Чтобы столкнуть противоположные жизненные: Русский язык ЕГЭ (задание 26) — Педагогический портал «Тривиум», задание 4443

Содержание

Русский язык ЕГЭ: задание 26 (тест 2)

Задание 1 4440

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором  они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Показать текст (А.П. Владимиров)

«Автор, рассказывая историю своего героя, использует разнообразные средства выразительности, которые усиливают эмоциональное воздействие на читателя. Это приём — (А)_____ (в предложениях 23—24, 24—25), а также тропы: (Б)_____ («будто фиолетовое покрывало» в предложениях 41, 48), (В)_____ («печальные глаза» в предложении 24) и (Г)_____ («по лабиринтам боли» в предложении 31)».

Список терминов:
1) антитеза
2) метафора
3) сравнение
4) анафора
5) ряд однородных членов
6) лексический повтор
7) риторический вопрос
8) риторическое восклицание
9) эпитет

Задание 2 4441

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором  они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Показать текст (Б.П. Екимов)

«В тексте автор употребляет различные тропы: (А)_____ («течёт молчаливая людская река» в предложении 6), (Б)_____ («как колокольчик» в предложении 36). Объясняя свои внутренние ощущения после нечаянно услышанного разговора, автор использует лексическое средство выразительности − (В)_____ («с лёгким сердцем» в предложении 44). Синтаксическое средство выразительности − (Г)_____ (предложения 1, 5) − помогает автору изобразить обстановку, в которой происходит действие, и передаёт настроение героя».

Список терминов:
1) метафора
2) фразеологизм
3) лексический повтор
4) ряды однородных членов
5) сравнение
6) парцелляция
7) просторечное слово
8) вопросно-ответная форма изложения
9) диалектизм

Задание 3 4442

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором  они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Показать текст (Н.И. Лебедев)

«Излагая свои взгляды, автор предпочитает воздействовать прежде всего на разум читателя, приводя факты и стараясь убедительно интерпретировать их. Этому служат вводные конструкции, а также такие приёмы, как (А)_____ (в предложениях 4, 24, 30), позволяющее опереться на мнение известных деятелей культуры, и (Б)_____ (предложения 18—19). Вместе с тем Н. Лебедев выражает своё отношение к обсуждаемым вопросам, поэтому в тексте используются такие лексические средства, как (В)_____ («чтиво» в предложении 14), и (Г)_____ («разводят руками» в предложении 15)».

Список терминов:
1) метафора
2) сравнение
3) противопоставление
4) цитирование
5) фразеологизм
6) ряды однородных членов
7) эмоционально-оценочная лексика
8) риторическое обращение
9) вопросно-ответная форма изложения

Задание 4 4443

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором  они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Показать текст (Е.А. Лаптев)

«Чтобы столкнуть противоположные жизненные позиции главных героев, Е. А. Лаптев использует приём — (А)_____ (в предложениях 16, 21). Несмотря на отсутствие развёрнутых описаний, автор смог создать яркие психологические портреты молодых людей. Одним из средств, использованных автором для характеристики Кирилла, является лексическое средство выразительности — (Б)_____ (например, «подцепили» в предложении 25) — и троп — (В)_____ («король трущобных окраин» в предложении 42). В то же время в создании образа Артёма важную роль играет синтаксическое средство выразительности — (Г)_____ (предложения 26, 46)»

Список терминов:
1) слова книжного стиля
2) эпитет
3) ряды однородных членов
4) противопоставление
5) разговорная лексика
6) литота
7) парцелляция
8) метафора
9) риторический вопрос

Задание 5 4444

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором  они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Показать текст (А.Н. Кузнецов)

«Размышления А. Н. Кузнецова проникнуты живой страстью, патетикой; мысль здесь неразрывно связана с чувством. Горячую эмоциональность усиливает троп — (А)_____ (например, «отмыть душу от житейского» в предложении 15) — и синтаксическое средство — (Б)_____ (например, в предложении 6). Лексическое средство — (В)_____ («высокому и священному» — «житейского, суетного, пыльного, мелкого» в предложении 15) — отражает столкновение разных взглядов, придавая тексту полемическое звучание. Многочисленные (Г)_____ (например, «о безгласной рыбе» в предложении 3) не столько служат изобразительным целям, сколько выражают авторские чувства».

Список терминов:
1) эпитеты
2) слова разговорного стиля
3) риторические восклицания
4) метафора
5) сравнение
6) гипербола
7) парцелляция
8) контекстные антонимы
9) ряд однородных членов

Задание 6 4445

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором  они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Показать текст (К.Г. Паустовский)

«Рассказ К. Г. Паустовского «Луга» пронизан любовью к родной природе. Писатель замечает краски, звуки, самые тонкие детали в окружающем мире, а поделиться своими наблюдениями с читателями ему помогают разнообразные художественные средства, среди которых тропы: (А)_____  («опрокинулось бледной зеленеющей чашей» в предложении 4, «как ключевая вода» в предложении 11) и (Б)_____  («горечь воздуха» в предложении 31, «разлетятся. .. надежды» в предложении 39), а также синтаксическое средство — (В)_____ (в предложениях 7, 31). Приём — (Г)_____ (предложения 39—41) — придаёт повествованию философское звучание».

Список терминов:
1) диалектизм
2) сравнение
3) восклицательные предложения
4) цитирование
5) фразеологизм
6) анафора
7) вопросно-ответная форма изложения
8) метафора
9) ряды однородных членов предложения

Задание 7 4446

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором  они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Показать текст (В. П. Катаев)

«Любовью к Москве проникнут весь текст В. П. Катаева: описывая её строения, достопримечательности, автор использует троп — (А)_____  («необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета» в предложении 2, «многоруким фонарям» в предложении 6). Изменения, произошедшие в городе с наступлением новой эпохи, рассказчик воспринимает очень болезненно, о чём свидетельствуют различные средства выразительности: лексическое средство — (Б)_____  («старый», «новым» в предложениях 10, 11), троп — (В)_____  (в предложениях 8, 10, 28), приём — (Г)_____  (предложения 29-31)».

Список терминов:
1) индивидуально-авторские слова
2) синонимы
3) антонимы
4) синтаксический параллелизм
5) разговорные слова
6) гипербола
7) градация
8) эпитет
9) сравнение

Задание 8 4447

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором  они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Показать текст (И.А. Маслов)

«Описывая качества, свойственные современным подросткам, автор текста использует такой приём, как (А)_____ (предложения 4—5), и синтаксическое средство выразительности − (Б)_____ (предложения 17, 22). Для характеристики молодого поколения используются лексические средства: (В)_____ («просто так» в предложении 4) и (Г)_____ («установка», «потребности», «потребление» и др.)».

Список терминов:
1) риторическое обращение
2) общественно-политическая лексика
3) синонимы
4) ряды однородных членов
5) парцелляция
6) цитирование
7) фразеологизм
8) гипербола
9) анафора

Задание 9 4448

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором  они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Показать текст (Ю.В. Бондарев)

«Ю. Бондарев действительно говорит лишь об одном мгновении, но оказывается, что иногда этого бывает достаточно, чтобы понять истину. Текст построен на таком приёме, как (А)_____ («красавец танцевал… щегольски…» — «она же топталась неумело…» в предложении 12). Синтаксическое средство − (Б)_____ («отпустил её и повёл к колонне» в предложении 15) и троп — (В)_____ («с зверским, жадным видом» в предложении 2) — дают нравственную оценку герою текста. Кульминационное значение приобретает предложение 13, в котором троп — (Г)_____ («как обычно стучат в дверь») — помогает автору подчеркнуть смысл поступка девушки».

Список терминов:
1) эпитет
2) противопоставление
3) сравнение
4) литота
5) метонимия
6) парцелляция
7) ряд однородных членов
8) лексический повтор
9) риторический вопрос

Задание 10 4449

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором  они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Показать текст (В.М. Песков)

«Известный журналист В. Песков рассказывает о том, как были отравлены лоси и птицы. Троп — (А)_____ («жутковатая… тишина») — и синтаксическое средство — (Б)_____ (предложения 16, 22) — помогают выразить отношение автора к гибели животных, в которой виноваты люди. В то же время журналист отмечает, что есть и те, кому небезразлично состояние лесов, кто стремится защитить природу. Автор также использует лексическое средство — (В)_____ (в предложениях 11—12) и такой приём, как (Г)_____ (предложения 23—25)».

Список терминов:
1) литота
2) эпитет
3) лексический повтор
4) антонимы
5) фразеологизм
6) однородные члены предложения
7) диалектизмы
8) риторический вопрос
9) вопросно-ответная форма изложения

Задание 11 4450

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором  они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Показать текст (Е.А. Лаптев)

«Размышляя над поставленной проблемой и выражая свои чувства, Е. А. Лаптев использует разнообразные средства выразительности: так, в предложении 1 он использует троп — (А)_____ («бурная дискуссия»). Синтаксическое средство — (Б)_____ (в предложении 8) и лексическое средство — (В)_____ («шпана» в предложении 13 — «разбойники» в предложении 15) — погружают нас в атмосферу послевоенного детства рассказчика, а (Г)_____ («поковылял», «расшвырял», «стукнул») помогают создать зримое представление о произошедшем случае».

Список терминов:
1) парцелляция
2) разговорные слова
3) книжные слова
4) ряд однородных членов
5) контекстные синонимы
6) анафора
7) риторическое восклицание
8) эпитет
9) синтаксический параллелизм

Тестовое задание № 25

1. Прочитайте
фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые
термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков
цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«В
тексте нет прямого ответа на вопрос, волнующий Д. Гранина. Однако хорошо видно
отношение автора к героям. Так, троп — (А)_____ («наивысшего образования» в
предложении 6) — и приём — (Б)_____ («не произвёл» в предложениях 8—9, «прав» в
предложении 18) – помогают автору дать оценку молодым строителям. Дать плотнику
Ермакову ёмкую характеристику помогает синтаксическое средство — (В)_____ (в
предложениях 10,13) — и троп — (Г)_____ («сердечный человек»)».

Список
терминов:

1)
лексический повтор

2)
просторечие

3)
диалектизм

4)
литота

5)
ряды однородных членов

6)
эпитет

7)
ирония

8)
риторическое обращение

9)
противопоставление

 Запишите
в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

(6)Они
сидели передо мной в своих замызганных спецовках, но видны были их модные
стрижки, слова они употребляли на уровне наивысшего образования, разговаривать
с ними было трудно и интересно.

(8)«Понравились…
а Ермаков, значит, не произвёл?» — сказал он как-то неприятно-насмешливо.

(9)Ермаков
был плотник, с которым я разговаривал до этого, и Ермаков действительно «не
произвел ». (18)Он был прав, удручающе прав…

(10)Ничего
он не читал, не видел, ни к чему не стремился. (11)Был он, очевидно, из тех
забойщиков «козла», что часами стучат во дворах или режутся в карты.

  (13)Однако,
к вашему сведению, Ермаков — золотой человек, один из самых честных и
добросовестных работников.

 

 

2. «Автор,
изображая внутреннее состояние героя, использует синтаксическое средство —
(А)_____ (например, предложение 31). Лексическое средство — (Б)_____
(«душонка», «горе-змееборец») — позволяет выразить отношение
персонажа-рассказчика к поднятым проблемам. В предложении 5 используется
синтаксическое средство — (В)_____, с помощью которого выделяются слова,
имеющие большое значение в развитии главной мысли. Троп — (Г)_____ в
предложении 52 помогает показать конфликт в душе героя-рассказчика».

Список
терминов:

1)
вопросительное предложение

2)
диалектизм

3)
олицетворение

4)
термины

5) ряд
однородных членов

6) сравнительный
оборот

7)
эмоционально-оценочные слова

8)
синтаксический параллелизм

9)
гипербола

 

 

(5)Вот
и вышло, что он не помог, обманул, бросил, предал…

(31)Кто
же это чадо в чужой город отправил, к тому же с сумкой размером с
багажно-почтовый вагон?

(52)И
всё-таки моя плачущая совесть ругала меня не за то, что я бросил девушку, а за
то, что там, на остановке, не прошёл мимо неё, впутался в это непосильное для
себя дело.

3. «Когда
автор рассказывает о том, как герой поехал поступать в лётное училище, язык его
обретает особую эмоциональную силу. Синтаксические средства — (А)_____ («будто
удав», «словно серые степные гадюки») и (Б)_____ (предложения 21, 22), а также
троп — (В)_____ («деревья… тянули кривые руки», «ужас… впился своей
пастью…») — передают внутреннее состояние юноши. В финальной части важную
роль играет троп — (Г)_____ («щемящей боли», «взволнованный взгляд»), который
помогает понять настроение Кольки». 

Список терминов:

1) сравнительные
обороты

2) олицетворение

3) однородные члены

4) эпитет

5) диалектизм

6) риторическое
обращение

7) литота

8) вопросительные
предложения

9) парцелляция

(21)Куда я еду? (22)Что
я там буду делать один?  

(29)Колька устроился в
лесхоз, женился, сейчас растит двух дочек, в выходные ходит на рыбалку. (30)Сидя
на берегу мутной речушки, он смотрит на бесшумно летящие в небесной вышине
реактивные самолёты, сразу определяет: вот «МиГ», а вон «Су». (31)Сердце его
стонет от щемящей боли, ему хочется повыше подпрыгнуть и хотя бы разок глотнуть
той свежести, которой небо щедро поит птиц. (32)Но рядом сидят рыбаки, и он
пугливо прячет свой взволнованный взгляд, насаживает червячка на крючок, а
потом терпеливо ждёт, когда начнёт клевать.

4. «Важную роль в создании образа Мишки играет
синтаксическое средство — (А)_____ («огромной, как ковш экскаватора, ложкой»),
с помощью которого передаётся добродушный юмор автора. В финальной части
речевой строй текста меняется. (Б)_____ («печальный ковыль», «бездонной
пропасти») придают раздумьям героя-рассказчика лирически-взволнованную
тональность. Троп — (В)_____ (в предложении 28) − помогает создать образ
безжалостного времени. Синтаксическое средство — (Г)_____ (предложение 36) —
отражает глубину чувств юноши». 

Список терминов:

1) диалектизм

2) эпитеты

3) парцелляция

4) синтаксический
параллелизм

5) вопросительное
предложение

6) сравнительный оборот

7) просторечное слово

8) метафора

9) анафора

 

(28)Вдруг я ощутил всю
силу времени, которое вот так раз — и слизнуло целую вселенную прошлого.
(З6)Неужели человеку нечего противопоставить этой глухой, равнодушной вечности?

(41)Тогда я подумал:
память. (42)Чуткая человеческая память. (43)Вот что человек может
противопоставить глухой, холодной вечности. (44)И ещё я подумал о том, что
обязательно всем расскажу о сегодняшней встрече. (45)Я обязан это рассказать,
потому что минувшее посвятило меня в свою тайну, теперь мне нужно донести, как
тлеющий уголёк, живое воспоминание о прошлом и не дать холодным ветрам вечности
его погасить.

5. «О возможном будущем человечества известный писатель
Владимир Солоухин говорит очень эмоционально, взволнованно, используя такой
троп, как (А)_____ (в предложении 32). Ещё один троп — (Б)_____ (предложения
8−12, 23) — помогает автору отразить позицию тех, кто не думает о необходимости
сохранять природу, и в то же время выразить своё отношение к таким людям. В
тексте ощущается тревога автора. Её подчёркивает троп — (В)_____ («зловещее
чёрное пятно» в предложении 15). Призывая человека задуматься над сложившейся
ситуацией, писатель использует приём — (Г)_____ («земля есть, а травы нет» в
предложении 30)».

Список терминов:

1) синтаксический
параллелизм

2) ирония

3) разговорная лексика

4) эпитет

5) риторическое
восклицание

6) развёрнутая метафора

7) фразеологизм

8) противопоставление

9) риторическое
обращение

 

(8)Подумаешь!
(9)Сколько там травы? (10)Десять квадратных метров. (11)Не человека же
засыпаем, траву. (12)Вырастет в другом месте.

(15)Среди плотной
мелкой травки, растущей на лужайке, образовалось зловещее чёрное пятно.

(23 )Подумаешь,
высыпали шлак (железные обрезки, щебень), придавили несколько миллионов
травинок, неужели такому высшему, по сравнению с травами, существу, как
человек, думать и заботиться о таком ничтожестве, как травинка

(30)Начинаешь замечать,
что, оказывается, может быть так: земля есть, а травы нет. (31)Страшное,
жуткое, безнадёжное зрелище!

(32)Представляю себе
человека в безграничной, бестравной пустыне, какой может оказаться после
какой-нибудь космической или не космической катастрофы наша Земля,
обнаружившего, что на обугленной поверхности планеты он — единственный зелёный
росточек, пробивающийся из мрака к солнцу.

6. «Приём — (А)_____ (предложения 25—27) − и
синтаксическое средство выразительности — (Б)_____ (в предложении 20) автор
использует для того, чтобы привлечь читателя к обсуждению важных вопросов.
Лексическое средство — (В)_____ («моральные ценности» в предложении 12,
«общественное признание» в предложении 36) и приём — (Г)_____ (предложения 13,
15) — задают тон размышлениям автора, позволяют понять суть поставленных в
тексте проблем».

Список терминов:

1) метафора

2)
индивидуально-авторские слова

3) эпитеты

4)
общественно-политическая лексика

5) вводное слово

6) вопросно-ответная
форма изложения

7) цитирование

8) диалектизм

(36)—
Разве ты меня обманул?

(23 )Подумаешь,
высыпали шлак (железные обрезки, щебень), придавили несколько миллионов
травинок, неужели такому высшему, по сравнению с травами, существу, как
человек, думать и заботиться о таком ничтожестве, как травинка

(30)Начинаешь замечать,
что, оказывается, может быть так: земля есть, а травы нет. (31)Страшное,
жуткое, безнадёжное зрелище!

(32)Представляю себе
человека в безграничной, бестравной пустыне, какой может оказаться после
какой-нибудь космической или не космической катастрофы наша Земля, обнаружившего,
что на обугленной поверхности планеты он — единственный зелёный росточек,
пробивающийся из мрака к солнцу.

6. «Приём — (А)_____ (предложения 25—27) − и
синтаксическое средство выразительности — (Б)_____ (в предложении 20) автор
использует для того, чтобы привлечь читателя к обсуждению важных вопросов.
Лексическое средство — (В)_____ («моральные ценности» в предложении 12,
«общественное признание» в предложении 36) и приём — (Г)_____ (предложения 13,
15) — задают тон размышлениям автора, позволяют понять суть поставленных в
тексте проблем».

Список терминов:

1) метафора

2)
индивидуально-авторские слова

3) эпитеты

4)
общественно-политическая лексика

5) вводное слово

6) вопросно-ответная
форма изложения

7) цитирование

8) диалектизм

9) ряды однородных
членов

 

(12)Только вот как он
находит своё место, какими путями идёт к нему, какие моральные ценности имеют
вес в его глазах, — вопрос черезвычайно важный.

(13)Поэт сказал:
«Мы все немножко подпираем небосвод». (14)Это о достоинстве человека,
его месте на земле, его ответственности за себя, за всех и за всё.

(15)И ещё верные слова:
«Каждый человек стоит ровно столько, сколько он действительно создал,
минус его тщеславие».

(20)И, конечно, сделать
это не всегда просто.

(25)Но кто был
подлинным творцом седьмого чуда, его настоящим строителем? (26)Люди узнали об
этом через много лет. (27)Оказывается, архитектор сделал на каменных плитах
маяка углубления и в них высек слова: «Сострат, сын Дексифана из Книда, —
богам-спасителям ради мореходов».

(36)На этом пути
человеку дорого доброе имя, общественное признание.

 

7. «Автор, передавая речевую манеру персонажа,
использует синтаксическое средство выразительности — (А)_____ (предложения 14,
18). Для описания внутреннего состояния героини используются тропы: (Б)_____
(«глаза светились от счастья» в предложении 31) и (В)_____ («тоскливое
разочарование» в предложении 29). Такое синтаксическое средство, как (Г)_____
(в предложении 36), обретает в тексте особую значимость».

Список терминов:

1) эпитет

2) сравнение

3) литота

4) парцелляция

5)
экспрессивно-оценочные слова

6) диалектизм

7) вопросительное
предложение

8) разговорные
синтаксические конструкции

9) метафора

 

(14)Я сразу ей:
триста!. . (18)Я такой: «Так, а вот сдачи-то у меня нет!»

  (29)Конечно,
она изменилась: была невидной дурнушкой, а теперь стала настоящей дамой, но
тоскливое разочарование в глазах осталось.

(31)У неё глаза
светились от счастья, и, когда он попросил написать за него сочинение на
конкурс «Ты и твой город», она тут же согласилась.

 

8. «Монолог
рассказчика, молодого преподавателя высшего военного учебного заведения,
вспоминающего об одной из непростых ситуаций в своей жизни, создаёт его речевой
портрет. Мы понимаем, что перед нами образованный человек. Он использует в
своей речи (А)_____ («иероглифами», «готическим шрифтом», «структуру»).
Используя лексическое средство — (Б)_____ («не давая себе спуску» в предложении
41), герой говорит о своём жизненном принципе, в основе которого лежит (В)_____
(«быть» — «казаться»). Характеризуя рассказчика, автор использует синтаксическое
средство — (Г)_____ (предложение 40)».

Список
терминов:

1)
синонимы

2)
фразеологизм

3)
парцелляция

4)
диалектизм

5)
ряд однородных членов

6)
риторический вопрос

7)
анафора

8)
термины

9)
противопоставление

  (40)Словом,
я заставил своих учеников забыть и мою неприличную молодость, и
гротескно-нелепое появление, и даже обмотки. (41)Но уж потом мне приходилось
каждый день, не давая себе спуску и поблажки, быть, а значит, не заботиться о
том, чтобы казаться.

 

9. «Автор,
рассказывая историю своего героя, использует разнообразные средства
выразительности, которые усиливают эмоциональное воздействие на читателя. Это
приём — (А)_____ (в предложениях 23—24, 24—25), а также тропы: (Б)_____ («будто
фиолетовое покрывало» в предложениях 41, 48), (В)_____ («стеклянные глаза»
в предложении 24) и (Г)_____ («по лабиринтам боли» в предложении 31)».

Список
терминов:

1)
антитеза

2)
метафора

3)
сравнение

4)
анафора

5)
ряд однородных членов

6)
лексический повтор

7)
риторический вопрос

8)
риторическое восклицание

9)
эпитет

 

(23)Так
уж, видно, суждено. (24)Суждено видеть стеклянные глаза девочки, которая с
тоской смотрит куда-то внутрь себя, как будто чувствует, как по её крошечному
телу крадётся боль. (25)Боль, похожая на большую чёрную кошку.

(31)И
ты видишь, как твой ребёнок в одиночестве блуждает по бесконечным лабиринтам
боли.

(41)Прохладная
тень, будто фиолетовое покрывало, лежала на сонно вздрагивающей головке
детёныша. (42)Савушкин вздохнул и попятился назад…

(48)На
голову ребёнка, будто фиолетовое покрывало, легла прохладная тень.

 

10. «В
тексте автор употребляет различные тропы: (А)_____ («течёт молчаливая людская
река» — перенос признаков одного предмета на другой на основании их сходства),
(Б)_____ («как колокольчик» в предложении 36). Объясняя свои внутренние
ощущения после нечаянно услышанного разговора, автор использует лексическое
средство выразительности − (В)_____ («с лёгким сердцем» в предложении 44).
Синтаксическое средство выразительности − (Г)_____ (предложения 1, 5) − помогает
автору изобразить обстановку, в которой происходит действие, и передаёт
настроение героя».

Список
терминов:

1)
метафора

2)
фразеологизм

3)
лексический повтор

4)
ряды однородных членов

5)
сравнение

6)
парцелляция

7)
просторечное слово

8)
вопросно-ответная форма изложения

9)
диалектизм

 

(1)Рано
утром впотьмах поднимался я и брёл к электричке, ехал в битком набитом вагоне.
(5)Там давка: в дверях, у турникетов, у эскалаторов, в подземных переходах.

(36)Лицо живое, милое,
голосок, как колокольчик, звенит.

(44)Я вышел из вагона с
лёгким сердцем, торопиться не стал, пропуская спешащих.

 

11. «Излагая свои взгляды, автор предпочитает
воздействовать прежде всего на разум читателя, приводя факты и стараясь
убедительно интерпретировать их. Этому служат вводные конструкции, а также
такие приёмы, как (А)_____ (в предложениях 4, 24, 30), позволяющее опереться на
мнение известных деятелей культуры, и (Б)_____ (предложения 18—19). Вместе с
тем Н. Лебедев выражает своё отношение к обсуждаемым вопросам, поэтому в тексте
используются такие лексические средства, как (В)_____ («чтиво» в предложении
14), и (Г)_____ («разводят руками» в предложении 15)».

Список терминов:

1) метафора

2) сравнение

3) противопоставление

4) фразеологизм

5) цитирование

6) ряды однородных
членов

7)
эмоционально-оценочная лексика

8) риторическое
обращение

9) вопросно-ответная
форма изложения

 

(4)Известны слова
Горького: «Любите книгу — источник знания».

(14)Что же касается
«художественной» литературы, то развлекательное чтиво: детективы, приключения,
«семейные» романы — явно потеснило всё прочее. (15)«Спрос определяет
предложение», — разводят руками издатели.

(18)А что можно читать
в автобусной сутолоке? (19)Желание отвлечься, снять нервное напряжение
заставляет предпочесть лёгкое чтение, не требующее размышлений и глубокого
проникновения в текст.

(24)«В зале смеялись, —
говорил Быков, — но это было давно».

  (30)Ещё в
XVIII веке французский философ Дидро говорил: «Кто мало читает, тот перестаёт
мыслить».

 

12. «Чтобы столкнуть противоположные жизненные позиции
главных героев, Е. А. Лаптев использует приём — (А)_____ (в предложениях 16,
21). Несмотря на отсутствие развёрнутых описаний, автор смог создать яркие
психологические портреты молодых людей. Одним из средств, использованных
автором для характеристики Кирилла, является лексическое средство
выразительности — (Б)_____ (например, «подцепили» в предложении 25) — и троп —
(В)_____ («король трущобных окраин» в предложении 42). В то же время в создании
образа Артёма важную роль играет синтаксическое средство выразительности —
(Г)_____ (предложения 26, 46)»

Список терминов:

1) слова книжного стиля

2) эпитет

3) ряды однородных
членов

4) разговорная лексика

5) противопоставление

6) литота

7) парцелляция

8) метафора

9) риторический вопрос

 

(16)— Тема, это не
человек, а семьдесят килограммов всевозможной заразы!

(21)— Тема, у меня
красный диплом, а у тебя синий. (25)Пошли отсюда, пока не подцепили
какую-нибудь чесотку.

(26)Артём неуверенно
оглянулся, потом вздохнул и стал спускаться по железной лестнице в шахту.

(42)— Король трущобных
окраин! — насмешливо покачал головой Кирилл, глядя на удручённого друга.

(46)Артём, услышав свою
фамилию, выскочил на сцену, стесняясь неуничтожимого запаха помойки, торопливо
выхватил диплом из рук ректора и, ссутулившись, побежал на своё место.

 

13. «Размышления А. Н. Кузнецова проникнуты живой
страстью, патетикой; мысль здесь неразрывно связана с чувством. Горячую эмоциональность
усиливает троп — (А)_____ (например, «отмыть душу от житейского» в предложении
15) — и синтаксическое средство — (Б)_____ (например, в предложении 6).
Лексическое средство — (В)_____ («высокому и священному» — «житейского,
суетного, пыльного, мелкого» в предложении 15) — отражает столкновение разных
взглядов, придавая тексту полемическое звучание. Многочисленные (Г)_____
(например, «о безгласной рыбе» в предложении 3) не столько служат
изобразительным целям, сколько выражают авторские чувства».

Список терминов:

1) эпитеты

2) слова разговорного
стиля

3) риторические
восклицания

4) метафора

5) сравнение

6) гипербола

7) контекстные антонимы

8) парцелляция

9) ряд однородных
членов

 

(З)Одно дело, когда мы
говорим о безгласной рыбе или о неспособном летать пресмыкающемся, и другое
дело, когда у некоторых людей обнаруживается полная атрофия тех способностей,
которые, казалось бы, свойственны человеку по самой его сути.

(6)Однажды в одной из
столичных газет, известной своим обличительным пафосом, мне попалась статья, в
которой автор утверждал, что патриотизм свойствен лишь натурам серым,
примитивным, недостаточно развитым, в которых индивидуальное чувство ещё не
вызрело в полной мере.

(15)Когда прикасаешься
к высокому и священному, надо прежде всего отмыть душу от житейского, суетного,
пыльного, мелкого…

 

14. «Описывая качества, свойственные современным
подросткам, автор текста использует такой приём, как (А)_____ (предложения
4—5), и синтаксическое средство выразительности − (Б)_____ (предложения 17,
22). Для характеристики молодого поколения используются лексические средства:
(В)_____ («просто так» в предложении 4) и (Г)_____ («установка», «потребности»,
«потребление» и др.)».

Список терминов:

1) риторическое
обращение

2) общественно-политическая
лексика

3) синонимы

4) парцелляция

5) ряды однородных
членов

6) цитирование

7) фразеологизм

8) гипербола

9) анафора

 

(4)Десяти-пятнадцатилетние
активны, но не умеют делать что-либо просто так. (5)По велению души.

(17)Она жаждет учиться,
делать карьеру и для этого готова много работать, тогда как юноши и девушки
эпохи застоя ждали, что им всё даст государство.

(22)На первом месте у
них — хорошая работа, карьера и образование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание
25 — ответы

1-7156

2-1753

10-1524

3-1824

11- 5974

4-6285

12-5483

5-6248

13-4971

6-6547

14- 4572

7- 8917

8- 8295

9-
7156

 

 

8.

3 Упругие и неупругие столкновения. Физика

Раздел Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете делать следующее:

  • Различать упругие и неупругие столкновения
  • Решите задачи о столкновениях, применив закон сохранения импульса

Поддержка учителей

Поддержка учителей

Цели обучения в этом разделе помогут вашим учащимся освоить следующие стандарты:

  • (6) Научные концепции. Учащийся знает, что изменения происходят в физической системе, и применяет законы сохранения энергии и импульса. Ожидается, что студент:
    • (C) рассчитать механическую энергию, мощность, генерируемую внутри, приложенный к ней импульс и импульс физической системы;
    • (D) продемонстрировать и применить законы сохранения энергии и сохранения количества движения в одном измерении.

Основные термины раздела

Упругие и неупругие столкновения

Когда объекты сталкиваются, они могут либо слипаться, либо отскакивать друг от друга, оставаясь отдельными. В этом разделе мы рассмотрим эти два разных типа столкновений, сначала в одном измерении, а затем в двух измерениях.

При упругом столкновении объекты разделяются после удара и не теряют своей кинетической энергии. Кинетическая энергия — это энергия движения, и она подробно описана в другом месте. Здесь очень полезен закон сохранения количества движения, и его можно использовать всякий раз, когда результирующая внешняя сила, действующая на систему, равна нулю. На рис. 8.6 показано упругое столкновение, при котором импульс сохраняется.

Рисунок
8,6

На диаграмме показано одномерное упругое столкновение двух объектов.

Анимацию упругого столкновения шаров можно увидеть, посмотрев это видео. Он воспроизводит упругие столкновения между шарами разной массы.

Совершенно упругие столкновения могут происходить только с субатомными частицами. Ежедневно наблюдаемых примеров идеально упругих столкновений не существует — часть кинетической энергии всегда теряется, поскольку она преобразуется в теплопередачу из-за трения. Однако столкновения между повседневными объектами почти идеально эластичны, когда они происходят с объектами и поверхностями, которые почти не имеют трения, например, с двумя стальными блоками на льду.

Теперь для решения задач, связанных с одномерными упругими столкновениями двух объектов, мы можем использовать уравнение сохранения импульса. Во-первых, уравнение сохранения количества движения двух тел при одномерном столкновении имеет вид

p1+p2=p’1+p’2(Fnet=0).p1+p2=p’1+p’2(Fnet=0).

Подставляя определение импульса p = m v для каждого начального и конечного импульсов, получаем

m1v1+m2v2=m1v′1+m2v′2,m1v1+m2v2=m1v′1+m2v′2,

, где штрихи (‘) обозначают значения после столкновения; В некоторых текстах вы можете увидеть i для начального (до столкновения) и f для конечного (после столкновения). Уравнение предполагает, что масса каждого объекта не меняется во время столкновения.

Смотреть физику

Импульс: фигурист бросает мяч

В этом видео рассматривается задача об упругом столкновении, в которой мы находим скорость отдачи фигуриста, бросающего мяч прямо вперед. Чтобы уточнить, Сал использует уравнение

mballVball+mskaterVskater=mballv’ball+mskaterv’skatermballVball+mskaterVskater=mballv’ball+mskaterv’skater .

Результирующий вектор сложения векторов a→ и b→ равен r→. Величины a→, b→ и r→ равны A, B и R соответственно. Какие из следующих утверждений верно?

  1. Rx+Ry=0

  2. Топор+Ау=А→

  3. Ax+By=Bx+Ay

  4. Ax+Bx=Rx

Теперь обратимся ко второму типу столкновения. Неупругое столкновение — это столкновение, при котором кинетическая энергия не сохраняется. Совершенно неупругое столкновение (также иногда называемое полностью или максимально неупругим) — это столкновение, при котором объекты слипаются после удара и теряется максимальное количество кинетической энергии. Это отсутствие сохранения означает, что силы между сталкивающимися объектами могут преобразовывать кинетическую энергию в другие формы энергии, такие как потенциальная энергия или тепловая энергия. Понятия энергии обсуждаются более подробно в другом месте. При неупругих столкновениях кинетическая энергия может теряться в виде тепла. На рис. 8.7 показан пример неупругого столкновения. Два объекта с одинаковой массой движутся навстречу друг другу с одинаковой скоростью, а затем слипаются. Два объекта останавливаются после слипания, сохраняя импульс, но не кинетическую энергию после столкновения. Часть энергии движения преобразуется в тепловую энергию или тепло.

Рисунок
8,7

Одномерное неупругое столкновение двух объектов. Импульс сохраняется, но кинетическая энергия не сохраняется. а) Два тела одинаковой массы первоначально движутся навстречу друг другу с одинаковой скоростью. (b) Объекты слипаются, создавая совершенно неупругое столкновение. В случае, показанном на этом рисунке, объединенные объекты останавливаются; Это верно не для всех неупругих столкновений.

Поскольку два объекта слипаются после столкновения, они движутся вместе с одинаковой скоростью. Это позволяет упростить уравнение сохранения импульса из

m1v1+m2v2=m1v′1+m2v′2m1v1+m2v2=m1v′1+m2v′2

от

до

m1v1+m2v2= (m1+m2)v’m1v1+m2v2= (m1+m2)v’

для неупругих столкновений, где v ′ — конечная скорость обоих объектов, когда они слипаются, либо в движении, либо в состоянии покоя.

Поддержка учителей

Поддержка учителей

[BL][OL] Повторить понятие внутренней энергии. Спросите учащихся, что они понимают под словами эластичный и неэластичный.

[AL] Начать обсуждение коллизий. Попросите учащихся привести примеры упругих и неупругих столкновений.

Смотреть физику

Введение в Импульс

В этом видео рассматриваются определения импульса и импульса. Также рассматривается пример использования закона сохранения импульса для решения задачи о неупругом столкновении автомобиля с постоянной скоростью и неподвижного грузовика. Обратите внимание, что Сал случайно называет единицей измерения импульса джоули; на самом деле это N ⋅⋅ с или k ⋅⋅ г/с.

Проверка захвата

Как изменилась бы конечная скорость системы «автомобиль плюс грузовик», если бы грузовик имел некоторую начальную скорость, движущуюся в том же направлении, что и автомобиль? Что, если бы грузовик изначально двигался в направлении, противоположном легковому? Почему?

  1. Если бы грузовик изначально двигался в том же направлении, что и автомобиль, конечная скорость была бы больше. Если бы грузовик изначально двигался в направлении, противоположном легковому, конечная скорость была бы меньше.
  2. Если бы грузовик изначально двигался в том же направлении, что и автомобиль, конечная скорость была бы меньше. Если бы грузовик изначально двигался в направлении, противоположном легковому, конечная скорость была бы больше.
  3. Направление, в котором изначально двигался грузовик, значения не имеет. Если бы грузовик изначально двигался в любом направлении, конечная скорость была бы меньше.
  4. Направление, в котором изначально двигался грузовик, значения не имеет. Если бы грузовик изначально двигался в любом направлении, конечная скорость была бы больше.

Снап Лаборатория

Кубики льда и упругие столкновения

В этом упражнении вы будете наблюдать упругое столкновение, вставляя кубик льда в другой кубик льда на гладкой поверхности, так что незначительное количество энергии преобразуется в тепло.

  • Несколько кубиков льда (Лед должен быть в форме кубиков.)
  • Гладкая поверхность

Процедура

  1. Найдите несколько кубиков льда примерно одинакового размера и гладкую кухонную столешницу или стол со стеклянной столешницей.
  2. Положите кубики льда на поверхность на расстоянии нескольких сантиметров друг от друга.
  3. Подбросьте один кубик льда к неподвижному кубику льда и наблюдайте траекторию и скорость кубиков льда после столкновения. Старайтесь избегать боковых столкновений и столкновений с вращающимися кубиками льда.
  4. Объясните скорость и направление кубиков льда, используя импульс.

Было ли столкновение упругим или неупругим?

  1. идеально эластичный

  2. абсолютно неэластичный

  3. Почти идеальная эластичность

  4. Почти идеальная неэластичность

Советы для успеха

Вот уловка, позволяющая запомнить, какие столкновения являются упругими, а какие неупругими: Эластичный — это упругий материал, поэтому, когда объекты отскакивают друг от друга при столкновении и разделяются, это упругое столкновение. Когда их нет, столкновение неупругое.

Решение проблем столкновений

Видео Академии Хана, упомянутые в этом разделе, показывают примеры упругих и неупругих столкновений в одном измерении. При одномерных столкновениях входящая и исходящая скорости лежат на одной линии. А как насчет столкновений, например, между бильярдными шарами, при которых предметы разлетаются в стороны? Это двумерные столкновения, и так же, как мы делали это с двумерными силами, мы решим эти проблемы, выбрав сначала систему координат и разделив движение на его 9 частей.Компоненты 0065 x и y .

Одна из сложностей с двумерными столкновениями заключается в том, что объекты могут вращаться до или после столкновения. Например, если два фигуриста берутся за руки, проходя мимо друг друга, они будут вращаться по кругу. Такой поворот мы будем рассматривать позже, а пока устроим так, что поворот невозможен. Чтобы избежать вращения, мы рассматриваем только рассеяние точечных масс, то есть бесструктурных частиц, которые не могут вращаться или вращаться.

Начнем с предположения, что F net = 0, так что импульс p сохраняется. Простейшим столкновением является такое, при котором одна из частиц изначально покоится. Наилучший выбор системы координат — с осью, параллельной скорости приближающейся частицы, как показано на рис. 8.8. Поскольку импульс сохраняется, компоненты импульса вдоль осей x и y отображаются как p x и p y , также будут сохранены. В выбранной системе координат p y изначально равно нулю, а p x является импульсом прилетающей частицы.

Рисунок
8,8

Двумерное столкновение с системой координат, выбранной так, что м 2 изначально покоятся, а v 1 параллельны оси x .

Теперь возьмем уравнение сохранения импульса 15 2 и разбить его на компоненты x и y .

Вдоль оси x уравнение сохранения импульса имеет вид

p1x+p2x=p’1x+p’2x.p1x+p2x=p’1x+p’2x.

В терминах масс и скоростей это уравнение равно

m1v1x+m2v2x=m1v′1x+m2v′2x.m1v1x+m2v2x=m1v′1x+m2v′2x.

8.3

Но поскольку частица 2 изначально покоится, это уравнение принимает вид

m1v1x=m1v′1x+m2v′2x.m1v1x=m1v′1x+m2v′2x.

8.4

Компоненты скоростей вдоль оси x имеют вид v cos θ . Поскольку частица 1 изначально движется вдоль оси x , мы находим v 1 x = v 1 . Сохранение импульса вдоль x -ось дает уравнение

m1v1=m1v′1cosθ1+m2v′2cosθ2,m1v1=m1v′1cosθ1+m2v′2cosθ2,

, где θ1θ1 и θ2θ2 показаны на рис. 8.8.

Вдоль оси y уравнение сохранения импульса имеет вид

p1y+p2y=p’1y+p’2y,p1y+p2y=p’1y+p’2y,

8,5

или

m1v1y+m2v2y=m1v′1y+m2v′2y.m1v1y+m2v2y=m1v′1y+m2v′2y.

8.6

Но v 1 y равно нулю, потому что частица 1 первоначально движется по x — ось. Поскольку частица 2 изначально покоится, v 2 y также равно нулю. Уравнение сохранения импульса вдоль оси y принимает вид

0 =m1v′1y+m2v′2y.0 =m1v′1y+m2v′2y.

8.7

Компоненты скоростей вдоль оси y имеют вид v sin θθ . Таким образом, сохранение импульса вдоль оси y дает следующее уравнение:

0=m1v′1sinθ1+m2v′2sinθ20=m1v′1sinθ1+m2v′2sinθ2

Поддержка учителей

Поддержка учителей

Повторите закон сохранения импульса и уравнения, полученные в предыдущих разделах этой главы. Скажем, в задачах этого раздела все объекты предполагаются точечными. Объясните точечные массы.

Виртуальная физика

Лаборатория столкновений

В этой симуляции вы будете исследовать столкновения на столе для аэрохоккея. Поставьте галочки рядом с параметрами векторов импульсов и диаграмм моментов. Поэкспериментируйте с изменением массы шаров и начальной скорости шара 1. Как это повлияет на импульс каждого шара? А общий импульс? Далее поэкспериментируйте с изменением упругости столкновения. Вы заметите, что столкновения имеют разную степень упругости, от абсолютно упругой до совершенно неупругой.

Проверка захвата

Если бы вы хотели максимизировать скорость мяча 2 после удара, как бы вы изменили настройки масс мячей, начальную скорость мяча 1 и настройки упругости? Почему? Подсказка. Установка галочки рядом с векторами скорости и удаление векторов импульса поможет вам визуализировать скорость мяча 2, а нажатие кнопки «Дополнительные данные» позволит вам снять показания.

  1. Максимизируйте массу шара 1 и начальную скорость шара 1; минимизировать массу шара 2; и установите эластичность на 50 процентов.
  2. Максимизируйте массу шара 2 и начальную скорость шара 1; минимизировать массу шара 1; и установите эластичность на 100 процентов.
  3. Максимизируйте массу шара 1 и начальную скорость шара 1; минимизировать массу шара 2; и установите эластичность на 100 процентов.
  4. Максимизируйте массу шара 2 и начальную скорость шара 1; минимизировать массу шара 1; и установите эластичность на 50 процентов.

Рабочий пример

Расчет скорости: неупругое столкновение шайбы и вратаря

Найдите скорость отдачи хоккейного вратаря массой 70 кг, который ловит брошенную в него хоккейную шайбу массой 0,150 кг со скоростью 35 м/с. Предположим, что вратарь находится в состоянии покоя перед тем, как поймать шайбу, а трение между льдом и системой шайба-вратарь пренебрежимо мало (см. рис. 8.9).

Рисунок
8,9

Хоккейный вратарь ловит хоккейную шайбу и отскакивает назад в результате неупругого столкновения.

Стратегия

Импульс сохраняется, поскольку результирующая внешняя сила, действующая на систему «шайба-вратарь», равна нулю. Следовательно, мы можем использовать закон сохранения импульса, чтобы найти конечную скорость системы шайбы и вратаря. Обратите внимание, что начальная скорость вратаря равна нулю, а конечные скорости шайбы и вратаря одинаковы.

Решение

Для неупругого столкновения закон сохранения импульса равен

m1v1+m2v2= (m1+m2)v’,m1v1+m2v2= (m1+m2)v’,

8,8

, где v ′ — скорость вратаря и шайбы после удара. Поскольку вратарь изначально находится в состоянии покоя, мы знаем, что v 2 = 0. Это упрощает уравнение до

m1v1= (m1+m2)v′.m1v1= (m1+m2)v′.

8.9

Решение для v ′ дает

v′=(m1m1+m2)v1. v′=(m1m1+m2)v1.

8.10

Подставляя в это уравнение известные значения, получаем /с)=7,48×10-2 м/с.

8.11

Обсуждение

Эта скорость отдачи мала и направлена ​​в том же направлении, что и первоначальная скорость шайбы.

Рабочий пример

Расчет конечной скорости: упругое столкновение двух тележек

Две твердые стальные тележки сталкиваются лоб в лоб, а затем рикошетят друг от друга в противоположных направлениях на поверхности без трения (см. рис. 8.10). Тележка 1 имеет массу 0,350 кг и начальную скорость 2 м/с. Тележка 2 имеет массу 0,500 кг и начальную скорость -0,500 м/с. После столкновения тележка 1 отскакивает со скоростью -4 м/с. Какова конечная скорость тележки 2?

Рисунок
8.10

Две тележки сталкиваются друг с другом при упругом столкновении.

Стратегия

Поскольку на пути нет трения, F net = 0, и мы можем использовать закон сохранения импульса, чтобы найти конечную скорость тележки 2.

Решение

Как и прежде, уравнение сохранения количества движения для одномерного упругого столкновения в системе из двух тел имеет вид

m1v1+m2v2=m1v′1+m2v′2.m1v1+m2v2=m1v′1+m2v′2.

8.12

Единственным неизвестным в этом уравнении является v 2 . Решение для v 2 и подстановка известных значений в предыдущее уравнение дает 50 кг)(-4,00 м/с)0,500 кг=3,70 м/с.v’2=m1v1+m2v2-m1v’1m2=(0,350 кг)(2,00 м/с)+(0,500 кг)(-0,500 м/с)-(0,350 кг)(-4,00 м/с)0,500 кг=3,70 м/с .

8.13

Обсуждение

Конечная скорость тележки 2 большая и положительная, что означает, что после столкновения она движется вправо.

Рабочий пример

Вычисление конечной скорости при двумерном столкновении

Предположим, проводится следующий эксперимент (рис. 8.11). Предмет массой 0,250 кг ( м 1 ) скользит по гладкой поверхности в темную комнату, где он сталкивается с изначально неподвижным предметом массой 0,400 кг ( м 2 ). Объект массой 0,250 кг выходит из комнаты под углом 45º к направлению входа. Скорость объекта массой 0,250 кг изначально равна 2 м/с, а после столкновения — 1,50 м/с. Вычислите модуль и направление скорости ( v 2 и θ2θ2 ) объекта массой 0,400 кг после столкновения.

Рисунок
8.11

Влетающий объект массой м 1 рассеивается изначально неподвижным объектом. Известна только масса стационарного объекта м 2 . Измерив угол и скорость, с которой объект массой м 1 выходит из комнаты, можно вычислить величину и направление скорости первоначально стационарного объекта после столкновения.

Стратегия

Импульс сохраняется, потому что на поверхности нет трения. Мы выбрали систему координат так, чтобы начальная скорость была параллельна оси х , и сохранялся импульс вдоль осей х и и .

В этих уравнениях известно все, кроме v 2 и θ 2 , которые нам нужно найти. Мы можем найти два неизвестных, потому что у нас есть два независимых уравнения — уравнения, описывающие сохранение импульса в x и y направлений.

Решение

Сначала решим оба уравнения сохранения импульса ( m1v1=m1v′1cosθ1+m2v′2cosθ2m1v1=m1v′1cosθ1+m2v′2cosθ2 и m2v′2sinθ2 ) для v 2 sin θ2θ2 .

Для сохранения импульса вдоль оси абсцисс заменим cos θ2θ2 sin θ2θ2 /tan θ2θ2, чтобы позже члены могли сокращаться. Это происходит из-за изменения определения тригонометрического тождества tan θθ = sin θθ /cos θθ . Это дает нам

m1v1=m1v′1cosθ1+m2v′2sinθ2tanθ2.m1v1=m1v′1cosθ1+m2v′2sinθ2tanθ2.

8.14

Решение для v 2 sin θ2θ2 дает

v′2sinθ2=(m1v1−m1v′1cosθ1)(tanθ2)m2. v′2s inθ2=(m1v1−m1v′1cosθ1)(tanθ2)m2.

8.15

Для сохранения импульса вдоль оси y решение для v 2 sin θ2θ2 дает

v′2sinθ2=−(m1v′1s inθ1)m2.v′2sinθ2=−(m1v′1sinθ1)m2.

8.16

Так как оба уравнения равны v 2 sin θ2θ2, мы можем положить их равными друг другу, что даст θ2)m2=−(m1v′1sinθ1)m2.

8.17

Решая это уравнение для тангенса θ2θ2, получаем Ввод известных значений в предыдущее уравнение дает 707)−2,00=−1,129.

8,19

Следовательно,

θ2=tan−1(−1,129)=3120,θ2=tan−1(−1,129)=3120.

8.20

Поскольку углы определяются как положительные в направлении против часовой стрелки, м 2 рассеивается вправо.

Воспользуемся уравнением сохранения импульса по оси Y, чтобы найти v 2 .

v′2=−m1m2v′1sinθ1sinθ2v′2=−m1m2v′1sinθ1sinθ2

8,21

Ввод известных значений в это уравнение дает

v’2=-(0,250)(0,400)(1,50)(0,7071-0,7485). v’2=-(0,250)(0,400)(1,50)(0,7071-0,7485).

8,22

Следовательно,

v′2= 0,886 м/с.v′2= 0,886 м/с.

8.23 ​​

Обсуждение

Любое уравнение для оси x или y могло быть использовано для решения для v 2 , но уравнение для y -ось проще, потому что в ней меньше терминов.

Практические задачи

10
.

При упругом столкновении объект с импульсом 25 кг⋅м/с сталкивается с другим объектом, движущимся вправо и имеющим импульс 35 кг⋅м/с. После столкновения оба объекта продолжают двигаться вправо, но импульс первого объекта меняется на 10 кг⋅м/с. Чему равен конечный импульс второго объекта?

  1. 10кг⋅м/с

  2. 20кг⋅м/с

  3. 35кг⋅м/с

  4. 50кг⋅м/с

11.

При упругом столкновении тело с импульсом 25 кг ⋅ м/с сталкивается с другим телом с импульсом 35 кг ⋅ м/с. Импульс первого объекта изменится на 10 кг ⋅ м/с. Чему равен конечный импульс второго объекта?

  1. 10 кг ⋅ м/с
  2. 20 кг ⋅ м/с
  3. 35 кг ⋅ м/с
  4. 50 кг ⋅ м/с

Проверьте свое понимание

12.

Что такое упругое столкновение?

  1. Упругое столкновение — это столкновение, при котором объекты после удара необратимо деформируются.
  2. Упругое столкновение — это столкновение, при котором объекты после удара теряют часть своей внутренней кинетической энергии.
  3. Упругое столкновение — это столкновение, при котором объекты после удара не теряют своей внутренней кинетической энергии.
  4. Упругое столкновение — это столкновение, при котором объекты после удара слипаются и движутся с общей скоростью.

13
.

Возможны ли абсолютно упругие столкновения?

  1. Совершенно упругие столкновения невозможны.

  2. Совершенно упругие столкновения возможны только с субатомными частицами.

  3. Совершенно упругие столкновения возможны только тогда, когда объекты слипаются после удара.

  4. Совершенно упругие столкновения возможны, если объекты и поверхности почти не имеют трения.

14.

Какое уравнение сохранения количества движения двух тел при одномерном столкновении?

  1. р 1 + р 1 ′ = р 2 + р 2
  2. р 1 + р 2 = р 1 ′ + р 2
  3. р 1 р 2 = р 1 ′ − р 2
  4. р 1 + р 2 + р 1 ′ + р 2 ′ = 0

Поддержка учителей

Поддержка учителей

Используйте вопросы «Проверьте свое понимание», чтобы оценить, справляются ли учащиеся с целями обучения этого раздела. Если учащиеся борются с определенной целью, оценка поможет определить, какая цель вызывает проблему, и направит учащихся к соответствующему содержанию.

Принцип сохранения импульса

Одним из самых мощных законов физики является закон сохранения импульса. Закон сохранения импульса можно сформулировать следующим образом.

При столкновении объекта 1 и объекта 2 в изолированной системе общий импульс двух объектов до столкновения равен суммарному импульсу двух объектов после столкновения. То есть импульс, потерянный объектом 1, равен импульсу, полученному объектом 2.

Приведенное выше утверждение говорит нам, что общий импульс совокупности0063 объекта ( система ) составляет законсервированных — то есть общее количество импульса является постоянной или неизменной величиной. Этот закон сохранения импульса будет в центре внимания оставшейся части Урока 2. Чтобы понять основы сохранения импульса, давайте начнем с короткого логического доказательства.

 

Логика сохранения импульса

Рассмотрим столкновение двух объектов — объекта 1 и объекта 2. При таком столкновении силы, действующие между двумя объектами, равны по величине и противоположны по направлению (третий закон Ньютона). Это утверждение можно выразить в виде уравнения следующим образом.


Силы действуют между двумя объектами в течение заданного времени. В некоторых случаях время долгое; в других случаях времени мало. Независимо от продолжительности времени можно сказать, что время, в течение которого сила действует на объект 1, равно времени, в течение которого сила действует на объект 2. Это просто логично. Силы возникают в результате взаимодействия (или контакта) между двумя объектами. Если объект 1 контактирует с объектом 2 в течение 0,050 секунды, то объект 2 должен контактировать с объектом 1 в течение того же времени (0,050 секунды). В виде уравнения это можно сформулировать как

Поскольку силы между двумя объектами равны по величине и противоположны по направлению, а также поскольку времена, в течение которых действуют эти силы, равны по величине, отсюда следует, что импульсы, испытываемые двумя объектами, также равны по величине и противоположны по направлению. В виде уравнения это можно записать как


Но импульс, испытываемый объектом, равен изменению импульса этого объекта (теорема об изменении импульса-импульса). Таким образом, поскольку каждый объект испытывает равные и противоположные импульсы, логически следует, что они также должны испытывать равные и противоположные изменения импульса. В виде уравнения это можно сформулировать как

 

Закон сохранения импульса

Приведенное выше уравнение является одним из утверждений закона сохранения импульса. При столкновении изменение импульса объекта 1 равно и противоположно изменению импульса объекта 2. То есть импульс, потерянный объектом 1, равен импульсу, полученному объектом 2. В большинстве столкновений между двумя объектами один объект замедляется и теряет импульс, а другой объект ускоряется и набирает импульс. Если объект 1 теряет 75 единиц импульса, то объект 2 приобретает 75 единиц импульса. Тем не менее, общий импульс двух объектов (объект 1 плюс объект 2) такой же до столкновения, как и после столкновения. Общий импульс система (набор из двух объектов) сохраняется.

Полезная аналогия для понимания сохранения импульса включает денежную операцию между двумя людьми. Назовем этих двух людей Джеком и Джилл. Предположим, что мы должны проверить карманы Джека и Джилл до и после денежной транзакции, чтобы определить сумму денег, которой владеет каждый из них. До транзакции у Джека было 100 долларов, а у Джилл — 100 долларов. Общая сумма денег двух человек перед транзакцией составляет 200 долларов. Во время транзакции Джек платит Джилл 50 долларов за данный предмет. Происходит перевод 50 долларов из кармана Джека в карман Джилл. Джек потерял 50 долларов, а Джилл получила 50 долларов. Деньги, потерянные Джеком, равны деньгам, полученным Джилл. После транзакции у Джека в кармане теперь 50 долларов, а у Джилл в кармане 150 долларов. Тем не менее, общая сумма денег двух людей после транзакции составляет 200 долларов. Общая сумма денег (деньги Джека плюс деньги Джилл) до транзакции равна общей сумме денег после транзакции. Можно сказать, что общая сумма денег система (коллекция двух человек) законсервирована. Это то же самое, что и до транзакции.

Полезным средством изображения передачи и сохранения денег между Джеком и Джилл является таблица.


В таблице показано количество денег, которым владели два человека до и после взаимодействия. Он также показывает общую сумму денег до и после взаимодействия. Обратите внимание, что общая сумма денег ($200) одинакова до и после взаимодействия — она сохраняется. Наконец, таблица показывает изменение суммы денег, которой владеют два человека. Обратите внимание, что изменение денежного счета Джека (-50 долларов) равно и противоположно изменению денежного счета Джилл (+50 долларов).

 

При любом столкновении, происходящем в изолированной системе, сохраняется импульс. Суммарный импульс совокупности объектов в системе такой же до столкновения, как и после столкновения. Обычная физическая лаборатория предполагает падение кирпича на движущуюся тележку.


Упавший кирпич находится в состоянии покоя и начинает с нулевого импульса. Нагруженная тележка (тележка с кирпичом на ней) движется со значительным импульсом. Фактический импульс загруженной тележки можно определить с помощью скорости (часто определяемой анализом бегущей строки) и массы. Общее количество импульса равно сумме импульса упавшего кирпича (0 единиц) и импульса загруженной тележки. После столкновения импульсы двух отдельных объектов (упавшего кирпича и загруженной тележки) можно определить по их измеренной массе и их скорости (часто определяемой при анализе бегущей строки). Если импульс сохраняется при столкновении, то сумма импульсов упавшего кирпича и загруженной тележки после столкновения должна быть такой же, как и до столкновения. Импульс, потерянный загруженной тележкой, должен быть равен (или приблизительно равен) импульсу, полученному брошенным кирпичом. Данные импульса для взаимодействия между брошенным кирпичом и загруженной тележкой можно изобразить в таблице, аналогичной приведенной выше денежной таблице.

 

 
До Столкновение
Импульс

После Столкновение

Импульс

Изменение

Импульс

Упавший кирпич
0 шт.
14 шт.
+14 шт.
Загруженная тележка
45 шт.
31 шт.
-14 шт.
Итого
45 шт.
45 шт.
 

 

 

Обратите внимание, что загруженная тележка потеряла 14 единиц импульса, а упавший кирпич приобрел 14 единиц импульса. Заметим также, что полный импульс системы (45 единиц) до столкновения был таким же, как и после столкновения.


Столкновения обычно происходят в контактных видах спорта (например, в футболе) и в играх с ракеткой и битой (например, в бейсболе, гольфе, теннисе и т. д.). Рассмотрим столкновение в футболе между крайним защитником и полузащитником во время игры на линии ворот . Защитник пересекает линию ворот и сталкивается в воздухе с полузащитником. Полузащитник и защитник держатся друг за друга и после столкновения едут вместе. Защитник обладает импульсом 100 кг*м/с на восток перед столкновением, а полузащитник обладает импульсом 120 кг*м/с на запад перед столкновением. Полный импульс системы перед столкновением 20 кг*м/с, запад (при необходимости просмотрите раздел о добавлении векторов). Следовательно, полный импульс системы после столкновения также должен быть 20 кг*м/с, запад. Крайний защитник и полузащитник движутся вместе как единое целое после столкновения с суммарным импульсом 20 кг*м/с. Импульс сохраняется при столкновении. Для представления этого принципа сохранения импульса можно использовать векторную диаграмму; такая диаграмма использует стрелку для представления величины и направления вектора импульса для отдельных объектов до столкновения и объединенного импульса после столкновения.

 

Теперь предположим, что медицинский мяч брошен клоуну, который покоится на льду; клоун ловит набивной мяч и скользит вместе с мячом по льду. Импульс набивного мяча до удара составляет 80 кг*м/с. Импульс клоуна до столкновения равен 0 м/с. Полный импульс системы до столкновения 80 кг*м/с. Следовательно, полный импульс системы после столкновения также должен быть равен 80 кг*м/с. Клоун и набивной мяч движутся вместе как единое целое после столкновения с суммарным импульсом 80 кг*м/с. Импульс сохраняется при столкновении.

 

Импульс сохраняется при любом взаимодействии двух объектов в изолированной системе. Это сохранение импульса можно наблюдать с помощью анализа импульса всей системы или анализа изменения импульса. Полезные средства представления такого анализа включают таблицу импульсов и векторную диаграмму. Позже в Уроке 2 мы будем использовать принцип сохранения импульса для решения задач, в которых предсказывается скорость объектов после столкновения.

 

Смотри!

Используя детекторы движения и тележки на дорожке с низким коэффициентом трения, можно собирать данные, чтобы продемонстрировать закон сохранения импульса. Видео ниже демонстрирует процесс.

 

 

Мы хотели бы предложить . ..

Иногда недостаточно просто прочитать об этом. Вы должны взаимодействовать с ним! И это именно то, что вы делаете, когда используете один из интерактивов The Physics Classroom. Мы хотели бы предложить вам совместить чтение этой страницы с использованием наших интерактивных тележек и кирпичей, интерактивных взрывающихся тележек и/или наших интерактивных тележек для столкновений. Эти интерактивы можно найти в разделе Physics Interactive на нашем веб-сайте, и они предоставляют интерактивный опыт анализа импульса отдельных объектов и систем объектов при столкновениях.

Посетите: Тележка и кирпич  | Взрывные тележки  | Тележки для столкновения

 

 

Проверьте свое понимание

Выразите свое понимание концепции и математики импульса, ответив на следующие вопросы. Нажмите на кнопку, чтобы просмотреть ответы.

1. При тушении пожара пожарный должен с большой осторожностью держать шланг, из которого с большой скоростью выбрасывается большое количество воды. Почему такая задача может быть сложной?

 

 

2. Лобовое столкновение большого грузовика и автомобиля Volkswagen.

а. Какое транспортное средство испытывает наибольшую силу удара?

б. Какое транспортное средство испытывает наибольший импульс?

с. Какое транспортное средство претерпевает наибольшее изменение импульса?

д. Какое транспортное средство испытывает наибольшее ускорение?

 

 

3. Майлз Туго и Бен Травлан едут в автобусе на скорости по шоссе в погожий летний день, когда на лобовое стекло брызжет незадачливый жук. Майлз и Бен начинают обсуждать физику ситуации. Майлз предполагает, что изменение импульса жука намного больше, чем у автобуса. Ведь, утверждает Майлз, не было заметного изменения скорости автобуса по сравнению с очевидным изменением скорости жука. Бен полностью не согласен, утверждая, что и жук, и автобус сталкиваются с одной и той же силой, изменением импульса и импульсом. С кем ты согласен? Поддержите свой ответ.

 

 

 

4. Если мяч отброшен вверх от земли с десятью единицами импульса, каков импульс отдачи Земли? ____________ Чувствуем ли мы это? Объяснять.

 

 

 

5. Если шар для боулинга массой 5 ​​кг брошен вверх со скоростью 2,0 м/с, то какова скорость отдачи Земли (масса = 6,0 x 10 24 кг).

 

 

6. Линейный игрок массой 120 кг, движущийся на запад со скоростью 2 м/с, сталкивается с футбольным защитником массой 80 кг, движущимся на восток со скоростью 8 м/с. После столкновения оба игрока двигаются на восток со скоростью 2 м/с. Нарисуйте векторную диаграмму, на которой импульс каждого игрока до и после столкновения представлен вектором импульса. Обозначьте величину каждого вектора импульса.

См. ответ ниже.

 

 

7.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *