Бернард шоу как то написал если: бернард шоу как-то написал:»если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если…

топ-5 лучших пьес во главе с «Пигмалионом»

Бернард Шоу. Фото: globallookpress

Летом 2021 года исполнилось 165 лет со дня рождения драматурга Бернарда Шоу, человека, который не боялся шутить, но его шутки были особо рода. Он просто говорил правду про то, что видит и про общество, в котором живет. За это его обожали, превозносили, ставили на всех мировых сценах, но в то же время ненавидели и боялись. Ведь никто не любит слушать про себя правду, особенно те, кто думает, что управляет миром и у него водятся хоть сколько-нибудь денег в кармане. Шоу выставлял напоказ социальные недостатки, разносил в пух и прах светское общество и «крамольно» продвигал мысль, что люди низшего сословия, бедняки и необразованные тоже могут иметь чувство собственного достоинства и ранимую душу.

Каждую свою пьесу, а он написал их около 47 штук, драматург предварял пространными предисловиями и послесловиями, в которых подробно расписывал, о чём они, давал характеристики своим персонажам, месту действия и даже советы, как можно сыграть ту или иную сцену. Так что промахнуться мимо замысла автора просто невозможно, если только намеренно.

В 1925 году Бернарду шоу присудили Нобелевскую премию за пьесу «Святая Иоанна» с формулировкой «за творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой».

Сегодня мы хотим вспомнить пять пьес Бернарда Шоу, которые чаще, чем остальные можно увидеть на театральных сценах.

Пигмалион, 1912

Цитата: «Леди отличается от цветочницы не тем, как она себя держит, а тем, как с ней себя держат»

«Пигмалион» — одна из самых известных пьес Бернарда Шоу. Она шествует по театрам и большим экранам уже больше ста лет. Режиссеры любят ее за нарочитую простоту и кажущуюся наивность сюжета. Профессор фонетики Генри Хиггинс поспорил с полковником Пикерингом, что за полгода сможет из грубой и неотесанной цветочницы Элизы Дулиттл сделать настоящую леди, которую в высшем обществе никто не отличит от герцогини.

Пьеса, написанная в 1912 году, имела шумный успех, а роль главной героини, по мнению библиографа Шоу Эмриса Хьюза, очень быстро стала популярной среди актрис и многих из них прославила. Роль Элизы Дулиттл в разное время играли такие актрисы, как Стелла Патрик Кэмпбелл, для которой она изначально и была написана автором, Уэнди Хиллер, Одри Хэпберн, Марго Киддер и другие.

В пьесе Бернард Шоу с острозаточенным юмором и ненавязчивой лёгкостью показал, что чувство собственного достоинства и внутреннее благородство – черты, которые необязательно отличают людей высшего сословия. Они могут встретиться и у «обычного» человека из народа, тогда как низость и испорченность души часто присущи избалованным аристократам.

Эта мысль актуальна и сейчас, когда вокруг полно пустых людей, прячущихся за показной «хорошестью» и благородством, а на самом деле не имеющих внутреннего стержня и никаких принципов.

Цезарь и Клеопатра, 1898

Цитата: «Когда я вернусь в Рим, я издам законы против этих излишеств и даже позабочусь, чтобы законы эти выполнялись»

Даже не зная истории, трудно не знать Клеопатру. Можно сказать, что это растиражированный образ, которого кто только не касался — и художники, и писатели, и режиссеры, и музыканты. Бернард Шоу тоже к ней равнодушным не остался и написал «Цезаря и Клеопатру», по-своему переосмыслив их историю.

Пьеса появилась в 1898 году, а первый профессиональный спектакль прошёл на сцене Немецкого театра в Берлине только в 1905. Критики называют «Цезаря и Клеопатру» одной из лучших пьес Бернарда Шоу, впрочем, они многие его пьесы причисляют к этому статусу. Однако и имена актёров, участвовавших в её постановке в разное время, говорят сами за себя. Это Лоренс Оливье и Вивьен Ли, Пегги Эшкфорт и Клор Рейнс, Ростислав Плятт и другие.

Действие происходит в Египте в 48-47 годах до н.э. В Александрию вступают римские легионы, а сам Цезарь включается в конфликт за власть между 16-тилетней Клеопатрой и её братом Птолемеем XIII. Шоу показал Цезаря идеальным правителем, а Клеопатру — наивной и простодушной (поначалу), полностью убрав сексуальный контекст из их отношений.

Дом, где разбиваются сердца, 1917

Цитата : «Душа, видите ли, очень дорого обходится. Содержать ее стоит гораздо дороже, чем, скажем, автомобиль»

Удивительно, насколько пьесы, написанные Бернардом Шоу, актуальны и сегодня. «Дом, где разбиваются сердца» может обмануть своим романтичным названием и навести на мысль, что на сцене мы увидим какую-нибудь любовную драму. Но это же Бернард Шоу! Поэтому перед нами – светское английское общество. С виду благополучное и счастливое, а на деле прогнившее изнутри, безразличное ко всему и всем, невежественное и творящее гадости лишь от скуки.

Здесь все плетут интриги друг против друга, преследуют свои собственные цели и выгоды, втаптывая других в грязь и идя по головам, кто-то кого-то предает, забывает самого себя ради материальных благ. Бернард Шоу собрал в одной пьесе такие типажи героев, что в итоге не остаётся никого, кому можно было бы посочувствовать – они оказываются либо лжецами, либо лицемерами, либо беспринципными, либо бессердечными.  

«Дом, где разбиваются сердца» — пьеса про пороки современного общества, которые кустисто расцветают перед зрителями, заставляя поёжиться от осознания, в каком мире ты живёшь и вспомнить собственные пороки.

Сам Бернард Шоу признавался, что написал её под впечатлением от произведений Антона Чехова, может быть, поэтому пьеса имеет подзаголовок: «Фантазия в русском стиле на английские темы». Хотя на самом деле темы-то не английские, а общемировые.

Профессия миссис Уоррен, 1894

Цитата: «Для меня в жизни нет ни красоты, ни романтики. Жизнь есть жизнь, и я беру ее такой, как она есть»

Пьеса «Профессия миссис Уоррен», написанная Бернардом Шоу в 1894 году, на сцене впервые была поставлена только через семь лет из-за цензурного запрета. Одной из главных героинь драматург сделал бывшую проститутку, чем вызвал бурное осуждение английского общества. Но Шоу остался верен себе и менять ничего не стал — по его твёрдому убеждению, люди из «низших» слоёв общества необязательно плохие.

45-летняя миссис Уоррен, содержательница публичных домов, рассказывает дочери свою историю и объясняет, почему она выбрала тот путь, который выбрала — не от хорошей же жизни. Однако Виви, поначалу очарованная её поступком, разочаровывается и оставляет мать.

Виви полная противоположность миссис Уоррен. Она честная и прямолинейная, бескомпромиссная, со своими взглядами и целями на жизнь, умная и целеустремлённая. Такого персонажа Шоу создал впервые – не только рассуждающего о лицемерии окружающего его общества, но и действительно ушедшего от него, чтобы жить совсем другой жизнью – честной и праведной с точки зрения героини.

Святая Иоанна, 1923

Цитата: «Значит, в каждом столетии новый Христос должен умирать в муках, чтобы спасти тех, у кого нет воображения?»

Томас Манн назвал пьесу Бернарда Шоу «Святая Иоанна» «творением подлинно гениальной справедливости, вполне достойным своей мировой славы». Драматург написал её в 1923 году — тогда же она была поставлена. И произвела на зрителей эффект разорвавшейся бомбы, а для самого Шоу стала финансово наиболее удачной из его произведений. Она с успехом ставилась во всех странах мира, а святую Иоанну или Жанну д`Арк играли Женевьева Бюжо, Анна-Лиза Ридинг, Сара Майлз, Фрэнсис де ла Тур, Сибил Торндайк и другие. Главная роль в этой пьесе была словно знаком качества для актрисы.

Бернард Шоу говорил, что пьеса написана самой Жанной, что он только лишь записал её жизнь без всяких прикрас и придумок: «…сцена суда сделана по документам подлинного суда. Здесь все принадлежит настоящей Жанне — и слова, и поступки».

Он отбросил излишнюю романтизацию образа и снова обратился в теле общества и нравственности. Жанна здесь не просто персонаж. Это живой человек с огромной внутренней свободой, который опередил своё время и люди оказались просто не готовы к его силе и величию. А потому разделались с ним единственно понятным для них способом – казнили.

Это происходило о все времена и происходит сейчас: человечество предпочитает избавиться от того, что оно не понимает и что отличается от него.

Джордж Бернард Шоу | СОБМ

В рубрике «Читаем сегодня» – пьесы ирландского драматурга, лауреата Нобелевской премии в области литературы, одного из наиболее известных литературных деятелей Европейского континента.  

Джордж Бернард Шоу родился 26 июля 1856 года в простой дублинской семье. Его мать Элизабет давала частные уроки музыки. Отец, государственный служащий, решил заняться торговлей зерном, но прогорел.

Бернарду Шоу множество раз отказывали в издании его книг. «Займитесь другим делом, молодой человек! Не отнимайте у занятых людей время!» А он упорно шёл к цели и, в конце концов, стал литератором, да ещё каким!

На протяжении почти шестидесяти лет Шоу создал около пятидесяти больших и малых пьес. С каждой новой пьесой известность его росла, и ещё до Первой мировой войны он был признан крупнейшим драматургом не только Англии, но и Европы.

Шоу стал первым писателем, отказавшимся от Нобелевской премии. Также – он единственный человек, удостоенный одновременно и Нобелевской премии по литературе и премии «Оскар». Обладая превосходным чувством юмора и цепким умом, Шоу стал автором множества афоризмов.

Так, например, Джордж Бернард Шоу был вегетарианцем с 25 лет и дожил до 94 лет. В 70 лет на вопрос журналиста: «Как вы себя чувствуете?» он ответил: «Прекрасно, только мне докучают врачи, утверждая, что я умру, если не буду есть мясо». В 90 лет на тот же вопрос он отвечал:«Прекрасно, больше меня никто не беспокоит: те врачи, которые меня пугали, что я не смогу прожить без мяса, уже умерли».

✓ ШОУ, Б. ПЬЕСЫ. ЦЕЗАРЬ И КЛЕОПАТРА. ПИГМАЛИОН. ДОМ, ГДЕ РАЗБИВАЮТСЯ СЕРДЦА / Б.Шоу. — Москва: Художественная литература, 2000. — 496 с.: ил.

Бернард Шоу написал своего «ПИГМАЛИОНА» в 1912 году, и в следующем году пьеса впервые была поставлена на сцене. Его комедия однако не является прямым переложением греческого мифа. Шоу создал свой, как всегда парадоксальный, вариант сюжета. Пигмалионом у Шоу является профессор фонетики Хиггинс, который проделывает следующий эксперимент.

Он берётся учить правильному английскому произношению бедную девушку-цветочницу Элизу Дулитл – так, чтобы по речи её могли принять даже за герцогиню. 

Эксперимент завершается успехом. Элиза выучивается классически правильной речи, и в самом утончённом великосветском обществе её принимают за особу, обладающую всеми признаками культурного человека из среды высокопоставленных персон.

Пьеса «ЦЕЗАРЬ И КЛЕОПАТРА» была написана драматургом в 1907 году.

Александрия. 48 год до нашей эры. Легионы Цезаря вступают в Египет. Проходя мимо уменьшенной копии Сфинкса, Цезарь видит девочку, которая оказывается царицей Египта Клеопатрой и приглашает его во дворец, не признав в этом «забавном старичке» римского полководца. Только во дворце она понимает, что перед ней Юлий Цезарь.

В Египте идёт борьба за власть между двором Клеопатры и двором её малолетнего брата Птолемея Диониса. Цезарь, видя это, решает возвести на трон Клеопатру, которая будет единолично править Египтом от его имени.

На протяжении полугода Цезарь учит Клеопатру быть царицей: становиться самостоятельной и мудрой правительницей.

Пьеса «ДОМ, ГДЕ РАЗБИВАЮТСЯ СЕРДЦА» была начата Бернардом Шоу в 1913 году. По признанию самого автора, он написал её под влиянием драматургии Антона ЧЕХОВА, которого он считал одним из лучших драматургов своего времени. Шоу великолепно сталкивает новое и старое, и в этом конфликте интересов в аллегорической форме исследует апатию, растерянность и отсутствие цели в обществе, которое, как и сам дом-корабль, неминуемо движется к катастрофе. Старый чудаковатый капитан Шотовер, единственный симпатичный персонаж, который рубит правду-матку на правах почти сумасшедшего, на самом деле изменить ничего не может – шоу должно продолжаться, цена – это всего лишь цена, «деньги не делаются при свете».

Что дальнейшая история ХХ века так ярко и безжалостно подтвердила.

И драматурги могут быть провидцами.

СОСТАВИТЕЛЬ

Екатерина Сизехина, справочно-информационный сектор

Тел.: (846) 334-23-52

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ: «К 160-ЛЕТИЮ БЕРНАРДА ШОУ»

Источники: mycelebrities.ru, bookmix.ru, diletant.media, litmir.me, livelib.ru

На фото: Бернард Шоу с супругой Шарлоттой /botinok.co.il со ссылкой на журнал «Караван»/

«Холм одного дерева» Прилив, который ушел и никогда не возвращался (телевизионный эпизод, 2005 г.) — Хилари Бертон в роли Пейтона Сойера

Брук

:

Джордж Бернард Шоу однажды написал: «В жизни есть две трагедии. Одна — потерять желание своего сердца. Другая — обрести его». Ясно, что сердце Шоу разбивали один или два раза.

Натан Скотт

:

Насколько я понимаю, Шоу был панком. Потому что знаешь что? Трагедии случаются. Что ты собираешься делать, сдаваться? Покидать? Нет. Теперь я понимаю, что когда твое сердце разбивается, ты должен драться изо всех сил, чтобы убедиться, что ты еще жив. Потому что вы есть. И эту боль ты чувствуешь? Такова жизнь. Растерянность и страх? Это для того, чтобы напомнить вам, что где-то есть что-то лучшее, и за это стоит бороться.

Хейли Джеймс

:

В этом году я получил все, что хотел, и все, что хотел. Но в каком-то смысле я потерял еще больше.

Лукас «Люк» Скотт

:

Шоу был прав. Когда мы пытаемся понять то, чего желаем, то, что, как мы думаем, сделает нашу жизнь лучше: деньги, популярность, слава… мы игнорируем то, что действительно важно, простые вещи, такие как дружба, семья, любовь. Вещи, которые у нас, вероятно, уже были.

Рот Макфадден

:

Значит, мистер Шоу считает, что исполнить желание твоего сердца — это трагедия? Я говорю, что он неправ. Я имею в виду, Шоу явно никогда не целовал Эрику Марш.

Пейтон Элизабет Сойер

:

Да, потерять желание своего сердца — это трагедия. Но получить желание вашего сердца? Это все, на что вы можете надеяться. В этом году я желал любви… чтобы погрузиться в кого-то другого и разбудить сердце, которое так долго боялось чувствовать. Мое желание было удовлетворено. И если иметь это трагично, то дайте мне трагедию. Потому что я не отдал бы его ни за что.

О том, как делиться яблоками и идеями Джорджа Бернарда Шоу (Gurteen Knowledge)

707

Автор Джордж Бернард Шоу (1856-1950). Бернард Шоу
Категории Идеи; Обмен знаниями
Местоположение Великобритания
Другое
1

1

Если у вас есть яблоко, и у меня есть яблоко, и мы обмениваемся яблоками, то у вас и у меня все равно будет по одному яблоку. Но если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи.

Джордж Бернард Шоу (1856–1950) ирландский писатель и драматург

Цитаты чрезвычайно эффективны для захвата и краткой передачи мыслей и идей. Они могут быть вдохновляющими, но, что более важно, цитаты могут помочь нам раскрыть и оценить предположения, ценности и убеждения, лежащие в основе нашего восприятия мира.

На этом сайте я собрал более 800 цитат и коротких отрывков. Это эклектичная смесь, но большинство из них носят вдохновляющий или проницательный характер и в той или иной форме связаны со знаниями, обучением или личным развитием.

Если вы любите котировки так же сильно, как и я, вы можете зарегистрироваться, чтобы получать цитаты по электронной почте один раз в неделю или чаще, нажав на кнопку ниже и заполнив форму.

Вы также можете подписаться на RSS-канал Gurteen Daily Knowledge Quotes, который каждый день будет доставлять цитату вашему читателю новостей.
Или вы можете подписаться на GurteenQuotes в Твиттере и получать там цитаты каждый день.

Цитаты Джорджа Бернарда Шоу:

 Люди всегда винят обстоятельства в том, что они есть. Я не верю в обстоятельства. Люди, которые преуспевают в этом мире, — это люди, которые встают и ищут обстоятельства, которые им нужны, и если они не могут их найти, они их создают.

Джордж Бернард Шоу, (1856–1950) ирландский писатель и драматург


 Некоторые люди видят вещи такими, какие они есть, и спрашивают, почему. Я мечтаю о вещах, которых никогда не было, и говорю, почему бы и нет.

Джордж Бернард Шоу, (1856–1950) ирландский писатель и драматург


 Остерегайтесь ложных знаний, они опаснее невежества.

Джордж Бернард Шоу, (1856-1950) ирландский писатель и драматург


 Я считаю, что моя жизнь принадлежит всему сообществу, и пока я живу, я имею право делать для нее все, что могу. Я хочу полностью израсходоваться, когда умру, потому что чем усерднее я работаю, тем больше я живу.

Джордж Бернард Шоу, (1856–1950) ирландский писатель и драматург


 Если у вас есть яблоко, и у меня есть яблоко, и мы обмениваемся яблоками, то у вас и у меня все равно будет по одному яблоку. Но если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи.

Джордж Бернард Шоу, (1856-1950) ирландский писатель и драматург


 Мы не перестаем играть, потому что стареем; Мы стареем, потому что перестаем играть.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *