Как свести человека с ума: Способы свести другого с ума (окончание)

Способы свести другого с ума (окончание)

Значительная часть клинического опыта, который привёл меня к центральной гипотезе данной работы, состоит из наблюдений за отношениями пациентов с группой их родителей и членов семьи и группой пациентов и персонала больницы. Если бы я мог написать более подробно, я бы представил данные, показывающие то, что в обеих ситуациях, включение пациента в группу во многих случаях принимает форму взаимной борьбы за то, чтобы свести друг друга с ума.

Но, поскольку я считаю, что, в целом, там действуют те же самые психодинамические процессы, а единственное принципиальное отличие заключается в том, что они действуют в отношениях с группой, а не в диаде, и поскольку меня в большей степени интересует индивидуальная терапия, то я сосредоточу свои дальнейшие рассуждения в контексте отношений пациент – терапевт.

Согласно моему опыту, именно в отношениях пациент – терапевт можно наиболее чётко различить этот способ взаимодействия – стремление свести другого человека с ума. В частности, этот тип отношений преобладает в начале терапии, когда шизофренический пациент вовлекается в работу и развивает перенос на терапевта. На этом этапе между пациентом и терапевтом воссоздается та борьба за сведение друг друга с ума, которая ранее разворачивалась между пациентом и его родителем. На основании моей собственной терапевтической работы и того, что я наблюдал в работе других терапевтов в психиатрической больнице Честнат Лодж, у меня сложилось впечатление, что подобный этап наступает в любом успешном курсе психотерапии с пациентом-шизофреником. Я считаю, что в большинстве случаев на этом этапе психотерапевт оказывается глубоко погружен в такую борьбу и всерьёз чувствует, что его личная интеграция находится, в той или иной степени, в реальной опасности. Вовлеченность терапевта на этом этапе развития переноса необходима и является одним из основных элементов психотерапии шизофреников. Иногда рост напряжения затрудняет продолжение работы.

Один из моих пациентов-шизофреников, мужчина, в течение двух лет говорил мне: «Вы, доктор Сирлс, странный!», «Вы сумасшедший, доктор Сирлс!», «Вы мыслите странно». И он добавлял со знающим видом: «Вы ведь не ведёте себя с другими людьми так, как ведёте себя со мной, не так ли?» В развитии переноса этого человека ко мне как к материнской фигуре было прекрасно видно, что в ранние годы он неоднократно проверял разумность своей матери, вовлекая её в разные ситуации и наблюдая за тем, будет ли она реагировать обычным образом или проявит ненормальность. Мать, которая умерла за несколько лет до госпитализации пациента, была ярко выраженной шизоидной личностью, с которой пациент жил в типично симбиотических отношениях в течение многих лет. Другие члены семьи, трепетно относившиеся к своей репутации, отгораживались и относились с пренебрежением к этой странной матери и её ребёнку, что было не менее странно, чем поведение самой матери.

В работе с этим пациентом борьба за то, чтобы свести другого с ума, разыгрывалась с необычайной интенсивностью. Он непрерывно проверял меня, как ранее проверял свою шизоидную мать, стремясь найти доказательства, которые подтвердили бы постоянно мучившие его подозрения, что я слегка, или даже не слегка, выжил из ума. Много лет он с выматывающей настойчивостью снова и снова воспринимал ситуацию через примитивные стереотипы, в которых он наклеивал на себя ярлык здорового и хорошего, а на меня ярлык извращённого и злого. Время от времени он придирался ко мне в настолько насмешливой, саркастичной, осуждающей и обвиняющей манере, в которой, очевидно, ранее мать обращалась к нему, что мне требовались усилия, чтобы остаться в комнате. Он снова и снова обвинял меня в том, что я свожу его с ума[4]. После многих часов, которые я провёл рядом с этим пациентом, будучи вынужденным сражаться за то, чтобы сохранить своё психическое здоровье и здравомыслие, я постепенно начал понимать, что эти часто повторяющиеся обвинения меня в попытке свести его с ума, возможно, содержат проекцию.

В течение того часа, который я работал с 24-х летней женщиной-шизофреничкой, меня затопили чувства растерянности и нереальности, когда пациентка, личность со множественным бредом, начала читать мне книгу про обучение японской игре Го. Казалось, она находила скрытый смысл практически в каждом слове и даже почти в каждом слоге. Она постоянно значительно поглядывала на меня с саркастической улыбкой, словно была убеждена в том, что я тоже знал скрытое значение, которое она здесь обнаружила. Побыв некоторое время в состоянии дезинтеграции, я осознал, какой напуганной, недоверчивой и изолированной была эта женщина. Она проделывала со мной то же самое, что в детстве проделывала с ней её мать, когда брала её в кино и постоянно повторяла ей: «А теперь подумай!», что пациентка воспринимала – и я полагаю, воспринимала верно – как приказ матери, чтобы дочь почувствовала то тайное, особое значение, скрытое в фильме, которое сама мать обнаружила в фильме. При этом, мать оставалась крайне психотической личностью всё детство пациентки. Пациентка лишалась сил из-за невыполнимости этого задания (успешно выполнить которое означало бы разделить материнский психоз), что произошло и со мной в течение той сессии, когда она читала про Го. К тому же, немного позже она рассказала мне о том, как подобным же образом часами читала матери, пока та занималась домашними делами. И мне стало очевидно, что она извлекала много садистического удовольствия из ощущения своей способности доводить мать до безумия её же способом. Много раз я видел, как она сидела с триумфальной улыбкой после того, как ей удавалось совершенно меня озадачить и довести до ощущения небезопасности, используя хаотичную вербализацию бредовых идей.

С самого раннего детства разные члены семьи постоянно говорили этой женщине: «Ты сумасшедшая!» в ответ на её вопросы, которые она задавала, чтобы разрешить сомнения, которые, в некоторой степени, часто переживают все дети, если они попадают в непривычные, сложные ситуации. Однажды она описала мне это так: «Когда я только намеревалась открыть рот, шесть или восемь из них [т.е. другие члены ее необычайно большой семьи] затыкали мне рот и говорили, что я сумасшедшая, до тех пор, пока я не начинала сомневаться, не теряю ли я действительно разум». Мне стало достаточно очевидно, что взаимная борьба свести друг друга с ума происходила между этой женщиной – с одной стороны, и другими членами её семьи – с другой стороны. То же самое проявлялось с особой интенсивностью между пациенткой и её матерью – чрезвычайно изменчивой личностью (по словам одного из братьев пациентки). В течение нескольких лет после начала нашей терапии пациентка оставалась убеждена в том, что её мать была не одной личностью, а несколькими. Однажды она сказала мне следующие слова, отражающие борьбу за то, чтобы свести другого с ума: «Они всегда говорили «Ты психованная! Будь осторожна, а не то кончишь в психушке!» Вот какие они, но они никогда этого не признают».

Однако в работе с этой женщиной существовали намёки на то, что её попытки свести меня с ума (как материнскую фигуру в переносе на данном этапе терапии) порой мотивировались не столько садистическим удовольствием от дезорганизации моей психики и не потребностью поместить в меня её психоз, а скорее, подлинным беспокойством обо мне. В такие моменты взаимодействие между нами развивалось так, как если бы я был в позиции её больной матери, которой требовалось лечение, которое пациентка была не в силах осуществить. И это целиком соответствовало ситуации, происходившей в её детстве, в её отношениях с психически больной матерью, которая никогда не получала профессионального лечения своей хронической «амбулаторной» шизофрении.

Этот аспект переноса проявил себя, когда на одной из сессий мы достаточно активно обменивались взглядами, а ближе к концу сессии пациентка начала выражать протест следующими словами: «Почему бы тебе не поехать в психиатрическую больницу?» – вот о чем Вы просите меня всё это время, пока говорите». Она сказала это не враждебно, а с беспокойством и беспомощностью, словно она несла ответственность за помещение меня в психиатрическую больницу и чувствовала, что она не в силах выполнить это обязательство. Две недели спустя на другой сессии она потребовала: «Когда же они собираются отправить Вас в психиатрическую больницу? … Я знаю, Вы пытаетесь попасть туда». В таких случаях я предполагаю, что одним из действующих факторов была проекция её собственного бессознательного желания быть отправленной в психиатрическую больницу. Вместе с этим, всё это настолько точно соотносится с отношениями, которые были сформированы между ней и её матерью. Кроме того, существовало много дополнительных признаков того, что она относилась ко мне как к собственной матери из её детства, поэтому я убежден в значимости переноса, который описал выше, и его влиянии на то, как она реагировала на меня.

Выше описанные примеры преимущественно иллюстрируют попытки пациентов свести своего терапевта с ума. Мой клинический материал, основанный на собственной терапевтической работе и на наблюдениях за другими терапевтами, показывает, что терапевты, в не меньшей степени, чем пациенты, используют (я еще раз подчеркиваю – преимущественно бессознательно) полную гамму моделей или техник, которые я описал ранее в этой статье. И их мотивы так же разнообразны, как и мотивы пациентов.

Я полагаю, что в каждом конкретном случае стремление терапевта свести пациента с ума возникает из двух источников: (а) из самой природы переноса пациента, а именно типа отношений «или свести другого с ума – или быть сведённым с ума самому», когда терапевт оказывается втянут в эту модель отношений, комплементарную данному переносу; (b) из черт характера терапевта, выходящих за пределы его отношений с конкретным пациентом, в виде бессознательной тенденции свести другого человека с ума, причем любого другого, с кем он устанавливает значимые близкие отношения (несомненно, у разных терапевтов она имеет разную силу, но, вероятно, в той или иной степени, присутствует в констеляции индивидуальных черт любого терапевта).

Итак, когда мы исследуем какие-либо конкретные отношения между пациентом и терапевтом и обнаруживаем, что их отношения на этом этапе характеризуются преимущественно взаимной борьбой между двумя участниками за то, чтобы свести с ума друг друга, то вполне вероятно, что поведение данного психотерапевта отчасти и, я думаю, в большинстве случаев преимущественно, основано на первом (а) варианте нормальной реакции терапевта на перенос пациента.

Но, на мой взгляд, в значительной части таких случаев, когда терапевт поведенчески включается в эту борьбу, второй источник (b) также играет свою большую или меньшую роль. К моему большому разочарованию, я обнаружил неопровержимое доказательство наличия такой черты в собственном характере, на достаточно поздней стадии моего личного анализа (около семи лет назад). Черта, которую я обнаружил, действовала не только в отношении одного или двух пациентов, с которыми я работал в то время, но в отношении всех пациентов, а также в отношении многих других людей: родственников, друзей и знакомых. Следующие общие соображения указывают на довольно широкую распространённость такой черты характера среди психотерапевтов и психоаналитиков.

(1) Обсессивно-компульсивный тип структуры личности, конечно, не редкость среди терапевтов и аналитиков. Не думаю, что такая структура личности преобладает среди нас, однако любые неофициальные наблюдения указывают на то, что эта структура встречается среди нас так же часто, как и среди остального населения, так как наша культура высоко ценит такие обсессивно-компульсивные черты характера, как организованность, конкурентоспособность, интеллектуализацию и так далее.

Хорошо известно, что одним из основных защитных механизмов обсессивно-компульсивного типа является реактивное образование. Поэтому неудивительно, что выбор профессии значительного числа психотерапевтов и психоаналитиков отчасти основывается на реактивном образовании против бессознательных желаний, которые являются полной противоположностью тем сознательным усилиям, которые они делают повседневной работе. То есть, подобно тому, что нас не удивляет, что хирург в ходе своего психоанализа выдает мощные и глубоко вытесненные желания физически расчленять других людей, мы должны быть готовы увидеть наличие подобных мощных глубоко вытесненных желаний расчленить структуру личности другого человека у многих из нас, кто выбрал профессию лечить психические болезни.

(2) Расширяя предложенную выше в пункте (1) гипотетическую аргументацию, мы приходим к пониманию того, что в тренинговом анализе людей, которые выбрали психотерапию или психоанализ в качестве профессии, анализируемый столкнулся бы с большим сопротивлением признанию в себе таких желаний, как те, о которых идет речь здесь – свести другого с ума, поскольку эти желания напрямую противоречат его подлинному яркому интересу помогать в исцелении психических заболеваний. Следовательно, эти бессознательные желания, эта черта личности, которая, по понятным причинам, может ускользнуть от обнаружения и тщательной проработки в тренинговом анализе, и сам выбор профессии могут никогда не быть раскрыты как составляющая часть борьбы анализируемого с его бессознательными желаниями способствовать личностной дезинтеграции других людей.

Я думаю, более точно это можно описать следующим образом: желание сводить другого человека с ума является частью безгранично разнообразной констелляции личности эмоционально здоровых людей; выбор профессии терапевтов и аналитиков в некоторых случаях, по крайней мере там, где личностная структура специалиста является обсессивно-компульсивной, обусловлен борьбой его личности с более сильными бессознательными желаниями этого конкретного типа; и наконец, терапевты и аналитики выбирают посвятить себя особому делу жизни – облегчению психических заболеваний, поэтому им особенно трудно позволить себе осознать наличие этих качественно нормальных желаний в самих себе.

(3) Так многие из нас демонстрируют постоянную готовность рассматривать то или иное функциональное психическое расстройство или какого-то конкретного пациента как «нечто неизлечимое», вопреки множеству убедительных доказательств обратного. В связи с этим возникает предположение, что подобная склонность к принятию ненаучной «безнадёжной» позиции в действительности маскирует бессознательную инвестицию терапевта в удержание этих конкретных пациентов в их болезнях. Затрагивая этот момент, я не хочу приуменьшать те крайне серьёзные трудности, которые стоят на пути выздоровления многих пациентов с психическими расстройствами. И напротив, мой личный опыт такой сложной работы с хронически психотическими пациентами привёл меня к убеждению, что в нашу трудную работу важно, по возможности, не вносить свои собственные дополнительные осложняющие факторы.

Я много раз видел (в своей работе с хронически психотическими или невротическими пациентами, в своем опыте супервизий с примерно двадцатью другими терапевтами в Честнат Лодж и в других местах, а также во время выступлений других терапевтов, представлявших свою работу), насколько сильно в ходе нашей работы с пациентом мы склонны к развитию безнадежной позиции, которая является средством бессознательного стремления к отрицаемому, но, на самом деле, глубоко ценному удовлетворению, которое мы получаем от симбиотического способа связи с пациентом. На этом этапе мы невольно склонны изо всех сил противиться тому, чтобы пациент сделал важный шаг вперёд, когда что-то внутри нас чувствует, что этот шаг вот-вот будет сделан. Время от времени перед значимым продвижением в терапии или пациент, или терапевт проживает фазу безнадёжности. Эта безнадёжность теперь в ретроспективе может быть рассмотрена как проявление взаимного удержания симбиотической модели отношений друг с другом.

В настоящее время существует множество статей и книг, в которых подчёркивается патогенное значение такой модели отношений в воспитании пациента, особенно шизофренического. Но я думаю, мы недооценили интенсивно удовлетворяющие элементы этой модели отношений, отношений, которые позволяют каждому участнику наслаждаться как инфантильным удовлетворением, так и фантазиями всемогущей матери. Я считаю, что одной из главных причин сложности вылечивания шизофрении, является то, что терапевт находит в себе много внутреннего сопротивления тому, чтобы помочь пациенту выйти из воссозданных в переносе симбиотических отношений пациента и родителя. Терапевт, как и пациент, склонен сомневаться в возможной выгоде более зрелых отношений, ради которой, если можно так выразиться, стоило бы отказаться от симбиотических отношений, которые, несмотря на их мучительность, предоставляют также и более полное удовлетворение.

Всякий раз, когда мне удавалось получить подробные данные о подобных ситуациях, я обнаруживал, как можно было предположить, что взаимная борьба между пациентом и терапевтом за сведение друг друга с ума возникает на пороге необычайно большого шага вперёд в терапии пациента, и последующие события доказывали это. Как будто они оба борются за рецидив – возвращение к симбиотической связи – и против проявления прогресса в терапии.

Я не хочу создавать впечатление того, что после одного такого прорыва терапевтический путь заключается не более, чем в широкой, гладкой финишной прямой. Эта борьба должна происходить снова и снова в переносе в проработке симбиотической связи пациента с матерью. Хотя в последующих повторениях он имеет тенденцию происходить с меньшей разрушительностью, время от времени на порогах успешных стадий ослабления симбиотической связи терапевт регулярно обнаруживает себя ощущающим глубокое отчаяние и чувствует себя сводимым с ума этим невозможным пациентом. Это можно сравнить с тем, как плод анатомически становится отдельным от матери. Необходимо не одно, а большое количество труда и усилий прежде, чем ребенок полностью выйдет из матери. Маргарет Литтл в статье «Контрперенос и реакция на него пациента» (1951) описывает следующие моменты касательно этого:

«Сознательно и, конечно же, в значительной степени бессознательно, мы все хотим, чтобы наши пациенты выздоравливали, и мы можем легко идентифицироваться с ними в их желании выздороветь, то есть с их Эго. Но бессознательно мы склонны также идентифицироваться с Супер-Эго пациента и его Ид, а, следовательно, и с его запретами на выздоровление и его желанием оставаться больным и зависимым, и, таким образом, мы можем замедлить его выздоровление. Бессознательно мы можем использовать болезнь пациента в наших собственных целях, как либидозных, так и агрессивных, и он быстро отреагирует на это.

Пациент, который в течение большого времени находится в анализе, обычно становится объектом любви своего аналитика; он – тот человек, которому аналитик хочет сделать репарацию, а репарационные импульсы, даже когда они осознаны, могут через частичное вытеснение приводить к повторению. Таким образом у аналитика возникает необходимость снова и снова улучшать пациента (делать репарацию в его сторону), что фактически означает – делать его снова и снова больным, чтобы потом вновь улучшить его [курсив Г.Ф. Сирлса]».

Если использовать этот повторяющийся процесс должным образом, то он может стать прогрессивным, и «делание пациента больным» примет необходимую и эффективную форму, когда терапевт открывает доступ к тревогам, которые могут быть интерпретированы и проработаны. Но это предполагает бессознательную готовность аналитика позволить своему пациенту выздороветь, стать независимым и покинуть его…

На основании моего (1955) собственного опыта, в отличие от Ричарда и Тильмэна (Reichard & Tillman, 1950), Лидса и Лидса (Lidz & Lidz, 1952), Лиментани (Limentani, 1956) я считаю, что терапевт предлагает пациенту нечто новое и терапевтичное. Терапевт предлагает не избегать развития симбиотической взаимной зависимости с пациентом, а скорее, принять как факт то, что пациенту удалось стать для терапевта кем-то значимым. Это признание терапевтом своей зависимости от пациента является тем, что мать не смогла дать пациенту.

Я считаю, что в подавляющем большинстве случаев, когда пациент и терапевт работают вместе достаточно долго для того, чтобы между ними могла развиться прочная симбиотическая связь, и оба чувствуют безнадёжность работы, мы можем найти много доказательств того, что каждый из них бессознательно борется за то, чтобы свети с ума другого или, говоря точнее, удерживать другого в его сумасшествии так, чтобы он был вынужден цепляться за этот крайне незрелый и, следовательно, «больной», но глубоко удовлетворяющий, симбиотический способ отношений с другим человеком.

Вполне возможно, что широко распространенная – не только среди пациентов с шизофренией, но и среди профессионалов, которые их лечат, – потребность отрицать удовлетворяющий аспект симбиотических отношений, объясняет высокую жизнеспособность противоречащей здравому смыслу концепции под названием «шизофреногенная мать». То есть, возможно, на бессознательном уровне мы находимся настолько сильно под влиянием удовлетворения, которое предлагает такая мать в своей симбиотической модели отношений, что мы вынуждены отрицать наши регрессивные желания в данном направлении. Однако одновременно на сознательном уровне мы воспринимаем и научно описываем эту мать как совершенно ужасную «шизофреногенную мать», которую не пожелаешь и врагу.

(4) Личные способы реагирования на взаимодействие с пациентом у многих терапевтов и аналитиков часто кажутся такими, словно они направлены на то, чтобы свести пациента с ума (или сделать его еще более сумасшедшим), и крайне трудно отнести этот феномен целиком к отсутствию клинического опыта, навыков и восприимчивости. То есть я предполагаю, что многие случаи неуклюжей терапевтической техники, которая способствует дальнейшей дезинтеграции, а не интеграции пациента, могут быть связаны с хронически вытесненными (и, следовательно, хронически присутствующими) желаниями терапевта сводить с ума другого человека.

Часто встречаются случаи, когда у нас, терапевтов, есть сильная тенденция реагировать только на одну сторону амбивалентных чувств пациента. К примеру, когда госпитализированный пациент-шизофреник проявляет грубо нарушенное поведение, давая нам знать, что у него есть бессознательная потребность в безопасности продолжения госпитализации, однако сознательно он требует, чтобы его выпустили, то мы можем успокаивающим тоном ответить ему: «Я понимаю, что вы действительно хотите остаться в больнице и боитесь выходить». Этот пример демонстрирует грубость психотерапевтической техники, которая не экстремально часто встречается в такой суровой форме, хотя я наблюдал и позже осознал, что в своей работе я использовал такие же грубые нетерапевтичные техники. В действительности, подобные нетерапевтичные техники работы, но выраженные в более мягкой форме, встречаются с очень большой частотой (в этой статье эти моменты рассматриваются применительно к психоанализу, а также к психотерапии, хотя с особенным преобладанием в последней). Многие невротические пациенты в анализе часто чувствуют, что аналитик сводит их с ума, поскольку он в большинстве случаев стремится снижать значение сознательных чувств и ощущений пациента, но при этом реагирует на предсознательные или бессознательные сообщения, словно именно они проистекают исключительно из настоящих, подлинных желаний и ощущений.

Преодоление такого способа реагирования не является для терапевта и аналитика просто вопросом изучения техники, которая лучше подойдет неподдельно амбивалентному слабо интегрированному состоянию пациента. Чтобы стать более полезным для своих пациентов, он к тому же должен быть готов столкнуться со своим личным конфликтом между желанием помочь пациенту стать более интегрированным (что означает зрелость и здоровье) и, с другой стороны, с желанием удерживать пациента или даже разрушать его путём увековечивания или усугубления его болезни, его слабо интегрированного состояния. Только такой способ личного осознания подготовит аналитика быть максимально полезным пациентам – и шизофреникам, и пациентам на грани шизофрении[5] – и в частности помочь им в критической фазе переноса, которую я описал в данной статье.

Благодарность

Следующие терапевты предоставили мне своё разрешение использовать здесь данные о своих пациентах: Доктор Сесил С. Х. Календер (Dr. Cecil C. H. Cullander), Доктор Джарл Э. Дируд (Dr. Jarl E. Dyrud), Доктор Джон П. Форт (Dr. John P. Fort), Доктор Лесли Шаффер (Dr. Leslie Schaffer), Доктор Роджер Л. Шапиро (Dr. Roger L. Shapiro), Доктор Джозеф Х. Смит (Dr. Joseph H. Smith), и Доктор Наоми К. Веннер (Dr. Naomi K. Wenner). Относительно теоретических формулировок, касающихся этих данных, я один несу ответственность. Это исследование было поддержано грантом Фонда Форда в Исследовательском Институте Честнат Лодж. Сокращенный вариант этой статьи был прочитан на втором ежегодном симпозиуме в Честнат Лодж, 31 октября 1956 года.

Список литературы

1. ARIETI, S. (1955). Interpretation of Schizophrenia. New York: Robert Brunner.

2. BATESON, G., JACKSON, D. D., HALEY, J. & WEAKLAND, J. (1956). Toward a Theory of Schizophrenia. Behavioral Sci. 1, 251-64.

3. BECKETT, P. G. S., ROBINSON, D. B., FRAZIER, S. H., STEINHILBER, R. M., DUNCAN, G. M., ESTES, H. R., LITIN, E. M., GRAITAN, R. T., LORTON, W. L., WILLIAMS, G. E. & JOHNSON, A. M. (1956). Studies in Schizophrenia at the Mayo Clinic. I. The significance of exogenous traumata in the genesis of schizophrenia. Psychiatry, 19, 137-42.

4. BOWEN, L. M. (1956). In transcript of the Combined Clinical Staffs of the National Institutes of Health, Clinical Center Auditorium, March 29, 1956, mimeographed by the Department of Health, Education, and Welfare; National Institutes of Health, Bethesda, Maryland.

5. FRIEDMAN, M. S. (1955). Martin Buber-The Life of Dialogue. Chicago: the University of Chicago Press.

6. HILL, L. B. (1955). Psychotherapeutic Intervention in Schizophrenia. Chicago: The University of Chicago Press.

7. JOHNSON, A. M., GIFFIN, М. E., WATSON, Е. J. & BECKETT, Р. G. S. (1956). Studies in schizophrenia at the Mayo Clinic. II. Observations on ego functions in schizophrenia. Psychiatry, 19, 143-48.

8. LIDZ, R. W. & LIDZ, T. (1952). Therapeutic considerations arising from the intense symbiotic needs of schizophrenic patients. In Psychotherapy with Schizophrenics, edited by Brody, E. B. & Redlich, F. C. New York: International Universities Press.

9. LIMENTANI. D, (1956). Symbiotic identification in schizophrenia. Psychiatry, 19, 23 1-6.

10. LITTLE, M. (1951). Counter-transference and the patient’s response to it. Int. J. Psycho-anal. 32, 32-40.

11. MEERLOO, J. A. M. (1956). The Rape of the Mind-The Psychology of Thought Control, Menticide, and Brainwashing. Cleveland and New York: The World Publishing Company.

12. REICHARD, S. & TILLMAN, C. (1950). Patterns of parent-child relationships in schizophrenia. Psychiatry, 13, 247-57.

13. SEARLES, H. F. (1951). Data concerning certain manifestations of incorporation. Psychiatry, 14, 397-413.

14. SEARLES, H. F. (1955). Dependency processes in the psychotherapy of schizophrenia. J. Amer. Psa. Ass., 3, 19-66.

15. SEARLES, H. F. (1958). Positive feelings in the relationship between the schizophrenic and his mother. Int. J. Psycho-anal. 39. To appear.

Что такое газлайтинг: признаки и способы борьбы

Типичные фразы газлайтеров: «Я такого не говорил», «Ты что-то путаешь», «Это всего лишь шутка», «Ты слишком чувствителен». Если вы часто слышите подобное в свой адрес, советуем насторожиться. Газлайтинг может принимать разные масштабы, а главное — он встречается значительно чаще, чем кажется.

«Газлайтинг» стало словом 2022 года по версии американского словаря Уэбстера. Составители отметили, что также термин нередко используется в политическом контексте.

  • Что такое газлайтинг
  • Признаки газлайтинга
  • Тактики газлайтинга
  • Примеры газлайтинга
  • Чем опасен газлайтинг
  • Как бороться с газлайтингом
  • Комментарии психологов

Реклама на РБК www.adv.rbc.ru

Что такое газлайтинг

Газлайтинг — форма психологического насилия, при которой манипулятор отрицает произошедшие факты, пытаясь заставить жертву сомневаться в собственных воспоминаниях и изменяя ее восприятие реальности.

Газлайтер систематически обесценивает слова, переживания, поступки и успехи другого человека [1]. В конце концов его жертва начинает чувствовать себя беспомощной и неуверенной в себе. Человек все чаще задумывается о своей эмоциональной стабильности и адекватности, тогда как газлайтер получает практически полный контроль в отношениях [2]. Такая тактика манипуляции встречается повсеместно — в паре, в семье, на работе, в кругу друзей. При этом газлайтинг может быть преднамеренным или нет.

Термин стали использовать в середине XX века. Своим появлением он обязан фильму «Газовый свет» Джорджа Кьюкора 1944 года. По сюжету, коварный супруг манипулирует сознанием молодой жены, вынуждая ее считать себя душевнобольной. Сначала он убеждает возлюбленную в отсутствии у нее таланта к пению, уговаривает ее оставить карьеру и вернуться в родной город. А затем начинает подстраивать странные происшествия, убеждая девушку в том, что вокруг не происходит ничего необычного. Как выясняется, все это герой делает для того, чтобы завладеть наследством супруги.

Кадр из фильма «Газовый свет»

© Metro-Goldwyn-Mayer

Признаки газлайтинга

Вычислить газлайтинг можно по ряду характерных признаков. Для этого нужно, прежде всего, внимательно прислушиваться к собственным ощущениям. Вот список «симптомов», которые могут сигнализировать о том, что вы вступили в отношения с манипулятором:

  • вы думаете, что делаете все неправильно;
  • вы отодвигаете свои желания на второй план;
  • вы чувствуете тревогу и неуверенность в себе;
  • вы всегда вините себя, если что-то идет не так;
  • вы с трудом принимаете даже простые решения;
  • вы подозреваете себя в излишней чувствительности;
  • вы перестали получать удовольствие от любимых занятий;
  • вы считаете, что раньше были увереннее и жизнерадостнее;
  • вы часто извиняетесь перед партнером, родителями, коллегами.

Как правило, психологическое насилие происходит постепенно и незаметно. Человек, которого «газлайтят», обычно преодолевает три стадии. Они не всегда последовательны и могут перекрываться друг другом.

1. Отрицание

На этом этапе проявляются первые признаки газлайтинга. Жертва замечает необычные изменения в поведении газлайтера, но не придает этому большого значения. Например, он может сказать что-то оскорбительное в ваш адрес или отрицать ранее совершенные поступки. Вы удивлены этому, но по-прежнему уверены в своей точке зрения.

2. Защита

Человек начинает сомневаться в себе и своем восприятии действительности. Он все чаще подвергается критике со стороны манипулятора и чувствует себя измотанным, но продолжает защищаться. Вы отчаянно спорите с газлайтером и все время ищете доказательства, которые помогут убедить его в вашей правоте и добиться его одобрения.

3. Депрессия

У жертвы не остается сил для борьбы и споров — она теряет свое «я». Человек начинает верить словам газлайтера и соглашается со всеми обвинениями, чтобы получить его расположение. Он чувствует себя беспомощным, разбитым, неорганизованным. На третьей стадии может развиться клиническая депрессия и тревожные расстройства.

© Soulful Pizza/Pexels

Тактики газлайтинга

Чтобы ввести жертву в заблуждение и повлиять на ее восприятие реальности, газлайтер использует множество тактик. Речь идет о методичном «промывании мозгов». В результате спустя какое-то время жертва становится эмоционально зависима от агрессора — его настроения, мнения, поведения.

Вот шесть наиболее распространенных стратегий газлайтинга. Понаблюдайте за собой и близким окружением. Возможно, вы сможете узнать себя или кого-то из ваших знакомых в роли жертвы или манипулятора.

1. Отрицание фактов

Газлайтеры любят заниматься «переписыванием истории». Чтобы заставить человека усомниться в собственной памяти, они искажают факты и изменяют детали событий. Манипулятор может категорически отрицать, что говорил или делал что-либо, даже если доказательства говорят об обратном.

Вместо этого он станет обвинять жертву во лжи: «Зачем ты сочиняешь? Такого никогда не было!» Газлайтеры бывают настолько убедительны, что люди действительно начинают верить в их версию событий. Ситуация усугубляется, если жертвой становится человек рассеянный и забывчивый.

2. Злые шутки

В роли газлайтера обычно выступает человек из близкого окружения. Именно такие люди оказывают на нас наибольшее влияние. Они знают о наших уязвимых местах, слабостях и переживаниях, а значит, при желании могут легко использовать эти знания во вред.

Например, газлайтеры часто отпускают в адрес жертвы едкие и грубые шутки, делают неуместные замечания или дают обидные прозвища. Все это маскируется под дружеское подтрунивание, тогда как на самом деле задача манипулятора — ранить и унизить.

3. Обесценивание эмоций

Газлайтеры часто обесценивают и игнорируют чувства других людей. Если вы обиделись на его шутку, будьте готовы услышать: «Ты слишком чувствительна! Не раздувай из мухи слона». Если вы скажете, что вам плохо, он ответит: «Ты все придумала, тебе кажется. Лучше займись чем-нибудь полезным».

Манипулятор смещает фокус на собственные переживания и нужды, игнорируя душевное состояние жертвы. Со временем человек начинает считать, что все его эмоции и реакции неправильны, и перестает доверять своим чувствам. В результате газлайтер получает еще большую власть.

4. Подчеркивание неадекватности восприятия

Время от времени каждому человеку требуется «сверять часы» с другими людьми. Мы ищем доказательства точности нашего восприятия реальности и адекватности высказываний. Газлайтер, наоборот, старается убедить жертву в том, что ее реакция на происходящие события ненормальна.

Он может говорить: «В последнее время ты очень странный», «Ты неадекватно реагируешь», «С тобой точно все в порядке?», «Тебе явно нужна помощь». Все это приводит к появлению у жертвы сомнений, чувства вины и беспомощности. Именно такого эффекта и добивается манипулятор.

5.

Перекладывание ответственности

Газлайтер ни при каких условиях не признает факт манипулирования. Вместо этого он будет искать виноватых вокруг себя и всегда придумает объяснение своим поступкам — его спровоцировали, вынудили или подставили. Типичный пример реакции: «Я не хотел ничего плохого. Ты сама меня вывела».

При таком способе психологического насилия манипулятор часто проецирует свои недостатки на других. Он обвиняет жертву в поведении, которое свойственно ему самому. Как следствие — человек начинает оправдываться и переключает внимание с газлайтера на себя.

6. Агрессия и враждебность

Газлайтер всегда находится в наступлении. Его любимый способ защиты — нападение. Например, если заподозрить такого человека в измене, он обвинит вас в патологической ревности, низкой самооценке и неуверенности в себе. А если предъявить ему доказательства — станет агрессивным.

Кроме того, газлайтер стремится принизить успехи и достижения своей жертвы. Фразы-маркеры: «В твои годы я уже давно это умел», «Ничего особенного», «Все так могут», «А ты попробуй сделать быстрее/качественнее». Его задача — заставить жертву чувствовать себя неполноценной.

© Jure Siric/Pexels

Примеры газлайтинга

Идентифицировать газлайтеров не всегда просто: они не оставляют синяков и часто маскируют манипуляции под безобидный юмор, конструктивную критику или заботу. Разобраться с этим явлением проще всего на конкретных примерах.

Газлайтинг в паре

Пример: женщина уверена, что муж ей изменяет. Она замечает на его рубашке длинный волос, на шее — следы от помады. Мужчина все чаще задерживается на работе и не берет трубку. При этом на ее подозрения он говорит: «У тебя паранойя! Вместо того чтобы накормить меня ужином, ты задаешь глупые вопросы. Обратись к психологу и не отвлекай меня от работы!»

Итог: спустя некоторое время женщина теряет способность точно оценивать происходящее. Она начинает сомневаться в своих выводах, винит себя за излишнюю подозрительность и в конце концов извиняется перед мужем за беспочвенные обвинения.

Газлайтинг в отношении детей

Пример: мальчик получает пятерку по химии — предмету, который дается ему с большим трудом. После школы он спешит домой, чтобы порадовать родителей. Он с гордостью показывает дневник отцу, а в ответ слышит: «Ну и что? Чему ты так радуешься? Тоже мне великое достижение! У меня в твои годы вообще были одни пятерки. А ты недостаточно стараешься».

Итог: по мнению отца, так он стимулирует интерес сына к учебе и мотивирует его стремиться к высоким результатам. На самом же деле ребенок перестает доверять собственным эмоциям, убеждается в своей несостоятельности и вырастает неуверенным в себе.

Газлайтинг в дружеской компании

Пример: одна подруга регулярно критикует другую по поводу ее внешности, хобби, интересов и вкусов. «Я говорю тебе обо всем этом только потому, что люблю тебя», — объясняет девушка. Кроме того, ей нравится отпускать в адрес подруги колкие шутки и рассказывать ей о том, что говорят про нее за спиной. Чаще всего это обидные вещи. Но иногда от нее можно услышать комплимент.

Итог: самооценка девушки падает, но она продолжает общаться с токсичной подругой, поскольку та создает видимость заботы. Кроме того, газлайтер хочет изолировать неуверенную в себе девушку от других людей, чтобы получить над ней больший контроль. А ее редкие комплименты — способ сбить с толку и удержать на крючке.

Газлайтинг на рабочем месте

Пример: новый сотрудник получает задание от руководителя. Он записывает все, что необходимо сделать, и берется за работу. Когда поручение выполнено, начальник при всех делает выговор подчиненному. Он утверждает, что просил о другом. Сотрудник показывает записи, но руководитель возмущенно отвечает: «Ты издеваешься? Как я мог дать тебе такое поручение! У тебя все в порядке?»

Итог: после нескольких замечаний работник начинает верить, что неправильно понимает слова руководства. Он запутывается, на совещаниях чувствует себя неуверенно, испытывает чувство вины и постоянно находится в состоянии стресса. В результате его производительность падает [3].

© Joanne Adela/Pexels

Кроме того, специалисты выделяют следующие виды манипуляции.

  • Селф-газлайтинг: когда человек отрицает и обесценивает собственные чувства («Вечно я все преувеличиваю», «Стыдно из-за такого расстраиваться», «Я слишком чувствителен»).
  • Врачебный газлайтинг: когда врач игнорирует жалобы пациента, ошибочно полагая, что его симптомы — результат психосоматического расстройства.
  • Расовый газлайтинг: когда методы газлайтинга применяются по отношению к человеку из-за его расы или этнической принадлежности.
  • Политический газлайтинг: когда политики ссылаются на психическую нестабильность оппонентов, искажают факты или скрывают информацию, чтобы получить контроль над людьми.

Чем опасен газлайтинг

Человек, ставший жертвой газлайтинга, перестает доверять своим ощущениям. Со временем из-за действий манипулятора он может всерьез начать думать, что страдает расстройством психики. Кроме того, систематический газлайтинг нередко приводит к настоящим психологическим и эмоциональным проблемам. В их числе — повышенная тревожность, депрессия, посттравматическое стрессовое расстройство, формирование созависимости. Все это затрудняет выход жертвы из-под влияния манипулятора.

«Обычно у жертв газлайтинга очень сильно снижается самооценка. Сложно быть хорошего мнения о себе, когда вам постоянно доказывают, что такого не было или нельзя чувствовать, то, что вы чувствуете — это все “глупости” и “выдумки”. Сразу начинаешь ощущать себя каким-то не таким», — объясняет врач-психиатр, психотерапевт, специалист сервиса по подбору психологов Alter Анастасия Афанасьева.

Другой немаловажный момент: эмоциональное насилие часто перерастает в рукоприкладство. Так, если человек столкнулся с газлайтингом в начале отношений, в будущем он с большой долей вероятности подвергнется и физическому насилию.

Некоторые специалисты предполагают, что газлайтинг способен вызвать шизофрению. «Психоз потенциально может случиться, но вряд ли газлайтинг будет для этого основным провоцирующим фактором. Скорее всего, у человека уже имелась генетическая предрасположенность. А вот перестать понимать и различать свои эмоции, утратить доверие к собственной памяти, начать обесценивать то, что с вами происходит, — это прямые последствия газлайтинга», — добавляет Анастасия Афанасьева.

Яркий пример разрушительного влияния газлайтинга на человека — техника Zersetzung. Ее название можно перевести с немецкого как «биодеградация» или «разложение». В 70–80-е годы этот метод активно использовали сотрудники спецслужб ГДР для борьбы с «внутренним врагом».

Они проникали в дома диссидентов и вносили незначительные изменения в интерьер: перевешивали полотенца, перекладывали бумаги, открывали окна, заменяли посуду или засыпали в чайник другой сорт чая. По ночам людей беспокоили странные звонки, их автомобили переставляли в другие места, а прохожие на улицах часто называли их другими именами.

Делалось все, чтобы подорвать веру человека в собственную адекватность. Деморализованные жертвы замыкались в себе, переставали выходить из дома, медленно сходили с ума. В результате они не только прекращали политическую деятельность, но иногда и сводили счеты с жизнью.

Как бороться с газлайтингом

Психологическое давление может длиться годами, прежде чем жертва поймет, что происходит. При этом отношения с газлайтером чаще всего характеризуются как зависимые или созависимые, а значит, выходить из них особенно тяжело. Вот несколько полезных советов, которые позволят противостоять манипулятивным техникам.

Доверяйте своим чувствам

Чаще прислушивайтесь к своим ощущениям. Если вы расстроены, значит, так и есть. Никто не должен убеждать вас в обратном. Помните, что вы знаете себя гораздо лучше других, а ваши суждения о себе намного точнее, чем мнение газлайтера. Во время споров не пытайтесь переубедить манипулятора — это бессмысленно. Будьте непоколебимы: придерживайтесь собственной версии событий и фактов. Так вы сможете справиться с неуверенностью, даже если газлайтер усилит давление. Главное при общении с ним — уверенный тон и решительный настрой. А вот показывать агрессору сомнения и страхи нельзя.

«Чтобы не стать жертвой газлайтинга, важно четко осознавать свои физические и эмоциональные границы. То есть необходимо понимать, что лично для вас приемлемо, а что — нет. Если человек хорошо разбирается в своих эмоциях, знает, какие у него жизненные ценности и к чему он стремится, то обесценить его слова и подвергнуть сомнению его восприятие реальности будет крайне сложно», — объясняет Анастасия Афанасьева.

Заручитесь поддержкой друзей

Попросите людей, которым вы доверяете, взглянуть на ситуацию со стороны. Действительно ли у вас есть такие проблемы, о которых постоянно говорит газлайтер? Замечают ли они ваши «странности»? Кроме того, специалисты советуют фиксировать события: вести личный дневник, делать фотографии, записывать разговоры на диктофон. Во-первых, так у вас под рукой всегда будут доказательства, которые можно предъявить в нужный момент. Во-вторых, это позволит вам перепроверить собственные слова и воспоминания. Если вы убеждены в своей правоте, установить контроль над вами газлайтер не сможет.

«Задача здесь — не найти “правильное” решение, а получить разнообразие мнений. Возможно, вы увидите, что реальность не так однозначна, как вам ее представляют. Кроме того, иногда полезно сесть и написать рассказ от третьего лица, как бы наблюдая за собой со стороны. Это упражнение поможет яснее понять, действительно ли что-то не так с вами или с другим человеком», — советует Анастасия Афанасьева.

© Ksenia Chernaya/Pexels

Не позволяйте себя обвинять

Когда в следующий раз газлайтер начнет искажать факты и пытаться заставить вас сомневаться в собственной адекватности, прямо сообщите ему о том, что вы не готовы мириться с его поведением. Дайте манипулятору понять, что вы разгадали его тактику. Четко обозначьте свои границы и спокойно объясните, что его слова обижают вас и в дальнейшем вы не станете это терпеть. Если ничего не помогает и манипулятор продолжает использовать газлайтинг в отношении вас, будьте готовы минимизировать или полностью прекратить общение с ним. Шансы, что агрессор изменит свое поведение, сводятся к нулю.

Обратитесь за помощью

Часто жертва поддается на манипуляции только потому, что ей важно оставаться в отношениях с манипулятором, а не разрывать их. Например, когда речь идет о газлайтинге в паре или между членами семьи. В этом случае нужно пересмотреть тактику своего поведения и начать следовать новым правилам. Лучше всего обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Чем дольше человек подвергается воздействию газлайтинга, тем разрушительнее будут последствия. Психолог поможет справиться с тревогой и страхами, разобраться в ваших сомнениях и выйти из ситуации с наименьшими потерями.

Комментарий психолога

Анастасия Афанасьева, врач-психиатр, психотерапевт, специалист сервиса по подбору психологов Alter, лектор Института организационной психологии

Жертвой газлайтинга может стать любой — все зависит от влиятельности и убедительности человека или группы лиц, которые используют подобные манипуляции. Но существуют определенные характеристики и черты личности, при которых люди с большей вероятностью поддаются газлайтингу.

Во-первых, юный возраст и низкий уровень образования. Дети еще не обладают абстрактным мышлением. Им сложно разобраться в своих эмоциях и в причинно-следственных связях, поэтому они верят взрослым на слово. Как родитель сказал — так и есть на самом деле. Ведь сравнивать им еще не с чем. То же касается и уровня образования.

Во-вторых, внушаемость. Если человек верит другим людям больше, чем себе, если мнение окружающих и их реакция для него важнее собственной оценки, то риск подвергнуться газлайтингу больше. Чтобы устоять перед подобными манипуляциями, необходимо хорошо понимать свою личность и иметь прочную внутреннюю опору на важные лично для вас вещи.

В-третьих, низкая самооценка. Если все вокруг такие умные, прекрасные эксперты, а я такой глупый и несуразный — конечно, я буду верить им, а не себе.

В-четвертых, склонность к созависимости. Чрезмерная реакция на эмоции и действия других людей (особенно тех, кто близок и дорог), плохое понимание своих интересов и ценностей с опорой на интересы и ценности партнера — это прямая дорога к газлайтингу.

В-пятых, неумение говорить «нет» и отстаивать личные границы. Если человек способен дать отпор и прекратить неуважительное поведение в свой адрес, вряд ли его будет легко подвергнуть газлайтингу.

Последний и, наверное, самый важный пункт — это опыт насилия в раннем детстве. Как показывает практика, обычно именно он и ведет к формированию всех вышеперечисленных черт личности.

Алена Голзицкая, системный семейный психотерапевт, специалист сервиса по подбору психологов Alter, научный сотрудник Психологического института РАО

Родиться газлайтером нельзя. Но можно родиться с предрасположенностью к определенному поведению. Из-за типа нервной системы или физиологических особенностей организма человек, например, может быть менее чувствителен к чужому страданию. Абьюзивное поведение формируется тогда, когда ребенок наблюдает, как значимый взрослый использует подобные манипулятивные приемы при взаимодействии с ним или с другими людьми.

Некоторые родители любят говорить: «Ты придумываешь — не было такого», «Я этого не говорил и не мог сказать», «Тебе приснилось», «Что ты ноешь — ничего ужасного не случилось». Если вы слышали подобные фразы в свой адрес и при этом начинали сомневаться в своих воспоминаниях или чувствах — вы сталкивались с проявлениями газлайтинга.

Люди, склонные к абьюзивному поведению, редко задумываются о том, как это влияет на окружающих. Они стремятся извлекать собственную выгоду из происходящего. А сомнения в том, правильно ли они себя ведут, как правило, их не посещают — это обусловлено защитными механизмами их психики. Поэтому обычно газлайтинг замечает тот, в отношении кого он осуществляется.

Если вы хотите сохранить отношения, попробуйте сказать своему партнеру, что чувствуете себя дискомфортно, когда он с вами так поступает. Сделайте акцент на своих переживаниях и попросите его обратить на это внимание. Вероятнее всего, партнеру понадобится профессиональная психотерапевтическая помощь в избавлении от паттерна газлайтинга. Но если сделать отношения более комфортными — ваше обоюдное желание, то, скорее всего, он пойдет на такой шаг.

Абьюз: как распознать моральное насилие и что делать.

Как свести кого-то с ума

Медицинская проверка Научного консультативного совета — Кристин Хаммонд, MS, LMHC, 12 августа 2017 г. сумасшедший. Его целеустремленность, движимая эгоистичными мотивами, заставляла его обманывать и манипулировать, чтобы получить то, что он хотел, независимо от цены для других. К счастью, его обнаруживают незадолго до того, как он пытается отправить свою жену в сумасшедший дом.

Хотя это драматический сюжет фильма 1944 года «Газовый свет» (с Ингрид Бергман в главной роли), его можно легко применить к повседневной жизни. Человек с нарциссическими наклонностями использует других, чтобы получить то, что они хотят, прибегая к обманным тактикам, таким как искажение правды. Любое незначительное соприкосновение с реальностью заставляет их утверждать, что чужие представления неточны и, возможно, безумны. Они даже доходят до крайности, пряча вещи, а затем говоря, что другой человек потерял вещи.

Название фильма стало психологическим термином газлайтинг. Он описывает процесс ухода за кем-то, заставляя его поверить в то, что он его теряет. Вот как это работает:

  1. Найти цель . В фильме женщина, которая недавно пережила травматическое убийство своей тети, стала мишенью человека, который преследовал ее унаследованные драгоценности. К сожалению, травмированные жертвы, как правило, выглядят немного затуманенными, растерянными, рассеянными, замкнутыми и обескураженными. Человек, намеревающийся причинить вред, ищет такого человека, потому что он с меньшей вероятностью присутствует и знает о любых потенциальных схемах.
  2. Очарование цели. Сначала газлайтер покажется идеальным человеком. Они будут внимательны, заботливы и постоянно присутствуют. Хотя это утешает цель, на самом деле это метод изучения их жертвы. Чем больше они узнают, тем больше у них будет возможностей успешно исказить правду. В данном случае оберег очень обманчив.
  3. Раздвинь границы. В начале отношений нормально устанавливать границы, например, необходимость проводить время в одиночестве или с друзьями. Человек, искренне заботящийся о другом, уважает это ограничение. Но человек со скрытыми мотивами неожиданно появится под каким-то предлогом, что пропустил их или ему нужно их увидеть. На самом деле это тест, чтобы увидеть, как цель реагирует. Любая терпимость к расширению границ — это сигнал о том, что человек неуверен в себе и им можно манипулировать.
  4. Дарит подарки-сюрпризы. Обычная тактика — подарить подарок без причины, а затем случайно забрать его. Подарок, как правило, является чем-то очень ценным. Как только признательность показана, она удаляется как предвестник тактики жестокого обращения. Идея состоит в том, что газлайтер полностью контролирует свою жертву: доставляет удовольствие, а затем забирает его. Это порождает странный страх, что вещи отнимут, если цель не сделает именно то, что требуется.
  5. Изолируется от других. Чтобы быть эффективным, газлайтер должен быть единственным доминирующим голосом в голове жертвы. Таким образом, все друзья, семья и даже соседи систематически удаляются из жизни мишеней. Есть оправдания для такой дистанции, например, твоя мать сошла с ума, твой лучший друг сказал, что ты сплетник, и никто не заботится о тебе так сильно, как я. Это усиливает зависимость газлайтера от удовлетворения всех потребностей своей жертвы.
  6. Делает тонкие заявления. Как только сцена подготовлена, начинается настоящая работа по манипулированию. Он начинается с намеков на то, что вы забывчивы или злитесь. Жертва может на самом деле не быть забывчивой, но небольшое внушение, сопровождаемое случайным исчезновением предметов, таких как ключи, легко подкрепляет концепцию. Цель может не чувствовать гнева и, пытаясь защититься, сказать «нет, я не». На что газлайтер отвечает, я слышу по тону твоего голоса и языку твоего тела, я знаю тебя лучше, чем ты сам себя знаешь. Даже если раньше человек не чувствовал гнева, теперь он будет.
  7. Проецирует подозрения на жертву. Газлайтер, естественно, подозрительный человек, который берет свои собственные страхи и заявляет, что это цель, которая на самом деле является параноиком. Эта проекция может стать самоисполняющимся пророчеством, поскольку жертва (попавшая в зависимость от своего обидчика) верит в то, что говорится. Искаженное восприятие становится реальностью без чьего-либо противодействия правде.
  8. Семена растений воображения. Этот шаг начинается с предположения, что человек воображает вещи, которые не являются реальными. Он подкрепляется намеренным удалением потерянных предметов, утверждением, что они слышат случайные звуки, и созданием ненужных чрезвычайных ситуаций. Делается все, чтобы жертва стала еще более зависимой от восприятия газлайтеров. Часто этот шаг выполняется в сочетании с повторением других предыдущих шести шагов.
  9. Атака и отступление. Тактика «тяни-толкай» проявляется во всей красе, когда газлайтер нападает на жертву с помощью случайных вспышек гнева, которые предназначены для того, чтобы напугать человека и заставить его подчиниться. Затем они следуют этому, высмеивая инцидент, утверждая, что реакция цели является чрезмерной реакцией. Жертва чувствует себя нелепо и впоследствии еще меньше доверяет своим инстинктам. Успешное завершение этой фазы дает газлайтеру полный контроль, чтобы убедить свою жертву, что она сходит с ума.
  10. Использует жертву. На этом последнем шаге газлайтер получил достаточно влияния и доминирования, чтобы буквально делать с жертвой все, что захочет. Обычно больше нет ограничений или границ, и жертва, к сожалению, полностью покорна. Для ранее травмированного человека эта последняя фаза еще более болезненна, поскольку травма строится поверх еще большей травмы. Газлайтер, у которого нет сочувствия к своей жертве, может только видеть, что цель оправдывает средства для получения желаемого.

В фильме потребовалось наблюдение со стороны, чтобы помочь жене вырваться из когтей ее мужа-газлайтера. В реальной жизни такой человек также должен пролить свет на ситуацию насилия. Это может быть член семьи, друг, сосед или советник. Быть таким человеком требует наблюдательности, мужества и тщательного расчета времени. Но для жертвы это спасение.

Как свести их с ума. креативные способы незаметно-раздражать… | Анируддха Дахерия

Отказ от ответственности: Некоторые из них могут навлечь на вас серьезные неприятности, а вы можете кому-то навредить. Само собой разумеется — не пытайтесь повторить это дома.

  1. Включите свой DTH , когда все дома заняты работой, по умолчанию приветственным каналом будет тот, на котором они продолжают проигрывать одну рекламу целый день. Вы также можете пойти в эту телемагазинную сеть и очень серьезно посмотреть рекламу крема справедливости примерно 100 раз и не обращать внимания ни на кого другого в комнате или просто отключить кабельное соединение и смотреть белый шум часами. Это сводит мою маму с ума каждый раз!
  2. Поместите DairyMilk в доме своих друзей, где они больше всего этого ожидают как в их холодильнике, а через некоторое время, когда им это понравится, начните класть их в странные места, например, под нижнее белье, под подушку, внутрь ванная комната. Это заставит их сойти с ума.
  3. Отправляйте другу три смайлика в день с анонимного адреса электронной почты без объяснения причин. Делайте это в течение многих лет и в один прекрасный день отправьте только два смайлика и один грустный смайлик, после этого перестаньте писать им по электронной почте.
  4. Узнайте, в чем люди склонны собственничать. В моем кабинете была дама, которая всегда говорила о том, чтобы сменить работу и перейти в авиационную промышленность, но никогда этого не делала. Несколько дней спустя я и несколько человек в офисе начали писать «АВИАЦИОННЫЕ РАБОТЫ» внизу каждого письма, которое мы отправляли ей на gmail, простым белым шрифтом, то есть невидимым, если не выделено. Мы делали это в течение месяца или около того, когда она сошла с ума, потому что на каждой веб-странице, которую она посещала, было объявление о вакансиях в авиации. Она думала, что Google преследует ее.
  5. Meetali — подруга из моей подруги — однажды пожаловалась мне, что я никогда не звоню и не пишу ей. Поэтому на следующий день я сохранил одно напоминание на своем телефоне и начал отправлять ей одно сообщение ежедневно ровно в 21:30. Она и не подозревала, что в следующем году она продолжала получать эти сообщения ежедневно без каких-либо сбоев. Это были небольшие тексты, иногда пересылаемые цитаты о дружбе, которые не требуют ответа. Делал это почти 15 месяцев и промахнулся только один раз. Однажды она ответила:
    «привет, мне нравится, что ты пишешь мне и все такое, но я не хочу, чтобы ты тратил на это свое время, я имею в виду, не делай это своей рутиной» и смайлик.
  6. Находясь в каком-нибудь кафе, попробуй найти пару, которая весело проводит время. Теперь посмотрите на парня некоторое время. Предупреждение: Не смотри на девушку, у тебя будут неприятности, не то чтобы смотреть на парня будет безопаснее, но все равно смотри на него. Это делает людей очень неудобными. #bd
  7. Возьмите пачку Lay’s и попытайтесь ее открыть без шума около 20 минут.
  8. С кем-нибудь рядом — поговорите с собой, не в голове; громко и четко, продолжайте часто произносить свое имя от второго лица. Задавайте неполные вопросы, а затем попробуйте ответить на них самостоятельно. #Mala
  9. Ответ с «hmm» —N ow hmm — очень универсальное выражение. В зависимости от того, как вы это произносите, вы можете использовать это как согласие с другим человеком или вопрос о чем? Так что считай, что знаешь только эти два выражения в этом мире, ответь хм ко всему, что они говорят. Я не встречал никого, кто мог бы выдержать это более 5 минут, это сводит людей с ума.
  10. Попробуйте некоторое время игнорировать своего лучшего друга или своих братьев и сестер . Это должно быть взаимно, попробуйте и выберите период времени, например, неделю, когда вы не будете разговаривать друг с другом, вы даже не будете смотреть в глаза, полное невежество, как будто их даже не существует. Если конечно кто-то не умирает! В конце вы узнаете много нового, я обещаю.
  11. Ожидая чего-то или кого-то в общественном месте, наденьте наушники, не вставляйте их в 3,5-мм разъем телефона, недостаточно, а затем включите Леди Гагу на полную громкость громкой связи. Наслаждайся музыкой!
  12. Пополняйте их номер на 10 баксов в одно и то же время ежедневно. Какое-то время им это понравится, а через несколько недель они сойдут с ума.
  13. Когда вы едите с кем-то за одним столом, откусывайте один кусочек в минуту. Наслаждайтесь едой, как на Тайной вечере. Говорите больше — ешьте меньше, держите еду в руке, подносите ко рту, но не ешьте — не слишком рано — в этот самый момент начните говорить о чем-то очень глупом, как будто это важнее еды. Продолжайте делать это каждый раз, но не ешьте! Следите за их выражением.
  14. Перешлите им рекламные SMS-сообщения от вашего оператора связи о снижении тарифов на звонки STD-ISD или о предложениях полного времени разговора.
  15. Зарегистрируйтесь на сайте бесплатной массовой рассылки смс и начните отправлять одно и то же сообщение своему другу примерно 100 раз в день.
  16. Когда вы встречаете кого-то — незнакомца в поезде/автобусе/авиакомпаниях, с которым вы не планируете связываться в ближайшем будущем. Начните разговор, придумав свое имя и все личные данные во время разговора. Тогда расскажи им свою сумасшедшую историю, настоящую. Тот, о котором ты никому не говорил. Поверьте, так веселее.
  17. В моей школе была девочка по имени Маллика. Теперь у Маллики были очень красивые длинные волосы, каждый раз, когда она оставляла волосы распущенными, я пишу «выглядит красиво» на ее столе до окончания последней менструации. Спустя почти 4 месяца она поняла, почему кто-то это пишет. Она испугалась или что-то в этом роде и начала плести конские хвосты. И однажды она оставила волосы распущенными и написала в ответ на своем столе «большое спасибо».
  18. Напиши своему парню «Я знаю об этом…» и не отвечайте до конца дня.
  19. Когда твой папа говорит с тобой о серьезных вещах. Повторите последние два слова, которые он сказал, медленно и красиво, а затем медленно и красиво уходите, затем повернитесь и поставьте вопросительный знак «Это, папа? Действительно?» Это заставит его думать всю ночь!
  20. Если ваша мама отказывается выполнять ваши глупые требования вроде переключения телеканала или покупки нового платья, сделайте длинную паузу примерно на минуту и ​​с некоторой тяжестью в голосе спросите ее «Меня удочерили, мама?»
  21. Всякий раз, когда вы получаете спам-звонок (IVRS), в основном у вас есть идея. Возьмите трубку и уверенно скажите: «О, ты хочешь поговорить?» ох блин, серьезно?!!! когда!!? у вас есть это, соберите его красиво, прежде чем отдать телефон своему другу, кто бы ни был с вами в это время … Не паникуйте, когда ваш друг задает вопросы типа «Кто разговаривает по телефону?» или «Что случилось?»
  22. Составьте письмо со священным изображением религиозного деятеля, отправьте его на адрес электронной почты вашего друга и попросите его написать «Прости меня» 101 раз чернилами на бумаге и немедленно разослать его 11 людям. Невыполнение этого требования приведет к 7 годам неудач и смерти до 12 часов ночи. Напишите им историю бедняги, который проигнорировал это сообщение, заболел болезнью Паркинсона и умер через 3 месяца.
  23. Когда люди не обращают внимания на то, что вы говорите, например, ваша мама смотрит кульминацию своего любимого ежедневного мыла или ваш лучший друг играет в сагу о конфетах на своем телефоне. Скажите им внезапно «Я беременна!!» или что-то вроде «Я принимаю наркотики!!» Теперь все ваше внимание будет сосредоточено на них, и после этого вы должны оцепенеть.
  24. Застрял поздно ночью на неправильном номере, говорите так, как будто знаете, о чем говорите «Джйоти ки зарурат тох тох сабхи ко хай лекин рана-таграна ко хай уска пата малум хай!» #Нихил.
  25. Перед сном скажите своему маленькому брату или сестре, которые учатся/или планируют учиться допоздна, что, по вашему мнению, в соседней комнате кто-то есть, укажите и уйдите…
  26. Сообщите всем, сколько ты ненавидишь смартфоны и люди должны прекратить использовать его и начать жить своей жизнью. Тогда купите iPhone — последней модели. Тогда иди и скажи им, что это чертовски круто! #Vaibhav
  27. Держите красный холодец внутри своих подарков. #Джоши
  28. Скажи своей маме, что ты хотела стать монахиней, когда вырастешь…
  29. Спроси свою маму, что, будучи парнем, нормально ли выходить замуж за парня!?
  30. Скажи маме, что знаешь, кем были твои родители в прошлой жизни, и хочешь встретиться с ними сейчас!
  31. Улыбайтесь незнакомцам и пусть они удивляются, почему! № Гунет.
  1. всегда держите включенным только одно выражение лица, противоположное настроению вашего разговора, например, продолжайте улыбаться, когда говорите серьезно.
  2. повторяйте каждое слово предложения как эхо, достаточно громко и покачивайте головой в такт слову.
  3. говорят очень медленно и стоят слишком близко или слишком далеко от их лица во время разговора.
  4. приводить примеры, объясняя то, что нигде не имеет отношения к тому, о чем вы говорите, скажите «это потому, что алкены могут реагировать с бромом!»
  5. произносите половину предложения каждой фразы, которую произносите, а вторую половину произносите в уме.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *