Пушкин во время эпидемии холеры: Пушкин во время эпидемии холеры создал свои лучшие произведения

Пушкину повезло с карантином из-за холеры

Александру Пушкину, чей день рождения вся планета отмечает 6 июня, тоже пришлось оказаться затворником из-за эпидемии, когда в 1830 году в России свирепствовала холера. Об этой странице биографии поэта рассказали в Президентской библиотеке имени Ельцина, основываясь на собрании, в котором более 400 материалов посвящены жизни классика, — это книги, журналы, архивные дела, фильмы. А Константин Райкин поведал «Парламентской газете», как поэзия Пушкина помогает на самоизоляции из-за коронавируса.

Карантинные кордоны

В 1830 году Пушкин собрался жениться: Наталия Гончарова приняла его предложение. Отец жениха, Сергей Львович, решил подарить сыну к свадьбе деревню Кистнёво в своём нижегородском имении Болдино. Именно туда в конце августа и отправился поэт, чтобы вступить во владение. Как раз тогда до Европы и добралась эпидемия холеры, до этого год бушевавшая в странах Азии. В России заболело 466 тысяч человек, почти 200 тысяч умерло.

В Болдине Пушкин приехал 3 сентября. К этому времени инфекция распространилась по Кавказу, охватила Астрахань и уже подбиралась к центральным районам страны. 9 сентября 1830 года Николай I создал Центральную комиссию для пресечения холеры, которую возглавил министр внутренних дел граф Арсений Закревский. По его распоряжению города были закрыты на карантин — въезд в них запрещался, пока человек или лошадь не просидят положенный срок в развёрнутых в предместьях лагерях. Тысячи людей и обозов проводили недели у городских застав, экономическая жизнь России была почти полностью парализована. Жители крупных городов поспешили их покинуть, отправившись в деревни.

Удрал от невесты

Всё это заставило Пушкина оставаться в Болдино целых три месяца в полном уединении. Наталии Гончаровой он писал: «В окрестностях у нас cholera morbus. И она может удержать меня дней двадцать лишних». При этом своему другу Петру Плетнёву он писал иначе: «Ты не можешь вообразить, как весело удрать от невесты, да и засесть стихи писать. Пиши дома сколько вздумается, никто не помешает. Уж тебе я наготовлю всячины, и прозы и стихов».

Карантин, из-за которого Пушкин задержался в деревне, потом вошёл в биографию поэта как «Болдинская осень» — она стала самым плодотворным для Пушкина временем. «Я в Болдине писал, как давно уже не писал, — отчитывался поэт в письме Плетнёву. — Вот что я привёз сюда: две последние главы Онегина, 8-ю, 9-ую, совсем готовые в печать. Повесть писанную октавами (стихов 400)… Несколько драматических сцен, или маленьких трагедий, именно: «Скупой Рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы» и «Дон Жуан». Сверх того написал около 30 мелких стихотворений. Ещё не всё (весьма секретное): написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржёт и бьётся».

Пять повестей — это знаменитый цикл «Повести Белкина». Четыре драматические сцены вышли под общим названием «Маленькие трагедии», правда, «Дон Жуана» Пушкин переименовал перед изданием в «Каменного гостя». Повесть, писанная октавами, — это шуточная поэма «Домик в Коломне». Пушкинисты подсчитали и количество стихотворений, написанных Пушкиным в Болдине, их действительно около 30, точнее — 32, в том числе «Бесы» и «Элегия». Кроме того, там была написана «Сказка о попе и о работнике его Балде».

«Пушкину повезло, — уверен известный филолог и литературовед, профессор Борис Егоров. — Иногда такому суетному человеку, как он, надо уединиться, и тогда его творчество достигает вершин. Для таких живых людей это необходимо. Пушкину этот шанс выпал».

Поэт, кстати, тоже это, видимо, понимал, поэтому ещё дважды ездил в Болдино, чтобы побыть одному. В 1833 году итогом самозаточения стали «Медный всадник», «Пиковая дама», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне», «Анджело». Тогда же Пушкин закончил «Историю Пугачёва». А вот третий приезд осенью 1834 года оказался не таким результативным, единственное произведение, получившееся в той самоизоляции, — «Сказка о золотом петушке».

Квест на коронавирус

Самый плодотворный период в творчестве Пушкина в Болдине отмечают каждый год. Последние 54 года в день рождения поэта 6 июня там проходит Всероссийский Пушкинский праздник поэзии. Но не в этот раз. Причина — опять эпидемия, только теперь не холеры, а коронавируса. Так что фестиваль перенесли в онлайн-формат.

В Музее-заповеднике «Болдино» рассказали, что Интернет наполнится разными событиями — пройдут поэтический марафон, концерты, выставки. Будет даже мастер-класс по созданию панно «Золотая рыбка» и теневых кукол-персонажей сказок Пушкина.

Коронавирус тоже не забыли. Одно из главных медицинских средств для защиты от него стало целью VR-квеста «В мире «Повестей Белкина». Это виртуальное путешествие не только по усадьбам Болдина и музеям Пушкина, но и местам, связанным с «Повестями Белкина». По пути с помощью подсказок нужно будет отыскать спрятанный артефакт.

«Победит тот, кто первым отыщет верный ответ и напишет его в комментарии к квесту», — сказали в музее-заповеднике.

«Нет худа без добра, — оценил нынешнюю пандемию известный актёр, художественный руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин. — Эта чрезвычайная ситуация, наверное, впервые вся планета охвачена всеми этими обстоятельствами. Но она даёт возможность творческому человеку заняться тем, что давно хотел. Я, например, много выучил стихов, и в первую очередь — Пушкина. И даже показал в Интернете «Сказку и царе Салтане» — это произведение, в котором надо столько всего сыграть по-актёрски!»

Константин Райкин. фото: АГН Москва

Райкин рассказал, что во время самоизоляции много разбирал со своими студентами тексты Пушкина, считая их очень важными для будущих режиссёров: «Им необходимо понимать драматургию его стихов, ведь Пушкин не отражает жизнь в стихах, а продолжает жизнь в стихах! Иногда он начинает стихотворение в одном настроении, а заканчивает в другом, от лица уже совсем другого человека, и чувствовать этот переход режиссёр просто обязан».

В день рождения Пушкина Константин Райкин разместит на сайте «Сатирикона» кусок из новой монопрограммы по стихам поэта. «Обязательно посмотрите, для многих это будет большая неожиданность», — пообещал актёр.

Эпидемия холеры рассудила поэта Александра Пушкина и «тысячеискусника» Алексея Оленина

Давний автор и друг журнала «Родина» Александр Павлович Вершинин, возглавляющий Российскую национальную библиотеку, предложил редакции цикл публикаций, связанных с легендарной «публичкой». В первом номере нового года — премьера проекта.

В 1831 г. Императорская публичная библиотека закрылась на пять месяцев, так как эпидемия холеры1 — эта «азиатская гостья»2 — достигла Северной столицы. Директором библиотеки тогда был Алексей Николаевич Оленин (1763-1843), бывший еще и президентом Академии художеств3. Император Александр Первый называл его «тысячеискусником»4, а Александр фон Гумбольдт, посетив Петербург5, написал, что А.Н. Оленин — «единственный универсальный ученый в России»6.

А. Варнек. Портрет А.Н. Оленина. Не ранее 1824 г.

Среди всеобщей паники, возникшей в Санкт-Петербурге, Оленин держался мужественно. В.Ф. Одоевский так писал о нем: «…в огромной шинели на плечах, в калошах на ногах, с портвейном7 в руках, с сигарой8 в зубах, с холерою на языке и между тем со спокойствием в сердце, ибо он принадлежал к числу немногих, которые во время болезни сохранили присутствие духа и хладнокровие; он прекрасно действовал и со всеусердием помогал больным»9.

Иначе и не мог себя вести в тяжелую годину этот выдающийся человек.

Обложка Дела о закрытии публичной библиотеки.

Талантлив во всем

В молодые годы Оленин, благодаря покровительству княгини Дашковой10 и императрицы Екатерины, был определен в Пажеский корпус11, затем учился воинским и словесным наукам в Дрездене, а по возвращении стал в 23 года капитаном и… членом Академии наук12. Большого парадокса в этом не было: за границей науки, история, древности и искусство не только привлекали его внимание, но и развили таланты.

Письмо на имя А.Н. Оленина.

В конце XVIII — начале XIX века жизнь Оленина отличалась чрезвычайным разнообразием. Он успел принять участие в военных кампаниях, увольняясь и возвращаясь на службу; вышел в отставку в чине полковника; перед Наполеоновским вторжением стал генералом милиции (народного ополчения). На гражданской службе служил в Госбанке, стал управляющим Монетным двором13, обер-прокурором в правительствующем Сенате, статс-секретарем в Госсовете14 — одним из ближайших сотрудников графа Сперанского15.

Служебные обязанности «не стали помехой Оленину в его научных и художественных занятиях»16. Он — археолог, знаток античности, исследователь древнего оружия, отличный рисовальщик и гравер, консультант знаменитых архитекторов.

Неизвестный художник. Гостиная Олениных в петербургском доме. 1820-е гг.

Круг друзей и завистников

После прихода Оленина в Императорскую библиотеку17 вокруг него сложился круг литераторов, ученых и художников, с которыми считался весь столичный мир18. Дома на Фонтанке19 и в Приютине20 чуть ли не ежедневно посещали знаменитости: Батюшков, Блудов, Брюлловы, Венецианов, Карамзин, Крылов, Мартос, Пушкин и т. д.

Однако близость ко двору и официальное признание, насыщенная яркая жизнь вызывали и неприязнь окружающих, людей разных школ, лагерей и кланов. Даже те, кто посещал гостеприимный дом, порой распространяли или оставляли в своих дневниках нелестные характеристики его хозяину. Алексею Николаевичу доставалось даже за его «малый рост» двенадцатилетнего ребенка21, «несоразмерный его величию». Что уж говорить о тех, кто мог споткнуться на шероховатости поведения и характера военного и чиновника, ставшего художником и ученым. Даже Пушкин после того, как ему ответили отказом на сватовство к дочке сановника — красавице Анне, не удержался и оставил потомкам в черновиках к «Евгению Онегину» такую характеристику Оленина: «о двух ногах нулек горбатый»22.

Неизвестный художник. Портрет А.Н. Оленина. Шарж. 1830-е гг.

Поэт и гражданин

Как известно, после более удачного сватовства к Наталье Гончаровой Пушкин из-за холерного карантина задержался в Болдино на три месяца. Болдинская осень стала одним из самых плодотворных периодов в его творчестве. В тот период Александру Сергеевичу приписывали и вдохновляющие поэтические «рецепты» против холерной паники23. Писатель М.Н. Макаров24 вспоминал, что поэт ему говорил: «»Знаете ли, что даже и медики не скоро поймут холеру. Тут все лекарство один courage, courage (фр. смелее, смелее) и больше ничего»… Пушкинское магическое слово courage спасло многих от холеры»25.

Портрет Пушкина. Иллюстрация Г. Траугота из книги М. Борисовой «Интереснее пешком».

Слово Пушкина — магическое, а дело Оленина — практическое. После того, как «публичку» закрыли из-за эпидемии, «нулек» вступил в бой с холерой как рядовой — не призывами, а конкретной помощью больным.


1. Первая эпидемия холеры в Петербурге началась 14 июня 1831 г. и продлилась до 5 ноября того же года. Позднее эта новая для Российской империи болезнь стала постоянной гостьей столицы.

2. Холеру именуют «азиатской гостьей», так как заболевание всегда приходило из стран Индокитайского региона.

3. А.Н. Оленин стал президентом Академии художеств в 1817 г. К этому времени он был известен как талантливый рисовальщик, художник, основатель отечественной археологии (Голубева О.Д. Оленин Алексей Николаевич // Сотрудники Российской национальной библиотеки — деятели науки и культуры: биогр. слов. СПб., 1995. Т. 1. С. 393-396).

4. Tausendknstler (нем.). См.: Государственная канцелярия, 1810-1910: ист. очерк. СПб., 1910. С. 35.

5. Гумбольдт Александр фон (1769-1859) — немецкий ученый, натуралист и путешественник, один из основателей географии как самостоятельной науки; младший брат знаменитого ученого В. фон Гумбольдта. В мае-ноябре 1829 г. путешествовал по России, посетил Урал и Сибирь, в столице познакомился с А. Н. Олениным. Итогом его путешествия стал трехтомный труд «Asie Centrale» (Paris, 1843).

6. Цит. по: Голубева О.Д. А.Н. Оленин. СПб., 1997. С. 140.

7. Среди ученых бытует мнение об уникальных лечебных свойствах натурального виноградного вина, в частности портвейна, для уничтожения холерной палочки (см., например: Вино: для здоровья или против? URL: https://rskrf.ru/tips/eksperty-obyasnyayut/vino-dlya-zdorovya-ili-protiv/). Можно предположить, что портвейн был получен А.Н. Олениным от государственного и военного деятеля графа Михаила Семеновича Воронцова (1782-1856), давнего его знакомца еще по раскопкам в Крыму. М.С. Воронцов в эти годы был Новороссийским генерал-губернатором и владельцем богатейших виноградников. «Выдержанные в подвале Воронцова» крымские вина славились по всей России. В 1831 г. его адъютантом был сын А.Н. Оленина Петр Алексеевич, который и передал отцу столь необходимое «лекарство».

8. В эти годы европейские медики широко пропагандировали табак в качестве лечебного средства. Так, при эпидемии холеры в Лондоне в 1822 г. современники отмечали использование сигар в качестве профилактического средства: их курили как мужчины, так и женщины (Богданов К. Табак — лекарство от всех болезней? URL: https://ad-informandum.livejournal.com/27517.html)/.

9. Цит. по: Императорская Публичная библиотека за сто лет, 1814-1914. СПб., 1914. С. 157.

10. Княгиня Дашкова Екатерина Романовна (1743-1810) — подруга и сподвижница Екатерины II, сыграла значительную роль в государственном перевороте 1762 г., приведшем на престол Екатерину Великую. Занимала высокие государственные посты, в том числе директора Санкт-Петербургской Академии наук. Первая женщина в мире, возглавившая Академию наук, инициатор создания в 1783 г. и президент Императорской Российской академии; была организатором и участником подготовки первого толкового «Словаря русского языка» (1783-1794).

11. Пажеский Его Императорского Величества корпус — престижное придворное и военно-учебное заведение Российской империи, действовавшее в Санкт-Петербурге, учрежденное в 1759 г. именным указом Елизаветы Петровны.

12. Изучая с юношеских лет русскую историю и палеографию, А.Н. Оленин в 1786 г. представил работу «Толкование многих военных старинных речений». Работа была выполнена на таком уровне, что тогда же принесла ее автору звание академика Императорской Российской академии.

13. К этому времени Монетный двор в Петербурге стал единственным в стране местом чеканки золотых и серебряных монет и изготовления медалей и знаков отличия. Удовлетворенный реорганизацией, которую провел в нем новый управляющий, Павел I наградил А.Н. Оленина большим Мальтийским командорским крестом.

14. В Госсовете в чине тайного советника А.Н. Оленин возглавлял департамент гражданских и духовных дел.

15. Граф Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839) — русский общественный и государственный деятель, реформатор, законотворец, возглавил реформаторскую деятельность Александра I. Первый государственный секретарь в Российской империи. В связи с опалой Сперанского на должность государственного секретаря в 1812 г. был назначен А.Н. Оленин, который в 1830 г. получил чин действительного тайного советника. Подробнее о многогранной государственной службе А.Н. Оленина см.: Голубева О.Д., Михеева Г.В. 1811-1843. Алексей Николаевич Оленин // История Библиотеки в биографиях ее директоров, 1795-2005. СПб., 2006. С. 52-54.

16. Кубасов И. Оленин Алексей Николаевич // Большая биографическая энциклопедия. 2009. URL: http://biografii.niv.ru/doc/encyclopedia/biography/articles/35/olenin-aleksej-nikolaevich.htm/

17. Учрежденная 16 (27) мая 1795 г. по повелению Екатерины II первая национальная библиотека в этот период носила разные названия: Императорская библиотека, Российская Публичная библиотека, Императорская Российская библиотека. В 1810 г. А.Н. Оленин подготовил проект устава Библиотеки, отредактированный М.М. Сперанским, он 14 октября того же года получил силу закона под названием «Положение о управлении Императорскою Публичною библиотекою». Этот документ узаконил официальное название созданной библиотеки — «Императорская Публичная библиотека».

18. Литературный и художественный критик, публицист и общественный деятель, в разные годы сотрудник Императорской Публичной библиотеки Д.В. Философов метко назовет Библиотеку в оленинский период руководства ею «меценатским приютом литераторов» (Философов Д.В. Столетие Публичной библиотеки // Речь. 1914. 1 (14) янв.).

19. А.Н. Оленин жил в доме 101 на набережной реки Фонтанки. Сейчас в нем жилые помещения, административные и торговые организации.

20. «Приютом для добрых душ» называл оленинскую дачу поэт К.Н. Батюшков, посвятивший описанию дружеских встреч на ней свое стихотворение (Батюшков К.Н. Послание к А.И. Тургеневу // Батюшков К.Н. Сочинения. СПб., 1887. Т. 1. С. 281-282 (паг. 2-я)).

21. Из записок барона (впоследствии графа) М.А. Корфа // Русская старина. 1899. Т. 100, N 11. С. 269.

22. Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: в 16 т. М.; Л., 1937. Т. 6: Евгений Онегин. С. 514.

23. В начале 1830-х гг. в списках ходило анонимное стихотворение «Лекарство от холеры», приписываемое некоторыми современниками А.С. Пушкину. В отделе рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ. Ф. 281. Ед. хр. 24) хранится список этого стихотворения: РЕЦЕПТ ОТ ХОЛЕРЫ Возьми разсудка восемь гранов, Пять лотов сердца доброты, Шесть драхм сердечных минералов, И стольких мыслей простоты, Толки все это камнем веры, Прибавь терпения без меры, Сквозь сито совести просей, И в чашу мудрости глубоку Сто унций умственного соку На специи сии налей, Покрой игрой воображенья, Молитвой теплою согрей. Тогда ты в этом эликсире Найдешь все то, что нужно в мире С блаженством лестным для людей, Садись пред зеркалом природы, Сочти лета свои и годы И понемножку капли пей. А. Пушкин Однако сегодня исследователи выдвигают убедительные доводы, не подтверждающие авторство поэта (см., например: Дубровский А.В. Нуждался ли Пушкин в защите Гоголя? (к вопросу об авторстве «Лекарства от холеры». URL: http://domgogolya.ru/science/researches/1066/#25).

24. Макаров Михаил Николаевич (1785?-1847) — русский фольклорист, писатель и лексикограф.

25. Макаров М.Н. Александр Сергеевич Пушкин в детстве (Из записок о моем знакомстве) // Пушкин в воспоминаниях современников: в 2 т. СПб., 1998. Т. 1. С. 46.

Для Александра Пушкина изоляция была освобождением

Культура | Карантинная рапсодия

Пребывание поэта в изоляции из-за холеры в 1830 году было самым продуктивным периодом в его жизни

Б Д тоска и хандра. Известие о распространении холеры из Азии в Россию беспокоило его меньше всего. Его помолвка была на грани разрыва, его финансы были на пределе, а его двойственные отношения с царем становились несостоятельными.

Послушайте эту историю. Наслаждайтесь аудио и подкастами на iOS или Android.

Ваш браузер не поддерживает элемент

Послушайте эту историю

Экономьте время, слушая наши аудио статьи, одновременно выполняя несколько задач

Николай I, лишенный чувства юмора и безжалостный самодержец, начал свое царствование с казни пятерых аристократов, возглавивших восстание декабристов против него в 1825 году; еще 120 заговорщиков были сосланы в дальние уголки Российской империи. Многие были близкими друзьями Пушкина. Сам он годом ранее был сослан в имение матери за свои атеистические взгляды. Будь он в Санкт-Петербурге, он был бы среди мятежников, честно признался он, когда его вызвали на встречу с царем.

Освобождение и помилование самого популярного поэта страны должно было смягчить российскую элиту. Николай также обязался быть покровителем и личным цензором Пушкина вместо обычного. На практике Пушкину приходилось согласовывать с царем каждое письмо и терпеть внимание графа Александра Бенкендорфа, основателя российской тайной полиции. Пушкину стало душно и неспокойно. Он просил разрешения поехать в Европу, Китай или куда-нибудь еще, но неизменно получал отказ. Короткая поездка на войну на Кавказ — в Россию, излюбленную опасную зону эпохи романтизма, — закончилась унизительным выговором Бенкендорфа.

Эта политическая напряженность поставила под угрозу его свадебные планы. В 30 лет Пушкин жаждал частной семейной жизни, огражденной как от государства, так и от поклонников (если этот порыв нарушал романтическое представление поэта как убитого горем одиночки, то нарушал и его взгляд на литературу как на профессию). Но его будущая свекровь нервничала из-за того, что выдавала свою прекрасную 17-летнюю дочь Наталью Гончарову замуж за человека, находящегося под наблюдением. По просьбе Пушкина Бенкендорф написал, что просто дает дружеский совет поэту, а не шпионит за ним. Однако было еще одно препятствие: мать Натальи настаивала на приданом, а поскольку ее финансы были в плачевном состоянии, его должен был предоставить жених. Но у Пушкина, зарабатывавшего на жизнь своим пером, не было лишних средств, чтобы потакать ее самолюбию.

Среди этих драм он был вынужден отправиться в Нижегородскую губернию, в 250 милях к востоку от Москвы, чтобы официально завладеть Болдино, небольшим имением, где жил его дед и которое теперь было свадебным подарком от его отца. Перед отъездом и после неприятной стычки с матерью Натальи он сказал своему другу и издателю Петру Плетневу, что ему грустно и мучительно: «Жизнь 30-летнего жениха хуже, чем 30 лет в жизнь игрока… Дьявол заставил меня думать о счастье, как будто я для него создан».

Une tres jolie personne

Он столкнулся с последним источником разочарования: осень была любимым и самым продуктивным временем года Пушкина. Это было, когда он писал лучше всего. Теперь, казалось, он потратит их на подготовку к свадьбе, которая может никогда не состояться. 1 сентября он уехал из Москвы, рассчитывая вернуться через пару недель. Его музы, должно быть, улыбались.

Пушкин путешествовал налегке, взяв с собой несколько рукописей и сборник английских стихов, содержащих «драматические сцены» Барри Корнуолла, английского поэта, настоящее имя которого было Брайан Проктер, и Джона Уилсона, шотландца. Через три дня он прибыл в Болдино, усадьбу XVIII века, окруженную однообразной безлесной степью, усеянной бедными крестьянскими жилищами и кладбищем, усеянным темными деревянными крестами. Он планировал остаться не дольше, чем нужно.

Пять дней спустя, 9 сентября 1830 года, он оказался взаперти. Эпидемия холеры достигла Нижегородской губернии, и район был оцеплен, чтобы остановить ее распространение. Внезапно Пушкин почувствовал удовлетворение и облегчение. Все его прежние страдания и их причины отступили. «Темные мысли мои рассеялись: я теперь в деревне и развлекаюсь», — писал он Плетневу. «Вы не представляете, какое это счастье — убежать от невесты и сидеть здесь и писать стихи… Можно сколько угодно кататься на лошадях, сколько угодно писать дома, и никто вас не побеспокоит».

В тот день он написал «Гробовщик», гротескный рассказ о гробовщике, который приглашает своих умерших клиентов на новоселье. Пушкин был игривым и озорным. Он тусовался с крестьянскими девушками и ходил в местную церковь, чтобы произнести шутливую проповедь. «На вас, братцы, наслали холеру за то, что вы не платите поборов и слишком много пьете», — сказал он крестьянам. — Если ты будешь продолжать в том же духе, тебя выпорют. Аминь.»

Застряв за несколькими карантинными кордонами, осаждаемый свирепствующей болезнью («une tres jolie personne», по выражению Пушкина), он чувствовал себя таким же свободным и счастливым, как никогда. Три месяца, проведенные им в Болдино, были самыми продуктивными в его жизни. Наконец он закончил «Евгения Онегина» — гениальный роман в стихах, над которым работал семь лет и должен был стать классиком русской литературы, — а также серию драматических очерков, основанных на британских произведениях, которые он привез с собой. , которую он назвал «Маленькие трагедии».

Странная и дикая радость

Пушкин, которому никогда не разрешат выезжать за пределы России и который сейчас застрял в деревне среди «дождя, снега и грязи по колено», перескакивал через исторические эпохи, страны и жанры — от от средневековой французской башни в «Скупом рыцаре» до Вены в «Моцарте и Сальери». «Каменный гость» пронесся от ворот Мадрида к балкону одной из любовниц дона Жуана, где (в переводе Джеймса Фалена) «ночь/Лавров и лимонных запахов; луна…/ Вся блестит в глубокой и темной синеве…/ Сторож долго зовет: Все хорошо! » По выражению Достоевского, Пушкин умел «вмещать в своей душе гениев других народов, как своих».

Этот всплеск творчества был вызван не только его бегством от назойливых забот. Угроза холеры и риск смерти воодушевляли его. Как объяснил литературовед Юрий Лотман, для поколения русских аристократов, родившихся в конце XVIII — начале XIX веков, сформированного романтизмом и вдохновленного наполеоновскими войнами и европейскими революциями, смерть ассоциировалась не со старостью, а с молодостью и отвагой. и болезни. «Раны были предметом скорее зависти, чем жалости», — писал Лотман о пушкинском времени.

В эпоху и в стране, где слежка, цензура и унижение были нормой, риск быть убитым вражеской пулей или даже стихийным бедствием предлагал извращенную перспективу достоинства и свободы — двух вещей, которые ценил Пушкин. самый. Это чувство личной свободы и неповиновения — лейтмотив «Пира во время чумы», последней и самой короткой из «Маленьких трагедий», написанных им в Болдино.

Он представил произведение как «отрывок из трагедии Уилсона «Город чумы». Действие пьесы Уилсона, действие которой происходит в Лондоне чумным летом 1665 года, рисует болезненную картину пустого города, по которому едет «жалкая повозка, набитая человеческими телами». Пушкин, однако, сосредоточился на одной сцене, в которой группа молодых людей устраивают спонтанную уличную вечеринку и произносят тост за умершего друга. В центре — гимн собственного сочинения Пушкина, посвященный «хозяином пирушек» чуме, уже унесшей жену и мать героя:

Восторг на поле брани,
И там, где черная бездна,
И на бушующем океане,
Среди бурных волн смерти,
И в пустынном урагане,
И в губительном дыхании Чумы.
За все, что грозит гибелью
Таит в себе странную и дикую радость —
Быть может, для смертного зарево
То, что обещает вечную жизнь;
И счастлив тот, кто познает
Этот восторг обретается в бурях и раздорах…
Мы будем пить розовое девичье вино
И поцелуй губы там, где может лежать чума!

По окончании заключения поэт наконец женился на Наталье. В 1837 году, после того как его шурин попытался соблазнить ее, Пушкин был убит на дуэли. Но у него точно не было желания умереть — скорее, близость смерти заставляла его чувствовать себя живым. Когда в 1831 году разразилась вторая волна холеры, Пушкин провел медовый месяц в идиллической императорской резиденции недалеко от Санкт-Петербурга. Оттуда он снова писал впадавшему в депрессию Плетневу:

Селезенка хуже холеры. Один убивает только тело, другой убивает душу… Жизнь по-прежнему богата… Твоя дочь вырастет и превратится в невесту, мы превратимся в старых дураков, наши жены в старых хряков, но наши дети будут хороши… Холера пройдет, и, если мы будем живы, у нас тоже будет радость.

Эта статья появилась в разделе «Культура» печатного издания под заголовком «Восторг на поле боя».

Культура 6 июня 2020 г.

  • Для Александра Пушкина изоляция была освобождением
  • Люди от природы хорошие? Рутгер Брегман так думает
  • Первая большая художественная выставка эпохи коронавируса — это видение будущего
  • Джейн Эйр, как и многие люди, лучше всего проявляет себя в одиночестве
  • Для Хаяо Миядзаки полет — это метафора свободы
  • семейная ячейка сформировала отношение людей к covid-19

Из выпуска от 6 июня 2020 г.

Узнайте истории из этого раздела и другие в списке содержания

Посмотреть издание

Повторно использовать этот контент

Любовь и литература во время холеры

Как и у многих молодых индийцев в 2020 году, чьи церемонии бракосочетания пришлось отложить из-за общенационального карантина, вызванного пандемией, осенью 1830 года 31-летний Александр Пушкин, основоположник современной русской литературы, был вынужден отложить уже отложенную свадьбу с Натальей Гончаровой из-за эпидемии холеры.

Российская империя впервые столкнулась с холерой в 1823 году, но с наступлением зимы болезнь пошла на убыль. Шесть лет спустя он вернулся в Астрахань на юге страны. В 1830 году он поразил Россию так, как Covid19совершается во многих частях света и проникает на окраины Москвы и в имперскую столицу Санкт-Петербург. Когда многочисленные карантины не смогли остановить распространение болезни, правительство установило контрольно-пропускные пункты для остановки торговых караванов, что вызвало смятение и народный антагонизм. Как и в случае с коронавирусом в 2020 году, холера поразила молодых и старых, бедных и богатых, но основной удар пришелся на низшие классы, число погибших, по оценкам, составило один лакх.

Пушкин критиковал то, как правительство справилось с кризисом. В письме, которое он написал через год после эпидемии, русский поэт выразил чувства, которые и знакомы, и могут служить предостережением: «Карантины остановили производство и грузовые перевозки, разорили подрядчиков и перевозчиков, прекратили доходы крестьян и помещиков. и чуть не вызвали беспорядки в 16 провинциях»9.0003

По словам Юрия Босина, отчаяние и негодование населения по поводу государственного карантина и введения контрольно-пропускных пунктов вылились в масштабный народный протест. WhatsApp, очевидно, не существовало в России 19 го века, но слухи распространялись по стране так же быстро, как и в технически подкованной Индии 21 го века. «В очередной раз слухи о том, что аристократия и высшие классы несут ответственность за чуму, вызвали восстания, поскольку самые бедные были менее всего способны предотвратить болезнь», — писал Босин в 9 г. 0045 Международная энциклопедия революции и протеста. «Слух о том, что врачи отравили колодцы, вызвал волну кровавых беспорядков по всей России, когда большие толпы грабили состоятельные домохозяйства, нарушали карантин и убивали медицинский персонал», — добавил Босин.

  Перед вспышкой холеры Пушкин уехал в свое родовое имение в Большое Болдино, что примерно в 570 км от Москвы (где жила его невеста). Писатель переехал в имение, чтобы стать «владельцем» деревни, подаренной ему отцом на свадьбу. Тот факт, что по дороге ему пришлось бы выдержать пять двухнедельных карантинов каждый, помешал Пушкину вернуться в Москву, чтобы быть с Гончаровой.

Писатель должен был остаться в своем поместье на три месяца, но сочетание осени (его любимого времени года) и изоляции помогло выявить наиболее продуктивный период жизни писателя. Осенняя листва, прекрасная погода и необъятность родового поместья помогли писателю оглянуться в свое прошлое и выразить словами те чувства и мысли, которые пробегали в его сознании по поводу далеко не обычной жизни.

Отправляясь в Большое Болдино, Пушкин не подозревал, что его пребывание будет столь продолжительным, поэтому он взял с собой всего три книги: том Николая Полевого История русского народа, русский перевод Илиады и сборник стихов английского поэта Барри Корнуолла. Критики говорят, что это заставило Пушкина заглянуть глубоко в себя, чтобы расширить рамки своего письма.

«В Болдино гений Пушкина достиг своего полного расцвета созвездием замечательных рассказов, которых было более чем достаточно, чтобы заработать ему славу превосходного лирика, драматурга и романиста, даже если они были единственным, что он когда-либо написал в своей жизни. жизнь», ныне несуществующий 9Об этом говорится в сообщении радиостанции 0045 «Голос России » за 2013 год.

Немногие писатели в мире, пораженном Covid19, имеют возможность наслаждаться «бескрайней степью» без «ближнего в поле зрения». близко к домашнему заключению, с которым сталкивается средний класс в Индии. В письме к своей невесте Пушкин описывал прелести своей деревенской жизни: «…езди, сколько хочешь, пиши дома, как хочешь, никто не помешает. Я уже приготовлю тебе вещи, и прозу, и стихи».

Идеальные условия карантина Пушкин использовал с пользой, изменив свое отношение к прозе, от которой в прошлом якобы «заболело». Его набег на прозу в Болдино начался с «Рассказы Белкина», сборника из пяти рассказов, основанных на жизни жителей деревни недалеко от его поместья.

В этот долгий карантинный период Пушкин написал также « Моцарта и Сальери», «Маленькие трагедии», «Каменного гостя», «Пир во время чумы» и «Скупого рыцаря». Эти работы исследуют глубину русской души со всеми ее положительными и отрицательными качествами, подчеркивая сладострастие, зависть, гордость, любовь и скупость.

В течение этого длительного периода карантина Пушкин очень скучал по своей невесте, время от времени писал ей, что он «жалкое животное», безуспешно пытающееся вырваться на свободу и жениться на своей возлюбленной. Во время карантина Пушкин отрастил усы и бороду, и дети, заметившие его в деревне, называли его дядей.

С Натальей он познакомился тремя годами ранее в Москве. Поэту было нелегко уговорить одну из самых известных красавиц города выйти за него замуж. Его творчество не раз раздражало власти, и поэта даже сослали в Молдавию, Крым и на Кавказ (цари избавили его от более суровой ссылки в Сибирь). Стычки Пушкина с властями побудили его вкладывать в сказки скрытые политические посылы. Наталья Гончарова боялась преследований писателя. Только в апреле 1830 года она приняла предложение Пушкина, а затем последовал ряд отсрочек, в том числе проблемы с приданым и смерть в семье Пушкина, которые отложили их свадьбу. В то время на Руси было принято, чтобы семья жениха платила приданое. Вспышка холеры и последующий карантин отодвинули свадьбу еще дальше.

Самым большим достижением Пушкина во время самоизоляции стало написание двух последних глав его великого произведения «Евгений Онегин».

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *