Ты эмоциональный человек или просто глупый? – Южная Осетия
Наверняка каждому из нас приходилось хотя бы раз в жизни выслушивать извинения от друзей или знакомых примерно такого содержания: «Прости меня, не сдержался, ты же знаешь, я человек эмоциональный!» А может, и сам когда-то выступал в роли извиняющегося. И тут ничего страшного нет, это – жизнь, а нам, как говорится, ничто человеческое не чуждо.
Человек обладает множеством свойств, выгодно отличающих его от остального животного мира. Одна из этих свойств – эмоциональность, то есть умение отражать свое настроение, переживания, радость и т. д. Но не все люди одинаковы в плане проявления эмоциональности. Одни открыто делятся с миром своим настроением, а иные кажутся закрытыми, холодными. И то, и другое не нравится обществу: сторонятся как чересчур открытых людей, так и слишком эмоциональных.
Каждый день мы переживаем массу эмоций: от полного восторга до апатии. Чтобы как-то разгрузить психику, человек приноровился делиться своими эмоциями с миром, что и является, собственно, проявлением его эмоциональности. Но почему не все люди одинаково эмоциональны? Что мешает выходу эмоций? Ведь ребенок, когда ему больно или обидно, вовсю заявляет об этом миру плачем или криком. И точно так же он готов расхохотаться во все горло, если ему весело. И только повзрослев, мы начинаем как бы закрываться от мира. Помните, как нас одергивали родители: «Не смейся слишком громко» или «Что ты плачешь как девчонка?» Постепенно наша взрывная эмоциональность притухала, мы привыкали утаивать от мира свои чувства. Однако человек не пассивен, и реакции его на мир не являются чем-то стабильным. Нужно принять тот факт, что за маской холодного человека может скрываться пылкость и открытость, но именно из-за этих своих черт, возможно, пострадала когда-то его личность. Можно ли как-то эту маску убрать? Насильно повлиять на темперамент и эмоциональность человека сложно. У личности должно быть собственное желание стать более открытым миру, не бояться показывать эмоции и переживания.
Я где-то вычитала, что именно глупый человек часто свои отрицательные эмоции – гнев, страх, тревога – пытается отнести на счет своей эмоциональности.
Давно установлено – дефицит информации и неверная оценка ситуации вызывают сильнейшие отрицательные эмоции как у умного человека, так и у глупого. Но умный человек из неудач делает выводы, набирается опыта, и в следующий раз подобная ситуация становится для него обычной, и отрицательных эмоций уже не вызывает, поскольку все понятно.
Нужно стараться, чтобы заложенная в эмоции энергия превратилась в действие. Но у глупого она проявляется вспыльчивостью или раздражительностью. Только вспыльчивый разряжает свои эмоции на других, а раздражительный сдерживает их и разряды направляет на себя и даже хвастается этим: «Внутри все кипит, но я сдерживаю себя». И это хуже всего. Эмоционален ли умный человек? Да, и очень. Но только все его эмоции идут в дело! Оставаясь внешне невозмутимым, он в полной мере проявляется только когда это необходимо. Вот почему умные люди не очень заметны внешне. Зато эмоциональный глупый человек всю свою энергию разбрызгивает по пустякам (вспыльчивость, раздражительность), а на дело уже сил не остается.
Мне многие могут возразить, дескать, мы народ весьма эмоциональный и эти правила к нам не приемлемы. Все верно. Сама была такого же мнения, однако, поразмыслив, убедилась в их правильности. Может, и впрямь не стоит так уж безрассудно расходовать по пустякам свою энергию, если можно пустить ее на благое дело.
Удачи!
Д.САЛАМОВА
TAGS: №24 3 марта 2018 г
Эмоциональные качества личности | Тренинг-Центр Синтон
В процессе взросления, под воздействием внешних условий, генетических предпосылок, у молодых людей формируются устойчивые эмоциональные качества — эмоциональные особенности и свойства личности. Важно отметить, что, часто, они именно формируются, то есть стихийно и сами. Например, эмоциональные особенности студенток — фанатов таких телепередач, как «За стеклом», «Дом -2», «Мыльных опер» и подобных, можно характеризовать как: эмоциональная возбудимость, реактивность, аффектированность. Конечно, никто не поводил научных исследований по этому поводу, но, встречая очередную визгливую барышню, поинтересуйтесь, что она смотрит по телевизору, думаю, ответ вы сможете угадать заранее. А ведь сегодняшние студенты, это завтра — менеджеры, со своими сформировавшимися особенностями и свойствами личности, которые обязательно проявятся в процессе трудовой деятельности. Может быть, в этом объяснение двойственной ситуации, когда работодатели говорят, что не хватает качественных менеджеров, а в стране сотни тысяч выпускников вузов, не имеющих возможности устроится на желаемую работу или не соответствующих требованиям, предъявляемым к сотрудникам с приличной зарплатой. Поэтому эмоциональные качества личности, часто, напрямую влияют на успех в трудовой деятельности и, соответственно, на уровень доходов.
Такие особенности личности, как эмоциональная возбудимость или аффектированность, могут компенсироваться общим низким эмоциональным тонусом, не высокой силой реакций, эмоциональной стабильностью. Всё определяется желанием самого человека воздействовать на свою эмоциональную сферу жизни, управлять ею. Хорошо сказал Н. Доризо: «При максимуме сложностей, подход к проблеме всё-таки один, желанье это множество возможностей, а не желанье — множество причин».
Эмоциональные качества влияют на общий психический облик человека, образуя — эмоциональный тип личности. Различают несколько типов: эмоциональные, сентиментальные, страстные, фригидные (холодные).
Эмоциональный тип.
Люди, эмоционально впечатлительные и легко возбудимые, часто, на незначительные события, слова, реагируют импульсивно, кричат, плачут, становятся агрессивны. Свои поступки, вызванные состоянием эмоционального аффекта, глубоко переживают, не всегда признают свою неправоту, доказывают обратное. Не делают выводов на будущее, повторяя неадекватное эмоциональное реагирование.
Менеджеры с таким типом личности, как правило, могут продвигаться в карьерном росте исключительно из-за высочайшего профессионализма, им разрешается вести себя излишне эмоционально до тех пор, пока это не сказывается на эффективности работы, позитивном эмоциональном настрое всего коллектива. Как только «эмоциональное хулиганство» приносит больше вреда, чем менеджер приносит пользы для компании, от такого работника стараются избавится, просто его эмоциональная неуравновешенность дорого обходится работодателю.
Сентиментальный тип.
Такие люди больше увлечены своими эмоциями, переживаниями, которые не связаны с поведенческой активностью. Они склонны к самосозерцанию. Мир для них представлен сквозь призму своих актуальных эмоциональных состояний. Этих людей можно назвать чувственно-пассивными, они любуются своими эмоциями, которые, часто, изображают для себя.
Менеджеры с таким эмоциональным типом личности могут не замечать эмоции и состояния других людей. Хотя, они умеют, и даже иногда замечают, что клиент нервничает, но для них главное самолюбование своими чувствами.
Страстный тип.
Это люди эмоционально мобильные, всё делают с упорством, живут напряженной, яркой, насыщенной жизнью. Обязательно находят себе увлечение, которому отдаются страстно. Свою бурную энергию они тратят в полной мере, сопровождая неуёмную деятельность мощным эмоциональным зарядом. Содержание их страстной увлечённости не имеет особого значения, это может быть великий проект создания крупного холдинга, или охота на гиппопотамов, всё они будут делать эмоционально ярко.
Менеджеры с таким эмоциональным типом личности могут быть выдающимися управленцами, но с таким же успехом смогут разрушить любую стабильно работающую компанию, если не будут контролировать свою эмоциональную энергию трезвым и логичным расчётом. Для них полезен контроль со стороны, чтобы компенсировать бурную деятельность эмоциональной устойчивостью.
Фригидный тип.
Это не ругательство. Фригидный эмоциональный тип — это люди холодного рассудка. Их эмоциональные проявления слабо выражены, поэтому они часто не понимают других людей, которым свойственны более яркие эмоциональные проявления. Бывают трудности в умении сопереживать другим людям, поскольку присоединение к переживаниям человека происходит больше на эмоциональном уровне, чем на логично-рассудительном.
Менеджеры с таким эмоциональным типом личности могут быть очень полезны в аналитической работе, но вряд ли они будут лидерами и хорошими коммуникаторами. Люди с таким типом эмоционального реагирования испытывают серьёзные трудности в управлении коллективом.
Редко можно встретить один чётко выраженный эмоциональный тип личности. Чаще встречается смешение различных вариантов с наличием одного ведущего. Например, фригидный тип может становиться очень даже страстным при известии о лишении премии, или страстный, но сильно уставший похож на сентиментального. Более того, с учётом конкретных условий работы эмоциональные качества могут меняться. Если человек сильно мотивирован проявить себя и заработать денег, то он будет подстраиваться под установленный в компании тем и ритм работы, принятые правила корпоративной культуры.
Показателен один случай. Девушка окончила университет, она была умна, учёба давалась легко, поэтому особо не напрягалась, любила поспать, часто опаздывала, сильные переживания на её лице отражались редко. Барышня относилась более к фригидному эмоциональному типу личности. Но когда устроилась на работу в очень крупную и довольно известную компанию, то сначала заметили её хорошие, грамотные и профессиональные отчёты, потом повысили, сделали мелким, но руководителем. Тут и начались проблемы. Руководителю, как ни странно нужно руководить, то есть влиять на других людей, куда входят, в том числе, умения, улыбаться, хмурится, показывать радость, гнев, недовольство, доброжелательность, поддержку и другие интересные эмоции. Вопрос встал следующим образом, либо всем этим эмоциям надо научиться, либо увольняться, что сулило следующие последствия. Потеря хорошей зарплаты, невозможность выплаты кредита за квартиру, конец карьеры в бизнесе, который нравился. Сошлись два способа мотивации воедино. С одной стороны нужно было избежать неприятных последствий, с другой стороны овладение и управление своими эмоциями сулило дальнейшее повышение денежного дохода и карьерное продвижение. Не сразу, но проблема была решена, появилась эмоциональная активность, вызванная страстным желанием не потерять квартиру и не остаться на улице. Из фригидного эмоционального типа она стала проявлять черты, когда страстного, когда просто эмоционального, а вечерами дома, иногда, становилась сентиментальной. Ей помогла мощная мотивация и хорошо сформированная корпоративная культура. Говорят, что если свежий огурец бросить в банку с солёными огурцами, то через некоторое время он станет таким же. Так окружение и обстоятельства могут влиять, при достаточной мотивации, на изменение эмоционального типа личности, приобретения новых навыков эмоционального реагирования. Важно также понять, что нет плохих или хороших эмоциональных качеств, есть те, которые мешают эффективно действовать в данный, конкретный промежуток времени, есть те, которые помогают. Главное всегда иметь выбор, что и как переживать, какие эмоции будут актуальными и целесообразными. Владение эмоциями это не подавление их, а включение в систему эмоционально-волевой регуляции, полезно чтобы любая эмоция была адресной и целесообразной.
Автор: Пичугин В.
Размещено на сайте http://www.syntone.ru. При публикации статьи ссылка на сайт обязательна.
Какой у вас эмоциональный тип?
Чтобы определить свой стиль эмоционального отношения, важно знать свой эмоциональный тип. Это фильтр, через который вы смотрите на мир, установка вашей личности по умолчанию, к которой вы возвращаетесь, особенно во время стресса. Он представляет ваши основные тенденции. Вы можете опираться на них, максимально используя свои лучшие черты и перенимая черты других типов, которые вам нравятся.
В моей новой книге я обсуждаю четыре основных эмоциональных типа, которые я наблюдал в своей психиатрической практике. Посмотрите, с каким из них вы больше всего себя отождествляете, хотя вы также можете отождествлять себя с аспектами других. Знание своего типа может дать представление о том, как вы взаимодействуете с другими, а также поможет вам управлять своими эмоциями, а не просто реагировать, когда ваши кнопки нажимаются. Чтобы эффективно справляться с эмоциями, не нужно отбрасывать их или меньше их испытывать. Речь идет об установлении баланса, укреплении тех областей, где вы наиболее уязвимы, и максимальном использовании ваших активов.
Какой вы эмоциональный тип?
Тип №1. Интеллигент: Интеллектуальный мыслитель
Интеллектуалы — это яркие красноречивые, проницательные аналитики, которые чувствуют себя наиболее комфортно в своем уме. Мир мощно фильтруется через рациональное мышление. Известные тем, что сохраняют хладнокровие в жарких ситуациях, они часто борются с эмоциями, не доверяют своей интуиции, не спешат заниматься чем-то беззаботным, чувственным или игривым.
Вы интеллектуал?
Считаете ли вы, что можете продумать любое решение? Столкнувшись с проблемой, вы сразу же начинаете анализировать все за и против, вместо того, чтобы замечать, как вы себя чувствуете? Вы предпочитаете планирование спонтанности? Ваш гиперактивный ум мешает вам заснуть?
Если да, попробуйте это:
- Дышите. Если вы умственно заблокированы, просто глубоко вдохните и выдохните через нос через рот.
- Упражнение. Независимо от того, ходите ли вы, катаетесь на роликах или поднимаете тяжести, упражнения создают острое ощущение тела, которое расслабляет занятый ум.
- Сопереживать. Спросите себя: «Как я могу ответить от всего сердца, а не только от головы?» Сопереживайте, прежде чем пытаться решить проблему с близкими слишком быстро.
Тип №2. Эмпат: эмоциональная губка
Эмпаты очень чувствительны, любят и поддерживают. Это тонко настроенные инструменты, когда дело доходит до эмоций, и они склонны чувствовать все, иногда до крайности.
Вы эмпат?
Вас называли «слишком эмоциональным» или «чрезмерно чувствительным»? Если друг расстроен, вы тоже начинаете это чувствовать? Вы восполняете свою энергию в одиночестве и склонны утомляться в толпе? Вы чувствительны к шуму, запахам и чрезмерным разговорам?
Если да, попробуйте это:
- Делайте небольшие успокаивающие перерывы в течение дня. Выйдите на прогулку, помедитируйте в своей комнате в одиночестве. Сосредоточьтесь на выдохе сдерживаемых эмоций, таких как тревога или страх, чтобы они не засели в вашем теле.
- Берегите свои чувства. Составьте список из пяти самых эмоциональных ситуаций, а затем сформулируйте план, как с ними справиться, чтобы не поддаться панике. Например, занимайте свои собственные автомобильные места, чтобы не попасть в ловушку социальных ситуаций. (Дополнительные стратегии см. в моем предыдущем посте «Вы эмпат?»)
Тип №3. The Rock: Strong and Silent Type
Стабильные, надежные и устойчивые, они всегда придут вам на помощь. Вы можете свободно выражать эмоции рядом с ними — они не расстроятся и не осудят. Но им часто трудно выражать свои чувства, и их партнеры всегда пытаются заставить их выражать эмоции.
Ты скала?
Вам легче слушать, чем делиться своими чувствами? Вы часто чувствуете, что вы самый надежный человек в комнате? Довольны ли вы в целом статус-кво в отношениях (хотя другие пытаются вывести вас из себя эмоционально)?
Если да, попробуйте это:
- Перемешайте. Начните инициировать эмоциональный обмен вместо того, чтобы просто реагировать на него. Помните, что проявление эмоций — это тоже форма страсти и щедрости.
- Выражайте чувства в день. В ежедневнике записывайте эмоции, которые вы испытываете. Не сдерживайтесь. Вы злитесь? Содержание? Влюбленный? Что бы вы ни чувствовали, браво! Скажи кому-нибудь. Выразите эмоцию.
Тип №4. Фонтан: настроен на эмоции
Гашеры чувствуют свои эмоции и любят ими делиться. Никто не должен задаваться вопросом, где они находятся. Гашеры способны быстро перерабатывать негатив и двигаться дальше. Их недостатком является то, что они, как правило, делятся «слишком большим количеством информации», а чрезмерный обмен может сжечь людей.
Вы фонтан?
Беспокоитесь ли вы, если держите свои чувства в себе? Когда возникает проблема, ваш первый порыв взять трубку и поделиться? У вас есть проблемы с ощущением эмоциональных границ других людей?
Если да, попробуйте это:
- Прежде чем обращаться за поддержкой, настройтесь на свою интуицию. Потратьте несколько тихих минут, погрузившись внутрь себя, чтобы узнать, что говорит вам ваша интуиция. Попытайтесь решить ситуацию в спокойном центрированном месте. Посмотрите, какие вспышки или «а-а» пришли к вам. Найдите время, чтобы накачать собственные эмоциональные мускулы.
Самые важные отношения, которые у вас когда-либо будут, это отношения с самим собой. Если это хорошо, вы сможете иметь прекрасные отношения с другими. Знание своего эмоционального типа обеспечивает платформу для эмоционального развития и становления по-настоящему сильным человеком.
Я автор бестселлера New York Times Эмоциональная свобода: освободите себя от негативных эмоций и измените свою жизнь (Three Rivers Press, 2011), который теперь доступен в мягкой обложке и на котором основан этот пост; дополнительную информацию можно найти на сайте drjudithorloff.com.
Психология эмоциональной и когнитивной эмпатии
Эмпатия — это широкое понятие, которое относится к когнитивным и эмоциональным реакциям человека на наблюдаемый опыт другого. Наличие сочувствия увеличивает вероятность оказания помощи другим и проявления сострадания. «Эмпатия является строительным блоком морали: людям, которые следуют Золотому правилу, помогает, если они могут поставить себя на чье-то место», — сообщает Научный центр Большого Добра, исследовательский институт, изучающий психологию, социологию и неврологию. благополучия. «Это также ключевой компонент успешных отношений, потому что помогает нам понять точки зрения, потребности и намерения других».
Хотя они могут показаться похожими, между эмпатией и симпатией существует четкое различие. Согласно Ходжесу и Майерсу в Энциклопедии социальной психологии , «Эмпатия часто определяется как понимание опыта другого человека путем представления себя в ситуации этого другого человека: человек понимает опыт другого человека, как если бы он переживался им самим, но без фактического переживания этого «я». Сохраняется различие между собой и другими. Симпатия, напротив, включает в себя переживание того, что другой человек тронут или отвечает ему созвучно».
Эмоциональная и когнитивная эмпатия
Исследователи различают два типа эмпатии. Особенно в социальной психологии эмпатия может быть классифицирована как эмоциональная или когнитивная реакция. По словам Ходжеса и Майерса, эмоциональная эмпатия состоит из трех отдельных компонентов. «Первый — это переживание тех же эмоций, что и у другого человека… Второй компонент, личный дистресс, относится к собственному чувству дистресса в ответ на осознание бедственного положения другого… Третий эмоциональный компонент, чувство сострадания к другому человеку, чаще всего ассоциируется с с изучением эмпатии в психологии», — объясняют они.
Важно отметить, что чувство бедствия, связанное с эмоциональным сопереживанием, не обязательно отражает эмоции другого человека. Ходжес и Майерс отмечают, что, хотя чуткие люди испытывают страдания, когда кто-то падает, они не испытывают такой же физической боли. Этот тип эмпатии особенно актуален, когда речь идет о сострадательном человеческом поведении. Существует положительная корреляция между чувством эмпатической заботы и готовностью помочь другим. «Считается, что многие из самых благородных примеров человеческого поведения, в том числе помощь незнакомцам и стигматизированным людям, имеют эмпатические корни», — утверждают Ходжес и Майерс. Продолжаются споры о том, основано ли стремление помочь на альтруизме или личных интересах.
Второй тип эмпатии — когнитивная эмпатия. Это относится к тому, насколько хорошо человек может воспринимать и понимать эмоции другого. Когнитивная эмпатия, также известная как эмпатическая точность, включает в себя «более полные и точные знания о содержании разума другого человека, в том числе о том, что человек чувствует», говорят Ходжес и Майерс. Когнитивная эмпатия больше похожа на навык: люди учатся распознавать и понимать эмоциональное состояние других как способ обработки эмоций и поведения. Хотя точно неясно, как люди испытывают эмпатию, количество исследований по этой теме растет.
Как мы сопереживаем?
Эксперты в области социальной неврологии разработали две теории в попытке лучше понять эмпатию. Первая, теория симуляции, «предполагает, что эмпатия возможна, потому что, когда мы видим другого человека, испытывающего эмоцию, мы «симулируем» или представляем ту же эмоцию в себе, чтобы мы могли из первых рук узнать, на что она похожа», согласно Psychology Today . .
В этой теории есть и биологический компонент. Ученые обнаружили предварительные доказательства наличия «зеркальных нейронов», которые срабатывают, когда люди наблюдают и испытывают эмоции. В той же статье поясняется также, что «в медиальной префронтальной коре есть участки мозга (отвечающие за мысли более высокого уровня), которые показывают перекрытие активации как для мыслей и суждений, сосредоточенных на себе, так и на других».
Некоторые эксперты считают, что другое научное объяснение эмпатии полностью противоречит теории моделирования. Это теория разума, способность «понимать, что думает и чувствует другой человек, основываясь на правилах того, как следует думать или чувствовать», — говорится в Psychology Today . Эта теория предполагает, что люди могут использовать когнитивные мыслительные процессы для объяснения психического состояния других. Согласно этой теории, разрабатывая теории о человеческом поведении, люди могут предсказывать или объяснять действия других.
Хотя однозначного мнения нет, вполне вероятно, что эмпатия включает в себя несколько процессов, включающих как автоматические эмоциональные реакции, так и усвоенные концептуальные рассуждения. В зависимости от контекста и ситуации могут быть вызваны одна или обе эмпатические реакции.
Развитие эмпатии
Эмпатия, кажется, возникает со временем как часть человеческого развития, а также уходит своими корнями в эволюцию. На самом деле, «Элементарные формы эмпатии наблюдались у наших родственников-приматов, у собак и даже у крыс», — говорится в сообщении Центра науки «Большое благо». С точки зрения развития люди начинают проявлять признаки эмпатии в социальных взаимодействиях на втором и третьем годах жизни. Согласно статье Джин Десити «Нейроразвитие эмпатии у людей»: «Существуют убедительные доказательства того, что просоциальное поведение, такое как альтруистическая помощь, возникает в раннем детстве. Младенцы уже в возрасте 12 месяцев начинают утешать жертв бедствия, а дети в возрасте от 14 до 18 месяцев проявляют спонтанную помощь без вознаграждения».
Хотя способность человека к эмпатии формируется как под влиянием окружающей среды, так и под влиянием генетики, мы, как правило, сохраняем один и тот же уровень эмпатии на протяжении всей жизни, без возрастных изменений. Согласно «Эмпатии на протяжении всей взрослой жизни: лонгитюдные данные и результаты выборки опыта», «независимо от возраста эмпатия была связана с положительным благополучием и профилем взаимодействия».
И это правда, что мы, вероятно, чувствуем эмпатию из-за эволюционного преимущества: «Сочувствие, вероятно, развилось в контексте родительской заботы, которая характеризует всех млекопитающих. Сигнализируя о своем состоянии с помощью улыбки и плача, человеческие младенцы призывают своего опекуна принять меры… самки, которые реагировали на потребности своего потомства, превосходили тех, кто был холодным и отстраненным», — сообщает Научный центр Greater Good. Это может объяснить гендерные различия в человеческом сочувствии.
Это говорит о том, что у нас есть естественная предрасположенность к развитию эмпатии. Однако социальные и культурные факторы сильно влияют на то, где, как и кому оно выражается. Сопереживание — это то, что мы развиваем с течением времени и по отношению к нашей социальной среде, и, наконец, становится «настолько сложной реакцией, что трудно распознать ее происхождение в более простых реакциях, таких как мимика тела и эмоциональное заражение», — говорится в том же источнике.
Психология и эмпатия
В области психологии эмпатия является центральным понятием. С точки зрения психического здоровья, те, у кого высокий уровень эмпатии, с большей вероятностью будут хорошо функционировать в обществе, сообщая о «более широких социальных кругах и более удовлетворительных отношениях», согласно Good Therapy, онлайн-ассоциации специалистов в области психического здоровья. Эмпатия жизненно важна для построения успешных межличностных отношений всех типов, в семье, на работе и за ее пределами. Таким образом, отсутствие эмпатии является одним из признаков таких состояний, как антисоциальное расстройство личности и нарциссическое расстройство личности. Кроме того, для специалистов в области психического здоровья, таких как терапевты, сочувствие к клиентам является важной частью успешного лечения. «Терапевты, которые обладают высокой эмпатией, могут помочь людям, проходящим лечение, столкнуться с прошлым опытом и получить более глубокое понимание как опыта, так и окружающих его чувств», — объясняет Good Therapy.
Изучение эмпатии
Эмпатия играет решающую роль в человеческом, социальном и психологическом взаимодействии на всех этапах жизни. Следовательно, изучение эмпатии представляет собой постоянную область, представляющую большой интерес для психологов и нейробиологов во многих областях, и регулярно появляются новые исследования. Онлайн-степень бакалавра психологии Университета Лесли дает студентам возможность изучать область человеческого взаимодействия в более широком спектре психологии.