Почему бог забирает хороших людей: Почему бог забирает лучших молодых людей внезапно

Почему бог забирает лучших молодых людей внезапно

Воланд в знаменитом романе М. Булгакова как-то сказал, что если бы человек был просто смертен, то это еще полбеды, а весь фокус в том, что он иногда смертен внезапно.

Христос всегда рядом

Сложно не согласиться с этим мнением, но я бы его немного подкорректировал. Нужно сказать, что человек не иногда смертен внезапно, а нередко смертен внезапно. И дело здесь в том, что даже старики, чья земная жизнь явно подошла к закату, часто совсем не хотят умирать, делают вид, будто смерти не существует, цепляются за эту жизнь, хотя в глубине своей души понимают, что всё уже в прошлом. Однако если для большинства из нас смерть старого человека представляется естественной, то вопрос: «Почему Бог забирает молодых и хороших людей?» – сильно беспокоит всякого, кто прошел через тяжелые испытания потери близких или хотя бы иногда задумывается над смыслом жизни и смерти. Весь нижеследующий текст будет лишь краткой теоретической попыткой ответить на такой непростой вопрос. Что же касается боли, которую переживает всякий, кому приходилось хоронить любимых, то теория здесь бессильна. Эту боль нужно просто перестрадать, научиться с ней жить, нести свой крест до конца, помня, что Христос страдает вместе с нами, Он – именно тот Бог, Который не остается в стороне от человеческих страданий, Который пошел за нами в смерть, Который всегда рядом и Который не понаслышке знает, каково это – больно. Когда нам тяжело, не нужно никаких неутешительных утешений, надо, чтобы кто-то просто был рядом, но рядом с нами не просто кто-то, а сам Господь. Он не только помогает нам нести наш крест, но и мы своими страданиями становимся подражателями Страданий Христа, о чем так ясно и с невероятным мужеством писал в Послании к римлянам приговоренный к растерзанию зверями на арене цирка сщмч. Игнатий Антиохийский.

Действительно ли умирают лучшие?

Сколько бы ни была душа ценнее рассудка, но его пытливость всё же нельзя оставлять неудовлетворенной, ведь он имеет влияние на душу, а потому может увлечь как к Богу, так и от Него. Итак, почему Бог забирает лучших? Ответ на этот вопрос кроется не в свойствах, характере или добродетелях человека, а в самом вопрошающем. Для любых нормальных матери или отца их чадо будет самым лучшим. Если в паре люди любят друг друга, то и для мужа его жена будет лучшей женщиной на свете, как и для жены – ее мужчина. Это же правило можно отнести и к нашим друзьям, ведь мы дружим с теми, кто близок нам по духу, по жизненным принципам и целям. Потому в каком-либо таком или подобном случае умерший человек будет для нас лучшим, т. е. характеристика «лучший» фактически, как бы сухо это ни звучало, сводится к нашей субъективной оценке. На самом же деле далеко не всегда человек является лучшим в свете христианского жизненного идеала. Да и неразрешенных недоумений остается здесь немало. Лучший в чем? В программировании, в ремонте автомобилей, в проведении сложных хирургических операций, в политических баталиях? Или, может, лучший в семейной жизни, в помощи нуждающимся, в молитве и духовном дерзновении? Да и как определить эту «лучшесть», на основании каких критериев?

В реальности же каждый человек грешен, каждый является носителем порока и каждый «заражен» главным недугом человечества – смертью, лекарство от которого мы можем найти только в Воскресшем Христе, да и то сами пройдя через горнило смерти. Блаженный Августин писал, что абсолютно невиновных людей не бывает. Все мы вместе и каждый из нас в отдельности постоянно вносит свою лепту в общую «копилку» зла в мире. Мы сами страдаем из-за себя, и весь мир, как сотворенный для нас, страдает из-за нас. Наша вселенная – это один большой организм, где всё взаимосвязано, где целое немыслимо без составляющих его частей, но и где часть не может существовать без целого. Господь наделил этот мир законами функционирования, не оставляя Своего попечения о мире, Он всё же дал ему определенную автономию. Более того, Бог даровал человеку свободу, злая реализация которой и привела к изуродованию облика мира. Именно поэтому созданные Богом законы теперь иногда работают против нас. Исследовав и открыв законы, мы не только научились лечить, спасать и делать нашу жизнь более комфортной. Мы создали оружие – и теперь, даже без военных действий, шальная пуля при разборках на улице может угодить в прохожего. Мы создали автомобили – и теперь нерадивый, халатный или просто тупой наглый водитель может насмерть сбить пешехода, переходящего улицу на зеленый сигнал светофора. Что тут говорить, мы даже создали искусственные болезни, от которых люди умирают и сегодня. Всё это сотворено не Божьими, но человеческими руками, так кто тогда во всём этом виноват?

Что делать?

Да, нам очень хотелось бы, чтобы Бог остановил действие зла Своей всемогущей волей. Но здесь возможны только два варианта:

  • преображение мира и человека;
  • уничтожение мира и человека.

Первый возможен благодаря Искупительному Подвигу Христа, но предполагает реализацию свободной воли и свободного выбора человека. В таком случае всегда остается возможность существование зла. «Полюс» святости и любви (а мы помним, что насильно любить невозможно) подразумевает также хотя бы потенциальную вероятность существования «полюса» ненависти и злобы. Ради спасения святых Бог терпит зло. Но нужно помнить, что зло не самобытно, во всей онтологической глубине даже нельзя сказать, что зло существует – оно реально, но не имеет собственной сущности. Зло всегда будет ущербностью добра. Бог желает добра и не желает зла, именно поэтому насильственное уничтожение зла для Него неприемлемо, потому что тогда Ему пришлось бы уничтожить весь мир, насквозь пропитанный злом. При этом такое уничтожение уже само по себе было бы злом. Господь заботится, промышляет о мире, но для каждого из нас окончательная победа над смертью еще впереди.

Объяснить – значит оправдать

У выдающегося римского комедиографа Тита Макция Плавта есть выражение: «Любимцы богов умирают молодыми». Мысль вроде бы неплохая, но если копнуть немного глубже, то мы увидим, что она никак не отвечает на вопрос: «Почему Бог забирает хороших людей внезапно?» – а только усугубляет проблему. В таком случае получается, что Бог – виновник смерти, а смерть – это хорошо, ведь «любимец» Бога сразу отправляется к Нему. Чего ж тогда горевать и плакать? Те, кому приходилось терять близких, знает, что жалкие оправдания подобного рода никакого облегчения не приносят. Дать его может только живой Господь, Сам прошедший через Голгофу. Лучше напомним слова царя Соломона, который писал, что Бог смерти не создавал и никак не радуется о гобели не только людей, но и всех живых существ (Прем. 1:13).

Я прекрасно понимаю, что нам хотелось бы найти какие-то четкие ответы на вопрос о причинах гибели того или иного человека. Что-то мы можем «нащупать», но это всегда будет половинчатое решение. Философ Семен Франк писал, что зло в любом его проявлении не может быть до конца объяснено, потому что для нас это означало бы оправдать его. Пример с цитатой Плавта это ясно продемонстрировал. Именно невозможность объяснить зло вызывает у нас возмущение, неприятие, отвержение его и желание с ним бороться. Зла и смерти не должно существовать, но они есть и причины их возникновения нам всем хорошо известны.

В конечном итоге на вопрос: «Почему Бог забирает лучших молодых?» – я отвечу: «Не знаю». Но одно знаю наверняка: единственный выход из этого тупика – покрыть всё молчанием и перестрадать страдание. Само страдание, претерпленное вместе со Христом, теряет свой исключительно негативный смысл и становится возвратным путем к Богу, путем к совершенству.

Протоиерей Владимир Долгих

Трудные вопросы: почему Бог допускает страдания?

Ольга Сакун — Град Ватикан

«Страдание присутствует в мире для того, чтобы высвободить любовь, чтобы пробудить дела любви к ближнему, чтобы преобразовать всю человеческую цивилизацию в ʺцивилизацию любвиʺ», — пишет святой Папа Иоанн Павел II в апостольском послании «Salvifici doloris», подписанном 11 февраля 1984 года. Таким образом, Папа Войтыла говорит о том, «для чего» присутствует страдание, но он также отмечает, что любой ответ на вопрос «почему» будет неверным или недостаточным. Вспомним многократно сказанные Папой Франциском слова о том, что страдания необъяснимы: Святейший Отец повторяет их каждый раз при посещении тяжелобольных, особенно детей, при встречах с людьми, подвергающимися тяжким физическим и моральным испытаниям.

«Страждущий человек, — утверждает Папа Иоанн Павел II в «Salvifici doloris», — остаётся неразгаданной тайной». Но «Христос позволяет нам войти в эту тайну и раскрыть смысл страданий», отвечая с Креста на Голгофе. Однако иногда необходимо ждать «очень долго, чтобы этот ответ стал заметным». «Христос не объясняет абстрактно смысл страданий, но прежде всего говорит: ‘Следуй за Мной! Приди!’ Своими страданиями прими участие в деле спасения мира, осуществляемом Моими страданиями, Моим Крестом. Когда человек берёт в руки свой крест, соединяясь духовно с Крестом Христовым, то перед ним открывается спасительный смысл страданий… И тогда человек обретает в своих страданиях внутренний мир и даже духовную радость».

В книге «Память и идентичность», опубликованной незадолго до кончины, святой Папа Войтыла возвращается к теме страданий: «Страдая за всех нас, Христос придал новый смысл страданию, ввел его в новое измерение, в новый порядок: в порядок любви. Верно то, что страдание входит в человеческую историю вместе с первородным грехом… Но страсти Христовы на Кресте наделили радикально новым смыслом страдания, преобразив их изнутри. Он ввел в человеческую историю, которая является историей греха, страдание без вины, перенесенное исключительно из любви. Именно это страдание открывает двери надежде на освобождение, на окончательное устранение жала, терзающего человечество. Именно это страдание сжигает и уничтожает зло пламенем любви и даже из греха извлекает многообразное цветение добра».
Святой Папа Иоанн Павел II приходит к выводу, что ответ заключается в любви: «Иисус Христос, будучи невиновным, берет на Себя бремя страданий всех людей», побеждая тем самым виновника зла — Сатану. Крест Христов стал обильным источником живой воды, и достичь его может каждый. Таким образом, «страдать означает открываться спасительным силам Бога, дарованным человечеству во Христе».
Источником радости, — подчёркивает Папа, — становится «преодоление чувства бесполезности страдания», которое «не только сжигает человека изнутри, но и может сделать его обузой для других… Открытие спасительного смысла страданий в единстве с Христом преображает это удручающее чувство».
Боль, пережитая с Иисусом, действительно нужна для спасения братьев и сестёр.  
По словам Папы Войтылы, «когда тело погружается в тяжёлую болезнь и лишается дееспособности, когда человек практически не способен действовать и жить, то больше всего проявляются его внутренняя зрелость и духовное величие, преподавая здоровым людям трогательный урок».
В энциклике «Lumen Fidei» Папа Франциск также затрагивает тему страдания. Он пишет: «Вера – не тот свет, который рассеивает всю тьму, а светильник, направляющий в ночи наши шаги, и его достаточно для пути. Страдающему человеку Бог не дает все объясняющих аргументов, но предлагает Свой ответ в форме сопутствующего присутствия, истории добра, соединяющейся с любой историей страдания, чтобы его осветил поток света. Во Христе Сам Бог пожелал разделить с нами этот путь и предложить нам Свой взгляд, чтобы мы видели на нем свет. Христос – Тот, Кто, преодолев скорбь, стал ʺначальником и совершителем верыʺ (Евр 12, 2)».        

Истории святых свидетельствуют о том, что страдание может стать способом возрастания в любви к Богу и ближнему. Кроме того, страдание побуждает человека к обращению, помогая взглянуть внутрь себя и преодолеть привязанность к греху, подобно сыну из притчи о милосердном отце. Страдание, которое мы видим вокруг, порождает сострадание, смягчая даже самые окаменелые сердца. Бог даёт Свой ответ через распятого Христа, призывая нас присоединиться к Его делу спасения мира, ради обращения грешников, ради восполнения в нашей плоти искупительного деяния Иисуса. Тайна страдания неразрывно связана с тайной спасения.

Почему Бог допускает, чтобы с хорошими людьми случались плохие вещи?

ДомМатериалы ИндексБогБог и Зло Плохие дела хорошие люди

Вопрос

Ответ

Мы живем в мире боли и страданий. Нет никого, на кого не действовали бы суровые реалии жизни, и вопрос «почему с хорошими людьми случаются плохие вещи?» — один из самых трудных вопросов во всей теологии. Бог суверенен, поэтому все, что происходит, должно быть, по крайней мере, допущено Им, если не напрямую вызвано Им. Прежде всего мы должны признать, что люди, которые не вечны, не бесконечны и не всеведущи, не могут рассчитывать на полное понимание Божьих целей и путей.

В книге Иова рассматривается вопрос о том, почему Бог допускает, чтобы с хорошими людьми случались плохие вещи. Иов был праведником (Иов 1:1), но он страдал почти невероятно. Бог позволил сатане сделать с Иовом все, что он хотел, кроме как убить его, и сатана сделал все, что мог. Какова была реакция Иова? «Хотя он и убьет меня, но я буду надеяться на него» (Иов 13:15). «Господь дал, и Господь взял; да прославится имя Господне» (Иов 1:21). Иов не понимал, почему Бог допустил то, что Он сделал, но он знал, что Бог добр, и поэтому продолжал доверять Ему. В конце концов, такой должна быть и наша реакция.

Почему с хорошими людьми случаются плохие вещи? Как ни трудно это признать, мы должны помнить, что не бывает «хороших» людей в абсолютном смысле этого слова. Все мы испорчены и заражены грехом (Екклесиаст 7:20; Римлянам 3:23; 1 Иоанна 1:8). Как сказал Иисус: «Никто не добр, кроме одного Бога» (Луки 18:19). Все мы так или иначе ощущаем последствия греха. Иногда это наш личный грех; в других случаях это грехи других. Мы живем в падшем мире и испытываем на себе последствия падения. Одним из таких последствий является несправедливость и кажущиеся бессмысленными страдания.

Когда вы задаетесь вопросом, почему Бог допустил, чтобы плохие вещи происходили с хорошими людьми, хорошо также рассмотреть следующие четыре вещи о плохих вещах, которые происходят:

1) Плохие вещи могут случиться с хорошими людьми в этом мире, но в этом мире это не конец . Христиане видят вечную перспективу: «Мы не унываем. Хотя внешне мы ослабеваем, но внутренне со дня на день обновляемся. Ибо наши легкие и сиюминутные заботы достигают для нас вечной славы, которая далеко перевешивает их все. Итак, мы устремляем взоры наши не на видимое, но на невидимое, потому что видимое временно, а невидимое вечно» (2 Коринфянам 4:16–18). Однажды мы получим награду, и она будет славной.

2) Плохие вещи случаются с хорошими людьми, но Бог использует эти плохие вещи для окончательного, прочного добра . «Мы знаем, что Бог все содействует ко благу любящим Его, призванным по Его изволению» (Римлянам 8:28). Когда Иосиф, ни в чем не повинный, наконец прошел через свои ужасные страдания, он смог увидеть во всем этом Божий добрый план (см. Бытие 50:19–21).

3) С хорошими людьми случаются плохие вещи, но эти плохие вещи готовят верующих к более глубокому служению . «Хвала . . . Отец сострадания и Бог всякого утешения, утешающий нас во всех скорбях наших, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которое сами получаем от Бога. Ибо, как мы с избытком участвуем в страданиях Христовых, так и утешение наше умножается Христом» (2 Коринфянам 1:3–5). Те, у кого есть боевые шрамы, могут лучше помочь тем, кто проходит сражения.

4) Плохие вещи случаются с хорошими людьми, и худшие вещи случаются с лучшим человеком . Иисус был единственным истинным Праведником, но Он страдал больше, чем мы можем себе представить. Мы идем по Его стопам: «Если ты страдаешь за добро и терпишь его, то это похвально перед Богом. К этому вы призваны, потому что Христос пострадал за вас, оставив вам пример, чтобы вы шли по его стопам. «Он не сделал никакого греха, и не было лжи в устах его». Когда они осыпали его оскорблениями, он не отвечал; когда он страдал, он не угрожал. Напротив, он вверился тому, кто судит праведно» (1 Петра 2:20–23). Иисус не чужд нашей боли.

Послание к Римлянам 5:8 заявляет: «Но Бог доказывает Свою любовь к нам тем, что, когда мы были еще грешниками, Христос умер за нас». Несмотря на греховную природу людей этого мира, Бог все равно любит нас. Иисус любил нас достаточно, чтобы умереть, чтобы понести наказание за наши грехи (Римлянам 6:23). Если мы примем Иисуса Христа как Спасителя (Иоанна 3:16; Римлянам 10:9), мы будем прощены, и нам будет обещан вечный дом на небесах (Римлянам 8:1).

Бог позволяет вещам происходить по какой-то причине. Независимо от того, понимаем мы Его мотивы или нет, мы должны помнить, что Бог благ, справедлив, любящ и милостив (Псалом 135:3). Часто с нами случаются плохие вещи, которые мы просто не можем понять. Вместо того, чтобы сомневаться в Божьей благости, наша реакция должна состоять в том, чтобы довериться Ему. «Надейся на Господа всем сердцем твоим и не полагайся на разум твой; во всех путях твоих познавай Его, и Он сделает стези твои прямыми» (Притчи 3:5–6). Мы ходим верой, а не видением.

Вернуться к:

Вопросы о Боге

Почему Бог допускает, чтобы с хорошими людьми случались плохие вещи?

Подпишитесь на

Вопрос недели

Получите наш Вопрос недели, доставленный прямо на ваш почтовый ящик!

Подписывайтесь на нас:

Почему Бог допускает, чтобы с плохими людьми случались хорошие вещи?

ДомМатериалы ИндексБогБог и Зло Хорошие дела, плохие люди

Вопрос

Ответ

Этот вопрос подобен своему противоположному: «Почему Бог допускает, чтобы с хорошими людьми случались плохие вещи?» Оба вопроса относятся к тому, что кажется вызывающей недоумение несправедливостью, свидетелями которой мы являемся каждый день. 73-й псалом — это наш ответ на те самые вопросы, которые мучили и псалмопевца. Находясь в страшном стеснении и душевной агонии, он пишет: «А я чуть не поскользнулся ногами; Я чуть не потерял точку опоры. Ибо я позавидовал надменным, когда увидел благоденствие нечестивых» (Псалом 73:2-3).

Автором этого псалма был человек по имени Асаф, руководитель одного из храмовых хоров. Очевидно, он не был богатым человеком, а скорее тем, кто посвятил свою жизнь служению Богу (см. 1 Паралипоменон 25). Но, как и мы, он испытал некоторые трудности и усомнился в несправедливости всего этого. Он наблюдал, как злые люди вокруг него живут по своим правилам, наслаждаются всеми богатствами и удовольствиями мира и собирают богатства. Он жалуется: «У них нет борьбы; их тела здоровы и крепки; они свободны от бремени, свойственного человеку; они не страдают от человеческих болезней» (Пс. 72:4-5).

Асаф смотрел на этих людей, у которых не было проблем. Они могли оплачивать свои счета. У них было много еды и много предметов роскоши. Но бедный Асаф застрял в управлении хором и старался жить благочестиво. И что еще хуже, его выбор служить Богу, казалось, не помогал ему. Он начал завидовать этим людям и даже спрашивать Бога, почему Он допустил такое!

Как часто мы сталкиваемся с Асафом? Мы посвящаем свою жизнь служению Богу. Затем мы видим, как нечестивые, нечестивые люди вокруг нас получают новое имущество, роскошные дома, продвижение по службе и красивую одежду, в то время как мы боремся с деньгами. Ответ находится в остальной части псалма. Асаф завидовал этим злым людям, пока не понял одну очень важную вещь. Когда он вошел в святилище Божие, он полностью понял их окончательную судьбу: «Когда я пытался понять все это, мне было тяжело, пока я не вошел в святилище Божие; тогда я понял их окончательную судьбу. Несомненно, вы ставите их на скользкой земле; вы низвергаете их в руины. Как внезапно они уничтожены, совершенно сметены ужасами! Как сон при пробуждении, так и Ты, Господи, вставши, презришь их, как фантазии» (Псалтирь 73:16-20). Имеющие временное богатство на земле в действительности являются духовными нищими, потому что у них нет истинного богатства — вечной жизни.

Часто мы не понимаем, что с нами происходит, и не понимаем, как работает провидение. Когда Асаф вошел в святилище Божие, он начал видеть, что ему незачем завидовать процветанию нечестивых, потому что их процветание — иллюзия. Он начал понимать, что древний обманщик, сатана, использовал ложь, чтобы отвлечь его от реальности Бога. Войдя в святилище, Асаф понял, что благоденствие — это мимолетное свершение, подобное приятному сну, который радует нас лишь на короткое время, но, проснувшись, мы понимаем, что он был ненастоящим. Асаф корит себя за собственную глупость. Он признает себя «бессмысленным и невежественным», чтобы завидовать злым или завидовать погибающим. Затем его мысли вернулись к собственному счастью в Боге, когда он понял, насколько больше радости, удовлетворения и истинного духовного процветания он имеет в Творце.

Возможно, здесь, на земле, у нас не будет всего, чего мы хотим, но однажды мы будем процветать во веки веков благодаря Иисусу Христу, нашему Господу.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *