Булгакова елена: Колдунья / Елена Булгакова | Страстной бульвар, 10

Содержание

Михаил Булгаков | Круг общения

Елена Сергеевна Булгакова (урожденная Нюрнберг (Нюренберг), по первому мужу — Неелова, по второму мужу — Шиловская) (1893—1970), третья жена писателя и драматурга Михаила Булгакова (1932—1940). После его смерти замуж не выходила. По условиям завещания от 10 октября 1939 года осталась единственной наследницей имущества и авторского права Михаила Булгакова (впоследствии наследниками стали ее дети от предыдущего брака). Елена Сергеевна считается основным прототипом персонажа Маргариты в романе «Мастер и Маргарита».

Елена Сергеевна родилась 21 октября (2 ноября) 1893 года в Риге. Род Нюренбергов в России ведет свое происхождение от еврея-ювелира Нюренберга, приехавшего в Житомир в 1768 году в числе немецких переселенцев, приглашенных Екатериной II. Отец Елены Сергей Маркович (Шмуль-Янкель) Нюренберг (1871—1933) был сыном мелкого бердичевского торговца Мордко Лейба Нюренберга. В середине 1880-х годов Шмуль-Янкель перешел в лютеранство, а в 1889 году, накануне брака с Александрой Александровной Горской (в браке — Нюрнберг), дочерью православного священника, принял православие. В 1892-м он закончил гимназию в Дерпте (ныне — Тарту в Эстонии) и вскоре перебрался в Ригу. Там он работал учителем, а потом податным инспектором и активно сотрудничал с местными газетами. Елена Булгакова в Риге окончила гимназию, в 1915 году вместе с родителями переехала в Москву (после 1917 года родители вернулись в Ригу). В своей автобиографии она писала: «Я научилась печатать на машинке и стала помогать отцу в его домашней канцелярии, стала печатать его труды по налоговым вопросам».

В декабре 1918 года Елена вышла замуж за Юрия Мамонтовича Неелова (1894—1935), сына знаменитого артиста Мамонта Дальского (1865—1918). Неелов служил в центральном аппарате РККА, в июне 1920-го его отправили в 16-ю армию Западного фронта, где он стал адъютантом командующего Н.В. Сологуба. В сентябре 1919 года исполняющим обязанности начальника штаба 16-й армии стал бывший кадровый офицер Евгений Александрович Шиловский (1889—1952), он был знаком с Нееловым еще по Москве.

Через год, в сентябре 1920-го, Юрия Неелова отправили в штаб Западного фронта, а в декабре откомандировали на Южный фронт. Его жена Елена осталась в Минске с Евгением Шиловским. Осенью 1921 года в Москве они официально поженились. Елена Сергеевна вспоминала: «Это было в 1921 году в июне (или июле). Мы с Евгением Александровичем пришли к патриарху, чтобы просить разрешения на брак. Дело в том, что я с Юрием Мамонтовичем Нееловым (сыном Мамонта Дальского), моим первым мужем, была повенчана, но не разведена. Мы только в загсе оформили развод. Ну, и надо было поэтому достать разрешение на второй церковный брак у патриарха. Когда Евгений Александрович высказал свою просьбу, — улыбнулся и рассказал какой-то остроумный анекдот не то о двоеженстве, не то о двоемужестве, — не помню, к сожалению. И дал, конечно, разрешение».

К тому времени Шиловский был назначен преподавателем оперативного искусства в Военной Академии РККА. В 1921 году у Шиловских родился сын Евгений (1921—1957), а в 1926 г. — Сергей (1926—1975). Евгений Шиловский успешно продвигался по служебной лестнице. В 1922—1928-х он был начальником учебного отдела, помощником начальника Военной академии имени Фрунзе, в 1928—1931-х — начальником штаба Московского военного округа, а с 1931 года — начальником штаба Военно-Воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. В 1937-м был переведен на ту же должность в Академию Генштаба. В 1939 г. он получил звание профессора, а в 1940-м — генерал-лейтенанта.

В своей семейной жизни Елена Сергеевна, несмотря на внешнее благополучие, явно скучала, в письме сестре Ольге Бокшанской в ноябре 1923 года она писала: «Ты знаешь, я страшно люблю Женю большого, он удивительный человек, таких нет, малыш самое дорогое существо на свете, — мне хорошо, спокойно, уютно. Но Женя занят почти целый день, малыш с няней все время на воздухе, и я остаюсь одна со своими мыслями, выдумками, фантазиями, неистраченными силами. И я или (в плохом настроении) сажусь на диван и думаю, думаю без конца, или — когда солнце светит на улице и в моей душе — брожу одна по улицам».

В феврале 1929 года Елена Сергеевна познакомилась с Михаилом Булгаковым. Спустя много лет она рассказывала: «Я была просто женой генерал-лейтенанта Шиловского, прекрасного, благороднейшего человека. Это была, что называется, счастливая семья: муж, занимающий высокое положение, двое прекрасных сыновей. Вообще все было хорошо. Но когда я встретила Булгакова случайно в одном доме, я поняла, что это моя судьба, несмотря на все, несмотря на безумно трудную трагедию разрыва. Я пошла на все это, потому что без Булгакова для меня не было ни смысла жизни, ни оправдания ее… Это было в 29-м году в феврале, на масляную. Какие-то знакомые устроили блины. Ни я не хотела идти туда, ни Булгаков, который почему-то решил, что в этот дом он не будет ходить. Но получилось так, что эти люди сумели заинтересовать составом приглашенных и его, и меня. Ну, меня, конечно, его фамилия. В общем, мы встретились и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае, с моей стороны, любовь на всю жизнь.

Потом наступили гораздо более трудные времена, когда мне было очень трудно уйти из дома именно из-за того, что муж был очень хорошим человеком, из-за того, что у нас была такая дружная семья. В первый раз я смалодушествовала и осталась, и я не видела Булгакова двадцать месяцев, давши слово, что не приму ни одного письма, не подойду ни разу к телефону, не выйду одна на улицу. Но, очевидно, все-таки это была судьба. Потому что когда я первый раз вышла на улицу, то встретила его, и первой фразой, которую он сказал, было: «Я не могу без тебя жить». И я ответила: «И я тоже». И мы решили соединиться, несмотря ни на что. Но тогда же он мне сказал то, что я не знаю почему, приняла со смехом. Он мне сказал: «Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках» … И я, смеясь, сказала: «Конечно, конечно, ты будешь умирать у меня на…». Он сказал: «Я говорю очень серьезно, поклянись». И в результате я поклялась».

В сентябре 1929 года Булгаков посвятил Елене Шиловской повесть «Тайному другу». В 1931 году об их связи узнал ее муж. О разговоре Шиловского с Булгаковым вспоминает Марика Чмшкян: «Тут такое было! Шиловский прибегал, грозил пистолетом…» Шиловский заявил, что в случае развода детей не отдаст, и тем вынудил жену на время порвать с Булгаковым. Возобновление их отношений относится к сентябрю 1932-го. На последнем листе парижского издания «Белой гвардии» Булгаков зафиксировал: «А решили пожениться в начале сентября 1932 года. 6.IX.1932 г.»

Евгений Шиловский согласился дать жене развод. В начале сентября он написал ее родителям о разрыве: «Дорогие Александра Александровна и Сергей Маркович! Когда Вы получите это письмо, мы с Еленой Сергеевной уже не будем мужем и женой. Мне хочется, чтобы Вы правильно поняли то, что произошло. Я ни в чем не обвиняю Елену Сергеевну и считаю, что она поступила правильно и честно. Наш брак, столь счастливый в прошлом, пришел к своему естественному концу. Мы хорошо прожили целый ряд лет и были очень счастливы. Я бесконечно благодарен Люсе за то огромное счастье и радость жизни, которые она мне дала в свое время. Я сохраняю самые лучшие и светлые чувства к ней и к нашему общему прошлому. Мы расстаемся друзьями». Официально брак с Шиловским был расторгнут 3 октября 1932 года, и на следующий же день был заключен брак с Михаилом Афанасьевичем, Елена Сергеевна взяла фамилию Булгакова. После развода старший сын Женя остался жить с отцом, а младший младший Сережа с матерью переехал в дом Михаила Булгакова, который принял его как родного. Позднее Шиловский помогал своей бывшей жене и сыну.

Елена Сергеевна с 1 сентября 1933 года начала вести дневник, который в настоящее время является одним из самых важных источников биографии Булгакова (сам он, после конфискации ОГПУ в 1926 году дневника, больше его не вел). Она вела его в течение семи лет, до самой смерти писателя. Она посвятила себя мужу и его работе. 14 марта 1933-го Булгаков передал жене доверенность на заключение договоров с издательствами и театрами по поводу своих произведений, а также на получение авторских гонораров. Елена Сергеевна печатала под диктовку все произведения писателя, редактировала их, составляла договоры с театрами, вела переговоры с нужными людьми, занималась корреспонденцией.

После смерти Булгакова Елена Сергеевна унаследовала квартиру в Нащокинском переулке и права на литературные и драматические произведения. Она настойчиво трудилась над публикацией произведений Булгакова, в связи с этим неоднократно обращалась в самые высокие инстанции, в том числе лично к И. В. Сталину. Помимо работы с творческим наследием Булгакова Елена Сергеевна занималась и переводами. Ей принадлежат переводы с французского романов Густава Эмара, Жюля Верна и книги Андре Моруа «Лелия, или Жизнь Жорж Санд».

«Несмотря на все, несмотря на то, что бывали моменты черные, совершенно страшные, не тоски, а ужаса перед неудавшейся литературной жизнью, если вы мне скажете, что у нас, у меня была трагическая жизнь, я вам отвечу: нет! Ни одной секунды. Это была самая светлая жизнь, какую только можно себе выбрать, самая счастливая. Счастливее женщины, какой я тогда была, не было…» — писала Елена Сергеевна в 1950-е годы.

В 1952 году Елена Сергеевна установила на могиле мужа большой черный камень «голгофа», лежавший на могиле Н.В. Гоголя в Даниловском монастыре. Из книги Елены Сергеевны «Воспоминания о Михаиле Булгакове»: «До начала 50-х годов на могиле Булгакова не было ни креста, ни камня — лишь прямоугольник травы с незабудками да молодые деревца, посаженные по четырем углам надгробного холма. В поисках плиты или камня Е.С. захаживала в сарай к гранильщикам и подружилась с ними (она вообще легко сходилась с простыми людьми — малярами, штукатурами). Однажды видит: в глубокой яме среди обломков мрамора, старых памятников мерцает огромный черный ноздреватый камень. «А это что?» — «Да Голгофа». — «Как Голгофа?» Объяснили, что на могиле Гоголя в Даниловском монастыре стояла Голгофа с крестом. Потом, когда к гоголевскому юбилею 1952 года сделали новый памятник, «Голгофу» за ненадобностью бросили в яму. «Я покупаю», — не раздумывая сказала Е.С. «Это можно, — отвечают ей, — да как его поднять?» — «Делайте что угодно, я за все заплачу… Нужны будут мостки, делайте мостки от сарая к самой могиле… Нужны десять рабочих — пусть будут десять рабочих…» Камень перевезли, и глубоко ушел он в землю над урной Булгакова. Стесанный верх без креста, со сбитой строкой из Евангелия, — он выглядел некрасиво. Тогда всю глыбу перевернули — основанием наружу».

В письме к брату писателя Николаю Афанасьевичу Булгакову от 7 сентября 1962 года Елена Сергеевна обещала: Я делаю все, что только в моих силах, для того, чтобы не ушла ни одна строчка, написанная им, чтобы не осталась неизвестной его необыкновенная личность. Это — цель, смысл моей жизни. Я обещала ему многое перед смертью, и я верю, что я выполню все.

Первый сборник из двух булгаковских пьес, «Дни Турбиных» и «Александр Пушкин», Булгаковой удалось издать только после смерти Сталина в 1955 году. Она сохранила обширный булгаковский архив, большую часть которого передала в Государственную библиотеку СССР им. В.И. Ленина (ныне Российская Государственная библиотека), а меньшую — Институту русской литературы АН СССР (Пушкинскому Дому). Ей удалось добиться публикации «Театрального романа» и «Мастера и Маргариты», переиздания в полном виде «Белой гвардии», «Записок юного врача», издания большинства пьес.

Елена Сергеевна умерла 18 июля 1970 года на 77-м году жизни, пережив троих мужей и старшего сына Евгения. Похоронена она на Новодевичьем кладбище рядом с мужем под гоголевской «голгофой».

Александра Александровна Нюренберг (Горская), мать Е.С. Булгаковой

Сергей Маркович Нюренберг, отец Е. С. Булгаковой

Александр Сергеевич Нюренберг (1890—1963), брат Е.С. Булгаковой, офицер-артиллерист 15-го Мортирного дивизиона. 1916 г.

Семья Нюренбергов: С.М. Нюренберг с дочерью Еленой, Александра Александровна Нюренберг с дочерью Ольгой. 1890-е гг.

Люся Нюренберг, будущая Елена Булгакова. Рига. 1907 г.

Елена Сергеевна — еще Шиловская. 1920-е годы

Чета Шиловских

Е.С. Шиловская с сыном Женей и с няней Екатериной Ивановной Буш. 1920-е гг.

Евгений Александрович Шиловский, второй муж Е.С. Булгаковой. 1930-е гг.

Елена Сергеевна в спектакле домашнего театра

Елена Сергеевна и Михаил Афанасьевич Булгаковы

Елена Сергеевна и Михаил Афанасьевич Булгаковы

В Лебедяни. Июль 1938 г. Реставрация Юрия Кривоносова

Елена Сергеевна Булгакова (1940-е)

Елена Сергеевна Булгакова (1960-е)





















Елена Сергеевна Булгакова после смерти мужа


Она была женой – и музой – замечательного писателя и еще при жизни стала мифом. Без нее не было бы и Маргариты (или она стала бы совсем иной – в булгаковской героине запечатлены черты и судьба реальной, любимой писателем женщины). Не будь ее забот, иначе сложились бы и жизнь Булгакова, и судьба его литературного наследия. О Елене Сергеевне рассказывает ее внук, президент Фонда М.А. Булгакова Сергей Шиловский.


«…Маргарита была женою очень крупного специалиста, к тому же сделавшего важнейшее открытие государственного значения. Муж ее был молод, красив, добр, честен и обожал свою жену…» М. Булгаков, «Мастер и Маргарита»


– О том, что Елена Сергеевна Булгакова была прообразом Маргариты, знают решительно все. Некоторые слышали и о том, что до этого она была замужем за видным военным ученым, генералом Шиловским. А вот о том, что первым браком она была замужем за сыном последнего великого русского трагика и вождя анархистов Мамонта Дальского, известно немногим…


– Я о первой, ранней любви Елены Сергеевны тоже почти ничего не знаю: она прошла и не оставила следа. Мой дед был штабс-капитаном царской армии, потом он перешел к красным и стал командармом, а первый муж бабушки являлся его подчиненным. Уводить жену у младшего по званию дурной тон, но дед очень сильно влюбился – и Елена Сергеевна оставила мужа. Они переехали в Москву, у нее родился сын, потом второй, бабушка ушла в заботы о детях. Дед считался видным военспецом, занимал высокий пост и был очень обеспеченным человеком. А Елена Сергеевна стала одной из самых ярких светских дам советской Москвы. Для этого у нее были все основания.


Бабушка родом из Риги, ее девичья фамилия Нюренберг. Ее родители немецких кровей: мать до революция была домохозяйкой, отец – служащим. Они дали дочери прекрасное образование: Елена Сергеевна в совершенстве владела тремя языками и была великолепно воспитана. К тому же она была человеком совершенно необыкновенного обаяния. Ее жизни могли бы позавидовать многие – дом, где жила вся верхушка РККА, от Уборевича до Тухачевского, приемы, успешная карьера деда. ..


– Он ведь был заместителем начальника Академии Генштаба?


– Он был и ее начальником, а перед войной некоторое время возглавлял Генеральный штаб.


Но важнее, мне кажется, другое – дед был доброжелательным и очень порядочным человеком. У него со всеми были очень хорошие отношения, он старался никому не причинять вреда. В конце войны он носил погоны генерал-лейтенанта, а ему присвоили генерал-полковника и назначили на должность, где он был должен подписывать смертные приговоры. Дед отказался, был разжалован в генерал-майоры, отстранен от военной оперативной работы и отправлен преподавать в Академию Генерального штаба. Там он опять получил генерал-лейтенанта и проработал в Академии всю оставшуюся жизнь.



Вы только представьте: двадцатые годы, молодой красный генерал планирует войну против мирового капитала, а в Рязанской губернии стоит его бывшая усадьба, и в доме висит княжеский герб! После войны Евгений Александрович приехал в имение вместе с моим отцом (просто так, посмотреть, что там происходит), и колхозники начали ломать шапки:


– Молодой барин приехал!


Их брак был удачен, но произошло невероятное: Елена Сергеевна бросает семью и идет на все условия дедушки. Они делят детей – старший остается с ним, младший, мой отец, у Елены Сергеевны. А детей она любила фанатически – я сужу об этом по тому, что часть этой любви перешла на меня.


С восьмилетним ребенком она уходит к бедняку, не имеющему даже своей квартиры.


«Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!» М. Булгаков, «Мастер и Маргарита»


– Рассказывали ли в семье, как познакомились Елена Сергеевна и Михаил Афанасьевич?


– Есть несколько версий. По одной они познакомились на Масленице, у совершенно чужих людей. По другой – у близких знакомых на блинах. Есть и третья версия, связанная с определенной датой, – и та не попадает ни на блины, ни на Масленицу.


У них были общие знакомые. Во МХАТе шли «Дни Турбиных», а сестра Елены Сергеевны была секретарем Немировича-Данченко, и бабушка знала, что Булгаков начинающий, но популярный писатель.


Они познакомились, буквально через день поехали кататься на лыжах – и завязался роман. Муж об этом узнал и потребовал, чтобы их встречи прекратились. Они расстались, встретились только через полтора года – и поняли, что жить друг без друга не могут.


– Сейчас мы знаем, что Михаил Афанасьевич гений, но в двадцатые годы об этом можно было только догадываться. А у мужа было решительно все – и прекрасная внешность, и ум, и положение. Чем Булгаков побил эту карту? Как он ухаживал? Каким он был?


– Дело, по-моему, в том, что Елена Сергеевна почувствовала его гениальность. А как он за ней ухаживал… Он ее веселил. Это продолжалось всю жизнь – Михаил Афанасьевич писал ей уморительные записочки, рисовал карикатуры, вырезал из газет фотографии, переклеивал их и комбинировал со смешными комментариями. Он замечательно рассказывал анекдоты и умел быть душой компании – к ним постоянно приходили гости. Сначала был стол-фуршет, затем Булгакова просили почитать. И все сидели полночи, слушая то, что он сегодня написал.


– Все это было потом – а на блинах (или на Масленице) советская гранд-дама встретилась с нищим писателем – и у обоих переломилась жизнь…


– Дело в том, что любовь рациональному объяснению не подлежит.


Елена Сергеевна ушла от мужа – и ей стало очень непросто жить. Бабушке пришлось заниматься бытом, и она свыклась с этим так, что служение Михаилу Афанасьевичу стало смыслом ее жизни.


– Ходили истории об объяснении вашего дедушки и Булгакова, о вынутом револьвере, о том, что выстрелить Евгению Александровичу Шиловскому помешало только то, что Елена Сергеевна была рядом, за деревьями…


– Елена Сергеевна рассказывала, что муж сказал ей: «Я убью его». За это и уцепились. И стали додумывать то, чего на самом деле не было. По одной версии при этих словах якобы он достал револьвер. По другой Елена Сергеевна бросилась на револьвер с криком: «Не надо!» Однако я точно знаю, что они продолжали общаться и после развода, ее старший сын все время был в доме Булгакова, с мамой. Когда в тридцатые-сороковые годы отец познакомился с моей будущей матерью, ее представляли Шиловскому. Он и на свадьбе был.


– Согласно легенде, умирающий Булгаков говорил жене: «Скажи Евгению, чтобы он дал мне револьвер».


– Так оно и было. Но с дедом он не общался: Булгаков ничего против него не имел, зато тот не простил обиды. Речь шла не столько о револьвере Шиловского, сколько о револьвере вообще – он просил Елену Сергеевну прекратить его муки.


«…Мастер и незнакомка полюбили друг друга так крепко, что стали совершенно неразлучны». М. Булгаков, «Мастер и Маргарита»


– Со стороны кажется, что Булгаков и Елена Сергеевна прожили вместе всю жизнь. А ведь это не так – их брак был короток…


– Они жили вместе около восьми лет. Познакомились в тысяча девятьсот двадцать восьмом – двадцать девятом, поженились в тридцать втором, а в сороковом году он умер. Это был самый насыщенный период в жизни бабушки: Булгаков писал, а всем остальным – переговорами с театрами, редактурой, печатанием – занималась она. Благодаря этому Михаил Афанасьевич освободился от рутинной работы, которой терпеть не мог.



Булгаков был не только гениальным писателем, но и хорошим врачом. Он прекрасно понимал, что с ним сделает гипертония. Михаил Афанасьевич практически предугадал дату своей смерти и подробно описал бабушке то, что с ним будет дальше:


– Готовься, ты со мной будешь мучиться. Сначала у меня пропадет зрение, затем начнутся провалы в сознании…


Потом были страшные тридцать девятый и сороковой годы. Он умирал, впадал в беспамятство, снова приходил в себя и в минуту просветления сказал, что все, что он написал, было сделано ради Елены Сергеевны:


– Я жалею только о том, что мои книги никто не прочтет.


И она ответила:


– Я обещаю тебе, что твои произведения будут напечатаны.


Это казалось совершенно несбыточным ей самой. Булгаков находился под запретом, даже самые близкие люди говорили, что его никогда не будут печатать.


– Но обещание тем не менее сбылось.


– Сбылось благодаря Елене Сергеевне.


Она посвятила свою жизнь тому, чтобы произведения Булгакова увидели свет, а как ей это удалось, не знает никто. Я помню длительные переговоры, встречи, обещания. Немного надежды – и провал. А затем все начинается снова.


В ее доме бывал весь МХАТ, от Качалова до Софьи Станиславовны Пилявской – с ней она дружила до последних лет жизни. Здесь бывали Паустовский, Симонов, Ахматова, Раневская, Рихтеры, Солженицын, Лакшин. Все они потихонечку ей помогали – и в шестидесятые годы вышел первый булгаковский сборник. Более счастливого человека, чем Елена Сергеевна, невозможно было найти. У нас дома оказалась чуть ли не половина тиража – она надписывала книги и рассылала их друзьям.


А в шестьдесят шестом году случилось невероятное – удалось напечатать «Мастера и Маргариту» в журнале «Москва».


Я тогда жил у Елены Сергеевны – она была больна и не вставала с постели. Под вечер нам привезли мокрые гранки, их нужно было срочно отредактировать и подписать. Елена Сергеевна лежала с очень высокой температурой, временами впадая в беспамятство, но мои родители куда-то уехали, и вся работа по сверке текста легла на наши плечи. Она заняла сутки: я читал гранки вслух, в силу своего малого возраста путаясь в библейских именах, а Елена Сергеевна редактировала «Мастера и Маргариту». Для этого ей не были нужны рукописи Михаила Афанасьевича – она знала роман наизусть.




Е.С. Булгакова, фото 1960-х гг.


«Москва» почти не поступала в киоски, а то, что в них попало, читающая публика моментально смела. Люди искали номера с «Мастером» по всему городу, по рукам ходили фотокопии, вскоре появился и журнал с вклеенными в него цензорскими купюрами. А полный текст книги вышел только в семидесятые.


В шестьдесят девятом Елене Сергеевне впервые разрешили выехать за границу. К этому моменту Булгакова уже издали и в Германии, и во Франции – причем без ее разрешения. Как это произошло, осталось неясным.


Дело в том, что приходить к ней и читать произведения Булгакова разрешалось всем, но никто не мог вынести из дома хотя бы страницу текста. Изучающий творчество Михаила Афанасьевича студент мог сидеть у нее двое суток (его к тому же поили и кормили). А выпускать из дома рукописи она отказывалась – до тех пор, пока те не будут напечатаны.


– На что же Елена Сергеевна жила?


– Жить ей было не на что. Она работала машинисткой, выйдя на пенсию, занималась переводами. В серии «Классики мировой литературы» был напечатан роман Жорж Санд – его переводила она. По действовавшему тогда наследственному праву авторский гонорар можно было получать в течение двадцати пяти лет после смерти писателя. Булгаков умер в сороковом, издавать его стали в середине шестидесятых.


В ее доме не было особого достатка, но не проходило дня, чтобы у нее не гостил кто-то, изучающий творчество Булгакова. И у гостей складывалось впечатление, что они попали в очень зажиточный дом – более хлебосольного (и хорошо готовившего) человека было не сыскать.


– У Елены Сергеевны были какие-нибудь пристрастия?


– Она очень любила театр. На мхатовские «Мертвые души», инсценировку для которых написал Булгаков, мы ходили чуть ли не каждую неделю.


– Михаил Афанасьевич и сам был талантливым актером.


– Да, это так. Когда заболел артист, игравший судью в «Пиквикском клубе», он его заменил. Сидевший в зале Станиславский не узнал Булгакова. «Кто это? Какой хороший актер!» – воскликнул он.


Но и Елена Сергеевна была очень талантливой актрисой. Все ее истории были разыграны по ролям, она абсолютно точно и остро воспроизводила чужие интонации.


«…Я позволю себе смелость посоветовать вам, Маргарита Николаевна, никогда и ничего не бояться». М. Булгаков, «Мастер и Маргарита»


– Многие считали, что в Елене Сергеевне было то же мистическое начало, что и в булгаковской Маргарите…


– Лакшин вспоминал, как он позвонил ей по телефону ранним утром, боясь разбудить, и сказал, что бабушке надо срочно прийти в издательство – есть возможность напечатать какую-то из вещей Михаила Афанасьевича. Он положил трубку, и через пятнадцать минут Елена Сергеевна появилась у него в кабинете – накрашенная и свежая.


– Как же вы так быстро до меня добрались?


– На метле.


Бабушка шутила – но в то, что у нее есть прямой контакт с покойным Михаилом Афанасьевичем, она верила свято. По вечерам Елена Сергеевна рассказывала ему о том, что сделала за день, какие были новости, чего она ждет от будущего. Спрашивала у него советов – и считала, что получает ответы. Самое удивительное то, что они часто сбывались.




1961 г.


Елена Сергеевна считала, что зло наказуемо – и с людьми, обращавшимися к наследию Михаила Афанасьевича с нечистыми намерениями, действительно происходили странные вещи. У них пропадали рукописи, они проезжали те остановки, где у них были назначены важные встречи. Это продолжается и по сей день.


– А как Елена Сергеевна относилась к экранизациям Булгакова?


– Очень скептически. Ей не нравилось, что кто-то будет вторгаться в его произведения, изменять текст. «Мастера и Маргариту» хотели снимать и Алов с Наумовым, и Таланкин, и Климов. Она брала в руки сценарий, и я видел, как у нее вытягивается лицо.


– Ты еще не прочла, а тебе уже не нравится!


– Если бы Миша хотел написать пьесу или сценарий, он бы их и написал.


А что с ней произошло сначала, когда она прочитала сценарий фильма «Бег» режиссеров Алова и Наумова и увидела мудрого и благородного Фрунзе! (Создатели ленты оказались в безвыходном положении – без Фрунзе не было бы фильма. )


Эфросовский «Мольер», где играл Любимов, считается шедевром – а Елене Сергеевне телеспектакль совсем не понравился…


Вы обратили внимание, что я постоянно называю ее Еленой Сергеевной? Дело в том, что в доме к ней обращались именно так, и я никогда не называл свою бабушку бабушкой. Она была похожа не на бабушку, а на друга – и поможет, и расскажет, и денег подбросит, а если надо – одернет…


У Елены Сергеевны было домашнее имя Тюпа, а что это такое, я до сих пор не знаю.


– А с предыдущей женой Михаила Афанасьевича у Елены Сергеевны были какие-то отношения?


– Отношения были, хоть и не очень теплые. Когда Елена Сергеевна устраивала булгаковские вечера, она ее приглашала, и та приходила. Не скажу, что они при этом целовались: главной музой Михаила Афанасьевича каждая из них считала себя. Однако похоронена вместе с ним была Елена Сергеевна.


…Вам известна эпопея с булгаковским могильным камнем? Михаил Афанасьевич считал Гоголя своим учителем и кумиром: его надгробный камень находился на Новодевичьем, где был похоронен и Булгаков. А потом советское правительство решило этот камень убрать – Гоголю поставили целый памятник. Елена Сергеевна увидела камень и сказала: «Берите все что хотите, только отдайте его нам». Гоголевское надгробие, кусок невероятно твердого, чуть ли не метеоритного материала, до сих пор стоит на могиле Булгакова.


Мы с Еленой Сергеевной ездили на кладбище по субботам и воскресеньям, сажали на могиле Михаила Афанасьевича бегонии – причем только ярко-красного цвета. Она умерла в семидесятом году и лежит рядом с ним, а над ней цветут ее любимые красные цветы…


Источник: Избранное


Читайте также:

  • Роман с ведьмой. История любви Елены и Михаила Булгаковых
  • Булгаков и Маргариты
  • Мифология Булгакова: что правда, а что нет

Елена Сергеевна Булгакова (1893-1970) — Памятник «Найди могилу»

Мемориал успешно обновлен.

Ага, никакой рекламы! Мемориал был успешно спонсирован.

Ваши предложения отправлены и будут рассмотрены менеджером мемориала.

Ваше редактирование не содержит изменений по сравнению с оригиналом.

Спасибо! Предложенное вами слияние отправлено на рассмотрение.

Теперь вы являетесь управляющим этого мемориала.

Спасибо за помощь в поиске могилы!

Запрос фото успешно отправлен.

Запрос на фотографию успешно удален.

Не удалось удалить запрос на фото. Попробуйте позже.

Мемориал успешно перенесен

Как менеджер этого мемориала вы можете добавить или обновить мемориал, используя кнопку Редактировать ниже. Узнайте больше об управлении мемориалом .

Запрос на фотографию выполнен.

Вы уверены, что хотите сообщить администраторам об этом цветке как оскорбительном или оскорбительном?

Об этом цветке было сообщено, и он не будет отображаться во время проверки.

Не удалось сообщить о цветке. Попробуйте позже.

Вы уверены, что хотите удалить этот цветок?

Не удалось удалить цветок. Попробуйте позже.

Вы уверены, что хотите удалить этот мемориал?

Не удалось удалить мемориал. Попробуйте позже.

Проблема #index#:
Детали:
Сообщил:
Сообщено:

При удалении этой проблемы произошла ошибка. Попробуйте позже.


Проблема:

Управление кладбища не имеет записей об этом человеке Управление кладбища подтвердило, что это захоронение не опознаноЯ обыскал все кладбище и не смог найти могилуЯ обыскал указанный участок или участок и не смог найти могилуЭто захоронение находится в частной собственности или иным образом недоступенДругая проблема

Пожалуйста, выберите проблему

Детали:

Какой мемориал вы считаете дубликатом Елена Булгакова (115044887)?

Мы просмотрим мемориалы и решим, следует ли их объединить. Узнайте больше о слияниях .

ID мемориала

Недействительный мемориал

Пожалуйста, введите действительный ID мемориала

Вы не можете объединить мемориал сам с собой

Мемориал уже объединен

Мемориал уже удален

Вы уверены, что хотите удалить это фото?

Не удалось удалить фото. Попробуйте позже.

Закрывать

Добро пожаловать на страницу мемориала «Найди могилу»

Узнайте, как максимально использовать мемориал.

или больше не показывай — я хорошо разбираюсь во всем

Фотография на обложке и важная информация

Быстро узнайте, кому посвящен мемориал, когда они жили и умерли и где похоронены.

Фотографии

Для мемориалов с более чем одной фотографией дополнительные фотографии появятся здесь или на вкладке фотографий.

Вкладка «Фотографии»

Все фотографии отображаются на этой вкладке, и здесь вы можете изменить порядок сортировки фотографий на памятниках, которыми вы управляете. Чтобы просмотреть фотографию более подробно или отредактировать подписи к фотографиям, которые вы добавили, щелкните фотографию, чтобы открыть средство просмотра фотографий.

Цветы

Цветы, добавленные к мемориалу, отображаются внизу мемориала или здесь, на вкладке Цветы. Чтобы добавить цветок, нажмите кнопку Оставить цветок .

Члены семьи

Здесь будут отображаться члены семьи, связанные с этим человеком.

Связанные поиски

Используйте ссылки под номером Подробнее… для быстрого поиска других людей с такой же фамилией на том же кладбище, в городе, округе и т. д.

Спонсор этого мемориала

Удалите рекламу с мемориала, спонсировав его всего за 5 долларов. Мемориалы, ранее спонсируемые или известные мемориалы, не будут иметь этой опции.

Поделиться

Поделитесь этим мемориалом в социальных сетях или по электронной почте.

Сохранить в

Сохранить в Древе предков, на виртуальном кладбище, в буфер обмена для вставки или печати.

Изменить или предложить изменить

Изменить мемориал, которым вы управляете, или предложить изменения менеджеру мемориала.

Есть отзыв

Спасибо за использование Find a Grave, если у вас есть какие-либо отзывы, мы будем рады услышать от вас.

Оставить отзыв

Выбрано 1 фото…

Выбрано 2 фото…

Превышен размер

Вы не можете больше загружать фотографии в этот мемориал

«Неподдерживаемый тип файла»

Загрузка…

Ожидание…

Успешно

Неудачно

Эта фотография не была загружена, т.к. в этом мемориале уже есть 20 фотографий

Эта фотография не была загружена, потому что вы уже загрузили 5 фотографий в этот мемориал

Неверный тип файла

Загрузка 1 фото

Загрузка 2 фотография

1 Фотография Загружено

2 Фотографии Загружено

Добавлены

Великие новости. ! На это кладбище есть 1 волонтер .

Извините! На это кладбище нет добровольцев. Продолжение этого запроса добавит оповещение на страницу кладбища, и любые новые добровольцы будут иметь возможность выполнить ваш запрос.

Введите числовое значение

Введите идентификатор мемориала

Год не должен быть больше текущего года

Неверный мемориал

Повторяющаяся запись для мемориала

Вы выбрали этого человека в качестве члена своей семьи.

Сообщено!

Эта связь невозможна из-за сроков службы.

0% Завершено

Добавить заголовок

Сохранено

Выберите тип фото

Могила

Лицо

Семья

Другое

Сохранено

Требуется Javascript: К сожалению, Find a Grave не работает должным образом без включенного JavaScript. Вам нужно будет включить Javascript, изменив настройки браузера. Научитесь включать это.

Ван Гог и Елена Булгакова Картина Ольги Адам

Ван Гог и Елена Булгакова Картина Ольги Адам | Саатчи Арт

Посмотреть в комнате

FullScreen

View FullScreen

383 View

View in My Room

Оригинал

Отпечатки

Olga Adam

Ukraine

SAATHI ARTS ATARTS ARTS ATARTS ARTS ATARTS ARTINE ARTINE ARTINE. При покупке этого принта 100% прибыли пойдет непосредственно художнику.

Доступные распечатки Open Edition:

info-circle

Select a Material

info-circle

Fine Art Paper

Fine Art Paper

Холст

Выберите размер

12 x 9 дюймов (40 долларов США)

12 x 9 дюймов (40 долларов США)

20 x 15 дюймов (70 долларов США)

Добавить рамку

info-circle 93
Белый (80 долларов)

Черный (80 долларов)

Белый (80 долларов)

Натуральное дерево ($80)

Без рамки

120 долларов США

Добавить в корзину

30-дневная гарантия возврата денег0005

383 Просмотров

О работе

Это фото из моей серии «Встречи после жизни» Два человека, которые никогда не встречались в жизни, показаны вместе

Детали и размеры

Print:Giclee Художественная бумага

Размер: 12 Ш x 9 В x 0,1 Г в

Рамка: Белая

Доставка и возврат

Срок доставки: Обычно 5-7 рабочих дней для внутренних отправлений, 10-14 рабочих дней для международных отправлений .

Развитие художницы Ольги Адам поинтересовался, как она пробовала себя в разных областях искусства. Эта творческая украинка начала свою жизнь в Харькове, выпускница Харьковского художественного училища и Академии художеств по специальности «Дизайн». чашу и скатерть лепит из пластилина снимает видео, мастер-классы и лекции по телеискусству. Организует выставки, перформансы и фестивали. У нее есть свое творческое пространство в центре Киева – арт-студия «Счастье», куда приходят многие желающие заниматься творчеством и находить позитив! Она рисует сериями, сечас работает над серией «Мать мира». Одна из ценных серий «Встреча с загробной жизнью» дает нам представление о том, что может произойти, если встретятся известные люди разных эпох, как Астрид Линдгрен и Иосиф Бродский, Федерико Феллини и Фрида Кало, Чарли Чаплин и Нефертити. Ее работы экспонировались на многочисленных выставках в Украине, а также в Турции и на Мальте. Работы находятся в частных коллекциях России, Украины, Турции, Австрии, Грузии, Италии.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *