Мифология мате: как традиционный южноамериканский напиток стал неотъемлемой частью культуры
Истории
Для одних он — «заморская трава», другие считают его разновидностью чая, но ни первое, ни второе не имеют к истине никакого отношения. На самом деле мате приготовляется из высушенных листьев дерева падуб. За свою многовековую историю мате оброс мифами, легендами и ритуалами, несоблюдение которых воспринимается как оскорбление традиций.
- Фото
- Daniel Bueno / Alamy via Legion Media
У разных народов Америки — разные версии происхождения мате. Но расходятся они лишь в деталях, а в главном согласны: его подарили людям небожители или их земные наместники.
Согласно одной из легенд, благодетельницами выступили две спустившиеся с небес богини. Их напугал ягуар, а проходивший мимо индеец отогнал зверя. В благодарность они и раскрыли ему секрет волшебного напитка, утоляющего жажду и приумножающего силы. А вот индейцы гуарани утверждают, что тайну им открыл бог-мужчина.
Существует также история о дряхлом больном старике и его красавице дочери, которой пришлось прозябать вместе с немощным отцом вдали от родных. Некий шаман проникся ее бедственным положением и научил делать целебную настойку, благодаря которой старик моментально встал на ноги, и оба смогли вернуться в родные места. А согласно четвертому «варианту», встреча с колдуном стоила девушке жизни: он был настолько поражен ее красотой, что решил именно ее обратить в великолепное растение, настой из листьев которого индейцы стали пить, чтобы снимать усталость, восстанавливать здоровье и вообще обретать счастье.
Табу
Когда Колумб открыл Америку, для любителей мате настали жестокие времена. В погоне за богатствами испанцы начисто разрушили привычный уклад жизни индейцев. А королева Изабелла посчитала своим долгом заботиться не только о процветании колоний, но и о спасении душ, их населяющих.
И галеоны, шедшие в Америку за драгоценностями, стали доставлять туда целые армии монахов — доминиканцев, францисканцев, иезуитов. Политика миссионеров была проста: насаждая христианство, изживать все, что связано со старыми традициями и верованиями. Дошла очередь и до мате. В начале XVII века видный иезуит Диего де Торрес в Парагвае публично объявил его «напитком дьявола» и потребовал наказывать за употребление мате так же, как и за ересь.
- Фото
- David Cabrera Navarro / Alamy via Legion Media
Однако приказ этот исполнялся с точностью до наоборот: святые отцы и сами пристрастились к напитку. Более того, это они инициировали вывоз его в Европу. Экономическая выгода победила страх. И это понятно. Вдали от родины, лишенные помощи откуда бы то ни было, миссионерские поселения должны были сами обеспечивать себя всем необходимым вплоть до стекла и бумаги, на покупку которых требовались деньги. Оказалось, что мате прекрасно подходит для экспорта: производство несложно, обходится дешево, а продавать экзотическое «снадобье» можно втридорога.
Но популярность его в Старом Свете длилась недолго: в XIX веке Латинская Америка превратилась в очаг перманентной войны и революции. Торговля фактически прекратилась. Да и интерес к мате угас: одни европейские страны сделали решительный выбор в пользу чая, другие — в пользу кофе, и рядом с такими модными «соперниками» конкурировать не получалось.
Индейское дерево
Представление о том, что мате — трава, породили тоже иезуиты. Они, не вникая в тонкости приготовления, пили его в готовом виде, а торговали только сырьем, которое им приносили индейцы.
Высушенный мате действительно похож на мелко нарубленную траву, хотя на самом деле — это измельченные листья вечнозеленого дерева падуба парагвайского (Ilex paraguayensis). Между прочим, его ближайший родственник падуб остролистный растет в Европе и даже стал там своеобразным христианским символом. Именно венками из темно-зеленых листьев падуба с ярко-красными ягодами украшают дома на Рождество, к примеру, в Англии и Германии. Не правда ли, этот факт сам по себе снимает обвинение в ереси и с парагвайского «брата»?..
Урожай на плантациях мате собирают раз в два-три года
- Фото
- Diego Grandi / Alamy via Legion Media
В дикой природе это дерево живет до 50 лет и может достигать в высоту 15—20 метров. Кора — белая и гладкая, как у ясеня, а листья имеют размер около 10 сантиметров в длину и 5 — в ширину. Этот вид занимает четвертое место среди кофеиносодержащих растений мира после чая, кофе и какао. Производство мате в странах Южной Америки, в основном в Бразилии, Аргентине и Парагвае, достигает сотен тысяч тонн в год.
Но, несмотря на природную живучесть, в других районах мира дерево не прижилось — ему требуется особый теплый, влажный климат и почва, богатая железом. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что где бы в мире вы ни обнаружили мате — приготовлен он из латиноамериканских листьев.
Просто и со вкусом
На пике интереса к напитку его пытались «выставить» как дорогой и изысканный. В действительности же самое дорогое в мате — транспортировка, а технология производства очень проста, так что себестоимость этого продукта гораздо ниже, чем для чая или кофе.
Сначала листья обрывают с дерева вручную или при помощи специальных машин. В дело идут и молодые, и старые ветки. Главное — не переусердствовать: если падуб «обрить наголо», он не сумеет восстановиться и быстро погибнет.
- Фото
- Cirque desprit / Alamy via Legion Media
Следующий этап — сушка. Раньше собранную зеленую массу выдерживали на солнце, но в промышленных масштабах это малопродуктивно, поэтому сейчас используют дровяные или электрические сушильни, где сырье время от времени перетряхивается. Последнее очень важно — в листьях не должно остаться влаги. Если хоть один останется недосушенным, через некоторое время придется выбрасывать весь мешок — мате сгниет или заплесневеет. На заключительном этапе досушенный материал измельчают и фасуют. Вот, собственно, и всё — никаких сложностей.
Но такая простота с лихвой компенсируется причудливыми ритуалами, которыми сопровождается заваривание и употребление мате.
В ресторанных меню его часто помещают в один раздел с чаем, однако у обеих субстанций нет практически ничего общего, кроме воды. Начнем с того, что посуда, которую европейцы используют для употребления напитков — чайники, графины, чашки, стаканы, — для мате не годится.
Лучше всего для него подходит специальный сосуд из бутылочной тыквы (вид Lagenaria vulgaris) — так называемый калебас, или поронго. Он должен быть опять-таки сухим, но с пористыми стенками, которые при заполнении горячей водой слегка разбухнут и сообщат аромату напитка чуть землистый оттенок.
Побеги горлянки, или бутылочной тыквы Lagenaria siceraria — из самой тыквы делают сосуды-калебасы
- Фото
- Md Sanaullah / Alamy via Legion Media
Новый калебас сразу использовать нельзя. Сначала его надо подготовить: забить мате почти под горлышко, залить горячей водой и оставить на пару дней. Потом очистить, снова забить «под завязку» с горячей водой и на сей раз небольшим количеством крепкого алкоголя (идеально подойдет традиционный для Латинской Америки спирт из тростникового сахара, но можно использовать и водку). Через несколько часов и эту смесь выбрасывают, калебас промывают, сушат — и вот теперь уже он полностью готов к «взрослой жизни».
Не жалейте заварки
Эта фраза подходит к мате больше, чем к чаю. Следует заполнить калебас сухим сырьем по крайней мере наполовину. Затем горлышко плотно закрывают рукой, тыкву переворачивают и несколько раз энергично встряхивают. Так мелкая заварочная «пудра» оказывается ближе к верху, а крупные частицы, наоборот, у дна. Потом сосуд осторожно возвращают в обычное положение.
Осталось вставить в него бомбилью — предмет, внешне похожий на ложку, но на деле — «помесь» соломинки с ситом. Делают бомбильи обычно из металла. В верхней части имеется слегка сплющенный мундштук, а внизу — съемная деталь с дырочками: предполагается, что через этот фильтр будет проходить только процеженная жидкость.
Среди любителей мате ведутся нескончаемые споры о том, как вставлять бомбилью: в сухую заварку или же мате надо предварительно слегка смочить теплой водой и подождать две-три минуты, пока она не впитается. Впрочем, в обоих случаях главное — воткнуть инструмент как можно глубже. Именно для этого и трясут калебас: ведь теперь на донышке остались только крупные частицы, которые не пройдут через фильтр.
- Фото
- Ilia Andrievsky / Alamy via Legion Media
Менее «обязателен», в отличие от калебаса и бомбильи, специальный чайник с горячей водой, похожий на птицу с огромным изогнутым клювом. Называется он пава (в переводе с испанского — «индейка»). Правда, ничего страшного не случится, если согреть жидкость в обычном чайнике. На такое отступление от правил смотрят снисходительно.
Наконец, все готово для заваривания. Но и на этом этапе мате радикально отличается от чая: ни в коем случае нельзя лить в него кипяток, а только воду, согретую до 70—80 градусов. Как определить правильную температуру? Если нет градусника, то, вскипятив воду, ее оставляют остывать минут на 15—20. А самый «канонический» метод — плеснуть немного горячей жидкости на пол и по звуку понять, достаточно ли она остыла. Естественно, паркет, линолеум и ламинат для этого не подойдут — пол должен быть каменным. Вопрос температуры принципиален, компромиссов быть не может: слишком холодный мате грозит расстройством желудка, слишком горячий — сильно горчит и вызывает тошноту.
Итак, заварив смесь по всем правилам, сразу начинайте посасывать через бомбилью, периодически доливая в калебас горячую воду. Если все получилось как надо, напиток не будет горчить, а скорее покажется чуть сладковатым.
Торопиться некуда
Мате за пять минут не выпивают. Чехословацкие путешественники Иржи Ганзелка и Мирослав Зикмунд пишут в своей книге «Там за рекою Аргентина»: «Если жителю Аргентины или Парагвая надо идти на работу в 6 часов утра, он встает в 4, чтобы иметь хотя бы полтора часа на питье мате. Этот торжественный обряд допускает все что угодно, только не спешку».
Пава — специальный чайник, третий важный атрибут для мате
- Фото
- Emiliano Rodriguez / Alamy via Legion Media
И хотя Хулио Кортасар называл его напитком «для тех, кто одинок и печален», он прекрасно пьется также в компании. На больших приемах с участием малознакомых людей каждому подается отдельная маленькая тыквочка с бомбильей. А в кругу семьи и близких друзей принято заваривать общий калебас. Кто-то один берет на себя функции заварщика мате — севадора, он же первый снимает пробу и, если качеством удовлетворен, передает тыкву по кругу. Севадор должен вовремя подливать в калебас воду. Он же решает, когда заварку пора менять.
Часто иностранцам манера посасывать через общую бомбилью кажется негигиеничной, и они норовят прийти в гости со своей трубочкой. Но для аргентинцев, уругвайцев и парагвайцев этот обычай как никакой другой символизирует дружбу, теплоту и доверие. Так что индивидуальная «инициатива» может быть воспринята хозяином как обида.
Кроме этого, хорошо знать некоторые нюансы: паву нельзя брать левой рукой; гостю калебас подают бомбильей в его сторону; нельзя шевелить бомбилью, не говоря уже о том, чтобы помешивать ею заварку; и даже благодарить хозяина следует только в конце церемонии, а не каждый раз, когда тебе вручают калебас (поблагодарив, на добавку можете не рассчитывать).
Раньше, в XIX веке, таких неписаных правил было еще больше, так что юноши и девушки из консервативных католических семей даже подавали при помощи мате друг другу зашифрованные любовные послания (что-то вроде викторианского языка цветов). Очень сладкий мате означал «тебе пора поговорить с моими родителями», с корицей — «мои мысли заняты тобой», с бомбильей, повернутой в другую сторону, — «я тебя презираю»…
Вариации на тему
Но правил без исключений не существует. И чем они строже, тем больше находится обходных маневров. Борцы за чистоту ритуалов стараются не замечать, как эти ритуалы то и дело нарушаются. В последние годы по всей Латинской Америке растут продажи мате в пакетиках, который пьют из обычных чашек, а также одноразовых калебасов и бомбилий из пластика. Противоположная тенденция — производство коллекционных калебасов из фарфора, слоновой кости, драгоценных металлов и даже расписных деревянных…
Калебас может быть сделан не только из тыквы
- Фото
- Jens Ickler / Alamy via Legion Media
А еще многие теперь предпочитают этот напиток с добавками: так он получается менее горьким и более питательным. Самые распространенные добавки — лимон, сахар, мед. Реже пьют с патокой, засахаренными апельсиновыми корками, молоком или сливками, жженым сахаром, взбитым яйцом. В Парагвае иногда добавляют травы, назначенные знахарем-травником (такого вы найдете в каждой деревне) для лечения или профилактики болезней.
Еще один вариант для жаркой погоды — холодный мате, залитый ледяной водой с фруктовым соком (получается так называемый терере).
Наконец, заметим, что и далеко за пределами Латинской Америки есть все же две страны, где мате успешно прижился и пьется каждый день. Это Сирия (крупнейший импортер листьев падуба в мире) и Ливан. Там напиток распространился в XIX веке благодаря иммигрантам из-за Атлантики. В наши дни культуру мате здесь поддерживают друзы — этническая группировка, исповедующая особое ответвление ислама. Их лидер Валид Джумблат часто появлялся на публике, посасывая бомбилью.
Пить или не пить?
На этот вопрос касательно мате медики однозначного ответа не дают. С одной стороны, общеизвестно, что в нем содержится множество полезных веществ — витамины А, В, С, Е, а также алкалоиды и микроэлементы (в частности, так необходимый для умственной деятельности фосфор). Ведь не зря же аргентинские пастухи-гаучо месяцами питаются одной говядиной, запивая ее мате, и прекрасно себя чувствуют, не испытывая никакого недостатка питательных веществ.
Однако в напитке есть много кофеина, возбуждающего нервную систему и повышающего давление (производители иногда хитрят и называют кофеин, содержащийся в мате, матеином, но суть от этого не меняется).
Важнее другое: Международное агентство по исследованиям рака (IARC) занесло горячий мате в так называемый черный список, куда входят вещества, которые потенциально могут оказаться канцерогенными. В этом смысле латиноамериканский отвар приравнен к креозоту и инсектицидам.
Поводом послужили исследования, проведенные в Монтевидео. Согласно им, возможно, есть связь между употреблением горячего мате и раком пищевода. Правда, особо подчеркивается, что речь идет только об очень горячем напитке, который и пить-то незачем, потому что если он заварен кипятком, то получается горько и невкусно…
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 10, октябрь 2008, частично обновлен в ноябре 2022
Надежда Моисеева
Теги
- еда
- история
Почему садится голос?
Представим себе голосовые складки — два выроста по стенкам гортани (примерно в середине шеи), состоящие из соединительной ткани и мышц. В расслабленном состоянии они сморщены, оставляя пространство для воздуха. В напряженном состоянии они распрямляются, при этом смыкаются их внутренние части — голосовые связки.
Cвязки дрожат, вибрируют, и возникает звуковая волна — ритмичное колебание воздуха. Чем сильнее связки бьют по воздуху, тем звук громче. Чем чаще вибрация связок, тем колебания воздуха чаще, звук — выше, а голос — тоньше.
«Севший» голос отличается от обычного по трем характеристикам: он низкий, хриплый и тихий. Если голос тихий, это значит, что амплитуда колебаний маленькая, то есть голосовые связки бьют по воздуху слабее, чем обычно. Голос низкий — значит, снижена частота звука, то есть колебания стали реже. А хрипота в данном случае говорит о том, что голосовые связки бьют по воздуху не одновременно, в результате чего возникают звуки разной частоты, которые складываются у нас в ухе в нестройный хор, и голос кажется «грязным», дрожащим. Иными словами, голос садится, когда голосовые связки перестают быстро и синхронно смыкаться.
Причин тому может быть несколько. Первая, самая распространенная причина — проблемы в самих голосовых связках. Нервный импульс поступает к голосовым связкам, но мышечной силы не хватает, чтобы как следует их сомкнуть. Чаще всего это происходит из-за отека голосовых связок.
Отек — накопление жидкости и разбухание ткани — чаще всего возникает вследствие воспаления. Например, у нас в горле поселились какие-нибудь бактерии (мы регулярно ими дышим, и обычно иммунитет успевает их уничтожить, но иногда не справляется). Продукты их жизнедеятельности попадают в кровь, активируя иммунитет. Первое, что при этом происходит, — это сосудистая реакция: стенки кровеносных сосудов становятся более проницаемыми для крови. Это нужно, чтобы иммунные клетки могли проникнуть в ткани и там атаковать бактерий. Поэтому при воспалении дыхательных путей распухают все ближайшие ткани, и в том числе голосовые связки. При этом изменяется их форма, увеличивается размер, и сомкнуть их становится сложнее. Отсюда тихий, низкий и хриплый голос.
Но отек голосовых связок не всегда вызван простудными заболеваниями. Голос может садиться у людей, страдающих гастроэзофагиальным рефлюксом — заболеванием, при котором желудочный сок забрасывается наверх, в пищевод. Он достигает голосовых связок и раздражает их, в результате, опять же, возникает воспаление. Другой пример — «прокуренный» голос. Смолы, которые вдыхает курильщик, оседают на стенках дыхательных путей и вызывают воспаление не только в легких, но и в гортани.
Отек голосовых связок можно лечить, как и любое воспаление, противовоспалительными средствами, прогреванием и горячим питьем. А вот популярное в народе согревание с помощью алкоголя может привести к противоположному эффекту. Спирт гигроскопичен, то есть набирает в себя воду. Поэтому, оседая на голосовых связках, он только усиливает их отек. И несколько бокалов вина могут лишить предприимчивого больного даже остатков севшего голоса.
Есть и более серьезные проблемы голосовых связок кроме отека — это их механический разрыв или опухоль горла. В этих критических случаях требуется операция.
Вторая причина севшего голоса — проблемы с работой мышц, натягивающих голосовые связки. Как правило, такие проблемы возникают, когда человек сильно устал или нервничает, и рецепт здесь простой — успокоиться и отдохнуть.
Существует и третья, гораздо более редкая причина — проблемы с передачей нервных импульсов к голосовым связкам. Это наблюдается, например, при частичном параличе или болезни Паркинсона. В таких случаях проблемы с голосом решить довольно сложно и потребуется помощь врача, иногда даже операция.
Ответила: Полина Лосева
Рисунок Дарьи Ломакиной
о боже, моя вода исчезла|TikTok Search
TikTok
Загрузить
ryantyler194
ryantyler194
2
2 лайков,3 тыс. Видео в TikTok от ryantyler194 (@ryantyler194): «Куда это делось». Боже мой, моя вода исчезла о нет — Оуливер, Феникс, Малибу, Лапша.
1,8 млн просмотров|
о нет — Оуливер, Феникс, Малибу, Лапша
mhdxrazan
Разан 👻
Моя вода исчезла 🥲 #FY #Foryou #Water #WatterBottle #XYZBCA #FYP シ #HELP #F #duet
701. 1. Видео в TikTok от Razan 👻 (@mhdxrazan): «Моя вода исчезла 🥲 #fy #foryou #water #waterbottle #xyzbca #fypシ #help #f #duet». оригинальный звук — Разан 👻.
5,5 млн просмотров|
оригинальный звук — Razan 👻
khaos_vr69
Mandolorian
#Stitch с @Moose.crap OMG, парни, моя вода исчезла 😱😱 #Foryoupage #Foryou #Trend #Whitty2021 #Viral #STITCH #wath dissapear #парни #omg
938 лайков, 34 комментария. Видео TikTok от Mandolorian (@khaos_vr69): «#stitch with @moose.crap omg, ребята, моя вода исчезла 😱😱#foryoupage #foryou #trend #whitty2021 #viral #stitch #water #dissapear #ребята #omg». Почему ты используешь этот звук — мандолорец.
37,9 тыс. просмотров|
Почему ты используешь этот звук — Мандолорец
лунархемион
☀️ Лунар 🌑
Драфт: новый фокус! #lunarchemion #Foryou #FYP シ #Chemions #Chemion #CHEMIONCREW #Viral #Тринг #CREATOR
3. 9K Like Like. Видео TikTok от ☀️ Lunar 🌑 (@lunarchemion): «Черновик: новый фокус! #lunarchemion #foryou #fypシ #chemions #chemion #chemioncrew #viral #trending #creator». Шашки | О-Боже, ребята! Моя вода- | У меня исчезла вода! | … о нет — Оуливер, Феникс, Малибу, Лапша.
67,8 тыс. просмотров|
о нет — Owliver,Phoenix,Malibu,Noodles
gummy_cult11
культ мармеладных мишек
о боже ребята моя вода исчезла где она #my .water
227 лайков, 827 лайков, 827 лайков, Видео в TikTok от культа мармеладных мишек (@gummy_cult11): «о боже, ребята, моя вода исчезла, где она#my.water». оригинальный звук — мармеладный мишка культ.
2726 просмотров|
оригинальный звук — культ мармеладных мишек
carl7808
Bichfatfucket
Было ли это? #omgguysmywaterdisappearedwereisit
216,1 тыс. лайков, 5 тыс. комментариев. Видео TikTok от Bichfatfucket (@carl7808): «Что это было? #omgguysmywaterdisappearedwereisit». о нет — Оуливер, Феникс, Малибу, Лапша.
5,6 млн просмотров|
о нет — Оуливер, Феникс, Малибу, Лапша
my_bestie.ismadi
⏤͟͟͞͞☆ally⏤͟͟͞͞☆
Ты сейчас где это? #fypシ #tiktok #water
172 лайка, TikTok видео от ⏤͟͟͞͞☆ally⏤͟͟͞͞☆ (@my_bestie.ismadi): «А ты сейчас #toktokシ где это? «. О боже, ребята, моя вода!💦😳 | Моя вода куда-то пропала!!😩🔫 оригинальный звук — @⃝꙰⃝꙰⃝꙰⃝꙰⃝꙰⃝꙰⃝꙰⃝꙰⃝꙰⃝.
5462 просмотра|
original sound — @⃝꙰⃝꙰⃝꙰⃝꙰⃝꙰⃝꙰⃝꙰⃝꙰⃝꙰⃝
sally._.f3ce_fan
sally._.f4c3_fan
My water — 😭 #sallyface #larryjohnson #omgguysmywaterdisappeared #water
3. 6K Likes, 77 Комментарии. Видео в TikTok от sally._.f4c3_fan (@sally._.f3ce_fan): «Моя вода — 😭 #sallyface #larryjohnson #omggysmywaterdisappeared #water». эредети повесить — sally._.f4c3_fan.
23,8 тыс. просмотров|
eredeti hang — sally._.f4c3_fan
verify.lettuce.vr._
maddox Bridges
My water disappeared 😢 #CapCut #fypシ #vr #fypシ #recroom #meme #dontflop #viral #oculus
186 лайков, TikTok видео от Мэддокса Бриджеса (@verify.lettuce.vr._): «Моя вода исчезла #vrシpCutCut #fypシ #recroom #meme #dontflop #viral #oculus». оригинальный звук — Мэддокс Бриджес.
4759 просмотров|
оригинальный звук — Мэддокс Бриджес
Моя вода -😭 #sallyface #salfisher #larryjohnson #omgguysmywaterdisappeared #water
1. 3K Likes, 1.3K Likes. Видео TikTok от ༒𝓻𝓪𝓲𝓷𝓮ʷʰⁱˢᵖᵉʳˢ༒ (@_.toh_collector._): «Моя вода -😭 #sallyface #salfisher #larryjohnson #omggysmywaterdisappeared #water». оригинальный звук — ༒𝓻𝓪𝓲𝓷𝓮ʷʰⁱˢᵖᵉʳˢ༒.
5909 просмотров|
оригинальный звук — ༒𝓻𝓪𝓲𝓷𝓮ʷʰⁱˢᵖᵉʳˢ༒
Их глаза смотрели на Бога Сводка и анализ главы 6
Сводка: Глава 6
[Природа] самое сильное из того, что когда-либо сотворил Бог. Факт в том, что это самое единственное, что сотворил Бог.
См. объяснение важных цитат
Джени не любит управлять магазином, но любит, когда люди сидят на крыльце и целый день болтают, рассказывая красочные, преувеличенные истории. Мужчины любят дразнить человека по имени Мэтт Боннер из-за его переутомленного, недокормленного и вспыльчивого мула. Они шутят о том, как жалко выглядит мул, и подкалывают Мэтта о том, насколько он небрежен и жесток по отношению к животному. Несмотря на интерес Джени к этим историям, Джоди не позволяет ей сидеть снаружи, говоря, что она слишком хороша, чтобы общаться с «дрянными людьми». Но больше всего раздражает Джени то, что Джоди приказывает ей носить тряпку на голове, потому что он завидует, когда другие мужчины смотрят на ее длинные волосы, хотя он никогда не раскрывает свои мотивы Джени.
Однажды мул Мэтта Боннера убегает, и некоторые горожане находят его возле магазина. Они раздражают мула ради забавы, и Джени неодобрительно бормочет их жестокость. Без ее ведома Джоди стоит рядом и слышит ее жалобу. Он покупает мула за пять долларов, чтобы бедняга хоть раз в жизни мог отдохнуть. Все считают освобождение Джоди мула очень благородным, сравнивая его с освобождением северных рабов Авраамом Линкольном. Животное становится предметом гордости города и предметом еще большего количества небылиц. После того, как он умирает, Джоди устраивает инсценированные похороны, которые становятся праздничным событием для всего города. Но Джоди отказывается позволить Джени присутствовать, говоря, что это было бы неуместно для женщины ее статуса. После похорон на тушу животного спускаются стервятники.
В магазине Джоди и Джени спорят. Она обвиняет его в том, что он не развлекается, а он утверждает, что просто несет ответственность. Хотя она не согласна, она решает придержать язык. Тем временем на крыльце Сэм Уотсон (муж Фиби) и Лайдж Мосс ведут юмористический философский спор. Они спорят о том, что удерживает людей от горячих печей: природный инстинкт или приобретенное чувство осторожности. Веселый спор становится напряженным, и Джоди решает присоединиться к нему, оставив своего курьера Езекию Поттса ответственным за магазин. Разговор переходит к обсуждению заправочной станции Sinclair в городе, но затем превращается в игривую демонстрацию мужественности и флирта, когда мимо проходят несколько городских женщин. Джени наслаждается весельем, когда Джоди приказывает ей вернуться в магазин, чтобы она прислуживала одной из женщин.
Когда Джени не может найти свиных ножек для другого покупателя, Джоди злится и обвиняет ее в некомпетентности. Вместо того, чтобы дать отпор, Джени молчит. Но со временем ее обида нарастает. Она чувствует, как искра уходит из их сексуальной жизни, а дух любви покидает их брак. Однажды, через семь лет после их знакомства, Джоди дает ей пощечину после провального ужина. Тем не менее Джени не выражает своего гнева; она решает сохранять внешнее молчаливое уважение, сохраняя при этом свои мечты и эмоции внутри.
Но в тот же день Джейни идет в магазин. Там она находит жену Тони Роббинса, выпрашивающую у Джоди немного мяса для ее семьи. Джоди дает ей небольшой кусок и добавляет стоимость к счету Тони. Мужчины на крыльце бормочут, что никогда не позволят своим женам так смущать себя, тем более что муж потратил на нее столько денег. Джейни, наконец, не может устоять перед тем, чтобы не заговорить, ругая мужчин и говоря, что они не так много знают о женщинах, как им кажется. Она отмечает, что легко вести себя масштабно и жестко, когда женщины и цыплята — единственные, кого можно подчинить. Джоди говорит ей замолчать и приказывает принести ему шахматную доску.
Анализ: глава 6
Глава 6 выполняет две основные функции: в ней исследуются отношения Джейни и Джоди, особенно его потребность в контроле, и исследуется сильное чувство общности в Итонвилле, особенно то, как язык питает это чувство общности. Обе эти проблемы связаны с непрекращающимся стремлением Джейни найти себя, чувством смысла и цели. Первоначально привлеченная к Джоди из-за его амбиций и думая, что она осуществит свои мечты с его помощью, Джейни узнает в этой главе, что сила Джоди только ограничивает ее. С другой стороны, почувствовав богатство жизни в Итонвилле, в частности богатые народные традиции разговора, Джени начинает понимать, как она могла бы жить той жизнью, которой она так желает.
Узнайте больше о том, как Джоди обращается с Джейни.
Джоди продолжает контролировать Джени так же, как и в главе 5. Однако важно отметить, что Джоди не злой персонаж. Действительно, в книге нет истинных антагонистов, и зло не проявляется в конкретных личностях. Джоди причиняет боль не ради нее самой; скорее, боль для Джени возникает в результате того, как Джоди действует — в соответствии с правилами, которые имеют для него смысл, хотя они и ошибочны. Он живет только так, как умеет. В глубине души он не собирается причинять людям боль, но его непоколебимая вера в социальную иерархию, в которой доминируют богатые мужчины, неизбежно ранит окружающих.
Узнайте больше об ожиданиях общества в качестве антагониста.
То, что Джоди в принципе не зло, проявляется в эпизоде с мулом Мэтта Боннера. Покупка Джоди животного — нежный момент: без ведома Джени он щадит животное, чтобы доставить ей удовольствие. Это благородное проявление силы и потому, что оно освобождает мула от жестокости, и потому, что оно предназначено для того, чтобы доставить удовольствие Джейни. Но даже в такие моменты, как этот, отношения Джоди и Джени по-прежнему действуют в соответствии с несбалансированной динамикой власти. Хотя в этом случае речь идет не о гневе или амбициях, а скорее о нежной доброте, он может продемонстрировать эту доброту только с помощью денег. Он не может или не хочет на равных взаимодействовать с Джени; он использует свою покупательную способность, чтобы выразить свои эмоции.
Узнайте больше о хороших качествах Джоди.
Более того, нам кажется, что, возможно, действия Джоди не так уж и благородны. Можно утверждать, что он чувствует, как Джени ускользает от него, и что он намеревается этим действием вернуть ее под свою власть. Действительно, его хвалят за сострадание, а сравнение с Линкольном только подпитывает надменное самоощущение Джоди — тот самый эгоизм, которым он поначалу привлек Джени. Отказываясь разрешить Джени присутствовать на похоронах мула, Джоди снова ставит вопросы приличия выше счастья Джени; он скорее предпочтет поддерживать вид своей жены как идеальной дамы, чем потакать ее эмоциям. Неромантичный, банальный спуск стервятников на тушу мула после похорон, кажется, свидетельствует если не о поверхностности мотивов Джоди, то о его неспособности выразить себя должным образом.
Узнайте больше об отношениях Джоди и Джени.
Херстон снова использует два разных повествовательных приема, чтобы провести различие между сферой отношений Джени и Джоди и сферой сообщества. Всеведущий рассказчик от третьего лица описывает жизнь Джени в магазине: за исключением вспышки гнева в конце, она молчит, и рассказчик рассказывает нам свою историю. Но в длинных диалогах мы глубже погружаемся в мир романа: вместо того, чтобы рассказывать историю, мы на самом деле показан мир. Как отмечает Генри Луис Гейтс-младший в своем эссе « Их глаза смотрели на Бога: Херстон и устный текст», мы переживаем все богатство этих разговоров, потому что персонажи говорят сами за себя. Лишь изредка рассказчик прерывает нас, чтобы рассказать нам что-то о сцене.
Узнайте больше о взаимодействии между разговорным диалогом персонажей и поэтическим голосом рассказчика.
Разговор Сэма Уотсона и Лайдж Мосс о роли природы в мире затрагивает центральную тему романа: отношения между людьми и окружающим миром. Разговор на крыльце, говоря современным языком, представляет собой спор о природе и воспитании: являемся ли мы такими, какие мы есть, благодаря тому, с чем мы родились (природа), или тому, чему нас учат (воспитание).