Урок 3. Построение плана обучения. Необходимые компетенции
Планирование – важнейшая составляющая человеческой жизни. Умение грамотно планировать процесс своей деятельности позволяет достигать наибольших результатов максимально быстро и без отвлечения на второстепенные вещи.
В бизнесе планирование способствует достижению стратегических целей, на работе – выполнять планы, продвигаться по карьерной лестнице и повышать уровень дохода, в личной жизни – самореализовываться, личностно расти и достигать нового уровня жизни. Не менее важно планирование и в обучении, тем более, если вы обучаетесь самостоятельно.
Содержание:
- Коротко о планировании в обучении
- Создание плана обучения: этапы и задачи
- Создание плана
- Следование плану обучения: да или нет?
- Как не уйти от плана?
- Когда можно отойти от плана?
- Гибкость в обучении: внесение изменений в план и творческий подход
- Компетенции, необходимые для самостоятельного обучения
- Проверочный тест
Коротко о планировании в обучении
Нужно иметь в виду, что планирование в обучении представляет собой не просто список дел, которые нужно выполнить. Составить план и следовать ему – значит, взять на себя ответственность за своё образование и распределять время наиболее лучшим образом. Если нет плана, всё пускается на самотёк, т.к. в делах и задачах легко запутаться, а что-либо постороннее способно, словно ветер, ворваться в процесс деятельности, навести в ней сумбур и неразбериху, и даже отбить всё желание заниматься обучением. Если же есть план, мы можем чётко распределить время на важные дела и второстепенные, на отдых и общение с близкими людьми, на целенаправленное развитие и приятное времяпрепровождение.
Руководствуясь этими размышлениями, можно выделить следующие преимущества составления плана обучения:
✔ | Вы сами выстраиваете процесс своей деятельности, отсекая неразбериху и посторонние вмешательства. |
✔ | Вы экономите время и силы, не распыляясь на выполнение нескольких дел одновременно. |
✔ | Вы конкретно знаете, когда и чем вам требуется заниматься. |
✔ | Вы имеете возможность давать оценку и характеристику общей картине процесса обучения, по причине чего можете производить корректировки в случае необходимости. |
Однако на начальных этапах любого планирования люди нередко сталкиваются с некоторыми трудностями, о которых тоже стоит упомянуть.
Для начала, это внутренний дискомфорт, который связан с потерей привычной свободы действий, т.к. если человек придерживается плана, он не может позволить себе оставить начатое невыполненным только потому, что он устал или ему надоело. Но тут важно уметь отличать реальную свободу действий от иллюзорной, за которой прячется лишь привычка удовлетворять свои вредные привычки, например, оставлять важные дела на потом, а более лёгкие и приятные делать в первую очередь. Если это осознать, справиться с внутренним дискомфортом будет намного проще.
А некоторые люди вообще избегают планирования, руководствуясь тем, что якобы у них нет времени на это и они очень заняты. Но дело в том, что здесь играет роль восприятие: любые изменения воспринимаются с трудом, а вести себя гораздо проще в соответствии со старыми моделями. В действительности же, чтобы составить простой, но неплохой план, требуется порядка 10-15 минут, что в итоге позволяет сэкономить массу энергии и времени.
Итак, мы разобрались с тем, почему важно планирование и что оно даёт (о пользе планирования вы также можете почитать здесь). Но решить заниматься собственным обучением по конкретному плану – это только часть дела, причём не самая важная. Основная же сложность заключается в том, как составляется план, ведь у этого процесса есть свои особенности. Рассмотрим этот вопрос детально.
Создание плана обучения: этапы и задачи
Скорее всего, вы знакомы с житейской истиной о том, что счастье запланировать невозможно. В большинстве случаев так оно и есть, т.к. никто не знает, что подстерегает его за «следующим поворотом». Однако когда речь заходит о самостоятельном обучении, от умения планировать зависит львиная доля успеха. Чем чётче будет ваш план, тем под большим контролем вы сможете держать весь образовательный процесс, а также будете видеть, насколько близок намеченный результат – какой объём информации усвоен, и как он усвоен.
Создание плана по самостоятельному обучению подразумевает несколько этапов:
1
Постановка цели
Задачей первого этапа является составление списка того, какими знаниями вы намереваетесь овладеть и каким навыкам научиться. Для этого нужно понять конечную цель и разделить её достижение на несколько составляющих – например, занятий. Это называется стратегическим планированием – вы детально продумываете каждое занятие и определяетесь с тем, какой результат будет в конце каждого занятия достигнут.
Теперь переходите к тактическому планированию. Суть его заключается в том, что вы самым тщательнейшим образом продумываете те действия, которые будете выполнять во время каждого занятия. Сюда следует включить поиск и обработку информации, о чём мы говорили в предыдущем уроке, её изучение, выполнение проверочных заданий и практических упражнений, если таковые имеются.
2
Определение времени
Задачей второго этапа является распределение времени, которое вы планируете выделять на самостоятельное обучение. Изначально нужно определить общее количество времени, которое уйдёт на всё обучение, например, полгода. Затем руководствуйтесь теми пунктами плана, которые вы наметили на предыдущем этапе.
К примеру, если вы уверены, что освоите необходимый материал за 360 часов, то получится, что вам нужно заниматься по 3 часа в день 5 дней в неделю: 3 часа * 5 дней 15 часов * 4 недели 60 часов * 6 месяцев 360 часов. Аналогичным же образом можно провести и обратные расчёты, но тут нужно точно знать, за какое время вы освоите материал и каким количеством времени вы вообще располагаете. Например, если знаете, что у вас есть полгода, а материал вы на 100% освоите за 360 часов, то получится: 360 часов/6 месяцев 60 часов в месяц/4 недели 15 часов в неделю/5 дней (ведь 2 дня нужно отдохнуть) 3 часа в день вам нужно заниматься.
Кроме того, очень важно учитывать, что от того количества времени, которое вы отведёте на изучение материала, будет зависеть и объём полученной информации.
3
Определение методов
Третий этап не менее важен, чем два предыдущих. Его задачей является определить способы и методы, которые вы будете использовать в обучении, а также установить, какие для этого будут использоваться источники информации (Интернет, книги, учебники, пособия, обучающие видео-или аудиоматериалы), устройства и инструменты (ПК, ноутбук, смартфон, тетради, ручки, маркеры, карандаши). Но если с источниками информации и инструментами всё просто, то о методах стоит сказать подробнее.
Традиционно, методы обучения разделяются на три группы:
Организационные методы. Они, в свою очередь, могут отличаться:
- По источникам знаний: практические, наглядные и словесные (в случае самостоятельного обучения используются практические и наглядные)
- По характеру получения знаний: проблемные, исследовательские, поисковые, объяснительно-иллюстративные и репродуктивные (в случае самостоятельного обучения используются поисковые, исследовательские, проблемные и репродуктивные)
- По характеру изложения и восприятия материала: дедуктивные и индуктивные (в случае самостоятельного обучения используются дедуктивные)
Контролирующие методы. Здесь имеется в виду та форма, в которой вы будете осуществлять контроль своего обучения. При самостоятельном обучении рекомендуется устраивать самопроверки.
Стимулирующие методы. Предполагают применение комплекса мер по самомотивации к обучению. Можно использовать различного рода поощрения, к примеру, после продуктивной недели занятий можно позволить себе два полноценных выходных, встречу с друзьями, поход в кино или парк отдыха и т.д.
В дополнение к этим методам, считающимся основополагающими, существуют и вспомогательные. К ним относятся:
1 | Пассивный метод. Как правило, он подразумевает пассивное восприятие информации, когда, например, преподаватель объясняет ученикам материал, управляет процессом урока и проверяет степень усвояемости информации учениками. Но в нашем случае данный метод не подходит, т.к. речь идёт о самостоятельном обучении. Единственным вариантом применения такого метода может служить использование аудио- и видеоматериалов, когда вы являетесь пассивными слушателями или зрителями. |
2 | Активный метод. Обычно под активным методом обучения понимается активное взаимодействие учащихся с преподавателем. В ситуации же с самостоятельным обучением активный метод находит своё выражение в самостоятельном и независимом поиске и обработке данных, составлении конспектов, использовании ментальных карт, блок-схем и т.п. Сюда же относится самопроверка и контроль следования намеченному плану. Проще говоря, этот как раз наш случай. |
3 | Интерактивный метод. |
Определившись с методами, переходим к следующему этапу составления плана.
Создание плана
Убедившись в том, что вы успешно прошли три предыдущих этапа, можно начинать составлять сам план.
Для составления плана можно использовать специальные методики (во всех подробностях процесс составления плана изложен на этой странице) или же можно составить простой план, для чего не требуются особые знания.
Отличным примером простого плана является таблица, в графы которой внесены все необходимые данные: сроки, названия занятий и их краткая характеристика, список задач, которые нужно выполнить, пункт проверки и результат. Данная таблица может выглядеть так:
ПЛАН ОБУЧЕНИЯ НА СЕНТЯБРЬ 2015 ГОДА
СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ
|
ДАТА НАЧАЛА
|
НАЗВАНИЕ
(ХАРАКТЕРИСТИКА)
|
ЗАДАЧИ
|
ДАТА ПРОВЕРКИ
|
РЕЗУЛЬТАТ
|
01.09.2015-07.09.2015
(1 неделя)
|
01. 09.2015
|
Подготовка материала (исследовать материал)
|
|
05.09.2015
|
ГОТОВО
|
08.09.2015 – 15.09.2015
(2 неделя)
|
08.09.2015
|
Первое занятие
(изучить процесс планирования)
|
|
13.09.2015
|
В РАБОТЕ
|
Имейте в виду, что это лишь пример. Вы можете составить таблицу или просто список задач, внести любые пункты и подпункты. Самое главное, чтобы при обращении к своему плану, даже отвлёкшись от обучения на несколько дней, вы сразу же могли увидеть и понять, на каком этапе работы вы находитесь, и что следует делать дальше.
План обучения лучше всего составлять на весь период изучения необходимого предмета. В том случае, если обучение будет долгосрочным (продолжаться несколько лет), нужно составить общий план обучения, а затем разбить его на каждый учебный год. Кроме того, если у вас есть желание построить процесс своего самостоятельного обучения максимально приближенно к государственным стандартам или к стандарту обучения какого-то образовательного учреждения, вы можете изучить Федеральные государственные образовательные стандарты либо найти учебную программу интересующего вас учебного заведения и составить свой план на основе этих документов.
После того как ваш учебный план будет составлен, и вы почувствуете, что готовы приступать к обучению, начнётся основной этап – выполнение плана. Нужно просто пошагово выполнять все его пункты. Но в процессе вы будете получать много новой информации и что-то варьировать. Возможно, у вас появятся интересные мысли по поводу своего обучения и плана, которым вы руководствуетесь. Так или иначе, вы можете столкнуться с небольшим затруднением, а именно: стоит ли безукоризненно следовать своему плану или же можно в нём что-то менять?
Следование плану обучения: да или нет?
Давайте немного поразмышляем на тему следования плану.
Учась в школе или институте, вы не могли не заметить, что по мере изучения какого-либо предмета открываются всё новые его грани, о которых вы изначально и понятия не имели. Сначала предмет рассматривается в общих чертах, затем появляются какие-то новые темы, на которые разделяется весь материал касательно данного предмета. В новых темах тоже есть отдельные пункты и подпункты, о которых обязательно нужно знать, и т.д. и т.п.
Но тем и отличается обучение в образовательном учреждении от самостоятельного обучения, что в первом случае имеется чёткая программа, отработанная годами, проверенная опытом и освоенная огромным количеством учащихся, а во втором случае такой программы нет, а значит, обучающийся самостоятельно человек может столкнуться с множеством «подводных камней».
Учитывая эту особенность, вы должны иметь в виду, что разработанный вами план обучения всегда можно корректировать. Но и здесь нужно мыслить правильно, и понимать, когда от плана отходить не стоит, а когда можно немного уйти в сторону. В связи с этим, рассмотрим два момента.
Как не уйти от плана?
Вопрос о том, как не уйти от плана, можно разделить на две составляющих.
Первая составляющая касается новой информации, которую вы получаете. Нередко, в процессе изучения предмета внимание может «зацепиться» за что-то, что может показаться более интересным. Это могут быть какие-то научные факты, информация о смежном направлении и т.д. Например, планирование идёт рука об руку с достижением целей, и, изучая тонкости планирования, можно невольно переключиться на новую тему, которая вроде бы и касается основного предмета, но прямо к нему не относится.
В итоге можно углубиться в «дебри» другого знания, а главную задачу из вида упустить. Чтобы этого избежать, очень важно всегда помнить о том, что именно вы изучаете и для чего.
В качестве «напоминателя» вы можете использовать записки или стикеры – их можно развесить по дому или прикрепить к компьютеру. Главное, чтобы они были перед глазами и выполняли свою функцию – напоминали вам о главном. Также можно использовать и сам план – всегда держите его рядом и время от времени заглядывайте в него – так фокус всегда будет сохраняться на основной задаче.
Вторая составляющая касается, в большей степени, самодисциплины. Ясное дело, что всем нужно отдыхать и время от времени переключать внимание на другую деятельность. Но это может быть чревато тем, что вы, лишь на время отвлёкшись от своего плана, рискуете вернуться к нему очень нескоро. Следование плану – это самоконтроль. Если же, как говорится, «отпустить вожжи», можно весь день прозаниматься чем-нибудь более приятным, отложить начало работы на «понедельник» и т.п. Этого нужно всеми силами избегать.
Чтобы не попасть в ловушку мнимой усталости, «нехватки времени» или прокрастинации, необходимо уметь мотивировать себя на следование плану. Мотиваторами могут служить цели, которых вы желаете достичь, результаты, к которым вы стремитесь, навыки, которыми желаете овладеть. Нужно постоянно вспоминать о том, к чему вы стремитесь.
Для этого подойдут как те инструменты, о которых мы уже сказали (записки, стикеры), так и всевозможные средства, которые будет напоминать вам о ваших целях, к примеру, фотографии людей, обладающих теми качествами, знаниями и умениями, которыми хотите обладать вы, тематические картинки, фоны рабочего стола на компьютере, будильник на телефоне и т.п. Но самым главным мотиватором (и это важно запомнить) является, конечно же, ежедневная погружённость в деятельность – следование своему плану.
Когда можно отойти от плана?
Уйти от плана немного в сторону можно только в том случае, если по ходу изучения материала у вас возникают вопросы, ответы на которые вы не знаете, но без ответов на которые продолжать эффективное обучение вы не сможете. Подумайте только: если вы изучаете ораторское искусство, вы, непременно, столкнётесь с вопросом поведения на сцене, который непосредственно связан с актёрским мастерством.
А это значит, что для становления профессиональным оратором вам обязательно потребуется овладеть навыком сценического движения. Исходя из этого, от своего плана, который первоначально не подразумевал изучение актёрского мастерства, вы можете немного отойти, уделив, к примеру, одну неделю на изучение основ движения на сцене.
И подобных ситуаций может быть сколько угодно. Главное здесь – понять суть: отходить от намеченного плана можно только тогда, когда требуется изучить дополнительный материал, необходимый для полноценного усвоения основного и не снижающий эффективность самостоятельного обучения.
Важно заметить также, что отход от плана предполагает разовое действие, которое не будет повторяться систематически. Если же на практике вы столкнулись с тем, что ваш план неполноценен или освоение материала невозможно без чего-то, что вы ранее не учли, план следует адаптировать под новые потребности. На деле это несложно, но сказать об этом не будет лишним.
Гибкость в обучении: внесение изменений в план и творческий подход
Процесс обучения, тем более самостоятельного, не следует понимать как нечто перманентное и не допускающее изменений. Осуществляться он всегда должен интуитивно, ведь никто лучше вас не может знать его тонкостей и деталей. Соответственно, если вы столкнулись с тем, что стартовый вариант плана в чём-то неполноценен, а единичные попытки улучшить его не приносят нужного результата, план можно и нужно адаптировать.
Адаптация учебного плана, собственно, и есть применение гибкого подхода к обучению. Адаптировать план означает внести в него такие изменения, посредством которых он станет наиболее эффективным и позволит овладеть изучаемым материалом в полной мере.
Если, например, вы решили изучить тайм-менеджмент, скорее всего, при составлении плана вы могли не учесть, что эта технология организации и управления временем, помимо того, что состоит из специфических систем и обязывает к применению особых инструментов, включает в себя также такие процессы как целеполагание и планирование, и без их изучения овладеть тайм-менеджментом в полной мере никак не получится.
Выход один: адаптировать план – расширить его, включить дополнительные пункты и выделить время на изучение целеполагания и планирования. Так, у вас появятся новые источники информации, новые занятия, новые задания и новые этапы самопроверки, иначе говоря, ваш план будет адаптирован под специфику изучаемого предмета.
Но есть и ещё один нюанс адаптации плана. Заключается он не просто в гибком, а ещё и творческом подходе к обучению. Это значит, что если ещё на этапе составления плана вы не видели, так скажем, общей картины, то по мере занятий вы станете замечать, что для более полного и быстрого освоения материала вам могут потребоваться какие-либо инструменты, о которых вы прежде не задумывались.
К примеру, наиболее важную информацию можно изобразить в виде схемы на магнитно-маркерной доске, чтобы она всегда была перед вашими глазами. Если вы хотите удостовериться в чём-то на практике, то можете собрать дома друзей и провести собственный эксперимент. Не совсем понимая, как тот или иной принцип действует на деле, вы можете отправиться в школу, где учились, найти знакомого преподавателя и попросить его разъяснить непонятные моменты.
Если вам мешают заниматься ваши домашние, вы можете придумать для себя «официальный» урок – пойти в читальный зал библиотеки и провести отведённое на занятие время там, или же вообще организовать себе кабинет для занятий, обозначив пространство подвешенными одеялами или даже листами гипсокартона.
Творческий подход – это применение к процессу обучения нестандартного мышления и креативности: встав лицом к лицу с той или иной проблемой, «включайте мозг» и придумывайте, как её можно решить, если стандартные методы не годятся.
И в заключение урока стоит коснуться тех знаний, умений и навыков, т.е. компетенций, которые могут повысить эффективность самостоятельного обучения и усвоения материала.
Компетенции, необходимые для самостоятельного обучения
Ниже мы представим небольшой список тех компетенций, которыми желательно овладеть перед тем (можно и в процессе), как приступать к самостоятельному обучению, а также укажем ссылки на те страницы нашего интеллектуального клуба, на которых вы можете найти всю необходимую информацию:
- Выполнять важные дела без промедлений – полезный навык, который поможет вам научиться выполнять задуманное, невзирая на сложность, в намеченные сроки. Рекомендуем вам узнать, что такое прокрастинация и познакомиться с эффективными способами борьбы с промедлением. Также вы можете изучить интересный материал на тему того, куда уходит наше время.
- Самодисциплина – способность человека управлять собой и своим поведением, выполнять важную работу безо всяких отговорок и следовать тому, что определил для себя как образ жизни. Советуем познакомиться с материалом по развитию самодисциплины.
- Самомотивация – умение самому влиять на себя таким образом, чтобы выполнять даже самые неприятные дела без внутреннего сопротивления, а также способность поддерживать в себе желание непрестанно добиваться целей. Можете почитать о нескольких полезных советах по самомотивации и уделить время изучению способов самомотивации (для тех, кто желает быстрее перейти к практике, предлагаем 10 практических способов самомотивации на каждый день).
- Полезные привычки – привычки, которые позволяют действовать максимально продуктивно. Для начала можете почитать о непродуктивных привычках и узнать о том, как избавиться от вредных привычек (можно воспользоваться некоторыми приёмами борьбы с плохими привычками), а затем перейти к развитию полезных привычек.
- Тайм-менеджмент – эффективная технология управления и использования времени, снискавшая популярность среди людей по всему миру. Этой технологии посвящён целый курс. Используйте время с максимальной пользой для себя – изучите его.
- Память – способность человека накапливать, сохранять и воспроизводить информацию. Чем лучше будет ваша память, тем больше вы сможете запомнить и применить в жизни. Выделите несколько дней на улучшение своей памяти.
- Логическое мышление – особый мыслительный процесс, во время которого человек оперирует логическими понятиями и конструкциями, и становится способным делать правильные выводы на основе получаемых данных. Для развития логического мышления вы можете пройти обучающий курс.
- Творческое мышление и креативность – способность человека к выполнению различного рода задач при помощи нестандартных способов, и умение находить необычные выходы из любых ситуаций. Для освоения таких навыков специально для вас составлен прекрасный обучающий материал на тему развития креативности.
- Скорочтение и устный счёт – ещё две наиполезнейших компетенции, помогающих человеку в жизни. Развив способность считать в уме, вы научитесь производить сложные математические операции без использования бумаги и ручки или калькулятора. А научившись быстро читать, вы сможете изучать и обрабатывать огромные массивы текстовых данных в рекордные сроки.
- Целеполагание и планирование – два навыка, уже не раз упомянутые нами в данном уроке. Названия говорят сами за себя: освоив мастерство ставить цели, вы сможете добиваться в жизни самых высоких результатов, чего бы это ни касалось. А умение планировать станет для вас прекрасным подспорьем, как в достижении целей, так и в любой другой деятельности.
Плюс к этому, вы можете воспользоваться и ещё несколькими рекомендациями по самостоятельному обучению.
Мы искренне надеемся на то, что информация, которую вы узнали из третьего урока, сослужит вам хорошую службу в вашем рвении самостоятельно обучаться новому и познавать тонкости любого знания.
В следующем уроке мы более подробно поговорим о том, что такое мотивация в обучении, как и какие нужно ставить цели, чтобы обучение было эффективным, а также затронем вопросы управления временем и расскажем о важности развивать усидчивость и быть открытым новой информации.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Cтатистика На весь экран
Далее побеседуем о самоорганизации.
Сергей КрутькоЕвгений БуяновКирилл
← 2 Поиск информации4 Самоорганизация →
Как составить план для достижения результата
Почему важно составлять план и как планировать, чтобы достигать результат — обо всем этом читайте ниже.
— Есть ли у вас план, мистер Фикс?
— Да у меня целых три плана!
К осознанному планированию я шла долго. Мне всегда казалось, что я тот человек, который способен удержать внутри своей головы тонну информации, распланировать свой день, неделю и месяц, расставить приоритеты и выявить важное.
На практике же бОльшую часть времени я прокрастинировала, так как вся информация, накопившаяся за длительное время, рождала в голове ощущение каши. Конечно же, я делала какие-то дела, но до настоящих результатов мне было очень далеко.
В борьбе с замутненным сознанием и непонимаем, куда бежать и за что хвататься, я выписала все дела, которые крутились в моей голове. Все, что я должна или хочу сделать. Список на листке бумаги каким-то чудесным образом изменил все. Так началась моя история составления планов.
Сохранить в Pinterest
Почему важно составлять план
Если вы, как и я когда-то, верите, что для эффективной работы вам вовсе не нужен план, попробуйте ради эксперимента написать, чего вы хотите достичь и что вы предпримете для этого. Что у вас получилось? Часто — это разрозненные дела, обрывки мыслей. Иногда — это полная растерянность и неспособность написать даже несколько дел. Но даже в случае, если вы напишите огромный список дел, сможете ли вы за несколько секунд выбрать, какие дела нужно сделать в первую очередь, какие можно отложить, а какие можно вычеркнуть вообще.
План позволяет навести порядок в мыслях и является одним из способов борьбы с прокрастинацией. Одной из причин, почему мы откладываем дела, является непонимание того, что может быть сделано сейчас, в том числе — сложности с выбором задач. Когда в голове крутятся мысли “мне надо сделать это, это, вот это и еще вот то”, вы не можете решиться, за что взяться и заканчиваете свой день, сидя на диване с ощущением паники и того, что все выходит из под контроля, что дел слишком много и вы не справляетесь.
Как составить план, если в голове каша
В ситуации, описанной выше, когда вы обнаружили себя с ощущением перегрузки и незнанием, что же делать сейчас, рецепт прост: берите лист бумаги и пишите. Пишите все, что сидит в вашей голове и не дает покоя. Все дела, которые вам необходимо сделать сегодня, на этой неделе, в этом месяце и даже в этом году. Распишите все, что вас мучает.
Когда список будет готов, я уверена, что вы почувствуете облегчение. Теперь нам требуется распределить дела по важности и срочности.
Посмотрите внимательно ваш список и отметьте звездочкой (или как вам угодно) те дела, которые нужно было выполнить “еще вчера”. Кружочком отметьте те дела, которые важно сделать сегодня, но не прямо сейчас. Стрелочкой отметьте то, что можно перенести или вообще выкинуть из списка. Проделайте это для всех дел на неделю.
Теперь, когда вы провели сортировку дел, вы видите, с чего вам нужно начать. Не откладывайте, берите первое дело с экстремальной срочностью (дело из категории “нужно было еще вчера”) и принимайтесь за его исполнение. Далее переходите к делам, которые нужно завершить сегодня. Если после этих дел остается время, сделайте что-нибудь из списка со стрелочками. Если времени нет — перенесите дела на другие дни.
Как составить план, когда цель слишком большая или абсолютно незнакомая
Год назад я решилась провести вебинар по теме новогодних желаний. Идея меня вдохновляла, желание свернуть горы бурлило внутри, но я ничего не делала. Почему? Потому что не знала, как подступиться к этой новой для меня теме — проведение вебинара. Я, как и многие, была слушателем многих вебинаров, но как организовать процесс с той другой стороны, я не имела представления.
Чтобы не дать себе возможности соскочить, я проанонсировала вебинар, повесила его на TimePad и попросила друзей о перепосте в соцсетях. Начались регистрации. Назад дороги не было. Но дело не двигалось.
С приближением даты вебинара я поняла, что откладывать больше нельзя. Я села и написала все, что я знаю о вебинарах (что нужна презентация, хороший интернет и т.п.), все дела, которые я уже могу сделать, и все, что я не знаю (как выбрать площадку, как провести трансляцию и т.п.). У меня получилось 2 списка — список задач и список вопросов.
Далее я села и ответила на все свои вопросы. Да, даже если вам кажется, что вы ничего не знаете, на самом деле какой-то ответ у вас все равно имеется. Например, на вопрос “как выбрать площадку для проведения вебинара?” я ответила “спросить Дашу, Лену и Аню (поскольку у них есть опыт вебинаров)”. Эти ответы я также дописала в список задач. В итоге, у меня получился большой список дел, которые я УЖЕ могла начать делать. Задача перестала казаться нереальной. Процесс пошел.
Если сейчас перед вами стоит новая или сложная задача, пугающая вас, сядьте и напишите эти 2 списка, о которых я писала выше. Ответьте на свои вопросы и переходите к чтению текста ниже.
Что сделать со списком
Получив первоначальный список дел, нам необходимо расставить приоритеты, наметить промежуточные результаты и поставить сроки. Если вы проделали упражнение из статьи “Повышение продуктивности: как взломать свой поведенческий код” и определили свои условия продуктивности, начинайте внедрять их на этапе планирования (для меня был важен четко определенный конечный срок и результат). Также на этом этапе важно отсечь те дела, которые делать необязательно. Приступая к чему-то новому, мы часто хотим сделать все идеально, поэтому добавляем в список много дел, которые на первом этапе лучше не пытаться реализовать.
Посмотрите на свой список дел и примените к нему правило Паретто. Отсеките все то, что можно отсечь. Когда вы закончите более важные дела и ваша цель будет близка как никогда, тогда вы сможете добавить “красоты”, но пока оставьте лишь самое необходимое, то, без чего ваша цель не будет реализована. Не гонитесь за идеальным решением, начните с прототипа.
Теперь выберите составляющие вашей цели. В примере с вебинаром я выбрала следующие промежуточные подцели:
— составление презентации,
— написание речи и репетиция,
— техническая подготовка к вебинару (выбор площадки, тест функций, подгрузка презентации и т.п.).
Все свои задачи я разнесла по этим трем категориям.
После этого определите, какая подцель идет первой, какая за ней, а какая параллельно. Написание и репетицию речи я оставила на самый конец, поэтому дела из этого списка я делала в самую последнюю очередь и не отвлекалась на них в начале. Часть дел из технической части я поставила в главный приоритет (выбор площадки), далее пошла подготовка презентации.
Разбейте крупные дела на конкретные действия, запишите все ресурсы, которые вам необходимы…и приступайте! Ваш первый план готов!
Что и как можно сделать, чтобы помочь себе составить план
- Чтобы помочь себе в дни, когда совсем ничего не хочется делать и нет сил, составьте план на “ленивые дни”. Запишите в него задачи, которые можно сделать легко и быстро, и задачи, которые не требуют серьезных усилий, механическую работу, не загружающую мозг. В дни, когда вы чувствуете, что не можете ничего делать, нет сил, доставайте свой “ленивый” план и делайте 1-2 дела из него. Вечером вы будете гордиться собой, вот увидите 🙂
- Ежедневно перед началом работы потратьте 5 минут, запишите свои цели и приоритеты. Это вернет фокус внимания на текущие задачи и поможет избежать зависания в соц.сетях. После того, как вы запишите свои цели и приоритеты, перечислите задачи, которые вы сегодня сделаете.
- Оформляйте ваши планы таким образом, чтобы вам хотелось на них почаще смотреть. Используйте стикеры, цветные маркеры, красивую бумагу.
- Не перегружайте свой ежедневный план. Лучше написать меньше, но выполнить список, чем изо дня в день переносить одни и те же задачи, на которые у вас не хватило времени.
- Заведите себе партнера по планированию и раз в неделю обсуждайте с ним свои задачи и проблемы. Вместе с единомышленниками процесс идет легче.
Как и где составить план
В вопросах планирования важно найти “свои” инструменты. Пробуйте разные способы ведения плана — бумажный, электронный, списки, таблицы, майнд-карты.
Сегодня я веду план в бумажном ежедневнике + Trello. Некоторые задачи для наглядности я планирую через майнд-карты на сайте www.mindmeister.com.
В бумажном ежедневнике я использую систему Bullet Journal. Она претерпела некоторые изменения, но в общем, очень мне нравится. Также у меня есть мини-блокнот, в который каждое утро перед работой я переписываю цели и записываю список дел на день.
В дни, когда я не чувствую высокой концентрации, я начинаю планирование с фрирайтинга. Пишу свои приоритеты и спрашиваю себя, что я могу сделать сегодня, чтобы приблизиться к желаемой цели. Сначала со скрипом, но дела появляются, а фокус становится четче.
В Trello я веду несколько досок, они носят стратегический характер. Туда я записываю все идеи и дела, которые мне нужно обдумать, задачи на дальнее будущее. Там же у меня имеется список клиентов, доработок по сайту и прочее.
Майнд-карты для меня достаточно новый инструмент, но он позволяет по некоторым задачам прописать последовательность действий. Я не использую его повседневно, но для сложных задач он помогает мне наметить главные составляющие и разделить дела по категориям.
Никто не сможет дать вам идеальный рецепт того, как именно вам стоит составить план и вести свою систему планирования, однако без опробования разных методик, прийти к своей собственной будет практически невозможно.
Пробуйте, экспериментируйте с разными методами, планируйте и, конечно же, действуйте! Я надеюсь, что статья «Как составить план» станет вашим помощником на пути к желаемому результату.
Как составить план за 5 шагов 🗺
Большинство людей никогда не достигают своих целей.
Согласно исследованию Скрэнтонского университета, 92 процента новогодних обещаний остаются нереализованными.
Эта тенденция выходит за рамки наших планов на конец года. Почему?
«Работайте усерднее, а не умнее»
Это потому, что часто, когда у нас есть цель или результат, у нас возникает импульс очень усердно работать над первыми задачами, о которых мы можем подумать, — и мы прыгаем прямо внутри. Это эмоциональный импульс. Это приятно. Это может даже вызвать чувство эйфории. Мы сразу же становимся жертвами ложного убеждения, что «ключ к успеху — упорный долгий труд».
Это глубоко укоренившееся общественное предубеждение, тем более сильное, что в нем есть доля правды.
Тяжелая работа может помочь в достижении цели, но этого недостаточно. Кроме того, тяжелая работа не всегда необходима. Он может даже помешать хорошим результатам.
Как тяжелая работа возможно может помешать хорошим результатам?
Это может удержать нас от выгорания. Или работает не в том направлении. Или мешают нам из-за полного истощения и рассеянности увидеть ценные возможности или опасные риски для достижения цели.
Все потому, что мы не успели придумать план.
Долгие часы тяжелой работы могут привести к успеху. Но и это часто приводит к неудачам. Правда в том, что самые долгие и тяжелые часы работы не могут приблизить человека или команду ни на дюйм к успеху без хорошего плана.
«Просто сделай это» и Гёте
Часто, когда мы стремимся к достижению цели, мы предполагаем, что лучше быстро погрузиться в нее, чем откладывать действие.
«Просто сделай это», пожалуй, самый известный рекламный слоган последних десятилетий.
И самая известная литературная версия этого, безусловно, та, которая на протяжении веков была взята из гетевского Фауста :
«Все, что вы можете делать или мечтать, вы можете — начинайте; В смелости есть гениальность, сила, магия».
Но планирование — это тоже действие. Даже научиться составлять план — это еще одна форма действия.
Стоит помнить, что Гёте был не только великим поэтом и драматургом, но и способным государственным администратором. Вы можете поспорить, что «Просто сделай это» всегда была частью корпоративной системы, предполагающей огромное количество планирования.
Почему отсутствие планирования ограничивает эффективность действий
Несмотря на самые лучшие намерения, отсутствие планирования имеет тенденцию ограничивать наш успех.
Вероятно, вы могли бы написать более длинный список причин, чем этот.
Отсутствие средств планирования…
- Будут предприняты ненужные действия
- Необходимые действия могут быть упущены из виду
- Будет упущена эффективность
- Возможности будут упущены
- Риски останутся незамеченными
- Вам почти наверняка придется вернуться и переделать работу, что потребует больших затрат времени и усилий, потому что этого требует разработанный «план».
- Значимое делегирование или найм становится затруднительным или невозможным
Какие один или два пункта вы могли бы добавить в этот список?
Почему планирование — это лучшее действие, которое вы можете предпринять в начале
Правда в том, что время, потраченное на создание плана действий, редко мешает прогрессу.
Преимущества планирования полностью противоположны недостаткам, перечисленным в предыдущем разделе. Вот они:
- Большинство или все действия, необходимые для достижения цели, будут включены в план
- Эффективность может быть встроена в работу и в хронологический порядок задач достичь цели быстрее и лучше станет очевидным
- Риски и опасности станут более заметными, и, следовательно, ими можно будет лучше управлять
- Вы можете выполнять задачи правильно с первого раза, без необходимости возвращаться назад и вносить серьезные изменения в работу, чтобы все хорошо сочеталось друг с другом
- Вы можете осмысленно делегировать или нанимать, поскольку каждый может свериться с планом
Какие один или два пункта вы можете добавить к этому списку преимуществ планирования?
Планирование создает эмоциональную силу решимости и импульса
Возможно, наиболее важным из эмоционального настроя, в котором мы склонны проскользнуть мимо стадии планирования, является то, как планирование создает и сохраняет огромные запасы положительной энергии.
Как только вы научитесь эффективно планировать, разработка и следование плану действий укрепит вашу решимость и придаст импульс, необходимый для того, чтобы довести дело до конца.
А когда вам понадобится заряд энергии, обновление веры в то, что вы сможете проявить настойчивость и достичь своей цели, вы можете перечитать план еще раз. Вы можете увидеть дорожную карту, ведущую туда, где вы хотите быть.
Чтобы помочь, эта статья описывает, как составить план в пять шагов.
1. Письменно сформулируйте свою цель
Составление эффективного плана действий начинается с определения и документирования конечной цели.
Согласно исследованию Доминиканского университета, люди, которые записывают свои цели, достигают значительно большего, чем те, кто этого не делает.
Помимо повышения шансов на успех, изложение ваших целей в письменной форме также заставит вас учитывать необходимый процесс, а не только желаемый результат.
Это особенно полезно при попытке определить цели, которые могут быть расплывчатыми, возвышенными или неоформленными.
Во-первых, сила постановки правильного вопроса
Эйнштейн сказал:
«Если бы у меня был час на решение проблемы и от решения зависела бы моя жизнь, я бы потратил первые 55 минут на определение правильного вопроса. вопрос, который нужно задать, поскольку, если я знаю правильный вопрос, я могу решить проблему менее чем за пять минут».
Хотя это и преувеличение для эффекта, принцип верен для составления любого плана, придумывания любого решения, достижения любой цели.
Составление идеального плана для достижения бесцельной цели было бы ошибкой. Разработка наилучшего плана для достижения разрушительного результата — трагедия.
Итак, пока вы определяете свою цель, мы предлагаем потратить достаточно времени на то, чтобы спросить себя, чего вы действительно хотите. Зачем тебе это? На какой фундаментальный вопрос вы пытаетесь ответить.
Чтобы быстро понять иллюстрацию, чтобы легко раскрыть концепцию, вот два возможно связанных вопроса, каждый из которых требует отдельного плана:
«Как похудеть?»
Боксеру или борцу может понадобиться ответить на этот вопрос, чтобы драться в желаемой весовой категории. Если боец слишком тяжелый, следует дисквалификация. Поэтому, если боксер слишком тяжелый для желаемой весовой категории, обязательно задайте этот вопрос.
Теперь давайте рассмотрим другой вопрос, часто связанный или путаемый с вопросом «Как я могу похудеть?»
«Как стать более здоровым?»
Практически каждому в какой-то момент жизни может понадобиться ответить на этот вопрос. Он явно отличается от вопроса выше, и его часто путают. («Как я могу похудеть?»)
Потеря лишнего веса может быть частью улучшения здоровья, в зависимости от обстоятельств человека и рекомендаций врача.
Но потеря веса также может быть опасностью для здоровья.
Или это может быть нерелевантный , в зависимости от обстоятельств.
Когда мы смотрим на этот наглядный пример, легко увидеть важность постановки правильного вопроса. В зависимости от вопроса, на который человек хотел ответить, цель, план и задачи могли сильно различаться.
Если человек задал неправильный вопрос (например, «Как мне похудеть?», когда правильным был вопрос «Как я могу стать более здоровым?»), то мог последовать массовый провал.
Правильное определение проблемы
Принцип верен при составлении письменного плана для достижения любой цели. Когда вы чувствуете, как составить план для данной цели, первый шаг — задать правильный вопрос. Другой способ выразить это — «правильно определить проблему. ”
Smart Goals
В качестве первого шага в составлении плана действий мы рекомендуем использовать структуру интеллектуальных целей:
для квалификации, умная цель должна быть:
- Измерение
- Достижимый (но амбициозный)
- Актуальный (и реалистичный)
- Ограниченный по времени (или своевременный)
Использование этой схемы позволит вам устранить неопределенность в отношении цели и разработать план действий, в котором точно указано, что вам нужно делать.
2. Разделите цель на этапы
Большие цели часто настолько пугают, что люди могут бросить их, прежде чем приложить все усилия.
Слишком сильно сосредотачиваясь на желаемом результате, они застревают, когда приходит время определить, как они планируют его достичь. Они также могут чувствовать себя подавленными во время своих повседневных действий и задач. Высокая цель в моменты упадка энергии или эмоций может показаться недостижимой.
Но разбиение цели на отдельные вехи помогает целеполагателю меньше беспокоиться о финишной черте и вместо этого рассматривать каждую мини-цель как необходимый шаг к реализации своего плана.
Начать с конца и двигаться в обратном направлении
Может быть полезно начать с конечной цели и двигаться в обратном направлении, спрашивая: «Что мне нужно сделать, прежде чем я достигну этого ?
Таким образом, вы сможете планировать с максимальной эффективностью. Большинство вопросов, которые вы задаете, касаются того, что нуждается в для выполнения плана на каждом этапе. Это может автоматически отфильтровать много ненужной активности.
Например, если гитарист хочет научиться играть на гитаре в песне , она может провести следующее мозговой штурм или упражнение по ведению дневника до написания официального плана разучивания песни:
- Мне нужно выучить тональность песни.
- Мне нужно выучить все аккорды в песне.
- Мне нужно выучить партию баса.
- Мне нужно выучить мелодию.
- Мне нужно научиться играть басовую партию и мелодию вместе.
- Мне нужно сделать все вовремя, с метрономом для справки.
Определив шаги, она должна была написать план с календарем для каждого шага на этом пути.
Если у вас есть дорожная карта с подробным описанием того, что должно произойти, вы с большей вероятностью сохраните мотивацию и приверженность делу на протяжении всего процесса.
3. Определите необходимые ресурсы
Любой план действий, в котором не учитываются ресурсы, сродни списку пожеланий.
Приступаете ли вы к индивидуальному проекту или работаете в команде, определение ресурсов, необходимых для успешного выполнения вашего плана, позволит вам принимать обоснованные решения относительно его реализации.
Вот несколько примеров ресурсов, которые вы можете указать в плане действий:
- Люди или ресурсы знаний : Менеджеру по маркетингу с целью увеличения органического трафика потребуются люди (а именно, писатели), чтобы помочь выполнить план. Предпринимателю, которому нужен веб-сайт, понадобится кто-то (а именно, веб-дизайнер) для его настройки.
- Технологические и программные ресурсы : Менеджеру по маркетингу, стремящемуся привлечь больше потенциальных клиентов, может понадобиться новый инструмент для показа медийной рекламы. ИТ-директору, которому необходимо установить новую телефонную систему, необходимо будет выбрать поставщика.
- Финансовые или временные ресурсы : Вероятно, вы потратите время и деньги на выполнение своего плана. Включите оценки для обоих в свой план действий, даже если ваши финансовые затраты минимальны.
Ресурсы первых принципов
Мышление первых принципов восходит к Аристотелю и прославилось благодаря Илону Маску и другим технологическим предпринимателям, решившим ранее неразрешимые бизнес-задачи, такие как создание аккумуляторов для электромобилей и посадка ракет после того, как они прилетел.
Мышление на основе первых принципов подходит не только для решения сложных проблем. Он одинаково эффективен для решения любой обычной проблемы или достижения любой цели.
Вот как: Вы сводите достижение цели к ее фундаментальным компонентам и рационально думаете о том, как собрать ресурсы.
- Отложите то, как другие люди решили проблему. Если вы этого не сделаете, вы не будете мыслить исходя из первых принципов. Это первый шаг. Возможно, позже вы воспользуетесь их решениями в качестве ярлыка. Но на этом этапе написания плана достижения цели вы должны отложить в сторону все предыдущие решения.
- Представьте решение цели с точки зрения физики или базовых компонентов. Если цель является физической целью, думайте с точки зрения базовой физики. Если это не физическая цель — скажем, психологическая или социальная цель — тогда подумайте о базовых психологических или социальных компонентах. Например, чтобы иметь прибыльный бизнес, вам необходимо
- Товары или услуги для продажи
- Растущая клиентская база
- Возможность поставлять товары или услуги
- Достаточно низкие расходы и достаточно высокие доходы для получения прибыли
- Доступ (в зависимости от ситуации) к капиталу для расширения
- Рассмотрите все возможные способы достижения этих основных компонентов. Определив самые основные составляющие успеха в достижении цели, теперь вы можете рассмотреть все возможные способы их сборки. Обычно это двухэтапный процесс.
- Этап первый: воображение. Мозговой штурм и бурное воображение, в котором любая идея, какой бы сумасшедшей она ни казалась, записывается на бумаге в виде списка.
- Второй этап: решение. Рациональное и хладнокровное рассмотрение всех перечисленных идей для достижения основных составляющих достижения цели. Как это будет работать в реальном мире? Вы почти наверняка найдете хотя бы одно очень оригинальное решение.
4. Расставьте приоритеты и назначьте все связанные задачи
Как мы видели, разные цели могут выиграть от разных типов планирования.
Если вы планируете новую инициативу, вы можете начать с определения того, где вы сейчас находитесь по отношению к тому, где вы хотели бы быть.
Если вы решаете существующую проблему, вы можете использовать мозговой штурм для анализа ситуации и поиска возможных решений.
В любом случае ваш план действий будет более действенным, если вы определите приоритетность каждой задачи.
Приоритизация одиночных и командных усилий
Если вы летите в одиночку, расстановка приоритетов будет зависеть исключительно от усилий и воздействия. При работе в группе вам необходимо расставлять приоритеты и назначать задачи для отслеживания прогресса и обеспечения ответственности.
В любом случае определение приоритетности задач в плане имеет большое значение. Некоторые предварительные задачи должны предшествовать другим задачам.
Кроме того, несмотря на всю эффективность, достигаемую с помощью мышления из первых принципов, большинство целей и ответов не на 100% минималистичны.
Некоторые части цели важнее других. Лидер должен уметь отдавать предпочтение прибыли, например, а не расширению, которое может привести к высокому риску истощения капитала в бизнесе.
Или решение могло пойти другим путем! Все зависит от обстоятельств и людей. Дело только в том, что вы должны быть в состоянии рационально расставить приоритеты в соответствии с наибольшей вероятностью достижения желаемого успеха.
Приоритеты индивидуальных целей
Когда ваша цель касается только вас, расставить приоритеты относительно просто. Вам нужно только расставить приоритеты в отношении цели и ваших собственных ценностей.
Но когда вы расставляете приоритеты для команды, работа становится более сложной, увлекательной и более мощной.
Приоритеты командных целей
При определении приоритетов задач для команды вам необходимо учитывать сильные и слабые стороны каждого, а также то, как команда — и небольшие группы людей в ней — работают вместе.
Вот некоторые рекомендации:
- Сделать план доступным для всех. Это базовый строительный блок, но его можно пропустить. Убедитесь в этом.
- Сохраняйте список невыполненных задач с приоритетом. Концепция, заимствованная из Agile-менеджмента, может быть применена к любой команде, работающей вместе. В этом смысле это просто список того, что еще предстоит сделать.
- Используйте систему подотчетности. Назначайте задачи конкретным владельцам, которые должны иметь полномочия для их выполнения и нести за них ответственность.
- Дайте проектным задачам крайний срок. У каждой назначенной задачи должен быть крайний срок. Он может быть гибким. (А может и нет!) Но работа расширяется, чтобы заполнить отведенное время, поэтому важно устанавливать амбициозные сроки.
- Предвидеть и действовать в соответствии с необходимыми изменениями приоритета. Приоритеты меняются в зависимости от обстоятельств. Это правда жизни. Работать с реальностью более продуктивно, чем пытаться придерживаться жесткого списка приоритетов, написанного в начале проекта.
5. Пересматривайте, размышляйте и уточняйте по ходу дела
Составление плана действий важно, но для достижения успеха в долгосрочной перспективе крайне важно оставаться гибким.
Эффективный план действий не статичен — он динамичен и может развиваться по мере неизбежного изменения вашей организации и обстоятельств.
Согласно отчету о глобальных рисках Всемирного экономического форума, технологические и социальные изменения приводят к быстрым преобразованиям на рабочем месте. В какой-то момент эти преобразования, несомненно, повлияют даже на кажущиеся пуленепробиваемыми планы.
Лучший способ убедиться, что ваш план действий по-прежнему верен, — это регулярно пересматривать его. Постоянный обзор позволяет вам не только отслеживать прогресс в выполнении каждой задачи или мини-цели, но также дает вам возможность вносить необходимые изменения для удовлетворения растущих потребностей вашей команды или организации.
Быть непредвзятым, видеть вид с высоты 40 000 футов важно даже в неформальной обстановке.
А также бывают случаи, когда хороший руководитель должен официально пересмотреть все в плане на будущее:
При официальном пересмотре плана
- При основных этапах
- При значительном изменении доступных ресурсов
- При значительном изменении приоритетов
- Когда задачи выполняются значительно раньше или позже графика
- Когда член команды прибывает или уходит
Грамотное планирование – это действие. Этого переосмысления часто бывает достаточно, чтобы человек, ориентированный на действие, научился планировать. Эта статья предлагает обзор с практическими выводами, чтобы научиться планировать, чтобы достигать целей более эффективно и действенно.
{{go-further-with-hugo=»/blog-inserts»}}
Как составить план и получить то, что вы хотите в жизни | Блог Evernote
Производительность • Использование Evernote
Энтони Бартлетт • 25.02.2020
Представьте, что однажды вы проснулись и решили построить себе дом.
Как бы вы начали? Взять молоток и несколько гвоздей и просто взяться за дело? Или составить чертежи, расчистить землю и сначала подготовить прочный фундамент?
Если мысль о том, чтобы начать без плана, кажется смешной, вы правы. Это прямой путь к катастрофе или, по крайней мере, к очень нестабильной структуре. Но это именно то, что вы делаете, если не создаете план действий для своей жизни.
Для ясности, наличие плана отличается от наличия цели . У многих людей есть цели, такие как найти новую работу, заработать больше денег или похудеть. Но исследования показывают, что без плана достижения этих целей 92 процента из них в конечном итоге потерпят неудачу.
Что понимают восемь процентов преуспевших, чего не понимают остальные из нас (очевидно)? Они узнали, что «Цель без плана — это просто желание».
Преимущества планирования
Составление плана может показаться неудобством, когда вы хотите начать свое путешествие к лучшей жизни сейчас. Но путешествовать по новой территории легче, когда у тебя есть карта — будь то отпуск, повышение по службе или открытие нового бизнеса.
Вот четыре конкретных преимущества планирования:
- Повышение производительности. Когда вы знаете, как добраться из одного места в другое, вы с меньшей вероятностью будете страдать от «паралича анализа». Планирование не дает вам тратить энергию на ненужные задачи, и, как говорит писатель Брайан Трейси, «каждая минута, потраченная на планирование, экономит целых десять минут на выполнении».
- Повышенная концентрация. Планирование помогает вам сосредоточиться на текущей задаче — вы знаете, что вам нужно сделать сегодня и почему. Это поможет вам чувствовать себя лучше, показывая, что вы можете изменить, а что находится вне вашего контроля.
- Больше уверенности в себе. Если ваши цели всегда были за пределами вашего понимания, это может быть потому, что вы никогда не создавали эффективный план их достижения. Если у вас есть план, вы будете удивлены тем, как много вы можете сделать.
- Повышение самосознания. Создать план — значит начать понимать себя. Это помогает раскрыть ваши увлечения и приоритеты, а также понять, отражают ли они ваши истинные ценности. Вы приходите, чтобы узнать о своих личных склонностях, наклонностях и антипатиях — и о том, как их преодолеть!
Когда вы составляете план, вы создаете схему того, где вы находитесь сейчас, туда, где вы хотите быть в будущем. Это переносит вашу цель из мира фантазий в реальность.
Как планировать эффективно и быстро
Теперь, когда важность наличия плана ясна, вот четыре шага, которые вы можете предпринять, чтобы создать собственную основу для действий.
Шаг 1: Запишите свою цель
После того, как вы определились со своей целью, запишите ее. Доктор Гейл Мэтьюз из Доминиканского университета в Калифорнии обнаружила, что простое написание цели увеличивает вероятность ее достижения на 42 процента.
Начните с представления своей цели. Увидьте это в своем воображении… почувствуйте это, вкус это. Теперь зафиксируйте его как можно подробнее, используя функцию S.M.A.R.T. формула:
- Конкретный . Это «кто, что, когда, где и почему» вашей цели. Опишите, как именно вы определяете успех, и действия, которые вы готовы предпринять для его достижения.
- Измеримый . Как вы будете измерять свой прогресс? Например, если ваша цель — сэкономить деньги, насколько вам нужно сократить свои расходы? Как говорит писатель Пауло Коэльо: «Никто не может попасть в цель с закрытыми глазами».
- Достижимый . Есть ли у вас навыки, необходимые для достижения вашей цели? Если нет, то можете ли вы их приобрести? Это не должно обескураживать вас; скорее, это должно мотивировать вас ставить реалистичные цели и обращаться за помощью, если это необходимо.
- Релевантный . Эта цель действительно то, что вы хотите? Соответствует ли это вашим более широким амбициям? Создание «карты жизни» с использованием швейцарского подхода PDP может помочь вам понять, что действительно важно для вас.
- Ограниченный по времени . Когда ты достигнешь своей цели? Без дедлайна всегда будет больше времени, поэтому нет ощущения срочности. Установка ограничения по времени мотивирует вас действовать теперь , пока не поздно.
Советы профессионалам:
- После того, как вы определились с целью, зафиксируйте ее с помощью шаблона «Годовые цели» Evernote. Или, если вы записали его на бумаге, отсканируйте его в Evernote, чтобы вы могли вернуться к нему в любое время.
- Используйте Web Clipper для сохранения любого контента, который вы найдете в Интернете, который мотивирует вас и помогает приблизиться к вашей цели.
Шаг 2. Создайте план, разделив цель на части
Определение цели — это первый важный шаг. Но большие цели могут быть ошеломляющими, и может показаться, что вы просто не знаете, как их достичь. К сожалению, именно здесь многие люди сдаются.
Вместо этого, теперь, когда вы знаете, где хотите закончить, разбейте его на куски. Если ваша цель — иметь успешный бизнес через два года, где вы должны быть через год? Шесть месяцев? Следующая неделя?
Создайте план, который разделит вашу цель на маленькие, поэтапные шаги. Запишите каждый шаг и установите крайний срок для его завершения. Таким образом, вы не ошеломлены горой, на которую взбираетесь, вы просто ставите одну ногу перед другой. Каждое утро, когда вы встаете, вы знаете, что вам нужно сделать в этот день и почему.
Совет для профессионалов:
- Используйте шаблоны ежедневника и еженедельника Evernote, чтобы разбить свою цель на управляемые части. Создайте запись для каждого шага, который вам нужно сделать, и не забудьте вознаградить себя за прогресс, которого вы достигли на этом пути!
Шаг 3: Ежедневно пересматривайте свой план
План бесполезен, если вы никогда не смотрите на него. Чтобы не сбиться с пути, обязательно просматривайте его регулярно — если возможно, ежедневно.
Каждый день вслух читайте свою цель, желательно сразу после пробуждения. Это отличный способ определить свое намерение на день и сосредоточиться на том, что ему принадлежит: на плане, который вы разработали, и на конкретных действиях, которые приблизят вас к вашей цели.
Профессиональные советы :
- Установите напоминание о своей цели в одно и то же время каждый день. Когда вы получите напоминание, найдите время, чтобы просмотреть свою заметку и спросить себя, что вы можете сделать в этот день, чтобы добиться прогресса в своем плане.
- Добавьте свой план в список ярлыков в Evernote. Таким образом, он всегда будет отображаться в верхней части списка в левой части экрана.
Шаг 4. Оставайтесь на цели
Если ваша цель достаточно велика, вам нужно сохранять концентрацию, чтобы достичь ее — в конце концов, мы говорим о плане на жизнь .
Выполняя каждый «блок» своего плана, найдите минутку, чтобы определить веху. Это возможность отпраздновать свой прогресс и переоценить свой план: он все еще практичен? Есть ли какие-либо корректировки, которые вам нужно внести? Переориентация на вашу цель напомнит вам о том, почему вы начали в первую очередь, и даст вам столь необходимый заряд энергии.
Советы для профессионалов :
- Поделитесь своим планом с другом. Наличие кого-то, кто возьмет на себя ответственность, может помочь вам сохранить мотивацию, когда может возникнуть соблазн сдаться, и даст вам кого-то, кто поддержит вас в трудные времена.
- Наряду с поставленной целью просматривайте ежедневные и еженедельные планировщики каждый день, чтобы убедиться, что вы используете свое драгоценное время с максимальной пользой.