Фрейд иногда сигара это просто сигара: Теорема Зигмунда Фрейда — Новая статья сигарного клуба CigarDay.ru

Содержание

Теорема Зигмунда Фрейда — Новая статья сигарного клуба CigarDay.ru

Малинин Андрей

Автор еженедельной колонки

Тему этой статьи мне подсказал случай, который произошел со мной на отдыхе в Черногории.

Разместившись в великолепном пятизвездочном отеле «Splendid Conference&Spa Resort», я сразу же отправился в сигарный бутик, который приметил по пути в номер. Надо сказать, что хьюмидорная комната меня не разочаровала. Здесь были хорошо представлены «Davidoff» и «гаваны». Хотя намерения что-либо покупать у меня не было, я из приличия все-таки приобрел «Monteсristo Petit Edmundo». Оплатив счет, я уже собирался уходить, но был остановлен недоуменным вопросом продавщицы: «А откусить?». Впервые столкнувшись с таким предложением, я уже вознамерился было включиться в рискованную игру слов, но вовремя вспомнил, что рядом была жена…

 
Хьюмидорная комната

Через пару часов мне пришлось пожалеть о том, что я отказался от предложенной мне услуги. Дело в том, что мы отправились на прогулку по живописному побережью Адриатического моря не заходя в номер, где остались все мои сигарные принадлежности. Поэтому, когда после сытного ужина возникло желание выкурить приобретенную сигару, пришлось обратиться за помощью к официанту. На что он без зазрения совести посоветовал мне воспользоваться зубочисткой. Я отказался, заметив, что это не мой стиль, и отложил удовольствие на потом.

Через некоторое время мы вернулись на территорию отеля и уютно расположились под шатром у экзотичного бассейна. Не выкурить сигару в такой красоте было бы преступлением, и я вновь обратился к обслуживающему персоналу с просьбой принести мне гильотину. На этот раз мне сразу принесли серебряную пепельницу с изящной подставкой для сигары, но с гильотиной опять произошла осечка. Ее не оказалось. Правда, надо отдать должное, уже через пять минут, видимо, вспомнив о своих пяти звездочках, мне принесли извинения, а с ними и замысловатый инструмент причудливой формы. Не без труда, но мне все-таки удалось сделать надрез на сигаре. Не могу сказать, что он получился идеальным. Честно говоря, зубами мне удавалось сделать это лучше. И, спрашивается, для чего я затеял весь этот сыр-бор? Все это вызвало у меня бурю эмоций и заставило взяться за перо. Вот что из этого получилось.

Согласно толковому словарю С.И. Ожегова, теорема – это «утверждение, истинность которого устанавливается путем доказательства». В некоторых случаях теоремами называют даже неопределенные утверждения. Частным случаем теорем являются аксиомы, которые принимаются истинными без всяких доказательств или объяснений. Утверждения, о которых неизвестно, являются ли они теоремами, обычно называют гипотезами.

Слова, когда-то произнесенные Зигмундом Фрейдом: «Иногда сигара – это просто сигара. И ничего, кроме сигары», могут восприниматься именно как аксиома. Знакомство с сигарной биографией великого психоаналитика и страстного курильщика, казалось бы, не дает повода для других толкований. Да и не только во Фрейде дело. Вспомним хотя бы незабвенного Марка Твена, наиболее цитируемого в сигарном мире. Сегодня трудно найти книгу или статью на сигарную тему, которые не были бы украшены его яркими афоризмами. Его отношение к сигаре было таким же издевательски потребительским: «Уверен ли я, что люблю какие-то определенные сигары? Ну конечно, абсолютно уверен – если только кто-нибудь не надует меня и не наклеит мою марку на какую-нибудь дрянь, — ведь я, как и все, отличаю мои сигары по марке, а вовсе не по вкусу». Зино Давидофф, возможно, в силу своего заоблачного положения в сигарной иерархии, довольно толерантно относился ко всякого рода причудам новоявленных афисионадо. На столь болезненный для начинающих вопрос относительно того, чем лучше обрезать кончик сигары, он отвечал: «Используйте то, что лучше подходит вам. В действительности не столь важно, чем вы воспользуетесь, пробойником, гильотиной или ножницами. Главное, чтобы срез был чистым». При этом с присущей ему иронией он мог добавить, что сам он предпочитает ножницы, хотя иногда ему приходится доверять только своим ногтям. Как говорится, «In Zino veritas». Этот ряд исторических личностей, для которых сигара была не данью моде, а непреодолимой страстью и повседневной потребностью, можно продолжать бесконечно. Для полного комплекта можно вспомнить ну разве что еще и Уинстона Черчилля, побившего все мыслимые и немыслимые рекорды по курению сигар. Кстати, довольно часто избранное нами в качестве теоремы утверждение приписывается именно ему, что еще более усиливает его звучание.

 
Портрет Зигмунда Фрейда с сигарой 

Тогда почему все-таки теорема, а не аксиома? А дело в том, что не все так однозначно. И связано это частично с тем, что волна сигаромании наконец докатилась и до России. Это еще не эпидемия, но близко к тому. Особенно это бросается в глаза тем, кто часто посещает сигарные вечеринки. Если раньше все завсегдатаи знали друг друга в лицо, то теперь палитра лиц стала намного богаче, в прямом и переносном смысле. Торговля, естественно, не могла не отметить для себя рост спроса на столь не типичный для наших краев табачный продукт. Как грибы растут специализированные магазины, день ото дня богатеет их ассортимент, профессиональнее становится обслуживание. Последнее особенно важно, так как любители сигар – это клиентура особая.

Если россиянин пристрастился к сигарам, то это уже диагноз. Для многих сигара еще не стала насущной потребностью, вожделенным удовольствием. Пока это всего лишь робкая попытка приобщиться к эпикурейству, а чаще всего – простое желание подчеркнуть свой новый статус. При этом срабатывает удивительное потребительское свойство сигар создавать харизму тем, кто им поклоняется. С «панателой» в зубах вы утонченный аристократ, с «робусто» – преуспевающий банкир, с «черчиллем» – светский лев, гроза женских сердец. Даже то, как вы держите сигару, ножкой вниз или вверх, многое может рассказать о вас человеку, познавшему учение Фрейда.

В России сигара еще не стала окончательно просто сигарой. Здесь это и «муза поэзии и снов», и «спящий ангел», и все что угодно, но только не обыкновенный табачный продукт со специфическими потребительскими свойствами. Во многом такое трепетное отношение к сигаре складывается под влиянием глянцевых журналов, а также всякого рода штатных и заштатных миссионеров, стараниями которых процесс приобщения аборигенов к культуре потребления «коричневого золота» (не иначе!) превратился в культовое таинство. Но очень скоро ситуация может измениться. Как стало модно теперь говорить, процесс пошел. Сигара постепенно становится непременным атрибутом преуспевающего россиянина, современного Мистера Твистера. Можно долго перечислять знаменитостей всех мастей, уже подверженных этой слабости. Среди них немало кинозвезд, спортсменов, фотомоделей, политиков и предпринимателей. Хотя процесс приобщения к сигарам в нашей стране протекает, как и следовало ожидать, с российской спецификой, все же нельзя не отметить, что у нас фанатиков «табачных торпед» становится все больше и больше. 

 
Российские сигары Евгений Онегин 

Важнейшая особенность российского потребителя состоит в том, что он легко верит во всякого рода сказки. Поэтому, если ему компетентно говорят, что «кубинская сигара – знак совершенства», он готов этому поверить и тут же отдать последнее, чтобы насладиться этим совершенством. Почему бы и нет, ведь все говорят, что гаванская сигара для курильщика все равно что «роллс-ройс» для автолюбителя. На этой искренней вере нечистые на руку дельцы уже успели нажить миллионные состояния. Российский рынок буквально завален всякого рода подделками под аутентичную «гавану» и другим премиальным фальсификатом. Этому во многом помогает то, что мерилом качества сигары стала ее цена.

Однако другая особенность российского потребителя заключается в его удивительной способности быстро обучаться, а также в стремлении докопаться до истины, что, кстати, уже успели оценить иностранные специалисты. Сегодня наш афисионадо уже не довольствуется азами сигарной культуры. Его душу волнует не только поэзия сигар, но и сигарная проза жизни. Он стал интересоваться вопросами мирового масштаба, ну и, заодно, объемами личного кармана. Наконец-то он начал критически относиться к тому, что ему преподносится в глянцевой обертке.

Есть ощущение, что в России близится день, когда кто-нибудь из наших власть имущих провозгласит в Думе, так же, как это сделал в 1914 году в Сенате двадцать восьмой вице-президент США Томас Маршалл: «Что действительно нужно этой стране, так это хорошие пятицентовые сигары».  Но нужны ли они?

«Иногда сигара – это просто сигара». 150 лет Зигмунду Фрейду

Ни одно имя не вызывает столько смущенных улыбок и неприличных ассоциаций, сколько имя Зигмунда Фрейда. Благодаря его работам в жизнь обывателей вошли такие термины как «либидо», «сверх-Я», «бессознательное», «эдипов комплекс» и другие. Фрейд придумал многое из того, чем сейчас переполнена наша жизнь.

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в городке Фрейберге (ныне Пршибор, Чехия) в 240 км от Вены. Его отцом был бедный торговец шерстью. Через всю жизнь будущий психоаналитик пронес спутанные чувства к родителям: отца он и боялся, и боготворил, а мать, несмотря на ее трудный характер, очень любил. Сигизмунд или Соломон (по еврейской традиции ему спустя неделю после рождения сделали обрезание и дали два имени) был первым из девяти детей в семье и самым любимым благодаря своим недюжинным интеллектуальным способностям. Несмотря на бедность и нищету в его комнате была масляная лампа, а другим детям запрещали заниматься музыкой, чтобы не мешать подающему надежды брату.

В октябре 1859 года, вконец обнищав, семья пустилась на поиски счастья в другие города. Фрейды обосновались сначала в Лейпциге, затем в Вене. Но и Вена материального достатка не дала: «Бедность и нищета, нищета и крайнее убожество»,- так вспоминал Фрейд свое детство. Он прилежно учился в лицее, изучая языки, литературу, философию. Из школьных лет он, очевидно, вынес неудобный для последующей жизни комплекс: нелюбовь смотреть собеседнику в глаза. Тогда он еще и не думал, что именно этот комплекс сделает его одним из самых известных людей на планете. Родители никогда не мешали ему и без колебаний приняли его решение стать медиком. В Вене он поступил в медицинский институт, что было неудивительно для мальчика из еврейской семьи. Впоследствии он увлекся политикой и марксизмом.

Один из самых распространенных мифов заключается в том, что Фрейд видел во всем сексуальный подтекст из-за собственной сексуальной распущенности. Но это далеко не так. Как пишет один из его биографов, «Фрейд не падал в бездну сексуальных томлений. Специалист по сексуальным расстройствам оставался девственником до 30 лет. Он был дисциплинированным и целеустремленным человеком, все ответы на вопросы жизни пытался найти в науке. Ни о каком сексуальном разгуле не могло быть и речи».

Связано это было с его болезненной привязанностью к собственной невесте, сменившейся впоследствии полным равнодушием. Свою будущую жену, Марту Верней, Фрейд увидел на отдыхе. 21-летняя девушка сразу произвела на него неизгладимое впечатление: она была хрупкая, бледная, невысокая, с изысканными манерами. Ухаживал Фрейд очень странно, он писал ей тысячи писем, в которых высказывал весьма странные комплименты: «Я знаю, что ты некрасива в том смысле, как это понимают художники и скульпторы». И в то же время он претендовал на безраздельное обладание вниманием своей невесты: «Отныне Вы в своей семье не более, чем гость… Если же Вы не в состоянии отречься ради меня от семьи, то потеряете меня, погубите всю свою жизнь и никогда не будете иметь счастья в семейной жизни. .. В моей натуре есть определенная тираническая черта». Он называл ее «своей маленькой принцессой», писал, что не переживет отказа.

Марта согласилась стать женой Зигмунда, но ждать свадьбы ей пришлось целых 4 года. Все это время Фрейд пытался улучшить свое финансовое положение, а заодно и прославиться.

В 1884 году подвернулся случай разбогатеть. Именно Фрейд открывает обезболивающие свойства кокаина, но доверяет начать исследования своим друзьям Кенигстену и Колеру, а сам тем временем уезжает с Мартой на отдых. Друзья успели за это время прославиться, а Фрейд впоследствии написал книгу «Кокаин», в которой предлагал применять алколоид при снятии с опийной зависимости. В своей автобиографии он напишет: «Из-за моей помолвки я не стал знаменитым в те молодые годы».

В следующем году в Париже Фрейд 4 месяца стажировался у французского невролога Жана Шарко. Кроме изобретенного им контрастного душа Шарко был известен как специалист по гипнозу. Оба метода француз использовал для лечения истерий, паралича конечностей, слепоты и глухоты. Под чутким руководством известного психиатра Фрейд надеялся открыть золотую жилу. «Моя маленькая принцесса. Я приеду с деньгами, — писал он невесте. — Я стану великим ученым и вернусь в Вену с большим, огромным ореолом над головой, и мы тотчас же поженимся».

Приблизительно в то же время Фрейд становится учеником венского врача Иозифа Брейера, который предлагал во время сеансов больным истерией в свободной форме рассказывать о своих переживаниях. Тогда Фрейд начинал чувствовать зачатки новых теорий: «Каждую ночь я занимаюсь тем, что фантазирую, обдумываю, строю догадки, останавливаясь лишь тогда, когда дохожу до полного абсурда и изнеможения».

Зигмунду пришлось вернуться в Вену без желанной славы и денег, годом спустя он наконец-то женился на Марте. Фрейд занялся переводом на немецкий книг Шарко по гипнозу и открыл собственную небольшую практику. Однако гипнозом будущему психоаналитику овладеть толком не удалось: в кабинете он повесил фотографию публичной лекции Шарко, завидуя его магнетическому дару и желая иметь такое же влияние на людей.

Уставая от скучных клиентов и их жалоб на жизнь, постоянной необходимости смотреть людям в глаза, Фрейд придумывает класть пациентов на кушетку, а самому садиться в изголовье. «Я не могу, когда меня рассматривают по 8 часов в день,- говорил он вечерами Марте.- И в глаза пациентам тоже смотреть не могу». Фрейд старался не оказывать никакого давления на пациента. Это было очень важно для него, он фокусировался на так называемой «разговорной терапии». Фрейд первым создал специальный вид терапии, основанной на рассказах пациента о своих проблемах.

Его методы получили всемирную славу. Фрейд, не стесняясь, использовал ее, чтобы заработать капитал. «Плата за терапию,- говорил Фрейд, — должна существенно сказываться на кармане пациента, иначе терапия идет худо». Свою точку зрения он подтверждал мошенничеством: принимал одного бесплатного пациента в неделю и в бессилии разводил руками. Бесплатное лечение якобы не давало результата. Фрейд оценивал свой труд высоко — один сеанс стоил 40 крон, по тем временам столько же стоил дорогой костюм.

До Фрейда психотерапия имела дело исключительно с душевнобольными людьми. В XIX веке весьма популярным направлением считалось лечение гипнозом.

Фрейд же открыл область, к которой могла прикоснуться экзальтированная публика, имевшая много денег и мало смысла в жизни. Зигмунд работал по 12-14 часов в день и был вынужден призвать на помощь двух молодых сподвижников — Макса Кахане и Рудольфа Райтлера. Вокруг него начал формироваться круг единомышленников, которые в 1902 году образовали Венский психоаналитический кружок, через 6 лет трансформировавшийся в Венское психоаналитическое общество.

Здесь собирался декадентский бомонд, заседания вели не только врачи, но и писатели, музыканты, поэты, издатели. Чем больше критики говорили о непристойности, порнографии, покушении на мораль, тем дружнее декадентствующее поколение шло к нему на прием. Однако Фрейд отличался вздорным характером, он отрицал всех тех единомышленников, которые хотели хоть немного поколебать его теорию. Таким образом, он разругался с самыми талантливыми своими последователями – Юнгом, Адлером, Ранком. После разрыва учитель и ученики больше никогда не встречались.

Несмотря на интерес разгульной публики, Фрейд вел размеренную жизнь: он боготворил Гете и презирал новации в искусстве. Об экспрессионистах он говорил как о людях с врожденными дефектами зрения, а сюрреалистов считал «лунатиками и на 95% обычными алкоголиками». Однако Сальвадор Дали при встрече в 1938 году произвел на мэтра хорошее впечатление: «Этот молодой испанец с искренними и фанатичными глазами, превосходно рисует. И было бы интересно с позиций психоанализа изучить происхождение такой живописи».

Фрейда прославил не только страх смотреть в глаза собеседнику, но и его сны. «Толкование сновидений» – книга, основанная почти целиком на записях собственных снов, стала одним из самых известных научных произведений. Записывать собственные сны Фрейд стал после смерти отца, тогда же ввел практику заниматься самоанализом по полчаса в день.

Самым знаменитым больным Фрейда стал русский пациент Сергей Панкеев. Из его детской патологии родилась монументальная монография Фрейда «Человек-волк. Из истории одного детского невроза».

Анализ отличался необычной длительностью для того времени (четыре года), и Фрейд применил новую технику, чтобы справиться с ситуацией застоя в лечении: назначил дату его окончания. В целом, по мнению многих исследователей, анализ Фрейдом случая «человека-волка» достаточно сложен и неоднозначен. Возможно, Фрейд находился под слишком сильным влиянием господствовавшей над ним в то время теорией эдипового комплекса и интерпретировал обширный материал пациента преимущественно в этом духе.

Проблема Панкеева состояла в полной зависимости от окружающих. По мнению Фрейда, сыграла роль дурная наследственность Сергея: маниакально-депрессивное заболевание отца и болезненное состояние матери, из-за которого она мало занималась детьми. Основной причиной заболевания стали непристойные приставания старшей сестры, которая позволяла себе играть с его половыми органами и пугала его книгой с картинкой волка, стоявшего на задних лапах и широко шагавшего. Метод Фрейда дал положительные результаты — под давлением фиксированного срока окончания лечения сопротивление пациента пошло на уступки.

Казалось бы, жизнь Фрейда могла бы стать причиной зависти: у него прекрасная практика, всемирный успех, полный достаток, жена, шестеро детей. Однако Марта мало интересовалась его работой. Выходные дни он проводил в одиночестве или же с сестрой Марты — Минной. Она искренне интересовалась психиатрией, что заставило Зигмунда обратить на нее внимание: «Минна похожа на меня, — писал Фрейд. — Оба мы неуправляемые и страстные, и не очень хорошие люди, в отличие от Марты, человека очень положительного». Но и к Минне он довольно быстро охладел. Она оставила доктора, к облегчению всей его семьи. После этой истории Фрейд вообще отказался от какой-либо интимной близости.

В 1920-х годах у Фрейда обнаруживают рак ротовой полости. Операция, сделанная в 1923 году, не спасает от болей и ужасного протеза. Врач не может свободно есть и говорить. Тогда Фрейд пишет много о Танатосе – боге смерти и влечении человека к смерти.

Приход фашизма к власти ставит жизнь семьи под угрозу. Его книги вместе с трудами Гейне и Маркса публично сжигают; дочь, которая стала его преемницей, арестовывают. Семье пришлось бежать в Лондон при помощи английского психиатра Эрнста Джонса, греческой принцессы Марии Бонапарт и посла Соединенных Штатов во Франции Уильяма Буллита.

Год спустя 23 сентября 1939 года Фрейд попросил своего лечащего врача ввести ему смертельную дозу морфия.

10 цитат, ошибочно приписываемых Зигмунду Фрейду

…включая несколько известных!

Вот наш список из 10 вещей, которые основатель психоанализа никогда не говорил.


Я, как известно, не люблю кошек. Зигмунд Фрейд

Где сказал Фрейд: «Время, проведенное с кошками, никогда не бывает потрачено зря»?

Хотя эта цитата часто приписывается Фрейду на сайтах цитат, нет никаких доказательств того, что он когда-либо произносил ее.

Однако он написал своему другу Арнольду Цвейгу: «Я, как известно, не люблю кошек».

Он больше любил собак.


Где Фрейд сказал: «Иногда сигара — это просто сигара»?

Возможно, это самая известная фраза, приписываемая Фрейду. Нет никаких доказательств того, что Фрейд когда-либо говорил или писал ее.

Также крайне маловероятно, что он сделал бы такой комментарий без иронии, так как это противоречит одному из его ключевых выводов. По его собственным словам:

«Эти мелочи, как ошибочные действия, так и симптоматические или случайные действия, не так уж ничтожны, как люди, по какому-то заговору молчания, готовы предположить. Они всегда имеют значение, которое обычно можно легко и уверенно интерпретировать исходя из ситуации, в которой они происходят… Самые сокровенные тайны человека, как правило, раскрываются с их помощью».

Другими словами: сигара никогда не бывает просто сигарой!

Тем не менее, для Фрейда не было бы совершенно нехарактерным остроумие «просто сигара», поскольку это соответствует тому, что мы знаем о его сухом остроумии и чувстве иронии.


Где Фрейд сказал, что ирландцы невосприимчивы к психоанализу?

Это замечание приписывается Фрейду в фильме Отступники . Однако нет никаких доказательств того, что Фрейд когда-либо говорил или писал это.

На самом деле, психоанализ кажется особенно популярным в странах с большим католическим населением, а также в странах с историей колониального угнетения или диктатуры. Он процветает в Ирландии!


Где Фрейд сказал: «Разум подобен айсбергу». Он плавает на одну седьмую часть своего веса над водой?

Представление Фрейда о разуме часто сравнивают с айсбергом, но сам он никогда не использовал аналогию.

На самом деле это сравнение может ввести в заблуждение. Верно то, что Фрейд считал, что большинство психических процессов происходят «под поверхностью», но модель айсберга упускает из виду динамическую природу фрейдистского бессознательного.


Где Фрейд сказал: «Боязнь оружия есть признак отставания в сексуальной и эмоциональной зрелости»?

Эта цитата особенно популярна среди противников контроля над оружием, но нет никаких доказательств того, что Фрейд когда-либо говорил ее.

Маловероятно, что он подлинный, учитывая, что один из основных принципов психоанализа состоит в том, что символы не имеют фиксированного значения.

Тем не менее, популярность этой неверной цитаты среди преимущественно мужской демографической группы побуждает к психоаналитическим размышлениям. Мы исследовали эти темы на нашей конференции 2018 года «Хрупкий фаллос».


Пожалуйста, поддержите нас

Независимая благотворительная организация, мы не получаем государственного или государственного финансирования. Мы зависим от щедрости друзей и сторонников, увлеченных Музеем и его работой.

Пожалуйста, рассмотрите возможность сделать пожертвование, чтобы обеспечить будущее Музея.


Где Фрейд сказал: «На цветы приятно смотреть». У них нет ни эмоций, ни конфликтов»?

Фрейду определенно нравилось смотреть на цветы, но нет никаких доказательств того, что он когда-либо говорил это.


Где Фрейд сказал: «Куда бы я ни пошел, я нахожу поэта, который был там до меня»?

Какая прекрасная цитата! Но нет никаких записей о том, что Фрейд говорил или писал это.

Вероятно, это вариант другой возможной неправильной цитаты: «Поэты и философы до меня открыли бессознательное». То, что я обнаружил, было научным методом, с помощью которого можно изучать бессознательное». К сожалению, для этой цитаты также нет прямого источника. Впервые он появляется в журнальной статье Филипа Р. Лермана в 1940 году.

Однако не кажется невероятным, что Фрейд сказал бы это, основываясь на том, что мы знаем о его любви к литературе.


Где Фрейд сказал: «Я всем сердцем могу порекомендовать гестапо»?

Широко повторяется история о том, что нацисты заставили Фрейда подписать документ, в котором говорилось, что они относились к нему с «уважением и вниманием». Согласно рассказу, Фрейд добавил под своей подписью: «Я всем сердцем могу порекомендовать гестапо».

Документ был впоследствии найден исследователями и не содержит такого комментария.


Где сказал Фрейд: «Из вашей уязвимости вырастает ваша сила»?

Возможно, самая мотивирующая из всех неправильных цитат, нет никаких доказательств того, что это сказал Фрейд.

Фрейд, скорее всего, презирал бы сведение своей мысли к такому содержательному утверждению, но, возможно, здесь есть фрейдистское прочтение. Слово «уязвимость» происходит от латинского слова vulnus , означающего «рана», которое Фрейд связывал с комплексом кастрации.


Где Фрейд сказал: «Первый человек, бросивший оскорбление вместо камня, был основателем цивилизации»?

Это хитрый вопрос, поскольку Фрейд действительно использовал что-то подобное, но он намекает на другого автора. Фрейд пишет: «как остроумно заметил один английский писатель, человек, который первым метнул в своего врага бранное слово вместо копья, был основателем цивилизации».

Остроумным английским писателем был невролог Джон Хьюлингс Джексон.


Фрейд в кавычках

Взгляните на Фрейда в кавычках для выбора цитат, которые сказал Фрейд.


Спасибо за внимание!

Независимая благотворительная организация, мы не получаем государственного или государственного финансирования. Мы зависим от щедрости друзей и сторонников, увлеченных Музеем и его работой.

Пожалуйста, рассмотрите возможность сделать пожертвование, чтобы обеспечить будущее Музея.

Опубликовано Stefan в образовательном блоге 30 апреля 2019 г..

Подписаться на комментарии
| Оставить комментарий | Трекбэк

Иногда сигара – это просто сигара – Quote Investigator®

Зигмунд Фрейд? Апокриф?

Уважаемый Quote Investigator : Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, был известен интерпретацией символов с особым упором на образы в снах. На фотографиях его часто изображали курящим сигару, и поэтому я всегда находил очень забавной следующую приписываемую ему цитату:

Иногда сигара — это просто сигара.

Действительно ли это сказал Фрейд или это придумал шутник?

Quote Investigator : Самый ранний пример этого высказывания о том, что QI обнаружил, появился в сноске в медицинском журнале «Психиатрия» в 1950 году. В статье под названием «Место действия в изменении личности» автор Аллен Уилис обсуждал важность рассмотрения как сознательных, так и бессознательных целей действия. Он заявил, что иногда сознательные цели были в значительной степени прикрытием для бессознательных целей, но предупредил в сноске, что аналитик не должен всегда предполагать, что это правда [SFAW]:

Это все еще профессиональная опасность психоанализа — спустя тридцать лет после знаменитого замечания Фрейда о том, что «сигара иногда просто сигара».

На основании «тридцатилетнего» временного промежутка, указанного Уиллисом, комментарий Фрейда должен был быть сделан в 1920 году. Тем не менее, на сегодняшний день не обнаружено никаких доказательств более раннего утверждения. Фрейд жил с 1856 по 1939 год. Это отсутствие документации особенно странно из-за утверждения, что поговорка была «известной» в 1950 году. Порядок слов немного отличается от самой популярной современной версии.

В 2001 году Алан С. Элмс, профессор психологии Калифорнийского университета в Дэвисе, опубликовал статью о трех известных высказываниях, приписываемых известному психоаналитику: «Апокрифический Фрейд: самые известные «цитаты» Зигмунда Фрейда и их действительные источники». ». Элмс сообщил об обширном расследовании шутки о сигаре и утверждал, что она почти наверняка была недостоверной [SFAE]:

. есть много причин сделать вывод, что Фрейд никогда не говорил этого или чего-то подобного.

Элмс также спросила свою немецкую коллегу Еву Шепелер, видела ли она немецкую версию поговорки: цитата, напечатанная в немецком издании.

Здесь приведены дополнительные избранные цитаты в хронологическом порядке.

В 1922 году «Международный журнал психоанализа» опубликовал статью Эрика Хиллера о символике сигарет, сигар и трубок. В статье разъяснялось, что фаллический символизм курения был установлен XIX веком.20 с. На обложке журнала гордо была показана его связь с основателем психоанализа с заявлением «Направлено Зигмундом Фрейдом» [IJPA]:

Сигареты и сигары могут символизировать пенис. Они цилиндрические и трубчатые. У них горячий красный конец. Они испускают ароматный дым (= газы = сперма). …

Я имею в виду причину или, по крайней мере, одну из причин, почему люди начинают курить (и, конечно, почему они продолжают), то есть фаллическое значение сигареты, сигары и трубки. Таким образом, это замена пениса (материнской груди), которого они лишены (кастрированы, отняты от груди).

В 1947 году в биографии Хелен Уокер Пунер под названием «Фрейд: его жизнь и его разум» отмечалось распространение курения в кругу общения Фрейда [SFHP]:

Он был настолько зависим от курения, что его раздражали мужчины. кто не курил. Из-за этого почти все его апостолы стали курить сигары.

В 1950 году сноска в медицинском журнале «Психиатрия» содержала версию исследуемой цитаты, приписываемую Фрейду. Подробности обсуждались в начале этого поста [SFAW].

В 1954 году поговорка появилась в журнале «Право и современные проблемы» в статье об антимонопольном праве. Основная тема статьи не была связана с психоаналитической теорией, но авторы сослались на проницательность Фрейда в сноске [SFLP]:

Этот поиск значимых значений там, где их нет, напоминает ответ Зигмунда Фрейда чрезмерно усердным ученики, которые чувствовали, что за курением его сигар должен быть значительный смысл. «Иногда сигара — это просто сигара», — напомнил им Отец психоанализа.

Приведенная выше ссылка была обнаружена ведущим экспертом по цитатам Фредом Р. Шапиро, который является редактором «Йельского сборника цитат». (ЯБК). Он упомянул эту цитату в развлекательной статье о сборнике высказываний, связанных с сигарами, которая была опубликована в журнале «Cigar Aficionado» [FSCA].

В течение нескольких лет самый ранний известный пример близкого варианта высказывания был в статье 1961 года историка Питера Гэя, который также был биографом Фрейда. Эта цитата упоминается в эссе Алана С. Элмса [SFAE] и в важных источниках, таких как Quote Verifier [SFQV] и YBQ [SFYQ]:

Питер Гэй писал в «Американском историческом обозрении» в 1961 году (66: 664–676): «В конце концов, как однажды сказал Зигмунд Фрейд, бывают моменты, когда человеку хочется сигары просто потому, что он хочет хорошенько выкурить».

В 1966 году New York Times напечатала рецензию писателя и переводчика Макса Найта на сборник стихов известного немецкого писателя Гюнтера Грасса. Найт использовал это высказывание и приписал его Фрейду [SFMK]:

Фрейд однажды сказал, что иногда даже сигара — это просто сигара; Так неужели вишни Грасса, мошки, дрозды на самом деле всего лишь вишни, мошки, черные дрозды?

В 1969 году рецензия на книгу в Los Angeles Times содержала вариант высказывания [SFRH]:

История о докторе Зигмунде Фрейде, когда-то касавшаяся его вездесущей сигары. Размышляя над ней, он пробормотал: «Господа, бывают времена, когда сигара — это всего лишь сигара!»

Количество вхождений утверждения продолжало расти, а варианты продолжали разветвляться в 1970-х годах и позже. Тем не менее, эти цитаты должны предоставить читателю компактную выборку. Эти слова почти всегда приписываются Фрейду, и у него нет серьезных соперников в атрибуции.

В заключение, хотя это выражение и его описание популярны, имеющиеся в настоящее время доказательства неудовлетворительны. Первое упоминание на английском языке датировано 1950 годом, и это более чем через десять лет после смерти Фрейда в 1939 году. Алан К. Элмс назвал это замечание «последней антифрейдистской шуткой Фрейда» и утверждал, что это замечание не согласуется с другим высказыванием Фрейда. заявления. Если не будет найдена дополнительная документация, QI считает разумным утверждать, что Фрейд, вероятно, не делал этого заявления. Спасибо за ваш вопрос.

[SFAW] 1950 May, Психиатрия, «Место действия в изменении личности» Аллена Уилиса, стартовая страница 135, цитата, страница 139, сноска 9, том 13, номер 2, Психиатрический фонд Уильяма Алансона Уайта, Вашингтон, округ Колумбия ( Проверено на бумаге; особая благодарность доброму человеку из Университета Джорджии в Афинах за проверку этой цитаты на бумаге) ссылка

[SFAE] 2001, Зигмунд Фрейд и его влияние на современный мир: Ежегодник психоанализа, под редакцией Джерома А. Винер и Джеймс Уильям Андерсон, «Апокрифический Фрейд: самые известные« Цитаты »Зигмунда Фрейда и их фактические источники», Алан С. Элмс, страницы 83–104, том 29., [Аналитическая пресса, Хиллсдейл, Нью-Джерси], International Universities Press, Нью-Йорк. (Проверено на бумаге)

[IJPA] 1922, декабрь, The International Journal of Psycho-Analysis, Communications: Some Remarks On Tobacco by Eric Hiller Start Page 475, Quote Page 477 and 480, Volume 3, Part 4, The International Psycho-Analysis Аналитическая пресса, Лондон и Вена. (Полный просмотр Google Книг) ссылка

[SFHP] 1947, Фрейд: его жизнь и его разум Хелен Уокер Пунер, стр. 219, Howell, Soskin Publishers, Нью-Йорк. (проверено на бумаге)

[SFLP] Осень 1954 г., право и современные проблемы, «Контроль за ценами, антимонопольное законодательство и законы о минимальных ценах — связь между чрезвычайным и нормальным экономическим контролем» Роберта В. Фарагера и Фрица Ф. Хеймана, Стартовая страница 648, [ Сноска 20], страница цитаты 656, том 19, номер 4, юридический факультет Университета Дьюка.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *