История ксении петербургской: Блаженная Ксения Петербургская: история любви

Блаженная Ксения Петербургская: история любви

Смерть

Никто не знает, когда она родилась, но в ту пору, где-то в начале XVIII века, Петербург еще достраивался. Улица, на которой поселилась молодая прекрасная, респектабельная семейная пара – военный Андрей Федорович Петров и его жена Ксения Григорьевна Петрова, вся состояла из деревянных домиков.
Счастливые пары не так интересны обывателям, как бродящие по околотку сумасшедшие.
Вот и эта пара ничем особенным не отличилась в памяти народной, разве что муж был интересный человек: будучи военным, по преданию в чине полковника, он пел в церковном хоре. Все изменилось в день внезапной кончины Андрея Федоровича во цвете лет без христианского покаяния.

Ксения. Рисунок Александра Простева с сайта insemnaripecale.wordpress.com

На похоронах Ксения Григорьевна была одета в камзол, кафтан, штаны и картуз покойного мужа. Весь костюм был традиционных армейских цветов – зеленый с красным, а сама Ксения, которой тогда минуло только 26 лет, выглядела совершенно сумасшедшей. Она всех уверяла, что Андрей Федорович жив и что это его жена, Ксения, скончалась. Конечно, соседи жалели несчастную вдову, не выдержавшую удара судьбы, но сама вдова не понимала, почему ее жалеют.

Рисунок Александра Простева  с сайта insemnaripecale.wordpress.com

Ксения Григорьевна Петрова стала скитаться по улицам и всем, знавшим ее, предлагала признать в ней покойного Андрея Федоровича. «Ксеньюшка моя скончалась и мирно почивает на кладбище, – говорила она встречным знакомым, – аз же грешный весь тут».
Видимо, она решилась прожить жизнь за своего мужа, чтобы таким образом завершить дело его христианского спасения. Безумие?

Сильнее смерти любовь

Блаженная Ксения. Рисунок Александра Простева с сайта insemnaripecale.wordpress.com

В то время люди лучше всматривались в жизнь друг друга. Соседи за Ксенией Григорьевной послеживали. Что-то никак она в себя не приходила.

В военной форме ходить это одно, а вот отдать бедным свой дом и все имущество – это уже совсем другое дело, даже в XVIII веке. Времена меняются, но людское рассуждение в таких случаях неизменно: «Вы подумайте! Была приличная женщина, вела дом, следила за собой и на тебе! Ходит в рванье по улицам, несет всякий бред, да еще и сама себе финансовую яму роет».
Общественность решила, что пора принимать меры. Организовали встречу Ксении Григорьевны с бывшим начальством покойного мужа.
Может быть, они смогут выяснить, что случилось с ее головой, и поместить в какое-нибудь богоугодное заведение? Но при беседе Ксения вела себя вполне разумно, и начальство вынуждено было признать, что с головой у нее все в порядке. Пришлось добропорядочным горожанам примириться с этой странной женщиной в своем околотке. Так началась история святой, для которой любовь стала сильнее смерти.

Рисунок Александра Простева  с сайта insemnaripecale.wordpress.com

Как произошло так, что в босоногой, грязной Ксении, в потрепанном всеми петербургскими ветрами мужнином камзоле, люди стали видеть блаженную, сказать трудно. Просто постепенно стали замечать, что безумные речи «Андрея Федоровича», как она просила себя называть, имеют свой скрытый смысл.

Они стали понимать «шифр». «Возьми пятак, – предлагала Ксения монету своей знакомой, – тут царь на коне (Георгий Победоносец – прим.ред.). Потухнет». Что потухнет? Зачем пятак? Уже подходя к дому, женщина видит, что ее дом горит. Потушили пожар очень быстро. Даже, можно сказать, со скоростью чуда.

Или однажды зашла Ксения к Параскеве Антоновой, которой когда-то подарила свой дом, и говорит: «Ты вот тут сидишь, чулки штопаешь, а там, у Смоленского кладбища, тебе Бог ребенка послал! Беги скорее!» Параскева была женщина одинокая и страдала от этого, так что призыв блаженной прозвучал для нее, как горн, и она побежала.

При приближении к воротам Смоленского кладбища, ныне это улица Камская, ее бег остановили «непредвиденные» обстоятельства. Извозчик сбил беременную женщину, та разродилась и сразу скончалась. Младенец оказался на руках у Параскевы. Но разве не за ним она бежала на кладбище? Отца и родных искали, да так и не нашли. Так у Параскевы появился сын.

Блаженная Ксения дожила до 72 лет, проведя на улице 42 года. Скончалась она не позднее 1806 года. По ночам Ксения стояла на молитве в полях за городом, помогала носить кирпичи на строящуюся колокольню Смоленской церкви, а днем разговаривала с людьми своим эзоповым языком, молилась о них с заботой, по-матерински. Ведь люди во все времена с одинаковыми бедами.

Часовня

Часовня-усыпальница блаженной Ксении. Изображение с сайта nelli-art.ucoz.ru

На Смоленском кладбище гуляют, как в парке. Мамаши с детьми, молодые влюбленные, старики под ручку. По этим же дорожкам когда-то бродила босоногая Ксения, привычный городской персонаж, как сказали бы сейчас.

Кто-то смеялся над ней, а кто-то с таинственным видом рассказывал: «Она не простая. Вчера мои из гостей ехали поздно, ее за городом видели. И знаете, что она там делала? Молилась. Представляете? Ночью». От улицы Лахтинской на Петроградской стороне, где сначала жила, а потом скиталась Ксения, до Смоленского кладбища на Васильевском острове путь не близкий.
Но там, на Смоленском кладбище лежал драгоценный человек, незабвенный муж, любовь к которому была у Ксении так велика, что ее и теперь хватает на многих.
Сейчас могила Андрея Федоровича, к сожалению, утеряна. В годы гонений целые династические склепы сравнивали с землей. Но Ксенину могилу до 1902 года регулярно сравнивали с землей верующие, нескончаемым потоком приходившие к ней и понемногу бравшие «земельку» для исцелений. Так ее могилу никак нельзя было незаметно уничтожить.

Часовню над могилой поставили еще в 1830 году. В 1902-м было совершено освящение каменной часовни над могилой блаженной Ксении. В изголовье мраморной гробницы был поставлен иконостас. На стенах было множество икон.

После революции и начавшихся гонений на церковь «двадцатка» Смоленской церкви и священники подписали с Василеостровским Советом рабочих депутатов договор об аренде часовни. Среди имен, подписавшихся под этим документом, мы видим имя настоятеля – протоиерея Алексея Западалова. Впоследствии священник принял мученическую кончину в Свирьлаге.

В 1940 году часовню закрыли, но люди не переставали идти к Ксении. Во время войны в часовне устроили склад горюче-смазочных материалов, надгробие разобрали, иконы сожгли. После войны в 1946 году, в тот же год, когда открыли Троице-Сергиеву лавру, было получено разрешение и на открытие часовни.

Отсыревшее, оскверненное здание было отреставрировано, начали служить панихиды. С девяти утра до девяти вечера поток людей не иссякал в те годы. В 1960 году часовню опять закрыли, устроили в ней скульптурную мастерскую.

А в 1988 году, 6 июня, Русская Церковь прославила свою святую.

Жизнь как чудо

Мозаика на часовне

Уборщица часовни, проработавшая на этом послушании десяток лет, говорит о чудесах на могилке блаженной Ксении так: «Видела ли я чудеса? Ну, смотря, что вы подразумеваете под этим словом. Что вошел человек без ноги, а вышел на своих двоих – нет, такого я не видела.
А вот как приходят благодарить и прямо в часовне из ушей вот такие бриллианты вынимают и отдают на храм – это я видела».
Она делает многозначительное лицо и показывает на руках, что бриллианты были достаточной величины. «Я же не буду спрашивать „какое с вами чудо произошло, что вы такие бриллианты отдаете?“» – то ли спрашивает она, то ли делает заключение о существовании чудес вообще.

Чаще всего в часовню к Ксении приходят девушки и женщины. Когда-то сама Ксения устроила семейную жизнь одной своей знакомой девицы.
Правда, есть мнение, что Ксения это сделала скорей из жалости к несчастному вдовцу. Девице блаженная сказала, что ей надо идти на Смоленское кладбище, потому что «там твой муж жену хоронит».

Девица пошла, хотя в словах Ксении было много непонятного, и действительно встретилась там с похоронной процессией. Присоединившись к ней, она познакомилась с самим вдовцом, который впоследствии женился на ней и получил утешение в своей скорби. Так что мужчинам тоже стоит просить себе у Ксении хорошую жену.

Раньше и сейчас

На Смоленском кладбище. Рисунок Александра Простева с сайта insemnaripecale.wordpress.com

Смоленское кладбище напоминает сказочный лес где-то на экваторе: стволы деревьев, словно из темного бархата, высокий папоротник пропускает сквозь резные листья солнечные лучи, стелющиеся растения окутывают камни надгробий, покрытые мхом. Но, проведя несколько часов около часовни блаженной Ксении, пообщавшись с людьми, перестаешь понимать, в каком мире ты находишься. Мир живых переплетается с миром мертвых в бесконечных историях.

История человека начинается с рождения, но настоящую жизнь она получает после его смерти, с того часа, когда уже ничего нельзя изменить в этой летописи. На Смоленском кладбище с любовью рассказывают как истории святых, так и истории бандитов.

Галина – администратор цирка. Она вырастила трех дочерей, муж у нее генерал-майор милиции, участвовал во многих боевых операциях. На кладбище она свой человек вот уже 12 лет. Ее часто можно встретить у могилы праведного Григория, которого она очень почитает. «Он мне всегда помогает.

Я спросила благословение у батюшки ухаживать за могилкой. Он давно жил, где-то в конце XVIII века. Что-то у него в жизни случилось, и он стал все бедным раздавать. Раздавал и говорил: „Когда ваши дела поправятся, вы тоже часть бедным отдавайте“», – рассказывает она народное предание.

Так Григорий создал что-то типа финансовой пирамиды. По его молитвам многие стали жить хорошо и в свою очередь помогали другим. Эта схема действует и по сей день. Есть странная традиция закапывать в его могилу монетки. Галина все время пытается посадить в эту землю цветы, поэтому монетки откапывает и несет в храм. Иногда люди кладут и большие купюры. Так деньги возвращаются нуждающимся.

Еще две блаженные, Ирина и Анна, почивают недалеко от блаженной Ксении.

Блаженная Анна (Лашкина) скончалась в 1853 году. Окончив один из петербургских институтов, она готовилась к замужеству, однако ее жених предпочел другую. Тогда Анна покинула Петербург и стала скитаться. Однажды ее поместили в богадельню при Большеохтинском кладбище, но вскоре Анна ушла и оттуда. Одетая в жалкое рубище, с палкой и огромным мешком для подаяний за спиной, Анна бродила по улицам города, не имея постоянного места жительства. Почти каждый день приходила в Спасо-Сенновский храм на Сенной площади. Обитатели Сенной – торговцы, приказчики, чернорабочие, извозчики – хорошо знали ее, охотно подавали ей милостыню. Все полученное подаяние Анна раздавала бедным.

Рядом с блаженными находится общая могила «сорока мучеников», сорока монахов, расстрелянных на кладбище в годы советских гонений.

Блаженная Ксения Петербургская. Икона, фрагмент. Изображение с сайта www.k-istine.ru

Святой блаженной Ксении принято писать письма. Раньше из каждой щели часовни над ее могилой на Смоленском кладбище выглядывал беленький уголок записки. Но теперь повесили специальный ящик. Пишут письма и в храм Смоленской иконы Божией Матери, что на кладбище, к которому приписана часовня, с просьбой помолиться «у Ксеньюшки». Так обычно поступают те, кто по тем или иным причинам не имеют возможности доехать до Санкт-Петербурга.

Им обычно высылают в ответ лепестки роз в конверте, смоченные в масле из лампадки на могилке блаженной. Потом многие пишут письма, благодарят: «Я вам писала в прошлом году о наших семейных проблемах, просила помолиться за нас, грешных. И по молитвам Ксеньюшки все разрешилось. Мама успела оформить досрочную пенсию в 60 лет, а у сестры бывший супруг не отобрал квартиру, оставил сыну». Все благодарности публикуются в специальной газете «Смоленский храм»

Конечно, что такое квартира или пенсия, по сравнению с духовной жизнью!? Но ведь не все могут жить духовной жизнью на улице без денег, как делала это блаженная Ксения. Петербуржцы идут к ней как к самому близкому человеку. И не важно, что они просят квартиру с машиной или мужа хорошего. Загадка в том, что просят они у той, кто все это потерял за один день – и мужа, и дом, и экипажи. И она никому не отказывает в утешении и помощи.

Божественная литургия в храме во имя Смоленской иконы Божией Матери совершается ежедневно в 10 часов утра. В праздничные и воскресные дни совершаются две литургии – ранняя в 7 часов утра и поздняя в 10 часов. Каждый день по окончании литургии – таинство крещения. Вечернее богослужение начинается в 6 часов вечера в летнее время и в 5 часов вечера в зимнее.

Молебны о здравии и панихиды по усопшим в часовне блаженной Ксении служатся ежедневно с 11 часов утра в будни и с 10 часов утра в праздники. Часовня открыта для посещений до 5 часов вечера. Адрес храма Смоленской иконы Божией Матери, по которому вы можете отправлять письма и почтовые переводы с записками на молебны и панихиды: 199048, СПБ, Васильевский остров, Камская ул. д. 24, настоятелю протоиерею Виктору Московскому.

Святая Ксения скиталась так же, как скитались бездомные и нищие в ее время, да и сейчас. У многих это вызывает непонимание – в чем тут подвиг и святость? Читайте здесь:

Зачем Ксения Петербуржская все раздала и ходила с бродягами?

Блаженная Ксения Петербургская: подвиг во имя любви

6 февраля православная церковь отмечает День памяти блаженной Ксении Петербургской. Эта удивительная святая, жившая в городе на Неве не так давно, в середине XVIII века, стала известна благодаря тому, что посвятила свою жизнь единственной задаче: вымолить у Бога прощение для своего внезапно скончавшегося мужа.

Пожалуй, не так легко отыскать в Санкт-Петербурге человека, который не слышал бы об этой святой. И уж совсем не найти жителя Васильевского острова, который не указал бы дорогу к Смоленскому кладбищу, на котором стоит возведенная в ее честь часовня. И не бывает дня, в который не толпились бы люди возле этой часовни, стремясь попасть внутрь или хотя бы коснутся часовенных стен, моля святую о помощи. Помощи в самых простых житейских ситуациях: в несчастной любви, в надломленной семейной жизни, во внезапном нездоровье, в надежде обрести радости материнства и отцовства.

Как стала юродивой дворянка Ксения Петрова

Сведений о жизни той, что звалась Ксенией Григорьевной Петровой, а потом стала зваться Ксенией Петербургской, известно до обидного мало. И это несмотря на то, что нас отделяет от нее не так много времени. При жизни она была известна всему Петербургу, а потом и всей России. Родилась она в Петербурге, в дворянской семье, примерно между 1719 и 1730 годами. Скорее всего, какие-то метрики должны были сохраниться. Но не сохранились. Многие верующие видят в этом проявление воли Божьей, поскольку по-настоящему важными были события, которые происходили с нею уже в годы ее юродства, а прежняя жизнь была ею отвергнута.

Она вышла замуж за придворного певчего, пехотного полковника Андрея Федоровича Петрова. Семейный дом их находился в самом начале нынешней улицы Лахтинской, что на Петроградской стороне. Согласно легенде, молодые жили душа в душу примерно восемь или десять лет, поскольку известно, что замуж Ксения вышла сразу после совершеннолетия. А когда ей исполнилось 26 лет, ее супруг внезапно и скоропостижно скончался. Настолько внезапно, что не успел исповедаться перед смертью.

«Одно из главных мест биографии блаженной Ксении, хотя документов о ней крайне мало, связано с тем, почему она пришла к своему подвигу юродства, – говорит ученый секретарь Свято-Филаретовского православно-христианского института, доктор филологических наук Юлия Балакшина. – Ее муж, который был певчим у Анны Иоанновны, скончался без покаяния, возможно, во время одной из попоек при дворе среди других певчих. И Ксения, понимая, что ее дорогой, любимый человек ушел, не примирившись ни с Богом, ни с людьми, решает прожить свою жизнь как бы за него, берет на себя подвиг покаяния, которое он в своей жизни принести не успел».

Фото: Степанов Евгений/ТАСС

С этого мгновения раз и навсегда изменилась и жизнь молодой вдовы. Ксения оделась в мужнин мундир, зеленый с красным, и назвала себя Андреем Федоровичем, говоря всем, что-де это «Ксеньюшка моя скончалась и мирно почивает на кладбище, аз же грешный весь тут». Столь же решительно, как она отказалась от собственного имени и своей судьбы, Ксения отказалась и от всего имущества, подарив свой дом молодой женщине Параскеве Антоновой, снимавшей в нем комнату. Все свои деньги она раздала бедным, а оставшиеся вещи отнесла в церковь «за упокой души рабы Божией Ксении».

Тут-то и выяснилось, что все эти поступки, которые окружающие принимали за помешательство, не имеют с ним ничего общего. В стремлении запретить Ксении раздать оставшееся от мужа имущество, родственники полковника Петрова потребовали признать женщину умалишенной. Обследование назначили у прежнего начальства Андрея Федоровича, которое, к своему удивлению, увидело, что имеет дело с совершенно разумным человеком, сознательно взявшим на себя тяжесть юродства. На том все пересуды и кончились – и началась совершенно иная жизнь юродивой Ксении.

Молитвенная заступница

С тех пор Ксения стала скитаться вокруг мест, где жила ее семья, прежде всего – по улице, которая сейчас называется Лахтинской, а с конца VIII века носившая имя ее покойного супруга «улица Андрея Петрова», позже «Петровская». Почти каждый день она появлялась и на Смоленском кладбище, где упокоился ее муж. А расстояние было неблизким: с Петроградской стороны на Васильевский остров даже сегодня быстрым шагом идти час, а по тогдашним немощеным улицам, да на страдающих от холода и сырости ногах, на которых только чудом держались вконец изношенные мужнины башмаки, куда дольше.

Этой новой, совершенно иной, чем прежде, жизни юродивая Ксения посвятила 45 лет своей жизни. Многое пришлось претерпеть ей за эти годы. И смешки, и издевательства глупых по малолетству мальчишек, которые закончились лишь тогда, когда взрослые, сумевшие увидеть за фасадом помешательства настоящий подвиг, строго-настрого запретили им обижать юродивую. И обывательское недоверие, которое вынуждало полицию ночью отправляться вслед за Ксенией в поле, чтобы увидеть, как она до рассвета стоит там коленопреклоненная, время от времени кладя земные поклоны на все четыре стороны. И недовольство иных нищих. Впрочем, им же она и раздавала полученное ею подаяние, которое соглашалась брать далеко не у всех.

Фото: Андрей Сидоров/ТАСС

«Будучи дворянского происхождения, Ксения отказывается от благополучного устроенного быта и начинает вести нищенскую, странствующую жизнь. По ночам она носит кирпичи для строительства церкви, но главное – помогает людям своими прозорливыми, пророческими, духовными советами. Ведь у человека, который преодолевает пелену обыденных, обывательских ценностей, открывается особое зрение, он начинает видеть духовный смысл вещей. Ей это зрение было дано», – говорит Юлия Балакшина.

Ксения стала ходатайствовать перед Богом за людей, которые просили ее о молитве и в ком она сама видела нужду в ее молитвенном заступничестве. И это представление о ней, как о молитвенной заступнице, сохранилось до сих пор.

С поклоном к блаженной Ксении

О дне кончины блаженной Ксении, как и о дне ее рождения, не осталось никаких точных сведений. Можно лишь предполагать, что умерла она не позднее 1803 года. С того дня вокруг могилы знаменитой юродивой на Смоленском кладбище, где покоился и отмоленный ею муж, начали собираться люди. Они приходили сюда, чтобы поделиться с «Ксеньюшкой», как все чаще стали называть ее люди, своими горестями и попросить помощи в спасении от бед. Уходя, многие брали с собой горсть земли с могилы Ксении, так что служителям кладбища не раз и не два пришлось заново насыпать могильный холм.

Только в 1830 году над могилой появилась деревянная часовня, а в начале 1900-х, спустя почти век после упокоения Ксении – каменная. Как ни удивительно, но до 1940 года часовня оставалась действующей, хотя для этого приходу пришлось заключить договор с Василеостровским Советом рабочих депутатов. Но и после того, как ее закрыли, к часовне, «к Ксении» продолжали приходить люди. И даже в блокаду Ленинграда сюда, к постройке, в которой в те годы устроили склад горюче-смазочных материалов, на слабых ногах стекались верующие ленинградцы. В 1947 году на волне прекращения гонений на Русскую православную церковь часовню вновь разрешили открыть – но лишь до 1960 года, поскольку потом начался очередной всплеск атеистической пропаганды. И лишь спустя 23 года она вновь вернулась в собственность Церкви. И сегодня к часовне святой Ксении Петербургской приходят жители Петербурга, приезжают паломники из других городов России и даже из-за ее пределов.

«Мне, как жителю Петербурга, блаженная Ксения очень дорога, – рассказывает доктор филологических наук Юлия Балакшина. – Она одна из тех, кого можно назвать небесной заступницей нашего города. Блаженная Ксения и святой праведный Иоанн Кронштадтский – это два человека, которые были праведниками в нашем городе, с его очень непростой судьбой, в городе, почти искусственно созданном императором Петром, как бы переламывающим всю русскую историю. И, конечно, в этом городе должны быть люди, которые бы явили настоящую праведность».

«Таким светильником для Петербурга стала Ксения. Ее подвиг, который рождается из любви, из желания поддержать своего мужа и за него покаяться, очень важен для нас, людей, живущих в трудном XXI веке. Когда позади XX век, в котором очень много людей ушли, не покаявшись и не узнав веры, не узнав Бога, нам бы тоже надо прожить свою жизнь так, чтобы, пусть и не подвигом юродства, но принести это покаяние за тех, кто был до нас», – говорит Юлия Балакшина .

Фото: Пименов Роман /ТАСС

Житие святой Ксении Петербургской / Православие.Com

Святая блаженная Ксения Петербургская.

ул.
Ксения была женой полковника Андрея Феодоровича
Петров, служивший придворным певчим. В возрасте
26 лет, Ксения овдовела и, похоже, потеряла свою
ум от горя: она раздала свое имущество
бедная, оделась в одежду своей усопшей
мужа, и, как бы позабыв собственное имя,
назвала себя именем покойного мужа —
Андрей Федорович.

Эти эксцентриситеты не свидетельствовали о потере
причине, однако, а означало полное презрение к
земные блага и человеческое мнение, что ставит их на
центр существования. Таким образом, Ксения Петербургская взяла на себя
себе трудный подвиг юродства для
Ради Христа.

Познав непостоянство земного счастья
через смерть любимого мужа Ксения стремилась
к Богу всем сердцем и искала защиты и
утешение только в Нем. Земные, преходящие блага перестали
иметь для нее какую-либо ценность. У Ксении был дом; но дал это
к знакомому при условии, что это будет
использовали для приюта бедняков. Но сама Ксения, не имея
убежище, скитался бы среди бедняков Петербурга. В
ночь она выходила в поле, где проводила
время в горячей молитве.

Когда начали строить церковь в Смоленске
Кладбище, Ксения, после наступления темноты, бы
тайно нести кирпичи на вершину конструкции, и
тем самым помогли каменщикам возвести стены церкви.

Кто-то из родственников Ксении хотел взять ее к себе и
снабди ее всем необходимым, но блаженная
ответил им: «Мне ничего не нужно».

Она радовалась своей бедности, и когда куда-нибудь заезжала,
временами замечал: «Я весь здесь!» когда ее
Одежда покойного мужа износилась, Ксения одела
сама в самой бедной одежде и в рваных ботинках
без чулок на ногах. Она не оделась тепло
и заставил ее тело страдать от сильного холода.

Чувствуя величие души блаженной Ксении,
жители Петербурга любили ее за то, что она презирала
земное ради Царства Небесного. Если
Ксения входила в чей-либо дом, это считалось
хороший знак. Матери радовались, если она целовала их детей.
Извозчики спрашивали разрешения у блаженной
погонять ее немного, так как после этого заработок был бы
гарантия на весь день. Торговцы на базарах
попробовал бы дать здесь калач [сухарики] или что-нибудь
еда; если бы блаженная Ксения взяла что-нибудь из того, что было
предложили, все товары продавца были быстро раскуплены
вверх.

Ксения обладала даром ясновидения. Накануне
Рождества Христова 1762 года, она гуляла по Петербургу
и сказал: «Пеките блины! Завтра вся Россия будет печь
блины!» На другой день императрица Елизавета Петровна,
внезапно умер [блины традиционно пекут в
чья-то смерть]. За несколько дней до убийства
царственный юноша, Иоанн VI (Антонович,
праправнук царя Алексея Михайловича),
который в младенчестве был провозглашен русским императором,
блаженный плакал и повторял: «Кровь, кровь,
крови». Через несколько дней после смерти Мировича
неудачный заговор, молодой Джон был убит.

Однажды Ксения пришла в дом, где жил взрослый
дочь. Повернувшись к девушке, она сказала: «Вот вам
пьете кофе, пока ваш муж хоронит свою
жена на Охте». Через некоторое время эта девушка
вышла замуж за того самого вдовца, который в ту минуту был
похоронил первую жену на Охтинском кладбище.

Блаженная Ксения скончалась в конце восемнадцатого века,
но традиция не сохранила ни года, ни дня
ее кончина. Похоронена на Смоленском кладбище.
где она помогала строить церковь.

Паломничества к ее могиле начались вскоре после ее кончины.
Блаженная Ксения часто являлась в видениях людям в
трудные обстоятельства, предупреждены об опасностях и спасены
их от бедствий. Праведник не переставал
проявляйте сострадательную любовь ко всем, кто с верою имеет
призвал ее, и многие примеры ее помощи для
известны страдающие и находящиеся в отчаянном положении.

Жил служащий Николай Селиванович Головин.
в Гродно ориентировочно до 1907. Он часто переживал
неприятности на работе. Он приехал в Петербург, чтобы положить
дела в порядке, но они еще больше запутались.
Головин был очень беден, ухаживая за пожилой матерью и
две сестры. В отчаянии он шел по улицам г.
в Петербурге, и, хотя он был человеком верующим, мысль
броситься в Неву украл в душу. В
в этот момент перед ним стояла какая-то незнакомая женщина. Он
был поражен ее видом, который напоминал
бедная монахиня. «Почему ты грустишь?» она спросила.
«Иди на Смоленское кладбище, отслужи панихиду [а
Панихида] по Ксении, и все будет
поселились.» После этих слов неизвестная женщина
исчезнувший. Головин выполнил совет
таинственная монахиня, и его дела неожиданно уладились
наилучшим образом. Он радостно вернулся домой в
Гродно.

Император Александр III, будучи наследником, заболел
с тяжелой формой сыпного тифа. Великая княгиня Мария
Федоровна была очень встревожена болезнью супруга.
Один из камердинеров, увидев ее в коридоре, отнесся к
ей, как блаженная Ксения помогает больным, дала ей песок из
заветную могилу и добавил, что сам был
исцелился от болезни по молитве праведника.
Великая Княгиня положила песок под подушку
пациент. В ту же ночь, сидя во главе
постели, ей было видение блаженной Ксении, которая сказала ей, что
пациент выздоровеет и что дочь будет
родился в их семье. Ее надо звать Ксенией.
предсказание блаженной сбылось в точности.

В Псковскую губернию приехал родственник из Петербурга
погостили у помещика и рассказали, как они
почитают блаженную Ксению в столице. Под влиянием
по этому поводу благочестивый помещик молился перед сном
за упокой ее души. Ночью ей приснилось, что
Ксения ходила вокруг своего дома и поливала его водой.
Утром сенокос на даче поймал
загорелся, но дальше огонь не распространился и дом
остался целым.

Вдова полковника приехала в Петербург, чтобы записать ее
двух сыновей в кадетский корпус. Ей не удалось
этот. Деньги, взятые в долг на поездку, подошли к концу,
а вдова шла по улице и горько плакала.
Вдруг к ней подошла какая-то женщина из простолюдинов
и сказал: «Отслужи панихиду по Ксении.
печали.» «Кто эта Ксения?» спросил
вдова полковника. «Язык [который спрашивает путь]
приведет в Киев, — ответила она, быстро исчезая.

Действительно, вдова полковника легко узнала, кто это
Ксения была. Она отслужила по ней панихиду на ее могиле в
Смоленское кладбище, а вскоре после этого получил
неожиданное известие о том, что оба ее сына были приняты в
Кадетский корпус.

Множество подобных экземпляров блаженной Ксении
помощь известна и в наши дни.

ТРОПАРЬ, ТОН 4

Отрекшись от суеты мира земного, / Ты
взял на себя крест бездомной скитальческой жизни; /
Ты не убоялся ни горя, ни лишений, ни насмешек над
мужей, / И познал любовь Христову. / Сейчас беру
сладкое наслаждение этой любви на небесах, / О Ксения,
блаженная и богомудрая, // Молися о спасении
наши души.

Благословенный
Приход святой Ксении Петербургской

Святая Блаженная Ксения | Православная церковь св. Ксении

Тропарь св. Ксении, в гласе четвертом

От суеты мира земного отрекшись,/
Крест бездомного скитания приняла еси;/
Ты не Страшись горя, лишений и людских насмешек,/
И любовь Христову познал./
Ныне сладостно наслаждаясь этой любовью на небесах,/
О Ксения, блаженная и богомудрая, //
    Молись о спасении душ наших.


Единственная запись «статистики актов гражданского состояния», которая осталась нам о блаженной Ксении, это эпитафия на ее надгробии: ВО ИМЯ ОТЦА, СЫНА И СВЯТОГО ДУХА. ЗДЕСЬ ПОКРЫВАЕТСЯ ТЕЛО СЛУГИ БОЖЬЕЙ Ксении ГРИГОРЬЕВНЫ, ЖЕНЫ ИМПЕРАТОРСКОГО ПЕЙСОГО, ПОЛКОВНИКА АНДРЕЯ ФЕДОРОВИЧА ПЕТРОВА. Овдовев в возрасте 26 лет, странствуя 45 лет, она прожила в общей сложности 71 год. ОНА БЫЛА ИЗВЕСТНА ПОД ИМЯ АНДРЕЙ ФЕДОРОВИЧ. ТОТ, КТО ЗНАЛ МЕНЯ, ПУСТЬ МОЛИТСЯ ЗА МОЮ ДУШУ, ЧТОБЫ ЕГО СОБСТВЕННАЯ МОЖЕТ БЫТЬ СПАСЕНА. АМИНЬ.

Кто это написал, никто не знает, но это все, что известно о молодости блаженной Ксении: только то, что она жила при императрицах Елизавете Петровне и Екатерине II и что она была замужем за императорским певчим, Полковник Андрей Теодорович Петров. Из этого последнего факта мы можем предположить, что она была из низшего дворянства.

Предположительно, в ранние годы она вела обычную, но комфортную жизнь, не оказывая услуг, заслуживающих регистрации или признания. Казалось бы, она была счастлива в браке и всецело предана своему мужу, может быть, немного светскому. Он был еще молод и в добром здравии, когда однажды ночью внезапно умер на попойке.

Неожиданная смерть любимого мужа окончательно разрушила Ксению Григорьевну и ее личный мир. Ей было двадцать шесть лет, она была бездетна, и ее муж, которому она была страстно предана, внезапно умер без благодати Святых Таин. Обезумевшая вдова огляделась вокруг себя, на все свое имущество, на свой ничтожный мирок и вдруг стала сознавать суетность и преходящесть всех земных радостей и сокровищ. Она осознала, что истинная ценность есть только в небесных сокровищах и настоящей радости во Христе.

К полному изумлению друзей и родственников, Ксения Григорьевна стала раздавать буквально все, что у нее было. Свои деньги и личные вещи она раздала бедным и даже отдала свой дом своей дорогой подруге Параскеве Антоновой.

В конце концов, ее родственники решили, что она окончательно потеряла рассудок, и обратились к попечителям имущества ее покойного мужа с ходатайством о том, чтобы Ксения не распоряжалась своим богатством на том основании, что она психически неуравновешенна в связи со смертью мужа. Попечители вызвали Ксению и после долгого и тщательного осмотра постановили, что она в полном здравом уме и имеет полное право распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению.

Люди, занятые мирскими делами, естественно предполагают, что любой, кто раздает свое богатство, должен быть сумасшедшим. Они не могли видеть, что Ксения претерпела полное перерождение; она превратилась из мирской женщины в духовное существо. Поняв, что истинного счастья на земле не может быть и что мирские блага есть только помеха для обретения истинной радости в Боге,

Сняв, таким образом, все подобные препятствия, Ксения внезапно исчезла из Петербурга на восемь годы. Говорят, что в эти годы она жила в каком-то скиту с сестричеством святых подвижниц, обучаясь молитве и духовной жизни от старца. Именно в это время она призвана к высшему подвигу духовного совершенства, к юродству Христа ради. С этой целью она возвратилась в Петербург, облачилась в один из старых мундиров и белья покойного мужа и после этого отказалась отзываться от имени Ксении Григорьевны, отвечая вместо этого только на имя своего покойного мужа Андрея Федоровича. Она как бы в глубокой преданности своему мужу надеялась каким-то образом взять на себя бремя его нераскаянных грехов и его злополучной кончины без Святых Таин. Скорбя о своих и его грехах, она покинула свой дом и начала свое долгое паломничество, блуждая по улицам более бедного района Санкт-Петербурга, известного как Петербургская боро (Петербургская сторона). Чаще всего ее можно было встретить в окрестностях прихода Святого Матиаса, где беднейшие люди жили в ветхих хижинах.

Поначалу жители Городка думали, что эта странно одетая, едва обутая женщина была просто бесхитростной попрошайкой, и злые люди, особенно уличные мальчишки, часто будут травить и смеяться над ней. С полной кротостью, однако, она хранила перед собою образ невинного Великого Страдальца, Христа Иисуса, Который безропотно слышал все обвинения, переносил все гонения, терпел страшные муки и распятия. По Своему примеру Блаженная старалась кротко и в молчании сносить ее тяготы, прощая обиды по последней земной молитве Иисуса, «Отец, прости их, ибо они не ведают, что творят.»

Только раз жители Петербургского района видели ее в гневе. Уличные мальчишки, увидев оборванную старуху, стали по обыкновению смеяться и мучить ее. Благословенный обычно переносил все это безропотно. Однако на этот раз мальчики не ограничились словесными оскорблениями, а, видя, что она не замечает их насмешек, стали бросать в нее грязь и камни. Наконец они истощили даже терпение блаженной Ксении, и она бросилась на них, размахивая тростью в воздухе. Жители Городка были так поражены, увидев Благословенную в таком гневе, что немедленно приняли меры, чтобы предотвратить дальнейшие оскорбления в ее адрес. Как сказал Господь наш Иисус Христос, «Свеча покупается не для того, чтобы ее прятали в корзине… а для того, чтобы ставить на подсвечник.»

Так было и с богоугодной Ксенией. Постепенно люди начали понимать, что Ксения не просто нищая, а нечто большее. Они стали приглашать ее к себе домой и предлагать теплую одежду для суровых петербургских зим, а также милостыню. Одежду она никогда не принимала и брала только мелкие медные гроши, которые назывались царем на коне , потому что по ним чеканил всадник (на самом деле святой Георгий).

Она раздавала эти медные монеты беднякам, временами, по-видимому, с каким-то пророчеством. Однажды Ксения встретила на улице набожную женщину. Протягивая ей пятак, она сказала: — Возьми эту пятерку, вот король на коне, он погаснет. Женщина приняла медь пять штук и продолжила свой путь, размышляя о значении слов Благословенного. Не успела она выйти на улицу, где жила, как увидела, что ее дом горит. Побежав к своему дому, она прибыла как раз в тот момент, когда пламя гасили. Тогда она поняла, что Благословенная предсказывала это своими странными словами.

Однажды Параскева Антонова сидела в доме, подаренном ей Блаженной, когда Ксения приехала в гости. Войдя в дом, она раздраженно посмотрела на Антонову и сказала: «Вот ты сидишь и пришиваешь пуговицы и не знаешь, что Бог дал тебе сына! Иди сейчас же на Смоленское кладбище!» Антонова, зная Ксению воистину святую и зная, что из уст ее не выходит праздного слова, даже не стала расспрашивать об этом странном повелении, но тотчас же поверила, что вот-вот должно произойти что-то необыкновенное, и тотчас же поспешила на Смоленское кладбище.

На одной из улиц Васильева острова возле кладбища Антонова увидела большое скопление людей. Из любопытства она подошла к толпе, чтобы посмотреть, что происходит. Получается, что кучер сбил беременную женщину, которая тут же на улице родила ребенка и тут же умерла. Исполненная сострадания к ребенку, Антонова забрала его к себе домой. Все усилия петербургской полиции установить личность матери или найти отца или родственников крошечной сироты оказались тщетными, и ребенок остался у Параскевы Антоновой. Она дала ему хорошее воспитание и хорошее образование, любя его, как родного сына. Со временем мальчик стал видным чиновником и с любовью заботился о своей приемной матери в ее старости. С искренним благоговением чтил он также память Рабы Божией Ксении, оказавшей много милости к его приемной матери и приложившей такую ​​руку к его собственной судьбе.

Среди друзей блаженной Ксении были вдова госпожа Голубева и ее семнадцатилетняя дочь, известная своей красотой. Ксении очень нравится эта девушка из-за ее кроткого, тихого характера и доброго сердца. Однажды к ним в гости пришла Ксения и девушка стала варить кофе. «Красавица моя, — сказала Ксения, обращаясь к девушке, — вот ты кофе варишь, а муж жену на Охте хоронит. Беги туда скорее!»

Девушка была в шоке. «Мой что?! Мужа нет… а жену хороню!». «Идти!» — строго ответила Ксения, не любящая никаких возражений. Голубевы, хорошо зная, что Блаженная никогда ничего не говорила без причины, немедленно подчинились ее повелению и отправились на Охту. Тут они увидели, что к кладбищу направляется похоронная процессия, и присоединились к толпе провожающих. Молодая женщина, жена врача, умерла при родах и ее хоронили.

Состоялась Литургия, затем отпевание, после чего Голубевы последовали за гробом, который несли в могилу. Похороны закончились, и люди начали расходиться; однако наткнулись на рыдающего молодого вдовца, который при виде кургана над останками любимой жены потерял сознание и упал на землю возле Голубевых. И мать, и дочь стремились привести его в сознание и утешить. Они познакомились и, в конце концов, юная Голубева стала женой доктора.

Божий дар ясновидения не всегда приносит хорошие новости. Иногда его используют, чтобы намекнуть на приближающуюся болезнь или смерть кого-то, чтобы они могли приготовиться к своей судьбе. Так было и тогда, когда угодник Божий прибыл к другим гостям в доме Крапивиных, и все они встали и горячо приветствовали Блаженного. Ксения немного поговорила с ними, а потом встала, чтобы уйти, поблагодарив хозяйку за гостеприимство. Уходя, однако, обратилась к Крапивиной со словами: «Вот зеленая крапива, но скоро завянет.»

Поняла или нет госпожа Крапивина эти слова, доподлинно неизвестно, но другие гости не придали им особого значения. Однако ко всеобщему удивлению г-жа Крапивина, еще молодая и здоровая, вдруг заболела и умерла. Только тогда гости поняли, что слова «Вот крапива зеленая, да скоро завянет» предвещали кончину госпожи Крапивиной. Видя в Ксении этот дар прозорливости и ее кроткий и смиренный образ жизни, люди стали понимать, что она была истинной юродивой Христа ради. Многие жители Городка были искренне рады принять ее в своих домах и было замечено, что какой-то благодатный покой и счастье всегда воцарялись над каждым домом, который принимал ее с искренностью. Матери обнаружили, что если Благословенный ласкал или укачивал больного ребенка в колыбели, ребенок всегда выздоравливал. Так родители спешили к блаженной Ксении с детьми всякий раз, когда она приближалась, уверенные, что если она их благословит или хотя бы погладит по головке, то они останутся здоровыми.

Люди постепенно начали воспринимать ее странное поведение как своего рода знак от Бога, и часто ее поведение становилось действительно странным. За два дня до праздника Рождества Христова, в 1761 году, например, блаженная Ксения беспокойно бежала по холодным и заснеженным улицам Петербургской губернии, громко выкрикивая: «Пеките блины (блины), пеките блины, скоро все России будут печь блины!» Как обычно, никто не мог понять значения этих странных слов Блаженной, но в день праздника императрица Елизавета Петровна внезапно преставилась. Когда страшная весть разнеслась по городу, всем стало ясно, что Раб Божий пророчил императрице смерть.

Изредка Ксения заходила к какой-нибудь подруге или знакомой, поболтала, а потом вдруг замолкала, как будто к чему-то прислушиваясь. Вдруг она вскочила и быстро ушла. Если хозяйка спрашивала, почему она уходит и куда, Благословенная только махала в воздухе тростью и говорила: «Мне надо спешить, я там нужна».

У нее не было абсолютно ничего, кроме лохмотьев на спине, и часто, придя в дом подруги, она весело объявляла, «Здесь весь я.» Долгое время никто не знал, где проводит ночи Благословенная. Об этом интересовались не только жители Боро, но и местная полиция. При расследовании они обнаружили, что пожилая маленькая женщина проводила ночи в чистом поле, молясь и совершая простирания во все четыре стороны, и делала это независимо от времени года и погоды. Чудо Божие, что Блаженная так пережила суровые петербургские зимы. Случалось, что ее ночи тратились на какое-то другое дело. Однажды в 179 г.4, к концу долгой жизни Ксении, на Смоленском кладбище строился новый храм. Рабочие стали замечать, что по ночам кто-то таскает груды кирпичей на крышу здания, где они нужны. Рабочие были поражены этим и решили выяснить, кто может быть этим неутомимым тружеником. Поставив сторожа, удалось выяснить, что это была раба Божья Ксения.

«Нужно было, — говорит один писатель, — чтобы она обладала либо какой-то сверхчеловеческой силой, либо носила в себе такой сильный душевный огонь, такую ​​глубокую, несомненную веру, с которой невозможное становится возможным. считает великими угодниками Божиими, однако, совершившими своей верой такие дивные чудеса, чудеса, непостижимые человеческому уму, мы не можем считать подвиги Блаженной невиданными или невозможными для человека во плоти, Ксения поистине несла ту веру, с которой все все возможно. Еще живя в ее теле, ее душа всегда парила над этим миром, пребывая в живом, непосредственном общении с Богом».

Благословенный всегда был готов помочь всем, чем только возможно. Днем она бродила по улицам, и ее лицо своим теплым дружеским сиянием отражало внутренний дух кротости, смирения и доброты. Ночью, во все времена года, она выходила в поле и вступала в беседу с Самим Богом. Наконец настало время, когда Ксении не было уже ни на улицах Петербургского городка, ни в поле; ее лучезарное лицо уже не сияло среди грубых лачуг прихода св.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *