Душа просит: Психолог рассказал, почему душа иногда требует праздника| Новости общества

Психолог рассказал, почему душа иногда требует праздника| Новости общества

Также эксперт объяснил, зачем праздники нужны в действительности

Известно расхожее выражение: «душа требует праздника». Это когда хочется не просто отдохнуть, а позволить себе нечто такое, что не позволяешь в обычной жизни: дорогие приобретения, путешествия, изысканные яства. Особенно праздничное настроение ощущается перед Новым годом, когда граждане сметают подчистую с магазинных прилавков деликатесы, покупают подарки близким, и все это с таким размахом, будто бы и нет в стране никакого коронавирусного кризиса… 

Почему людям необходим праздник, почему они ждут его? Об этом мы беседуем с клиническим психологом, основателем школы психологического боя «Валаал» Валерием Ивановским.

— Валерий Валерьевич, почему все-таки душа подчас требует праздника? Чем ее не устраивает обычный режим чередования труда и отдыха?

— Пожалуй, начнём с того, что под метафизическим понятием души психология понимает тот социальный шаблон, который закачивается в нас другими членами общества, и который позволяет нам существовать, используя высшие психические функции — довольно удачное эволюционно-историческое приобретение. Поэтому особое отношение людей к праздникам, с одной стороны, имеет корни, уходящие в физиологию, с другой — оно обусловлено особенностями нашего социального бытия.

Если говорить о физиологическом аспекте, то желание праздника весьма условно можно сопоставить с ритмом чередования активности и отдыха: организму необходимо восполнять энергию, потраченную на добывание пищи, обеспечение безопасности и продолжения рода. Можно задаться вопросом: почему же для восстановления сил не хватает обычного вечернего и ночного отдыха? Предполагаю, потому что социальная жизнь человека усложняется опережающими темпами, он испытывает сверхнагрузки – как физические, так и интеллектуальные. Мы с вами как-то говорили о феномене эмоционального выгорания, связанном с огромными затратами психической энергии: люди, кого это коснулось, теряют интерес к жизни, к своей работе, у них может начаться депрессия и другие дезадаптационные процессы. Однако в подавляющем большинстве случаев отпуск решает все проблемы.

Социальное общежитие предъявляет к человеку совсем другие требования, нежели те, которые предъявлялись к нему на стадии биологического развития. Поэтому, с одной стороны, ему необходимо более длительное время для восстановления сил. С другой стороны, размеренный привычный ритм жизни не дает человеку дополнительной стимуляции, и это тоже крайне негативный психологический фактор.

— Почему негативный? И какая еще дополнительная стимуляция нужна?

— Я имею в виду, что за очень редкими исключениями жизнь современного человека чрезвычайно регламентирована. То есть, все по расписанию: подъем в одно и то же время, работа, вечером семейные заботы, два выходных, потом все с начала. На психику человека этот монотонный ритм оказывает примерно такое же действие, как, например, маятник или некие фразы для погружения человека в гипнотический сон: на монотонный стимул нервная система реагирует критическим снижением активности, и человек засыпает. Точно так же она реагирует на нашу повседневность, и для того, чтобы не произошло «засыпания», необходима дополнительная стимуляция в виде праздников: они коренным образом меняют парадигму ежедневной рутины. Это позволяет не снижать уровень энергетической реакции нашей нервной системы на внешние стимулы.

— Праздники у людей четко ассоциируются с тем, что в это время можно позволить себе то, что не позволяешь в повседневности. То есть, значительно увеличить уровень потребления, пусть и на время. Почему, по вашему мнению, закрепилась именно такая традиция?

— Я думаю, что на начальных этапах становления социального общежития понятие праздника шло в одном ключе с некими религиозными попытками объяснить мироустройство. Жизнь наших далеких предков была нелегка: пищу приходилось добывать тяжелим и опасным трудом, а еще нужно было строить жилища, защищать своих близких от врагов. Обратите внимание: подавляющее большинство известных религий обещают человеку после смерти в качестве награды изобильную и счастливую жизнь в некоем раю, то есть, постоянный праздник. Однако, как говорят в народе, оттуда еще пока никто не возвращался, и доподлинно подтвердить наличие райской жизни за гробом никто не может. Поэтому, как мне кажется, и возникла традиция праздников как неких дней, когда можно позволить себе то, что не позволяется в повседневности: побездельничать, посытнее поесть, приобрести что-то действительно дорогое: это своего рода демо-версия той самой райской жизни, которая нас всех ждет потом. И демонстрация того, что рай может быть доступен уже здесь, в этой жизни. 

Также мы помним, что власть на протяжении всей летописной истории стремилась периодически организовать для плебса праздники и увеселения (вспоминаем Древний Рим с формулой «хлеба и зрелищ»). С одной стороны, это дает людям отдых и разрядку от тяжелого труда, с другой — снижает социальную напряженность.

Энергия безусловных инстинктов направляла жизнь высших животных, в том числе и человека, а труд и речь сделали его не биологическим, а социальным животным, выживание которого теперь зависит не от биологического инстинкта, а от труда. Но заставить человека трудится не так-то просто, поэтому за счёт праздника (то есть, демонстрации достижимого рая) социальный инстинкт берет необходимую энергию у биологического. Ведь рай – это, по сути, исполнение животных желаний человека: изобилие материального во всех смыслах, безопасность, любовь. 

— По-настоящему религиозных людей сейчас, предполагаю, не так уж и много, однако традиции праздников с теми или иными коррективами сохраняются веками. Получается, люди, как роботы, выполняют некие обряды, смысла которых не знают. Почему?

— Религии не являются неким самостоятельным феноменом; это часть общественной системы. Поэтому традиции могут сохраняться несмотря на то, что их первопричина давно забыта. Многие ли из нас, наряжая новогоднюю елку, вспоминают древних германцев, которые отождествляли ель в лесу с обиталищем духов, и, чтобы задобрить грозных бесплотных существ, развешивали на ее ветвях орехи, фрукты, различные сладости? То есть, изначальная смысловая составляющая обрядов уходит, но остается инерция устоявшихся ритуалов. И это тоже прямое следствие нашего социального образа жизни.

— Базовые биологические потребности людей в современном обществе в основном удовлетворены. Почему же тогда сохраняется праздничная традиция сверхпотребления?

— Конечно, сейчас качество жизни людей значительно лучше, чем, например, в древнем мире или в средние века. Меж тем, еще в начале и середине XX века люди умирали от голода. Да, в настоящий момент развитые страны гарантируют своим гражданам некий минимум благ для выживания. Однако, по статистике в России почти 20 млн человек имеют доход ниже прожиточного минимума – это 13,5 процента населения страны. А всего на планете, согласно оценкам Всемирного Банка, порядка 3,4 млрд человек борются за удовлетворение базовых потребностей, а кризис, вызванный пандемией новой коронавирусной инфекции, может увеличить число очень бедных людей еще на 110-150 млн. То есть, доктрину «праздник – демо-версия рая», мне кажется, рано сбрасывать со счетов.

Другое дело, что в современном обществе религиозные доктрины в основном заменились на социальные. Мы с вами беседовали о том, что материальное положение человека во многом определяет его статус в обществе. Вот и получается, что, позволяя себе «лишнего» в праздник, индивидуум демонстрирует свою состоятельность, свой пусть мимолетный, но высокий социальный статус. Это такое своеобразное мгновение волшебства, мгновение полной сытости и достатка, после которого можно вернуться к повседневности с мощным стимулом трудиться дальше. 

Есть и другие праздники, например, установленные в честь каких-либо памятных дат. Тех же военных побед. Конечно, такие торжества изначально не имели религиозного смысла. Полагаю, что это может быть механизмом формирования коллективного инстинкта социальным путем взамен утраченного биологического механизма. 

— Еще интересное наблюдение. Открыто (эксплицитно) людей вроде бы призывают к сдержанности: живите по средствам, не переедайте, будьте поосторожнее с алкоголем. А вот неявно (имплицитно), такое ощущение, граждан подталкивают разгуляться на полную катушку. Кредиты доступны, магазины заманивают скидками, а длительные каникулы провоцируют на всяческие излишества…

— Согласитесь, не рынок изобрел человека, а человек придумал рынок. И рынок – это как раз вторичный аспект, следствие желания достичь, пусть и на минуту, того, о чем человек мечтал. Собственно, рыночная экономика обслуживает вечное и безудержное стремление индивидуума потреблять и обладать.

В одной из наших бесед мы уже касались темы потребления. В нем как таковом нет ничего плохого: процессы ассимиляции и диссимиляции составляют основу существования любого живого организма. Однако с началом социального развития человека (это примерно 40-50 тысяч лет) акценты целеполагания в обществе сместились; и тот, кто стремится только к материальному, вряд ли сумеет достичь гармонии в отношениях с внешним миром и с самим собой. То есть, вряд ли будет счастливым. Истинное счастье человеку приносит любовь и уважение окружающих, а этого можно добиться только работой на пользу общества.

Интересен феномен праздника и в контексте речи. Речь — тот инструмент, который и сделал нас человеком. Помимо того, что речь опосредствует все высшие психологические функции, такие как мышление, память, язык, восприятие, она является аналогом центральной нервной системы животного, выполняя ту же роль, которую берут на себя нейроны головного и спинного мозга: афферентация, анализ и синтез стимулов внешней и внутренней среды. Только речь выполняет эту функцию для координации социального общества как многоклеточного общественного суперорганизма, клетками которого являются люди. Так вот праздник в этой теории — как раз кратковременное единение людей в сверхорганизм, когда они движимы едиными эмоциями, мотивами и целями, и все это координируется посредством слов.

Да, первоначальные смыслы праздников сейчас во многом утрачены. Но раз так, получается, что праздник – это ровно то, чем мы сами его наполняем. И если мы наполним наше торжество любовью к своим близким, радостью от встречи с людьми, с которыми давно не виделись, тогда можно будет с уверенностью сказать, что праздник удался.

Душа просит песни

Выяснилось, что хор только что вернулся с гастролей в Канаде. Тогда выезды наших артистов в капстраны были большой редкостью. Естественно, мои первые вопросы к хормейстеру касались его впечатлений от концертов за рубежом.

– Во время первого же своего выступления в Торонто мы испытали настоящее потрясение, – сказал маэстро (к сожалению, не помню его фамилии). – Исполнили первую песню «По диким степям Забайкалья» – в зрительном зале мертвая тишина, ни одного хлопка. Исполнили вторую – «Из-за острова на стрежень» – та же картина. Мы в полной растерянности. Опускаем занавес и спрашиваем у канадского распорядителя: «В чем дело? Мы плохо поем?». А он в ответ: «Да вы посмотрите в зал! Они же все плачут!». Вгляделись в первые ряды – действительно, на лицах многих зрителей блестят слезы… На концерт, как мы потом узнали, пришли в основном выходцы из России и Украины, которых довольно много в Канаде. И это была их первая встреча с родной песней на родном языке после долгих лет, проведенных на чужбине…

Нечто подобное недавно испытала и я. Не в чужой стране, а в своей собственной, в благословенном нашем Ставрополе. В субботу в соседней девятиэтажке играли свадьбу. Кортеж украшенных цветами и лентами иномарок, как водится, отчаянно сигналя, въехал во двор и остановился у подъезда. Нарядные участники свадебной церемонии шумно высыпали из машин. В руках одного из них появилась гармошка. Грянула веселая «Калинка», а потом вдруг несколько сильных мужских и женских голосов слаженно запели: «По Дону гуляет казак молодой…».

Я почувствовала, как у меня неожиданно перехватило горло и на глаза навернулись слезы – в душе что-то встрепенулось от этих полузабытых родных мелодий и слов…

Почему-то так сложилось, что в последние 15 лет русские народные песни практически перестали звучать на российском радио. Их редко исполняют в концертах. Все заполнено вездесущей «попсой» – и ветераны шоу-бизнеса, и новички из «Фабрики звезд» приводят своих поклонников в восторг, хотя мелодии их песен, как правило, не запоминаются, а текст подчас и пересказать невозможно. Они берут другим – откровенным нарядом, раскованным танцем. А русская песня требует другого поведения на сцене, она зовет к раздумью над действительностью, к сопереживанию… И каждая из них – как поэма о человеческой судьбе – «Помню, я еще молодушкой была», «Матушка, матушка, что во поле пыльно?», «Ямщик, не гони лошадей», «Вот мчится тройка почтовая», «Хазбулат удалой», «Вдоль по улице метелица метет» и десятки других, столь же прекрасных песен.

А ведь были времена, когда они практически ежедневно звучали по радио на всю страну. Их исполняли эстрадные и самодеятельные артисты и мастера оперной сцены. Вспомните советский фильм «Приходите завтра». Его героиня, приехав поступать в столичную консерваторию из глухой таежной деревни, в которой никогда не было ни музыкальной школы, ни людей, знакомых с искусством вокала, на вступительном экзамене безукоризненно воспроизводит и русскую песню «Вдоль по Питерской», и арию из классической оперы. Этому она научилась, слушая по радио постоянные трансляции концертов из Москвы.

А сейчас уже выросли целые поколения россиян, родившихся в век магнитофонов и электронных проигрывателей, которые назовут на память десяток исполнителей зарубежных и отечественных хитов, но вряд ли напоют «Вечерний звон» или «Лучинушку».

Да и откуда им знать старинные родные напевы? Сейчас нужно обойти полгорода, чтобы найти диск записей русских и украинских песен. Как-то незаметно ушли из нашей жизни многолюдные праздничные застолья, когда было принято выводить хором любимые народные мелодии. Не слышно, чтоб и на селе по вечерам на улицах собиралась, как бывало когда-то, молодежь, чтобы попеть и поплясать…

А на телевидении русской песне в наши дни отведено всего 40 минут один раз в неделю на единственном канале – в передаче «Играй, гармонь любимая!». Рождением своим эта передача целиком обязана истинному патриоту России, страстному пропагандисту русской народной музыки Геннадию Заволокину. Насколько простые люди за последние годы истосковались по родной песне, было видно по количеству зрителей и участников, которые собирали его фестивали «Играй, гармонь». Их были тысячи – городских и сельских жителей в любом уголке России, где появлялся Геннадий Заволокин с группой помощников. Объездил он, можно сказать, почти всю страну и даже некоторые бывшие республики СССР. Жаль, что жизнь его трагически оборвалась. Сейчас дело Г. Заволокина продолжают его дети – дочь и сын. И недавно телепередача «Играй, гармонь любимая!» отметила свое 20-летие.

Но фестиваль – это все-таки разовое явление. А русская песня, вобравшая в себя вековую мудрость и мораль нашего народа, нужна повседневно для поддержания национального духа. Положение не могут спасти одиночные концерты народных хоров или оркестров народных инструментов, изредка прорывающиеся в радиоэфир или на телеэкран сквозь засилье «попсы». Мы должны слышать и слушать родные мелодии постоянно. Иначе наши дети и внуки начнут считать народными такие пошлые поделки, как: «Ты целуй меня везде, я ведь взрослая уже…».

Ольга НЕРЕТИНА

12 вопросов, которые нужно задать душе прямо сейчас, если вы чувствуете, что потеряли себя Чтобы создать внешнюю жизнь, которую вы хотите, вы должны действительно создать внутреннюю жизнь, в которой вы нуждаетесь.

Легко констатировать, но смело и требовательно жить; но если у вас хватит мужества посвятить себя этому, ваша жизнь изменится, и ваша душа почувствует себя живой.

Возможно, вас учили чрезмерно сосредотачиваться на внешних аспектах жизни — карьере, финансах, безопасности, продвижении по службе, репутации, подчинении — в ущерб вашей внутренней жизненной силе, энтузиазму, творчеству, смыслу, чувственности, щедрости и тому, что может быть названы вашим «пламенем сердца» или жизненной силой. Это искажение человеческого самовыражения приводит к тому, что в некоторых традициях коренных народов называют потерей души: чувство подавленности или смутное ощущение всепроникающей пустоты. Душа здесь относится к вашей уникальной сущности, к более глубокому, уникальному вам, и не подразумевается в религиозном контексте.

Потеря души в нашем обществе достигла невероятных масштабов. Вы будете знать людей, которые кажутся условно успешными, но это маскирует бессмысленность, печаль, растерянность и чувство затянувшегося отчуждения. Возможно, вы сами оказались в этой ситуации. Так много людей отчаянно пытаются возродить свою жизненную силу, но не знают, как это сделать. У многих из нас есть все, чтобы жить, но мало, ради чего жить.

Вы богаты

Замечали ли вы когда-нибудь, что некоторые совпадения в вашей жизни очень удачны?

Как и многие люди, я зачерствел и потерял жизненные силы. Однажды утром я сидел на общественной скамейке возле парламента в Веллингтоне, Новая Зеландия, и беспокоился о деньгах и будущем. Я посещаю этот район уже семь лет, и никто никогда не сидел рядом со мной на скамейке и не вступал со мной в разговор.

Но сегодня утром рядом со мной сидел совершенно незнакомый человек и говорил со мной так, как будто знал меня. Он был азиатом, лет двадцати пяти, носил необычную оранжевую рубашку и обладал мощной и прямой энергией. Он был радостным, улыбающимся и позитивным. Он был всем, чем я не был, и моей немедленной реакцией было подозрение, потому что я думал, что он хочет денег, и меня раздражала его манера говорить прямо в лицо. Разве он не видел, что я хочу, чтобы его оставили размышлять о моих заботах?

Дай просто, получи просто. Это не о том, чтобы дать, чтобы получить что-то взамен. Речь идет о том, чтобы позволить вашему внутреннему богатству излиться через вас на других.

Без всякой светской беседы и совершенно ни с того ни с сего он сказал: «Вы богатый парень». Я сказал: «Нет, я не такой. На самом деле я пытаюсь понять, как заработать на жизнь теперь, когда часть работы закончена». «Вы кажетесь мне богатым», — сказал он. Он был настойчив и прямолинеен, говоря мне, что я богат. Почти сразу, как только он появился, он исчез. Я был встревожен этой встречей, но не мог понять, почему, кроме того, что это было так странно.

Вот тут-то и происходит совпадение. В тот вечер я ехал домой на поезде и начал читать свой Kindle. Я читал книгу тибетского учителя Чогьяма Трунгпа под названием Миф о свободе , и на странице, на которой она открывалась, говорилось о нашем внутреннем человеческом богатстве. Слова, которые больше всего откликнулись для меня, были: «Вы обнаруживаете, что вам есть что дать, а не требовать от других, чтобы все время хвататься. Впервые вы богатый человек, вы обладаете базовым здравомыслием».

Далее в книге рассказывается, как, осознав, что мы изначально богаты, мы можем расслабиться и насладиться щедростью. Странно было то, что я, должно быть, прочитал эту строчку утром, потому что она была выделена, но я забыл.

Это совпадение стало для меня открытием. Я был богат, чтобы просто быть живым, чтобы быть здесь и сейчас. Я всегда был богат, но был слеп. Я создал внутреннюю бедность, форму потери души, возлагая свою веру во внешний мир на доход, ища одобрения и подчиняясь больше, чем рискуя, удерживая больше, чем выражая, и сомневаясь в себе больше, чем доверяя. Я отказывался позволить жизни лепить меня или смеяться вместе со мной. Мое существо было сжатым, жестким и беспокойным, и мое тело говорило мне об этом каждый день.

Я обнаружил, что что-то глубоко внутри подталкивало меня открыться жизни и осмелиться плыть с полной жизнью, а не быть зрителем в жизни. Для меня это все еще разворачивающаяся история, и, конечно, риски огромны, но по сути жизнь, которая нас проживает, призывает нас быть полностью собой.

Может быть, это находит отклик у вас. Осмелитесь ли вы открыться и позволить жизни преобразить вас, или вы остаетесь закрытым? Риски нельзя контролировать, потому что, если вы откроетесь, если доверитесь, кто знает, к чему это приведет? Все, в том числе и то, кем вы себя считаете, находится на кону. Нет никаких гарантий. Это действительно посвящение в мужество, потому что только когда мы идем на этот риск, мы проявляем себя в жизни.

Легендарный джазовый музыкант Чарльз Мингус сказал: «В своей музыке я пытаюсь играть правду о том, кто я есть». Эта глубокая подлинность сильна и привлекательна, она всегда помогает нам выйти за пределы наших колебаний. Махатма Ганди, один из самых убедительных мировых лидеров, когда его спросили, в чем заключается его послание, задумчиво ответил: «Моя жизнь — это мое послание».

Осмелитесь ли вы узнать свою правду.

Похитители жизненной силы души

Жизнь подобна реке расплавленной лавы: всегда пылает и течет. Только за движущимся краем лава остывает и затвердевает. Обычная ошибка, которую я совершал в прошлом, заключалась в том, что я зацикливался на прохладных фактах жизни, игнорируя при этом сердечный огонь творческой интуиции. Я называю склонность зацикливаться на определенности «похитителями жизненной силы души», и они включают их в банду своих грабителей:

  • Чрезмерная осторожность и чрезмерный контроль.
  • Приобретение того, что вам не нужно, а затем опасение, что вы можете это потерять.
  • Предсказуемость важнее спонтанности.
  • Подсаживаться на занятость в ущерб цели.
  • Оставаться на скучной работе вместо того, чтобы выражать свое чутье и страсть через работу.
  • Оставайтесь в покорном, безопасном, приятном для людей образе жизни, потому что таким образом вы не будете раскачивать лодку.

Жизнь проходит через циклы, и, хотя небольшая потеря жизненных сил может не причинить вреда, слишком большая потеря жизненных сил вызывает оцепенение и привыкание. Узнайте, где вы чувствуете, что застряли в своей жизни, задав себе эти вопросы:

  • Вы чувствуете онемение в этих областях?
  • Становится ли труднее вносить изменения или даже знать, какие именно изменения вносить?
  • Вы избегаете жара трансформации, чтобы цепляться за изношенные модели?

Фирменный вызов

Фирменный вызов нашего времени — жить плавной, подлинной жизнью; тот, который верен нашей глубинной природе и уважает нашу планету. Тем не менее, мы бесконечно вступаем в сговор способами, которые убивают нас, заключая сделки с самими собой, чтобы мы могли игнорировать то, насколько пустыми кажутся наша работа и жизнь.

Игра наполняет вас и переполняет вас, чтобы коснуться других.

Если вы признаете это в себе, поймите, что вы продаете свое неотъемлемое право, которое является самой жизненной силой. Термин «жизненная сила» уместен, потому что чем ближе вы подходите к своей более глубокой жизненности, тем больше у вас может быть силы, чтобы жить. Однако в нас есть что-то, что путает предсказуемую рутину — даже угнетающую — с комфортом. Это утешение повторения, и если мы попадаем в ловушку этого, это верный признак того, что мы упускаем суть. Комфорт повторения может также действовать как анестетик, который позволяет нам продолжать причинять вред себе, другим или окружающей среде.

Что-то из этого может показаться эгоистичным, но это не так. На самом деле люди, переполненные жизненной силой, свободно отдают ее на помощь другим людям, существам и окружающей среде, причем делают это явным или неявным образом. Это парадокс подлинности: чтобы быть в полной мере живым, нужно щедро отдавать свою жизненную силу. Вы не можете владеть им только для себя или сдерживать его, потому что для того, чтобы он продолжал течь, им нужно делиться. Как сказал Говард Турман, ведущий борец за гражданские права в США и наставник доктора Мартина Лютера Кинга-младшего: «Не спрашивайте, что нужно миру. Спросите, что заставляет вас оживать, идите и делайте это. Потому что миру нужны живые люди.

12 душевных вопросов, которые меняют все

Жажда, которую вы испытываете, чтобы ожить, — это та же жажда, что и жизнь, чтобы вы открылись для жизни и выразили себя. За прошедшие годы я обнаружил, что вопросы, которые следуют ниже, очень важны для размышления. Вопросы искренние, и их нужно смаковать, задерживаться — они теряют свою силу, если на них торопятся или отвечают нерешительно.

Спросите себя:

  1. Где в жизни вы притупили свою уникальность?
  2. Где в жизни ты приручил свою дикость?
  3. Где в вашей жизни вы перестали говорить о своей подлинности?
  4. Где в вашей жизни вы терпели слишком много скуки?
  5. Где в вашей жизни вы отказывались от того, чтобы быть полностью самим собой?
  6. Что действительно оживляет вашу душу?
  7. Где жизнь, кажется, просит вас приблизиться к ней?
  8. Что жизнь хотела бы выразить через вас и вашу душу?
  9. От чего вы и ваша душа готовы отказаться?
  10. Какова старая история твоей жизни?
  11. Какова новая история твоей жизни, та, что сейчас начинает разворачиваться, та, которая кажется самой живой и жизненной?
  12. Что должно произойти внутри вас, чтобы люди смогли понять ваши дары и таланты, чтобы вы могли больше заниматься любимым делом?

8 «неправильных» правил для сердца

После того, как вы ответили на приведенные выше вопросы, рассмотрите следующие восемь пунктов. Если вы превратите их в правила, вы можете использовать их, чтобы бить себя, так что держите их осторожно. Вот почему я называю их «неправильными»: это пробные камни, цепочка хлебных крошек, и они приближают вас к вашей внутренней мудрости и жизненной силе. Эти нарушения правил указывают на некоторые признаки вашего богатства.

  • Есть разница между удовлетворением и успехом. Вы можете быть успешным, но внутренне мрачным, потому что считаете жизнь или работу неудовлетворительной. С другой стороны, вы можете быть очень удовлетворенным и внешне не успешным. Подружитесь со своей версией исполнения.
  • Страх — это мудрость; страх на самом деле является жизненной силой, так что уважайте его. Станьте ближе со своим страхом, потому что он научит вас. Спросите свой страх, что он пытается сохранить; например, он может пытаться сохранить статус-кво или сохранить вашу полноту жизни.
  • Это можно найти по ту сторону страха. Дерзость — смелость, отвага, воодушевление. Не путайте его с его теневой стороной, которая безрассудна или разрушительна. Когда вы смеете, всегда есть риск. Писатель Дайан Акерман писала: «Там, где нет риска, эмоциональная местность плоская и скучная… Жизнь, кажется, лишена своей великолепной географии, только протяженность». Всегда смейтесь по-доброму, никогда не ругайте себя за то, что еще не осмелились осмелиться.
  • Благодаря игре вы расслабляетесь, а когда вы расслабляетесь, вы выходите из своей занятости в чувство стабильности и радости. Возможно, мы существуем для того, чтобы жизнь могла играть через нас. Играйте больше, по-крупному и по-мелкому. Будь игривым, будь позитивным, улыбайся и смейся. Игра наполняет вас и переполняет вас, чтобы коснуться других.
  • Предложите свои значительные силы, дары, таланты и, прежде всего, свое заботливое присутствие другим. Принимайте то, что другие предлагают вам, с благодарностью и детской радостью. Дайте просто, получите просто. Это не о том, чтобы дать, чтобы получить что-то взамен. Речь идет о том, чтобы позволить вашему внутреннему богатству излиться через вас на других. Никогда не сомневайтесь в том, что, отдавая, вы меняете свой мир, по одной встрече за раз.
  • «Вдохновение» происходит от латинского inspirare , что означает дыхание жизни. Каждый раз, когда вы и ваша душа вдохновляетесь, что-то, что жизнь спрятала внутри вас, просыпается и узнает себя в чем-то вне вас. Подпитывайте себя регулярным вдохновением и помогайте другим тоже вдохновляться.
  • Ты природа. Вы не являетесь какой-то отдельной сущностью. Ваше тело и ваше сознание на глубоком уровне отреагируют на пребывание на природе. Во многих случаях ваш мыслящий, беспокойный ум замедляется, ваше тело расслабляется, и естественным образом возникают интуитивные прозрения. Эти идеи, возможно, пытались до вас дойти в течение некоторого времени, и погружение в природу открывает вас для них. Наслаждайтесь природой.
  • Нам нужна тайна, чтобы жить в полноте; слишком много уверенности притупляет нас. Вы начали в тайне, и вы закончите в тайне. Мы действительно не знаем, что будет дальше. Мы даже не знаем, кто мы. Вы просто таинственным образом присутствуете и живете силой, которую не можете понять, в мире бесконечной красоты. Живите рядом с тайной, потому что она освежит и исцелит. Поэт Руми говорит о том, что снова влюбляется в тайну, и говорит: «Мы должны забыть о том, чему нас учили, и вместо этого прийти в замешательство».

Хорошо прожитая жизнь

Часто цитируемый психиатр и переживший Холокост Виктор Франкл учил, что смысл имеет три источника: целеустремленная работа, любовь и мужество перед лицом трудностей. Обратите внимание на смысл своей жизни, и он направит вас и оживит вашу душу. Франкл предупреждал не спрашивать, в чем смысл вашей жизни, а вместо этого признавать, что это вас спрашивают, что значит ваша жизнь. Жизнь бросает вам вызов копать глубже и отвечать за свою жизнь, что является высшим творческим потенциалом. Это пугающая ответственность, но ваше сердце и душа помогут вам.

Какой путь выбрать? Как заметил писатель Карлос Кастанеда: «Любой путь — это только путь. Нет никакого оскорбления ни себе, ни другим в том, чтобы отказаться от пути, если это то, что подсказывает вам ваше сердце. Но ваше решение продолжать путь или уйти с него должно быть свободным от страха и амбиций. Предостерегаю вас: смотрите на каждый путь внимательно и обдуманно. Попробуйте сделать это столько раз, сколько считаете нужным. Затем задайте себе и только себе один вопрос: есть ли у этого пути сердце? Все пути одинаковы. Они ведут в никуда. Это пути, идущие сквозь кусты, или в кусты, или под кусты Вселенной. Единственный вопрос: есть ли у этого пути сердце, душа? Если да, то это хороший путь. Если нет, то это бесполезно».

#Теги: Отношения

Посещение Души — Церковь Святого Духа

03.04.2020

2 комментария

 

Мы все можем согласиться с тем, что, как выразился Шекспир, «мир слишком велик для нас…». В это время, когда людям приходится оставаться дома, многие из нас кажутся весьма утомленными телом, разумом и духом. Я уверен, что вы видели это и, возможно, испытали это на себе. Я знаю, что у меня есть. Утомленный дух страдает от acedia, греческого слова, означающего вялость или душевную болезнь. Примите близко к сердцу следующее: Господь безоговорочно любит вас, и Господь хочет быть с вами в союзе. Вы были созданы любящим Богом. Вы достойны. Вы уникальны во всем творении. Ваше «я» больше нигде не существует.

Спросите себя, верите ли вы в это. Бог знает тебя. Знаете ли вы свое «я»? Проводили ли вы время, изучая и заботясь о духе, о душе, которая обитает глубоко внутри вас? Давайте рассмотрим некоторые способы, с помощью которых вы можете столкнуться со своим «я». Способы, которыми вы можете войти в более глубокий контакт со своей душой. Способы, которые вы могли бы рассмотреть, чтобы исцелить усталость, которая может проникнуть в него.

Как выглядит твоя душа? Вы когда-нибудь думали об этом? Моя душа круглая и темноватая в моем воображении. Он двигается как амеба под микроскопом. Он обитает возле моего сердца, решил я. Впервые я узнал о своей душе в гимназии. Мне сказали, что его нужно содержать в чистоте. Хорошо, так мне купать его или что-то в этом роде? Как загрязняется. Может ли он сломаться? Это только мое? Это были вопросы ребенка. Очевидно и честно. Сегодня, будучи взрослым, я мог бы задать себе те же вопросы о своей душе и не за горами. Дело в том, что наши души нуждаются в уходе не меньше, чем наши тела.

Когда я учился в аспирантуре, у меня был профессор, который давал задания для длинных чтений. Когда она давала нам инструкции, она говорила: «При чтении «уделяйте внимание» разделу о том-то и том-то». «Обратите внимание на то, как автор излагает свою мысль». «Внимайте тону этого богослова». Мне потребовалось немного времени, чтобы понять, что она имела в виду под этим «вниманием». «Присутствовать» означает внимать, слушать, наблюдать и принимать близко к сердцу. Я предлагаю, чтобы мы особым образом «внимали» своим душам. Что для нас существует неиспользованная связь с Господом, если мы с любовью заботимся о своих душах. Я говорю не только о «вещах», которые мы делаем как католики, о внешнем благочестии, посещении мессы и принятии других таинств и т. д. Я говорю об активном взращивании глубокой душевности нашего существа. Душевность, которая исходит от нас каждый день.

Душа — это место для глубокого разговора с Господом. Это место встречи с Господом один на один, чтобы поразмышлять о жизни. Душа — это место, где вы оцениваете свою работу как ученика Господа. Душа — это место, где вы принимаете писания в свое существо. Если вы не заботитесь о здоровье души, это не поможет вам ни в одном из вещей, которые я только что упомянул. Если вся ваша жизнь в Господе протекает вовне, в виде списка того, что нужно совершить, чтобы спастись, мы упускаем лодку. Мы упускаем самую прекрасную возможность быть в союзе с нашим Богом. Пожалуйста, поймите, я не прошу всех нас вести жизнь полного созерцания в монастыре. Я прошу нас подумать о том, чтобы жизнь уравновешивала действие интериоризацией моментов «почему», «как» и «ага», которые мы все переживаем. Чтобы мы стали более цельными с Господом. Мы становимся такими, какими нас хочет видеть Господь. Есть древний рассказ: «Сказал святой купцу: «Как рыба гибнет на суше, так и ты погибнешь, когда запутаешься в мире. Рыба должна вернуться в воду, а ты должен вернуться в духовное». Торговец был ошеломлен. — Ты хочешь сказать, что я должен бросить свое дело и уйти в монастырь? И святой сказал: «О нет, никогда. Я говорю: держись за свое дело и иди в свое сердце».

Старшая Джоан Читтистер в своей книге Добро пожаловать в мир мудрости, представляет некоторые атрибуты для здоровой души. Первый – это равновесие. То есть, замечает сэр Джоан, «способность знать, когда нужно бросить курить». Потому что «Что-то высыхает внутри и обязательно вернется, чтобы преследовать вас». Так что, как сказал святой в рассказе о купце, «войди в свое сердце», загляни в свою душу. Св. Ансельм оставляет нам такое наставление: « Убегай ненадолго от своих повседневных дел… удели немного времени Богу и немного отдохни в Нем. Войдите во внутреннюю комнату своего разума. Ваша душа. Закрой все, кроме Бога… Поговори теперь с Богом и скажи всем сердцем: ищу лица твоего; лица Твоего, Господи, желаю». Как только мы сможем сделать это…сделаем перерыв…мы сможем найти Бога в тишине наших душ. Как только мы это сделаем… мы сможем интегрировать это понимание в остальную часть нашего ученичества. И мы обновляемся в духе.

Другим в списке старшей Джоан является самосознание. Самосознание — это монитор сердца и души, который сообщает нам, когда наступает усталость. Жизненно важно осознавать себя «полностью душой», чтобы у нас не сложилось представление о том, что мы должны быть всем для всех людей. все время. Полезно напоминать себе, что солнце будет всходить и садиться без нашей помощи. Чтобы заботиться о наших душах, мы должны не забывать приглашать Господа для нашего отдыха и передышки.
Последний атрибут в списке сеньора Джоан: понимание ценности несовершенства. Она говорит, что это дар, который спасает нас от самоуничтожения во имя какой-то концепции или идеи превосходства, которая существует только в наших собственных умах».

Каким-то образом на духовном пути, который мы все начали с крещения, у нас сложилось впечатление, что мы должны быть совершенными, чтобы быть любимыми Богом. И даже более того… у нас сложилось впечатление, что мы должны быть совершенны во всем, чтобы вообще быть достойными чьей-либо любви. Каким-то образом мы пришли к выводу, что Бог не примет ничего меньшего. Мы как-то связали совершенство со святостью. Конечно, все мы хотим быть святыми. Быть святым — значит быть на пути к… к целостности, к Господу, к тому, что от Бога. Святость — это добродетель, которую мы берем в путешествие. А вот и «горячие новости» на сегодня. Святость — это не совершенство. Святость — это наша лучшая попытка выполнять работу Господа. Это не совершенство. Как только вы преодолеваете барьер, связывающий эти две идеи, вы можете начать питать и заботиться о своей душе с гораздо меньшим чувством вины. Ваша душа поблагодарит вас за то, что вы сняли с себя бремя совершенства, и вы сможете заняться своим делом, то есть построить крепкие, «душевные» отношения с Господом.

Как говорил мой профессор: «Обратите внимание» на это. Обратите внимание на это. Платное уведомление. Наблюдать. Твоя душа ждет выхода. Вдох Христа, ожидающего приглашения на беседу. Псалом 62 говорит нам: В одном Боге покой для моей души, от одного Бога моя безопасность; с одним только Богом для моей скалы, моей безопасности, моей крепости, я никогда не потерплю неудачу.

Убедитесь, что вы как можно лучше «внимательно относитесь» к душевным делам. Убедитесь, что вы там, где Бог. У тебя есть это, и у Бога есть ты.
 
Во имя Отца и Сына….
Будьте в безопасности. Будьте здоровы

Кэти Дреннан

2 комментария