Что сильнее любовь или ненависть: Что сильнее любовь или ненависть? Кто победит? — Спрашивалка

Эдуард Асадов — Баллада о ненависти и любви

I 
  
     Метель ревет, как седой исполин, 
     Вторые сутки не утихая, 
     Ревет как пятьсот самолетных 
     турбин, 
     И нет ей, проклятой, конца и края! 
  
     Пляшет огромным белым костром, 
     Глушит моторы и гасит фары. 
     В замяти снежной аэродром, 
     Служебные здания и ангары. 
  
     В прокуренной комнате тусклый 
     свет, 
     Вторые сутки не спит радист, 
     Он ловит, он слушает треск и 
     свист, 
     Все ждут напряженно: жив или нет? 
  
     Радист кивает: - Пока еще да, 
     Но боль ему не дает распрямиться. 
     А он еще шутит: мол, вот беда - 
     Левая плоскость моя никуда! 
     Скорее всего, перелом ключицы... 
  
     Где-то буран, ни огня, ни звезды 
     Над местом аварии самолета. 
     Лишь снег заметает обломков следы 
     Да замерзающего пилота. 
  
     Ищут тракторы день и ночь, 
     Да только впустую.  До слез обидно. 
     Разве найти тут, разве помочь - 
     Руки в полуметре от фар не видно? 
  
     А он понимает, а он и не ждет, 
     Лежа в ложбинке, что станет 
     гробом. 
     Трактор если даже придет, 
     То все равно в двух шагах пройдет 
     И не заметит его под сугробом. 
  
     Сейчас любая зазря операция. 
     И все-таки жизнь покуда слышна. 
     Слышна, ведь его портативная рация 
     Чудом каким-то, но спасена. 
  
     Встать бы, но боль обжигает бок, 
     Теплой крови полон сапог, 
     Она, остывая, смерзается в лед, 
     Снег набивается в нос и рот. 
  
     Что перебито? Понять нельзя, 
     Но только не двинуться, не 
     шагнуть! 
     Вот и окончен, видать, твой путь! 
     А где-то сынишка, жена, друзья... 
  
     Где-то комната, свет, тепло... 
     Не надо об этом! В глазах 
     темнеет... 
     Снегом, наверно, на метр замело.  
     Тело сонливо деревенеет... 
  
     А в шлемофоне звучат слова: 
     - Алло! Ты слышишь? Держись, 
     дружище! - 
     Тупо кружится голова... 
     - Алло! Мужайся! Тебя разыщут!.. - 
  
     Мужайся? Да что он, пацан или 
     трус?! 
     В каких ведь бывал переделках 
     грозных. 
     - Спасибо... Вас понял... Пока 
     держусь! - 
     А про себя добавляет: «Боюсь, 
     Что будет все, кажется, слишком 
     поздно...» 
  
     Совсем чугунная голова. 
     Кончаются в рации батареи. 
     Их хватит еще на час или два. 
     Как бревна руки... спина немеет... 
  
     - Алло!- это, кажется, генерал. 
     - Держитесь, родной, вас найдут, 
     откопают...- 
     Странно: слова звенят, как 
     кристалл, 
     Бьются, стучат, как в броню 
     металл, 
     А в мозг остывший почти не 
     влетают... 
  
     Чтоб стать вдруг счастливейшим на 
     земле, 
     Как мало, наверное, необходимо: 
     Замерзнув вконец, оказаться в 
     тепле, 
     Где доброе слово да чай на столе, 
     Спирта глоток да затяжка дыма. .. 
  
     Опять в шлемофоне шуршит тишина. 
     Потом сквозь метельное завыванье: 
     - Алло! Здесь в рубке твоя жена! 
     Сейчас ты услышишь ее. Вниманье! - 
  
     С минуту гуденье тугой волны, 
     Какие-то шорохи, трески, писки, 
     И вдруг далекий голос жены, 
     До боли знакомый, до жути близкий! 
  
     - Не знаю, что делать и что 
     сказать. 
     Милый, ты сам ведь отлично знаешь, 
     Что, если даже совсем замерзаешь, 
     Надо выдержать, устоять! - 
  
     Хорошая, светлая, дорогая! 
     Ну как объяснить ей в конце 
     концов, 
     Что он не нарочно же здесь 
     погибает, 
     Что боль даже слабо вздохнуть 
     мешает 
     И правде надо смотреть в лицо. 
  
     - Послушай! Синоптики дали ответ: 
     Буран окончится через сутки. 
     Продержишься? Да? 
     - К сожалению, нет... 
     - Как нет? Да ты не в своем 
     рассудке! - 
  
     Увы, все глуше звучат слова.  
     Развязка, вот она - как ни тяжко. 
     Живет еще только одна голова, 
     А тело - остывшая деревяшка. 
  
     А голос кричит: - Ты слышишь, ты 
     слышишь?! 
     Держись! Часов через пять рассвет. 
     Ведь ты же живешь еще! Ты же 
     дышишь?! 
     Ну есть ли хоть шанс? 
     - К сожалению, нет... - 
  
     Ни звука. Молчанье. Наверно, 
     плачет. 
     Как трудно последний привет 
     послать! 
     И вдруг: - Раз так, я должна 
     сказать! - 
     Голос резкий, нельзя узнать. 
     Странно. Что это может значить? 
  
     - Поверь, мне горько тебе 
     говорить. 
     Еще вчера я б от страха скрыла. 
     Но раз ты сказал, что тебе не 
     дожить, 
     То лучше, чтоб после себя не 
     корить, 
     Сказать тебе коротко все, что 
     было. 
  
     Знай же, что я дрянная жена 
     И стою любого худого слова. 
     Я вот уже год тебе неверна 
     И вот уже год, как люблю другого! 
  
     О, как я страдала, встречая пламя 
     Твоих горячих восточных глаз.  - 
     Он молча слушал ее рассказ, 
     Слушал, может, в последний раз, 
     Сухую былинку зажав зубами. 
  
     - Вот так целый год я лгала, 
     скрывала, 
     Но это от страха, а не со зла. 
     - Скажи мне имя!..- 
     Она помолчала, 
     Потом, как ударив, имя сказала, 
     Лучшего друга его назвала! 
  
     Затем добавила торопливо: 
     - Мы улетаем на днях на юг. 
     Здесь трудно нам было бы жить 
     счастливо. 
     Быть может, все это не так 
     красиво, 
     Но он не совсем уж бесчестный 
     друг. 
  
     Он просто не смел бы, не мог, как 
     и я, 
     Выдержать, встретясь с твоими 
     глазами. 
     За сына не бойся. Он едет с нами. 
     Теперь все заново: жизнь и семья. 
  
     Прости, не ко времени эти слова. 
     Но больше не будет иного времени. 
     - 
     Он слушает молча. Горит голова... 
     И словно бы молот стучит по 
     темени. .. 
  
     - Как жаль, что тебе ничем не 
     поможешь! 
     Судьба перепутала все пути. 
     Прощай! Не сердись и прости, если 
     можешь! 
     За подлость и радость мою прости! 
     - 
  
     Полгода прошло или полчаса? 
     Наверно, кончились батареи. 
     Все дальше, все тише шумы... 
     голоса... 
     Лишь сердце стучит все сильней и 
     сильнее! 
  
     Оно грохочет и бьет в виски! 
     Оно полыхает огнем и ядом. 
     Оно разрывается на куски! 
     Что больше в нем: ярости или 
     тоски? 
     Взвешивать поздно, да и не надо! 
  
     Обида волной заливает кровь. 
     Перед глазами сплошной туман. 
     Где дружба на свете и где любовь? 
     Их нету! И ветер как эхо вновь: 
     Их нету! Все подлость и все обман! 
  
     Ему в снегу суждено подыхать, 
     Как псу, коченея под стоны вьюги, 
     Чтоб два предателя там, на юге, 
     Со смехом бутылку открыв на 
     досуге, 
     Могли поминки по нем справлять?! 
  
     Они совсем затиранят мальца 
     И будут усердствовать до конца, 
     Чтоб вбить ему в голову имя 
     другого 
     И вырвать из памяти имя отца! 
  
     И все-таки светлая вера дана 
     Душонке трехлетнего пацана.  
     Сын слушает гул самолетов и ждет. 
     А он замерзает, а он не придет! 
  
     Сердце грохочет, стучит в виски, 
     Взведенное, словно курок нагана. 
     От нежности, ярости и тоски 
     Оно разрывается на куски. 
     А все-таки рано сдаваться, рано! 
  
     Эх, силы! Откуда вас взять, 
     откуда? 
     Но тут ведь на карту не жизнь, а 
     честь! 
     Чудо? Вы скажете, нужно чудо? 
     Так пусть же! Считайте, что чудо 
     есть! 
  
     Надо любою ценой подняться 
     И, всем существом устремясь 
     вперед, 
     Грудью от мерзлой земли 
     оторваться, 
     Как самолет, что не хочет 
     сдаваться, 
     А сбитый, снова идет на взлет! 
  
     Боль подступает такая, что 
     кажется, 
     Замертво рухнешь в сугроб ничком! 
     И все-таки он, хрипя, поднимается. 
     Чудо, как видите, совершается! 
     Впрочем, о чуде потом, потом. .. 
  
     Швыряет буран ледяную соль, 
     Но тело горит, будто жарким летом, 
     Сердце колотится в горле где-то, 
     Багровая ярость да черная боль! 
  
     Вдали сквозь дикую карусель 
     Глаза мальчишки, что верно ждут, 
     Они большие, во всю метель, 
     Они, как компас, его ведут! 
  
     - Не выйдет! Неправда, не пропаду! 
     - 
     Он жив. Он двигается, ползет! 
     Встает, качается на ходу, 
     Падает снова и вновь встает... 
  
II 
  
     К полудню буран захирел и сдал. 
     Упал и рассыпался вдруг на части. 
     Упал, будто срезанный наповал, 
     Выпустив солнце из белой пасти. 
  
     Он сдал в предчувствии скорой 
     весны, 
     Оставив после ночной операции 
     На чахлых кустах клочки седины, 
     Как белые флаги капитуляции. 
  
     Идет на бреющем вертолет, 
     Ломая безмолвие тишины. 
     Шестой разворот, седьмой разворот, 
     Он ищет. .. ищет... и вот, и вот - 
     Темная точка средь белизны! 
  
     Скорее! От рева земля тряслась. 
     Скорее! Ну что там: зверь? 
     Человек? 
     Точка качнулась, приподнялась 
     И рухнула снова в глубокий снег... 
  
     Все ближе, все ниже... Довольно! 
     Стоп! 
     Ровно и плавно гудят машины. 
     И первой без лесенки прямо в 
     сугроб 
     Метнулась женщина из кабины! 
  
     Припала к мужу: - Ты жив, ты жив! 
     Я знала... Все будет так, не 
     иначе!.. - 
     И, шею бережно обхватив, 
     Что-то шептала, смеясь и плача. 
  
     Дрожа, целовала, как в полусне, 
     Замерзшие руки, лицо и губы. 
     А он еле слышно, с трудом, сквозь 
     зубы: 
     - Не смей... Ты сама же сказала 
     мне.. 
  
     - Молчи! Не надо! Все бред, все 
     бред! 
     Какой же меркой меня ты мерил? 
     Как мог ты верить?! А впрочем, 
     нет, 
     Какое счастье, что ты поверил! 
  
     Я знала, я знала характер твой! 
     Все рушилось, гибло. .. хоть вой, 
     хоть реви! 
     И нужен был шанс, последний, 
     любой! 
     А ненависть может гореть порой 
     Даже сильней любви! 
  
     И вот говорю, а сама трясусь, 
     Играю какого-то подлеца. 
     И все боюсь, что сейчас сорвусь, 
     Что-нибудь выкрикну, разревусь, 
     Не выдержав до конца! 
  
     Прости же за горечь, любимый мой! 
     Всю жизнь за один, за один твой 
     взгляд, 
     Да я, как дура, пойду за тобой, 
     Хоть к черту! Хоть в пекло! Хоть в 
     самый ад! - 
  
     И были такими глаза ее, 
     Глаза, что любили и тосковали, 
     Таким они светом сейчас сияли, 
     Что он посмотрел в них и понял 
     все! 
  
     И, полузамерзший, полуживой, 
     Он стал вдруг счастливейшим на 
     планете. 
     Ненависть, как ни сильна порой, 
     Не самая сильная вещь на свете!

Познание истинно доказанного существования и цепляние за него — Study Buddhism

Содержание

  • Положительные эмоции совместимы с неотъемлемой сущностной природой ментальной активности
  • Цепляние за истинно доказанное существование
  • Устойчивая привычка цепляться за истинно доказанное существование 
  • Разные аспекты ментальных голограмм
  • Вопрос о принятии решений 
  • Посвящение положительной силы

Другие языки

  • English

Положительные эмоции совместимы с неотъемлемой сущностной природой ментальной активности

Мы говорили, что можно достичь истинного прекращения неосознавания того, как существуют все явления, потому что есть правильное понимание – состояние ума, полностью противоположное неосознаванию и взаимно исключающее его. Если наше правильное понимание будет поддержано очень большой силой, накопленной благодаря другим факторам, о которых мы говорили, – мы сможем преодолеть инерцию, из-за которой неосознавание возникает снова и снова.

Следующий вопрос – как насчёт беспокоящих эмоций, таких как гнев, ненависть, жадность, привязанность, зависть, высокомерие? Они не присутствуют постоянно, а лишь возникают время от времени, но у них также нет начала. У них тоже есть взаимоисключающие состояния ума. Например, противоположность гнева, желания причинить вред, – это любовь, то есть желание, чтобы другой человек был счастлив. Что сильнее – любовь или ненависть? Желание, чтобы другие были счастливы или чтобы они были несчастны? Как это проанализировать и как найти ответ? 

Они одинаково сильные.

Если они одинаково сильные, мы можем попробовать избавиться от любви и развивать лишь ненависть. Что выиграет – любовь или ненависть?

Любовь сильнее. 

Почему? Что стоит за беспокоящими эмоциями? Все беспокоящие эмоции возникают из-за неведения, или неосознавания. Нам кажется, что мы существуем невозможным способом, как прочное «я», но мы чувствуем неуверенность, поэтому возникает чувство, будто нам нужно защитить своё прочное существование. Мы злимся и пытаемся избавиться от того, что нам не нравится. Также мы чувствуем жадность и хотим получить как можно больше того, что нам нравится, чтобы почувствовать себя более уверенными.

Хотя любовь может временно заместить ненависть, точно так же как ненависть может временно заместить любовь, – любовь не поможет избавиться от ненависти навсегда. Но если мы навсегда избавимся от неосознавания, то беспокоящие эмоции, такие как гнев или ненависть, больше не смогут возникнуть, потому что они зависят от неосознавания.

Любовь тоже может сопровождаться неосознаванием, и тогда она превращается в привязанность. Но если мы избавимся от стоящего за любовью неосознавания, любовь по-прежнему останется. Если же мы избавимся от неосознавания, стоящего за ненавистью, ненависть тоже исчезнет. В отличие от неё, любовь не зависит от неосознавания. Правильное понимание тоже может сопровождаться любовью, например правильное понимание того, что все мы взаимосвязаны и все хотят быть счастливыми и не страдать, точно так же как и мы.

Такой анализ поможет понять, что положительные, созидательные эмоции, такие как любовь, терпение или сострадание, совместимы с неотъемлемой сущностной природой ментальной активности. Другими словами, нет ни одного фактора, который помог бы нам навсегда избавиться от любви и сострадания. Мы можем навсегда избавиться от беспокоящих эмоций, таких как ненависть, но не можем навсегда избавиться от любви, пусть даже ненависть может временно её заблокировать. Вот почему у любви, сострадания и других позитивных эмоций нет не только начала, но и конца. Они полностью раскроются в состоянии будды, если не будут смешаны с неосознаванием.

Для будды характерна не безмерная ненависть, а безмерная любовь. Мы хотим стать буддой не потому, что стремимся к равной ненависти ко всем существам. Это может звучать забавно, но важно анализировать: если все существа равны и все они обращались с нами плохо, мы можем развивать равную ненависть ко всем. Почему это неправильно, а правильно обратное? Вот что нам нужно анализировать и пытаться понять. Почему безмерная любовь возможна и она может быть частью нашей ментальной активности, не принося проблем, а от безмерной ненависти можно навсегда избавиться?

Цепляние за истинно доказанное существование

Теперь нам нужно обсудить так называемое цепляние за истинное существование, или, говоря точнее, цепляние за истинно доказанное существование. Это не первичное сознание и не ментальный фактор. Оно интерполирует, то есть создаёт и проецирует видимость истинно доказанного существования в процессе любого познания, в котором оно возникает. Первичное сознание и ментальные факторы ничего не интерполируют.

Термин истинно доказанное существование очень сложный, но мы немного упростим – в обратном случае нам понадобятся все выходные на одно лишь это объяснение. Проблема в том, что, с точки зрения вайбхашики, истинно доказанным существованием обладают все явления, с точки зрения саутрантики и читтаматры – лишь некоторые явления, а сватантрика и прасангика утверждают, что ни у одного явления нет истинно доказанного существования, но они определяют этот термин по-разному. Так что тема сложная.

Первое, что нужно помнить, когда мы видим термин истинное существование и связанные с ним термины, – речь идёт даже не о том, как вещи существуют, а о том, что доказывает их существование. В соответствии с прасангикой, мы не можем найти обнаружимую самодоказывающую природу в самом явлении, которая сама по себе или вместе с ментальным обозначением может доказать, что объект существует как достоверно познаваемое явление и как определённое явление, которым оно является на условном уровне. Например: «Во мне есть нечто обнаружимое, что делает меня личностью, с которой вы можете познакомиться, и что делает меня мной, а не вами».

Речь идёт о том, какое существование невозможно, но это тоже очень сложная тема. Простыми словами, нам кажется, что вещи как будто упакованы в пластиковую упаковку: в них есть нечто, что само по себе делает их отдельными вещами, с их собственной стороны. Как будто изнутри объекта появляется пластиковая упаковка, отделяющая его от всего остального: «Вот эта вещь, и она действительно здесь». Как будто в объектах есть нечто, что делает их самостоятельными и обёрнутыми в пластиковую упаковку.

Например: «Я чувствую любовь». Как будто «любовь», которую я чувствую, упакована в пластиковую упаковку. Но каждый раз, когда я испытываю какую-либо эмоцию, она немного отличается, не правда ли? То, что чувствую я, отличается от того, что чувствуете вы. Тем не менее нам кажется: «Я влюблён», как будто в этом чувстве, в этой эмоции, в этой любви есть нечто, что отделяет её от всего остального и делает её «любовью». Как будто все эмоции плотные, как мячики для настольного тенниса, и их можно обнаружить где-то внутри нашей головы. Мы нажимаем на кнопку – и появляется одна из эмоций. Она называется любовью, и теперь я её чувствую. Это вещь. Вот она, как мячик для пинг-понга. Она существует на самом деле: в моей голове есть нечто обнаружимое, что иногда становится видимым. Это глупо, не правда ли? Мы не будем углубляться в эту тему. На условном уровне мы чувствуем любовь и всё остальное, но любовь не похожа на мячик для настольного тенниса и не обладает истинно доказанным существованием.

Устойчивая привычка цепляться за истинно доказанное существование 

У всех нас есть устойчивая привычка цепляться за истинно доказанное существование. Она «устойчивая» в том смысле, что производит свой результат в каждый момент. Кстати говоря, есть разница между устойчивыми привычками и склонностями. Склонность производит результат лишь время от времени. Например, у нас есть склонность злиться, но гнев не появляется в каждый момент нашей жизни. В отличие от неё, устойчивая привычка производит свой результат в каждый момент времени. У нас есть устойчивая привычка цепляться за истинное существование.

Что означает слово «цепляться» (’dzin-pa)? Это очень важно понять. В данном случае у этого слова два значения, и их нужно различать. Во-первых, оно означает (1) «создавать видимость истинно доказанного существования», то есть ментальную голограмму. Как происходит когнитивная вовлечённость? Мы воспринимаем эту голограмму как видимость истинного существования. Это основная форма. Возникает видимость, и мы её воспринимаем: «Да, это видимость истинного существования». Конечно, мы также могли бы распознать, что такой вещи нет, есть только её видимость, нам лишь кажется, что она существует, – но пока мы не способны этого сделать. Также у слова «цепляние» есть второе значение – (2) «познавать объект как на самом деле обладающий истинно доказанным существованием».

У нас возникает ментальная голограмма, и есть два аспекта. Во-первых, мы просто познаём её, другими словами, воспринимаем её просто как видимость и не более того. Мы будем называть это «познанием истинного существования». Во-вторых, мы считаем, что она действительно обладает истинно доказанным существованием: это не просто видимость, которая выглядит подобным образом, а реальная вещь. Мы будем называть это собственно «цеплянием». Это настоящее «цепляние за истинное существование». Пожалуйста обратите внимание: так как истинно доказанного существования не существует, его видимость не может возникнуть. Может возникнуть лишь видимость представления об истинно доказанном существовании – того, что её представляет.

Мы избавляемся от этих двух аспектов – от познания истинного существования, и от цепляния за него – по очереди. Сначала мы избавляемся от второй формы, от цепляния, то есть от веры в реальность такого существования. Это неправильное понимание может быть или доктринальным, или самопроизвольным. Сначала мы избавляемся от доктринального, затем – от самопроизвольного. Избавившись от обоих уровней неправильного понимания, мы станем архатом, освобождённым существом.

Тем не менее даже у архата есть устойчивые привычки, которые продолжают создавать видимость истинного существования в каждый момент, за исключением периодов полной неконцептуальной поглощённости пустотностью. Став архатами, мы будем знать, что эти обманчивые видимости не соответствуют действительности, поскольку мы навсегда избавились от неосознавания, но эти видимости всё равно возникают. В состоянии архата наша ментальная активность продолжает создавать эту ментальную голограмму, но наша когнитивная вовлечённость просто воспринимает её как объект познания и не более того. Мы знаем, что вещи не существуют так, как они кажутся, как будто они в пластиковых упаковках. Тем не менее ментальная активность продолжает создавать эту ментальную голограмму.

В чём тогда проблема? В том, что эта обманчивая видимость не даёт нам одновременно познавать все причины и следствия всех явлений – всю взаимозависимую систему. Мы видим человека, и он кажется упакованным в пластиковую упаковку, как и всё, что оказывается перед нашими глазами. Из-за этого ограничения, из-за омрачения познания, мы не можем знать все безначальные причины, повлиявшие на этого человека, который представляет собой приписывание на основе индивидуального ментального континуума. Этот ментальный континуум сейчас принял определённую форму, находящуюся перед нами. Когда мы видим человека «в пластиковой упаковке», мы не видим его потенциал и не знаем, что произойдёт в будущем, в бесконечной перспективе, если мы его чему-нибудь научим: как это повлияет на него и на всех, с кем он будет взаимодействовать в этом бесконечном будущем. Вот почему мы хотим достичь просветления. Нужно сделать так, чтобы наша ментальная активность перестала создавать эту абсурдную видимость, как будто все явления существуют в пластиковой упаковке – сами по себе, независимые друг от друга и не связанные друг с другом. Тогда мы увидим, что всё взаимосвязано, в частности с точки зрения причин и следствий.

Цепляние за истинно доказанное существование всегда сопровождается неправильным восприятием, когда мы воспринимаем ложное как истинное. Обсуждая постоянно присутствующие ментальные факторы, мы говорили о внимании, которое определённым образом рассматривает объекты. Какие факторы помогают цеплянию – вере в то, что абсурдная видимость соответствует действительности? Что такое цепляние на самом деле? Абсурдная видимость проецируется устойчивой привычкой. Затем возникает неправильное восприятие, о котором я только что упомянул: наше внимание считает ложное истинным. Также у нас есть неправильное распознавание: мы очень уверены, очень упрямы. Например, мы думаем: «Да, это верно», хотя на самом деле это ошибочно, но мы этого не осознаём. Мы просто не знаем, что это ошибочно. Мы воспринимаем это наоборот и считаем истинным. Все эти ментальные факторы работают вместе. Это наши базовые ментальные факторы, просто они работают неправильно.

Когда мы находимся в неконцептуальной полной поглощённости пустотностью и она сопровождается всеми факторами, о которых мы говорили: шаматхой, випашьяной, бодхичиттой без усилий и хотя бы одним зиллионом эпох положительной силы – наша ментальная активность создаёт только ментальную голограмму пустотности и не познаёт истинное существование, а также не цепляется за него. Другими словами, в эти периоды наша ментальная активность не создаёт голограмму истинного существования, а значит и не познаёт эту видимость. Тем не менее устойчивая привычка сохраняется. Мы не избавились от неё, она остаётся в «дремлющем» состоянии. Есть два описания дремлющего состояния, но это слишком сложная тема и мы не будем вдаваться в подробности. Мы будем следовать более простому объяснению из двух: в периоды полной поглощённости пустотностью устойчивая привычка сохраняется в виде приписывания, не производя голограмму и не цепляясь.

Разные аспекты ментальных голограмм

Чтобы понять, что у нас остаётся, когда мы освободили ментальную активность от познания истинного существования и цепляния за него, нужно обсудить кое-что ещё. Как вы помните, в каждый момент ментальной активности возникает голограмма и происходит когнитивная вовлечённость. До сих пор мы говорили только о когнитивной вовлечённости – о разных способах осознавания того, что возникает в нашем познании. Когнитивная вовлечённость – это система, включающая множество способов познания. Она всегда включает в себя первичное сознание и группу ментальных факторов. Некоторые ментальные факторы присутствуют постоянно, хотя их значение, или уровень, может меняться. От некоторых ментальных факторов можно избавиться навсегда, причём некоторые из них присутствуют всё время, например неосознавание, а некоторые возникают лишь время от времени, например беспокоящие эмоции.

Есть положительные ментальные факторы, которые возникают лишь время от времени, но не приносят проблем и могут остаться и в состоянии будды. Например, это любовь и сострадание. Есть и другие способы познания, которые мы не обсуждали, а именно пять типов глубокого осознавания (ye-shes lnga, «пять мудростей»), которые присутствуют всё время и сохранятся в состоянии будды. Это базовые свойства ментальной активности. Например, зеркалоподобное глубокое осознавание, благодаря которому мы просто вбираем информацию, присутствует всегда.

Всё это способы осознавания, которые возникают как аспект когнитивной вовлечённости. Теперь давайте поговорим о ментальной активности с точки зрения ментальной голограммы, которую она создаёт. Способ осознавания и сама голограмма возникают одновременно. «Возникают» просто означает, что они происходят. Это не значит, что они сначала сидят в коробочке, а затем выпрыгивают, как чёртик из табакерки.

Ментальная голограмма характеризуется двумя истинами:

  • Какой она кажется ограниченному уму существ, то есть тех, кто ещё не стал буддой. Это условная, или поверхностная истина. Сюда включено и то, чем она кажется, и то, как доказывается (устанавливается) её существование в качестве того, чем она кажется, другими словами, каким кажется её существование в качестве данного объекта. Например, ментальная голограмма кажется «собакой» или «любовью», и нам кажется, что её существование как собаки или любви истинно доказано, как если бы она была в пластиковой упаковке. Буквально, это истина, которая скрывает нечто более глубокое, то есть:
  • Как она существует на самом деле. Это глубочайшая истина, пустотность ментальной голограммы. Ментальная голограмма полностью лишена истинно доказанного существования как «то» или «это» в силу чего-либо обнаружимого, что находилось бы в ней самой. Такое существование невозможно.

Вот что очень важно в объяснении Цонкапы. Есть два аспекта условной (поверхностной) истины о ментальных голограммах, возникающих в нашей ментальной активности. Первый аспект – чем голограмма кажется на условном уровне. Второй аспект – каким кажется её существование на поверхностном уровне. Видимость того, как существует объект на условном уровне, всегда обманчива и всегда ошибочна, но видимость того, чем этот объект на условном уровне является, может быть точным или неточным. Мы обсудим это подробнее на следующем занятии. Давайте уделим оставшееся время вопросам.

Вопрос о принятии решений 

С точки зрения ментальной активности можно ли говорить, что личность принимает добровольные решения, то есть обладает свободой воли и принимает решения? Или всё зависит от кармических импульсов и мы как индивиды вообще не принимаем никаких решений, например, совершать действие или не совершать?

Отличный вопрос. Он связан с проблемой свободы воли и предопределённости, которая возникает во время обсуждения кармы и касается решения что-либо сделать, сказать, или о чём-либо подумать. Что такое свобода воли? Она предполагает, что есть отдельное «я», которое может управлять происходящим, как будто передо мной есть разные варианты выбора, как в меню, а я сижу здесь и могу выбирать, что я хочу. Конечно, нам кажется, что всё именно так. Это обманчиво. «Мне стоит сесть сюда или туда? Я буду есть это или то?» – это ложная видимость, возникающая в нашей ментальной активности. Нет отдельного «я», наделённого подобной свободой воли. Понятие свободы воли основано на совершенно неправильном понимании нашей ментальной активности.

А что такое предопределённость? Это обманчивая видимость «я», которое сидит где-то тут и наблюдает, что происходит, но не способно это контролировать: «Боже мой, я потерял контроль! Я не могу влиять на происходящее!» Это воззрение предполагает, что всем управляет карма или божественное существо на небесах решило, что сегодня произойдёт, а я сижу здесь – жертва предопределённости.

Итак, обе позиции представляют собой крайности. И свобода воли, и предопределённость ошибочны. Помните, что означает слово «лишь» в определении ментальной активности: не существует отдельного «я», которое управляет возникновением ментальных голограмм и когнитивной вовлечённостью или наблюдает за этим процессом.

Что мы делаем и что переживаем зависит от множества факторов. У нас есть разные склонности: кармические склонности и склонности к разным состояниям, например к гневу, любви и так далее. Есть много разных типов склонностей. Также, как я говорил, не только ментальная активность познаёт объекты, но и личность: «Я это знаю». Не только ментальное сознание чувствует гнев: я чувствую гнев. Так что смысл не в том, что ментальная активность происходит без участия личности.

У нас может быть намерение обращаться с другим человеком хорошо или плохо, и это намерение сопровождает наше зрительное восприятие этого человека или мысли о нём или о ней. Это намерение возникает из-за множества обстоятельств: как этот человек вёл себя с нами раньше, в каком мы настроении, насколько сильна наша склонность быть добрыми или не очень добрыми, то есть из-за наших кармических склонностей. Есть так много факторов. Намерение не просто появляется в ментальной активности. Мы бы сказали: «У меня есть намерение», потому что «я» – это приписывание на основе ментальной активности. Дело не в том, что это намерение ни у кого не возникает или оно не возникает у вас. Оно возникает у меня. Так что я участвую в этом процессе и несу за него ответственность, но это и не свобода воли, и не предопределённость. Чтобы это понять, нужно очень много размышлений. Тем не менее очень важно понять, что мы действительно несём ответственность за свои действия. Смысл не в том, что у нас есть свободный выбор из множества пунктов меню, но и не в том, что мы ничем не управляем, а значит, не несём никакой ответственности.

Посвящение положительной силы

И к чему мы пришли в конце?

К чему мы пришли в конце занятия? К тому, что нужно посвятить положительную силу! Благодаря тому что мы слушали эти лекции, в нашем ментальном континууме накопилась некоторая положительная сила и появилось понимание. Надеюсь, все пришли сюда с хорошим намерением. Мы устанавливали его в начале: «Я хочу чему-нибудь научиться, что помогло бы мне приносить больше пользы другим». В идеале нам нужно было поддерживать эту мотивацию на протяжении лекции, не теряя ментальную хватку с помощью памятования. Даже если наше намерение и мотивация были не очень осознанными, я надеюсь, они присутствовали хотя бы на подсознательном уровне. Это тоже накапливает некоторую положительную силу.

Если эту положительную силу не посвятить просветлению, она просто поможет нам вести интересные беседы с другими людьми на эту тему. Это сделает нашу сансару лучше, у нас будут интересные разговоры за кофе. Возможно, люди будут считать нас умными или духовными. Но это сансара. Если же мы посвятим положительную силу просветлению: «Пусть она поможет всем ограниченным существам достичь просветления», она как минимум будет направлена на эту цель. Пусть даже мы не можем зародить мотивацию и сделать такое посвящение с бодхичиттой без усилий, если у нас как минимум будет бодхичитта с усилием, положительная сила всё равно будет направлена на просветление всех существ. То же самое касается и понимания, которое у нас появилось и которое мы тоже посвящаем.

Помните: мы говорим о системах. Это не просто «собрание» положительной силы или понимания: «Я добавил ещё одну марку в свой альбом». Что такое система? Это значит, что новая положительная сила и понимание объединяются со всем, что мы поняли и сделали раньше. Мы интегрируем всё это, пытаясь увидеть, как всё это друг с другом сочетается. Поэтому мы думаем: «Пусть это действие усилит системы положительной силы и глубокого осознавания, чтобы в конечном счёте они стали достаточно сильными, чтобы преодолеть препятствия». Таким образом, это посвящение – тоже ментальная активность. 

Существует ли тот, кто делает посвящение? Да, это я. Это делаю я, а не вы и не никто. Есть ментальная активность, но я тоже делаю посвящение. Это происходит благодаря моему решению? Что ж, а что такое решение? Решение не означает, что мы выбираем из меню, как будто существует «я», отдельное от всего остального. Эта ментальная активность сопровождается определённостью. Нерешительное колебание отсутствует: «Мне стоит сделать посвящение или, может быть, не нужно?» Присутствует уверенность: «Да, посвящаю!»

Откуда берётся определённость? Мы все вместе находимся в определённых обстоятельствах, и учитель сказал это сделать, и все остальные тоже это делают. Таковы обстоятельства. Слова посвящения, которые вы произносите, возникли в зависимости от обстоятельств и причин, а затем они были переведены на ваш язык, и это ещё одно обстоятельство. Если вы спросите, могли ли мы принять решение, присоединяться к остальным или нет, конечно, мы могли принять решение, но это ментальная активность, которая тоже возникает в силу причин и обстоятельств. Мы могли не присоединиться, подумав, что это глупо, или по другой причине. Но не существует «я», которое принимает решение независимо от причин и обстоятельств. Возможно, наши родители или друзья сказали: «Это глупо, не делай этого». Есть много причин и обстоятельств.

Всё возникает в зависимости от причин и обстоятельств. Ничто не происходит без причины. Кроме того, ничто не возникает из одной причины, которая определяла бы всё. У ментальной активности множество компонентов, и каждый находится под влиянием огромного количества факторов. Когда мы говорим о «зависимом возникновении», речь идёт об огромной системе переменных, благодаря которым мы смогли послушать лекцию в этом помещении. В том числе это произошло благодаря людям, построившим здание: мы бы здесь не сидели и не посвящали бы положительную силу, если бы это здание никто не построил. Когда мы думаем таким образом, наше сознание расширяется. 

Итак, делаем посвящение: пусть вся положительная сила и всё понимание, которые возникли благодаря этой лекции, становятся всё глубже и служат причиной того, чтобы не только я, но и все существа достигли просветлённого состояния будды ради всеобщего блага. Спасибо.

Любовь всегда будет сильнее ненависти

Артур Джексон написал это посвящение: «В течение 24 часов после трагической смерти его матери Шаронды Крис обнаружил, что произносит эти сильные, исполненные благодати слова… «Любовь сильнее ненависти».

Его мать и еще восемь человек были убиты во время изучения Библии в среду вечером в Чарльстоне, Южная Каролина. Что же так повлияло на жизнь этого подростка, что эти слова могли слететь с его уст и сердца?

Крис — верующий в Иисуса, чья мать «любила всех всем сердцем». Какое свидетельство! То, что сделал этот молодой человек, красноречиво говорило о его христианской вере. И это то, что нам нужно в современном мире.

Много лет назад, в 1960-х годах, была светская песня под названием «Сейчас миру нужна любовь, сладкая любовь… это единственное, чего слишком мало». Светское, но верное! Что, если бы все практиковали это? А что, если бы каждый христианин практиковал это? Что, если бы все были такими, как этот подросток?

Вот чего сегодня не хватает.

Слово НЕНАВИСТЬ — мощное слово; это означает «испытывать сильную или страстную неприязнь к (кому-либо)». Он уничтожает все, с чем соприкасается. И это разрушает человека, который носит его в своем сердце; ибо медленно, но верно он разрушается и ест и ест изнутри, пока не лишит их самой жизни; она лишает их личности, лишает их характера; он потребляет их; они как пустая оболочка.

НЕНАВИСТЬ разрушает браки, разрушает семейные отношения; она разрушает дружбу, разрушает церкви и братства; и я должен сказать, что нет места для этого в сердце христианина. Фактически, Библия говорит, что человек, который ненавидит, является убийцей, и в нем нет вечной жизни (1 Иоанна 3:15). Сказать «Я НЕНАВИЖУ» кого-то — это сильная вещь; это заявление, слава богу, что я не могу вспомнить, чтобы когда-либо говорил: «Я тебя ненавижу!» и я знаю, что не говорил этого с тех пор, как принял Иисуса Христа как своего Господа и Спасителя.

Я не позволю никому опустить меня до уровня, называемого НЕНАВИСТЬЮ… если с этим не справиться, это может повлиять на наше физическое здоровье; некоторые химические вещества организма выводятся из равновесия и могут вызвать такие заболевания, как рак, высокое кровяное давление, головные боли и другие телесные проблемы; плюс, из НЕНАВИСТИ никогда не выйдет ничего хорошего.

Если вы знаете кого-то, кто позволяет НЕНАВИСТИ покоиться в их груди, посмотрите, как она просто высасывает из них саму жизнь. Они даже не могут наслаждаться жизнью; это пустая трата времени! О, как мне жаль человека, в сердце которого таится ненависть и гнев. Те, кто несут НЕНАВИСТЬ, затемняют каждую комнату, в которую они входят; все может идти так хорошо, пока они не появятся и не убьют вечеринку!

Не знаю, как вы к этому отнесетесь, но я не хочу иметь ничего общего с НЕНАВИСТЬЮ. Я не хочу, чтобы это было в моем сердце, в моем доме, в моем районе, и, слава Богу, я точно не хочу этого в своей церкви! Это как рак, он распространяется, пока не уничтожит органы духовного тела

Я предпочел бы ЛЮБИТЬ людей. LOVEe сохраняет улыбку на вашем лице; вы хорошо спите по ночам; вы можете общаться с членами церкви; у вас есть уверенность, что ваши молитвы услышаны и услышаны; это держит вас в общении с Богом; это способствует вашему здоровью; вам не нужно избегать людей или переходить на другую улицу, когда вы видите, что они идут!

Могу с уверенностью сказать, что сейчас это то, что нужно миру. LOVEove покоряет мир и каждый раз побеждает ненависть! Если мы хотим что-то изменить, ЛЮБОВЬ — это оружие, которое нужно использовать, потому что вы не можете бороться с огнем огнем и завоевать мою общинную семью.

Зло ради зла разрушит любую единицу, любую семью, любую церковь и любое общество; Вышеупомянутый Крис, сын Шаронды, установил планку для всех христиан. Его модель — свидетельство; он мог разозлиться, возненавидеть человека, отнявшего у него мать; он мог бы раздуть пламя НЕНАВИСТИ, отомстить; и большинство людей не стали бы винить его.

Но, без сомнения, где-то в пути мать научила его тому, что в Библии сказано: «Мне отмщение; Я воздам, говорит Господь (Рим. 12:9)». Она научила его, что «Любовь сильнее ненависти!» Мартин Лютер Кинг-младший был современным примером этого христианского принципа; это (Любовь), которую он использовал во времена движения за гражданские права. Он сказал это, и я цитирую: «Любовь — единственная сила, способная превратить врага в друга».

Он также сказал: «Я верю, что последнее слово в реальности будет за безоружной правдой и безусловной ЛЮБОВЬЮ». И я согласен!

Неудивительно, что в Вашингтоне есть памятник ему. Неудивительно, что в 1964 году он получил Нобелевскую премию мира. Недаром в его честь назван праздник. Он не применял насилие, он не бил огонь огнем. И Иисус сказал: «Ибо все, взявшие (или живущие) мечом, мечом и погибнут (Мф. 26:52)»

Сегодня я говорю, что «любовь сильнее ненависти!» Кто-то должен проповедовать это по всей стране! На каждом холме и горе; от моря до сияющего моря! ЛЮБОВЬ разрушает стены; он удаляет расизм из сердца; он действует в МИРЕ и мирными средствами; ЛЮБОВЬ не разрушительна, и она добивается цели.

Преподобный Джордж Эллис — пастор миссионерской баптистской церкви Юнион-Гроув.

Ненависть сильнее любви? The Negative Bias – Himalayan Institute Online

Мой учитель сердито посмотрел на нас троих, сидевших напротив него. Затем он сказал вызывающим тоном, где-то между вопросом и утверждением: «Ненависть сильнее любви». В то время я не знал, что ответить: будет ли настаивание на том, что любовь сильнее, простым принятием желаемого за действительное? Зачем пытаться быть хорошим человеком, если ненависть сильнее?

С тех пор эти вопросы не дают мне покоя. Действительно ли ненависть сильнее любви? По прошествии лет я бесчисленное количество раз наблюдал, как ненависть зарождалась во мне и в других, рождаясь из ядовитой похлебки страха и гнева и обвиняя кого-то или что-то еще («Это несправедливо!»).

В мудрости йоги ненависть понимается как двеша , одна из клеш (несчастных случаев). Двеша коренится в невежестве ( авидья ) и переплетается с привязанностью ( рага ) и искаженная, ограниченная самоидентификация ( асмита ). Вместе эти четверо питаются и питаются глубоко укоренившимся, всепроникающим страхом потерять жизнь, средства к существованию и идентичность ( абхинивеша ). Болезненное состояние двеши не является неизбежным, но тем не менее мы цепляемся за него, так как полностью (и ошибочно) убеждены, что другого жизнеспособного выхода нет.

В мудрости йоги ненависть понимается как двеша , одна из клеш (несчастных случаев).

Но прежде чем осуждать себя или других за отсутствие бесстрашного, любящего, наполненного светом ума, подумайте вот о чем: склонность к негативу заложена в функционировании нашего ума. Это часть платы за вход — часть пакета человеческого бытия.

В современной психологии термин предвзятость к негативу описывает аспект этой идеальной бури страха и негативного мышления. С неврологической точки зрения страх и агрессия мотивируются автоматической реакцией на предполагаемую угрозу, хорошо известным феноменом «дерись, беги или замри», который заложен в нашей лимбической системе. Эта знакомая тройка реакций на стресс коренится в желании остаться в живых, а также жить хорошо и избегать всевозможных травм, включая нашу самооценку, самоидентификацию и эмоциональное благополучие.

Эта управляемая страхом мотивационная система, предназначенная для нашей защиты, включает миндалевидное тело, пару небольших структур глубоко в мозгу, которые являются центром примитивных эмоций, включая страх. И вот в чем дело: две трети клеток миндалины созданы для того, чтобы реагировать на неприятных переживаний. Миндалины гораздо быстрее и полнее реагируют на отрицательные, чем на положительные стимулы. Иными словами, «кнут» остается в памяти, а «пряник» производит гораздо меньше впечатления. Это оставляет вас предрасположенными к негативным интерпретациям и поспешным выводам, основанным на страхе.

Нетрудно понять, как мы могли оказаться с этой жесткой проводкой с отрицательным уклоном. С точки зрения эволюции, естественный отбор благоприятствует склонности к негативизму. Принять безопасную ситуацию за угрожающую может быть тяжело для вашей нервной системы, но это не так опасно, как противоположная ошибка — не распознавание угрозы. Сверхбдительная нервная система выживает, чтобы рождать унылых и обреченных детей; в среде «есть или быть съеденным» нервная система с положительным уклоном вскоре становится эволюционным тупиком.

Страх и ненависть подпитывают друг друга, но сам по себе страх не является достаточным основанием для ненависти. Девадатта Кали в своем комментарии к Шветашватара-упанишаде описывает дополнительный ингредиент, возвышающий страх до ненависти: «Страх, который сковывает, паша , не является спонтанной реакцией на опасность; скорее это культивируемое заблуждение, которое проявляется как враждебность и недоброжелательность по отношению ко всему, что воспринимается как отличное, незнакомое или угрожающее».

Знакомо? Мы культивируем и укрепляем наше невежество, наш эгоизм, наш страх и гнев, а также наши личные предпочтения, часто не осознавая, что мы делаем. Таким образом, ненависть затвердевает и пускает корни в глубине нашего существа, становясь неотъемлемой частью нашей идентичности и характера.

Йога предназначена для того, чтобы освободить нас от врожденных предубеждений, вызванных страхом, агрессией и ненавистью.

Ненависть также подпитывается другим мотивационным механизмом: системой вознаграждения, которая является целеустремленной системой поиска удовольствий. Эта система вознаграждения может мотивировать позитивные амбиции и достижения, а также, как описывает ее йога, привязанности и антипатии, которые заманивают нас в ловушку (все, от жажды признания и успеха до сильного пристрастия к наркотикам, или от неприязни к горошину или розовым волосам до ненависти ко всему миру). группы людей). Интенсивные симпатии и антипатии преобладают над нашей дискриминацией, что приводит к страху (потерять то, что мы имеем, или не получить то, что хотим), гневу («Как ты смеешь брать мою работу!») и ненависти (к предполагаемому виновнику страха). и гнев, который мы испытываем).

Когда нам удается отключить системы угроз и поощрений, вступает в действие третий мотивационный механизм — система социального взаимодействия. Возможно, вы знаете ее как систему заботы и дружбы или отдыха и переваривания. Как следует из названия, система социального взаимодействия способствует развитию семейных связей, сообществ, культур и сетей, которые защищают и воспитывают нас на всех уровнях. Работа на общее благо, эмпатия и сострадание могут процветать в этой среде.

Но, как вы, возможно, уже поняли, и кнут, и пряник могут превзойти систему социального взаимодействия. Это означает, что маловероятно вести себя хорошо со своими друзьями и соседями, когда вы находитесь под влиянием оборонительных стратегий. Несмотря на благие намерения, отдельному человеку или даже целой культуре не так уж трудно попасть под влияние демагогов, разжигателей ненависти и распространителей самодовольного гнева.

Наконец, хорошие новости: йога предназначена для того, чтобы освободить нас от этого врожденного предубеждения, вызванного страхом, агрессией и ненавистью, а также от тирании системы вознаграждения. Физические, умственные и жизненные практики йоги работают с нервной системой, чтобы снизить неконтролируемую реакцию на стресс и нарушить привычные потоки мыслей, которые вызывают и поддерживают негативные реакции. Мы получаем представление о наших моделях мышления и чувств, и при длительной практике мы учимся тренировать ум и нервную систему сохранять невозмутимость перед лицом как положительных, так и болезненных жизненных переживаний. Мы начинаем терпеть сложные ситуации с выгодной позиции, которая включает в себя благополучие и чувства других, а также наши собственные высшие ценности.

«Никогда не позволяйте своему мозгу и низшему разуму подрывать ваши убеждения и ваш высший разум, ваш буддхи», — предостерегает мой учитель. «Ваш мозг и низший разум должны служить вашему высшему разуму, вашему творчеству, вашей страсти и вашим ценностям». Когда мы начинаем жить расслабленной и вдумчивой жизнью, умело управляя системами мотивации низшего ума и связывая себя с высшей целью жизни, мы развиваем эмпатию, сострадание и беспечальный, наполненный светом ум йога.

Так ненависть сильнее любви? После 20 лет размышлений я думаю, что у меня есть ответ: это зависит от обстоятельств. Для Далай-ламы, который всю жизнь культивировал в себе любящую доброту, и для таких, как мой учитель, владеющих своим разумом и нервной системой, любовь сильнее ненависти. Однако для многих других в мире не так много. Это поворачивает зеркало обратно на нас самих.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *