«Ангеле Христов, Хранителю мой святыи…» — Старообрядцы
Посмотрим источники и поговорим о нашем помощнике и наставнике, его дне и особенностях празднования.
Кто такой этот Ангел-Хранитель?
Ангелов Бог сотворил в первый день, поскольку в этот день было сотворено небо, то и жители небесные сотворяются уже ради созданного, как пишет в толковании на Шестоднев преподобный Ефрем Сирин. Ангелы созданы Богом ради служения Ему, и чтобы Сам Творец изливал на них Свою безграничную Любовь. Они — безтелесные духи, не нуждающиеся в одежде, пище. Тем не менее, они — думающие личности, как хорошо это описывается в нашем древлеправославном катехизисе Лаврентия Зизания. Они любят людей, так как мы подобны им душой, то есть телом душевным, мышлением, свойствами души (самовольностью) и духовностью (пребыванием в славе Божией), и делом — также должны славить Творца, творить доброе, что свойственно природе души, созданной истинно Добрым Богом; мы также хотим быть согражданами с ними в Царствии Божием. И радуются ангелы о покаянии нашем (Ев. от Луки, зачало 78).
Многие ангелы бывают вестниками Божией воли, иные — управляют природными явлениями, иные служат в Церкви — восседают на престоле во время Божественной Литургии. Они также по Божией воле устраивают Его Промысел. Они являются защитниками и проводниками Правды Божией. О всех них можно поговорить в другой статье.
Итак, как видно из названия — Ангелу-Хранителю надлежит охранять человека от духовных зол, и внешних, материальных. Сей ангел — наш наставник. Когда в нас нет страстей, а мы выбираем добродетели, то он передает нам добрые и полезные помыслы (см. мою статью «Пост души», где разбирается тема помыслов), а также отгоняет от нас лукавых духов. Хранитель помогает нам тогда, когда нам грозит опасность, являясь, собственно, проводником Божественной воли. Хранитель может и отступить от человека, если тот творит неугодное Богу. К сожалению, бывает и так, что страсть так окручивает человека, что ангел плачет о своем подопечном, а лукавый водит им как хочет, и может даже склонить его к необдуманным поступкам, чтобы погубить такого христианина. Один святой духовными очами видел умершего без покаяния христианина и плачущего рядом Ангела-Хранителя его, и утешал он безплотного, говоря, что сам человек выбрал себе такой путь и нет твоей вины здесь. Человек же, живущий праведно, всегда помнит о своем небесном помощнике и заступнике. Ему нигде и никогда не бывает страшно, так как лукавому не за что в нем зацепиться (см. статью «Пост души»).
У всех ли людей есть такой ангел?
Нет, к сожалению не у всех. «Ангеле Христов святыи,/…/ Хранителю мой святыи, преданныи мне на соблюдение души, и телу моему грешному, от Святаго Крещения» — строки из молитвы Ангелу-Хранителю из книги «Правильные каноны». Эту молитву читают в общей сумме 6 раз из 7-ми положенных молитвенных правил ко Святому Причащению. Сей чудный ангел подается человеку по Святом Крещении. Об этом также мы узнаем в поучении на 20-ю неделю по Пасхе из книги «Златоуст», где говорится о том, что на соблюдение души человеку дается по крещении святой ангел. Крещение является обязательным моментом для того, чтобы подан был человеку покровитель. Если подойти к этому с другой стороны, а именно рассматривая само таинство Крещения, то мы выявляем связь в действиях — человек изъявляет желание креститься, родиться духовно, уверовав во Святую Троицу, потом он очищается покаянием, потом отрицается от дел сатаны и обещает служить Христу, после этого освящается молитвами священника купель, приобретая свойства очищать душу и даже тело, после сего человек трижды погружается в освященную воду и вот, очистившись и родившись духовно, Бог подает своему верному чаду охранителя душе и телу (окромя Миропомазания, которое совершенно наделяет человека Дарами Святаго Духа), что косвенно и подтверждает слова Спасителя в Гефсиманском саду Богу Отцу: «не всем мире молю, но (лишь) о тех, которых Ты дал Мне» (Ин.17:9). Исходя из сказанного, делаем вывод, что у всякого некрещеного человека, не прибывающего в Церкви Божией не может быть Ангела-Хранителя.
Икона «Ангел-Хранитель с предстоящими». На иконе изображены два ангела — Среда и Пяток, они приставляются к тем христианам, что чтит постные дни
День Ангела и день рождения.
День такого «назначения на должность» (т. е. день Крещения) Ангела-Хранителя мы празднуем соответственно в день духовного рождения человека. Тот день, когда человек стал христианином, умер для плоти, воскрес же для Христа, для жизни вечной в Божием Царствии, ему же нет конца. Обычно накануне этого дня крещения, как писал об этом наш современник — святитель Геронтий Петроградский, молятся канон Ангелу-Хранителю (потому что день начинается с вечера). В сам день очень хорошо прославить Бога, давшего нам возможность родиться от Святаго духа. День рождения на фоне такого события незначителен, день крещения гораздо более важен, так как рождение плоти и так уже есть в мире, а рождение христианина — это ценнее для нас и для Бога, спасение от Которого и путь в Его Царствие сие таинство содевает.
Очень часто мы слышим в день Ангела приятные поздравления и поздравляем близких сами с их днем Ангела-Хранителя, желая ангелу златого венца, чтобы и человеку спастись и ангелу его обрести славу от Бога за своего подопечного.
А как же быть с именем человека и его днем рождения? Как отпраздновать его с христианской точки зрения, ведь это тоже важный праздник, особенно для почитания и поздравления родителей, так как именно в сей день Бог подал им чадо, а по именинам родители нарекли ему имя в честь какого-то святого? Для этого перейдем к заключительной главе нашего исследования.
Иные мнения и толкования дня Ангела.
О наречении имени в семьях христиан существует несколько мнений в Церкви:
1. На день Крещения, которое бывает в разные дни, вплоть до сорокового.
2. На святцы.
Для начала рассмотрим первое мнение и поговорим о грядущих за этим всем проблемах понимания дня Ангела. Как мы уже сказали, Ангел — это личность, безплотный дух, который охраняет нас, он связывается с крещением. Святой, в честь которого назван человек — уже другая личность, то есть реально существовавший плотью, угодивший Богу праведной жизнью и вечноживущий в Царствии Небесном. Церковь установила этому святому празднование в определенный день. Называя новорожденного именем святого, родители должны рассказывать о его житии, воспитать в ребенке любовь к своему святому и ревнованию о его добродетелях (а не образе жизни) к Богу, чтобы первый имел о нем представление, ценил свое имя, зная, что это имя — имя подвижника и угодника Божия. Ошибочно в богословском смысле от этого считать общим днем Ангела Неделю Всех Святых, здесь уместнее почитать сей день днем всех Небесных сил безплотных и Собором архистратига Михаила.
Многие сейчас празднуют свои дни Ангела по именинам, но очень маловероятно, что если младенца крестят в первые дни, то родившийся в августе не может праздновать день Ангела в июне следующего года. Называть днем Ангела не день духовного рождения, а день памяти святого совсем не точно, так как это подразумевает не безтелесного духа-охранителя нашей души, но святого, который является человеку образом христианской жизни и не дается человеку по крещении. Однако, в некотором смысле тезоименитый святой также будет человеку наставником и покровителем, поэтому отмечать именины — здорово. Накануне читаешь ему канон, если есть возможность — посещаешь своего святого в месте его подвигов или где находятся его мощи. По сему, объединение этих двух дней хотя и возможно, но часто приводит к путанице, от этого малограмотные христиане начинают называть своего святого Ангелом-Хранителем.
Есть более разумное мнение, что вернее здесь будет наречение имени по святцам, то есть в какой день человек родился, в такой и следует нарекать имя, чтобы день своего рождения не праздновать как прославление своего «плотского бытия», а именно поздравить родителей, помолиться своему святому, оставляя главным день своего духовного рождения, день рождения в Церкви Божией.
Церковь постановляет каждому христианину молиться своим Ангелу Хранителю и святому.
Молитвы ангелу-хранителю — Собеседник
О, святой ангел (имя), ходатайствующий перед Господом нашим за душу мою, тело мое и жизнь мою грешную! Не оставь меня, грешного, и не отступи от меня за все грехи мои
Молитва ангелу-хранителю (общая) (читается утром)
О, святой ангел (имя), ходатайствующий перед Господом нашим за душу мою, тело мое и жизнь мою грешную! Не оставь меня, грешного, и не отступи от меня за все грехи мои. Прошу тебя! Не дай лукавому демону завладеть душой моей и телом моим. Укрепи мою слабую и податливую душу и направь ее на путь истинный. Прошу тебя, ангел Божий и хранитель души моей! Прости мне все грехи, которыми я оскорбил тебя за всю мою неправедную жизнь. Прости все мои прегрешения, которые я совершил в день минувший, и защити меня в новый день. Сохрани душу мою от разных искушений, чтобы я не прогневил Господа нашего. Прошу тебя, помолись за меня перед Господом нашим, чтобы сошла на меня милость его и спокойствие душевное. Аминь.
Молитва ангелу-хранителю, чтобы замолил грехи перед Богом (читается вечером, перед сном)
Святый ангеле Христов, благодетель мой и защитник, к тебе взываю, о тебе мои помыслы, як же через тебя и о Господе Боге. Каюсь искренне в грехах своих, прости меня, окаянного, ибо совершил их не по злому умыслу, но по недомыслию своему. Иже позабых слово Господне и согрешив против веры, против Господа. Молю тебя, светлый ангеле, внемли мольбам моим, прости душу мою! Не моя то вина, но слабого разумения моего. Иже простив меня, недостойного, помоли за спасение души моей перед Отцом нашим Небесным. Взываю к тебе с сим, а через тебя к Господу Богу о прощении и милосердии. Аз же готов нести искупление греха своего, дабы избегнуть сетей лукавого.
Моли за меня, ангеле святый. Аминь.
Молитва ангелу-хранителю для защиты от травм в результате несчастного случая (читается перед тем, как выйти из дома)
Желательно ее отпечатать или переписать и носить с собой
Святый ангеле Христов, защитник от всякого промысла лукавого, покровитель и благодетель! Как заботишься о каждом нуждающемся в твоей помощи в миг случайного несчастья, позаботься и обо мне, грешном. Не оставь меня, внемли моей молитве и огради меня от раны, от язвы, от всякого несчастного случая. Вверяю тебе жизнь свою, как вверяю душу. И как молишь за душу мою Господа Бога нашего, похлопочи же о жизни моей, обереги тело мое от повреждения всякого. Аминь.
Молитва ангелу-хранителю для защиты от неудачи
Осеняя себя крестным святым знамением, обращаюсь в молитве усердной к тебе, ангеле Христов, хранитель моея души и тела. Иже ведаешь делами моими, направляешь меня, посылаешь мне счастливый случай, так не оставь и в миг неудач моих. Прости мои прегрешения, поелику погреших против веры. Защити, святый, от невезения. Пусть неудачи и страсти-напасти обходят стороной подопечного твоего, пусть во всех делах моих вершится воля Господа, Человеколюбче, и никогда не пострадаю я от невезения. О сем молю тебя, благодетель. Аминь.
Благодарственная молитва ангелу-хранителю (читается, когда воздана хвала Господу)
Иже отблагодарих и восславих Господа своего, Единого Бога православных Иисуса Христа за благодетельство Его, я взываю к тебе, святый ангеле Христов, воин Божественный. Взываю с молитвой благодарственной, благодарю тебя за милость твою ко мне и за ходатайство твое за меня пред лицом Господа. Славен будь в Господе, ангеле!
Святый ангеле, хранителю чада моего (имя), покрой его покровом твоим от стрел демона, от глаз обольстителя и сохраняй сердце его в чистоте. Аминь.
Молитва ангелу-хранителю для защиты от проступков
Иже будучи в глубоком огорчении, но не ради излишка и не ради позорной сытости взываю к тебе, святый ангел Христов. Помоги мне, рабу Божьему (имя), яко помогаешь всем по воле Господа Бога. Убереги меня от тяжких бед, ибо попала душа моя в искушение. Убереги от проступков, дабы вреда никому не причинил и Божьих заповедей тем не нарушил. Спаси, святый, удержи от того, чтоб другим не доставить страдания по недомыслию своему и слабости своей. Убереги, спаси мою душу и помолись за меня перед Господом. На тебя, мой ангел-хранитель, надежды свои возлагаю. Аминь.
Кто ангел Господень?
Кто ангел Господень? | GotQuestions.org
Узнать
Как попасть в рай
Как примириться с Богом
ГлавнаяМатериалыУказательАнгелы и ДемоныАнгелы Ангел Господень
Вопрос
Ответ
Точная личность «ангела Господня» не указана в Библии. Однако есть много важных «ключей» к его личности. В Ветхом и Новом Заветах есть ссылки на «ангелов Господних», « ангел Господень » и « ангел Господень ». Кажется, что когда используется определенный артикль «the», он указывает на уникальное существо, отдельное от других ангелов. Ангел Господень говорит как Бог, отождествляет Себя с Богом и исполняет обязанности Бога (Бытие 16:7-12; 21:17-18; 22:11-18; Исход 3:2; Судей 2:1- 4; 5:23; 6:11-24; 13:3-22; 2 Царств 24:16; Захария 1:12; 3:1; 12:8). В некоторых из этих явлений те, кто видел ангела Господня, опасались за свою жизнь, потому что они «видели Господа». Поэтому ясно, что по крайней мере в некоторых случаях ангел Господень есть богоявление, явление Бога в физической форме.
Явления ангела Господня прекращаются после воплощения Христа. Ангелы неоднократно упоминаются в Новом Завете, но « ангел Господень » никогда не упоминается в Новом Завете после рождения Христа. Одна из возможных трудностей заключается в том, что ангел, явившийся Иосифу во сне в Евангелии от Матфея 1:24, назван «ангелом Господним». Однако этот ангел явно тот же, что и в стихе 20, где он назван « ангелом ». Матфей просто ссылается на того же ангела, которого только что упомянул. Существует также некоторая путаница в отношении Матфея 28: 2, где KJV говорит, что «Ангел Господень» сошел с неба и отвалил камень от могилы Иисуса. Важно отметить, что в греческом оригинале артикль перед 9 отсутствует.0023 ангел ; это может быть «ангел» или «ангел», но артикль должен быть предоставлен переводчиками. Другие переводы, помимо KJV, говорят, что это был «ангел», что является лучшей формулировкой.
Возможно, явления ангела Господня были проявлениями Иисуса до Его воплощения. Иисус провозгласил Себя существующим «до Авраама» (Иоанна 8:58), поэтому логично, что Он будет действовать и проявляться в мире. В любом случае, был ли ангел Господень предвоплощенным явлением Христа (христофанией) или явлением Бога Отца (теофанией), весьма вероятно, что фраза «ангел Господень» обычно обозначает физическое явление Бога.
Вопросы об ангелах и демонах
Кто такой ангел Господень?
Подпишитесь на
Вопрос недели
Получите наш Вопрос недели, доставленный прямо на ваш почтовый ящик!
Подписывайтесь на нас:
- Свяжитесь с нами
- Цитата
- Служите с нами
- О нас
© Copyright 2002-2022 Got Questions Ministries. Все права защищены. Политика конфиденциальности
Последнее обновление этой страницы: 4 января 2022 г.
Кто Ангел Господень?
Библия полна тайн. Некоторые загадки существуют потому, что те из нас, кто вглядывается в Священные Писания, делают это лишь беглым взглядом, а не глубоким, задумчивым взглядом. Эти тайны вызваны нашим недостатком понимания, а не отсутствием откровения. Кроме того, есть тайны, которым Бог предназначил быть таковыми, и никакие исследования не раскроют то, что Бог не намерен раскрывать.
Ангел Господень — одна из таких тайн. С одной стороны, его истинная личность явно не раскрывается, но, с другой стороны, современный читатель вступает в его присутствие и спрашивает: «Это тот, кто я думаю?» Наш Создатель, очевидно, любит хорошие тайны, потому что это, кажется, было задумано. Итак, кто этот ангел Господень и что его присутствие и работа говорят последователю Иисуса Христа?
Ангел Господень в Библии
Ангел Господень впервые появляется в Писании в Бытие 16, где Агарь, служанка Сары, бежала в ответ на суровость и жестокость Сары. После изгнания Сарой Агарь оказывается у источника воды в пустыне, где Библия говорит: «Ангел Господень нашел ее» (Бытие 16:7). Последующая беседа радикально показательна, поскольку ангел ГОСПОДЕНЬ задает вопросы, повелевает, обещает и предсказывает будущее Агари таким образом, что его личность оказывается в центре внимания.
Этот конкретный рассказ завершается ответом Агари ангелу Господню, где нам сказано, что «она призвала имя Господа, Который сказал ей: «Ты Бог видящий», ибо она сказала: «Воистину здесь Я видел заботящегося обо мне» (Бытие 16:13). Хотя нам сказано, что это ангел Господень видит Агарь у воды и говорит с ней, когда она говорит и опознает ангела, она называет его «ГОСПОДОМ», тем самым признавая, что ангел на самом деле является ГОСПОДОМ. сам.
Она обращается к нему вовсе не как к ангелу, а скорее как к «Богу видящему» (Бытие 16:13). То, что поначалу может показаться нам загадочным, для Агари вовсе не кажется загадкой. Вместо этого Агарь настолько уверена, что услышала от Бога, что готова рискнуть любыми возможными последствиями, чтобы вернуться к Авраму и Саре.
Ангел Господень, очевидно, не обычный ангел, если таковой существует. Ангелы описываются как посланники, посланные Богом, которые выполняют его приказы от его имени. Но ангел Господень явно говорит не как простой представитель Бога, а как Сам Бог.
Несмотря на реальность того, что мы живем в проклятом грехом, падшем мире, который во всех смыслах был отделен от своего Творца, бывают особые случаи, когда небо и земля снова встречаются на короткое время. Присутствие ангела Господня, кажется, представляет собой взгляд на восстановленные небо и землю, когда все становится новым, и человек снова стоит в присутствии Бога.
Другой библейский пример проливает еще больший свет на личность ангела Господня в буквальном смысле слова о горящем кусте. Когда Моисей сторожил овец Иофора, Библия говорит: «И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста» (Исход 3:2). По мере того, как история продолжается, мы обнаруживаем, что, когда Моисей отвернулся, чтобы исследовать горящий куст, Господь увидел его и воззвал к Моисею.
Но когда опознается тот, кто говорит из куста, мы обнаруживаем, что это «Бог взывает к нему» (Исход 3:4). Нельзя отрицать, что Агарь и Моисей встречают одного и того же человека в каждом из своих переживаний. Оба получают представление о перекрытии неба и земли в откровении нашего Творца как ангела Господня.
Но это не отдельные рассказы, и они не будут последними, которые мы видим об ангеле Господнем. Моисей и весь Израиль вскоре обнаружат в пустыне, что их Бог не оставил их. «Господь шел перед ними днем в столпе облачном, чтобы вести их по пути, и ночью в столпе огненном, чтобы освещать их». (Исход 13:21).
Невозможно читать это описание огненного присутствия ГОСПОДА и не вспомнить отголоски ангельских пассажей ГОСПОДА. Но какое богословское значение могут иметь явления ангела Господня, и есть ли современные приложения, которые можно извлечь из этих конкретных таинственных отрывков?
Природа Ангела Господня
Есть слово, которое мы часто используем для описания возвышенной природы Бога, и это слово трансцендентность. Это слово просто означает, что наш Творец и Царь каждый день во всех отношениях выше всего. Это идея, которая звучит в псалмах в таких восклицаниях, как: «Я буду радоваться и ликовать о вас; Буду петь имени Твоему, Всевышний» (Псалом 9).:2) и «Он устроил святилище Свое, как небо высокое» (Псалом 78:69).
Псалмопевец не только понимает трансцендентность Бога лучше, чем кто-либо другой, но и Псалтирь, как сборник, становится провозглашением возвышенной природы Бога в возвещениях, таких как: «Господь высок над всеми народами, и слава Его превыше всех народов». небеса! Кто подобен Господу Богу нашему, восседающему на высоте?» (Псалом 113:4-5).
Трансцендентность отрывков о Господе напоминает нам, что творение состоит из двух отдельных измерений неба и земли, которые изначально были созданы как один полный мир, но уступили трагической гибели во время восстания человека. Этот разрыв будет спаян воедино при пришествии нашего Царя, но пока его восстановление лишь предвещается эпизодическим вторжением славы Божией.
Это моменты, когда неприступный Бог выходит из своего пространства в наше физическое измерение, чтобы преследовать нас и перекалибровать наши затуманенные земные глаза, чтобы мы могли увидеть его величие хотя бы на мгновение. Ангел Господень, по сути, представляет собой маленькое окошко, через которое мы смотрим из этого мира, чтобы увидеть славу, ожидающую нас в мире грядущем.
В Новом Завете нет прямых упоминаний об «ангеле Господнем», хотя в целом много упоминаний об «ангеле Господнем». Но то, что Его присутствие не возвещается так же, как в Ветхом Завете, не означает, что Он не так близок, как когда-либо.
Однажды Иисус поручил Петру, Иакову и Иоанну сопровождать его в походе на гору, что напоминает восхождение Моисея на гору Синай для встречи с Богом. Достигнув вершины горы, Библия говорит, что Иисус «преобразился перед ними, и одежды Его сделались ослепительно белыми, как никто на земле не мог выбелить их» (Марка 9:3-4).
И снова в лице Иисуса Христа окно приоткрывается, и небесный свет врывается, когда два измерения воссоединяются, хотя бы на мгновение. Это не первый раз, когда Триединый Бог пронзает тьму и приближается к сломленному человечеству, и не последний.
Что это значит?
Подобно 45-секундному трейлеру к фильму, который только разжигает аппетит к полнометражной версии, явления ангела Господня указывают на грядущую великую славу, когда новые небо и земля будут обновлены и однажды объединены. снова, и Сам Христос будет «поселиться среди нас» (Иоанна 1:14) во всей Своей славе.
Явления ангела Господня – это явления самого Бога, снизошедшего прийти к нам и зовущего нас испытать предвкушение мира, ожидающего нас при Его пришествии. Подобно Агари в ее одиночестве и Моисею, который нес бремя освобождения на своих плечах, наша вера и надежда могут быть обновлены, когда мы сталкиваемся с Живым Богом, когда Он приходит к нам в нашем разрушенном мире.
Появление ангела Господня возвестило о том, что однажды Бог придет во всей Своей славе и сотворит все новое. «Бог с нами» (Исаия 7:14) было намерением Творца из Эдема, и однажды то, что привилегированные человеческие глаза видели лишь изредка, вырвется наружу в неизменной вечной судьбе.