Мозг
- Как пропаганда влияет на мозг Татьяна Черниговская Нам надо поговорить
play تشغيل
download تحميل
Музыка и мозг
play تشغيل
download تحميل
Устройство и работа мозга курс Вячеслава Дубынина на ПостНауке
play تشغيل
download تحميل
Татьяна Черниговская как мозг нас обманывает почему врут честные люди и как прокачать интеллект
play تشغيل
download تحميل
Мозг инструкция по применению Андрей Курпатов Prosmotr
play تشغيل
download تحميل
Человеческий Мозг 10 Интересных Фактов
play تشغيل
download تحميل
Ученые обнаружили что мозг человека способен на нечто НЕВЕРОЯТНОЕ
play تشغيل
download تحميل
Общие принципы строения нервной системы Спинной мозг
play تشغيل
download تحميل
Мы Сами Губим Свой Мозг 11 Привычек о Которых Нужно Забыть Как Сохранить Здоровье Мозга
play تشغيل
download تحميل
Мужской и женский мозг Кто умнее логичней эмоциональней агрессивней Наука А поговорить
play تشغيل
download تحميل
Татьяна Черниговская Наш мозг
play تشغيل
download تحميل
Необычные факты о нашем теле Мозг
play تشغيل
download تحميل
Черниговская Т В Творческий мозг
play تشغيل
download تحميل
10 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ ПРО МОЗГ
play تشغيل
download تحميل
Как развить мозг Открываем грани новых возможностей Аудиокнига целиком
play تشغيل
download تحميل
Как МОЗГ создает мысли мечты и РЕАЛЬНОСТЬ
play تشغيل
download تحميل
Вынос мозга в космос Лекция палеоневролога доктора биологических наук Сергея Савельева
play تشغيل
download تحميل
Как связаны мозг сознание и душа Константин Анохин Нам надо поговорить
play تشغيل
download تحميل
Как устроен головной мозг
play تشغيل
download تحميل
Ваш мозг может всё интервью с Беном Карсоном
play تشغيل
download تحميل
Музыкальный профиль rejth | Last.
fm
Доступна новая версия Last.fm. Чтобы продолжить беспрепятственное использование сайта, обновите его.
Воспроизвести
Топ-композиция
Океан
Даша и Серёжа
Другие композиции
Отчеты о прослушанной музыке
Last.week
11 Ноя — 17 Ноя
Last.year
2021
Другие исполнители
Надоела реклама? Стань подписчиком
Другие альбомы
Другие композиции
API Calls
Татьяна Черниговская: Мозг и искусство
О том, как познать себя через искусство
22. 06.2020
Чтобы понять, как работает человеческий мозг, нужно не только изучить его физиологию, но и узнать о том, что он творит в искусстве и науке.
Татьяна Черниговская Заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент РАО, кандидат биологических наук, кандидат филологических наук, профессор кафедры общего языкознания, заведующая отделом проблем конвергенции естественно-гуманитарных наук , заведующая лабораторией когнитивных исследований СПбГУ |
Значения очень нестабильны, потому что слова означают одно и то же только в словаре. В разное время человек может вести себя по-разному. Даже произнося одни и те же выражения, люди могут иметь в виду совершенно не связанные между собой вещи. Все зависит от говорящего, его собеседника, времени, сообщения и обстоятельств выступления.
Во время своих лекций Татьяна Черниговская часто рассказывает студентам, что разные существа, люди и животные, видят мир по-разному. Наука еще не готова ответить, каков на самом деле окружающий нас мир. У природы нет «объективного глаза», способного это исправить.
«Мне очень интересно, как наш мозг умудряется выживать в таком сложном мире, наполненном смыслами», — говорит г-жа Черниговская.
Ученые и философы начали задавать себе вопрос о том, что такое мир и человек еще несколько веков назад. Например, Блез Паскаль писал: «Я не знаю, что такое мое тело, ни мои чувства, ни моя душа, ни та часть меня, которая думает то, что я говорю, которая размышляет обо всем и о себе и ничего больше не знает о себе». чем об остальном».
В свою очередь Фрэнсис Бэкон сказал, что род человеческий болен. По его словам, основным признаком этого психического заболевания является неспособность человека как заложника своих страстей и предрассудков видеть мир таким, какой он есть. По его мнению, проблема в том, что люди привыкли смотреть на вещи через силлогизмы или суеверия. Фрэнсис Бэкон использовал афоризмы, чтобы научить людей мыслить по-новому. Он показал, что метафорическое мышление, мышление по аналогии на самом деле не менее сильно, чем логическое мышление.
Альфред Шнитке сказал: «Для образования жемчужины в устрице, лежащей на дне океана, нужна песчинка — что-то «неправильное», инородное тело». По мнению Татьяны Черниговской, тот же внепорядковый принцип можно применить и к искусству, и к науке.
Барокко — это средневековое слово, которое можно понимать как нечто причудливое или нелепо сложное. Интересно, что жемчуг был одним из самых популярных произведений искусства, принадлежащих к стилю барокко. Жемчужина Лао-Цзы, известная как одна из крупнейших жемчужин, по своей форме очень похожа на человеческий мозг.
Научный взгляд на мозг
Уже более века наука рассматривает мозг как очень сложное устройство, получающее информацию из внешнего мира, обрабатывающее ее и реагирующее на нее. По мнению ученых, это своего рода биоавтомат.
Существовало мнение, что понимание устройства и принципа работы человеческого мозга может быть основано на изучении мозга животных. Однако, по мнению Татьяны Черниговской, ничего не получится, потому что человеческий мозг нужно изучать именно с пониманием всей его уникальности.
У человека нет компьютера в голове. Мыслительные процессы человека не ограничиваются логикой. Они намного сложнее и интереснее.
«Творчество — это способность создавать то, чего раньше никогда не было, используя силу мысли и духа. Это то, что отличает нас от наших соседей по планете».
Татьяна Черниговская предложила отойти от привычной научной схемы и посмотреть на мозг сквозь призму высших человеческих способностей: искусства и языка. Возможно, произведения искусства эпохи барокко могут пролить свет на то, что видит, слышит и чувствует мозг, поскольку он может создавать в своем воображении совершенно новые миры.
«Искусство, созданное человеком, показывает, как работает эта великая нейронная сеть. Этот способ изучения мозга можно сравнить с археологией, когда мы судим о древних людях по их орудиям», — поясняет г-жа Черниговская.
Представление о мозге, основанное на искусстве
Барокко оттолкнуло Ренессанс и стало его противоположностью. До этого художники изображали мир как нечто статичное, линейное, ясное и плоское. Стиль барокко представил многомерное, глубокое и размытое пространство.
Произведения искусства особенно интересны тем, что каждый может увидеть в них разные вещи и детали в разное время и в разных ситуациях. В стиле барокко нет пустоты, как и в мире. Окружающее нас пространство наполнено смыслами, дающими разные впечатления в зависимости от точки зрения зрителя.
Картины художников барокко были разными для разных заказчиков. Например, они создавали очень аккуратные работы для церкви и в то же время были авторами самых смелых и «неправильных» произведений для ценителей искусства. Эксперты понимали важность выхода за рамки привычного. Только так можно создать что-то новое и гениальное помимо наличия необходимых компетенций.
Фильмы итальянского кинорежиссера Федерико Феллини представляют собой интересный образец барочного восприятия действительности. В своих произведениях ему удалось снять привычные границы между реальным и иррациональным, между происходящим и тем, что представляет собой «внутреннее видение» героя, его мечты и иллюзии.
«Крах ренессансной линейной картины мира может привести к дезориентации человеческих ценностей, обеднению личности. Искусство барокко показало: мир может быть разным, он может быть нелинейным».
Свобода творчества
Мозгу становится труднее решать задачи, как только мы «заставляем его это делать». Творческие прорывы, как правило, происходят именно тогда, когда когнитивный контроль отключен. Некоторые ученые пишут в своих работах, что мозгу нужно время от времени позволять «думать самому». Чем меньше люди контролируют этот процесс, тем больше простора для их воображения.
«Художественные произведения создаются «свободным от контроля» мозгом, а значит, могут многое о нем рассказать».
По мнению Татьяны Черниговской, нейробиология и когнитивная наука в целом не сделают парадигматический прорыв без учета других подходов, например, высших проявлений человеческого гения.
«Это трудный путь. Нужно смотреть не только результаты ЭЭГ и МРТ, но и читать письма и дневники творцов, записывать их разговоры друг с другом, рассматривать картины великих мастеров, изучать их эскизы и наброски. Они показывают, как шел этот процесс и как развивалась мысль», — считает г-жа Черниговская.
Виктория Ежова, информационное агентство Global Women Media
Перевод Николая Гаврилова
Поделиться страницей:
Читать все
Татьяна Черниговская: «Человек XXI века — это Homo Confusus»
Директор Института когнитивных исследований СПбГУ, член-корреспондент РАО, профессор Татьяна Черниговская и член-корреспондент РАО Евгений Водолазкин литературовед и писатель обсудили: как понимается свобода в современном мире; могут ли люди сочетать критическое и религиозное мышление; и почему для них важна сфера духовного.
Татьяна Черниговская отметила, что человечество вырабатывало нравственные координаты на протяжении тысячелетий культурной эволюции. Хотя они могут до некоторой степени различаться в разных культурах, основные вехи везде примерно одинаковы. Люди создали универсальную формулу: «Не делай другому того, чего не желаешь себе». Но нынешний культ свободы, который парадоксальным образом сочетается с неприятием иных взглядов, отличных от общепринятых, бросает вызов человеческой цивилизации.
‘Я считаю, что любой культ — это ужасно. На мой взгляд, человечество просто больно, оно потеряно. Мы знаем понятия «хомо сапиенс», «хомо лектиус», но что такое сегодняшний человек? Я уверена, что это «человек смущенный», — поделилась Татьяна Черниговская. «Человек потерян и не знает, где они: что это за цивилизация и каковы основные ориентиры в этом мире. Большинство людей не просто не в состоянии перечислить Десять Заповедей, они даже не знают о них вообще. Вместо этого идет разговор о свободах».
‘Все мы рождаемся с некой нейросетью, но развивает ее жизненный опыт’: Татьяна Черниговская читает открытую лекцию о цивилизации книги
Еще один сложный вопрос для современного человека – как совместить критическое мышление и вера. По словам профессора СПбГУ Черниговской, пока не все научные гипотезы можно проверить и доказать экспериментально, и даже развитие технологий не поможет найти ответы на некоторые вопросы. Одной из таких сложных областей исследования является когнитивная наука: изучение нейронов и их связей. Даже если он будет очень подробным, это не приблизит ученых к пониманию принципов работы мозга. Для этого нужны другие подходы.
Татьяна Черниговская также отметила, что многие крупные ученые с мировым именем не были атеистами. В «Происхождении видов» Чарльз Дарвин не писал, что человек произошел от обезьяны. Наоборот, как человек, получивший религиозное образование, он отмечал, что счастлив быть потомком тех первых созданий, которых создал Бог.
Тот факт, что мы все родственники на этой планете, бесспорен, и я не думаю, что он противоречит религиозной точке зрения.
Профессор Татьяна Черниговская, директор Института когнитивных исследований СПбГУ, член-корреспондент РАО
«Разве вас не поражает сам факт существования алфавита жизни: четыре буквы ДНК, которыми написаны книги и крошечной амебы, и человека? Это чудо. Из любви к парадоксам я задаю себе вопросы: относятся ли эти четыре буквы ко всей Вселенной? Код жизни везде одинаков или этих текстов бесконечное множество? Отсюда возникает другой вопрос: все ищут жизнь вне Земли, но уверены ли мы, что сможем ее распознать? подчеркнула профессор Черниговская.
Продолжая тему духовности, Татьяна Черниговская, директор Института когнитивных исследований СПбГУ, отметила способность человеческого мозга воспринимать влияние вещей, лежащих далеко за пределами мира физических объектов, которые могут быть коснулись или услышали. «Несмотря на то, что написано в любом учебнике, наш мозг занимается не только обработкой информации, которую он получает. Он занимается созданием разных миров. Но я бы скорее сказала, что человек — это существо, которое создает миры и живет в них», — сказала Татьяна Черниговская. «Пока неизвестно, какой мир оказывает на нас большее влияние — материальный или созданный нами. Иначе почему книги, музыка и искусство оказывают на нас такое влияние? Почему мы плачем над книгами? Почему отличный фильм сбивает нас с ног? Это духовная вещь.