Внеклассное мероприятие, посвященное Дню матери «Моя мама лучше всех!»
Цели:
- знакомство учеников с праздником – День Матери;
- привитие традиции почитания матери, признания
её заслуг в воспитании подрастающего поколения, - укрепление семьи, нравственной атмосферы в
обществе и государстве.
Участники праздника: ученики,
родители.
Оборудование: плакат «Моя мама лучше
всех!», рисунки учащихся, сочинения детей,
выставка работ учащихся и родителей, плакат с
надписью «Мы вас любим» и фотографиями мам,
телевизор, DVD.
ХОД ПРАЗДНИКА
1 ведущий.
«Добрый день!» – всем говорим,
В гости приглашаем.
И о мамочке родной
Нынче вспоминаем.
2 ведущий. Постой, постой. Какой
праздник мы будем отмечать сегодня?
1 ведущий. Праздник мамы – самого
родного человека для каждого из нас.
2 ведущий. А ведь мы поздравляем наших
мам весной, 8 марта?
1 ведущий. Весной, 8 марта мы празднуем
Международный женский день. Тогда положено
поздравлять с праздником всех-всех женщин вообще
– мам и бабушек, тётушек и подружек, учителей,
врачей и т.д. А вот в последнее воскресенье ноября
не так давно, только в 1998 году, указом Президента
России учреждён специальный праздник – День
матери. Вот его-то мы сегодня и приглашаем всех
отпраздновать вместе с нами.
2 ведущий. Ах, вот в чём дело! Значит, у
наших милых мам добавился ещё один праздник? Это
здорово! Ведь праздник заставит их больше
улыбаться, и они вновь почувствуют себя самыми
красивыми и самыми любимыми.
1 ведущий. И это вполне заслуженно.
Ведь мама – первый человек, кто берёт на руки
малыша, кто ухаживает за ним, помогает ему расти и
учит уму-разуму.
Песня.
(выходят чтецы)
1. На свете добрых слов
Живёт немало.
Но всех добрее и нежней одно:
Из двух слогов
Простое слово «мама»
И нету слов роднее, чем оно!
2. От чистого сердца
Простыми словами
Давайте, друзья,
Потолкуем о маме.
Мы любим её
Как хорошего друга
За то, что у нас
С нею всё сообща.
За то, что когда
Нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть
У родного плеча.
3. Мы любим её и за то,
Что порою
Становятся строже
В морщинках глаза.
Но стоит с повинной
Прийти головою –
Исчезнут морщинки,
Умчится гроза.
4. За то, что всегда
Без утайки и прямо
Мы можем доверить
Ей сердце своё.
И просто за то,
Что она – наша мама,
Мы нежно и крепко
Любим её.
5. День Матери – праздник пока молодой
Но мы ему рады, конечно, –
Все, кто рождены под счастливой звездой,
И мамы опекой сердечной!
6. С праздником сегодня
Маму поздравляю;
Крепко я за шею
Маму обнимаю.
Самая красивая
Мамочка моя.
Целый день послушным
Сегодня буду я.
7. Кто любовью согревает,
Всё на свете успевает,
Даже поиграть чуток?
Кто тебя всегда утешит,
В щёчку поцелует – чмок?
Вот она всегда какая –
Моя мамочка родная!
8. Без сна ночей твоих прошло немало,
Забот, тревог за нас не перечесть,
Земной поклон тебе, родная мама,
За то, что ты на белом свете есть.
За доброту, заботу, золотые руки,
За материнский твой совет.
Тебе желаем все мы дружно:
Живи, родная, много лет! [3]
Учитель. Сколько великих художников
посвятили свои полотна святому образу матери! Не
сосчитать музыкальных произведений, воспевающих
женщину – мать! А сколько поэтов и писателей
благословила муза за великие нежные строки. Не
обошла своим вниманием муза и детей. Вот какие
замечательные стихи написали ребята.
(дети читают свои стихи)
Учитель. А сейчас мы все вместе
прочитаем стихотворение «Мамочка».
Кто пришёл ко мне с утра? – Мамочка.
Кто сказал: «Вставать пора» – Мамочка.
Кашу кто успел сварить? – Мамочка.
Чаю в чашку налить. – Мамочка.
Кто косички мне заплёл? – Мамочка.
Целый дом один подмёл? – Мамочка.
Кто цветов в саду нарвал? – Мамочка.
Кто меня поцеловал? – Мамочка.
Кто ребячий любит смех? – Мамочка.
Кто на свете лучше всех? – Мамочка.
(Слово «мамочка» проговаривается хором).
Песня.
Учитель. А сейчас мы вспомним ещё одно
стихотворение, посвящённое теме матери. Написал
его С.В. Михалков. Оно известно всем: и детям, и
взрослым. Как вы думаете, как оно называется? («А
что у вас?»)
(Дети становятся полукругом и читают
стихотворение)
Конечно же, ребята, С. Михалков рассказал не обо
всех профессиях мам, а только о некоторых. Среди
наших мам тоже есть и учителя, и воспитатели,
инженеры, медики, бухгалтеры, милиционеры,
бизнесмены. И все эти и другие профессии важные и
нужные.
Но у всех ваших мам есть одна общая профессия –
это хозяйка дома. Дом держится на маме. Кто этого
не знает? Это знают все. Вот что об этом говорит
уважаемая наука – статистика.
1 ученик. Наши мамы, ухаживающие за 2
детьми и мужем, в течение года вымывают: 18000 ножей,
вилок, ложек; 13000 тарелок; 8000 чашек.
2 ученик. Общий вес посуды, которую
наши мамы переносят из кухонного шкафа и обратно,
за год достигает 5 тонн.
3 ученик. В течение года наши мамы
проходят за покупками 2000 км.
4 ученик. А если наши мамы ещё и
работают?
5 ученик. А если наши мамы ещё и
работают, то мы им должны помогать!
Конкурс «Лучший помощник» [1]
Все сегодняшние конкурсы будут оцениваться
жюри. В жюри мы выберем наших бабушек.
Соревноваться между собой будут 2 команды:
мальчиков и девочек.
– Итак, кто из вас помогает своим мамам в
домашних делах? Кто готов продемонстрировать
свои умения?
Условия конкурса: кто быстрее соберёт
разбросанный мусор, тот и объявляется лучшим
помощником.
Учитель. А сейчас я предлагаю второй
конкурс (II) для мальчиков и девочек. 2
мальчика и 2 девочки будут рассказывать по
очереди о достоинствах своих мам, пытаясь
убедить зрителей в том, что их мама лучше всех. А
мы оценим их актёрское мастерство.
Конкурс «Уа-уа!»
(6 человек: 3 мальчика и 3 девочки)
Ведущий. Дорогие наши мамочки! Сколько
бессонных ночей вы провели у детских кроваток! Вы
вскакивали с постели, услышав голосок своего
ребёнка. И уж как никто другой, вы запомнили
голоса своих любимых чад. Поэтому вам не составит
большого труда узнать своего плачущего ребёнка.
Сейчас ваши детишки будут плакать, как в детстве,
то есть говорить «уа-уа!», а ваша задача – узнав
голос своего ребёнка поднять вверх руку. Прошу
ассистентов надеть мамам маски. Я не буду обижать
ваших детишек, а только буду командовать, кому за
кем «плакать». Жюри будет внимательно наблюдать
за действиями мам. Если мамы узнают своих
малышей, то получат 10 баллов, если будут
ошибаться, то получат, меньше баллов (в
зависимости от числа ошибок).
Учитель. В раннем детстве ваши мамы
пели вам колыбельные песни. А сегодня ребята
споют для своих мам колыбельную.
(Песня.)
Конкурс «Родственные связи».
Ребята, этот конкурс только для мам. Им могут
помогать их мамы, т.е. ваши бабушки. Назвать, кто
это?
- тесть (отец жены)
- тёща (мать жены)
- свёкор (отец мужа)
- свекровь (мать мужа)
- зять (муж дочери, сестры)
- невестка или сноха (жена сына)
- шурин (брат жены)
- деверь (брат мужа)
- свояченица (сестра жены)
- золовка (сестра мужа)
Конкурс «Семейная хроника» [2]
(2 мамы, 2 ребёнка)
Учитель. Родившись, дети сохраняют
невидимую связь с мамой. Общение в семье
позволяет детям и родителям лучше узнать друг
друга, у них появляются общие воспоминания о
совместной жизни, поэтому наши участники легко
смогут ответить на вопросы конкурса «Семейная
хроника». Конкурс будет проходить следующим
образом: ребёнок из каждой команды берёт вопрос,
я его читаю. Мама этого ребёнка пишет ответ на
листочке, т.е. она должна отгадать, что ответит её
ребёнок, и отдаёт листок мне. Пока мама пишет,
ребёнок может обдумывать ответ на этот вопрос.
Потом ребёнок отвечает на заданный вопрос, а я
зачитываю мамин ответ. Если ответы мамы и ребёнка
совпадают, то они получают 2 балла, если
совпадения частичны – то 1 балл. Если ответы
будут разными, то команда баллов не получает.
Дети из каждой команды тянут вопросы по очереди.
Вопросы:
- Как зовут маму твоей мамы?
- Сколько родных братьев и сестёр у твоей мамы?
- Представь, что у твоей мамы появилось свободное
время для чтения. Как ты думаешь, что она возьмёт
с полки?
а) сборник кроссвордов
б) энциклопедию
в) детектив
г) журнал
- Какие цветы больше всего любит мама?
- По двум каналам телевидения одновременно идут:
– концерт классической музыки
– информационная программа
– реклама
– сериал.
- Какой канал выберет для просмотра мама?
- Как зовут маму твоего папы?
- Если в кафе предложить на выбор одно из блюд –
мороженое или пиццу, то что выберет мама? - Что больше любит мама: мармелад, зефир или вафли?
- Предположим, что твоя мама выиграла путёвку за
границу, и ей предлагают на выбор: отдых на
горнолыжном курорте или отдых на берегу тёплого
моря. Какую путёвку выберет мама? - Представь себе, что мама собирается в театр. В
шкафу у неё есть 4 красивых платья разного цвета.
Какого цвета платье выберет мама?
– белого
– красного
– чёрного
– голубого
- Назови цвет маминых глаз.
- Любимая мамина песня.
(Подведение итогов.)
Песня.
Учитель. А сейчас, дорогие гости,
музыкальная пауза.
«Танцевальный конкурс»
Во время танцев включается самая разная музыка,
совсем не соответствующая танцу. Задача
участников – не сбиться, как можно ярче
станцевать под эту музыку.
Учитель. Глядя на участников
танцевального конкурса, остальным ребятам,
наверно, тоже захотелось танцевать. Предлагаем
гостям посмотреть «Хип-хоп».
– Следующий конкурс поможет нам выяснить, на
сколько хорошо вы знаете сказки. Объявляю
конкурс «Узнай сказки». [1]
Подготовлены 2 сказки-перепутки. Мамы наугад
вытягивают листок с текстом и выразительно
читают. Каждая команда старается понять, какие же
сказки задействованы, а мамы помогают записывать
названия.
В каждой сказке спрятано 7 сказок.
1) Жили-были три медведя. И была у них избушка
лубяная, а ещё была ледяная. Вот бежали мимо
Мышка-норушка и Лягушка-квакушка, увидали
избушки и говорят: «Избушка, избушка, повернись к
лесу задом, а к нам передом!». Стоит избушка, не
двигается. Решили они войти, подошли к двери,
потянули за ручку. Тянут-потянут, а вытянуть не
могут. Видно, лежит там Спящая красавица и ждёт,
когда Емеля её поцелует. (7 сказок: «Три
медведя», «Заюшкина избушка», «Теремок»,
«Баба-Яга», «Репка», «Спящая красавица», «По
щучьему велению»)
2) В некотором царстве, в некотором государстве
жила-была Царевна Лягушка. Вот как-то села она на
серого волка и поехала искать пёрышко Финиста
Ясна Сокола. Устал волк, хочет передохнуть, а она
ему и говорит: «Не садись на пенёк, не ешь
пирожок!». А волк рассердился и говорит: «Как
выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по
закоулочкам!». Испугалась Лягушка, ударилась
оземь и в полночь превратилась в тыкву. Увидал её
Черномор и утащил к себе в замок. (7 сказок:
«Царевна-Лягушка», «Финист Ясный Сокол», «Иван
царевич и Серый волк», «Маша и медведь»,
«Заюшкина избушка», «Золушка», «Руслан и
Людмила»).
«Талантливая семья»
От каждой команды предлагается 1 номер
художественной самодеятельности. (танец, песня,
стихотворение, цирковой номер и т.д.). Команда
девочек – цыганский танец и гадание учителю и
зрителям. Команда мальчиков – «Танец маленьких
лебедей». И один номер от родителей.
Жюри подводит итоги.
Учитель. Ну что же, наше праздничное
мероприятие, посвящённое Дню матери, подходит к
концу. И в заключении хочется сказать ещё
несколько добрых слов в адрес матерей.
1 ведущий. Мать, мама, мамочка – как мы
привыкли к тому, что она просто есть и всё. Мать,
мама, мамочка. Как хорошо, что рядом с нами есть
человек, который ежеминутно думает, помнит о нас,
волнуется, если у нас что-то не получается, по
первому зову бросается на помощь, поддержать,
успокоить, подставить своё хрупкое плечо, отдать
целиком своё сердце.
2 ведущий.
Земля – планета! В мире нет сильней,
Прекрасней женщин, наших матерей!
Они нам дарят жизнь, спасают мир
И требуют: «Беслан не повторим!»
Во имя счастья, жизни на Земле,
Во имя дружбы всей земли моей.
Как солнце, светит женщина и мать,
Чтоб зло, жестокость в мире побеждать.
Мир будет вечно прославлять
Святое – Родина и Мать!
Учитель. Не зря звучит народная
мудрость: «Родина – мать! Умей за неё постоять»
Да! Мать не только источник жизни, хранительница
домашнего очага. Она в лихую годину защищала
Родину. Более 800 тысяч женщин в годы ВОВ стали
солдатами, офицерами, военврачами, санитарками,
снайперами и даже лётчиками. Среди женщин немало
Героев Советского Союза. Не случайно
лозунг-плакат «Родина-Мать» призывал на борьбу с
врагом, а на Мамаевом кургане в Волгограде
изображена женщина с мечом. Она олицетворяет
Родину – победительницу, силу женщины, призывает
к победе. Женщины в военное время укрепляли тыл,
растили детей, заменяли мужчин, став шахтёрами,
водителями, строителями. А в мирное время она –
пламенный борец за мир. Да, мы будем вечно
воспевать святое – Родина и Мать!
(выходят 3 чтеца)
1 чтец. Самое прекрасное слово на Земле
– мама. Оно звучит одинаково нежно на всех языках
– мама!
2 чтец. У мамы самые добрые и ласковые
руки, которые всё умеют. У мамы самое верное и
чуткое сердце. В нём никогда не гаснет любовь, оно
ни к чему не остаётся равнодушным.
3 чтец. И сколько бы лет ни было
человеку – пять или пятьдесят, ему всегда нужна
мама, её ласка, её взгляд. И чем больше твоя любовь
к маме, тем радостнее и светлее жизнь!
(Звучит песня о маме).
Ответное слово родителей.
Чаепитие.
Список используемых источников:
- «Наши мамы и бабушки». Внеклассное мероприятие,
праздничная конкурсно-развлекательная
программа. Людмила Орлова. http://www.solnet.ee/ - «Супермама». Сценарий шоу-программы для
учеников средних классов. Валентина Черняева. http://www.solnet.ee/ - Стихи ко Дню матери. Игорь Ярцев. http://www.millionmenu.ru/
Открытое внеклассное мероприятие «Мама,милая,родная»
Внеклассное мероприятие «Мама,милая,родная»
ЦЕЛИ:
— воспитывать уважение к Матери, чувства добра, любви и заботы к близким людям;
— развивать творческие способности детей, раскрывать их таланты;
— привлекать родителей к участию в школьных мероприятиях.
ОБОРУДОВАНИЕ:
— записи с песнями о маме;
— работы детей;
— плакат с изображением матери с ребенком на руках;
— рисунки детей
— экран
— слайд- фильм
— видеоролик
Ход мероприятия
1. Орг.момент
2. Вступительное слово
Воспеваю то, что вечно ново,
И хотя совсем не гимн пою
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою.
Слово это – зов и заклинание
В этом слове – сущего душа.
Это искра первого сознания
Первая улыбка малыша.
Это слово сроду не обманет
В нем сокрыто жизни существо
В нем – исток всего. Ему конца нет.
Я произношу его: мама.
Слово «мама», «мать» – одно из самых древних на земле и почти одинаково звучат на языках разных народов.
На русском языке – мама, матушка.
На украинском – ненька.
На киргизском – апа.
На грузинском – дэда.
На осетинском – нана.
Это говорит о том, что все люди почитают и любят матерей. Словом «мать» называют и свою Родину, чтобы подчеркнуть, что она по-матерински относится к своим детям. Во многих странах отмечается День матери. Люди поздравляют своих мам, приезжают к ним в гости, устраивают для них праздник. Мы решили сделать для вас такой же праздник, чтобы показать, как мы вас любим и ценим вас.
День матери в России отмечают ежегодно в последнее воскресенье ноября. В 1914 году конгресс США постановил официально отмечать День матери – хранительнице домашнего очага и моральных ценностей. Германия последовала примеру Америки в 1922 году.
В большинстве стран День матери проводят не поздней осенью, а в мае. Дети дарят своим мамам цветы, произносят слова любви и признательности.
Мы приветствуем всех мам и бабушек, сегодня наши мамы проявят всю свою любовь и заботу к своим детям, докажут, как они любят и дорожат своими детьми.
3. Представление мам – конкурсанток.
А) Рытова Виталина Владимировна и дочь Арина
Б) Котенёва Елена Анатольевна и сын Алексей
В) Максудова Олеся Михайловна и дочь Кристина
Г) Еспаганбетова Севарахон Азимбаевна и дочь Карина
Д) Садыкова Лейли Юсуфовна и дочь Лейната
Мамы представляют себя и рассказывают о своём хобби.
(на экране слайд семейных фотографий каждой семьи)
1 ученик. Мама-первое слово
Главное слово в каждой судьбе
Мама жизнь подарила
Мир подарила мне и тебе.
2 ученик: Так бывает -если случится вдруг
В доме вашем горе – беда
Мама – самый лучший, надёжный друг
Будет с нами рядом всегда
3 ученик: Мама нас ласкает
Солнце согревает
Солнце, как и мама
Лишь одно бывает
1 ученик: Мама, самое первое слово на свете
2 ученик: Мама – это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно.
3 ученик: Мама – наш первый учитель, мудрый человек, она заботиться о нас. Именно из маминых уст ребёнок слышит первые в своей жизни песни.
(дети исполняют песню о маме)
Каждая мама очень любит своего ребёнка и знает о нём всё, поддерживает его интересы, желания.
1 Конкурс « Знаете ли вы друг друга»
Участникам будут заданы вопросы и мамам и их детям (вопросы на экране), вы мама отвечает за ребёнка, а ребёнок за маму. Затем мы посчитаем сколько совпадений и узнаем на сколько хорошо вы знаете друг друга.
Конкурс для болельщиков « Я люблю тебя»
Выходят несколько мам и один ребёнок, ему завязывают глаза. Мама говорит «Сынок, я люблю тебя» и ребёнок должен идти на голос мамы.
Женщина с нами, когда мы рождаемся.
Женщина с нами в последний час.
Женщина – знамя, когда мы сражаемся.
Женщина – радость раскрывшихся глаз.
2 Конкурс « Воздушные шарики»
Каждой команде даётся шарик, его надо быстро надуть и одновременно рисовать друг друга с разных сторон шарика.
Инсценировка «Мама ведь устала…»
Ребёнок: «Ты ведь мамочка устала
Отдохнула б, полежала
Почитала, повязала, телевизор бы включила
Может что – нибудь пошила
Постирала, поварила
Подмела бы пол, помыла.
Мама: Ну, а ты покой забыла
Вновь и вновь глядишь уныло
То в дневник, а то в тетрадь!
Ребёнок: Ты ведь мамочка, устала
Да и мне бы …Погулять.
Познавательный материал
1. В течение года мамы вымывают 18000 ножей, вилок и ложек, 13000 тарелок, 8000 чашек.
2. В течение года наши мамы проходят за покупками более 2000 км.
3. Общий вес посуды, которую наши мамы переносят из кухонного шкафа до обеденного стола и обратно, за год достигает 5 тонн.
3 Конкурс «Хозяюшка»
Отделить гречку от риса.
(музыкальный подарок «Танец с ленточкой)
С раннего детства мамы вам пели песни, читали сказки, ещё в юном возрасте вы слышали смешные и незатейливые стишки.
4 Конкурс «Пантомима»
Каждом из вас я раздала стихотворение, мамы должны показать его без слов, а дети должны догадаться, о каком детском стихотворении идет речь.
1.Наша Таня громко плачет.
2. Идёт бычок качается.
3. Уронили мишку на пол.
4. Мишка косолапый по лесу идёт.
5. Зайку бросила хозяйка.
Дети – самое доброе для матери. Счастлив тот, кто с детства знает материнскую любовь, ласку, заботу. А дети должны отвечать ей тем же – любовью заботой, вниманием.
5 Конкурс «Узнать ребёнка»
Дети встают в круг, а мама с завязанными глазами на ощупь узнаёт своего ребёнка.
Мир начинается с женщины. Есть общее, что объединяет женщин Земли: любовь и благополучие в доме, здоровье и счастье детей и близких, мир на Земле
6 конкурс «Переправа»
На полу листы бумаги, ребёнку завязывают глаза, мама направляет своего ребёнка, чтобы о дошёл до конца.
Семья – ячейка общества, в которой царит взаимопонимание, доброта и бережное отношение друг к другу.
7 Конкурс «Герб семьи»
Участники вместе с детьми рисуют герб своей семьи.
Конкурс для болельщиков «Угадай маму».
Звучит музыка дети бегают вокруг мам, музыка останавливается, дети должны встать возле своих мам.
1 ученик: Мы желаем нашим мамам
Никогда не унывать
С каждым годом быть всё краше
И поменьше нас ругать
2 ученик: вам желаем дорогие
Быть здоровыми всегда
Чтобы долго, долго жили
Не старели никогда
3 ученик Пусть невзгоды и печали
Обойдут нас стороной
Чтобы каждый день недели
Был для вас как выходной
4 ученик: Мы хотим, чтоб без причины
Вам дарили бы цветы
Улыбались бы мужчины
Все от вашей красоты
Мама!В этом слове солнца свет
Мама! Лучше слова нет!
Мама! Кто роднее, чем она!
Мама! На земле добрее всех!
Мама! Дарит сказки, дарит смех!
(дети исполняют песню про мам)
Не может быть средь мам победительниц;
Одна сильна умом, другая красотой своею.
Нам каждая по-своему мила,
Нежна и горячо любима.
Пусть каждая из вас звездой сияет для детей.
Я не могу не выразить от женщин всех
Вам благодарность колоссальную за вечер.
Пусть в жизни всем сопутствует успех
И птица счастья крыльями обнимет вас за плечи.
(Награждение по номинациям)
Любите, берегите и понимайте друг друга! Мира в ваших семьях! До свидания, до новых встреч!
Студентка колледжа и ее мама борются со счетом в 18 000 долларов за посещение скорой помощи: NPR
РЕЙЧЕЛ МАРТИН, ВЕДУЩАЯ:
Слушатели прислали нам тысячи медицинских счетов за последние три года, и каждый месяц мы внимательно изучаем один из них. Доктор Элизабет Розенталь — главный редактор Kaiser Health News, и она здесь, чтобы рассказать нам о последних новостях. Элизабет, с возвращением.
ЭЛИЗАБЕТ РОЗЕНТАЛЬ: Приятно снова быть здесь.
МАРТИН: С кем мы сегодня встречаемся?
РОЗЕНТАЛЬ: Сегодня мы встречаемся с Джен и Клэр Лэнг-Ри. Клэр — студентка колледжа, нуждавшаяся в неотложной помощи в отделении неотложной помощи, а Джен — ее мама.
МАРТИН: И в этой серии я представляю, что счет за неотложную помощь оказался намного дороже, чем они предполагали.
РОЗЕНТАЛЬ: Да, ты понял. Но в этом деле были очень, очень неожиданные обвинения.
МАРТИН: Хорошо. С ними поговорила репортер Рэй Эллен Бичел из Kaiser Health News. Давайте послушаем.
РЭЙ ЭЛЛЕН БИКЕЛЛ, ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Клэр Лэнг-Ри была на кухне своего общежития в Колорадо-Спрингс в лабораторном халате и делала урок химии в колледже, когда сильная боль пронзила правую часть ее живота.
КЛЭР ЛАНГ-РИ: Итак, мне пришлось пройти тест. И я помню, как мне было так больно сидеть там, согнувшись пополам и пытаясь ответить на эти вопросы, но я едва мог это прочитать.
БИКЕЛЛ: Она позвонила своей маме Джен, практикующей педиатрической медсестре из Калифорнии, чьи хобби включают стрельбу из ружья во время катания на лыжах, а также оплату медицинских счетов.
ДЖЕН ЛАНГ-РИ: Я просто думаю, что в США неправильно брать такую большую плату. И поэтому я всегда — это просто моя небольшая побочная страсть — смотреть на них и убеждаться, что меня не обманывают.
БИКЕЛЛ: В прошлом пара ссорилась, но пандемия сблизила их. Они даже вместе ходили в походы по пустыне.
J LANG-REE: Было действительно замечательно видеть ее в действии, потому что она чувствовала себя там в лесу.
БИКЕЛЛ: Теперь ее дочери нужна помощь. Было похоже на аппендицит.
C ЛАНГ-РИ: Это была просто постоянная боль. И вот, в конце концов, мы подумали: ладно, давайте найдем отделение неотложной помощи, которое входит в нашу страховку.
БИКЕЛЛ: И персонал скорой помощи поставил ей капельницу и ввел немного морфия, чтобы облегчить боль. Они также дали ей какое-то лекарство от тошноты.
C ЛАНГ-РИ: И я подумал: ОК. Это кажется нормальным.
БИШЕЛЛ: После компьютерной томографии ассистент врача вернулся. У вас нет аппендицита. И похоже, что у тебя лопнула киста яичника. И это действительно больно.
БИКЕЛЛ: Итак, они отправили Клэр домой переждать — четыре долгих мучительных дня. В итоге счет пришел. Больница пыталась взимать в общей сложности более 18 000 долларов.
C ЛАНГ-РИ: И я позвонила маме. И я подумал: что не так с этим счетом? Это так много денег.
ДЖ ЛАНГ-РИ: Я сказал Клэр, ты хочешь с этим бороться? И она сказала, да.
БИКЕЛЛ: Первой остановкой было получить детализированный счет. Это показало, что больница хотела почти 10 000 долларов только за компьютерную томографию. Это примерно в четыре раза больше, чем позволяет Medicare. Но что действительно сводило их с ума, так это два внутривенных введения. Это было не для самих лекарств. Неа. У них были свои строчки в счете. Сжатие шприца стоит 722 доллара за штуку.
C ЛАНГ-РИ: Я подумал, что это просто отстой, потому что я мог просто остаться дома и быть в полном порядке.
БИКЕЛЛ: Что еще хуже, Клэр позже узнала от другого врача, что да, у нее действительно была киста яичника, но она была на другой стороне ее живота, поэтому она не вызывала той боли.
C ЛАНГ-РИ: Я до сих пор понятия не имею, что происходит.
БИКЕЛЛ: Тем не менее, той зимой дуэт матери и дочери снова объединился. Лето было для крутых гор. Зима будет для крутых медицинских счетов.
C ЛАНГ-РИ: Мы, например, пытались делать это хотя бы раз в неделю, звонить, если не несколько раз.
БИКЕЛЛ: Они писали письма. Они провели исследование в Интернете. Они развлекались чипсами с крендельками и причудливыми коктейлями. Однако, к сожалению, они зашли в тупик. В больнице сказали…
К. ЛАНГ-РИ: Мы просмотрели ваш счет и пришли к выводу, что все счета верны. Такое ощущение, что у нас было два разных спора. Один был типа, это неправильная зарядка? И наш был похож, как это этично?
БИКЕЛЛ: Я Рэй Эллен Бичелл из Колорадо.
МАРТИН: Это сумасшествие. Мне кажется, что я говорю это каждый раз, когда мы разговариваем, Элизабет, но помоги нам понять, как это стоит 722 доллара, чтобы протолкнуть — акт введения лекарства через шприц для внутривенных вливаний.
РОЗЕНТАЛЬ: Ну, это действие, которое занимает всего несколько секунд, но они называют это разделением в полевых условиях. Именно здесь в больницах взимается отдельная плата за все более мелкие компоненты лечения — в данном случае плата за внутривенное введение. Это действительно из-под контроля. Это похоже на то, что происходит в авиакомпаниях, где они берут плату за дополнительную сумку или место в аварийном ряду. Но еще хуже в здравоохранении.
МАРТИН: Так эта конкретная больница является исключением или это обычное дело?
РОЗЕНТАЛЬ: Ну, к сожалению, это обычное дело. Колорадо — один из 18 штатов, где оплата труда прозрачна. Таким образом, мы могли видеть, что этот заряд близок к норме для внутривенного введения в Колорадо. Кажется, это пример того, что некоторые экономисты-медики называют липким ценообразованием. Одна больница видит, что другой сходит с рук такая плата, поэтому они говорят: ой, надо бы и ее начать взимать.
МАРТИН: Так как же все сложилось для Клэр и ее мамы Джен?
C ЛАНГ-РИ: Ну, они многому научились в своей битве, но в конце концов уперлись в стену. Их договорная страховая ставка за посещение скорой помощи составила 7000 долларов. Их доля составила 1600 долларов. И они пошли дальше и заплатили, потому что Клэр не хотела заканчивать колледж с плохим кредитным рейтингом.
МАРТИН: Верно. В этом есть смысл. Итак, когда вы думаете об этом примере, какой главный вывод из этого законопроекта месяца?
РОЗЕНТАЛЬ: Во-первых, прозрачности и цен недостаточно, чтобы держать цены под контролем. Знаешь, просто знание того, что обвинение абсурдно, не поможет тебе избежать его. Теперь, как мы видели здесь, страховщики платят договорную ставку, и они не будут платить эти 722 доллара за толчок лекарства. Но, к сожалению, незастрахованные и недостаточно застрахованные или если вы выходите из сети, они действительно получают такую плату. В нашей системе колода трагически сложена против пациентов.
МАРТИН: Вот почему мы хотим услышать от вас всех, от пациентов. Если у вас есть сбивающий с толку или просто возмутительный счет за медицинские услуги, зайдите в блог Shots NPR и расскажите нам об этом. Мы хотим услышать.
Доктор Элизабет Розенталь, как всегда большое спасибо.
РОЗЕНТАЛЬ: Спасибо, что пригласили меня.
(ЗВУК ИЗ АЛЬБОМА ЛИСТА «МЕЖДУ ВОЛНАМИ»)
Copyright © 2021 NPR. Все права защищены. Посетите страницы условий использования и разрешений нашего веб-сайта по адресу www.npr.org для получения дополнительной информации.
стенограммы NPR созданы в срочный срок подрядчиком NPR. Этот текст может быть не в своей окончательной форме и может быть обновлен или пересмотрен в будущем. Точность и доступность могут отличаться. Официальной записью программ NPR является аудиозапись.
14.2 Ловушка бедности – Принципы микроэкономики – Гавайское издание
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Объяснить ловушку бедности, отметив, как на нее влияют государственные программы
- Выявление потенциальных проблем в государственных программах, направленных на сокращение бедности
- Рассчитайте строку бюджетного ограничения, которая представляет ловушку бедности
Можете ли вы оказать людям слишком большую или неправильную помощь? Когда люди обеспечены едой, жильем, медицинским обслуживанием, доходом и другими предметами первой необходимости, помощь может уменьшить их стимул к работе. Рассмотрим программу борьбы с бедностью, которая работает следующим разумным образом: правительство оказывает помощь бедным, но по мере того, как бедные получают доход, чтобы прокормить себя, правительство снижает уровень предоставляемой помощи. При такой программе каждый раз, когда бедняк зарабатывает 100 долларов, он теряет 100 долларов государственной поддержки. В результате человек не получает чистой прибыли от работы. Экономисты называют эту проблему «девяткой».0112 ловушка бедности .
Рассмотрим ситуацию, с которой сталкивается семья с одним родителем. Мать-одиночка (зарабатывающая 8 долларов в час) с двумя детьми, как показано на рис. 1. Во-первых, рассмотрим ограничение бюджета труда и отдыха , с которым сталкивается эта семья в ситуации без государственной помощи. По горизонтальной оси отложены часы досуга (или время, потраченное на выполнение семейных обязанностей), количество которых увеличивается справа налево. Также по горизонтальной оси отложено количество часов оплачиваемой работы, от нуля часов справа до максимума в 2500 часов слева. На вертикальной оси показана сумма дохода в год, возрастающая от низкой к более высокой сумме дохода. Линия бюджетного ограничения показывает, что при нулевом количестве часов отдыха и 2500 часах работы максимальная сумма дохода составляет 20 000 долларов (8 долларов × 2500 часов). На другом полюсе линии бюджетного ограничения человек будет работать ноль часов, получать нулевой доход, но иметь 2500 часов свободного времени. В точке А на строка ограничения бюджета , работая 40 часов в неделю, 50 недель в году, максимизирующий полезность выбор состоит в том, чтобы работать в общей сложности 2000 часов в год и зарабатывать 16000 долларов.
Теперь предположим, что государственная программа борьбы с бедностью гарантирует каждой семье с матерью-одиночкой и двумя детьми доход в размере 18 000 долларов. Это представлено на графике горизонтальной линией на уровне 18 000 долларов. В рамках этой программы каждый раз, когда мать зарабатывает 1000 долларов, правительство будет вычитать 1000 долларов из ее поддержки. В таблице 3 показано, что произойдет при каждом сочетании работы и государственной поддержки.
Рисунок 1. Ловушка бедности в действии. Первоначальный выбор — 500 часов отдыха, 2000 часов работы в точке А и доход 16 000 долларов. При гарантированном доходе в 18 000 долларов эта семья получит 18 000 долларов независимо от того, обеспечивает ли она нулевой рабочий день или 2000 рабочих часов. Только если семья обеспечивает, скажем, 2300 часов работы, ее доход поднимается выше гарантированного уровня в 18000 долларов, и даже в этом случае предельный прирост дохода от многочасовой работы невелик.
Новая строка бюджета с действующей программой борьбы с бедностью представляет собой горизонтальную жирную линию, которая равна 18 000 долларов. Если мать вообще не работает, она получает 18 000 долларов, и все это от государства. Если она будет работать полный рабочий день, уделяя детям 40 часов в неделю, то к концу года у нее все равно останется 18 000 долларов. Только если она работает 2300 часов в году, что составляет в среднем 44 часа в неделю в течение 50 недель в году, доход домохозяйства увеличивается до 18 400 долларов. Даже в этом случае вся ее годовая работа означает, что доход домохозяйства увеличивается всего на 400 долларов по сравнению с доходом, который она получила бы, если бы вообще не работала. Ей нужно будет работать 50 часов в неделю, чтобы заработать 20 000 долларов.
Действительно, ловушка бедности даже сильнее, чем показывает этот упрощенный пример, потому что у работающей матери будут дополнительные расходы, такие как одежда, транспорт и уход за ребенком, с которыми не будет сталкиваться неработающая мать, что сделает экономические выгоды от работы еще меньше. Более того, те, кто не работает, не могут наработать опыт работы и контакты, что еще больше снижает вероятность трудоустройства в будущем.
Укус ловушки бедности можно уменьшить, разработав программу борьбы с бедностью таким образом, чтобы вместо сокращения государственных платежей на 1 доллар за каждый заработанный доллар платежи сокращались на некоторую меньшую сумму. Укуса ловушки бедности также можно уменьшить, установив требования о работе в качестве условия получения пособий и установив временные рамки для пособий.
На рис. 2 показана государственная программа, гарантирующая 18 000 долларов дохода даже тем, кто вообще не работает, но затем уменьшающая эту сумму на 50 центов за каждый заработанный 1 доллар. Новая, более высокая строка бюджета на рис. 2 показывает, что в рамках этой программы дополнительные часы работы принесут некоторую экономическую выгоду. Из-за сокращения государственного дохода, когда человек работает, человек, зарабатывающий 8 долларов, на самом деле будет получать только 4 доллара в час. Вертикальное пересечение этой более высокой линии ограничения бюджета составляет 28 000 долларов США (18 000 долларов США + 2 500 часов × 4 доллара США = 28 000 долларов США). Горизонтальная точка пересечения находится в точке на графике, где установлены 18 000 долларов и 2500 часов отдыха. В таблице 4 показаны общие различия в доходах при различных вариантах труда и досуга.
Однако этот тип программы вызывает другие проблемы. Во-первых, даже если она не устранит стимула к работе за счет сокращения государственных платежей на 1 доллар за каждый заработанный доллар, принятие такой программы все же может снизить стимул к работе. По крайней мере, некоторые люди, которые работали бы по 2000 часов в год без этой программы, могли бы решить работать меньше часов, но при этом получить больший доход, то есть их выбор в новой бюджетной строке был бы похож на S, вверху и справа от первоначальный выбор P. Конечно, другие могут выбрать точку, подобную R, которая требует того же объема работы, что и P, или даже точку слева от R, которая требует больше работы.
Вторая важная проблема заключается в том, что когда правительство медленнее прекращает выплату поддержки, программа борьбы с бедностью стоит больше денег. Тем не менее, в долгосрочной перспективе может быть предпочтительнее тратить больше денег на программу, которая сохраняет больший стимул к работе, а не тратить меньше денег на программу, которая почти исключает любые выгоды от работы.
Рисунок 2. Освобождение от ловушки бедности: сокращение государственной помощи на 50 центов на каждый заработанный доллар. В исходном наборе возможностей труда и отдыха, наборе с меньшим бюджетом, показанном на рисунке пунктирной линией меньшего размера, предпочтительным выбором P является 500 часов досуга и 16 000 долларов дохода. Затем правительство разработало программу борьбы с бедностью, гарантирующую доход в размере 18 000 долларов даже тем, кто работает без часов, что показано более крупной пунктирной линией. Кроме того, каждый заработанный доллар означает постепенное сокращение льгот на 50 центов. Эта программа приводит к набору с более высоким бюджетом, показанному на диаграмме. Есть надежда, что эта программа будет стимулировать работать столько же или больше часов, несмотря на получение пособия по доходам. Однако возможно, что получатели выберут точку на новом наборе бюджетов, такую как S, с меньшим количеством работы, большим количеством отдыха и большим доходом, или точку, подобную R, с той же работой и большим доходом.
В следующем модуле будут рассмотрены различные программы государственной поддержки, ориентированные конкретно на малоимущих, в том числе социальное обеспечение, SNAP (пищевая добавка), Medicaid и зачет по налогу на заработанный доход (EITC). Хотя эти программы варьируются от штата к штату, в целом верно утверждение, что во многих штатах от 19С 60-х по 1980-е годы, если бедняки работали, уровень их доходов почти не рос — или вообще не рос — после учета сокращения выплат государственной поддержки. Следующая функция Work It Out показывает, как это происходит.
Расчет линии бюджетного ограничения
Джейсон зарабатывает 9 долларов в час, а государственная программа борьбы с бедностью обеспечивает минимальный гарантированный доход в размере 10 000 долларов. Правительство сокращает государственную поддержку на 0,50 доллара за каждый заработанный 1 доллар. Каковы горизонтальные и вертикальные точки пересечения линии бюджетного ограничения? Предположим, что максимальное количество часов для работы или отдыха составляет 2500 часов.
Шаг 1. Определить размер гарантированного государством дохода. В данном случае это 10 000 долларов.
Шаг 2. Нанесите этот гарантированный доход горизонтальной линией на линию бюджетного ограничения.
Шаг 3. Определите, сколько зарабатывает Джейсон, если он не имеет дохода и имеет 2500 часов свободного времени. В этом случае он получит гарантированные 10 000 долларов (горизонтальный перехват).
Шаг 4. Рассчитайте, на сколько уменьшится зарплата Джейсона из-за сокращения государственных доходов. В случае с Джейсоном она уменьшится наполовину. По сути, он будет получать только 4,50 доллара в час.
Шаг 5. Если Джейсон отработает 1000 часов, какой максимальный доход получит Джейсон? Джейсон получит государственную помощь в размере 10 000 долларов. Он будет получать только 4,50 доллара за каждый час работы.