Как понять самого себя татьяна черниговская: Как понять самого себя / Нам надо поговорить с Татьяной Черниговской — YouTube

Содержание

лекции Татьяны Черниговской о мозге и языке

Рубрики : Лекции, Наука, Нейронаука, Публичные лекции


Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными, сделав любое пожертвование или купив что-то из нашего литературного мерча.


Популярные лекции Татьяны Черниговской о мозге, творчестве и ментальном лексиконе

Мы много писали о человеческом мозге и учёных (когнитивистах, нейрофизиологах, нейропсихологах, нейроанатомах), которые занимаются изучением этого космического по своим масштабам органа. Однако до сих пор не упоминали российских исследователей, хотя вклад их неоценим. Вспомнить хотя бы Владимира Михайловича Бехтерева, который интегрировал разрозненные направления изучения нервной системы (неврология, нейроанатомия, нейрофизиология, нейропсихология, нейрохирургия, психиатрия), заложив фундамент развития отечественной нейронауки. Или Александра Романовича Лурию, признанного во всём мире основателя и несомненного лидера такого мощного направления, как экспериментальная нейролингвистика. И, конечно, как не упомянуть академика Наталью Петровну Бехтереву, вошедшую в мировую гильдию пионеров развития нейрофизиологии – мощнейшей науки о мозге, на достижениях которой зиждятся все современные исследования этого органа. Как происходит запоминание информации, обработка речи, формирование эмоций, как мозг помогает нам принимать решения, как выполняет свои функции и, главное, – как лечить тех, у кого эти функции нарушены – тот круг вопросов, которые успешно решались российскими учёными.

На таком вот прочном фундаменте строятся современные исследования, акцент которых сместился в сторону комплексного изучения человеческого мозга на стыке нейробиологии и когнитивных наук. И, как ни странно, в этой области опять больше вопросов, чем ответов. Извечная проблема определения сознания («что есть сознание?»), вопросы соотношения языка и мышления (что первично?), исследование механизмов понимания, памяти человека, формирования, хранения и передачи информации – все эти аспекты предстали перед учёными в новом свете с учётом развития современных технологий (систем искусственного интеллекта, робототехники, прикладной математики), психологии, нейрофизиологии, семиотики, философии.

Сегодня мы решили сделать подборку лекций и интервью Татьяны Черниговской – профессора, доктора филологических и биологических наук, заведующую лабораторией когнитивных исследований СПбГУ и неутомимого популяризатора науки, одной из немногих, кто работает сегодня в междисциплинарной области когнитивистики — на пересечении лингвистики, психологии, искусственного интеллекта и нейронаук.

Все эти лекции прочитаны в разное время для разных аудиторий, но их объединяет одно – разговор о мозге, его способностях и загадках. Сразу стоит оговориться, что смотреть все лекции подряд вряд ли имеет смысл – многие примеры повторяются, делаются отсылки к одним и тем же источникам, потому что предмет разговора остаётся неизменным. Но каждое выступление посвящено конкретной проблеме – и именно через призму этой проблемы учёный рассказывает о мозге. Так что лучше выбрать лекции Татьяны Черниговской на самые интересные для вас темы и послушать именно их. Приятно просмотра и добро пожаловать в матрицу.

Почему изучение мозга займет центральное место в 21 веке?

(Why will the studies of brain take center stage in the 21st century?)

На известной образовательной площадке Ted Talks Татьяна Владимировна Черниговская рассказывает о том, что мы успели узнать о себе и о мозге, как эти знания изменили картину реальности и какие биологические опасности поджидают нас в новом веке после всех открытий (манипуляции с памятью, создание индивидуальных генетических портретов и др.)

Творчество как предназначение мозга

Одна из лекций Татьяны Черниговской, в которой она объясняет, какое значение для мозга имеет творчество, как музыка меняет мозг на функциональном уровне и почему у музыкантов меньше шансов встретить в старости «дедушку Альцгеймера и дедушку Паркинсона». А ещё вы узнаете, что разделение людей на левополушарных и правополушарных давно не имеет никакого значения, по какой причине общая шкала измерения способностей не применима к гениям (ЕГЭ, IQ) и почему нам стоит научиться снимать когнитивный контроль, то есть позволять мозгу думать, о чём он думает.


Смотрите также «Тайна двух полушарий»: Татьяна Черниговская и Юрий Лотман о работе нашего мозга

Нить Ариадны, или пирожные Мадлен: нейронная сеть и сознание

Все знают, что такое сознание, только наука не знает.

На 7-м Фестивале науки Татьяна Владимировна углубляется в проблему определения сознания, которая насчитывает историю в тысячи лет, объясняет, как парадоксально устроена наша память, каким образом она влияет на социальную эволюцию и почему роман Пруста «В поисках утраченного времени» — настоящий учебник для тех, кто занимается изучением мнемы. Кроме того, профессор рассказывает о значении для нашего вида нейроэволюции и самой крупнейшей проблеме в когнитивистике, касающейся субъективной реальности.

Что такое Ум, Мудрость, Гениальность, Интеллект

Что может считаться критерием ума — образование, эрудиция, хорошая память? Может ли человек быть умным и глупым одновременно? В чем разница между умом, мудростью, интеллектом? Как влияют накопленные нами знания на нашу судьбу? Чем отличается «хороший» мозг от «плохого»? Кто кем командует — мы мозгом или он нами? Насколько мы свободны и насколько мы запрограммированы? Можно ли создать искусственный мозг и чем опасны компьютерные игры? Об этом и многом другом Татьяна Черниговская рассказывает в передаче канала ТВЦ «Повелитель интеллекта».


Посмотреть подборку Учёные о мозге: лучшие лекции TED с русской озвучкой

Ментальный лексикон

В очередной публичной лекции Татьяна Владимировна Черниговская объясняет, как устроена нейронная сеть, где в ней содержится информация, какую роль для этой сети играет язык, почему именно языковая способность (language competence) — это наша основная характеристика как биологического вида (хотя большинство людей даже не пользуются в полной мере своим языком, а общаются штампами) и что мы можем назвать «тёмной материей нашего мозга».

Конь и трепетная лань: учёный на стыке наук

В лекции, прочитанная на симпозиуме «Актуальные вопросы нейрофилософии», Татьяна Черниговская рассказывает, какой круг вопросов встаёт пред исследователями XXI века в сфере нейрофилософии, в числе которых проблема понимания, воздействия науки и искусства на наш мозг, мифов, окутывающих знания о работе мозга, переключения языковых кодов. Также спикер обращает внимание на вопрос, что отличает человека от киборга, и почему  проблема существования ментального уровня — это проблема, которая может указывать на то, что привычная физическая картина мира ошибочна.

Как научить мозг учиться

В рамках проекта «Открытое пространство» Татьяна Черниговская выступила с лекцией, в которой осветила антропологические изменения, произошедшие в мире, рассказала о проблемах, которые ставит перед человечеством увеличивающийся поток информации, и об изменениях, необходимых образованию в новой ситуации (отказаться от «заучивания логарифмов» и учить детей «метавещам» — работе с информацией, контролю внимания и памяти и т.д.).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

лингвистиканейронаукапубличные лекции

Похожие статьи

«Выпустить пар», чтобы не перегореть

21 Сентября 2020

Татьяна Черниговская о влиянии пандемии


Пандемия – это глобальное явление, которое не пройдет бесследно для мира. В этом абсолютно убеждены ученые и аналитики из разных областей. Всё то, что происходит на планете сейчас, неминуемо оказывает влияние на людей и на все сферы жизни и деятельности общества. Своим мнением по этому поводу поделилась постоянный эксперт Global Women Media Татьяна Черниговская, доктор биологических наук и доктор филологических наук, известный советский и российский ученый в области нейронауки и психолингвистики.



Татьяна Черниговская
заслуженный деятель высшего образования и заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент Российской академии образования, доктор биологических наук, доктор филологических наук, профессор кафедры общего языкознания, заведующая кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук, заведующая лабораторией когнитивных исследований Санкт-Петербургского государственного университета


В период пандемии люди вели себя по-разному. Кто-то поддался панике и переживаниям, кто-то был настроен скептически, кто-то увидел в происходящем повод пересмотреть свои жизненные ориентиры. Однако сейчас, когда, казалось бы, пик пандемии пройден, по мнению Татьяны Черниговской, главная проблема заключается в недооценке ситуации обществом.


Многие полагают, что с приходом осени жизнь вернется на круги своя: с началом учебного года дети отправятся в школы и детские сады, затяжной период самоизоляции и дистанционной работы прекратится. Между тем, подчеркивает эксперт, пандемия оказала серьезное влияние на все сферы деятельности общества, и о вхождении в привычный ритм жизни говорить пока рано. Напротив, сегодня особенно важно научиться более ответственно строить прогнозы на завтрашний день – ближайшее будущее.


Вероятностное прогнозирование


Одно из главных умений мозга человека, по словам Татьяны Черниговской, заключается в том, что в разных науках называется «вероятностным прогнозированием». На этом, по сути, и построено существование всего живого на планете.


Когда зверь обжигается об огонь, в следующий раз мозг подсказывает ему, что костер лучше обойти стороной. Другими словами, подобное поведение можно назвать способностью к прогнозу. И именно у человека эта способность выражена в наибольшей степени.


За эти прогнозы отвечают лобные доли головного мозга. Например, благодаря их активной работе человек понимает, что за преступление ему грозит тюрьма, за невыполнение профессиональных обязанностей – увольнение, а неправильное поведение может послужить причиной ссоры с близкими. Если же люди оказываются в ситуации неопределенности, когда их мозгу крайне сложно спрогнозировать последствия происходящего, то возникает большая проблема. Существует риск, что в такой момент способность к трезвой оценке действительности просто «отключится».


Хорошо, если в такой ситуации оказывается человек, склонный к рефлексии, который может критически посмотреть на самого себя и принять меры, считает Татьяна Черниговская. Однако у людей, не привыкших подвергать свое мышление анализу, в сознании происходят совершенно другие процессы – бесконтрольное накопление стресса и переживаний.


«Помните, какое-то время в быту были популярны кастрюли-скороварки? Они глухо закрывались крышкой, а излишний пар при готовке выходил через маленькое отверстие. И если вдруг оно закупоривалось, то кастрюля могла взорваться. Это метафора внутреннего мира человека», – объясняет Татьяна Черниговская.


Стресс накапливается внутри человека, не способного анализировать собственное мышление, и в один момент всё раздражение выходит наружу. Из-за этого происходят ссоры на пустом месте, возникает неприязнь ко всему, что происходит.


Сегодня многие люди ошибочно полагают, что, вернувшись осенью с дачи, после затяжной оторванности от городской жизни снова пойдут по «привычной дорожке». Однако этот путь, уверена Татьяна Черниговская, вовсе не привычный. И это способно ввести мозг в заблуждение. Для того чтобы не стать заложниками ситуации, нужно учиться анализировать и думать – много и постоянно.


Жизнь в Сети


В период пандемии практически вся жизнь перенеслась из реального пространства в виртуальное. Освоить хотя бы простейший уровень компьютерной грамотности пришлось даже тем, кто до этого был далек от процесса цифровизации. При этом Татьяна Черниговская, общаясь с коллегами через онлайн-сервисы, заметила, что многие из ее знакомых оказались очень вдохновлены такими изменениями. Они попали в совершенно другой мир, в котором всё движется с невероятной скоростью. Произошла перестройка целой цивилизации.


Мир уже стал таким, каким никогда не был до этого. За период пандемии совершенно изменилось отношение к онлайн-пространству. Одним из ярких примеров трансформации является сфера образования, которая массово была адаптирована к цифровой среде за короткое время.


Многим специалистам пришлось приспосабливаться к новым условиям – работе в цифровом пространстве. Для кого-то это стало возможностью для дополнительного развития, для кого-то – непреодолимым ограничением. Однако, по мнению Татьяны Черниговской, некоторые не смогли глубоко «вписаться» в цифровую среду вовсе не из-за нехватки знаний. Напротив, сложнее всего это было сделать экспертам с огромным практическим и научным опытом – людям, обладающим таким уровнем профессионализма, который уже сложно повысить.


Важный вопрос, который особенно актуален сегодня: сохранятся ли в людях человеческие качества, если всё общение будет происходить в Сети?


Кроме того, считает эксперт, после всеобщей самоизоляции и массового перехода в цифровое пространство кардинально изменится абсолютно вся профессиональная среда. Большое количество специальностей исчезнет или претерпит серьезные изменения. Для того чтобы оставаться «на плаву», специалистам из разных областей придется сделать огромный скачок вперед – научиться креативно мыслить и эффективно внедрять технологические решения в свою работу.


По ту сторону экрана


Переход в онлайн-пространство – это лишь одна сторона реальности. Второй важный момент – в период самоизоляции многие люди перебрались из городов в деревни, начав больше дышать свежим воздухом и любоваться природой. Не исключено, что после пережитых событий люди массово начнут переезжать из квартир в частные дома. Многие, вероятно, предпочтут городам деревни. И это, предполагает Татьяна Черниговская, скорее «плюс», чем «минус».


«Как это ни странно, пандемия нас возвращает к корням. И в этом её положительный эффект. Вообще, это умный вирус. Он поспособствовал своеобразному очищению: например, машин и самолетов в период самоизоляции было меньше, а значит, воздух стал свежее. Кстати, и ум многих людей стал в какой-то степени “чище”», – рассуждает нейролингвист.


Перезагрузка


И всё же пандемия – это в первую очередь реальная опасность, которая негативно воздействует на психоэмоциональное состояние человека. В условиях неизвестности находятся абсолютно все – даже те люди, которые занимают руководящие посты и отвечают за принятие решений на уровне городов или целых стран. Мир оказался в ситуации, когда ни один человек не может точно сказать, как поступать было бы правильно.


«С подобной ситуацией мы, живущие сейчас на планете люди, столкнулись впервые. Просто потому, что нынешние перемены охватывают не отдельные государства, а всю планету. То, что сейчас происходит, как биологическое, так и социальное, несет вызовы цивилизации в целом. Не нужно паниковать, нужно понимать, что нас ждут глобальные перемены».


Для того чтобы снизить стрессовую нагрузку, Татьяна Черниговская предлагает более тщательно отбирать информацию для «потребления». Современное информационное пространство переполнено самым разным контентом – качественным и не очень, позитивным и негативным. Всё это, безусловно, влияет на сознание человека. Поэтому, считает эксперт, сегодня важно контролировать поток информации, попадающий в зону восприятия человека. Однако существуют моменты, когда стоит совершить тотальную перезагрузку: устроить себе информационный детокс, отложить в сторону книги, выключить гаджеты, сменить обстановку и отправиться, например, на природу. Периодически такой отдых оказывается очень полезным для мозга. 


Виктория Ежова, информационное агентство


«Global Women Media»

Поделиться страницей:

Читать все статьи рубрики

Теги: #ТАТЬЯНА ЧЕРНИГОВСКАЯ #ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ #ПАНДЕМИЯ #НЕЙРОЛИНГВИСТИКА

Татьяна Черниговская: Мозг и искусство

О том, как познать себя через искусство

22.06.2020

Чтобы понять, как работает человеческий мозг, нужно не только изучить его физиологию, но и узнать о том, что он творит в искусстве и науке.

Татьяна Черниговская
Заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент РАО, кандидат биологических наук, кандидат филологических наук, профессор кафедры общего языкознания, заведующая отделом проблем конвергенции естественно-гуманитарных наук , заведующая лабораторией когнитивных исследований СПбГУ

Значения очень нестабильны, потому что слова означают одно и то же только в словаре. В разное время человек может вести себя по-разному. Даже произнося одни и те же выражения, люди могут иметь в виду совершенно не связанные между собой вещи. Все зависит от говорящего, его собеседника, времени, сообщения и обстоятельств выступления.

Во время своих лекций Татьяна Черниговская часто рассказывает студентам, что разные существа, люди и животные, видят мир по-разному. Наука еще не готова ответить, каков на самом деле окружающий нас мир. У природы нет «объективного глаза», способного это исправить.

«Мне очень интересно, как наш мозг умудряется выживать в таком сложном мире, наполненном смыслами», — говорит г-жа Черниговская.

Ученые и философы начали задавать себе вопрос о том, что такое мир и человек еще несколько веков назад. Например, Блез Паскаль писал: «Я не знаю, что такое мое тело, ни мои чувства, ни моя душа, ни та часть меня, которая думает то, что я говорю, которая размышляет обо всем и о себе и ничего больше не знает о себе». чем об остальном».

В свою очередь Фрэнсис Бэкон сказал, что род человеческий болен. По его словам, основным признаком этого психического заболевания является неспособность человека как заложника своих страстей и предрассудков видеть мир таким, какой он есть. По его мнению, проблема в том, что люди привыкли смотреть на вещи через силлогизмы или суеверия. Фрэнсис Бэкон использовал афоризмы, чтобы научить людей мыслить по-новому. Он показал, что метафорическое мышление, мышление по аналогии на самом деле не менее сильно, чем логическое мышление.

Альфред Шнитке сказал: «Для образования жемчужины в устрице, лежащей на дне океана, нужна песчинка — что-то «неправильное», инородное тело». По мнению Татьяны Черниговской, тот же внепорядковый принцип можно применить и к искусству, и к науке.

Барокко — это средневековое слово, которое можно понимать как нечто причудливое или нелепо сложное. Интересно, что жемчуг был одним из самых популярных произведений искусства, принадлежащих к стилю барокко. Жемчужина Лао-Цзы, известная как одна из крупнейших жемчужин, по своей форме очень похожа на человеческий мозг.

Научный взгляд на мозг

Уже более века наука рассматривает мозг как очень сложное устройство, получающее информацию из внешнего мира, обрабатывающее ее и реагирующее на нее. По мнению ученых, это своего рода биоавтомат.

Существовало мнение, что понимание устройства и принципа работы человеческого мозга может быть основано на изучении мозга животных. Однако, по мнению Татьяны Черниговской, ничего не получится, потому что человеческий мозг нужно изучать именно с пониманием всей его уникальности.

У человека нет компьютера в голове. Мыслительные процессы человека не ограничиваются логикой. Они намного сложнее и интереснее.

«Творчество — это способность создавать то, чего раньше никогда не было, используя силу мысли и духа. Это то, что отличает нас от наших соседей по планете».

Татьяна Черниговская предложила отойти от привычной научной схемы и посмотреть на мозг сквозь призму высших человеческих способностей: искусства и языка. Возможно, произведения искусства эпохи барокко могут пролить свет на то, что видит, слышит и чувствует мозг, поскольку он может создавать в своем воображении совершенно новые миры.

«Искусство, созданное человеком, показывает, как работает эта великая нейронная сеть. Этот способ изучения мозга можно сравнить с археологией, когда мы судим о древних людях по их орудиям», — поясняет г-жа Черниговская.

Представление о мозге, основанное на искусстве 

Барокко оттолкнуло Ренессанс и стало его противоположностью. До этого художники изображали мир как нечто статичное, линейное, ясное и плоское. Стиль барокко представил многомерное, глубокое и размытое пространство.

Произведения искусства особенно интересны тем, что каждый может увидеть в них разные вещи и детали в разное время и в разных ситуациях. В стиле барокко нет пустоты, как и в мире. Окружающее нас пространство наполнено смыслами, дающими разные впечатления в зависимости от точки зрения зрителя.

Картины художников барокко были разными для разных заказчиков. Например, они создавали очень аккуратные работы для церкви и в то же время были авторами самых смелых и «неправильных» произведений для ценителей искусства. Эксперты понимали важность выхода за рамки привычного. Только так можно создать что-то новое и гениальное помимо наличия необходимых компетенций.

Фильмы итальянского кинорежиссера Федерико Феллини представляют собой интересный образец барочного восприятия действительности. В своих произведениях ему удалось снять привычные границы между реальным и иррациональным, между происходящим и тем, что представляет собой «внутреннее видение» героя, его мечты и иллюзии.

«Крах ренессансной линейной картины мира может привести к дезориентации человеческих ценностей, обеднению личности. Искусство барокко показало: мир может быть разным, он может быть нелинейным».

Свобода творчества

Мозгу становится труднее решать задачи, как только мы «заставляем его это делать». Творческие прорывы, как правило, происходят именно тогда, когда когнитивный контроль отключен. Некоторые ученые пишут в своих работах, что мозгу нужно время от времени позволять «думать самому». Чем меньше люди контролируют этот процесс, тем больше простора для их воображения.

«Художественные произведения создаются «свободным от контроля» мозгом, а значит, могут многое о нем рассказать».

По мнению Татьяны Черниговской, нейробиология и когнитивная наука в целом не сделают парадигматический прорыв без учета других подходов, например, высших проявлений человеческого гения.

«Это трудный путь. Нужно смотреть не только результаты ЭЭГ и МРТ, но и читать письма и дневники творцов, записывать их разговоры друг с другом, рассматривать картины великих мастеров, изучать их эскизы и наброски. Они показывают, как шел этот процесс и как развивалась мысль», — считает г-жа Черниговская.

Виктория Ежова, информационное агентство Global Women Media

Перевод Николая Гаврилова

Поделиться страницей:

Читать все

Татьяна Черниговская: «Человек XXI века — это Homo Confusus»

Директор Института когнитивных исследований СПбГУ, член-корреспондент РАО, профессор Татьяна Черниговская и член-корреспондент РАО Евгений Водолазкин литературовед и писатель обсудили: как понимается свобода в современном мире; могут ли люди сочетать критическое и религиозное мышление; и почему для них важна сфера духовного.

Татьяна Черниговская отметила, что человечество вырабатывало нравственные координаты на протяжении тысячелетий культурной эволюции. Хотя они могут до некоторой степени различаться в разных культурах, основные вехи везде примерно одинаковы. Люди создали универсальную формулу: «Не делай другому того, чего не желаешь себе». Но нынешний культ свободы, который парадоксальным образом сочетается с неприятием иных взглядов, отличных от общепринятых, бросает вызов человеческой цивилизации.

‘Я считаю, что любой культ — это ужасно. На мой взгляд, человечество просто больно, оно потеряно. Мы знаем понятия «хомо сапиенс», «хомо лектиус», но что такое сегодняшний человек? Я уверена, что это «человек смущенный», — поделилась Татьяна Черниговская. «Человек потерян и не знает, где они: что это за цивилизация и каковы основные ориентиры в этом мире. Большинство людей не просто не в состоянии перечислить Десять Заповедей, они даже не знают о них вообще. Вместо этого идет разговор о свободах».

‘Все мы рождаемся с некой нейросетью, но развивает ее жизненный опыт’: Татьяна Черниговская читает открытую лекцию о цивилизации книги

Еще один сложный вопрос для современного человека – как совместить критическое мышление и вера. По словам профессора СПбГУ Черниговской, пока не все научные гипотезы можно проверить и доказать экспериментально, и даже развитие технологий не поможет найти ответы на некоторые вопросы. Одной из таких сложных областей исследования является когнитивная наука: изучение нейронов и их связей. Даже если он будет очень подробным, это не приблизит ученых к пониманию принципов работы мозга. Для этого нужны другие подходы.

Татьяна Черниговская также отметила, что многие крупные ученые с мировым именем не были атеистами. В «Происхождении видов» Чарльз Дарвин не писал, что человек произошел от обезьяны. Наоборот, как человек, получивший религиозное образование, он отмечал, что счастлив быть потомком тех первых созданий, которых создал Бог.

Тот факт, что мы все родственники на этой планете, бесспорен, и я не думаю, что он противоречит религиозной точке зрения.

Профессор Татьяна Черниговская, директор Института когнитивных исследований СПбГУ, член-корреспондент РАО

«Разве вас не поражает сам факт существования алфавита жизни: четыре буквы ДНК, которыми написаны книги и крошечной амебы, и человека? Это чудо. Из любви к парадоксам я задаю себе вопросы: относятся ли эти четыре буквы ко всей Вселенной? Код жизни везде одинаков или этих текстов бесконечное множество? Отсюда возникает другой вопрос: все ищут жизнь вне Земли, но уверены ли мы, что сможем ее распознать? подчеркнула профессор Черниговская.

Продолжая тему духовности, Татьяна Черниговская, директор Института когнитивных исследований СПбГУ, отметила способность человеческого мозга воспринимать влияние вещей, лежащих далеко за пределами мира физических объектов, которые могут быть коснулись или услышали. «Несмотря на то, что написано в любом учебнике, наш мозг занимается не только обработкой информации, которую он получает. Он занимается созданием разных миров. Но я бы скорее сказала, что человек — это существо, которое создает миры и живет в них», — сказала Татьяна Черниговская. «Пока неизвестно, какой мир оказывает на нас большее влияние — материальный или созданный нами. Иначе почему книги, музыка и искусство оказывают на нас такое влияние? Почему мы плачем над книгами? Почему отличный фильм сбивает нас с ног? Это духовная вещь. Просто мы такие. Я подозреваю, что наши соседи по планете не обладают этим качеством, и не только потому, что у них маленький или недоразвитый мозг. Но мы настолько сумасшедшие, что решили уничтожить духовное царство».

В конце беседы профессор Черниговская добавила, что построение личной истории — самая сложная задача. Это потому, что улучшить себя даже немного — это очень тяжелая работа. «Я думаю, что стоит вести такой разговор с детьми. Другой вопрос, как это сделать. Нельзя говорить с ними только об игрушках, ведь даже маленькие дети в возрасте четырех-пяти лет уже начинают задавать про конец и еще более сложные вопросы.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *