Этап урока | Название используемых ЭОР ( с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя ( с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время в мин. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Организационный момент. | I. Орг. момент. | Запись темы урока. Коллективная работа. | 2 мин | |
2 | Актуализация знаний |
1.Героями не рождаются – героями становятся. 2. Линия фронта проходила и по хлебным полям, где борьба за каждый килограмм зерна приравнивалась к солдатскому подвигу. 3. Каждый новый день приносил новые производственные рекорды, потому что велико было стремление рабочих и работниц завода сделать все необходимое для полного уничтожения врага. Десятое апреля. Классная работа. Повторение и обобщение по теме «Бессоюзные сложные Предложения» II. Фронтальный опрос
Точка с запятой? | Фронтально Индивидуально | 7 мин | |
3 | Формирование умений и навыков Физкультминутка для глаз | презентация | III. Исправьте ошибку в постановке знаков препинания.
2 – время (тире) 4 — дополнение : IV.Б) Определите смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений, расставьте и объясните знаки препинания в них.
V. Творческое задание: Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные. Поставьте соответствующие смыслу знаки препинания. Постройте схемы предложений. 1 Пробираться сквозь чащу было трудно, потому что колючие кусты разрослись очень густо. Лето припасает, а зима поедает. Если хочешь достичь цели, не отступай перед трудностями. Увидел грача, следовательно, весну встречай. Я взглянул на небо и увидел, как стали загораться звёзды. Дополните предложения, образуя бессоюзные сложные предложения с тире или двоеточием. Наша команда торжествовала… (причина).
| Работа по карточкам, проверка (коллективная работа на доске) Запись в тетрадь с последующим объяснением | 14 мин |
4 | Проверка знаний, умений и навыков | VII. Закрепление материала. Тест 1. Найдите правильное объяснение постановки двоеточия в БСП: Летом скворцов не видно: они прячутся в густых темных лесах. 1) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой. 2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами. 3) Обобщающее слово стоит после однородных членов. 4) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой. 2. Найдите правильное объяснение постановки тире в БСП: Будь вы порядочные господа — вам же бы стыдно было! 1) Содержание первой части сравнивается с содержанием второй. 2) Первая часть указывает на условие того, о чем говорится во второй части. 3) Содержание первой части противопоставляется содержанию второй. 4) Части предложения рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия. 3. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится двоеточие? 1) Стекло разлеталось во все стороны и билось со звоном и громом рассыпанная мука вертелась столбом. 2) Я оборачиваюсь мутно-зеленые облака плывут по бледно-алому закату. 3) Ширь даль зелень. 4) Не хватит света факел сердца выну. 4. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится тире? 1) Синеватые леса темнели по долине светлой местами алой сталью блестела река в камышах и высокой луговой зелени. 2) Нынешней осенью вдруг я почувствовал со старым другом надо увидеться. 3) Спускаюсь с мостика заглядываю в каюту народу человек восемь. 4) Ветку тронешь дождем лепестковым осыпается мокрая гроздь. 5. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится тире? 1) Май холодный год хлебородный. 2) Я доверяю любящим они великодушны 3) Тихо пахать не годится вместо хлеба трава уродится. 4) Я сильно прозяб холод успел проникнуть через одежду. 6. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения? Гремят соловьи, заливаются жаворонки, свистят синицы, тоненькими голосами поют дети. 1) отношения перечисления 2) сопоставительные отношения 3) отношения причины 4) отношения пояснения 7. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения? Лето припасает — зима поедает. 1) отношения перечисления 2) отношения условия 3) сопоставительные отношения 4) отношения пояснения 8. Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным тире (знаки не расставлены). 1) Я доверяю любящим они великодушны 2) Поспешишь людей насмешишь. 3) Тихо пахать не годится вместо хлеба трава уродится. 4) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь. 9. Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным двоеточием (знаки не расставлены). 1) Тьма света не любит злой доброго не терпит. 2) Ученье красота неученье слепота. 3) За всё браться ничего не сделать. 4) Я доверяю любящим они великодушны. | VOTUM 1 – 4 2 – 2 3 – 2 4 – 4 5 – 1 6 – 1 7 – 3 8 – 2
| 13 мин | |
5 | Рефлексия | Самооценка На уроке я работал активно/ неактивно Своей работой я доволен/недоволен Урок для меня показался коротким/ длинным На уроке я устал/ не устал Моё настроение стало лучше/ стало хуже Материал урока мне был понятен/непонятен, полезен/ бесполезен, интересен/ скучен | Фронтально. | 2 мин | |
6 | Домашнее задание | Домашнее задание: из художественных произведений выписать 8-9 бессоюзных сложных предложений с различными знаками препинания, построить схемы предложений, объяснить постановку знаков препинания. | Записать в дневник | 2 мин |
Урок-практикум на тему «Бессоюзные сложные предложения. Повторение. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения»
Цель:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о
бессоюзных сложных предложениях; - развивать умения определять отношения между
смысловыми частями бессоюзных сложных
предложений; - совершенствовать соответствующие
пунктуационные навыки; - употреблять бессоюзные сложные предложения в
своей речи для решения определенных
коммуникативных задач.
Оборудование:
- компьютер, проектор;
- презентация PowerPoint; видеоофайлы;
- раздаточный материал – рабочие
листы урока; буклеты; - схемы пунктуационного и
синтаксического разборов предложений;
карточки, учебники.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: урок — практикум с
использованием цифровых образовательных
ресурсов.
Прогнозируемые результаты: учащиеся в
конце урока знают: основные признаки бессоюзных
сложных предложений; условия постановки тире,
двоеточия, точки с запятой и запятой в БСП;
учащиеся в конце урока умеют: ставить знаки в БСП,
выполнять синонимическую замену ССП и СПП
бессоюзными.
Ход урока
1. Организационный этап
Вступительное слово.
Добрый день дорогие ребята, уважаемые гости.
Сегодня наш урок я хотела бы начать словами
Е.Евтушенко:
Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы как истории планет,
У каждой всё особое, своё,
И нет планет, похожих на неё.
Я произношу эти слова и представляю каждого из
вас, интересного и неповторимого. Именно такими я
хочу видеть вас на каждом уроке.
Нам на уроке потребуются ваше желание, хорошее
настроение, умение мыслить и, конечно же, запас
знаний.
Сегодня на уроке вы будете контролировать свои
знания, и оценивать самих себя. Результаты своей
работы фиксируйте в “Рабочей карте”, которая у
каждого на столе.
Психологический настрой.
Представьте, что в вашем сердце лежит цветок.
Вот он раскрывается, лепесток за лепестком. Это
центр покоя, центр доброты. Добро, доброта,
доброта везде, доброта в тебе, доброта во мне.
Не забывайте, что во время вдоха вы поглощаете в
себя Свет, наполняясь добротой, а выдыхая,
делитесь добротой.)
Вот мы и поделились добротой, потому что
разделённое добро — это два счастья.
Актуализация опорных знаний
— Начнём наш урок с экспресс-разминки (слайд)
1. Экспресс-опрос
- Союзные предложения делятся на ССП и . … (СПП)
- В ССП средством связи являются союзы ….
(сочинительные) - В СПП части связываются при помощи каких союзов
(подчинительных) - А в БСП части связываются при помощи смысла и …
(интонации) - На письме отношения между частями бессоюзного
сложного предложения выражаются при помощи …
(знаков препинания) - Назовите основные типы (значения) интонации в
БСП (перечисления, сопоставления, причины,
пояснения) - Если части в БСП распространенные, имеют
собственные знаки препинания, то между частями
ставится… (точка с запятой) - Если вторая часть обозначает причину того, о чем
говорится в первой части, то между частями БСП
ставится … (двоеточие) - Вспомните памятку о постановке двоеточия в БСП (
Причины поясните дополнительно!) - Если в первой части предложения содержится
указание на время, то между частями БСП
ставится… (тире)
2. Орфографическая работа. Найдите в названии
темы урока прилагательное с орфограммой, которую
повторяли дома. (Бессоюзное).Назовите корень,
приставку. На какой согласной оканчивается
приставка? С какого согласного начинается
корень? Сформулируйте правило написания данной
орфограммы. (Предлагается словарный диктант
на повторение орфограммы “Буквы з и сна конце
приставок)
Задание: К данным словосочетаниям подберите
слова-синонимы с приставками, заканчивающимися
на –з (-с). Графически объясните их правописание.
- Не имеющий жалости – безжалостный
- Лишенный смысла – бессмысленный
- Не имеющий вкуса — безвкусный
- Не дающий результата – безрезультатный
- Покрытый царапинами – исцарапанный
- Не имеющий звука – беззвучный
- Лишенный порядка – беспорядочный
- Не имеющий чувств — бечувственный
- Предложение не имеющее союзов – бессоюзное (Самопроверка)
3. Отчет экспертов о написании сжатого
изложения (проверка д/з)
Сообщение темы и цели урока. Настрой на
активную познавательную деятельность
1. Просмотр фрагмента мультфильма “Приключения
точки и запятой” (Видеофайл № 1) Приложение
4
О чем мы сегодня будем говорить на нашем уроке?
(о знаках препинания)
— О каких знаках препинания (о постановке
запятой, тире, двоеточия и точки с запятой в БСП)
Сегодня мы подводим итоги по теме, над которой
работали на протяжении нескольких уроков.
Поэтому будем частично повторять теорию,
развивать навыки синтаксического и
пунктуационного анализа предложения,
совершенствовать умение обобщать, сравнивать и
делать выводы, и, конечно же, как на любом уроке,
опираясь на уже известное, изученное, узнаём и
кое-что интересное о бессоюзных сложных
предложениях.
III. Обобщение, систематизация знаний и умений
учащихся
1. “Мозговой штурм”
Какие ассоциации у вас вызывает слово
“Доброта” Запишите эти слова:
Благо, благодеяние, благотворение,
пожертвование, услуга, одолжение. А с каким
цветом ассоциируется слово счастье? Добро –
все положительное, хорошее, полезное. (Словарь
С.И. Ожегова)
— Эпиграфом к нашему уроку мы возьмем слова Л.Н.
Толстого
“Лучше добрым на свете быть: злого в мире и так
довольно” (Л.Н. Толстой)
Как вы понимаете это высказывание? (слайд)
Очень часто мы с вами говорим о том, что самым
главным, самым ценным в жизни человека является
доброта.
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды, — так поется в одной
детской песенке.
Стать добрым совсем не просто. Стать эталоном
доброты – задача наисложнейшая.
Добрый человек – это отзывчивый человек,
способный на сочувствие.
— Запишите высказывание Льва Николаевича
Толстого как эпиграф к уроку.
Объясните знаки препинания.
Почему автор использует бессоюзное
предложение?
Что произошло бы, если бы записали это
предложение другой синтаксической конструкцией?
-Запишите это предложение как СПП и ответьте на
поставленный вопрос.
(Лучше добрым на свете быть, потому что злого в
мире и так довольно)
(Двоеточие ставится, потому что вторая часть
предложения имеет значение причины.
Подчинительный союз сделал бы его более
громоздким, тяжеловесным. Сложное предложение
потеряло бы свою легкость, стало бы менее
выразительным)
2. Работа в группах (задание 2 группам,
подготовка 5 минут)
Остальные учащиеся выполняют задание №1
1 группа
Задание: УСТНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ
Рассмотрите схему. Передайте содержание схемы
в виде связного высказывания.
2 группа
Задание: Внимательно прочитайте предложения,
чтобы понять, почему они разделены на три группы.
Следите за правильной интонацией, которая
передает смысловые отношения между частями
бессоюзного предложения.
1)
-Добро не лихо, бродит в мире тихо. (В. И. Даль)
— Сияло небо надо мной, шумели листья, птицы
пели… (И. Тургенев)
— Голос его звучал тихо, но твердо, глаза
блестели упрямо. (М. Горький)
— Целый день на небе солнышко сияет, целый день
мне душу злая грусть терзает. (А. Кольцов)
2)
— Подлинная добродетель подобна реке: чем она
глубже, тем меньше шумит.
— Доброта… постоянна и сама себя усиливает:
она рождает ответную доброту. (А. Швейцер.)
— Помните: с доброты человек начинается! (А.Чехов)
— Из всей жизни можно извлечь одну мудрость:
человек должен делать только добро.
— Я убежден: правда, любовь, доброта являются
силой, преодолевающей всё.
3)
— Источник утоляет жажду – доброе слово
оживляет сердце.
— У каждого времени своя жестокость — доброта
одна на все времена. (А.Лиханов.)
— Мы совершаем доброе дело- душа наша
наполняется светлой радостью, творим зло —
душа скорбит. (По А.Захарову.)
— Вы молоды, сильны, бодры — не уставайте
делать добро. (А.Чехов)
— Ты сделал добро — скрой, тебе сделали добро —
расскажи.
1. ЗАДАНИЕ. Прочитайте высказывания. О чем
они? Замените сложноподчинённые предложения
бессоюзными. Сопоставьте предложения. Объясните
постановку знаков препинания в БСП.
Самостоятельная работа (с последующей
взаимопроверкой и проверкой по шаблону) (Рабочая
карта урока)
Исходный вариант | Перестроенное предложение |
1. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна на все времена. (А.Лиханов.) | 1. У каждого времени своя жестокость- доброта одна на все времена. (А. Лиханов.)тире-противопоставление |
2.Когда творить добро желаешь ты от-дельным людям иль всему народу, не от-ступайся от своей мечты. (Д. Кугулътинов.) | 2. Творить добро желаешь ты отдельным людям иль всему народу- не отступайся от своей мечты. (Д. Кугулътинов.) тире-время |
3. Когда мы совершаем доброе дело, душа наша наполняется светлой радостью, когда творим зло, душа скорбит. (По А. Захарову.) | 3. Мы совершаем доброе дело- душа наша наполняется светлой радостью, творим зло — душа скорбит. (По А. Захарову.) тире-время, условие |
4.Доброта… постоянна и сама себя усиливает, ибо она рождает ответную доб-роту. (А. Швейцер.) | 4. Доброта… постоянна и сама себя усиливает: она рождает ответную доброту. (А. Швейцер.) двоеточие-причина |
5.Пока вы молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. (А. Чехов) | 5. Вы молоды, сильны, бодры — не уставайте делать добро. (А. Чехов.) тире-время |
6. Помните, что с доброты человек начинается! (А.Чехов) | 6. Помните: с доброты человек начинается! (А.Чехов) двоеточие-изъяснение |
3. Просмотр видеоурока (5 минут)
4. Работа в парах. Раздаточный материал: (схема
синтаксического и пунктуационного анализа БСП)
Задание: Познакомьтесь с планом и образцом
синтаксического разбора бессоюзного сложного
предложения и прокомментируйте логику этого
анализа, объясняя, почему разбор предлагает
именно такую последовательность действий. (схема
разбора БСП)
— выполнить синтаксический и пунктуационный
разбор 1 предложения. (карточки)
5. Работа с текстом (текст на экране)
Опыт подтверждает, что добрые чувства должны
уходить своими корнями в детство, а человечность,
доброта, ласка, доброжелательность рождаются в
труде, заботах, волнениях о красоте окружающего
мира. (2) Добрые чувства, эмоциональная культура –
это средоточие человечности. (3) Если добрые
чувства не воспитаны в детстве, их никогда не
воспитаешь, потому что это подлинно человеческое
утверждается в душе одновременно с познанием
первых и важнейших истин, одновременно с
переживанием и чувствованием тончайших оттенков
родного слова. (4) В детстве человек должен пройти
эмоциональную школу – школу воспитания добрых
чувств. (По В. Сухомлинскому)
Задание к тексту:
1. Определите тему текста (о добрых
чувствах).
2. Определите его основную мысль.
3. Определите тип и стиль текста (тип речи –
рассуждение; стиль – публицистический).
4. Замените словосочетание “добрые
чувства”, построенное на основе
подчинительной связи согласование, синонимичным
словосочетанием со связью управление.
Напишите получившееся словосочетание.(чувства
доброты)
5. Определите тип подчинительной связи в
словосочетании “подлинно человеческое” (предложение 3) (примыкание)
6. Из второго (2) предложения выпишите сказуемое.
Укажите его тип. (средоточие, составное именное)
7. Найдите СПП, в состав которого входит односоставное
обобщенно-личное предложение. Напишите
номер этого предложения. (3)
8. Определите вид осложнения четвертого (4)
предложения (обособленное приложение)
9. Найдите сложное(-ые) предложение (-я), одна из
частей которого (-ых) осложнена однородными
членами. Напишите номер (-а) этого(-их)
предложения (-ий). (1,3)
10. Найдите СПП с придаточным причины.Напишите
номер этого предложения (3)
6. Игра “Аукцион пословиц”
Выиграл тот, кто последний вспомнит пословицу о
добре.
Добра на худо не меняют
Добро творить — себя веселить
Делать добро спеши
Все любят добро, да не всех любит оно.
От добра до худа один шаг
Худо тому, кто добра не делает никому
Кто добро творит, тому Бог отплатит
Никакое худо до добра не доведет
Вранье не ведет в добро
В добре жить хорошо
Молодость рыщет – от добра добра ищет.
Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй
добром.
IV. Подведение итогов. Домашнее задание.Напишите
сочинение-рассуждение на тему: “Что такое
добро”, взяв в качестве тезиса, данное Вами
определение. Аргументируя свой тезис, приведите
два примера-аргумента, подтверждающих Ваши
рассуждения: один пример-аргумент приведите из
прочитанного текста, а второй — из Вашего
жизненного опыта. (объем сочинения – не менее 70
слов)
V. Рефлексия.Заполнить карту успешности(раздаточный
материал)
Заключительное слово учителя: Мы целый урок
говорили о добре, составляли формулы доброты, и
как итог нашего урока — напишите синквейн на тему
добро.
Чтение синквейнов.
Что стоит в истоке доброго поступка? Ответ один
– милосердие, человеколюбие, которое существует
с давних пор. Не случайно же Альберт Анатольевич
Лиханов сказал: “У каждого времени – своя
жестокость. А доброта одна на все времена”. На
мой взгляд, именно на милосердии, сострадании и
стоит мир.
Человек, который любит мир вокруг себя,
совершает добрые поступки, будет счастлив только
от того, что он кому-то помог… А тот, кому помогли,
через всю жизнь пронесёт в сердце благодарность
и веру в добро.
Вспоминаются слова А.П. Чехова: “Жизнь дана на
добрые дела… Не жалейте себя для доброго дела,
слова, чувства! Спешите делать добро, пока вы
молоды и полны сил! Помните: с доброты человек
начинается!”
Подведение итогов.
И закончить урок хочется словами мудреца.
Добрый человек, привет!
Будь со мною много лет,
Охраняй меня от зла,
Чтобы в жизни все смогла.Чтобы все преодолела
И от бед не заболела.
Будь со мной везде и всюду!
— Хорошо, конечно, буду! (хором)
Действительно ли у вас должны выпасть зубы мудрости? – Кливлендская клиника
Когда вы перейдете в поздний подростковый возраст, вы можете подумать, что зубы, которые вы видите, – единственные зубы, которые у вас когда-либо появятся. Но есть большая вероятность, что это неправда.
Ваши зубы мудрости все еще могут прорезаться или прорезаться даже в раннем взрослом возрасте.
«Если вы будете знать больше о своих зубах мудрости и о том, как они себя ведут, вам будет легче справляться с возникающими проблемами и необходимостью удаления», — говорит стоматолог Натан Янович, доктор медицинских наук.
Здесь он отвечает на распространенные вопросы пациентов о зубах мудрости.
У всех есть зубы мудрости?
«Нет, не все рождаются с полным набором зубов. На самом деле зубы мудрости являются наиболее распространенными врожденными отсутствующими зубами», — говорит доктор Янович.
Как узнать, что у вас проблемы с зубами мудрости?
Боль в верхней или нижней челюсти часто может быть первым признаком того, что у вас проблемы с зубами мудрости. Вы можете почувствовать ощущение давления в задней части рта. Также ткань десны вокруг прорезывающегося зуба мудрости часто становится чувствительной, отечной и воспаленной.
Рекламная политика
Однако вы можете вообще не чувствовать боли. Но отсутствие боли не обязательно означает, что проблемы нет. «У многих людей нет никаких симптомов, — говорит доктор Янович. «Вот почему вы должны осмотреть зубы мудрости у стоматолога, чтобы определить, подходит ли удаление».
Всегда ли необходимо удаление зубов мудрости?
Если зубы мудрости ретинированы, что препятствует адекватной гигиене полости рта, часто лучше удалить их.
Зубы, которые прорезываются в вертикальном и функциональном положении, часто не нуждаются в удалении, говорит д-р Янович, если они не вызывают боли и не связаны с кариесом или заболеванием десен.
Тем не менее, даже у зубов мудрости, которые прорезались правильно, со временем могут возникнуть проблемы, поскольку они находятся слишком далеко во рту и их трудно чистить. Поэтому, если у вас сохранились зубы мудрости, обязательно тщательно их чистите и пользуйтесь зубной нитью, а также регулярно посещайте стоматолога.
Что происходит при ретинировании зуба мудрости?
У людей часто бывают ретинированные зубы мудрости. Эти зубы частично или полностью погружены в мягкие ткани или кость челюсти и более подвержены заболеваниям и другим проблемам.
Политика в отношении рекламы
Проблема в том, что вы не можете правильно чистить ретинированные зубы мудрости, поэтому они могут начать разрушаться, и у вас может развиться заболевание десен. «Хотя кисты или опухоли встречаются реже, вокруг ретинированных зубов также могут развиваться кисты», — говорит д-р Янович.
Стоматологи обычно оценивают ретинированные зубы в каждом конкретном случае, чтобы определить, стоит ли их удалять, добавляет он. Если зуб полностью врос в кость, а рентген показывает, что прорезывание маловероятно, ваш стоматолог часто рекомендует удалить его, чтобы предотвратить проблемы в будущем.
Какие проблемы могут возникнуть после удаления зуба мудрости?
Легкая или умеренная боль является нормальным явлением и ожидается после удаления зуба, однако возможны и некоторые другие осложнения. Вот краткое изложение того, что вы можете ожидать, и как ваш врач, вероятно, будет лечить каждую возможность:
- Боль. Некоторая боль и отек могут возникать при любом удалении, — говорит д-р Янович. В большинстве случаев нестероидные противовоспалительные средства в сочетании с ограниченной дозой наркотических препаратов могут помочь контролировать большую часть боли. Лед рекомендуется в течение первых 24 часов, чтобы свести к минимуму отек.
- Сухая муфта. Хотя это и редкость, это одно из наиболее частых истинных осложнений после операции. Обычно это происходит через четыре-семь дней после удаления зуба, когда сгусток крови, необходимый для заживления, растворяется слишком быстро. Ваш стоматолог, скорее всего, обработает его раствором антисептика для полости рта или специальной повязкой, в зависимости от тяжести боли.
- Поднадкостничный абсцесс . Это гнойный карман, который образуется, когда кость и остатки ткани застревают между заживляющей экстракционной лункой и тканью, покрывающей кость. Ваш стоматолог может дренировать абсцесс и дать вам антибиотики, чтобы помочь устранить любую инфекцию.
- Бактериальные инфекции. «Послеоперационные бактериальные инфекции встречаются редко, менее чем в 6% всех случаев, — говорит д-р Янович. Ваш стоматолог может дать вам дозу антибиотиков перед операцией, чтобы избежать проблем с инфекцией. После операции иногда необходимы антисептические полоскания рта или дополнительные схемы лечения антибиотиками.
Как мне избежать проблем с зубами мудрости?
В конце концов, у вас мало контроля над своими зубами мудрости. «Помимо соблюдения гигиены полости рта и регулярного посещения стоматолога, люди мало что могут или должны делать», — говорит доктор Янович.
Удаление зуба мудрости: всегда ли необходимо?
Все темы. »Все страницы Зубов мудрости. » Аргументы НЕ удалять зубы мудрости.
– Список факторов, которые следует учитывать при оценке важности удаления (или отсутствия) третьих моляров (включая ретенированные).
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
Степень удара 90.
А) Нужно ли удалять все зубы мудрости?
Нет, безусловно, мнение о том, что зуб следует удалить только потому, что это зуб мудрости, неправомерно.
Несмотря на некоторые распространенные мифы и заблуждения (например, что они вызывают скученность зубов), в третьих молярах нет абсолютно ничего плохого. Как и любой другой тип зубов, они могут быть ценной частью зубного ряда человека (зубного ряда).
B) Нужно ли удалять ретинированные зубы мудрости?
Это может стать для вас неожиданностью, но нет, не все ретинированные зубы мудрости обязательно нужно удалять.
Вполне возможно, что человек, у которого есть один, а то и все четыре, проживет всю жизнь, не испытав вообще никаких проблем.
И в самом деле, существует растущий консенсус (в большей степени в других частях мира, в отличие от США), что лучший выбор — оставить бессимптомных третьих в покое (обсуждается ниже).
Конечно, зубы, которые являются или могут стать проблемными, должны быть удалены. И здесь в игру вступают опыт и суждения вашего стоматолога. В оставшейся части этой страницы мы обсуждаем признаки и проблемы, которые они учитывают при принятии этого решения.
На что обращает внимание стоматолог при оценке зубов мудрости?
а) Влияет ли это? Если да, то каким образом?
Одним из основных факторов, который стоматолог будет принимать во внимание при оценке необходимости удаления зуба мудрости, является ретинированность зуба и, если да, то его тип ретенции. Картинки/диаграммы
Положение зуба в челюсти намекает на то, насколько это может быть неприятно.
Частично прорезавшиеся зубы с большей вероятностью связаны с острыми обострениями (отек, боль), чем полнокостные ретенции.
В отношении этого фактора обычно справедливы следующие рекомендации.
- В целом, полная костная ретенция (ситуация, когда зуб полностью заключен в челюстную кость) представляет собой тип ретенции, который с наименьшей вероятностью вызовет проблемы.
(Типы проблем, которые чаще всего связаны с полнокостными ретенциями, обычно относятся к кистам или опухолевым образованиям. Узнайте больше., или причиной повреждения соседнего зуба. Узнайте, когда и как.. Однако они встречаются сравнительно реже. события с зубами мудрости (Бриз).)
- Частично прорезавшиеся зубы (ситуация, когда только часть зуба торчит из десны) чаще всего вызывают проблемы.
(Именно их связь с полостью рта и, следовательно, бактерии, которые в них содержатся, подвергают эти зубы большему риску осложнений, особенно перикоронита (инфекции) Детали или формирование заболеваний пародонта (заболевание десен) Детали и/или кариес. Детали Все это относительно частые случаи с зубами мудрости (Бриз).)
▲ Ссылки на разделы – Breeze
b) Зуб действительно ретинирован?
По крайней мере, некоторые зубы мудрости, которые были классифицированы как ретенционные, вероятно, таковыми не являются. Это связано с тем, что при их оценке не полностью учитывались полные временные рамки, связанные с нормальным процессом прорезывания третьих моляров.
Контрольный список: действительно ли зубы мудрости нужно удалять?
- Есть ли патология, связанная с зубами?
- Сколько тебе лет?
- Ваши зубы действительно ретинированы или все еще прорезываются?
- Уместна ли выжидательная тактика? (Какой мониторинг необходим? Как долго нужно ставить зубы?)
- В случае ретинирования (полного или частичного), какой уровень риска возникает?
- Какие стоматологические риски и опасения связаны с удалением?
- Какие проблемы со здоровьем возникают при проведении операции?
- Что вы предпочитаете?
Распечатать. Делайте заметки во время чтения.
▲ Обозначения разделов – Happ
Выжидательный подход с третьими молярами.
В тех случаях, когда доступное пространство челюсти и выравнивание зубов, по-видимому, относительно хорошо укладываются в нормальные пределы (особенно вертикальная или мезиальная ориентация Изображения/Диаграммы), тогда, вполне возможно, зубу следует просто дать больше времени для прогресса в процессе его прорезывания.
Затем, в возрасте, близком к окончанию нормального срока прорезывания, если кажется, что зуб действительно не прорежется должным образом, его все же можно удалить в течение этого временного интервала, который обычно считается оптимальным для удаления зубов мудрости ( верхняя граница этого диапазона – возраст 24 когда удалять зубы мудрости).
Зубы с мезиальным наклоном все еще могут правильно прорезаться.
Имеются данные, подтверждающие выжидательную тактику в отношении зубов мудрости.
Одно исследование (Hattab) оценивало изменение положения мезиально ретенированных третьих моляров с течением времени. (На нашем графике показан угол мезиальной ретенции.)
Группа, средний возраст которой составлял 19,7 лет, была оценена, а затем повторно оценена через 4 года (время нормального прорезывания зуба мудрости).
Из этих ретинированных зубов (с наклоном вперед от 5 до 30 градусов) 37% удалось успешно прорезаться (полностью занять свое положение), а 15% завершилось частичным прорезыванием.
[Наш комментарий: В случае, когда частично прорезавшийся зуб все же необходимо удалить, вполне вероятно, что его удаление в возрасте 24 лет будет менее тяжелым испытанием для пациента, чем удаление полностью костной ретенции в возрасте 19,7 лет. .]
▲ Ссылки на разделы – Hattab
c) Необходимо учитывать возраст пациента.
Принимая решение о том, что делать с ретинированным зубом мудрости, важно учитывать возраст пациента.
Соображения.
Нет вопросов; сравнительно более молодые пациенты, как правило, испытывают меньше осложнений Обычные осложнения. с операцией третьего моляра, чем у пожилых людей.
Из-за этого для лиц в возрасте 35 лет и старше, если существует ретинированный зуб мудрости (особенно полностью костная ретенция), который не вызывает проблем и не показывает признаков сопутствующей патологии, часто принимается решение просто оставить его. один.
d) Необходимо регулярно осматривать любые сохранившиеся зубы мудрости.
Со временем состояние зуба мудрости может измениться. Сюда относится как формирование патологии (кисты, опухоли, кариес), так и изменение ее положения (полнокостная конфигурация может трансформироваться в менее предсказуемую частично прорезавшуюся).
Панорамный рентген обычно используется для оценки 3-х моляров.
Потребуется рентгенологическое исследование.
Таким образом, чтобы отслеживать изменения, стоматолог обычно рекомендует периодически переоценивать рассматриваемые зубы. Эти обследования почти наверняка должны включать использование рентгеновских снимков зубов (часто проводимых с интервалом от 12 до 24 месяцев (Hupp)). 0003
▲ Ссылки на разделы – Hupp
e) Необходимо учитывать другие осложнения и риски.
1) Любая операция связана с риском.
Важно помнить, что все виды операций, в том числе челюстно-лицевые, сопряжены с определенным риском, каким бы незначительным он ни был.
По этой причине зубы мудрости следует удалять только в тех случаях, когда есть разумные основания для их удаления. (См. нашу страницу: Причины удаления зубов мудрости.)
2) Необходимо учитывать состояние здоровья пациента.
Состояние здоровья человека может быть противопоказано для удаления. Соображения включают основное системное заболевание и факторы, которые могут осложнить или помешать процессу заживления [диабет, заболевания печени (печени), заболевания крови, почечные (почечные) заболевания, стероидная терапия, противозачаточные препараты, иммуносупрессия и недоедание].
В некоторых случаях возможно удаление зуба мудрости после решения медицинских проблем пациента.
3) Есть ли вероятность повреждения соседних зубов или анатомических структур?
В некоторых случаях хирургическая процедура, связанная с доступом и удалением ретинированного зуба мудрости, может привести к повреждению соседних зубов или анатомических структур.
Например, нижние зубы мудрости часто находятся в тесной связи с нижнечелюстным нервом. Травма этого нерва может вызвать послеоперационное онемение губ (так называемая парестезия), которое может быть постоянным.
В других случаях соседний второй моляр, окружающая костная ткань или даже сама челюстная кость могут быть повреждены, сломаны или иным образом скомпрометированы во время процедуры.
е) Рекомендации организаций здравоохранения по удалению зуба мудрости.
Ряд агентств и ассоциаций по всему миру оценили вопрос профилактического удаления бессимптомных третьих моляров.
Большинство из них придерживаются мнения, что удаление не показано, если только зубы не создали или не стали ассоциироваться с патологическим состоянием. (Американская ассоциация общественного здравоохранения — 2008 г., Британский национальный институт клинического мастерства — 2000 г., Бельгийский центр знаний в области здравоохранения — 2012 г., Шотландское национальное клиническое руководство — 1999, Региональный центр оценки медицинских технологий [Швеция] – 2011 г.). (Boughner)
В отличие от этого мнения, Американская ассоциация челюстно-лицевых хирургов (AAOMS) в официальном заявлении (2011 г.) высказывает позицию, согласно которой все третьи моляры по своей природе подвержены заболеваниям и поэтому являются разумными кандидатами на удаление. Другие публикации, выпущенные AAOMS, предполагают, что эта оценка включает даже те зубы, которые пришли в нормальное вертикальное положение. (Баунер)
В эпоху, когда основное внимание в стоматологии уделяется сохранению зубов с помощью профилактических методов, а также раннего выявления и устранения проблем, многим стоматологам трудно согласиться с этой позицией. (It certainly runs contrary to our initial statement at the top of this page.