполнять заказы на монументальные росписи в общественных местах. Предпочитая создавать картины на продажу.

Вполне возможно, что «Поцелуй» был неким отступлением от всепроникающего ню под давлением общественности.

Самое удивительное, что это картина считается главным и самым узнаваемым шедевром Климта. Вот такой парадокс. Столько откровенных, аппетитных прелестей. А самой узнаваемой стала наиболее целомудренная работа мастера.

Впрочем, никакого парадокса. За счёт того, что картина вполне тянет на статус «6+», ее смело вставляли в любой школьный учебник. Если нужно было детям рассказать об искусстве 20 века. А дети вырастали и помнили именно этот шедевр.

Подведем итог. Почему же «Поцелуй» – это шедевр.

«Поцелуй» – квинтэссенция стиля и мастерства Климта. Используемые в картине приемы не новы для художника. Наоборот, они все встречаются в других его работах. «Ковры» из цветов. Золотое одеяние героев.

Слева: Цветущий сад. 1907 г. Фонд Ро для стран третьего мира, Цюрих. Справа: Золотая Адель. 1907 г. Новая галерея в Нью-Йорке

В картине много деталей. Цветы под ногами героев, замысловатый рисунок их одеяний. Но всему этому противопоставлена и лаконичность. Почти однородный золотой фон и одиночество двух фигур.

Это не просто история о двух влюблённых, это картина о чувственном опыте вообще. Наклон головы, распожение рук и плеч превращаются в символ влечения. Если у зрителя есть опыт влюблённости или сильной эмоциональной привязанности, он сразу его вспоминает, когда смотрит на «Поцелуй».

Все вместе – повышенная эстетика, сочетание детализации и лаконичности, а также линии и формы, которые легко вызывают эмоциональный отклик у зрителя  – делают «Поцелуй» шедевром.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Pygmalion art gallery

Густав Климт, «Поцелуй», 1907–08 г.

В сверкающем золотом царстве двое влюбленных, мужчина и женщина, обнимаются на цветочном поле. Мужчина наклоняется, чтобы поцеловать возлюбленную, его лицо отвернуто, поэтому мы видим только темные волосы, увенчанные лавровым кольцом. Женщина с ореолом рыжих волос, кажется, замирает от его ласки: ее глаза закрыты, одна рука лениво обнимает его за шею, другая рука слабо тянется к руке мужчины.  

Считающаяся шедевром, картина Густава Климта «Поцелуй» (1907–08), которую он назвал  «Влюбленные», была блестящей вершиной так называемой «золотой фазы» художника, когда орнаментальное золото занимало видное место на его полотнах. 

С первого взгляда картина кажется ещё одним тривиальным изображением страсти и любви. Но за обманчиво простым сюжетом кроется несколько увлекательных фактов, о которых мы и расскажем.

Поцелуй был написан после скандала и в творческий кризис художника

Густав Климт, «Медицина», 1888г

«Все искусство эротично», — подумал однажды Климт.  Та же самая философия иногда приводила художника в горячку. Климт, который был известен своими любовными наклонностями (считается, что у него было около 14 детей), стал уникальным голосом в период интенсивной модернизации в Вене.

Художники Венского сецессиона в то время, отказавшись от формальностей академических стилей и охватили темы желания, сексуальности и психологии, при этом свободно включив элементы дизайна. 

Незадолго до того, как он написал картину «Поцелуй», ему было поручено нарисовать три работы для потолка Венского университета. Как это было типично для стиля Климта, он рисовал обнаженных женщин, как метафоры философии, медицины и юриспруденции. Эти картины шокировали публику своим откровенным изображением. Классифицированные, как порнографические, картины должны были быть устранены.

В последующие месяцы Климт начал сомневаться в своих творческих порывах. «Либо я слишком стар, либо слишком нервничаю, либо слишком глуп — должно быть, что-то не так», — писал он.  Некоторые считают, что относительная сдержанность фигур «Поцелуя» с их полностью одетыми телами, казалось бы, скрытыми в гигантских декоративных одеждах, могла быть реакцией на шум, вызванный университетскими картинами.

К счастью, шум не сильно повлиял на репутацию «Поцелуя». Картина была куплена городом Вена еще до того, как Климт закончил ее, за астрономическую для того времени цену в 25 000 крон. 

Мелкие детали сделали картину скандальной

Фрагмент из » Бетховенского фриза» Густава Климта (1902 г.). Собрание музея Венского сецессиона.

Хотя в шедевре Климта нет того «извращенного избытка», «Поцелуй» все же вызвал некоторые недоумения. Во-первых, Климт редко изображал мужские фигуры, что сделало «Поцелуй» интересным, но не единственным, исключением. 

Другой — его «Бетховенский фриз» 1901 года, на котором Климт изобразил переплетенные мужские и женские фигуры.

Эта ранняя серия из четырех картин представляет собой полезную основу для интерпретации «Поцелуя».  Сосредоточенный на человеческой борьбе за счастье, «Бетховенский фриз» включает отрывки с монстрами и поэзией, а кульминацией является изображение тех сопоставимых обнимающих фигур. В этом свете объятия мужчины и женщины в «Поцелуе» — это своего рода выход за пределы земного царства. Это довольно пьянящее возвышение усугублялось тем, что Климт широко использовал сусальное золото, которое исторически было зарезервировано для религиозных сюжетов, таких как святые на византийских иконах, которые вдохновляли Климта, заставляя некоторых думать, что «Поцелуй» Климта был кощунственным. 

Деталь поцелуя (1907–08 г.)

И хотя фигуры, кажется, растворяются под их замысловатыми нарядами, одежда сама по себе может наводить на размышления. Историк искусства Патрик Бэйд утверждал, что элементы орнамента Климта можно интерпретировать как фаллические и вагинальные символы: посмотрите вертикальные прямоугольные узоры на мужском халате и овальные узоры на женском платье.  

Метафорические значения

Джордж Фредерик Уоттс, Орфей и Эвридика. Предоставлено Sotheby’s.

На рубеже веков существовала определенная стилистическая мода на архаические цивилизации. Как заметил искусствовед М. Е. Уорлик, на Климта, возможно, повлияли работы Генриха Шлимана, «чьи раскопки ранних греческих цивилизаций получили широкую огласку». 

«Артефакты архаических цивилизаций активно собирались в музеях Германии и Австрии», — добавил Уорлик.

Деталь поцелуя (1907–08 г.)

Хотя увлечение Климта Древней Грецией и Египтом может быть более стилистически выражено в таких произведениях, как «Афины Паллада» и «Древо жизни», некоторые историки предположили, что «Поцелуй» может быть видением Климта греческого мифа об Орфее и Эвридике.

По сюжету влюбленный Орфей отправляется в подземный мир, чтобы спасти свою покойную жену Эвридику.  Аид, соблазненный лирой Орфея, соглашается освободить ее, но только при условии, что Орфей не повернется, чтобы посмотреть на нее, прежде чем они покинут подземный мир. В нескольких шагах от их последнего побега Орфей пытается украсть взгляд на свою возлюбленную, обеспокоенный тем, что ее может не быть. Она есть, но внезапно исчезает.

Сказка, безусловно, пользовалась популярностью у художников того времени. Художник Оскар Кокошка написал пьесу на ее основе через десять лет после того, как Климт написал «Поцелуй», и художники-символисты, такие как Морис Дени, восприняли ее как сюжет. Если это так, то вместо того, чтобы падать в обморок в объятиях своего возлюбленного, изображенная здесь женщина может исчезнуть в фантастическом небытии.

Картина «Поцелуй» в музее. Размеры: 180 х 180 см.

P.S. Еще один увлекательный факт: в 1908 году «Поцелуй» был впервые выставлен в австрийской Галерее искусств, несмотря на то, что Климт фактически ещё не закончил свою картину. Его незавершенную работу выкупила Галерея Бельведер. Цена картины в $240 тыс. стала рекордом цены для Австрии.

Danagul Tulebayeva

0 Likes

Hugging Бесплатные стоковые фотографии, изображения и картинки Hugging

Откройте для себя неограниченное количество изображений Hugging с высоким разрешением и стоковых изображений для коммерческого использования.

Счастливая молодая пара держит белую чашку кофе на кухне

Милая афроамериканская девушка обнимает своего отца, сидит за столом и разговаривает по телефону

Улыбающаяся дочь сидит с обнимающими родителями на диване дома

Афроамериканский парень и девушка обнимаются в парке

Счастливый мужчина обнимает привлекательную женщину с закрытыми глазами, сидя дома на диване

Счастливая мать и дочь обнимаются и улыбаются друг другу на улице

Привлекательная женщина улыбается с закрытыми глазами, обнимая парня

Вид сзади на друзей, обнимающихся и идущих вместе

Счастливая пара обнимается и сидит на кухонном столе

Молодая влюбленная пара нежно обнимается и улыбается возле белой стены с копировальным пространством

Веселая пара на пенсии смотрит друг на друга, обнимаясь изолированно на бежевом

Портрет красивой счастливой пары, обнимающейся и собирающейся поцеловаться

Молодая пара сидит на большом синем пуфе и использует ноутбук, изолированный на белом

Крупным планом портрет красивой молодой пары, обнимающейся дома

Молодая нежная счастливая пара обнимается изолированно на белом

Милый улыбающийся ученик начальной школы обнимает книгу и смотрит далеко изолированные на белом

Парень целует девушку в лоб на городском пляже

Улыбающийся молодой человек обнимает красивую молодую женщину с чашкой кофе возле окна кухни

Парень обнимает привлекательную девушку с закрытыми глазами дома

Счастливая мать обнимает свою улыбающуюся дочь на песчаном пляже

Избирательный фокус красивого парня и привлекательной девушки, обнимающихся и улыбающихся в камеру на кухне

Взрослая любящая пара нежно обнимается и улыбается возле белой стены с копировальным пространством

Многоэтническая группа молодых людей обнимается с афроамериканкой с надписью lgbt на футболке, изолированной на белом

Молодая татуированная стильная пара обнимается в спальне

Портрет счастливой молодой пары, обнимающейся вместе дома

Красивая молодая пара обнимается во время завтрака дома

Портрет влюбленной пары, держащей букет тюльпанов, изолированный на черном, концепция Международного женского дня

Отец обнимает маленькую дочь в инвалидной коляске, закрывая глаза руками дома

Счастливая молодая стильная пара обнимается, стоя на улице

Мужчина без рубашки обнимает и целует спортивную женщину в тренажерном зале

Молодая улыбающаяся пара обнимается вместе, изолированная на белом

Улыбающаяся женщина обнимает молодого бородатого мужчину, играющего с джойстиком

Красивая молодая пара обнимается зимой

Молодая улыбающаяся пара обнимается и смотрит в камеру дома

Портрет молодой красивой пары, обнимающейся

Привлекательная девушка с закрытыми глазами и красивый парень обнимаются в квартире

Красивый мужчина обнимает привлекательную девушку с закрытыми глазами

Пара вместе пьет пиво и ест пиццу на кухне

Портрет красивых сестер-близнецов, обнимающих друг друга и смотрящих в камеру, изолированную на сером

Улыбающаяся девушка обнимает бойфренда без рубашки на пляже на Бали, Индонезия

Счастливые отец и сын обнимаются осенью лес

Крупным планом портрет красивой афроамериканской матери и дочери, обнимающихся дома

Кавказская пожилая пара, обнимающаяся изолированно на сером в студии

Счастливая афроамериканская семья обнимается и улыбается в камеру, изолированную на белом

Милая дочь и привлекательная мать обнимаются на полу

Красивый мужчина обнимает счастливую девушку в спальне

Счастливая молодая афроамериканская пара обнимается, сидя дома на диване

Панорамный снимок привлекательная женщина целует и обнимает мужчину

Фотографии не из Катара, но показывают мужчину, обнимающего женщину на ЧМ-2018 в России

Футболистам Саудовской Аравии было чем порадоваться после шоковой победы своей команды над Аргентиной в первом групповом матче Чемпионат мира по футболу в Катаре.

В сообщении Facebook в Нигерии утверждалось, что саудовский болельщик обнимает и целует женщину после матча 22 ноября 2022 года. Но это утверждение вводит в заблуждение: изображения являются кадрами из видео, снятого в 2018 году на чемпионате мира по футболу в России.

«Мужчина из Саудовской Аравии был отправлен в тюрьму за то, что поцеловал белую женщину, держа флаг страны», — говорится в сообщении, опубликованном в Hausa 23 ноября 2022 года и переведенном на английский язык.

Скриншот вводящего в заблуждение поста в Facebook, сделанный 24 ноября 2022 г.

Пост, которым поделились более 200 раз, включает две фотографии мужчины в арабской одежде, который обнимает, а затем целует женщину, держа в руках флаг Саудовской Аравии.

Изображение стало вирусным в социальных сетях после того, как оно было опубликовано в Twitter-аккаунте под названием Troll Football после шокового поражения Аргентины от Саудовской Аравии 22 ноября 2022 года. Этот аккаунт известен тем, что продвигает связанные с футболом мемы и забавные видеоролики.

«Саудовцы побеждают на поле и за его пределами», — написал Troll Football в Твиттере.

Саудовская Аравия, занимавшая скромное 51-е место в мире перед матчем, одержала победу над аргентинцами, занявшими третье место, и остановила серию из 36 игр без поражений.

Победа считается одним из величайших разочарований в истории чемпионатов мира и была встречена в арабской стране с объявлением государственного праздника.

В Катаре, где проходила игра, футбольные болельщики арабского происхождения праздновали на улицах Дохи.

Но заявление о том, что на фотографиях саудовский болельщик обнимает женщину после исторической победы, вводит в заблуждение.

Фотография 2018 года из России

Проверка фактов AFP провела обратный поиск изображений и обнаружила, что фотографии были опубликованы в июне 2018 года, более чем за четыре года до того, как Саудовская Аравия сыграла с Аргентиной в Дохе.

Мавританский новостной сайт Allarab.info опубликовал комбинацию фотографий 26 июня 2018 года. ЧМ прошел в России. Матч был сыгран 25 июня 2018 года.

В статье говорилось, что фотографии были скриншотами из видео, опубликованного в аккаунте Twitter. Однако ссылка на видео ведет к заблокированной учетной записи.

Скриншот фотографий, опубликованных allarab.info в 2018 году, сделанный 24 ноября 2022 года. , 2022.

В посте ошибочно утверждалось, что мужчина в клипе был фанатом из Саудовской Аравии, утешающим немецкого болельщика после того, как Германия проиграла Японии в очередном апсете в Катаре.

На заднем плане в ролике изображен водоем и гигантский телеэкран, а сцена оформлена в стиле русской архитектуры.

Фотография Getty Images фан-зоны на «Волгоград Арене» (слева) и скриншот в вводящем в заблуждение заявлении (AFP via Getty Image / MAXIM ZMEYEV)

Фотография Getty Images, сделанная 19 июня 2018 года, показывает те же архитектурные особенности .

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *